УДК 343 .85 ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА МИНКОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и организации деятельности УИС
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: статья посвящена проблеме влияния криминальной субкультуры на детерминацию пенитенциарной преступности, выявлению детерминации пенитенциарной преступности от проявлений криминальной субкультуры, в частности традиций и обычаев, существующих в среде осужденных в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы.
Проблема криминальной субкультуры в целом, криминальных традиций и обычаев в местах лишения свободы в частности занимает значительное место в системе криминогенной детерминации, прежде всего детерминации преступности как социального явления. В местах лишения свободы преступная субкультура - продукт преступной и антиобщественной деятельности, выработанный многовековым опытом, часто заменяющий собой нормы и правила человеческого общежития.
Тюремная антикультура, ее принципы и нормы настолько деформируют индивидуальное сознание осужденного, что девиантное юридическое противозаконное поведение человека становится внутренне необходимым регулятором его повседневной жизни. В связи с этим первым этапом в профилактике насильственной преступности в местах лишения свободы должна стать нейтрализация негативных проявлений субкультурных отношений между осужденными, нередко продуцирующих совершение ими насильственных преступлений.
В настоящее время субкультура преступного мира вышла за рамки проблем пенитенциарных учреждений, это уже проблема общества в целом, проблема взаимоотношений в социуме свободных людей. В связи с этим и решаться она должна не только силами Федеральной службы исполнения наказаний и даже не правоохранительных органов, а обществом в целом, каждым его членом, поскольку мы сами способствуем внедрению этих норм в нашу жизнь.
Ключевые слова: криминальная субкультура, «тюремная» субкультура, традиции и обычаи в местах лишения свободы, детерминация, пенитенциарная преступность, предупреждение преступности, криминогенная ситуация, криминогенный фактор, уголовно-исполнительная система, осужденный, исправительное учреждение, Федеральная служба исполнения наказаний.
Рассмотрение факторов, продуцирующих совершение осужденными насильственных преступлений в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы, невозможно без анализа такого специфичного явления, как криминальная субкультура, которая, без сомнения, оказывает существенное влияние на состояние социально-психологического климата в среде осужденных. Более того, мы не ошибемся, если отметим, что она является мощным криминогенным фактором и питательной средой преступности. О взаимосвязи криминальной агрессии осужденных с феноменом их субкультуры делает выводы в своем исследовании А. О. Буянов, утверждая, что в исправительных колониях субкультура является едва ли не главным источником напряженности и порождает многочисленные эксцессы насилия [4, с. 17-18].
© Минкова Е. А., 2015
Проведенное нами исследование дает основания полагать, что совершение осужденными насильственных преступлений в исправительных учреждениях во многом объясняется действием указанных факторов. Данные предположения отнюдь не беспочвенны. Например, В. М. Анисимков, занимающийся исследованием традиций и обычаев в местах лишения свободы, утверждает, что больше половины (69 %) всех преступлений в исправительных учреждениях «тем или иным образом связано с соблюдением антиобщественных традиций и обычаев» [1, с. 12]. Не являются исключением и насильственные преступления.
Нет необходимости доказывать, что проблема криминальных традиций и обычаев занимает значительное место в системе криминогенной детерминации, прежде всего детерминации преступно-
сти как социального явления. По мнению С. Я. Лебедева, «традиции и обычаи поддерживают в преступности то стабильное, без чего она существовать не может - антиобщественность, аморальность, паразитизм, противоправность» [8, с. 28].
Субкультура, представляя собой систему искаженных ценностных ориентаций уголовных элементов в исправительных учреждениях, проникая в повседневную жизнь, овладевая умами и чувствами определенного круга людей, становится реально ощутимой силой. Так, большинство исследователей отмечает, что лица, совершившие преступления и направляемые в исправительные учреждения для отбывания наказания, часто боятся не самого факта лишения свободы, а тех, с кем придется отбывать наказание, и неписаных правил, которые там существуют.
В местах лишения свободы преступная субкультура - продукт преступной и антиобщественной деятельности, выработанный многовековым опытом, составляет принципы, образы противоправного поведения, закрепляет не только желаемое и возможное, но и должное в преступной среде. Более того, то, что, по мнению общества, считается преступлением или аморальным поведением и влечет за собой соответствующие правовые последствия, для определенного круга криминальных элементов почетно («у нас свой мир, своя мораль, свои законы»).
Насилие в среде осужденных не только в порядке вещей, но и особая доблесть «блатного мира», его установка, принцип поведения, базовая искаженная ценностная ориентация и, наконец, его традиция. «"Закон зоны" жесток и неумолим, насилие заложено в его природе, имманентно присуще ему, собственно, на насилие он и опирается, без насилия он попросту не существовал бы» [2, с. 31]. Это уже своего рода образ жизни рассматриваемой категории людей, точнее сказать, антиобщественный образ жизни, более того, преступный, который характеризуется значительной деформацией всех сфер жизни индивида, с отклоняющимся от социальных и правовых норм поведением и значительной степенью негативного влияния на окружающих. Согласно традициям и нормам «тюремной» субкультуры осужденный в той или иной ситуации не может поступить иначе, его поведение строго регламентировано нормами поведения в преступной среде. Подобные случаи, увы, неединичны, они распространены повсеместно.
Приходится констатировать, что субкультура преступного мира давно вышла за рамки проблемы пенитенциарных учреждений, она, как справедливо заметил В. Н. Кудрявцев, полностью «вписыва-
ется в систему общественных нравов», является «частью общей культуры населения» [7, с. 7, 104]. Нельзя также не согласиться с В. Чернениловым, пришедшим к выводу о том, что «жестокость преступной субкультуры - зеркальное отражение общества в целом, в котором упала ценность человеческой личности как таковой» [9, с. 24].
Можно отметить, что причины пенальной преступности связаны прежде всего с природой такого уголовного наказания, как лишение свободы, и заключаются в основном в противоречиях сферы уголовного наказания, преступной субкультуре, поэтому первым этапом в профилактической деятельности должна стать нейтрализация негативных проявлений субкультурных отношений между осужденными.
Специфические правила взаимоотношений в среде осужденных, существуя на протяжении многих веков, накладывают серьезный отпечаток на весь процесс функционирования исправительного учреждения, дестабилизируя оперативную обстановку в нем. Тюремная антикультура, ее принципы и нормы настолько деформируют индивидуальное сознание осужденного, что девиантное юридическое противозаконное поведение человека становится внутренне необходимым регулятором его повседневной жизни. В связи с этим возникает резонный вопрос: «Реально ли искоренить это негативное явление и тем самым предупредить совершение насильственных преступлений в местах лишения свободы?»
Уничтожить явление, существующее веками, трудно, скорее, невозможно, поскольку, как отметил В. А. Верещагин, «тюрьма, острог и каторга традиционно всегда были тем местом, где процветала специфическая система ценностей и принципов поведения» [5, с. 12-13]. В литературе отмечалось, что осужденные создают свою субкультуру, пытаясь так или иначе удовлетворить неудовле-творяемые в изоляции потребности, тем или иным способом осуществить невыполняемые в изоляции функции. По мнению В. М. Когана, «чем острее ощущается разрыв между прошлым на свободе и настоящим в изоляции, тем ярче выражена субкультура, тем больше заключенных готовы следовать образующим ее нормам» [6, с. 140].
Однако ослабить отрицательное влияние неформальных норм на отношения в среде осужденных не только возможно, но и необходимо. Данная деятельность должна опираться на социально активную позицию лиц, содержащихся в исправительных колониях. О возможности использования этого фактора и прогнозировании получения положительных результатов свидетельствует прове-
денное нами исследование, установившее, что 23,6 % исследованных осужденных отрицательно относились к существующим нормам и правилам «тюремной» субкультуры и высказывались за необходимость борьбы с ними.
Нередко осужденные вынуждены поддерживать нормы и традиции «тюремной» жизни, потому что не имеют иной возможности обезопасить себя во время отбывания наказания. Острота проблемы еще больше усугубляется тем, что они в меньшей степени боятся возмездия со стороны государства за совершенные деяния, нежели преступного мира, поскольку, как показывает практика, нарушение закона часто не влечет за собой наказания со стороны соответствующих органов, тогда как за нарушение «воровских» традиций наказание следует незамедлительно, его не избежать, от него не скрыться. Иными словами, нормы криминальной субкультуры в исправительных учреждениях фактически подменяют официальные нормы, существующие в обществе, в частности нормы закона, что, несомненно, свидетельствует о слабости официальной власти, ее неспособности контролировать процессы, происходящие в среде осужденных, своевременно реагировать на них, тем самым фактически расписываясь в своем бессилии.
В рамках исправительных учреждений приоритетным направлением в деле противодействия распространению криминальной субкультуры, следовательно, преступлениям, совершенным на основе следования ее традициям и обычаям, является разобщение малых групп осужденных отрицательной направленности, являющихся основными носителями указанных неформальных норм. Данной проблеме всегда уделялось достаточно широкое внимание в науке, однако негативные тенденции, связанные с функционированием таких групп в местах лишения свободы, представляют собой особую пенитенциарную проблему и сегодня, решение которой, безусловно, будет способствовать повышению эффективности противодействия насильственным преступлениям, совершаемым осужденными в исправительных колониях.
Вместе с тем в практической деятельности мест лишения свободы довольно часто распространена прямо противоположная тенденция: в некоторых исправительных учреждениях сотрудники, зная движущие мотивы поведения авторитетных групп согласно нормам «тюремной» субкультуры, могут для повышения степени управляемости учреждения поддерживать их, используя договоренности с лидерами таких групп. В результате такого стиля руководства сотрудник попадает в зависимость (в основном психологическую, но не исключено, что
и в зависимость иного рода) от осужденных и их неформальных лидеров, которые используют его в своих целях [5, с. 15-16]. Эта зависимость налагает достаточно жесткие ограничения на свободу принятия решений, образует базу для профессиональной деформации и может вести к прямым нарушениям закона и служебного долга. Нет необходимости доказывать, что криминализация среды осужденных имеет прогрессирующие тенденции в тех исправительных учреждениях, где криминальной идеологией нейтрализован исправительный процесс, профессиональный авторитет персонала [3, с. 41].
Успех в деле нейтрализации негативных проявлений криминальной субкультуры будет обеспечен, на наш взгляд, в том случае, если начинать воздействовать на существующие неформальные нормы и традиции не в исправительных колониях и даже не в следственных изоляторах, как указывают некоторые авторы, а значительно раньше, поскольку проблема повсеместной зараженности осужденных «воровской» идеологией давно вышла за рамки проблемы пенитенциарных учреждений. Это проблема общества в целом, проблема взаимоотношений в социуме свободных людей.
Обычаи и традиции «тюремной» жизни, сформировавшись многие века назад, прочно внедряются в жизнь обычного человека, далекого от преступного мира, и не последнюю роль в этом процессе играют средства массовой информации, кино и телевидение, пропагандирующие «воровские» традиции. Что мы смотрим, читаем, какую музыку мы слушаем: радио «Шансон», криминальные детективы, телесериалы, где основным средством выражения мыслей является жаргон, который прочно вошел во все сферы жизни общества, заменив собой литературные нормы общения. Особенно подвержена такому влиянию молодежь.
Коммунистическая идеология, довлевшая над сознанием нашего народа на протяжении многих десятилетий, развенчана, а новая еще не создана. Все это явилось благодатной почвой для распространения антиобщественной, в том числе преступной, идеологии, когда приоритеты смещаются в сторону культа насилия и наживы. Государство в лице его компетентных органов должно вмешаться в процесс повсеместного заражения общества «моралью» преступного мира, поскольку в настоящее время, как справедливо отметил профессор В. Н. Кудрявцев, криминальная субкультура, к сожалению, стала частью общей культуры населения, подменяя собой общепризнанную систему общественных нравов, ценностных ориентаций, моральных и правовых воззрений людей, их привычек и стерео-
типов поведения, а также образа жизни в целом [7, с. 7, 104].
С учетом изложенного весьма важным является устранение факторов, предопределяющих специфику среды осужденных, в недрах которой совершают-
ся преступления, с ее приверженностью традициям и обычаям преступного мира, что позволит более эффективно вести работу по профилактике насильственных преступлений на индивидуальном уровне с учетом особенностей каждого осужденного.
Список литературы
1. Анисимков В. М. Антиобщественные традиции и обычаи «преступного мира» среди осужденных в местах лишения свободы и проблемы борьбы с ними : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. 45 с.
2. Антонян Ю. М., Бойко И. Б., Верещагин В. А. Насилие среди осужденных : учеб. пособие / под ред. Ю. М. Антоняна. М., 1994. 116 с.
3. Барабанов Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях : монография. Рязань, 1999. Ч. 1. 191 с.
4. Буянов А. О. Предупреждение насилия в среде осужденных к лишению свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. 22 с.
5. Верещагин В. А. Прогнозирование и профилактика противоправного поведения осужденных в местах лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. 36 с.
6. Коган В. М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия. М., 1983. 235 с.
7. Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002. 159 с.
8. Лебедев С. Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации (теоретические и методологические основы исследования) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995. 44 с.
9. Черненилов В. Брутальное общество // Перспективы. 1990. № 10. С. 24-28.
ELENA ANATOL'EVNA MINKOVA,
phd in law,
associate professor, management and organization of activity of penal system department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
CRIMINAL SUBCULTURE IN THE PROCESS OF DETERMINATION OF VIOLENT CRIME IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM
Annotation: article is devoted to a problem of influence of criminal subculture on determination of penitentiary crime, identification of determination of penitentiary crime from manifestations of criminal subculture, in particular the traditions and customs existing in the environment of condemned in the conditions of serving of punishment in the form of imprisonment.
The problem of criminal subculture in general, criminal traditions and customs in imprisonment places in particular, takes an important place in system of criminogenic determination, first of all determinations of crime as social phenomenon. In imprisonment places criminal subculture - the product of criminal and antisocial activity developed by centuries-old experience, often replacing with itself norms and rules of human community.
The prison anti-culture, its principles and norms so deform individual consciousness condemned that the deviant legal illegal behavior of the person becomes internally necessary regulator of its everyday life. In this regard neutralization of negative manifestations of the subcultural relations between condemned, commissions of the violent crimes often producing by them has to become the first stage in prevention of violent crime in places of imprisonment.
Now the subculture of underworld was beyond problems of penal institutions, it already a problem of society in general, a problem of relationship in society of free people. In this regard and it has to be solved not only forces of Federal Penitentiary Service and even not law enforcement agencies, and society in general, each his member as ourselves produce distribution of these norms to our life.
Key words: criminal subculture, prison subculture, traditions and customs in imprisonment places, determination and penitentiary crime, the prevention of crime, a criminogenic situation, the criminogenic factor, criminal and executive system condemned correctional facility, Federal рenitentiary service.
© Minkova E. A., 2015
References
1. Anisimkov V. M. Antiobshchestvennye tradicii i obychai «prestupnogo mira» sredi osuzhdennyh v me-stah lisheniya svobody i problemy bor'by s nimi. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Anti-social traditions and customs «underworld» among inmates in prisons and problems of dealing with them. Cand. legal. sci. diss. abstract]. Moscow, 1991. 45 p.
2. Antonian Y. M., Boiko I. B., Vereshchagin V. A. Nasilie sredi osuzhdennyh [Violence among prisoners]. Moscow, 1994. 116 p.
3. Barabanov N. P. Preduprezhdenie i presechenie chrezvychajnyh situacij kriminal'nogo haraktera v is-pravitel'nyh uchrezhdenijah [Prevention and suppression of criminal nature of emergencies in prisons]. Ryazan, 1999. Part 1. 191 p.
4. Bujanov A. O. Preduprezhdenie nasilija v srede osuzhdennyh k lisheniju svobody. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Prevention of violence among persons sentenced to imprisonment. Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 1996. 22 p.
5. Vereshchagin V. A. Prognozirovanie i profilaktika protivopravnogo povedeniya osuzhdennykh v mestakh lisheniya svobody. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Prediction and prevention of illegal behavior of convicts in prisons. Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 1997. 40 p.
6. Kogan V. M. Social'nyj mehanizm ugolovno-pravovogo vozdejstvija [Social mechanism of criminal law]. Moscow, 1983. 235 p.
7. Kudryavtsev V. N. Prestupnost' i nravy perehodnogo obshhestva [Crime and mores of a transitional society]. Moscow, 2002. 159 p.
8. Lebedev S. J. Tradicii i obychai v sisteme kriminologicheskoj determinacii (teoreticheskie i me-todologicheskie osnovy issledovanija). Avtoref. dis. d-ra jurid. nauk [Traditions and customs in the criminological determination (theoretical and methodological foundations of the study). Dr. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 1995.44 p.
9. Chernenilov V. Brutal'noe obshhestvo [Brutal society]. Perspektivy - Prospects, 1990, no. 10, pp. 24-28.