Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
286
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / RESOCIALIZATION / CORRECTION / CONVICTED WOMEN / THE PENAL SYSTEM / EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL WORK DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куркина И. Н., Соколова Ю. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями ресоциализации осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, определяются основные направления педагогической деятельности сотрудников исправительных учреждений, анализируются положительные результаты воспитательной работы и ее недостатки. На основе данных, полученных в ходе анкетирования осужденных женщин, формулируются рекомендации по повышению эффективности процесса их ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куркина И. Н., Соколова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the resocialization of convicted women serving a sentence of imprisonment

The article addresses issues related to the specifics of the resocialization of convicted women serving a sentence of imprisonment, the main areas of pedagogical activity of correctional staff are defined, positive results of educational work and its shortcomings are analyzed. Based on the data obtained in the survey of convicted women, recommendations are formulated to increase the efficiency of the process of their resocialization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.8

И. Н. КУРКИНА

доцент кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Владимир

IRINA N. KURKINA

Assistant Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Professional Activity VLI of the FPS of Russia, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor

Vladimir

Ю. А. СОКОЛОВА

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат психологических наук

Владимир

YULIYA A. SOKOLOVA

Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy of Professional Activity VLI of the FPS of Russia, Ph.D. in Psychological Sciences

Vladimir

Особенности ресоциализации осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы

Specific features of the resocialization of convicted women serving a sentence of imprisonment

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями ресоциализации осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, определяются основные направления педагогической деятельности сотрудников исправительных учреждений, анализируются положительные результаты воспитательной работы и ее недостатки. На основе данных, полученных в ходе анкетирования осужденных женщин, формулируются рекомендации по повышению эффективности процесса их ресоциализации.

Ключевые слова: ресоциализация, исправление, осужденные женщины, уголовно-исполнительная система, воспитательная работа, направления воспитательной работы.

Annotation. The article addresses issues related to the specifics of the resocialization of convicted women serving a sentence of imprisonment, the main areas of pedagogical activity of correctional staff are defined, positive results of educational work and its shortcomings are analyzed. Based on the data obtained in the survey of convicted women, recommendations are formulated to increase the efficiency of the process of their resocialization.

Key words: resocialization, correction, convicted women, the penal system, educational work, educational work directions.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

9

Процесс ресоциализации осужденных, подготовка их к освобождению являются одними из важнейших и актуальных вопросов в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Научная разработка данной проблемы может способствовать определению наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов коррекции взглядов, убеждений и поведения осужденных.

Применительно к осужденным ресо-циализация представляет собой «комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества» [1].

Фундамент ресоциализации закладывается с самого первого дня пребывания осужденного в исправительном учреждении. В связи с этим содержание в местах лишения свободы должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению осужденных в общество законопослушными гражданами.

Особая сложность ресоциализации осужденных заключается в специфике самих исправительных учреждений. По мнению С. А. Старостина, осуществление указанного процесса в местах лишения свободы «содержит в себе взаимно противоположные тенденции: с одной стороны, мы изолируем человека от общества, разрывая положительные социальные связи, изменяя сферу общения, окружающую социальную среду, с другой - ставим цель его исправления и последующего включения в общественные отношения» [2].

Ресоциализация женщин, попавших в места лишения свободы, представляет собой сложный процесс, поскольку они с трудом адаптируются к новым условиям жизни, отличаются особым психологическим и биологическим складом, нуждают-

ся в постоянном наблюдении и воспитательном воздействии со стороны сотрудников исправительного учреждения.

На примере ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области мы предприняли попытку проанализировать содержание и особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, а также наметить пути повышения ее эффективности.

ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области (далее - ИК-10) является колонией общего режима для женщин, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. По состоянию на конец 2019 года в учреждении содержалась 291 осужденная женщина. Судимых два раза - 150 человек, что составляет 52 % от общего количества осужденных, три и более раза - 141 человек (48 %). Как следует из приведенных данных, спецконтингент достаточно сложный, большинство женщин отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, среди них большое количество осужденных совершили преступления, направленные против жизни и здоровья граждан: убийства, кражи, грабежи, незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление наркотических средств и тому подобное.

У содержащихся здесь женщин достаточно большие сроки наказания: 63 % от общего количества осуждены на срок от 5 до 10 лет; 9 % - от 10 до 15 лет; 2 % -от 15 до 20 лет; 23 % - от 1 года до 5 лет; 3 % - до 1 года. Все перечисленные особенности непосредственно влияют на проведение воспитательной работы с осужденными женщинами в целом и на процесс их ресоциализации в частности. Дело в том, что пребывание в условиях длительной социальной изоляции нередко носит негативный характер: осужденные женщины совершают повторные преступле-

10

[email protected] www.or.fsin.su

ния, нарушают установленный порядок отбывания наказания, особенно популярны среди женщин драки.

К основным направлениям воспитательной работы в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области относится нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее исправлению осужденных женщин. В этом процессе оказываются задействованными сотрудники разных отделов и служб, так как только при четком их взаимодействии возможно достичь цели того или иного воспитательного мероприятия. Именно так нам представляется педагогическая роль сотрудников в исправлении осужденных.

Процесс исправительно-воспитатель-ного воздействия на осужденных женщин непосредственно зависит от степени изученности личностных качеств и свойств осужденных, именно с этой це-Ф лью нами было проведено анкетирование

60 женщин. Анкета была анонимной и составлена таким образом, чтобы выявить социально-демографические и уголовно-правовые признаки осужденных женщин, их нравственные свойства и психологические особенности, отношение к перевоспитанию и совершенному преступлению, те трудности, с которыми столкнулись осужденные при попадании в места лишения свободы, а также оценить эффективность средств исправления с точки зрения самих осужденных.

Большую часть (67 %) составили женщины, осужденные по статье 2281 Уголовного кодекса Российской Федерации («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо

их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»).

При анализе ответов на вопрос об образовании была выявлена определенная связь уровня образования и тяжести совершенного преступления. Так, 14 % женщин, осужденных по статьям 159, 160, 3272 Уголовного кодекса Российской Федерации («Мошенничество», «Присвоение или растрата», «Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий»), имеют высшее образование. Из этого следует вывод, что уровень интеллектуального развития у этих осужденных женщин выше, чем у осужденных по иным статьям. Данный результат свидетельствует о нестандартности мышления, изощренности способа совершенного преступления. Женщина, имеющая высшее образование, способна продумывать ход преступных событий и делать попытки к Ф

сокрытию преступления.

В связи с этим при проведении воспитательной работы с осужденными необходимо учитывать их уровень образования, так как интеллектуальное развитие способствует восприимчивости к поступающей информации. Существует значительная разница между построением общения с женщиной, имеющей высшее образование, и с женщиной, имеющей начальный уровень образования. Однако в ИК-10 имеется кадровая проблема, что негативно влияет на рациональное распределение рабочего времени и делает затруднительным дифференциацию воспитательной работы с осужденными в зависимости от их уровня образования.

На вопрос о семейном статусе осужденной женщины были получены следующие ответы: 27 % состояли в официаль-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

ном браке; 37 % - в гражданском браке; 7 % - вдовы и 29 % в браке не состояли.

По мнению сотрудников ИК-10, наиболее трудно поддаются ресоциализа-ции женщины, не имеющие социальных привязок в виде близких людей, друзей, детей, родителей. При прекращении общения с родственниками, отдалении от семьи и детей осужденная женщина испытывает тяжелые эмоциональные потрясения, начинает проявлять агрессию, становится конфликтной, ранимой. Она теряет свою значимость, чувствует себя ненужной. Именно поэтому после освобождения такие женщины испытывают проблемы, связанные с созданием новой семьи, так как, по мнению осужденных, нахождение в местах лишения свободы неминуемо оставляет на женщине «клеймо». От недостатка мужского внимания женщины нередко переключаются на однополые отношения, перестают ухаживать за собой.

Воспитательная работа с данной категорией осужденных женщин проводится сугубо индивидуально, так как на массовые формы они не отзываются. Акцент делается на беседы с психологом, который помогает осужденной выстраивать дальнейшую модель поведения, способствующую процессу исправления. Администрации исправительного учреждения следует уделять внимание имеющимся проблемам. Семейный уклад как сложная духовная составляющая оказывает положительное воздействие на процесс исправления осужденной женщины. Следовательно, отделы и службы исправительного учреждения должны прилагать усилия для восстановления и поддержания социальных связей. Необходимо увеличить количество мероприятий, способствующих развитию женского начала в осужденной.

Часть женщин отбывают наказание за убийство своих мужей либо сожителей. В анкете на вопрос о том, какие трудности в семейном плане они испытывают в период пребывания в исправительном учреждении, женщины ответили следующим образом: «никакие», «трудностей в семейном плане нет». Такие ответы являются результатом нераскаяния осужденных. В связи с этим остается открытым вопрос, как можно перевоспитать осужденную женщину, которая своей вины в совершенном преступлении не видит, раскаяния не испытывает. Неслучайно существует проблема в организации воспитательного процесса с женщинами-убийцами, так как убедить их в неправильности совершенного деяния довольно сложно.

Участвующие в анкетировании осужденные женщины отметили, что в исправительном учреждении проводятся беседы (лекции), общие собрания отрядов с присутствием членов совета воспитателей отрядов, ведется работа психологов. Кроме того, на территории ИК-10 действуют православный храм в честь святого царевича Дмитрия Угличского и Московского Чудотворца, оборудована молитвенная комната для женщин-мусульманок. На протяжении многих лет осуществляется сотрудничество с муромскими Спасо-Преображенским мужским и Свято-Троицким женским монастырями, а также местными православными храмами. Все это в немалой степени способствует снижению уровня напряженности.

На вопрос о том, какие трудности стали самыми серьезными при поступлении в учреждение, ответы осужденных распределились следующим образом:

- трудности, связанные с необходимостью соблюдать режимные требования (31 %);

12

[email protected] www.or.fsin.su

- условия изоляции уже знакомы (женщины, повторно совершившие преступление), и серьезных проблем адаптация не вызывает (20 %);

- трудности, обусловленные разлукой с несовершеннолетними детьми (38 %);

- психологические трудности (11 %).

Анализ анкет позволил заключить,

что трудности адаптации испытывают, как правило, женщины в возрасте от 46 лет. Перемена круга общения и привычной деятельности приводит к психологическому стрессу, вследствие чего они очень медленно вливаются в привычный для исправительного учреждения ритм. Учитывая это обстоятельство, сотрудникам исправительного учреждения следует особо внимательно относиться к женщинам данной возрастной категории.

В беседе с сотрудниками ИК-10 мы выяснили, что наиболее эффективными с точки зрения ресоциализации осужденных женщин являются мероприятия, проводимые совместно разными отделами и службами, так как вызывают у них наибольший интерес. Например, осужденным женщинам в ИК-10 предоставляют возможность заниматься различными формами социально полезной и общественно значимой деятельности. Так, проводятся недели добрых дел, благотворительные акции, направленные на поддержание наиболее нуждающихся из женщин -малообеспеченных, инвалидов, престарелых и больных. Участие в данных мероприятиях способствует формированию у осужденных таких качеств личности, как милосердие, доброта, ответственность, толерантность и тому подобные.

Много мероприятий организуется сотрудниками для развития в женщинах чувства прекрасного, воспитания женственности (конкурсы красоты, лучшей цветочной композиции, зимних скульп-

тур и другие). Особое внимание уделяется созданию условий, способствующих развитию эстетического вкуса и стиля поведения. Сотрудники стараются развить и укрепить в женщинах чувство материнства. Поскольку в ИК-10 содержится большое количество женщин, имеющих детей, основная масса сотрудников полагают, что именно мероприятия, связанные с мотивацией женщин на полноценную жизнь после освобождения, воспитание детей, создание семьи, устройство своей личной жизни, способствуют их положительному поведению, формированию уверенности в себе и своем будущем.

Осужденным предоставляется возможность самостоятельно изучить различную информацию, в том числе и изменения в законодательстве Российской Федерации. Для этого в местах общего пользования (в клубе, на улице) и в помещениях отрядов ИК-10 оформлены стенды наглядной агитации. Размещенный в библиотеке сенсорный информационно-правовой терминал позволяет осужденным осуществить быстрый доступ к данным об изменениях в законодательстве.

При проведении анкетирования осужденным был задан вопрос о том, в каких мероприятиях, проводимых в исправительном учреждении, им интересно участвовать, а в каких нет и каковы их предложения. Мы пытались выявить, какие проблемы существуют в процессе исправления.

Женщины отметили, что необходимо увеличить количество мероприятий, направленных на развитие полезных навыков и знаний, необходимых в современном мире, поскольку это дает «больше шансов найти работу и обзавестись семьей». Именно поэтому в ИК-10 уделяется повышенное внимание организации общественно полезного труда, так

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

13

как только труд спасает от деградации, создает условия для полноценного межличностного общения. На это указывают в анкетах и осужденные женщины.

На территории ИК-10 осужденные получают профессию швеи, причем не утрачивают приобретенные навыки после освобождения, а используют их в дальнейшей деятельности. Однако не все женщины имеют желание работать, проявляют заинтересованность в профессии. В связи с этим сотрудники ИК-10 строят воспитательную работу с данной категорией осужденных таким образом, чтобы убедить женщину в нужности труда как финансового источника (проводят индивидуальные и групповые беседы, приглашают потенциальных работодателей, сотрудничают с центром занятости населения и так далее).

Осужденным был задан вопрос о возможности перевоспитания, исправления человека. Ответы на него распределились следующим образом: 34 % считают, что «перевоспитать можно, все зависит от коллектива сотрудников исправительного учреждения»; 48 % респондентов ответили, что «возможно, если государство создаст условия для осужденных после их освобождения (обеспечит жильем, высокооплачиваемой работой, социальными льготами и тому подобным); 13 % полагают, что «от самого человека во многом зависит, будет он в дальнейшем совершать правонарушения или вести правопослушный образ жизни»; 5 % женщин ответили, что осужденного перевоспитать нельзя, так как человек уже сформирован и «воспитание в отношении него уже упущено». Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что женщины, содержащиеся в ИК-10, в основном уверены в собственном исправлении и стремятся к нему.

Исходя из совокупности ответов, мы пришли к выводу, что осужденные женщины восприимчивы к мероприятиям трудового и творческого плана более, чем к другим из перечисленных. Это объясняется сущностью женщины: гибкостью ума, изменчивостью настроения и характера, творческим подходом к любой деятельности, широтой эмоционального диапазона, стремлением к созиданию, обустройству и усовершенствованию, фан-тазийностью и глубиной воображения, интуитивным подходом к разрешению вопроса, высоким уровнем приспосаб-ливаемости к изменчивым ситуациям. Неслучайно творческая деятельность находит наибольший отклик у осужденных женщин. Неиссякаемый творческий потенциал позволяет женщине самореализоваться и заработать условно-досрочное освобождение. То есть занятия трудовой и творческой деятельностью являются наиболее эффективными и широко применяемыми в исправительных учреждениях для женщин.

Формы организации воспитательной работы с осужденными, применяющиеся педагогическим коллективом ИК-10, позволяют заключить, что по своему содержанию воспитательная работа лишена каких-либо карательных элементов, однако осуществляется в рамках режима, правила которого обеспечиваются в том числе и принудительными средствами.

Между тем в воспитательной работе с осужденными женщинами существует ряд проблем, которые носят двусторонний характер. С одной стороны, не все сотрудники согласны выполнять педагогическую функцию и быть воспитателями по отношению к осужденным и не все в полной мере осознают тот факт, что, только объединив усилия всех служб и отделов, можно достичь основной цели

14

[email protected] www.or.fsin.su

уголовно-исполнительного законодательства - исправления осужденных. С другой стороны, сами осужденные женщины не хотят идти на контакт с сотрудниками исправительного учреждения, поскольку считают себя несправедливо наказанными, что значительно снижает эффективность мероприятий по ресоциализации.

Для разрешения данной ситуации считаем целесообразным развивать следующие направления:

- увеличение количества индивидуальных и массовых мероприятий, направленных на повышение правосознания осужденных; проведение с ними разъяснительной работы, позволяющей объективно оценить свой поступок;

- активное привлечение к работе с осужденными женщинами представителей религиозных организаций, которые помогут им осознать тяжесть совершенного преступления и раскаяться в нем,

#

а следующим шагом будет желание исправиться и начать вести правопослушный образ жизни;

- акцентирование внимания осужденных при проведении тех или иных мероприятий на их жизни после освобождения, например на создании семьи, рождении и воспитании ребенка, работе, приносящей материальное и моральное удовлетворение, и тому подобном;

- при проведении воспитательной работы, организации досуговой деятельности постоянное акцентирование внимания сотрудников на роли коллектива в исправлении осужденных;

- активное привлечение психологической службы в случаях непонимания сотрудником (сотрудниками) необходимости совместных усилий всех служб и отделов исправительного учреждения при организации воспитательной работы с осужденными. ф

1. Васильев А. М. Организационно-правовое обеспечение пенитенциарной и постпенитенциарной ресоциализации // Институт ресоциализации осужденных: состояние, проблемы и перспективы развития : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (26-27 окт. 2017 г.). Киров : ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2017. С. 20-24.

2. Старостин С. А. Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России : проблемы формирования и реализации: тезисы Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2006. С. 58-65.

1. Vasiliev A. M. Organizational and legal support of the penitentiary and post-penitentiary resocialization of convicts // Institute of Resocialization of Convicts: status, problems and development prospects : collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference (October 26-27, 2017). Kirov, 2017. Page 21.

2. Starostin S. A. Resocialization as one of the areas of criminal and criminal executive policy // Criminal and criminal executive policy of modern Russia: problems of formation and implementation : thesis of the Int. scientific-practical conf. : in 2 parts. Vologda, 2006. Part 1. Pp. 58-65.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.