А. В. ЩЕРБАКОВ доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы
A. V. SCHERBAKOV
Воспитательно-профилактическая и социально-психологическая работа с осужденными как средство обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Educational and preventive, social and psychological work with convicts as an instrument for ensuring safety of penal correction system of penal correction system of the Russian Federation
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы правового оформления и организации воспитательно-профилактической и социально-психологической работы с осужденными во взаимосвязи с потребностями их исправления и ресоциализации, обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы. Выявлены проблемы в этом направлении деятельности и предложены рекомендации, ориентированные на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства и воспитательно-профилактической и социально-психологической работы с осужденными.
Ключевые слова: безопасность уголовно-исполнительной системы, воспитательно-профилактическая работа с осужденными, социально-психологическая работа с осужденными.
Annotation. In the article the author considers questions of legal registration and the organization of educational and preventive and social and psychological work with convicts in interrelation with requirements of their correction and resocialization, safety of penal correction system. Problems in this activity are revealed and the recommendations focusing on improvement of the criminal and executive legislation and educational and preventive and social and psychological work with convicts are offered.
Key words: safety of penal correction system, educational scheduled maintenance with convicts, social and psychological work with convicts.
В Концепции развития уголов- ные мероприятия по совершенствова-
но-исполнительной системы нию воспитательно-профилактической
Российской Федерации до и социально-психологической работы
2020 года [1] указаны задачи и основ- с осужденными во взаимосвязи с по-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019 63
требностями их исправления и ресоци-ализации, с опорой на функциональное взаимодействие сотрудников всех служб пенитенциарного учреждения и при участии представителей гражданского общества.
Изучение специальной литературы [2] и эмпирических данных позволяет вести речь о двух основных исходных посылах к пониманию проблемы воспитательно-профилактической и социально-психологической работы с осужденными во взаимосвязи с потребностями обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации:
1) эта работа осложняется неблагоприятной пенитенциарной средой (прежде всего в условиях работы исправительных учреждений), искажением в ней традиционных ценностных ориентаций под влиянием асоциальной (криминальной, тюремной) субкультуры, прессинга со стороны окружения. Соответственно, возрастает роль психологического сопровождения осужденных, психокор-рекционной работы с ними во взаимосвязи с проводимым в рамках соответствующего учреждения комплексом воспитательных и профилактических мер, касающихся в том числе профилактики пенитенциарной преступности [3];
2) воспитательно-профилактическая и социально-психологическая работа с осужденными предполагает дифференцированный подход с учетом гендерных и возрастных признаков, криминологической характеристики осужденного, которая включает в себя характеристику совершенного им преступления, характер и меру наказания, криминальный опыт, личностные особенности и поведение во время отбывания наказания.
Современная работа органов и учреждений УИС России, исполняющих
наказания, ведется в том числе с использованием новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных. Подтверждение тому - примеры, связанные с апробированием модели центра исправления осужденных [4], внедрением в работу УИС системы социальных лифтов [5], активизацией сотрудничества ФСИН России с институтами гражданского общества по социально-психологическому сопровождению и постпенитенциарной адаптации осужденных [6].
Характеризуя нормативно-правовое регулирование рассматриваемого инструмента обеспечения безопасности УИС, следует указать на содержащиеся в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) положения, согласно которым в работе с осужденными используются основные средства исправления (часть 2 статьи 9), оказывается психологическая помощь (часть 61 статьи 12) и проводится воспитательная работа (часть 3 статьи 39, часть 6 статьи 471, часть 1 статьи 6011, статьи 109-110).
Оценивая положительно приведенные законодательные положения и примеры современной отечественной пенитенциарной практики в сфере воспитательно-профилактической работы и социально-психологического сопровождения осужденных в целом, необходимо рассмотреть проблемы организационно-правового характера.
Прежде всего, в настоящее время (как и ранее) отсутствует концептуальное правовое оформление системы воспитательно-профилактических и социально-психологических мер во взаимосвязи с оценкой степени исправления осужденного, предупреждением пенитенциарной преступности и иных правонаруше-
64
[email protected] www.or.fsin.su
ний и в целом с обеспечением безопасности УИС.
Изучение специальной литературы и эмпирических данных позволяет вести речь об отсутствии в этом плане комплексного подхода, налаженной организации функциональной взаимосвязи между сотрудниками различных служб, проводящих многочисленные мероприятия с осужденными [7]. Этот аспект, как мы полагаем, должен получить отражение в Концепции безопасности УИС, необходимость разработки которой обосновывается отечественными исследователями [8].
Вопросы организации воспитательной работы получили нормативно-правовое отражение применительно к исправительным учреждениям, что, видимо, объясняется спецификой их функционирования и режима отбывания в них наказания, особенностями спецконтингента, значимостью воспитательно-профилактических мероприятий для пенитенциарной безопасности.
В связи с этим в принятых на различных уровнях нормативных правовых актах отражены аспекты материально-технической обеспеченности организации воспитательной работы [9], а также ее непосредственной организации в рамках исправительного учреждения [10]. При этом на практике обнаруживаются недостатки как организации этой работы, так и соответствия ее материально-технической обеспеченности нормативным установлениям.
Следует особо подчеркнуть значимость организации воспитательной работы с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, которая возрастает в настоящее время в связи с расширением практики назначения альтернативных наказаний
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019
и ухудшением криминологических характеристик лиц, осужденных к таким наказаниям.
Между тем действующее законодательство не в полной мере учитывает указанные аспекты. Например, в утвержденной приказом Минюста России Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества [11] отсутствуют определение, формы осуществления и методы проведения воспитательной работы с осужденными, на практике беседа является едва ли не единственной формой воспитательной работы инспекторов [12].
Очевидно, что в настоящее время необходим комплекс мер для разработки методического обеспечения и правовой регламентации организации воспитательно-профилактической и социально-психологической работы с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. При этом, как обоснованно полагает И. Н. Смирнова, нужно учитывать ряд обстоятельств, среди которых значимость помощи со стороны администрации организаций и трудовых коллективов, в которых работают осужденные; значимость информации об осужденных, позволяющей определить наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы в каждом конкретном случае; значимость оптимизации организационно-штатного построения уголовно-исполнительных инспекций (наряду с реализуемым в настоящее время введением в их штаты должности психологов, созданием специализированных лабораторий и другим) [13].
Совершенствование нормативных правовых основ организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций (в том числе при проведе-
65
нии воспитательно-профилактической и социально-психологической работы) предполагает, по обоснованному мнению указанного автора, издание межведомственного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и иных правоохранительных органов на предмет профилактики правонарушений среди лиц, отбывающих наказания без изоляции от общества; разработку и реализацию программ содействия занятости осужденных к наказаниям без изоляции от общества; создание службы пробации в рамках Минюста России [13].
В специальной литературе обращается внимание на то, что при общей законодательной констатации права осужденного на психологическую помощь (часть 61 статьи 12 УИК РФ) законодательно не определено понятие психологической помощи и ее виды, в законе не рассматриваются как юридически значимые факты, которые могут учитываться при решении вопроса об изменении условий содержания, а также условно-досрочном освобождении, обстоятельства активного участия осужденных в психокоррек-ционных мероприятиях, направленных на преодоление негативных установок и формирование социально значимой мотивации личности [14].
Это суждение представляется обоснованным, хотя, разумеется, нельзя отрицать факт нормативно-правовой регламентации работы психологов с осужденными, в том числе с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества [15], а также отражения этих аспектов в специальной литературе [16]. Социально-психологическая работа, направленная на содействие осужденному в преодолении искаженных ценностных
ориентаций и противоправных поведенческих установок, его ресоциализацию, должна рассматриваться в контексте воспитательно-профилактической работы, о чем свидетельствует положение части 2 статьи 110 УИК РФ.
Соответственно, активное участие осужденного в психокоррекции, иных психологических мероприятиях, ориентированных на его ресоциализацию, должно учитываться во взаимосвязи с поведением осужденного, иными факторами, свидетельствующими о его исправлении, для вопросов дифференциации условий содержания.
В связи с этим нам представляется целесообразным внесение соответствующих дополнений в часть 2 статьи 109 УИК РФ (отражение фактора участия осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях, в том числе на основе психолого-педагогических методов, учитываемого при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания), а также в часть 3 статьи 87 УИК РФ (учет участия осужденных в психокоррекционных мероприятиях во взаимосвязи с оценкой возможности прогрессивного изменения для них условий содержания).
Следует также иметь в виду, что рассматриваемые в настоящей статье средства могут быть в полной мере эффективными при условии других составляющих исправления осужденного и его ресоциализации. Речь в данном случае ведется о совершенствовании форм организации труда, обучения, иных форм социально полезной занятости осужденных, оптимизации уголовно-исполнительного законодательства в этой сфере деятельности [17].
В целом необходим системный подход, предусматривающий дальнейшее совер-
66
[email protected] www.or.fsin.su
шенствование форм и методов воспитательно-профилактической и социально-психологической работы, проводимой с осужденными к наказаниям в виде лишения свободы, а также определение методов и форм указанных направлений работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. При этом нужно принять во внимание взаимосвязь указанных направлений с учетом постпенитенциарного этапа социальной работы. В свою очередь, правовое оформление этих вопросов включает в себя следующие уровни:
- концептуальный (определение в программном официальном документе - Концепции безопасности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации узловых вопросов организации взаимодействия элементов УИС в сфере организации воспитательно-профилактической и социально-психологической работы с осужденными);
- законодательный (включающий в себя оптимизацию законодательных основ организации взаимодействия органов и учреждений, исполняющих наказания, включая наказания, не связанные с изоляцией от общества, обеспечение содействия уголовно-исполнительным инспекциям со стороны государственных органов и органов местного самоуправления; коррективы в часть 2 статьи 109 и часть 3 статьи 87 УИК РФ, что позволит повысить значимость социально-психологической составляющей исправления осужденных, выступающей важным условием обеспечения безопасности УИС);
- подзаконный (предполагающий издание межведомственного нормативного правового акта, регулирующего порядок взаимодействия органов и учреждений, исполняющих наказания,
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019
в том числе наказания, не связанные с изоляцией от общества, по вопросам организации профилактики правонарушений среди осужденных, лиц, состоящих под надзором уголовно-исполнительных инспекций; включение в Инструкцию по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества раздела, в котором должны быть определены основные формы и методы воспитательно-профилактической и социально-психологической работы с осужденными, обязанности инспекторов и штатных психологов по этому направлению деятельности, формы содействия уголовно-исполнительным инспекциям со стороны территориальных органов ФСИН России, формы и порядок взаимодействия с иными органами и учреждениями УИС, исполняющими наказания, а также с другими правоохранительными органами).ф
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1722-р (ред. от 23.09.2015). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
2. Казак Б. Б., Ушатиков А. И. Организационные и психологические основы исправления и ресоциализации осужденных : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. Псков, 2007.
3. Коробков В. А., Веденин А. В. Отдельные аспекты применения метода психологического профиля в борьбе с пенитенциарной преступностью // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступл. и докл. участников (г. Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.) : в 8 т. Т. 5. Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2015. С. 165-170.
67
4. Дикопольцев Д. Е. Основные итоги эксперимента по апробации модели центра исправления осужденных исправительного учреждения в 2014 году // Там же. С. 91-94.
5. Янчук И. А. Отдельные вопросы правового регулирования системы социальных лифтов, применяемой в исправительных учреждениях ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2015. № 1. С. 107-109.
6. Корниенко Г. А. Современное состояние и перспективы развития уголовно-исполнительной системы // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступл. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.) : в 8 т. Т. 1. Материалы пленарного заседания. Рязань : Академия ФСИН России, 2017. С. 11-12.
7. Данилин Е. М., Давыдова Н. В. Состояние воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Вопросы ювеналь-ной юстиции. 2015. № 2. С. 11-13.
8. Казак Б. Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества (теоретические и организационно-правовые аспекты) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 15-18.
9. Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях : пост. Правительства Рос. Федерации от 02.08.1997 № 974 // Российская газета. 1997. 12 августа.
10. Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 (ред. от 23.08.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 10.
11. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества : приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 (ред. от 22.08.2014) // Российская газета. 2009. 14 августа.
12. Габараев А. Ш. Проблемы совершенствования воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступл. и докл. участников (г. Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.) : в 8 т. Т. 5. Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2015. С. 67-74.
13. Смирнова И. Н. Методологические, организационные и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Псков, 2010. С. 10-34.
14. Дебольский М. Г. Психологическая помощь осужденным: теория и практика, меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступл. и докл. участников (г. Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.) : в 8 т. Т. 5. Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2015. С. 88.
15. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 12.12.2005 № 238. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Колесникова Н. Е. Социально-психологические особенности осужденных женщин, отбывающих наказание без изоляции от общества, и особенности их социально-психологического сопровождения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 2. С. 7-10.
17. Соколова О. В., Степанова И. Б. Труд как одно из средств исправления осужденных к лишению свободы: проблемы законодательного регулирования // Lex russica. 2015. № 1. С. 76-83.
68
[email protected] www.or.fsin.su