Научная статья на тему 'Взаимодействие образовательных организаций ФСИН России и женских исправительных учреждений (на примере ФКУ ик-1 УФСИН России по Владимирской области)'

Взаимодействие образовательных организаций ФСИН России и женских исправительных учреждений (на примере ФКУ ик-1 УФСИН России по Владимирской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PENAL SYSTEM / REMEDIES / SOCIAL IMPACT / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / EDUCATIONAL WORK / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Додуева О. Ф., Малышева С. Н.

Статья посвящена вопросу взаимодействия образовательных организаций и исправительных учреждений ФСИН России. Обоснована историческая эффективность использования потенциала общественного воздействия как средства исправления при организации воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях. Представлено актуальное и востребованное направление работы сотрудников ВЮИ ФСИН России с женской исправительной колонией № 1 УФСИН России по Владимирской области (пос. Головино) с целью оказания педагогической помощи администрации исправительного учреждения при проведении воспитательных мероприятий с осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Додуева О. Ф., Малышева С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of educational organizations of the FPS of the Russian Federation and female correctional institutions (on the example of Correctional Facility 1 of the Federal Penitentiary Service and in Vladimir region)

The article is devoted to the issue of interaction between educational organizations and correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation. The historical effectiveness of using the potential of social influence as means of correction in organizing educational work with convicts serving sentences in correctional institutions has been analysed. The current and required direction of work of the employees of The FPS Vladimir Laf Institute of the Russian Federation with the women's Correctional Facility No. 1 of the FPS of the Russian Federation in the Vladimir Region (Golovino) is presented in order to provide pedagogical assistance to the administration of the correctional institution in the conduct of educational measures with convicts.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образовательных организаций ФСИН России и женских исправительных учреждений (на примере ФКУ ик-1 УФСИН России по Владимирской области)»

О. Ф. ДОДУЕВА O. F. DODUEVA

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, подполковник внутренней службы

С. Н. МАЛЫШЕВА S. N. MALISHEVA

заместитель начальника

по кадрам и воспитательной работе

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области,

подполковник внутренней службы

Взаимодействие образовательных организаций ФСИН России и женских исправительных

учреждений (на примере ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области)

Cooperation of educational organizations of the FPS Ф of the Russian Federation and female correctional institutions Ф

(on the example of Correctional Facility 1 of the Federal Penitentiary Service and in Vladimir region)

Аннотация. Статья посвящена вопросу взаимодействия образовательных организаций и исправительных учреждений ФСИН России. Обоснована историческая эффективность использования потенциала общественного воздействия как средства исправления при организации воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях. Представлено актуальное и востребованное направление работы сотрудников ВЮИ ФСИН России с женской исправительной колонией № 1 УФСИН России по Владимирской области (пос. Головино) с целью оказания педагогической помощи администрации исправительного учреждения при проведении воспитательных мероприятий с осужденными.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, средства исправления, общественное воздействие, институты гражданского общества, воспитательная работа.

Annotation. The article is devoted to the issue of interaction between educational organizations and correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation. The historical effectiveness of using the potential of social influence as means of correction in organizing educational work with convicts serving sentences in correctional institutions has been analysed. The current and required direction of work of the employees of The FPS Vladimir Laf Institute of the Russian Federation with the women's Correctional Facility No. 1 of the FPS of the Russian Federation in the Vladimir Region (Golovino) is presented in order to provide pedagogical assistance to the administration of the correctional institution in the conduct of educational measures with convicts.

Key words: penal system, remedies, social impact, civil society institutions, educational work.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

17

Исторически сложилось, что исправительные учреждения в нашей стране являются частью жизни общества. Лица с разной степенью социально-нравственной деформацией личности, совершившие преступления, отбывают наказание, назначенное судом, в разных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС). После освобождения эти люди снова станут частью социума, смогут научиться жить заново без изоляции от общества, без контроля сотрудников исправительных учреждений, попытаются наладить свой быт, трудоустроиться и обрести шанс стать добропорядочными гражданами.

Основная цель исправительных учреждений читается в самом названии «исправительные» - то есть учреждения, обеспечивающие и организующие процесс исправления лиц, содержащихся в местах лишения свободы за совершение преступлений. Согласно статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, «исправление осужденных -это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» [1].

Достичь поставленную государством цель невозможно только изоляцией осужденного от общества, от его окружения и привычной обстановки. Необходимым условием должна стать воспитательная работа с осужденными, проводимая сотрудниками исправительного учреждения с целью создания эффективных условий для реализации педагогического потенциала воспитательной (педагогической) системы исправительного

учреждения, состоящей из следующих элементов: во-первых, субъекта по организации внешнего воспитательного воздействия (сотрудника или сотрудников исправительного учреждения); во-вторых, объекта по усвоению данных воздействий (осужденного или групп осужденных) и, в-третьих, воспитательной среды исправительного учреждения, складывающейся из условий отбывания наказаний и применяемых к осужденным (в зависимости от вида исправительного учреждения, степени социальной опасности и вида совершенного преступления) основных средств исправления, форм воспитательной работы, методов воспитательного воздействия на осужденных, а также мер поощрения и наказания [2].

Воспитательный процесс в исправительных учреждениях проводится в условиях изоляции осужденных от общества и в жестких правовых рамках. Применение мер воспитательного воздействия четко регламентировано и зависит от вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания.

В соответствии с законодательством [1] средствами исправления осужденных являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

В закрепленных законодательно средствах исправления реализуются основные виды деятельности, вовлекаясь в которые осужденный может исправиться и подготовиться к жизни после освобождения. Среди средств исправления особое место занимает общественное воздействие, так как оно организуется не силами сотрудников исправительного

18

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

учреждения, а представителями гражданского общества.

«Общественное воздействие как средство исправления осужденных есть педагогический процесс добровольного, безвозмездного влияния благотворительных, общественных и религиозных организаций (объединений) на осужденных в целях их исправления» [3].

Сегодня Федеральная служба исполнения наказаний претерпевает определенные изменения и преобразования. Сама деятельность ФСИН России становится более прозрачной и открытой для общества, поэтому привлечение общественности в качестве активного участника процесса исправления осужденных тоже закономерно и последовательно. Исправительные учреждения взаимодействуют со средствами массовой информации, попечительскими советами, общественными советами, общественными наблюдательными комиссиями, благотворительными, религиозными, образовательными и другими организациями.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1172-р (редакция от 23.09.2015), «предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года». Для организации эффективной социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях в Концепции предлагается «использование

сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных» [4].

Многие положительные тенденции работы УИС предусмотрены Концепцией федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 2808-р. В данном документе рассматриваются приоритетные направления государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы и основные проблемы, с которыми может столкнуться УИС при реализации данной программы. В Концепции указано, что для эффективного осуществления своей деятельности исправительным учреждениям необходимо участие общества [5].

Привлечение общественности к деятельности ФСИН России осуществляется в соответствии с требованиями международных правовых документов. Так, уже в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955) было определено, что «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами, общественные организации следует привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведения в целях возвращения заключенных к жизни в обществе» [6].

В Европейских пенитенциарных правилах (2006) особое внимание уделено вопросу необходимости поощрения взаимодействия и сотрудничества с внеш-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

19

ними по отношению к исправительным учреждениям социальными службами и привлечения гражданского общества к участию в жизни заключенных [7].

Необходимо отметить, что участие общественности в процессе исправления осужденных - не нововведение в современном законодательстве, а исторически сложившееся направление работы. Общественное воздействие как средство исправления осужденных применялось в России еще в дореволюционный период.

Появлением тюремного патроната в России мы обязаны Вальтеру Веннингу, который представил императору Александру I записку об учреждении Попечительного общества о тюрьмах. В ней он излагал необходимость оказания обществом помощи учреждениям и органам в период отбывания осужденными своего наказания, а также помощи в сопровождении выпущенных из мест заключения преступников, которые проявляли желание исправиться. 19 июля 1819 года были приняты Правила для регламентации работы общества. При губерниях организовывались мужские и женские комитеты [8].

Осужденным оказывалась материальная помощь, а также осуществлялось нравственно-религиозное воздействие на них. Особое внимание по оказанию помощи освобожденным от наказания женщинам уделял Дамский тюремный комитет. Его силами в 1871 году было открыто специальное убежище для женщин, освободившихся из мест заключения, которое имело свой устав. Главной целью такого убежища являлось оказание содействия в удержании освобожденных женщин от совершения новых преступлений. Для достижения поставленной цели основными средствами яв-

лялись работа, образование, трудовая жизнь в убежище, личное влияние попечительницы и всех заведующих убежищем [8].

Изменения, происходившие в политической и образовательной сфере, в экономике и промышленности страны во второй половине XIX века, определили необходимость просвещения и воспитания заключенных. Официально у государства не было возможности обеспечивать воспитательную работу с заключенными, поэтому воспитанием и образованием заключенных ремесленных и земельных колоний, приютов и трудовых домов занимались меценаты и благотворительные организации.

Частные лица, представители благотворительных и патронатных обществ осуществляли контроль за деятельностью исправительных заведений, а граждане, учреждения культуры, образования и здравоохранения работали в тесном взаимодействии с ними. Религиозные деятели также привлекались к воспитательной работе с заключенными посредством проведения бесед, чтения духовной литературы.

Революция 1917 года отрицательным образом сказалась на возможностях участия общества в процессе исправления осужденных. Благотворительные и патронатные общества не так активно смогли участвовать в работе исправительных учреждений. Религиозные организации ввиду политических изменений в стране и исключения религии из жизни общества также перестали быть элементом исправления осужденных. Тем не менее вопросу перевоспитания преступников при помощи мер общественного воздействия уделялось значительное внимание. 19 ноября 1918 года были созданы распределительные комиссии,

20

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

в которые входили представители общественности, патроната и люди, хорошо знающие особенности пенитенциарной работы.

С 1956 года попечительские советы в соответствии с законодательством стали оказывать помощь лицам, освобождающимся из колоний. В них могли входить сотрудники школ, учреждений культуры, профсоюзные работники. Попечительские советы помогали организовывать шефскую деятельность трудовых коллективов и общественных объединений в колониях, было возможно индивидуальное шефство над отдельными осужденными - выдающимися личностями страны.

С принятием в 1970 году Исправительно-трудового кодекса РСФСР возможности реализации общественного воздействия на осужденных существенно расширились. Помощь администрации колонии стали оказывать шефствующие трудовые коллективы. Шефы принимали участие в индивидуальной работе с осужденными как члены совета воспитателей отряда, что положительным образом сказывалось на совершенствовании форм и методов педагогического воздействия на осужденных. В этот же период большое значение имело привлечение родственников осужденных к процессу их исправления.

В конце 80-х годов XX века деятельность различных общественных, благотворительных и религиозных организаций стала активнее использоваться в целях воспитания осужденных в связи с экономическими и политическими преобразованиями в стране.

С 1996 года, когда был принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, общественное воздействие

стало одним из основных средств исправления.

Основными задачами благотворительных, общественных, образовательных и религиозных организаций (объединений) являются:

- оказание педагогической (методической) помощи администрации исправительных учреждений в организации воспитательной работы с осужденными и помощи в их подготовке к освобождению;

- контроль за деятельностью исправительных учреждений и ее соответствием положениям законодательства Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными;

- содействие персоналу исправительных учреждений при подготовке осужденных к освобождению с целью закрепления результатов исправительного воздействия [3].

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» осуществляет подготовку для УИС сотрудников, которые будут работать в исправительных учреждениях по всей стране и оказывать воспитательное воздействие на осужденных с целью их исправления. Одним из основных направлений в работе института является осуществление взаимодействия с исправительными учреждениями УФСИН России по Владимирской области с целью организации двустороннего сотрудничества и оказания содействия администрации исправительных учреждений в организации воспитательной работы с осужденными. Это направление работы очень важно, так как сегодня «полноценное осуществление процесса ресоциали-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

21

зации невозможно только внутри системы исполнения наказания, его границы выходят за пределы исправительных учреждений, и важная роль здесь отводится взаимодействию с институтами гражданского общества» [9].

Так, на протяжении более трех лет ВЮИ ФСИН России поддерживает тесное и плодотворное сотрудничество с женской исправительной колонией № 1 УФСИН России по Владимирской области (пос. Головино).

Данное направление работы реализуют сотрудники кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России. Нужно отметить, что проведение представителями институтов гражданского общества воспитательных мероприятий с осужденными в исправительных учреждениях становится сегодня актуальным и востребованным, так как чаще всего исправительные учреждения используются лишь как площадка для проведения учебных занятий с курсантами при реализации принципа практико-ориен-тированного обучения.

С целью оказания педагогической помощи сотрудникам исправительной колонии № 1 сотрудниками кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности два раза в год проводятся воспитательные мероприятия для осужденных женщин в форме лекций и бесед в рамках актуального сегодня направления «Противодействие экстремизму и терроризму» по таким темам, как «Терроризм - социальная болезнь XXI века», «Противодействие идеологии терроризма в Российской Федерации», «Женский экстремизм: личностный аспект».

Выбор направлений и тематики воспитательных мероприятий неслучаен,

он определяется ежегодным Планом проведения совместных воспитательных мероприятий с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, направленных на недопущение распространения идеологии терроризма в учреждениях УФСИН России по Владимирской области, который в целях реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы разрабатывается отделом по воспитательной работе с осужденными и утверждается заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области в соответствии с указанием ФСИН России. Целью реализации плана является профилактика и снижение возможных радикальных проявлений идеологии экстремизма и терроризма среди осужденных в учреждениях УФСИН России по Владимирской области.

В ходе занятий осужденные узнают об источниках и о проявлениях экстремистской идеологии и ее общественной опасности. Женщины знакомятся с различными видами экстремизма (национальным, религиозным, политическим), причинами и мотивами участия в террористических акциях, узнают о типологиях террористов, методах профилактики распространения идеологии терроризма в современном обществе. Чтобы информация усваивалась быстрее, а представленный материал был запоминающимся, при проведении занятий используются презентации, видеосюжеты и видеоролики, посвященные проблемам терроризма и экстремизма.

Чтобы не быть вовлеченным в деятельность экстремистских организаций, необходимо владеть информацией о том, как действуют экстремистские

22

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

организации. Одним из социальных слоев, подверженных такому вовлечению, являются лица, отбывающие и ранее отбывавшие наказания в местах лишения свободы. Это наиболее уязвимая категория людей, так как они психологически не могут противостоять внушению, нередко имеют тяжелое материальное и угнетенное социальное положение. К ним экстремисты подбирают свой ключ, делая акцент на слабое место, используя меркантильные или идеологические мотивы. То есть категории «осужденный» или «освобожденный от наказания» - те категории, которые требуют особенного внимания и проведения воспитательной работы по формированию осознанной устойчивости к влиянию экстремистских организаций, а также нуждаются в педагогическом сопровождении и оказании помощи в адаптации после освобождения.

Вовлечение женщин в совершение преступлений экстремистской и террористической направленности - это отлаженная криминальная система. Экстремизм и терроризм многолик и несет в себе реальную угрозу для страны. Это социальная болезнь современного общества, с которой нужно бороться на государственном уровне, но победить проблему экстремизма и терроризма исключительно силами сотрудников правоохранительных органов невозможно. Решение этой задачи требует комплексного подхода: проведения организационных, профилактических, воспитательных мероприятий, в том числе и в исправительных учреждениях.

Осужденные женщины - это особая категория осужденных. Женская преступность тесно связана с трансформацией роли женщины в обществе, социальными ролями, которые она ис-

полняет. Большинство исследователей психологии женщин, совершивших преступления, считают, что чаще всего они осознают негативные последствия своих противоправных действий, поэтому испытывают из-за этого чувство вины, переживают и беспокоятся за свое будущее. Эти состояния и эмоции усиливаются у женщин, когда они отбывают наказание в исправительном учреждении, поэтому многие из них хотят изменить ту жизненную ситуацию, в которую попали, а также существующее социальное положение, поэтому результативнее подвергаются воспитательному воздействию, чем осужденные мужчины [10, 11, 12, 13].

При организации воспитательного воздействия на осужденных женщин следует учитывать то, что они чувствительны и эмоциональны, поэтому для эффективной работы необходимо установить эмоциональный контакт с женщиной, расположить ее к собеседнику, найти к ней подход.

Результат воспитательной работы во многом зависит от личности воспитателя, организатора воспитательного воздействия. Поэтому очень важно, чтобы лица, проводящие воспитательную работу с осужденными, были образцом для подражания во всех смыслах. Воспитатель осужденного должен быть профессионалом своего дела, иметь психологическую устойчивость к влиянию негативной среды, быть эмоционально уравновешенным и педагогически подготовленным к проведению воспитательных мероприятий.

Помимо этого, важно учитывать и особенности личности самих осужденных, тем более осужденных женщин. Известно, что для женщин важна оценка их личности со стороны других людей:

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

23

для них значимо, какое они производят впечатление на окружающих. Эта особенность учитывается при проведении воспитательных мероприятий с женщинами, отбывающими наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области. Сотрудники ВЮИ ФСИН России, организуя воспитательные мероприятия с осужденными женщинами, являются для них тем значимым внешним субъектом, которому хочется понравиться, которого хочется слушать и с которым хочется взаимодействовать. Психологический барьер при этом не возникает, при встречах появляется двустороннее взаимодействие между сотрудниками ВЮИ ФСИН России и осужденными женщинами, строится конструктивный диалог.

Кроме лекций по тематике «Терроризм и экстремизм» с осужденными женщинами проводятся воспитательные беседы, инициаторами которых являются сами женщины. Зная, что занятия проводит педагог, многие из них задают вопросы, касающиеся воспитания детей-подростков, оставшихся на свободе без материнской заботы. Интерес к теме детства и своего будущего со стороны осужденных женщин доказывает, что для них очень важны социальные контакты с близкими родственниками, с детьми, родителями, мужьями, которые они хотят поддерживать. Многие женщины просят совета по решению семейных конфликтов, устройству своего будущего. Такой интерес к своей жизни после освобождения свидетельствует о том, что осужденные женщины встают на путь исправления, строят перспективные планы на жизнь после отбывания наказания. В этом проявляется результативность воспитательной работы - как со стороны сотрудников

исправительного учреждения, так и со стороны общественного воздействия, организованного сотрудниками ВЮИ ФСИН России.

Главной задачей проведения занятий с осужденными женщинами по рассматриваемому направлению является не только информирование по теме экстремизма и терроризма, но и работа по преодолению преград, которые мешают исправлению осужденных, работа, направленная на развитие их личности, избавление от последствий изоляции от общества и построение перспективных планов на будущее. Важно не только содержание воспитательной работы с осужденными, но и форма организации воспитательных мероприятий.

В процессе воспитательного воздействия сотрудников ВЮИ ФСИН России на осужденных женщин используется индивидуальная и коллективная форма воспитательной работы. Беседы, лекции, информационные сообщения, видеосюжеты и иные формы воспитательной работы с женщинами, отбывающими наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области, в которых используется индивидуальный и дифференцированный принцип педагогической работы, укрепляют у женщин веру в то, что они могут рассчитывать на поддержку не только начальника отряда и других сотрудников исправительного учреждения, но и со стороны общества в целом, представителями которого выступают сотрудники ВЮИ ФСИН России. Такое бескорыстное участие образовательной организации дает надежду женщинам, оступившимся однажды и совершившим преступление, на то, что общество и в них заинтересовано как в значимой части социума.

24

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Общественное воздействие на осужденных, организованное институтами гражданского общества, не отменяет и не заменяет воспитательную работу сотрудников исправительного учреждения, а дополняет ее, способствует превращению осужденных из объекта воспитательного воздействия в субъект самовоспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательно закрепленное общественное воздействие является важным элементом целой системы средств исправления осужденных, выступает как показатель гуманного отношения общества к лицам, совершившим преступление, как фактор, способствующий формированию у самих осужденных объективной оценки своего преступления, как возможность нравственного преобразования в положительном общении с людьми, не безразличными к их судьбе. Ф

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ : принят Гос. Думой 18.12.1996 // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198.

2. Стурова М. П., Тюгаева Н. А. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. Рязань : Академия ФСИН России, 2010. С. 14.

3. Там же. С. 121.

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. 2010. № 43, ст. 5544.

5. Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы) : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 23.12.2016 № 2808-р // СЗ РФ. 2017. № 2 (часть II), ст. 413.

6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными : приняты ООН в Женеве 30.08.1955 // Международная защита прав и свобод человека : сб. док. М. : Юридическая литература, 1990. С. 290-319.

7. Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» (вместе с «Комментарием к тексту...») : принята 11.01.2006 на 952-ом заседании представителей министров. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Андреева Ю. В. Участие Общества попечительного о тюрьмах и других организаций патроната в деятельности уголовно-исполнительной системы России // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2012. № 5. С. 437-443.

9. Сивова А. А. Роль институтов гражданского общества в ресоциализации осужденных: реализация совместных мероприятий // Преступление, наказание, исправление : сб. тезисов выступлений и докладов участников III Международного пенитенциарного форума (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Рязань : Академия ФСИН России, 2017. С. 223-229.

10. Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М. : Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1983. С. 46.

11. Габиани А., Меликашвили Л. Социальное лицо женщин-преступниц и проституток. Тбилиси : Научно-исследовательский центр по проблемам борьбы с преступностью МВД Республики Грузия, 1993. С.168.

12. Ломброзо Ч., Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка. Ставрополь : Издательство А. А. Торбы, 1991. С. 192-193.

13. Мочалова А. В., Огнева И. В. Социальный портрет женской преступности в Российской Федерации // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования : электронный сб. статей по материалам XXXIII студенческой междунар. науч.-практ. конф. 2017. № 22. URL: https://sibac.info/archive /meghdis/22(33) (дата обращения: 24.08.2018).

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.