Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами, имеющими детей: историко-правовой аспект'

Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами, имеющими детей: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL WORK / CONVICTED MOTHERS / PUNISHMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОСУЖДЕННЫЕ-МАТЕРИ / НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумихина А. В.

В статье отражены этапы развития в России института воспитательной работы с осужденными женщинами, имеющими детей, вносятся предложения по изменению законодательства в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы, касающиеся улучшения их положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational work with women with children convicted to imprisonment: historical and legal aspect

The article reflects the stages of development in Russia of the institution of educational work with convicted women with children; proposals are made to amend the legislation in the field of the execution of sentences of imprisonment regarding the improvement of their situation.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами, имеющими детей: историко-правовой аспект»

А. В. ШУМИХИНА старший инспектор организационно-аналитической группы

A. V. SHUMIKHINA

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области, старший лейтенант внутренней службы

Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами, имеющими детей: историко-правовой аспект

Features of educational work with women with children convicted to imprisonment: historical and legal aspect

Аннотация. В статье отражены этапы развития в России института воспитательной работы с осужденными женщинами, имеющими детей, вносятся предложения по изменению законодательства в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы, касающиеся улучшения их положения.

Ключевые слова: воспитательная работа, осужденные-матери, наказание.

Annotation. The article reflects the stages of development in Russia of the institution of educational work with convicted women with children; proposals are made to amend the legislation in the field of the execution of sentences of imprisonment regarding the improvement of their situation.

Key words: educational work, convicted mothers, punishment.

По состоянию на 01.08.2019 в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС) содержалось 43 440 женщин [1]. Уровень женской преступности являлся и является показателем состояния нравственного

здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям. В последние годы отмечается ухудшение криминогенных характеристик осужденных женщин: педагогическая запущенность, крайне низкий образовательный уровень, отсутствие профессиональных навыков, возрастание

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019

65

доли осужденных женщин, страдающих психическими заболеваниями, туберкулезом, наркоманией, ВИЧ-инфекцией, изменение их ценностных и жизненных ориентаций.

Научными исследованиями женских преступлений и личности осужденных женщин занимались Ю. М. Антонян, А. Кетле, Т. С. Петрова, А. Г. Потемкина, Е. В. Середа, М. П. Стурова, Н. А. Тюгае-ва. Их работы посвящены исправительному процессу осужденных женщин.

Женская преступность оказывает негативное влияние на общество, затрагивает широкий спектр явлений социальной жизни, нарушая правильное функционирование института семьи, а также нанося значительный ущерб детям. Осужденная-мать - понятие широкое. Ее ребенок может находиться не только в доме ребенка при исправительном учреждении, но и у родственников, а также на социальном попечении государства.

Реформа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации нацелена в том числе на совершенствование и дальнейшее развитие организационно-правового обеспечения воспитательной работы с осужденными. В результате реформирования пенитенциарная система России должна обрести более открытую форму и ориентироваться на осуществление фундаментальных задач - исправление осужденных, их возвращение в социум полноценными людьми и профилактику дальнейшего совершения осужденными противоправных деяний [2].

В. В. Смирнов, А. В. Хребтов разделили процесс исторического развития воспитательной работы с осужденными на четыре этапа:

1. XIX век - 1917 год: зарождение и развитие начала воспитательной работы в тюремной системе России.

2. 1917-1955 годы: формирование института воспитательной работы в эпоху советской исправительной системы и ГУЛАГовский период.

3. 1955-й - 1990-е годы: политико-воспитательная работа в период исполнения наказаний в исправительно-трудовых колониях.

4. 1992 год - настоящее время: совершенствование института воспитательной работы на стадии реформирования УИС [3].

Абсолютно для всех периодов истории общественного развития характерно выделение женской преступности. Исправительный процесс осужденных-женщин имеет существенные отличия от исправительного процесса осужденных-мужчин, так как женщины имеют специфические особенности.

Первые светские источники права Х1-ХУ веков - «Русская Правда», «Двинская уставная грамота» (1397), «Псковская судная грамота» - не устанавливали ответственности за преступления, совершенные именно женщинами. Иными словами, предусмотренные данными правовыми актами виды наказания не дифференцировались в зависимости от пола, но имели сугубо индивидуальный характер. К женщинам светская судебная власть на Руси относилась намного снисходительнее, чем к мужскому полу.

М. Г. Детков полагает, что с XIV века воспитательная работа велась в форме нравственно-религиозного воздействия, содержание которого сводилось к насаждению нравственно-религиозных убеждений. В комплекс воспитательных мероприятий включали религиозное воспитание, повышение образовательного и культурного уровня, применялись элементы правового воспитания, что

66

[email protected] www.or.fsin.su

в полной мере соответствовало целям тюремного законодательства. Формы воспитательной работы с осужденными использовались коллективные и индивидуальные. Собственно реализация педагогического воздействия возлагалась, как правило, на церковнослужителей, которые выступали также в роли учителя и библиотекаря. Общественность привлекалась к процессу исправления арестантов на добровольных началах и на безвозмездной основе [4].

Практика 1920-х - начала 1930-х годов, когда дети находились в следственном изоляторе в камере вместе со своей матерью или конвоировались по этапу в колонию, приемлема для того времени. Положение статьи 109 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 года указывало, что при приеме женщин в исправительно-трудовые учреждения по их желанию принимались и их грудные дети.

В советском уголовно-исполнительном законодательстве произошли изменения в сторону улучшения организации воспитательной работы с осужденными-женщинами, имеющими детей, а также их правового положения. В период кодификации исправительно-трудового законодательства были подготовлены и утверждены исправительно-трудовые кодексы во всех союзных республиках. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года закрепил статью 46, которая устанавливала длительность совместного проживания матери и ребенка в стенах заключения - до достижения ребенком четырехлетнего возраста. Для этих целей были отведены специально предусмотренные ясли либо детские комнаты. Но вскоре тюремное руководство посчитало, что совместное проживание отрицательно сказывается на дисциплине

осужденных-матерей, а положительную моральную стабилизацию не приняли к сведению [5].

В годы Великой Отечественной войны идеологическая работа первичных партийных организаций исправительно-трудовых учреждений была нацелена на решение фундаментальных задач -мобилизацию заключенных и организацию трудовой деятельности на нужды фронта.

Столь тщательная законодательная регламентация воспитательной работы (ей посвящено множество статей кодекса) свидетельствует, на наш взгляд, о том, что советская власть придавала данному институту первостепенное значение.

На протяжении всей истории пенитенциарной системы России главные организационные формы воспитательной работы с осужденными-женщинами, имеющими детей, реализуются в отряде, которым руководит начальник отряда, относящийся к отделу воспитательной работы с осужденными. Отдел (группа) воспитательной работы с осужденными - центральный организационный элемент, обеспечивающий управление воспитательным процессом и создание оптимальных условий для отбывания наказаний в местах лишения свободы.

Уголовно-исполнительная политика России в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы направлена на улучшение положения осужденных женщин в целом, защиту их прав и законных интересов. Охрана материнства и детства в пенитенциарных учреждениях остается одной из фундаментальных задач, обеспечение которой гарантируется государством. Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, которым не предоставлена

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019

67

Таблица 1

Исправительные учреждения, при которых функционируют дома ребенка

Регион Пенитенциарное учреждение

Владимирская область ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области

Кемеровская область ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области

Краснодарский край ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю

Красноярский край ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю

Московская область ФКУ ИК-5 УФСИН России по Московской области

Нижегородская область ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области

Республика Мордовия ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия

Ростовская область ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Ростовской области

Самарская область ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области

Саратовская область ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовская области

Свердловская область ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области

Хабаровский край ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю

Челябинская область ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Челябинской области

отсрочка от отбывания наказания, направляются в одно из 13 исправительных учреждений, при которых организованы дома ребенка (табл. 1).

Дома ребенка уголовно-исполнительной системы находятся под пристальным вниманием надзорных служб различных уровней, правозащитников, а также Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А. Ю. Кузнецовой и уполномоченных по правам ребенка тех регионов, в которых они функционируют. Указанные лица регулярно посещают эти учреждения и находятся в курсе всех проблем и достижений.

По мнению А. Л. Санташова и Л. Л. Санташовой, под понятием «воспитательная работа» понимается «система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций, привитию ценностей,

интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушно-му поведению и социальной адаптации осужденного после освобождения» [6]. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) статьей 9 закрепил понятие «исправление осужденных»: под ним понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы женщинами, имеющими детей, подлежит правовому регулированию. Вопросы ее организации, формы и методы проведения рассматриваются в главе 15 УИК РФ.

Организация воспитательного процесса должна быть нацелена на формирование правопослушного поведения

68

[email protected] www.or.fsin.su

и успешную социальную адаптацию в постпенитенциарный период. Начальники отрядов при работе с осужденными женщинами, имеющими малолетних детей, формируют у них уважительное отношение к нормам, правилам, традициям общества и институту семьи. Давая возможность осужденным женщинам-матерям почувствовать себя успешной в условиях изоляции, повышая самооценку, администрация Дома ребенка достигает поставленной цели - исправления оступившихся людей. Во многом именно от организации воспитательной работы в местах лишения свободы зависит, принесут ли эти женщины пользу обществу после освобождения, став добросовестными работниками и хорошими матерями для своих детей, или же, напротив, станут жить, ориентируясь на ложные ценности криминальной культуры, имея множество психологических и социальных проблем. Научная и общественная работа в сфере изучения особенностей исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных лиц женского пола будет способствовать профилактике рецидива преступлений, совершаемых женщинами, и женской преступности в целом.

Проблематика исследуемой темы заключается в следующих положениях:

- В местах лишения свободы имеет место утеря социально полезных связей. Часто их утрачивают и осужденные женщины, имеющие малолетних детей.

- Международное законодательство не определяет верхнего предела возраста, по достижении которого ребенок будет разлучен с матерью, отбывающей наказание в колонии. Решение этого вопроса зависит от культурных и национальных особенностей государства. Стоит отметить, что многие страны устанав-

ливают предел от четырех до шести лет. Бангкокские правила ООН 2010 года, носящие для Российской Федерации исключительно рекомендательный характер, также не определяют эту границу.

- Остро стоит проблема отказа от ребенка по причине освобождения из пенитенциарных учреждений. Трудности зарождаются еще в процессе воспитания ребенка и общения матери с ним, часто наблюдается пассивное отношение, грубость, отсутствие ласки и физического контакта с ребенком.

- Нормы уголовно-исполнительного законодательства вынуждают администрацию пенитенциарного учреждения требовать от родственников согласия принять осужденную с ребенком и предоставить соответствующие условия для проживания. Подобные действия ставят осужденную женщину-мать в зависимость от родственников.

- Не каждая осужденная женщина, имеющая малолетнего ребенка, сможет реализовать свое право на совместное с ним проживание. Причиной этому является тот факт, что из 13 учреждений только восемь могут предоставить такие условия. Женщины, которые остались без права воссоединения с ребенком в период лишения свободы, начинают угасать в роли матери на психологическом уровне.

Для решения указанных проблем вносим следующие предложения по усовершенствованию законодательства:

- необходимо предусмотреть и законодательно закрепить право осужденной женщины выезжать на определенный срок за пределы колонии для поддержания родственных связей с близкими;

- для укрепления материнско-дет-ских отношений необходимо увеличение срока нахождения ребенка в колонии с матерью до пяти лет;

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019

69

- привлечение к ответственности за ненадлежащее воспитание малолетнего ребенка побудит осужденную женщину выполнять родительские обязательства в полном объеме;

- исключение категории женщин, имеющих малолетних детей, из положений части четвертой статьи 181 УИК РФ позволит осужденной-матери не зависеть от родственников;

- создание в каждой женской исправительной колонии филиала Дома ребенка позволило бы обеспечить осужденным-матерям возможность находиться рядом с ребенком во время отбывания наказания, а также исключило бы длительное этапирование беременных женщин из исправительных учреждений, где изначально осуществлялось отбывание наказания в виде лишения свободы;

- введение поощрительного института будет способствовать более эффективному закреплению положительных качеств осужденных-матерей.

В центре любого воспитательного воздействия на преступников, включая женщин, должна быть индивидуальная работа. Индивидуально-воспитательная работа с преступницами-женщинами должна основываться на детальном изучении их личности, жизни, привычных мотивов поведения, в том числе преступных. Необходимо четко формулировать цели индивидуального воздействия и возможные способы их достижения.

Важное значение имеет проведение бесед с осужденными женщинами. Именно беседа дает возможность лучше узнать человека и оказать на него воспитательное воздействие. В ходе рассказа о себе и о своей жизни осужденная приводит в порядок свои мысли и часто сама выявляет некоторые причинно-следственные зависимости, делает конструк-

тивные выводы, причем все это может проходить и во время беседы, и после нее. Можно использовать прямое разъяснение причинно-следственных связей и смысла отдельных поступков, всего поведения либо в общих чертах, в абстрактных схемах, либо на ее конкретном примере.

Индивидуальную работу необходимо организовывать на фоне формирования перспектив на будущее, особенно если речь идет о женщинах, лишенных свободы. Следует постоянно побуждать осужденную к построению планов, поиску возможных позитивных целей, установлению и поддерживанию связей с родственниками, друзьями. Для этого необходимо обучить ее навыкам и знаниям, облегчающим установление гармоничных и взаимополезных контактов с другими людьми. ф

1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России : [сайт]. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20 har-ka%20UIS/ (дата обращения: 14.08.2019).

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распор. Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. 2010. № 43, ст. 5544 ; 2015. № 40, ст. 5581.

3. Смирнов В. В., Хребтов А. В. Механизм реализации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. М. : ВНИИ МВД России, 1999. 108 с.

4. Детков М. Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994. С. 73.

5. Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР : пост. ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1933 (утратило силу) // СУ РСФСР. 1933. № 48, ст. 208.

6. Санташова Л. Л. Воспитательная работа с осужденными и цели наказания. Чебоксары : ЧКИ РУК, 2016. С. 371.

70

[email protected] www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.