А. В. ШУМИХИНА старший инспектор организационно-аналитической группы
A. V. SHUMIKHINA
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области, старший лейтенант внутренней службы
Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами, имеющими детей: историко-правовой аспект
Features of educational work with women with children convicted to imprisonment: historical and legal aspect
Аннотация. В статье отражены этапы развития в России института воспитательной работы с осужденными женщинами, имеющими детей, вносятся предложения по изменению законодательства в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы, касающиеся улучшения их положения.
Ключевые слова: воспитательная работа, осужденные-матери, наказание.
Annotation. The article reflects the stages of development in Russia of the institution of educational work with convicted women with children; proposals are made to amend the legislation in the field of the execution of sentences of imprisonment regarding the improvement of their situation.
Key words: educational work, convicted mothers, punishment.
По состоянию на 01.08.2019 в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС) содержалось 43 440 женщин [1]. Уровень женской преступности являлся и является показателем состояния нравственного
здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям. В последние годы отмечается ухудшение криминогенных характеристик осужденных женщин: педагогическая запущенность, крайне низкий образовательный уровень, отсутствие профессиональных навыков, возрастание
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019
65
доли осужденных женщин, страдающих психическими заболеваниями, туберкулезом, наркоманией, ВИЧ-инфекцией, изменение их ценностных и жизненных ориентаций.
Научными исследованиями женских преступлений и личности осужденных женщин занимались Ю. М. Антонян, А. Кетле, Т. С. Петрова, А. Г. Потемкина, Е. В. Середа, М. П. Стурова, Н. А. Тюгае-ва. Их работы посвящены исправительному процессу осужденных женщин.
Женская преступность оказывает негативное влияние на общество, затрагивает широкий спектр явлений социальной жизни, нарушая правильное функционирование института семьи, а также нанося значительный ущерб детям. Осужденная-мать - понятие широкое. Ее ребенок может находиться не только в доме ребенка при исправительном учреждении, но и у родственников, а также на социальном попечении государства.
Реформа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации нацелена в том числе на совершенствование и дальнейшее развитие организационно-правового обеспечения воспитательной работы с осужденными. В результате реформирования пенитенциарная система России должна обрести более открытую форму и ориентироваться на осуществление фундаментальных задач - исправление осужденных, их возвращение в социум полноценными людьми и профилактику дальнейшего совершения осужденными противоправных деяний [2].
В. В. Смирнов, А. В. Хребтов разделили процесс исторического развития воспитательной работы с осужденными на четыре этапа:
1. XIX век - 1917 год: зарождение и развитие начала воспитательной работы в тюремной системе России.
2. 1917-1955 годы: формирование института воспитательной работы в эпоху советской исправительной системы и ГУЛАГовский период.
3. 1955-й - 1990-е годы: политико-воспитательная работа в период исполнения наказаний в исправительно-трудовых колониях.
4. 1992 год - настоящее время: совершенствование института воспитательной работы на стадии реформирования УИС [3].
Абсолютно для всех периодов истории общественного развития характерно выделение женской преступности. Исправительный процесс осужденных-женщин имеет существенные отличия от исправительного процесса осужденных-мужчин, так как женщины имеют специфические особенности.
Первые светские источники права Х1-ХУ веков - «Русская Правда», «Двинская уставная грамота» (1397), «Псковская судная грамота» - не устанавливали ответственности за преступления, совершенные именно женщинами. Иными словами, предусмотренные данными правовыми актами виды наказания не дифференцировались в зависимости от пола, но имели сугубо индивидуальный характер. К женщинам светская судебная власть на Руси относилась намного снисходительнее, чем к мужскому полу.
М. Г. Детков полагает, что с XIV века воспитательная работа велась в форме нравственно-религиозного воздействия, содержание которого сводилось к насаждению нравственно-религиозных убеждений. В комплекс воспитательных мероприятий включали религиозное воспитание, повышение образовательного и культурного уровня, применялись элементы правового воспитания, что
66
[email protected] www.or.fsin.su
в полной мере соответствовало целям тюремного законодательства. Формы воспитательной работы с осужденными использовались коллективные и индивидуальные. Собственно реализация педагогического воздействия возлагалась, как правило, на церковнослужителей, которые выступали также в роли учителя и библиотекаря. Общественность привлекалась к процессу исправления арестантов на добровольных началах и на безвозмездной основе [4].
Практика 1920-х - начала 1930-х годов, когда дети находились в следственном изоляторе в камере вместе со своей матерью или конвоировались по этапу в колонию, приемлема для того времени. Положение статьи 109 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 года указывало, что при приеме женщин в исправительно-трудовые учреждения по их желанию принимались и их грудные дети.
В советском уголовно-исполнительном законодательстве произошли изменения в сторону улучшения организации воспитательной работы с осужденными-женщинами, имеющими детей, а также их правового положения. В период кодификации исправительно-трудового законодательства были подготовлены и утверждены исправительно-трудовые кодексы во всех союзных республиках. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года закрепил статью 46, которая устанавливала длительность совместного проживания матери и ребенка в стенах заключения - до достижения ребенком четырехлетнего возраста. Для этих целей были отведены специально предусмотренные ясли либо детские комнаты. Но вскоре тюремное руководство посчитало, что совместное проживание отрицательно сказывается на дисциплине
осужденных-матерей, а положительную моральную стабилизацию не приняли к сведению [5].
В годы Великой Отечественной войны идеологическая работа первичных партийных организаций исправительно-трудовых учреждений была нацелена на решение фундаментальных задач -мобилизацию заключенных и организацию трудовой деятельности на нужды фронта.
Столь тщательная законодательная регламентация воспитательной работы (ей посвящено множество статей кодекса) свидетельствует, на наш взгляд, о том, что советская власть придавала данному институту первостепенное значение.
На протяжении всей истории пенитенциарной системы России главные организационные формы воспитательной работы с осужденными-женщинами, имеющими детей, реализуются в отряде, которым руководит начальник отряда, относящийся к отделу воспитательной работы с осужденными. Отдел (группа) воспитательной работы с осужденными - центральный организационный элемент, обеспечивающий управление воспитательным процессом и создание оптимальных условий для отбывания наказаний в местах лишения свободы.
Уголовно-исполнительная политика России в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы направлена на улучшение положения осужденных женщин в целом, защиту их прав и законных интересов. Охрана материнства и детства в пенитенциарных учреждениях остается одной из фундаментальных задач, обеспечение которой гарантируется государством. Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, которым не предоставлена
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019
67
Таблица 1
Исправительные учреждения, при которых функционируют дома ребенка
Регион Пенитенциарное учреждение
Владимирская область ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области
Кемеровская область ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области
Краснодарский край ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю
Красноярский край ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Московская область ФКУ ИК-5 УФСИН России по Московской области
Нижегородская область ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области
Республика Мордовия ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия
Ростовская область ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Ростовской области
Самарская область ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области
Саратовская область ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовская области
Свердловская область ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области
Хабаровский край ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю
Челябинская область ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Челябинской области
отсрочка от отбывания наказания, направляются в одно из 13 исправительных учреждений, при которых организованы дома ребенка (табл. 1).
Дома ребенка уголовно-исполнительной системы находятся под пристальным вниманием надзорных служб различных уровней, правозащитников, а также Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А. Ю. Кузнецовой и уполномоченных по правам ребенка тех регионов, в которых они функционируют. Указанные лица регулярно посещают эти учреждения и находятся в курсе всех проблем и достижений.
По мнению А. Л. Санташова и Л. Л. Санташовой, под понятием «воспитательная работа» понимается «система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций, привитию ценностей,
интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушно-му поведению и социальной адаптации осужденного после освобождения» [6]. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) статьей 9 закрепил понятие «исправление осужденных»: под ним понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы женщинами, имеющими детей, подлежит правовому регулированию. Вопросы ее организации, формы и методы проведения рассматриваются в главе 15 УИК РФ.
Организация воспитательного процесса должна быть нацелена на формирование правопослушного поведения
68
[email protected] www.or.fsin.su
и успешную социальную адаптацию в постпенитенциарный период. Начальники отрядов при работе с осужденными женщинами, имеющими малолетних детей, формируют у них уважительное отношение к нормам, правилам, традициям общества и институту семьи. Давая возможность осужденным женщинам-матерям почувствовать себя успешной в условиях изоляции, повышая самооценку, администрация Дома ребенка достигает поставленной цели - исправления оступившихся людей. Во многом именно от организации воспитательной работы в местах лишения свободы зависит, принесут ли эти женщины пользу обществу после освобождения, став добросовестными работниками и хорошими матерями для своих детей, или же, напротив, станут жить, ориентируясь на ложные ценности криминальной культуры, имея множество психологических и социальных проблем. Научная и общественная работа в сфере изучения особенностей исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных лиц женского пола будет способствовать профилактике рецидива преступлений, совершаемых женщинами, и женской преступности в целом.
Проблематика исследуемой темы заключается в следующих положениях:
- В местах лишения свободы имеет место утеря социально полезных связей. Часто их утрачивают и осужденные женщины, имеющие малолетних детей.
- Международное законодательство не определяет верхнего предела возраста, по достижении которого ребенок будет разлучен с матерью, отбывающей наказание в колонии. Решение этого вопроса зависит от культурных и национальных особенностей государства. Стоит отметить, что многие страны устанав-
ливают предел от четырех до шести лет. Бангкокские правила ООН 2010 года, носящие для Российской Федерации исключительно рекомендательный характер, также не определяют эту границу.
- Остро стоит проблема отказа от ребенка по причине освобождения из пенитенциарных учреждений. Трудности зарождаются еще в процессе воспитания ребенка и общения матери с ним, часто наблюдается пассивное отношение, грубость, отсутствие ласки и физического контакта с ребенком.
- Нормы уголовно-исполнительного законодательства вынуждают администрацию пенитенциарного учреждения требовать от родственников согласия принять осужденную с ребенком и предоставить соответствующие условия для проживания. Подобные действия ставят осужденную женщину-мать в зависимость от родственников.
- Не каждая осужденная женщина, имеющая малолетнего ребенка, сможет реализовать свое право на совместное с ним проживание. Причиной этому является тот факт, что из 13 учреждений только восемь могут предоставить такие условия. Женщины, которые остались без права воссоединения с ребенком в период лишения свободы, начинают угасать в роли матери на психологическом уровне.
Для решения указанных проблем вносим следующие предложения по усовершенствованию законодательства:
- необходимо предусмотреть и законодательно закрепить право осужденной женщины выезжать на определенный срок за пределы колонии для поддержания родственных связей с близкими;
- для укрепления материнско-дет-ских отношений необходимо увеличение срока нахождения ребенка в колонии с матерью до пяти лет;
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2019
69
- привлечение к ответственности за ненадлежащее воспитание малолетнего ребенка побудит осужденную женщину выполнять родительские обязательства в полном объеме;
- исключение категории женщин, имеющих малолетних детей, из положений части четвертой статьи 181 УИК РФ позволит осужденной-матери не зависеть от родственников;
- создание в каждой женской исправительной колонии филиала Дома ребенка позволило бы обеспечить осужденным-матерям возможность находиться рядом с ребенком во время отбывания наказания, а также исключило бы длительное этапирование беременных женщин из исправительных учреждений, где изначально осуществлялось отбывание наказания в виде лишения свободы;
- введение поощрительного института будет способствовать более эффективному закреплению положительных качеств осужденных-матерей.
В центре любого воспитательного воздействия на преступников, включая женщин, должна быть индивидуальная работа. Индивидуально-воспитательная работа с преступницами-женщинами должна основываться на детальном изучении их личности, жизни, привычных мотивов поведения, в том числе преступных. Необходимо четко формулировать цели индивидуального воздействия и возможные способы их достижения.
Важное значение имеет проведение бесед с осужденными женщинами. Именно беседа дает возможность лучше узнать человека и оказать на него воспитательное воздействие. В ходе рассказа о себе и о своей жизни осужденная приводит в порядок свои мысли и часто сама выявляет некоторые причинно-следственные зависимости, делает конструк-
тивные выводы, причем все это может проходить и во время беседы, и после нее. Можно использовать прямое разъяснение причинно-следственных связей и смысла отдельных поступков, всего поведения либо в общих чертах, в абстрактных схемах, либо на ее конкретном примере.
Индивидуальную работу необходимо организовывать на фоне формирования перспектив на будущее, особенно если речь идет о женщинах, лишенных свободы. Следует постоянно побуждать осужденную к построению планов, поиску возможных позитивных целей, установлению и поддерживанию связей с родственниками, друзьями. Для этого необходимо обучить ее навыкам и знаниям, облегчающим установление гармоничных и взаимополезных контактов с другими людьми. ф
1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России : [сайт]. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20 har-ka%20UIS/ (дата обращения: 14.08.2019).
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распор. Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. 2010. № 43, ст. 5544 ; 2015. № 40, ст. 5581.
3. Смирнов В. В., Хребтов А. В. Механизм реализации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. М. : ВНИИ МВД России, 1999. 108 с.
4. Детков М. Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994. С. 73.
5. Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР : пост. ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1933 (утратило силу) // СУ РСФСР. 1933. № 48, ст. 208.
6. Санташова Л. Л. Воспитательная работа с осужденными и цели наказания. Чебоксары : ЧКИ РУК, 2016. С. 371.
70
[email protected] www.or.fsin.su