Н. Б. ЛЕЛИК N. B. LELIK
доцент кафедры организации исполнения наказаний ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы
К вопросу о реализации законных интересов осужденных женщин в исправительных колониях
On the issue of the legitimate interests realization of convicted women in penal colonies
#
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового положения женщин в исправительных колониях на современном этапе, значимость обеспечения законности исполнения наказания, прав и законных интересов осужденных. Анализируются нормы уголовно-исполнительного законодательства, регулирующие права и законные интересы осужденных женщин.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, исправительные учреждения, исправительные колонии, осужденная, уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительный кодекс, правила внутреннего распорядка.
Annotation. In the article the legal status of women in correctional facilities nowadays, the importance of the execution legality ensuring, the rights and legitimate interests of convicts is examined. Analysis of the criminal-executive legislation regulating rights and legitimate interests of convicted women is given.
Keywords: penal law, penal institutions, correctional facilities, convicted, the penal system, penal code, rules and regulations.
#
В процессе демократизации, гуманизации общества, формирования правового государства и в то же время ухудшения статистических показателей преступности, в том числе террористической и экстремистской направленности, важно избежать чрезвычайных мер и обеспечить приоритетность закона во всех сферах, связанных с правами человека и гражданина, в том числе в пенитенциарной. В связи с этим в последней редакции Концепции развития уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации до 2020 года [1] указывается на необходимость совершенствования деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития. Соответственно, правовому положению осужденных на современном этапе уделяется пристальное внимание со стороны государства, что подчеркивает значимость обеспечения законности исполнения наказания, прав и законных интересов осужденных.
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Под законными интересами понимаются потребности личности, не охватываемые содержанием установленных законом прав и свобод. В отличие от прав им не противостоят прямые юридические обязанности соответствующих лиц (контрагентов), они не имеют твердых юридических гарантий, поэтому выполнение притязаний их обладателя не является обязательным. В правовом статусе осужденных, по сравнению со статусом гражданина Российской Федерации, объем законных интересов больше. Это вызвано тем, что законодатель в ряде случаев преднамеренно наделяет их не правами, а законными интересами, обусловливая возможность их реализации при наличии положительных характеристик осужденного во время отбывания наказания в исправительном учреждении.
Таким образом, защита прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, особенно женщин, относится к числу наиболее актуальных проблем.
Важное значение имеет деятельность учреждений ФСИН России, которые исполняют наказание в виде лишения свободы, обеспечивают исправление осужденных женщин в ходе отбывания ими наказания, реадаптируют их к условиям жизни в современном рыночном обществе после освобождения. В настоящее время в учреждениях ФСИН России содержится около 50 тыс. женщин, в том числе около 40 тыс. -в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, 9 тыс. - в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях. При женских колониях имеется 13 домов ребенка [2]. В практике отбывания женщинами наказания в виде лишения свободы наблюдается ряд проблем, которые накладывают свой отпечаток на их дальнейшую ресоциализа-цию после освобождения из исправительных учреждений. Так, на текущий момент
не все субъекты Российской Федерации могут обеспечить в полном объеме реализацию принципа отбывания наказания осужденными к лишению свободы по месту их осуждения либо проживания. Это, соответственно, не только обусловливает ограничение возможности реализации отдельных законных интересов осужденных, но и снижает эффективность исправительного воздействия. Так, согласно результатам социологического исследования, проведенного ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России в 2014-2016 годах в исправительных колониях Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей (всего проанкетировано 800 осужденных женщин), около 60 % осужденных редко общаются со своими детьми в период отбывания наказания в связи с отдаленностью их места проживания и отсутствием возможности приезжать на краткосрочные и длительные свидания. Данный факт оказывает существенное влияние на процесс ресоциализации осужденных женщин, одним из важнейших элементов которой является поддержание социально полезных связей.
Кроме того, согласно ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [3] (УИК РФ), осужденным к лишению свободы могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений.
Исследование выявило, что в 92 % случаев выезды за пределы исправительного учреждения осужденным женщинам не предоставлялись. Объяснением этому служат положения действующего законодательства, согласно которым администрация исправительного учреждения может предоставить данное право, как правило, только при положительных характеристиках осужденных, имеющих несовершеннолетних детей. Однако краткосрочный выезд осужденных женщин за пределы исправительной колонии для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения
[email protected] www.or.fsin.su
20
практически не реализуется. Связано это прежде всего с тем, что администрация исправительной колонии, непосредственно осуществляющей воспитательные и иные функции в отношении осужденной женщины, не уверена в искренности ее намерений достичь цели при выезде по месту проживания - найти потенциальную работу и др. Тем не менее в ряде исправительных колоний отбывающим наказание женщинам, которые осуждены впервые, положительно характеризуются, неоднократно поощрялись и имеют несовершеннолетних детей, с разрешения начальника учреждения предоставляется право на выезд за пределы исправительной колонии согласно ст. 97 УИК РФ, Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений [4].
Обращает на себя внимание дисбаланс между правами и законными интересами осужденных и несоблюдением государством в исправительных учреждениях норм жилой площади, надлежащего материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы. Негативным является то, что медико-санитарное и материально-бытовое обеспечение осужденных женщин, согласно уголовно-исполнительному законодательству, существенно не отличается от условий обеспечения мужчин, отбывающих аналогичное наказание. Однако на современном этапе одной из задач Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [1] является «создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях». По нашему мнению, это соответствует цели совершенствования деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития, особенно в отношении такой категории осужденных к лишению свободы, как женщины.
Согласно результатам исследования, осужденные женщины в числе значимых факторов, которые влияют на период нахождения в исправительной колонии, выделили высокооплачиваемый труд и материально-бытовые условия жизни. Около 90 % женщин-респондентов отметили, что материально-бытовые условия жизни в исправительной колонии не соответствуют требованиям к нормальному проживанию. Нельзя не согласиться и с тем, что для женщин в исправительных учреждениях имеют важное значение микросоциальные условия, но даже при положительных характеристиках не все осужденные женщины могут быть переведены на облегченные условия отбывания наказания ввиду нехватки помещений. Согласно Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» [5], необходима реализация мероприятий в целях приведения лимитов наполнения исправительных учреждений в соответствие с законодательством Российской Федерации. В связи с этим надо дополнительно создать не менее 0,65 тыс. мест для осужденных женщин, 13 домов ребенка, а также реконструировать и построить общежития взамен аварийных и непригодных для эксплуатации. Создание улучшенных условий для содержания детей, матери которых отбывают наказание в исправительных учреждениях, позволит повысить качественные показатели здоровья, установить и укрепить психологическую связь матери и ребенка, ре-социализировать осужденных женщин, имеющих малолетних детей, осуществить профилактику социального сиротства. Что касается медико-санитарного обеспечения осужденных, право на охрану здоровья относится к основополагающим правам, которые не могут быть ограничены. Медико-санитарная и специализированная помощь осужденным может быть оказана как в разветвленной сети медицинских учреждений ФСИН России, так
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
и, в необходимых случаях, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. В настоящее время лечебно-профилактическое и са-нитарно-профилактическое обеспечение женщин в исправительных учреждениях, согласно уголовно-исполнительному законодательству, существенно не отличается от обеспечения осужденных мужчин, отбывающих аналогичное наказание. Нередко в исправительных колониях отсутствуют узкие специалисты, которые могли бы проконсультировать по женским заболеваниям. В новых Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений впервые указано на помывку осужденных не мене двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья, что, в принципе, для осужденных женщин является несомненным положительным нововведением при отбывании наказания. Также в Правилах впервые вполне гуманно указано, что женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительного учреждения, могут носить гражданскую одежду при наличии на ней нагрудного знака. Также они освобождаются от построения, их проверка проводится по спальным или рабочим местам. Помимо этого, согласно ст. 99 УИК РФ, а также приказу Минюста России от 26.02.2016 № 48 [6], существуют повышенные нормы питания для осужденных беременных женщин, кормящих матерей, несовершеннолетних осужденных.
Наделение женщин, осужденных к лишению свободы, правом на психологическую помощь, предусмотренное ч. 61 ст. 12 УИК РФ, также служит обеспечению их здоровья, но уже не только физического, но и психического. Особую ценность психологическая помощь представляет для женщин, которые освобождаются от отбывания наказания, так как значительная их часть испытывают трудности при освобождении и часто не готовы к нему. На вопрос «Испытываете ли вы переживания, связанные с предстоящим освобожде-
нием?» женщины-респонденты ответили, что будут проблемы с трудоустройством (26 %); испытывают переживания, как их встретит семья и родственники (21,4 %); настораживает предвзятое отношение со стороны правоохранительных органов (16,3 %); беспокоит отношение окружающих в целом (14,1 %); они никому не будут нужны после освобождения (9,7 %); переживают, как будут относиться потерпевшие от совершенного ими преступления (6,5 %) и др.
Соответственно, ресоциализация лиц женского пола должна быть направлена на нейтрализацию отрицательных последствий лишения свободы, закрепление и развитие положительных. Так, при анкетировании в исправительной колонии большой процент женщин ответили: 1) появилась цель в жизни; 2) стали больше ценить свободу; 3) не желают попасть снова в исправительную колонию.
Несомненно, что уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации ориентируется на рекомендации международных правовых актов, руководствуется принципами гуманизма, дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия, соединения режимных требований при исполнении наказания с мерами социальной поддержки. Тем не менее в качестве выводов можно отметить следующее:
- залогом успешной адаптации осужденных женщин к условиям отбывания наказания и последующей социальной реабилитации является знание своих прав, обязанностей и законных интересов;
- преследуя цель гуманизации исполнения уголовных наказаний в отношении женщин, законодатель постепенно повышает правовой статус осужденных беременных женщин, а также женщин, имеющих детей;
- в ходе проведенного опроса выяснилось, что положительно характеризующиеся женщины часто не могут в полном объеме реализовать свои права, касающиеся
[email protected] www.or.fsin.su
22
предоставления краткосрочных и длительных свиданий, по независящим от них причинам;
- в связи с вступлением в законную силу новых Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений расширились возможности получения осужденными женщинами дополнительных услуг со стороны врачей-специалистов медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Несомненно, что правовой статус осужденных женщин нуждается в постоянном совершенствовании и более детальном регламентировании, учитывающем психофизиологические, социально-демографические и иные особенности женщины. ^
1. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015 №1877-р) // СЗ РФ. 25.10.2010. № 43, ст. 5544.
2. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России : [сайт].
URL: Ьйр://фсин.рфМшс1:игеЛшрес1:огЛао /statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS (дата обращения: 03.02.2017).
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 // Офиц. интернет-портал правовой информации. 27.12.2016. № 0001201612270032. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document /View/0001201612270032 (дата обращения: 04.04.2017).
5. Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 23.12.2016 № 2808-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время : приказ Минюста России от 26.02.2016 № 48 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 5.