Сведения об авторах
Прохорова Мария Владимировна: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), начальник кафедры организации исполнения наказаний, кандидат юридических наук. E-mail: prohorova@rambler.ru Киселев Михаил Валентинович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры организации исполнения наказаний, кандидат педагогических наук, доцент.
Information about the authors
Prokhorova Mariya Vladimirovna: Tomsk IPKR of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), chief of the Chair of the Organization of the Execution of Punishments, candidate of law. E-mail: prohorova@rambler.ru Kiselev Mihail Valentinovich: Tomsk IPKR of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), associate professor of the Chair of the Organization of the Execution of Punishments, candidate of pedagogical sciences, associate professor.
УДК 343.82
Н. С. Ковалев
РАВЕНСТВО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ОСУЖДЕННЫХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объектом представленного в статье исследования являются общественные правоотношения в области уголовно-исполнительного законодательства, которые заключаются в реализации равных прав и обязанностей, а также в их защите государством. Предметом выступают нормы уголовно-исполнительного права, регламентирующие взаимоотношения субъектов правоотношений по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний, одним из которых выступает осужденный в качестве лица со специальным правовым статусом. В качестве методологической основы познания в работе были использованы общенаучные методы — анализ, сравнение, дедукция, индукция, и частнонаучные — формально-юридический и метод анализа. Принцип равенства осужденных перед законом предусматривает равные права и обязанности осужденных в уголовно-исполнительным праве, а также единую возможность для реализации этих права и исполнения возложенных законом обязанностей. При этом гарантии их соблюдения, а равно и защита, устанавливаются государством.
Ключевые слова: равенство; юридическое равенство; принцип равенства осужденных перед законом; уголовно-исполнительное право; правоспособность.
© Ковалев Н. С., 2019 © Kovalev N. S., 2019
N. S. Kovalev
EQUALITY OF RIGHTS AND OBLIGATIONS AS THE MAIN ELEMENT OF THE CONCEPT OF THE PRINCIPLE OF EQUALITY OF CONVICTED PERSONS BEFORE THE LAW IN THE CRIMINAL-EXECUTIVE LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION
The object of this study is public relations in the field of criminal-executive legislation, which consist in the implementation of equal rights and duties, as well as in their protection by the state, which is one of the most pressing issues. The subject of the research is the norms of criminal-executive law governing the relationship between the subjects of legal relations regarding the execution and serving of all types of criminal penalties, which the convicted person, on the one hand, acts as a person with special legal status. As a methodological basis of knowledge, general scientific methods were used in the work: analysis, comparison, deduction, induction and private science: formal-legal and method of analysis. The principle of equality of convicted persons before the law provides for equal rights and obligations of convicted persons in criminal-executive law, as well as a single opportunity for the exercise of these rights and the fulfillment of obligations imposed by law. At the same time, guarantees of their observance, as well as protection, are established by the state.
Keywords: equality, legal equality, the principle of equality of convicted persons before the law, criminal executive law, legal capacity.
Правовое равенство, по утверждению В. С. Нерсесянца, — это равенство в свободе общественных отношений, общий масштаб и равная мера для каждого. Право говорит и действует языком и средствами такого равенства и благодаря этому выступает как всеобщая и необходимая форма бытия, выражения и осуществления свободы в совместной жизни людей [4, с. 17].
По поводу равенства существует множество мнений, в основе которых лежит то, что равенство правовое (формальное) смешивается с уравнительными требованиями (фактическим равенством), либо наоборот, данные понятия противопоставляются. Однако невозможно говорить, например, о фактическом равенстве новорожденного и пожилого человека, мужчины и женщины, попытки обоснования этого приводят к заблуждениям и ложности суждений.
Сущность правового (формального) равенства, т. е. отрицание фактического равенства, либо утверждения, что все свободны в правовых отношениях, понятна и сложностей в выражении не вызывает. Лишь благодаря своей «формальности» (отделения от «фактического»)
правовое равенство реально становится средством, способом, мерилом всей «фактической» действительности, принципом регулирования общественных отношений.
Принцип равенства в общей теории права нередко отождествляется с принципом равноправия (юридическое равенство) (см. [6]), в котором закрепляется равный правовой статус всех граждан, (т. е. равные конституционные права, равная правоспособность).
В соответствии с принципом равноправия, как утверждает С. С. Алексеев, обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности, степень их реализации зависит от социально-правовой активности самого человека [7, с. 239].
С. В. Чубраков справедливо утверждает, что ученые современности по-разному определяют признаки принципа равенства осужденных, не исключая тот момент, при котором некоторые из них вообще могут не учитываться. При этом доказательная и хорошо аргументированная составляющая той или иной позиции ученых, как правило, отсутствует [11, с. 128].
В работах Н. В. Угольниковой, отмечается, что принцип равенства осужденных перед законом основывается на Конституции (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), что он реализуется за счет комплекса мероприятий, направленных на обеспечение единых условий и режима отбывания наказания, вне зависимости от национальности, вероисповедания, имущественного положения, физической силы и других признаков. В соответствии с этим места лишения свободы включают действия, направленные на постоянный надзор за их поведением, создаются равные условия для проведения религиозных обрядов всем основным конфессиям, обеспечиваются права, иностранных граждан и лиц без гражданства (см. [8, с. 26-27]).
Не совсем ясным является тот факт, что содержание понятия принципа равенства, по мнению Н. В. Угольниковой, рассматривается только в отношении осужденных к лишению свободы, поскольку требования режима и надзора распространяются только на осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Однако наказание в виде лишения свободы применяется далеко не ко всем гражданам, совершившим преступление и вступившим в уголовные правоотношения.
Принцип равенства осужденных распространяет свое действие и на осужденных к штрафу, принудительным и обязательным работам, ограничению свободы и т. д. Отсюда данное автором понятие принципа равенства осужденным перед законом в своем смысловом содержании уже, нежели рассматриваемое в отношении всех категорий осужденных.
Содержание уголовно-
исполнительного принципа равенства П. Е. Конегер и М. С. Рыбак видят так: принцип равенства осужденных перед законом непосредственно отражает положения п. 6.1 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В силу этого исключается их дискриминация, т. е. постановка в заведомо невы-
годное положение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка и т. д. [2, с. 77].
Однако в требование данного принципа авторы вкладывают утверждение о том, что он определяет единое правовое положение лиц, отбывающих конкретный вид наказания или содержащихся на одних условиях отбывания наказания. При этом также указывают на требования принципа равенства, обязывающие должностных лиц проводить значимые различия между осужденными в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности, поведения осужденного.
В науке уголовно-исполнительного права существует мнение, что равенство осужденных перед законом не достигает своей цели, особенно в гендерном аспекте. Так, в соответствии со ст. 90 УИК РФ разрешенное законом количество получения посылок, передач и бандеролей женщинами и несовершеннолетними осужденными в значительной степени отличается от количества, установленного для мужчин, и некоторые ученые усматривают в этом нарушение принципа равенства.
Однако, как нами указывалось ранее, неправильно заложенный в понятие «равенство» смысл — с точки зрения фактического равенства, приводит в конечном итоге к внеправовому содержанию выводов. Юридическое равенство недопустимо отождествлять с фактическим, его смысл заложен в одинаковых правах и обязанностях в любых общественных отношениях (экономических, гражданских, семейных, трудовых, политических и
др.).
В главе II «Правовое положение осужденных» УИК РФ констатировал уважение и охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, правовую защиту и их личную безопасность, а также обеспечение законности применения средств их исправления. Вместе с тем правовое положения лиц, отбывающих наказание, и законопослушных граждан значительно отличаются. Это выражается в том, что для осужденных в первую оче-
редь законодательно установлены их обязанности (ст. 11 УИК РФ), а также права (ст. 12 УИК РФ). При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ, но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. При этом в ч. 4 ст. 10 УИК РФ установлено, что права и обязанности осужденных определяются Кодексом, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Поэтому говорить о нарушении принципа равенства осужденных перед законом при реализации ст. 90 УИК РФ не совсем правильно. Юридическое равенство осужденных на право получения посылок, передач и бандеролей распространяется абсолютно на каждого осужденного независимо от пола, возраста, материального, социального положения и др. Количество же получаемых посылок в течение одного года уже устанавливается в соответствии с принципом гуманизма (женщины и несовершеннолетние без ограничений) и дифференциации (в зависимости от вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания).
Однако думать о том, что права и обязанности осужденных устанавливаются исключительно уголовно-
исполнительным законодательством РФ, было бы ошибчно. Детализация и конкретизация прав и обязанностей осужденных, а также порядка их реализации осуществляется другими положениями уголовно-исполнительного законодательства.
Так, в ч. 2 ст. 11 УИК РФ законодателем установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а в ч. 10 ст. 12 закреплено положение о том, что порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом и иными нормативными правовые актами.
Ряд авторов утверждают, что при исполнении наказаний осужденным согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ гарантируются
права и свободы граждан РФ, с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ (а не законом) [3, с. 231].
Кроме того, теми же исследователями утверждается, что ряд положений уголовно-исполнительного законодательства прямо предусматривают наличие подзаконных актов, регулирующих исполнение конкретных наказаний, в том числе правовое положение осужденных, их отбывающих.
Так, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ (ч. 3 ст. 82 УИК РФ). Следовательно, дополнительная конкретизация прав и обязанностей осужденных в зависимости от вида наказания и иных обстоятельств осуществляется также и в подзаконных актах.
Наиболее точной и ясной при определении содержания понятия принципа равенства осужденных перед законом является позиция С. М. Зубарева. Суть данного принципа автор усматривает именно в равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или других обстоятельств [9, с. 487].
Такая позиция ученого, на наш взгляд, обоснованна и соответствует Конституции РФ, поскольку правовой статус осужденного (не изменяемый в зависимости от расы, национальности, материального и социального положения), отбывающих определенный вид наказания или содержащихся на одних условиях отбывания наказания в испра-
вительном учреждении, может быть разным в зависимости от таких признаков, как пол, возраст, состояние здоровья, а также поведение осужденного в процессе отбывания наказания.
Также С. М. Зубарев поясняет, что равенство осужденных перед законом не означает равенства условий при отбывании наказания, которое само по себе можно различить в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, экономического положения и т. д. [9, с. 488].
Подобное мнение было высказано и А. И. Зубковым, который считал, что принцип равенства осужденных перед законом определяет их единый правовой статус, при отбывании определенного вида наказания или содержащихся в одних и тех же условиях отбывания, на равных основаниях, независимо от их национальности, социального положения, вероисповедания и других причин. Различия определяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, беременности или наличия маленьких детей и, что гораздо важнее, в зависимости от поведения осужденных [10, с. 331].
Соотношение принципа равенства осужденных перед законом с принципом дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний С. И. Курганов рассматривает так: «Поскольку принцип равенства состоит из двух сторон: уравнительной и распределительной, то преимущества более незащищенной категории осужденных (несовершеннолетние, больные) равно предоставлению поощрений положительно характеризующимся осужденным, и не влечет нарушение этого принципа» [1, с. 344].
А. Я. Гришко и М. П. Мелентьев отмечают, что равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания, поскольку они могут дифференцироваться в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного
преступления, личности осужденного и его поведения [8, с. 200].
Е. А. Сизая полагает, что фактическое равенство в сфере уголовно-исполнительного законодательства составляют совокупность принципов гуманизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. По ее мнению, особенности признаков, при соблюдении равенства осужденных перед законом, в соответствии с законодательством дифференцируются от пола, возраста, вида наказания, состояния здоровья, характера степени общественной опасности совершенного преступления, личности, наличие беременности у женщин и малолетних детей, их поведения [5, с. 138].
В рамках предписаний правовых институтов, обязывающих учитывать личность и иные индивидуальные обстоятельства, уголовно-исполнительное право к каждому осужденному предъявляет абсолютно одинаковые требования, которые и предопределены принципом равенства осужденных перед законом. Такие нормы (правила) законодательства ни в коем случае не противоречат конституционному принципу равенства граждан перед законом.
Так, для осужденных беременных женщин и женщин ,имеющих детей, для инвалидов, для несовершеннолетних уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены льготные условия отбывания наказания. В данном случае принцип равенства осужденных перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, что в свою очередь не может рассматриваться как нарушение уголовно-
исполнительного принципа равенства.
Учитывая особенности личности несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, условия отбывания ими наказания должны отличаться от условий отбывания наказаний для взрослых осужденных. В связи с этим в УИК РФ и выделена отдельно глава 17, в которой освещаются особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в
воспитательных колониях, при этом для ского положения и т. д., регулируются
данных исправительных учреждений уже другими принципами права, такими
устанавливаются соответствующие Пра- как гуманизм, дифференциации и инди-
вила внутреннего распорядка. видуализации исполнения наказаний.
Таким образом, можно отметить, что Следовательно, принцип равенства
при определении содержания понятия осужденных перед законом предусматри-
принципа равенства осужденных перед вает равные права и обязанности осуж-
законом ученые отталкиваются от прин- денных, установленные уголовно-
ципа равноправия осужденных, т. е. исполнительным и иным законодатель-
наличия только правового (формального) ством, в том числе подзаконными норма-
равенства между ними. Неравенство, тивными актами, при исполнении кон-
например, в условиях содержания в кон- кретных видов наказаний, а также еди-
кретных исправительных учреждениях, ную возможность для реализации этих
за конкретные преступления, в зависимо- прав и исполнения возложенных обязан-
сти от пола, расы, национальности, рели- ностей. При этом гарантии их соблюде-
гиозных и политических убеждений, со- ния, а равно и защита устанавливается
циального происхождения, экономиче- государством.
Литература
1. Бриллиантов, А. В., Курганов, С. И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации : учебник. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
2. Конегер, П. Е., Рыбак, М. С. Уголовно-исполнительное право России : учебник. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.
3. Курс уголовно-исполнительного права. В 3 т. Т. 1. Общая часть : учебник / Ю. М. Антонян, С. Л. Бабаян, С. В. Бошно и др.; под общ. ред. Г. А. Корниенко; под науч. ред. А. В. Быкова; Научно-исслед. институт Федеральной службы исполнения наказаний; Моск. гос. юрид. университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА); Криминолог. библиотека; журнал «Российский криминологический взгляд». — М.: ФКУ НИИ ФСИН России; Криминологическая библиотека, 2017.
4. Нерсесянц, В. С. Философия права : учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2001.
5. Сизая, Е. А. Принципы уголовно-исполнительного права: вопросы теории и практики : монография / под ред. В. П. Малкова, М. А. Кириллова. — Чебоксары: ЧКИ РУК, 2008.
6. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права : учебник. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018.
7. Теория государства и права : учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. — М.: НОРМА, 1997.
8. Уголовно-исполнительное право : учебник. В 2 т. Т. 1: Общая часть / под общ. ред. Ю. И. Калинина. — М.: Логос, 2006.
9. Уголовно-исполнительное право России : учеб. / под ред. В. И. Селиверстова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2008.
10. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века : учебник для вузов / под ред. А. И. Зубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005.
11. Чубраков, С. В. Проблема принципов в уголовно-исполнительном праве: история и современность / под ред. В. А. Уткина. — Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015.
References
1. Brilliantov, A. V., Kurganov, S. I. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossijskoj Federacii [Penal law of the Russian Federation]. Moscow, TK Velbi, Avenue, 2007.
2. Koneger, P.Ye., Rybak, M.S. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii [Penal law of Russia]. Saratov, IP Media, 2010.
3. Kurs ugolovno-ispolnitel'nogo prava [Course of penal law]. In 3 vol. Vol. 1. General part / Yu. M. Antonyan, S. L. Babayan, S. V. Boshno et al; under total ed. G. A. Kornienko; under the scientific ed. A. V. Bykov; Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service; O. E. Kutafin Moscow State Law University (MSLA); Criminologist. Library; Russian Criminological View magazine. Moscow, Scientific Research Institute of the FPS of Russia, Criminological Library, 2017.
4. Nersesyants, V. S. Filosofiya prava [Philosophy of Law]. Moscow, Publishing House NORMA, 2001.
5. Sizaya, E. A. Principy ugolovno-ispolnitel'nogo prava: voprosy teorii i praktiki [Principles of penal law: questions of theory and practice] : a monograph / ed. V. P. Malkov, M. A. Kirillov. Cheboksary, ChKI RUK, 2008.
6. Matuzov, N. I., Malko, A. V. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Delo Publishing house of RANEPA, 2018.
7. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law] : a textbook for law schools and faculties / ed. V. M. Korelskiy, V. D. Perevalov. Moscow, NORMA, 1997.
8. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal law]: a textbook in 2 vol. Vol. 1: General part / under total. ed. Yu. I. Kalinin. Moscow, Logos, 2006.
9. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii [Penal law of Russia] / ed. V. I. Seliverstov. 2nd ed., rewr. and add. Moscow, 2008.
10. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: teoriya, zakonodatel'stvo, mezhdunarodnye standarty, otechestvennaya praktika konca HIH — nachala HKHI veka [Penal law of Russia: theory, legislation, international standards, domestic practice of the end of the XIX — beginning of the XXI century] / ed. A. I. Zubkov. 3rd ed., rewr. and add. Moscow, Norma, 2005.
11. Chubrakov, S. V. Problema principov v ugolovno-ispolnitel'nom prave: istoriya i sov-remennost' [The problem of principles in criminal-executive law: history and modernity] / ed. V. A. Utkin. Tomsk, TSU Publishing House, 2015.
Сведения об авторе
Ковалев Николай Сергеевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в УИС; Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: dddes2017@mail.ru
Information about the author
Nikolay Sergeevich Kovalev: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Operational-Search Activity and Organization of the Execution of Punishments in the Penal System; the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), adjunct of faculty of training of research and educational personnel. E-mail: dddes2017@mail.ru