УДК 343 .8 АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГРИШКО,
ББК 67.409.01 доктор юридических наук, профессор,
Г85 Уполномоченный по правам человека в Рязанской области
Е-тай: ombudsman62@mail.ru.
О ПРИНЦИПАХ ЗАКОННОСТИ И РАВЕНСТВА ОСУЖДЕННЫХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ
Реферат: правовое положение лиц, отбывающих наказание, основывается на конституционном статусе граждан России, поэтому и ограничения прав осужденных должны устанавливаться законом.
Содержание принципа равенства осужденных перед законом представляет собой совокупность трех основных элементов: равенство в законе, равенство перед законом, равная защита законом. Однако реализация данного принципа как в уголовном, так и в уголовно-исполнительном праве нередко не достигает своей цели.
Некоторые авторы выступают против слепого поклонения закону, приводят в доказательство примеры законов, принятие которых имело последствия криминогенного характера. Такие суждения ничего общего не имеют с объективным содержанием принципа законности. Данный принцип выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания и находящихся на одном режиме исправительного учреждения и в одних условиях отбывания наказания, независимо от национальной принадлежности, социального происхождения, вероисповедания, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и других признаков. Между тем известно, как этот принцип нарушается в реальности, в зависимости от принадлежности осужденного к той или иной стратификационной группе.
Уголовно-исполнительное законодательство содержит нормы, которые устанавливают неравенство осужденных в самом законе. Например, осужденный, не имеющий собственных средств, не может воспользоваться правом выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами или оплатить дополнительные лечебно-профилактические услуги.
Ключевые слова: исполнение наказания, принцип законности, принцип равенства осужденных перед законом, целесообразность, осужденные, неравенство, закон, правовое положение осужденных.
Принцип законности нашел, в частности, отражение в ст. 10-15 УИК РФ, определяющих правовое положение осужденных. Социально-правовое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания. Правовое положение лиц, отбывающих наказание, основывается на конституционном статусе граждан России, поэтому и ограничения прав осужденных должны устанавливаться законом. Это следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой указывается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из данного положения вытекают требования, которым должен отвечать принцип законности.
Конституционный принцип равенства граждан перед законом отражает положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, провозгласивших принцип равенства перед законом в качестве основного принципа, в соответствии с которым «дискриминация по признаку расы,
цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима» (пр. 6).
Содержание принципа равенства осужденных перед законом представляет собой совокупность трех основных элементов: равенство в законе, равенство перед законом, равная защита законом.
Принцип законности - конституционный принцип. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13, 15, 17-19 и др.), а также международных правовых актах. В уголовно-исполнительном праве законность при исполнении наказания закреплена в качестве основополагающего принципа уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В соответствии с принципом законности только Уголовно-исполнительным кодексом РФ определяются:
основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера;
права и обязанности осужденных исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания;
порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных;
порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам;
порядок соотношения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международными правовыми актами;
действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени.
Укрепление режима законности при исполнении наказания имеет важное значение с точки зрения предупреждения пенитенциарной преступности [1, с. 97]. Правовое положение лиц, отбывающих наказание, основывается на конституционном статусе граждан России, поэтому и ограничения прав осужденных должны устанавливаться законом. Это следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой указывается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из данного положения вытекают следующие требования принципа законности:
1) ограничения правового статуса осужденных не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами;
2) ограничения не могут определяться законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации, что гарантирует единство законности на всей ее территории;
3) обеспечение приоритета конституционных прав и свобод человека и гражданина перед нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства. Это требование обусловлено тем, что впервые в Конституции Российской Федерации закреплен принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18). Например, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из указанного принципа, постановлением от 16 октября 1995 г. признал неконституционными положения ст. 124 Закона от
20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в части приостановления выплаты трудовых пенсий пенсионерам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Этот судебный прецедент был воспринят Уголовно-исполнительным кодексом РФ, в ч. 7 ст. 12 которого установлено: «Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации»;
4) строгое соблюдение заключенных Россией международных договоров, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Например, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984) нашла свое отражение в ч. 1 ст. 3 УИК РФ.
Требование законности несовместимо с аналогией. Если гражданское законодательство допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно из общих начал и смысла гражданского законодательства, то есть исходя из принципов данной отрасли права, то применение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства по аналогии не допускается.
Реформирование уголовно-исполнительной системы и соответствующего законодательства неизбежно влечет за собой пробелы в законе, восполнение которых относится к исключительной компетенции законодателя. В других отраслях законодательства (например, в гражданском, семейном, трудовом) средствами восполнения пробелов служат аналогия закона и аналогия права. Нередко законность отождествляется с законопослушанием, с точным и неуклонным исполнением предписаний закона. По этому поводу Л. С. Явич и С. А. Комаров справедливо отмечают, что содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону [2, с. 235-243; 265-274].
Некоторые авторы выступают против слепого поклонения закону, приводят в доказательство примеры законов, принятие которых имело последствия криминогенного характера (запрет производства абортов, ограничение продажи спиртных напитков, установление мнимых преступлений, подобных уклонению от уплаты налогов, и т. п.) [3, с. 69]. В связи с этим вносятся предложения включить в понятие законности так называемых правовых законов и признаки «неправовых законов», отдавать предпочтение целесообразности перед законностью из-за сложных социально-экономических условий в стране. Такие суждения
ничего общего не имеют с объективным содержанием принципа законности. Для законности характерны следующие черты:
а) всеобщность законности, заключающаяся в ее обязательности как для государственных, судебных органов, общественных объединений, так и для осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания;
б) единство законности, состоящее в выполнении ее требований в сфере исполнения наказаний на всей территории России;
в) верховенство Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других федеральных законов в области исполнения уголовных наказаний;
г) неотвратимость реализации законности -пресечение любых нарушений уголовно-исполнительного закона, от кого бы они ни исходили. Всякое нарушение установленного порядка отбывания наказания есть одновременно и нарушение законности. Правопорядок в уголовно-исполнительной системе - это реализованная в уголовно-исполнительных правоотношениях законность. Иными словами, правопорядок достигается не иначе как через обеспечение законности;
д) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Необходимо подчеркнуть, что законность и есть высшая целесообразность. Законность предполагает учет целесообразности. В уголовно-исполнительном законодательстве немало норм, имеющих педагогическое содержание, требующих проявления мастерства воспитателя, творческой инициативы, принятия решений по оценке поведения осужденного, а в некоторых нормах прямо заложены схемы управленческих решений (например, ст. 82-105 УИК РФ). Если при этом учесть, что не все основные средства исправления осужденных в полном объеме регулируются нормами уголовно-исполнительного права (воспитательная работа, общественно полезный труд, общественное воздействие, общее образование), то станет ясно, что мы имеем дело с обстоятельствами, которые в определенной мере способствуют примату целесообразности над законностью. Однако в любых случаях соображения целесообразности должны учитываться на основании и в рамках только уголовно-исполнительного закона;
е) неразрывная связь законности и правовой культуры. Обеспечение законности в процессе исполнения наказаний во многом зависит от правовой культуры работников УИС и знаний основ российского законодательства осужденными;
ж) мера государственного принуждения (наказание) не является юридической гарантией закон-
ности, напротив, законность выступает гарантией правомерности применяемого принуждения.
Данный принцип выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания и находящихся на одном режиме исправительного учреждения и в одних условиях отбывания наказания, независимо от национальной принадлежности, социального происхождения, вероисповедания, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и других признаков. Между тем известно, как этот принцип нарушается в реальности, в зависимости от принадлежности осужденного к той или иной стратификационной группе.
В неравном положении находятся осужденные, которые трудятся, осужденные, уклоняющиеся от работы. По действующему законодательству исковые требования возмещаются только из заработной платы. Лицами же, уклоняющимися от работы, данные требования таким образом не возмещаются, так как удержания из средств, имеющихся на лицевых счетах, не производятся.
Принцип законности сопрягается с другим принципом, проявляющимся в нормах уголовно-исполнительного права, - принципом равенства осужденных перед законом.
Принцип равенства осужденных перед законом конкретизирует общепризнанный принцип, закрепленный в Конституции РФ: «Все равны перед законом...» (ст. 19).
Конституционный принцип равенства граждан перед законом отражает положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, провозгласивших принцип равенства перед законом в качестве основного принципа, в соответствии с которым «дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима» (пр. 6).
Содержание принципа равенства осужденных перед законом представляет собой совокупность трех основных элементов: равенство в законе, равенство перед законом, равная защита законом.
Нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от указанных выше признаков. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Так, для несовершен-
нолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов уголовно-исполнительный закон предусматривает льготные условия отбывания наказания. В данном случае принцип равенства осужденных перед законом корректируется реализацией принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.
Однако реализация анализируемого принципа как в уголовном, так и в уголовно-исполнительном праве нередко не достигает своей цели. В уголовном праве, например, имущественное неравенство значительно влияет на назначение наказания. В УК РСФСР 1960 г. существовал прямой запрет на замену штрафа лишением свободы, и наоборот (ст. 30).
Действующий УК РФ такого ограничения не имеет, напротив, значительное количество санкций Особенной части УК РФ содержат их альтернативу. В частности, за такие преступления в сфере экономики, как кража, мошенничество, присвоение или растрата, предусматриваются штраф, обязательные работы, исправительные работы либо лишение свободы (ст. 158-160 УК РФ). Таким образом, за одно и то же преступление состоятельные преступники приговариваются к штрафу, а
неимущие жертвуют личной свободой. В связи с этим отметим: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ установил, что в случае злостного уклонения от уплаты штрафов он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы (ч. 5 ст. 46).
Уголовно-исполнительное законодательство содержит нормы, которые устанавливают неравенство осужденных в самом законе. Так, общая норма, определяющая, что осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч. 4 ст. 73 УИК РФ, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений (ч. 3 ст. 73 УИК РФ), что, несомненно, увеличивает объем карательного воздействия. Осужденный, не имеющий собственных средств, не может, например, воспользоваться правом выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами или оплатить дополнительные лечебно-профилактические услуги.
Список литературы
1. Артемьев Н. С. Соблюдение законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы -необходимое условие эффективности борьбы с рецидивной и профессиональной преступностью // Человек : преступление и наказание. 2013. № 3. С. 97.
2. Явич Л. C. Общая теория права. Л., 1976. 298 с.
3. Шестаков Д. А. Криминология на рубеже двух тысячелетий // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. 1999. № 2. С. 69.
ALEXANDER YAKOVLEVICH GRISHKO,
doctor of jurisprudence, professor, the Commissioner for Human Rights in the Ryazan region.
E-mail: ombudsman62@mail.ru.
ABOUT THE PRINCIPLES OF LEGALITY AND EQUALITY CONDEMNED BEFORE THE LAW
Annotation: the legal status of inmates, is based on constitutional status of the citizens of Russia, and therefore disabling of convicts must be prescribed by law.
The content of the principle of equality before the law is a combination of three main elements: equality in the law, equality before the law, equal protection of the law. However, implementation of this principle both in the criminal and criminal-executive law often does not reach its goal. The legitimacy is often identified with law-abiding, with precise and steady fulfillment of law's provision.
Some authors oppose the blind worship of the law and refer to for proof examples of laws, the adoption of which had consequences of criminal nature. Such judgments have nothing to do with the objective content of the principle of legality. This principle is expressed in the same legal status of persons serving a particular form of punishment and are on the same mode of the correctional institution in some circumstances punishment, regardless of nationality, social origin, religion, place of residence, membership of voluntary associations and other features. Yet we know how this principle is violated in reality, according to which the convicted person to a particular group stratification.
Penal legislation contains provisions that establish the inequality of convicts in the law itself. For example convicts, without its own means, can not use the right to leave the prison due to exceptional personal circumstances or to pay additional medical and preventive services.
Key words: principle of legality, equality before the law, expediency, convicts, inequality, law.
References
1. Artem'ev N. S. Sobljudenie zakonnosti v uchrezhdenijah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy -neobhodimoe uslovie jeffektivnosti bor'by s recidivnoj i professional'noj prestupnost'ju [Respecting the rule of law in institutions and bodies of criminal and executive system - a necessary condition of efficiency of fight against recurrent and professional crime]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 3, p. 97.
2. Javich L. C. Obshhaja teorija prava [The general theory is right]. Leningrad, 1976. 298 p.
3. Shestakov D. A. Kriminologija na rubezhe dvuh tysjacheletij [Kriminologiya at a turn of two millennia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, 1999, no. 2, p. 69.