Научная статья на тему 'Пенитенциарные педагогические чтения: практика ресоциализации осужденных молодежного возраста в исправительных учреждениях Волгоградской области'

Пенитенциарные педагогические чтения: практика ресоциализации осужденных молодежного возраста в исправительных учреждениях Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PENITENTIARY PEDAGOGICS / AGENTS OF RESOCIALIZATION / CONVICTS / YOUTH / HUMANIZATION / SOCIAL CONTROL / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / АГЕНТЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / ОСУЖДЕННЫЕ / МОЛОДЕЖЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындин И. В., Шеховцова Н. А., Панкратов С. А.

В статье отражен опыт проведения пенитенциарных педагогических чтений, посвященных анализу процесса ресоциализации осужденных молодежного возраста, отбывающих наказание в условиях изоляции от общества. Акцентируется внимание на обеспечении эффективного сотрудничества различных агентов ресоциализации осужденных, в первую очередь сотрудников исправительных учреждений, педагогических работников, представителей институтов гражданского общества. Раскрыт инновационный характер разработанной комплексной модели ресоциализации осужденных молодежного возраста в условиях оптимизации межведомственного взаимодействия на территории Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Penitentiary pedagogical readings: practice of resocialization of convicts of youth age in correctional facilities of Volgograd region

The experience of carrying out the penitentiary pedagogical readings devoted to the analysis of process of resocialization of the convicts of youth age serving sentence in the conditions of isolation from society is reflected in the article. The attention is focused on ensuring effective cooperation of various agents of resocialization of the staff of correctional facilities, pedagogical workers, representatives of the institutes of civil society, first of all. The innovative nature of the developed complex model of resocialization of the convicts of youth age in the conditions of optimization of interdepartmental interaction in the territory of Volgograd region is disclosed.

Текст научной работы на тему «Пенитенциарные педагогические чтения: практика ресоциализации осужденных молодежного возраста в исправительных учреждениях Волгоградской области»

И. В. РЫНДИН I. V. RYNDIN

начальник отдела воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Волгоградской области, капитан внутренней службы

Н. А. ШЕХОВЦОВА N. A. SHEKHOVTSOVA

директор ГКОУ «Вечерняя средняя школа № 1 Волгоградской области», кандидат социологических наук

С. А. ПАНКРАТОВ S. A. PANKRATOV

заведующий кафедрой международных отношений, политологии и регионоведения Волгоградского государственного университета, доктор политических наук, профессор, председатель попечительского совета ГКОУ «Вечерняя средняя школа № 1 Волгоградской области»

Пенитенциарные педагогические чтения: практика ресоциализации осужденных молодежного возраста в исправительных учреждениях Волгоградской области*

Penitentiary pedagogical readings: practice of resocialization of convicts of youth age in correctional facilities of Volgograd region

Аннотация. В статье отражен опыт проведения пенитенциарных педагогических чтений, посвященных анализу процесса ресоциализации осужденных молодежного возраста, отбывающих наказание в условиях изоляции от общества. Акцентируется внимание на обеспечении эффективного сотрудничества различных агентов ресоциализа-ции осужденных, в первую очередь сотрудников исправительных учреждений, педагогических работников, представителей институтов гражданского общества. Раскрыт инновационный характер разработанной комплексной модели ресоциализа-ции осужденных молодежного возраста в условиях оптимизации межведомственного взаимодействия на территории Волгоградской области.

Annotation. The experience of carrying out the penitentiary pedagogical readings devoted to the analysis of process of resocialization of the convicts of youth age serving sentence in the conditions of isolation from society is reflected in the article. The attention is focused on ensuring effective cooperation of various agents of resocialization of the staff of correctional facilities, pedagogical workers, representatives of the institutes of civil society, first of all. The innovative nature of the developed complex model of resocialization of the convicts of youth age in the conditions of optimization of interdepartmental interaction in the territory of Volgograd region is disclosed.

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках реализации научного проекта № 17-13-34039 «Стратегии, инновационные технологии институционализации и функционирования публичной политики в Волгоградском регионе».

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019 59

Ключевые слова: пенитенциарная педагогика, агенты ресоциализации, осужденные, молодежь, гуманизация, социальный контроль, духовно-нравственное воспитание.

Key words: penitentiary pedagogics, agents of resocialization, convicts, youth, humanization, social control, spiritual and moral education.

Одним из важнейших направлений деятельности, выделенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, является «поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики» [1]. При этом особо отмечается необходимость совершенствования «взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества, в том числе с общественными наблюдательными комиссиями, по вопросам обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей» [1].

В этой связи особую научно-методическую и организационно-управленческую значимость приобретает проведение в Волгоградском регионе пенитенциарных педагогических чтений, целью которых является обмен опытом работы между педагогами, сотрудниками воспитательных служб исправительных учреждений, другими заинтересованными субъектами воспитательного воздействия в рамках реализации единого подхода к процессу ресоциализации осужденных молодежного возраста в период их пребывания в местах лишения свободы. Ежегодное

проведение данного мероприятия способствует выработке единых подходов к деятельности по позитивной ресоци-ализации лиц, совершивших уголовное преступление.

Организация и проведение такого научно-методического форума имеет важное теоретическое и практическое значение для развития социогумани-тарного знания в области социальной работы, педагогики, психологии в контексте специфики функционирования современной пенитенциарной системы Российской Федерации. Уникальность мероприятия проявляется в раскрытии инновационной составляющей активизации познавательных и интеллектуальных интересов у осужденных, что, в конечном счете, направлено на исправление лиц, совершивших преступные деяния и отбывающих наказание в условиях изоляции от общества. Тем более что в основополагающих документах о деятельности ФСИН России неоднократно подчеркивается тот факт, что именно социальная, психолого-педагогическая работа в настоящее время выступает «в качестве основного средства исправления осужденных» [1].

Инициаторами и организаторами проведения пенитенциарных педагогических чтений являются отдел воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Волгоградской области, администрация и попечительский совет государственного казенного общеобразовательного учреж-

60

[email protected] www.or.fsin.su

дения «Вечерняя средняя школа № 1 Волгоградской области», функционирующего при исправительной колонии № 26 и имеющего обособленные структурные подразделения в 11 учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

В материалах, представленных в 2017 году участниками пенитенциарных педагогических чтений по теме «Пенитенциарная педагогика - педагогика сотрудничества», рассматривались организационно-педагогические условия эффективного обучения и воспитания осужденных, способствующие созданию инновационной модели учебно-воспитательного процесса, направленного как на реализацию личностного потенциала каждого осужденного, так и на концентрацию им капитала позитивного жизненного опыта для дальнейшей успешной социализации и адаптации в обществе. В ходе мероприятия состоялся обмен опытом работы сотрудников воспитательных служб исправительных учреждений, педагогических работников школы, представителей институтов гражданского общества по актуальным проблемам пенитенциарной педагогики. С сообщениями и в процессе дискуссионного обсуждения вопросов по теме педагогических чтений выступили более 20 человек.

В выступлении доктора политических наук С. А. Панкратова были выделены приоритетные направления противодействия практике воспроизводства криминальной субкультуры в современной России. Представитель ОВРО УФСИН России по Волгоградской области охарактеризовал наиболее эффективные методы и формы воспитательного воздействия на осужденных в исправительных учреждениях

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

Федеральной службы исполнения наказаний, а также дал анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей данную деятельность.

Конкретные технологии и методы воспитательного воздействия на осужденных в процессе общеобразовательного обучения, используемые в исправительных учреждениях Волгоградской области, были раскрыты в выступлениях директора ГКОУ ВСШ № 1 Волгоградской области Н. А. Шеховцовой и педагогов школы. При этом акцент был сделан в первую очередь на результативность деятельности учителей при использовании научно обоснованных дидактических принципов. Презентована работа педагогического коллектива школы по совершенствованию системы общеобразовательного обучения как важнейшего инструмента ресоциализации осужденных молодежного возраста.

Одним из вопросов, поднятых в выступлениях начальника отдела общего образования комитета образования науки и молодежной политики Волгоградской области Л. А. Ярославцевой, руководителя отдела тюремного душе-попечения Волгоградской епархии отца Евгения (Караваева), исполняющей обязанности начальника психологической службы УФСИН России по Волгоградской области Е. П. Романовой, был вопрос об инновационных формах сотрудничества и взаимодействия институтов государственной власти и местного самоуправления, гражданского общества с территориальными органами ФСИН России. Во всех представленных материалах присутствовали новизна, технологичность, адаптивность, а также просматривались перспективы дальнейшей деятельности. В ходе профессионального диалога участни-

61

ки отметили тенденцию к укреплению межведомственного взаимодействия в интересах осужденных.

Научно-методические и практико-ориентированные рекомендации нашли отражение в ряде единогласно принятых положений, таких как:

- введение в практику совместной работы УФСИН России по Волгоградской области и ГКОУ «Вечерняя средняя школа № 1 Волгоградской области» ежегодных пенитенциарных педагогических чтений с приданием им статуса межрегиональных;

- создание рабочей группы по разработке комплексной модели ресоциализа-ции осужденных молодежного возраста в условиях оптимизации межведомственного взаимодействия на территории Волгоградской области;

- изучение международного и отечественного положительного опыта работы по ресоциализации осужденных в условиях изоляции от общества, расширение форм его популяризации и распространения.

В завершение мероприятия организаторами и участниками пенитенциарных педагогических чтений была отмечена их целесообразность и соответствие заявленным целям и задачам. Основные положения нашли отражение в опубликованных материалах педагогических чтений [2].

С целью продолжения обмена опытом между педагогами, сотрудниками воспитательных служб исправительных учреждений, другими заинтересованными субъектами воспитательного воздействия в мае 2018 года состоялись вторые пенитенциарные педагогические чтения по теме «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию осужденных молодежного

возраста». Основными задачами, поставленными организаторами мероприятия, стали:

- общественно-профессиональное обсуждение актуальных проблем пенитенциарной педагогики;

- создание условий для расширения методического и творческого взаимодействия между педагогами и сотрудниками отделов воспитательной работы с осужденными исправительных учреждений;

- поиск актуальных методических идей и инновационных технологий организации образовательного и воспитательного процессов.

На вторые пенитенциарные педагогические чтения было прислано 27 работ. Из них 10 работ представлены сотрудниками ОВРО исправительных учреждений, 11 работ - педагогами ГКОУ ВСШ № 1 Волгоградской области. Данное мероприятие, как и планировалось, носило межрегиональный характер, поскольку активное участие в педагогических чтениях приняли шесть педагогов школ, функционирующих при исправительных учреждениях УФСИН России по Саратовской области.

Приоритетными направлениями для обсуждения стали:

- эффективность применения педагогических технологий при формировании культуры межнационального общения осужденных в местах принудительного содержания;

- взаимодействие педагогов школы и сотрудников воспитательного отдела по ресоциализации осужденных молодежного возраста;

- воспитание вне урока: педагогические решения в организации работы по ресоциализации;

62

[email protected] www.or.fsin.su

- проектная деятельность в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования - эффективная форма ресоциализации и профилактической работы с лицами, вступившими в конфликт с законом;

- педагогическая среда как системообразующий фактор ресоциализации несовершеннолетних подследственных и подозреваемых по нейтрализации влияния тюремной субкультуры;

- пути совершенствования организационных форм в воспитании привычек и норм нравственного поведения у осужденных;

- роль субъектов воспитательного воздействия в формировании у осужденных потребности в самообразовательной деятельности, повышении культурного уровня;

- режим отбывания наказания как средство подготовки осужденных к пра-вопослушной жизни на свободе;

- нравственное исправление осужденных на основе применения дифференцированного подхода к личности и различным группам осужденных;

- особенности ресоциализации осужденных женщин;

- профилактика эмоционального выгорания педагога;

- психологические механизмы профессионального роста пенитенциарного педагога.

Участники пенитенциарных педагогических чтений пришли к выводу о необходимости реализации комплексного системного подхода к осуществлению духовно-нравственного воспитания лиц молодежного возраста, находящихся в местах лишения свободы, предполагающего проведение межведомственной работы с соблюдением принципов гума-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

низма, ненасилия, свободного выбора, целесообразности и согласованности использования светских и религиозных воспитательных средств.

Важной составляющей проведенного мероприятия стала презентация и обсуждение комплексной модели ресо-циализации осужденных, реализуемой в условиях межведомственного взаимодействия на территории Волгоградской области, разработчиками которой являются авторы данной статьи. Модель межведомственного взаимодействия предполагает расширение форм, способов этого сотрудничества и усиление степени влияния общественных организаций на личность каждого осужденного, находящегося в условиях изоляции от общества. Многолетней практикой выработана и апробирована система основных форм исправительного воздействия на осужденных в местах принудительного содержания. Вместе с тем идет поиск инновационных средств, форм, методов ресоциализирующего воздействия. Как показывают результаты социологических исследований, к сожалению, лишь около половины осужденных осознают свою вину в совершенных преступлениях. Следовательно, всем субъектам реализации комплексной модели ресо-циализации осужденных молодежного возраста на территории Волгоградской области предстоит работа по усилению эффективности позитивного влияния на осужденных. Критериями результативности данной деятельности должны выступать:

- успешность адаптации в обществе после освобождения из мест лишения свободы;

- снижение количества рецидивных преступлений, совершаемых лицами молодежного возраста;

63

- стремление осужденных повысить свой образовательный и культурный уровень;

- желание получить профессию, востребованную на рынке труда.

Данная модель разработана для реализации в первую очередь в исправительных учреждениях УФСИН России по Волгоградской области. Но вместе с тем предполагается ее совершенствование с учетом опыта деятельности по ресоциализирующему воздействию в исправительных учреждениях других субъектов Российской Федерации и результатов научных исследований в области пенитенциарной педагогики, пенитенциарной психологии и социальной работы с осужденными. В условиях углубления социально-экономических, политико-правовых реформ перед российским обществом в целом и перед педагогическим сообществом,

работниками отечественной пенитенциарной системы, другими государственными и гражданскими институтами в частности все более актуализируется задача выработать и внедрить эффективные технологии и способы минимизации и противодействия практике криминализации в молодежной среде. Ф

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Пенитенциарная педагогика - педагогика сотрудничества : материалы выступлений участников педагогических чтений / под ред. Н. А. Шеховцовой. Волгоград : РЕПРИНТ, 2017. 97 с.

64

[email protected] www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.