Н. А. ШЕХОВЦОВА N. A. SHEKHOVTSOVA
директор ГКОУ «Вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа № 1» Волгоградской области, кандидат социологических наук
с. а. Панкратов s. a. pankratov
заведующий кафедрой политологии
ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», доктор политических наук, профессор
Роль вечерней школы в ресоциализации личности осужденных
The role of a night-school in the personality resocialization of convicts
Аннотация. В статье обобщается опыт работы педагогического коллектива вечерней школы по ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в условиях изоляции от общества. Охарактеризованы образовательные, воспитательные, организационно-управленческие ресурсы и программы, используемые в ресоциализирующем воздействии на осужденных; результаты эмпирических исследований, проведенных в рамках грантов РГНФ и Администрации Волгоградской области.
Ключевые слова: социализация личности, ресоци-ализация осужденных, воспитание, миссия, обучение, образование, педагогическая поддержка, реабилитация, адаптация, социальный контроль.
Abstract. The authors generalize the experience of teachers of night schools for resocialization of convicts serving their sentences in isolation from society. They characterize the educational, organizational and management resources and programs used for resocialization of the prisoners. Also the results of empirical studies conducted in the framework of the RHF grants and the Administration of the Volgograd region are presented.
Keywords: personality socialization, resocialization of convicts, nurture, mission, training, education, pedagogical support, rehabilitation, adaptation, social control.
Организация и совершенствование процесса ресоциализации осужденных имеет длительную научную и практическую историю. Зарубежные и отечественные исследователи, работники пенитенциарной системы постоянно и целенаправленно пытаются выявить и обосновать наиболее эффективные факторы и технологии, способствующие осознанию осужденными, отбывающими наказание в условиях изоляции от общества, своей вины за совершенное преступление, адаптации их к новым условиям жизнедеятельности в исправительных учреждениях, а также позволяющие помочь им после освобождения из мест заключения интегрироваться в «свободный социум», живущий по своим законам и имеющий особый взгляд на тех, кто их нарушил по тем или иным причинам.
Большинство осужденных по окончании срока наказания, возвращаясь «на волю», в силу затрудненной социальной адаптации не способны следовать законным требованиям, предъявляемым к ним государством и обществом. При этом проблема ресоциализации особенно обостряется на современном этапе модернизации российского общества, когда формируются новые ценностные ориентации и жизненные стили представителей различных поколенческих когорт, усиливается диверсификация потребностей и возможностей их реализации между социальными слоями и группами. Таким образом, перед современным российским социумом актуализируется решение проблемы эффективной ресоциализации осужденных в условиях длительной изоляции от общества, направленной на нейтрализацию негативных явлений, свойственных концентри-
рованной среде правонарушителей, выработку эффективной модели взаимодействия различных агентов ресоциализации.
Одним из приоритетных факторов, способствующих позитивной ресоциализации осужденных, в настоящее время является повышение их общеобразовательного уровня. Еще в дореволюционной России тюремным администрациям было рекомендовано принимать меры по обучению арестантов грамоте. Школа представляла собой важное условие исправления заключенных и обязательность ее учреждения была одной из отличительных черт тюремного устройства. Целью заключения, согласно циркуляру ГТУ № 44 от 25.05.1917, являлось «социальное перевоспитание человека, впавшего нередко в преступление только ввиду несчастно сложившихся для него обстоятельств, и что чтение человеку, впавшему в преступление случайно, дает возможность духовного отдыха и в привычном преступнике может пробудить добрые задатки, дать толчок к исправлению» [1].
В настоящее время в соответствии со статьей 80 Закона «Об образовании в Российской Федерации» «для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования... Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» [2].
Подтверждением того, что школьное образование в условиях лишения свободы - один из важнейших инструментов ресоциализации, является опыт работы государственного казенного образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1» Волгоградской области, функционирующего с 2004 года при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 26 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области». В качестве механизмов, форм и средств формирования модели позитивной ресоциализации осужденных в рамках системы школьного образования при исправительном учреждении выступили:
- целесозидательное, концептуальное обеспечение учебного процесса;
- программа взаимодействия с иными агентами ресоциализации (администрация пенитенциарного учреждения, общественные организации, члены семей осужденных и т. д.);
- научно-практический подход к решению поставленных задач с постоянным обменом опытом и др.
Свою главную миссию педагогический коллектив видит в создании наиболее благоприятных условий (в соответствии с возможностями школы), обеспечивающих реализацию конституционного права осужденных на получение общего образования, а также способствующих их ресоциализации, социальной реабилитации и адаптации к жизни в социуме после освобождения из колонии. Для реализации данной миссии педагоги начали активный поиск своего пути. Анкетный опрос «Ценностные ориентации» помог учителям выявить ядро ценностно-мотива-ционной структуры осужденных. Выяснилось, что самыми главными ценностями для молодых людей являются семья с хорошими отношениями (75 %), здоровье (72,5 %), свобода (70 %). Наименее ценными для осужденных являются Родина (12,5 %), труд (10 %), возможность проявить инициативу (2,5 %), признание общества (2,5 %). Анализ полученных данных позволил педагогическому коллективу определить ряд принципов педагогической поддержки, среди которых:
- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности;
- совместность, сотрудничество, содействие; реализация принципа «Не навреди»;
- доброжелательность, безоценочность и др.
Все это дает возможность использовать
школьную среду и как средство социального контроля, и как место социальной самореализации. При этом эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от педагогического профессионализма учителя. Необходимо учитывать выработанные годами стереотипы поведения, агрессивную среду, в которой осужденные пребывают в колонии, часто неадекватную самооценку и т. д.
В 2005 году была разработана и принята программа педагогической поддержки процесса ресоциализации, реабилитации осужденных и их адаптации к жизни в социуме после освобождения «Шанс». Целью программы являлось создание модели педагогической поддержки процесса позитивной ресоциализации осуж-
денных в общеобразовательном учреждении при исправительной колонии, определение ее содержания, условий оптимального функционирования. К задачам программы относят:
- создание воспитывающей, развивающей, обучающей среды, содействующей ресоциали-зации личности в условиях изоляции;
- органичное сочетание образовательной деятельности и различных видов внеклассной работы, способствующих приобретению личностью жизненной цели, ценностных и нравственных идеалов, самооценки, линии поведения;
- выработку рекомендаций педагогическим кадрам, занимающимся обучением и воспитанием осужденных.
Реализация программы «Шанс» предполагала получение определенных результатов, среди которых:
- апробирование, внедрение, гармонизация традиционных и нетрадиционных методов и форм позитивной ресоциализации осужденных;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к себе и своей жизни, здорового жизненного стиля, позитивных ориентиров;
- выявление потенциальных возможностей школы при исправительном учреждении в позитивной ресоциализации осужденных;
- укрепление взаимодействия между школой и отделом воспитательной работы исправительной колонии № 26;
- разработка и реализация наиболее оптимальной и эффективной модели ресоциализации осужденных в условиях функционирования вечерней школы при исправительной колонии и управления этим процессом.
Данная программа потребовала переоценки механизмов реализации целого ряда организационно-управленческих решений, требований к качественному составу самого педагогического коллектива и уровню капитализации человеческих и профессиональных возможностей каждого учителя. Были определены основные направления деятельности: нравственное и героико-патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни, что потребовало разработки двух подпрограмм: «Я - гражданин России» и «Будьте здоровы душою и телом». Целью первой подпрограммы являлось формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством гражданского достоинства, любви к Отечеству и готовности к выполнению конституционных
обязанностей. Цель второй подпрограммы -формирование у обучающихся осужденных навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Практика показала, что ведущими формами позитивной ресоциализации обучающихся осужденных являются урочная деятельность, индивидуально-групповые занятия, факультативные курсы. Педагоги умеют организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, что у обучающихся появляется внутренняя мотивация учебной деятельности и стойкий познавательный интерес к учению. Слово учителя - самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление учеников стать лучше. Материал учебных предметов обладает высоким воспитательным потенциалом. Так, например, на уроках литературы при анализе творчества Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других писателей создаются такие ситуации, при которых литературные явления становятся для осужденных стимулом осмысления себя как личности. Анализ ситуаций, где герой стоит перед нравственным выбором, начинается с обсуждения того, какие возможности для решения были у персонажа, а заканчивается оценкой выбранного им варианта поведения с учетом последствий поступка для других и самого себя. Программы по отечественной и зарубежной истории, обще-ствознанию также являются благодатной почвой для воспитания, способствуют социализации молодых людей, осознанию ими своей принадлежности к определенной культуре, пониманию многообразия современного мира.
В целях максимального удовлетворения спроса на знания ежегодно предлагаются занятия на различных факультативных курсах по интересующим осужденных отраслям. Поскольку какие-либо готовые программы не всегда представляется возможным использовать, педагоги сами разрабатывают такие программы, содержание которых может максимально удовлетворять образовательные запросы обучающихся («История в лицах», «Философия культуры», «Основы политологии», «Основы правовых знаний», «Этика и психология семейной жизни», «Компьютерная графика», «Внутренний мир человеческой личности», «Школа этикета»).
Одной из ведущих форм работы по формированию у обучающихся позитивных ориенти-
ров являются классные собрания-дискуссии по особо важным для них проблемам, например: «Можно ли управлять чувствами, эмоциями?», «Как свои недостатки превратить в достоинства?», «Умей нести бремя невзгод», «Извлекай уроки из своих ошибок» и др. Ценность их заключается в том, что, высказывая свое мнение публично, ученик обретает уверенность в себе, а классный руководитель тактично и в доступной форме пытается донести до обучающихся, что в обществе существуют социальные нормы, которые каждый человек должен выполнять.
Обсуждая групповые и индивидуальные проблемы, ученики и учитель добиваются их решения в стенах класса. Опыт совместного решения проблем на классных собраниях способствует сплочению коллектива, осознанию каждым себя как части целого, достижению более высоких показателей в учебе. Проблемно-тематические диалоги по актуальным вопросам активизируют позицию личности осужденного, способствуют восстановлению утраченных ценностей.
При этом именно личность учителя имеет существенное значение в формировании определенной позиции осужденных, потому что он выступает как образец компетентного, объективного человека, обладающего педагогическим мастерством и интуицией. Важно, чтобы осужденные видели в учителе заинтересованную, увлеченную личность, доказывающую на собственном примере, что каждый человек способен преодолевать трудности, решать возникающие проблемы и быть счастливым. В процессе проведения дискуссии от учителя требуется большое терпение, гибкость, творчество, инициатива и оптимизм, уверенность в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым обучающимся осужденным.
Безусловной находкой педагогов является работа с «листами успехов», в которых отражаются наблюдения учителей за изменениями личностных качеств своих подопечных. Учителя-предметники отмечают такие положительные моменты, как активность, работоспособность на уроке, культуру речи и т. д. Классные руководители, в свою очередь, отслеживают соблюдение этических норм в общении с товарищами по классу, учителями, проявление инициативы, самостоятельности, организованности, ответственности, способность к преодолению вредных привычек, стремление к самосовершенствованию.
Итоги работы по реализации программы «Шанс» подведены в 2010 году. Мониторинг деятельности педагогов, регулярно проводимые анкетные опросы обучающихся позволили сделать выводы о правильности выбранного пути. За пять лет наработан опыт взаимодействия между школой и отделом воспитательной работы с осужденными исправительной колонии. Разработана годовая циклограмма совместной деятельности между администрациями колонии и школы. Педагоги являются членами советов воспитателей отрядов. Поскольку в колонии есть кабельное телевидение, учителя регулярно проводят занятия социально-правового телевизионного лектория, что позволяет значительно расширить сферу педагогического влияния. Была выстроена и четкая система управленческого взаимодействия, объединившего как специализированных субъектов ресоциализации осужденных (сотрудников колонии), так и неспециализированных субъектов (социум).
Следующим шагом в реализации заявленной миссии педагогического коллектива явилась разработка инновационной модели «Педагогическое обеспечение процесса позитивной ресоциализации осужденных „Поддержка"». Основными субъектами данной модели выступают организационно-управленческое звено, социум, коллектив осужденных. Процесс ресоциализа-ции в данной модели направлен не только на ученический коллектив в целом, но и на личность каждого осужденного, то есть конечная цель в ее реализации направлена на освоение социально одобряемых ценностей и моделей поведения.
Важнейшим элементом модели выступают институциональные агенты управления, выполняющие координирующие функции: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области и Комитет образования и науки Волгоградской области. Взаимоотношения между администрациями школы и исправительной колонии в лице начальника и его заместителей осуществляются на основе договора о сотрудничестве. В данной модели на ученический коллектив непосредственно влияют три агента управления: сотрудники колонии, администрация школы и педагогический коллектив, который активно взаимодействует с общественными, правозащитными организациями, учреждениями культуры, представляющими вторичных агентов ресоциализации осужденных. Таким образом,
в рамках данной модели педагогический коллектив оказывает влияние как на своих учеников, так и на коллектив осужденных колонии в целом.
Успешность реализации модели может быть только в том случае, если последовательно пройден ряд этапов: диагностический, методологический, деятельностный, аналитический. Эффективность предлагаемой модели заключается в том, что она предполагает двуединство: профессиональное взаимодействие между субъектами ресоциализации и непосредственное влияние как на ученический коллектив в целом, так и на каждого конкретного обучающегося в отдельности. При этом критериями успешности реализации модели педагогической поддержки процесса ресоциализации выступают:
- отсутствие различного рода нарушений режима содержания; способствование созданию нормального микроклимата в отрядах;
- активное участие в общественной жизни колонии;
- стремление осужденных повысить свой образовательный и культурный уровень, получить профессию с целью более успешной адаптации после освобождения;
- более глубокое и искреннее осознание своей вины в совершенном преступлении.
Вместе с тем педагогический коллектив на достигнутом не остановился. В 2010 году на заседании педагогического совета была принята новая программа развития образовательного учреждения на 2010-2015 годы, целью которой явилось создание условий педагогической поддержки процесса позитивной ресоциализации осужденных, способствующих развитию системы личностно ориентированного образования в школе. Среди поставленных задач:
- совершенствование системы обучения и воспитания осужденных путем внедрения форм, методов и технологий личностно ориентированного образования;
- усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье;
- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесбе-регающих технологий обучения и формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью;
- создание и развитие эффективной информационной среды посредством всеобъемлю-
щего включения информационных технологий в образовательный процесс. На реализацию поставленных задач направлены и новые подпрограммы «Жить в мире», «Искусство быть человеком», «Я в мире профессий».
С января по ноябрь 2014 года на базе школы реализовывался социальный проект автономной некоммерческой организации «Международный центр подготовки кадров» и кафедры политологии Волгоградского государственного университета «Ресоциализация лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы: создание экспериментальной образовательной площадки». Данный проект направлен на ресоциализа-цию осужденных и воплощен в жизнь благодаря работе региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Осужденные из числа выпускников и нынешних учеников школы (всего 92 человека) выбрали для себя занятия по программе «Основы предпринимательства», так как связывают свои дальнейшие планы после освобождения с указанной деятельностью - развитием малого и среднего бизнеса на территории Волгоградской области. Участники проекта посещали теоретические занятия, разрабатывали и защищали собственные бизнес-планы. Обучение по программе «Основы социальной работы» прошли учителя школы и начальники отрядов* [3].
Регулярно проводимые среди обучающихся осужденных анкетные опросы подтверждают, что педагогами выбраны правильные направления ресоциализирующего воздействия. Основными задачами школы при колонии ученики считают обучение способности ориентироваться в жизни (45 %), приобретение прочных знаний по предметам (37 %), привитие положительного опыта общения с людьми (33 %), повышение общей культуры, расширение кругозора и развитие способностей (20 %). Уровень обучения в школе более 50 % обучающихся оценивают как высокий. Осужденные довольно критичны в оценке собственных учебных достижений: «довольны вполне» - 52 %, «частично довольны» - 38 %, «недовольны» - 10 %. Наиболее запоминаются им дискуссии на жизненно
* Грант РГНФ и Администрации Волгоградской области «Волжские земли в истории и культуре России» № 06-03-20301 а/В по теме «Позитивная ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях на современном этапе социальной модернизации России (на примере Волгоградского региона)».
важные темы (56 %), классные часы о культуре поведения (47 %), здоровьесбережении (35 %), о любви, семье (49 %), о культурном наследии страны и мира (28 %).
Своими наработками педагоги школы постоянно делятся и с коллегами из других вечерних школ, сотрудниками воспитательных служб исправительных учреждений. Так, на базе колонии в рамках гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области проводилось заседание круглого стола по теме «Поиск региональной модели ресоциализации осужденных в условиях социальной трансформации России» (на примере работы исправительных учреждений Волгоградской области)* [4], где был презентован опыт работы школы. Целью областного семинара «Роль вечерней школы в позитивной ресоци-ализации осужденных и подготовке их к жизни в социуме после освобождения из колонии» стала демонстрация его участникам потенциала вечерней (сменной) школы по позитивной ресо-циализации осужденных, показ имеющихся механизмов управления данным процессом. При проведении семинара «Формирование региональной модели функционирования вечерней школы при исправительном учреждении» были продемонстрированы наработки по созданию образовательной среды, способствующей ресо-циализации личности в условиях изоляции; показаны возможности вечерней школы при исправительном учреждении во взаимодействии с другими субъектами воспитательного воздействия по педагогической поддержке осужденных, помощи в самоопределении, подготовке к жизни в социуме после освобождения из колонии.
Но не без сожаления сегодня приходится констатировать и проблемы, с которыми повсеместно сталкиваются администрации и педагогические работники вечерних школ при исправительных учреждениях. В чем в настоящее время заключается государственная политика в области образования осужденных? Почему школа при исправительном учреждении приравнивается к обычной детской школе? Почему абсолютно одинаковы учебные планы, программы? Ни на общефедеральном, ни на региональном уровне в настоящее время не
* Грант Министерства внутренней и информационной политики Волгоградской области «Ресоциализа-ция лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы: создание экспериментальной образовательной площадки». Договор № СОНКО-С-51 от 19.12.2013.
существует каких-либо апробированных моделей функционирования вечерних школ при исправительных учреждениях, в полной мере отвечающих требованиям современного этапа модернизации России. Нынешняя система обучения является негибкой, мало отвечающей требованиям времени. Слабо пропагандируется положительный опыт педагогических работников, занимающихся обучением осужденных. Требует серьезной доработки Положение об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы [3].
Таким образом, педагогическому коллективу предстоит большая и разносторонняя работа по совершенствованию форм и технологий ре-социализации осужденных, отбывающих наказание в условиях изоляции от общества. На это нацеливает и принятая в 2010 году Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, в которой прямо указывается на то, что необходимы «дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных» [4]. ^
1. Алексеев В. Тюремное образование в дореволюционной России (1879-1917) // Преступление и наказание. 2005. № 9. С. 20-22.
2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 06.04.2015). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России № 61, Минобр-науки России № 70 от 27.03.2006. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».