DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_221 УДК 349
ВОСПИТУЕМЫМ educated
ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Российская Федерация, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: yutish@list.ru;
TISHCHENKO YURIY YU.,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russian Federation, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: yutish@list.ru
О ВЫРАБОТКЕ У ОСУЖДЕННОГО СПОСОБНОСТИ БЫТЬ About the development of the convict's ability to be
Краткая аннотация. В статье автор рассматривает некоторые моменты, которые препятствуют в сознании самого осужденного выработки способности и возможности исправления и перевоспитания, а именно что может породить отсутствие восприимчивости к мерам воспитательного воздействия. Автор обращает внимание, что деятельность по формированию системы знаний и понятий, на которые начальник отряда может рассчитывать в процессе воспитательной работы, в целом еще не гарантирует выработки способности у осужденного восприимчивости мер воспитательного воздействия. В заключении сделан вывод, что именно в основе формирования жизненного опыта осужденного в условиях исправительного учреждения лежит одна из важнейших функций, заключающаяся в выработке способности у осужденного к воспитанию.
Abstract. In the article, the author examines some points that prevent the development of the ability and possibility of correction and reeducation in the consciousness of the convict himself, namely, what can give rise to a lack of susceptibility to measures of educational influence. The author draws attention to the fact that the activity on the formation of a system of knowledge and concepts that the head of the detachment can count on in the process of educational work, in general, does not guarantee the development of the ability of the convicted person to be receptive to measures of educational influence. In conclusion, it is concluded that it is at the heart of the formation of the convict's life experience in a correctional institution that one of the most important functions is to develop the convict's ability to educate.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, исправление, воспитание, профилактика, воспитательное воздействие, личность осужденного, воспитательная работа.
Keywords: penal enforcement system, correctional institutions, convicts, correction, education, prevention, educational impact, personality of the convict, educational work.
Для цитирования: Тищенко Ю.Ю. О выработке у осужденного способности быть воспитуемым // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 221-223. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_221.
For citation: Tishchenko Yu. Yu. About the development of the convict's ability to be educated // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 221-223. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_221.
Статья поступила в редакцию: 08.03.2023
В современной практике исправления и перевоспитания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, складывается определенная предрасположенность у осужденных к восприятию способов и степени воспитательного воздействия, которые выступают одним из важнейших условий эффективности работы начальника отряда. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, по своей сущности и содержанию воспитательная работа, прежде всего, является деятельностью психолого-педагогической, а ее воздействие на осужденных имеет главным образом воспитательный характер и осуществляется только ей присущими средствами, формами и методами [1, с. 117].
Рассматривая возможность перевоспитания осужденного, даже если он относится к категории трудновоспитуемых лиц, следует выделить ряд причин, которые имеют непосредственно влияние на его личность. По нашему мнению, первое, на что необходимо начальнику отряда обратить внимание в отношении осужденного, является само отношение осужденного к отбываемому им наказанию. По нашим наблюдениям, более 50% осужденных к наказанию в виде лишения свободы убеждены в том, что посредством применения к ним наказания достигаются цели карательного воздействия за совершенное ими преступление. В данном случае, проблема целесообразного отношения осужденного к наказанию и нормального его восприятия зависит от множества факторов, таких как, переживание осужденного наказания в виде лишения свободы, осознание вины и справедливости примененного наказания, понимание социальной сущности наказания, раскаяние в совершении преступления, осознание необходимости отбыть наказание.
Говоря об отношении осужденного к отбыванию наказания, следует сказать, что оно оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия начальника отряда и осужденного, в котором рассматривать положительное отношение осужденного к наказанию, возможно только условно. Практические работники отмечают, что само стремление осужденного к отбыванию наказания можно рассматривать как один из признаков психологического заболевания личности, поскольку человек всегда стремиться избежать неприятных переживаний и последствий своих действий, за которые приходится отвечать. Поэтому, в данном случае речь может идти только о возникшей у осужденного необходимости понести уголовное наказание и под влиянием принудительного воспитательного воздействия сотрудников исправительного учреждения исправиться и перевоспитаться. Таким образом, предлагаем рассмотреть некоторые моменты, которые препятствуют в сознании самого осужденного выработки способности и возможности исправления и перевоспитания, а именно что может породить отсутствие восприимчивости к мерам воспитательного воздействия.
Первое, к чему стоит обратиться, это к анализу ошибки экстраполяции взглядов и мыслей начальника отряда на осужденного, по-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)
скольку отсутствие или недостаточное формирование системы понятий у осужденного, необходимых для правильного восприятия и понимания смысла воспитательного воздействия, по нашему мнению, приводят к подобным ошибкам. Иными словами, происходит противоречие системы понятий, жизненных знаний, личностных взглядов осужденного той системе понятий, которую использует начальник отряда. Полагаем, что подобная ситуация может сложиться даже при обстоятельствах, когда осужденный не имеет ярко выраженных отрицательных установок по отношению к процессу перевоспитания, реализуемому начальником отряда. Именно поэтому, в плане выработке способности к воспитанию осужденного важна работа, направленная на повышение уровня их интеллектуального и культурного развития. В настоящее время наибольшую роль в этом процессе занимает общеобразовательное обучение осужденных, которому органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы уделяется особое внимание. Следует согласиться с мнением ученых, которые справедливо утверждают, что воспитательная работа оказывает духовное влияние на личность осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия, восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии социальных ценностей, и психологической подготовки к ведению нравственного, социально-полезного образа жизни [6, с. 183].
Однако следует обратить внимание, что деятельность по формированию системы знаний и понятий, на которые начальник отряда может рассчитывать в процессе воспитательной работы, в целом еще не гарантирует выработки способности у осужденного восприимчивости мер воспитательного воздействия. Представляется, что для того чтобы эти знания усваивались и стали определять поведение осужденного и воздействовали на процесс его жизнедеятельности, необходимо, чтобы они приобрели для осужденного какой-то личностный смысл. А такой смысл знаний, понятий, убеждений осужденный приобретает в процессе своей жизнедеятельности, который отражается, прежде всего, в его жизненном опыте. Таким образом, значение жизненного опыта в плане приобретения способности к воспитанию приобретает особый смысл, при котором психическое отражение предметного мира порождается процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром. Однако осознание своей жизнедеятельности у большей части осужденных имеет специфический характер, что во многом обусловлено особенностями их личности. Следует отметить, что для большинства людей, совершивших преступление, достаточно типичным является то, что до самого факта совершения преступления они прошли путь нравственной деградации, которая в психологии выражается в смысле индивидуализации эгоизма, главное содержание которого составляет личный интерес, преобразующийся в последующем личную антиобщественную установку. Полагаем, что в личностном плане подобное приводит к формированию некого эгоцентризма, выражающегося в занятии личностью позиции, основанной не на общих, а только на собственных планах, целях, задачах, стремлениях, а также характеризующегося отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других лиц. Подобное свойство личности осужденного приводит его к преувеличению значения собственного жизненного опыта, личных впечатлений, поскольку его собственные взгляды имеют наиболее яркую эмоциональную окраску. Таким образом, эгоцентризм осужденного может привести его к ослаблению способности соотносить свой жизненный опыт с широкой социальной практикой, а также может сформировать одностороннюю или однотипную привязанность мыслей, понятий и убеждений, которые преимущественно подходят к его жизненному опыту.
Обратим внимание, что одним из проявлений эгоцентризма осужденных, является склонность многих из них к эмоционально-аффективным проявлениям, которую осужденные нередко демонстрируют в местах лишения свободы. Такого рода сентиментальность объясняется проявлением эгоцентристских свойств личности, выраженными в нежелании или неумении соотносить свое поведение со сложившейся ситуацией и окружающими людьми. Согласно наблюдениям практических работников, достаточно сильно такие эмоции у осужденных проявляются, когда речь идет о каких-то значимых для осужденного вещах, отношениях, событиях. Однако осужденный иногда демонстрирует полное равнодушие к ситуации, хотя и несущей сильный эмоциональный заряд, но лично его не касающейся. Следует поддержать мнение ученых, которые отмечают, что начальники отрядов и психологи исправительных учреждений, зачастую лишаются такого мощного средства воздействия на акцентуированного осужденного, как использование сильных сторон его характера [2, с. 69].
В силу всех указанных особенностей немалая часть осужденных склонна к преувеличению значения своего собственного жизненного опыта, и способна воспринимать его порой как единственный критерий истины. Таким образом, сформировавшийся опыт под влиянием неблагоприятных воздействий микросреды, приводит к тому, что если эти воздействия восприняты лично осужденным и окрашены эмоционально, то их негативные взгляды на применяемые меры могут оказаться особо устойчивыми.
Приобретенный жизненный опыт осужденного в условиях лишения свободы иногда противоречив, поскольку в нем переплетаются негативные влияния со стороны осужденных с системой положительных воздействий, которую оказывает воспитательная работа. Полагаем, что полностью снять все противоречия в жизненном опыте осужденного практически невозможно, поскольку в исправительном учреждении действует постоянный приток осужденных, в том числе и отрицательной направленности. Хотя из исправительного учреждения также постоянно освобождаются условно-досрочно осужденные, зарекомендовавшие себя как подлежащие процессу исправления и перевоспитания. Все сказанное не означает, что процесс формирования жизненного опыта осужденного не может быть психологически и педагогически управляемым. Следует поддержать мнение А.С. Чертовиковой, которая отмечает, что знание жизненных смыслов, целей и планируемой перспективы осужденного позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях в исправительном учреждении [5, с. 407]. Более того, полагаем, что у администрации исправительного учреждения и начальника отряда имеется жесткая альтернатива в данном случае. То есть либо работники исправительного учреждения возьмут в свои руки процесс формирования жизненного опыта осужденного, либо такой опыт будет формироваться стихийно, что реально означает передать воспитательную работу в руки отрицательно настроенной части осужденных.
Подводя итог нашим соображениям, следует обозначить, что именно в основе формирования жизненного опыта осужденного в усло-
виях исправительного учреждения лежит одна из важнейших функций, заключающаяся в выработке способности у осужденного к воспитанию. Проводимые воспитательные беседы и мероприятия хотя и имеют свой эффект, но они не окажут своего воздействия на жизненный опыт осужденного, если определенные мысли, идеи, правила, понятия, доводимые до сознания осужденного словом, не будут поддерживаться и закрепляться в реальных фактах, поскольку осужденные, находясь в условиях изоляции, исходя из практических взаимоотношений сознательно создают свои нравственные воззрения, которые в психологическом и педагогическом смысле, представляют для них истину.
Библиогра фия:
1. Лукичев О.В., Раськевич А.А. Воспитательное воздействие на осужденных в исправительных учреждениях и семье. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2008. № 2. С. 116-124.
2. Новиков В.В., Палешник О.П. Влияние акцентуаций характера у осужденных на профилактику их деструктивного поведения в период отбывания наказания в исправительном учреждении. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 4. С. 68-78.
3. Панова О.Б. Педагогическое сопровождение становления правовой позиции воспитанника исправительного учреждения: сущность и структура. Вестник Костромского государственного университета. 2011. № 4. С. 47-50.
4. Сучкова Е.Л., Штефан Е.Ф. Психологическая коррекция ценностно-смысловой сферы осужденных, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы. Вестн. ин-та: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1. С. 58-62.
5. Чертовикова А.С. Жизненные планы осужденных, впервые отбывающих уголовное наказание. Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 2. С. 407-410.
6. Шмаров И.В. Уголовно-исполнительное право: Учебник. М., 1996. 476 с.
References:
1. Lukichev O.V., Raskevich A.A. Educational impact on convicts in correctional institutions and the family. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. No. 2. pp. 116-124.
2. Novikov V.V., Paleshnik O.P. The influence of character accentuations in convicts on the prevention of their destructive behavior while serving their sentence in a correctional institution. Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2007. No. 4. pp. 68-78.
3. Panova O.B. Pedagogical support of the formation of the legal position of a correctional institution pupil: the essence and structure. Bulletin of Kostroma State University. 2011. No. 4. pp. 47-50.
4. Suchkova E.L., Stefan E.F. Psychological correction of the value-semantic sphere of convicts serving a sentence of imprisonment for the first time. Vestn. in-ta: crime, punishment, correction. 2015. No. 1. pp. 58-62.
5. Chertovikova A.S. Life plans of convicts serving a criminal sentence for the first time. Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 2. pp. 407-410.
6. Shmarov I.V. Penal enforcement law: Textbook. M., 1996. 476 p.