DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_202 УДК 349
О РОЛИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ON THE ROLE OF LIFE EXPERIENCE AND MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF CONVICTS SERVING SENTENCES IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY
ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];
НАУМОВ Евгений Владимирович,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки Академии ФСИН России, подполковник внутренней службы. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: [email protected];
TISHCHENKO Yuriy Yu.,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected];
NAUMOV Evgeny V.,
Candidate of Law, Senior Lecturer of the Department of Mobilization and Tactical Special Training of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Lieutenant Colonel of the Internal Service. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье авторы рассматриваю роль жизненного опыта и механизмы психологической защиты осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы. По мнению авторов в целях усиления эффективности процессов воспитания и исправления осужденных, актуально выглядит задача, связанная с повышением уровня психолого-педагогической подготовки сотрудников исправительного учреждения и комплексного использования имеющихся приемов и способов педагогического мастерства, а также психологического сопровождения, наставничества, организации деятельности и руководства служебной деятельностью. В заключении авторы отмечают, что в местах лишения свободы помимо специально проводимых педагогических мероприятий, осужденного воспитывают те сложные отношения, которые его окружают, и чем меньше об этом думает администрация исправительного учреждения, тем большее влияние это оказывает на осужденного.
Abstract. In the article, the authors consider the role of life experience and the mechanisms of psychological protection of convicts during the period of serving a sentence in the form of imprisonment. According to the authors, in order to enhance the effectiveness of the processes of education and correction of convicts, the task associated with increasing the level of psychological and pedagogical training of correctional institution staff and the integrated use of available techniques and methods of pedagogical skill, as well as psychological support, mentoring, organization of activities and management of official activities looks relevant. In conclusion, the authors note that in places of detention, in addition to specially conducted pedagogical activities, the convict is brought up by the complex relationships that surround him, and the less the administration of the correctional institution thinks about it, the greater the impact it has on the convict.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, лишение свободы, исправительные учреждения, осужденные, исправление, жизненный опыт, воспитуемость, средства исправления.
Key words: penal enforcement system, deprivation of liberty, correctional institutions, convicts, correction, life experience, educability, means of
correction.
Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Наумов Е.В. О роли жизненного опыта и механизмов психологической защиты осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 202-204. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_202.
For citation: Tishchenko Yu.Yu., Naumov E.V. On the role of life experience and mechanisms of psychological protection of convicts serving sentences in places of deprivation of liberty // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 202-204. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_202.
Статья поступила в редакцию: 07.04.2023
В сфере формирования жизненного опыта осужденного, находящегося в условиях лишения свободы, лежит одна из важнейших областей, направленная на формирование такого качества как наличие воспитуемости. Полагаем, что никакие индивидуальные беседы, лекции, занятия, агитации и профилактические мероприятия не смогут оказать нужного воздействия на осужденного, если доводимые до его сознания идеи, мысли и понятия не будут поддерживаться реальными действиями или фактами и закрепляться в жизни осужденного. Представляется, что в психологическом смысле люди находят для себя нравственные воззрения в истине, которая в большей степени исходит из практических взаимоотношений.
Одним из важных моментов в процессе воспитания осужденного выступает жизненный опыт, который получает осужденный в сфере взаимоотношений с работниками исправительных учреждений (далее - ИУ). На основании жизненного опыта у осужденного начинают формироваться представления о наиболее типичных личностных характеристиках сотрудника ИУ. В данном случае осужденные достаточно четко представляют те свойства, которыми должен обладать сотрудник ИУ.
Как показывают ранее проведенные исследования [5, с. 39], осужденные считают важным наличие у сотрудника ИУ общечеловеческих, нравственных качеств, среди которых положительно выделяют: умение держать слово, быть тактичным, знать подход к осужденным, видеть
Уголовно-правовые науки
в них не преступника, а человека, отбывающего наказание. Также осужденными высоко оценивается наличие у сотрудника ИУ высоких профессиональных качеств, таких как: грамотность, знание законодательства, умение разрешить конфликт, справедливое и законное применение мер взыскания и поощрения. Мы полагаем, что еще необходимо выделить в оценке осужденным личностных и профессиональных качеств сотрудника ИУ, мнение осужденного о справедливости действий сотрудника ИУ, поскольку осужденные часто используют нравственную оценку тогда, когда в их сознании возникает осознанность какого-то неравенства или зависимости от другого осужденного. Данное обстоятельство не мешает осужденному предъявлять к себе весьма заниженные требования в плане несправедливости собственных действий, а иногда и видеть несправедливость в законных и справедливых действиях сотрудника ИУ.
Важно подчеркнуть, что различия в нравственной ценности действий и поступков начальников отрядов и наличие отклонений от нравственных норм в поведении одного из них, может оказать негативное влияние на процесс воспитания осужденных и породить в их сознании серьезные препятствия к этому позитивному воздействию.
В этой связи в целях усиления эффективности процессов воспитания и исправления осужденных, в настоящее время достаточно актуально выглядит задача, связанная с повышением уровня психолого-педагогической подготовки сотрудников ИУ и комплексного использования имеющихся приемов и способов педагогического мастерства, а также психологического сопровождения, наставничества, организации деятельности и руководства служебной деятельностью. В данном случае следует привести мнение А.С. Чертовиковой, которая справедливо отмечает, что зная жизненные смыслы, цели и перспективы осужденных, сотрудники ИУ могут прогнозировать их психологическую готовность к освобождению и адаптацию в условиях свободы, а также целенаправленно оказывать осужденным психологическую помощь в критических ситуациях [6, с. 410].
При наличии высокого уровня психолого-педагогической подготовки у сотрудника ИУ, процесс воспитания осужденного значительно облегчается, поскольку он включает в себя формирование у осужденного системы определенных знаний и понятий, опираясь на которые он способен вникать в применяемый к нему воспитательный процесс и начать работу по переосмыслению прошлого жизненного опыта. Заслуживает внимание мнение Е.В. Савиной, которая полагает, что перевоспитание осужденных возможно в случае, когда проводимая в ИУ работа будет ориентирована, на решение вопросов, связанных с коррекцией поведения, выраженной в позитивном изменении внутренних установок и ценностных ориентаций [4, с. 37]. Поддерживая в целом высказанное мнение, мы считаем, что процесс воспитания осужденного также должен включать в себя формирование жизненного опыта положительного характера в процессе отбывания наказания, а также ослабление таким путем противоречий, возникающих в личном опыте, основанном на его эмоциях, впечатлениях, переживаниях. По нашему мнению, именно жизненный опыт, знания, впечатления откладываются в сознании осужденного, в котором возникает в дальнейшем мыслительный процесс, связанный с формированием личностных мотивов.
Мы полагаем, что не может быть какой-либо деятельности без определенных мотивов, поскольку даже немотивированная деятельность, в той или иной степени обладает скрытым мотивом, в основе которого жизненные потребности личности.
Потребности личности выступают побудительной силой ее деятельности, источником активности и основанием для формирования сложной системы мотиваций. При этом потребности и имеющиеся личностные способности определяют направленность человеческой деятельности, а цели обусловливают способы действия для ее достижения.
Следует отметить, что поведение осужденных в некоторых случаях определяется тем, что для них характерна деформация социальных, духовных и материальных потребностей. При наличии таких деформаций возникают иные потребности, связанные с ведением антиобщественного образа жизни. Соответственно искажается и мотивационная сфера.
При всех случаях корректировки потребностей осужденного, искажение его потребностей осознается им объективно, и он может достаточно ясно представить себе причины формирования у него тех или иных мотивов деятельности и дать им верную оценку. Представляется, что этому есть объяснение, которое можно обозначить двумя причинами:
- исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей, то есть мотивы не осознаются субъектом в момент совершения тех или иных действий, а им «движит» цель;
- осужденному приходится осознавать свои цели, а мотивы прошлой и настоящей ситуации, связанной с совершением преступления и отбытия наказания, связаны с эмоциональными переживаниями.
Наиболее важными в процессе воспитания осужденного являются его мысли и идеи, прежде всего, связанные с его личной самооценкой, а также с оценкой совершенного им преступления, его отношением к назначенному наказанию, которые достаточно часто вызывают наиболее сильные эмоции и переживания, нередко приводящие его к необходимости психологической защиты. Сам механизм психологической защиты распространен среди осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Защита представляет собой процесс непризнания вины осужденным в совершенном преступлении и в отрицании справедливости назначенного наказания. Даже в период отбывания наказания около 30% осужденных продолжают считать себя невиновными в совершении преступления, соответственно они не испытывают раскаяния. Полагаем, что описанный нами механизм психологической защиты представляет интерес для начальника отряда, непосредственно участвующего в процессе воспитания осужденного, поскольку грамотное психолого-педагогическое воздействие на изменение системы установок может привести к ослаблению последствий неприятного события. Следует согласиться с мнением Х.У. Арзамиевой, которая отмечает, что помочь осужденным в исправлении может изучение особенностей функционирования их психологической защиты, которое имеет целью снижение или сведение до минимума негативных чувств и переживаний и может помочь раскаяться в совершенных преступлениях и отказаться от криминальных стереотипов поведения и привычек [1, с. 11].
Наиболее распространенной формой психологической защиты осужденных выступает самооправдание, суть которого заключается в осознании осужденным своих собственных переживаний. Само осознание переживания тесно связано с объективным отношением осужденного к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми привели к его возникновению. Факт отбывания наказания в виде лишения свободы переживается подавляющим большинством осужденных. В данном случае, придерживаемся мнения ученых, которые полагают, что информация о совершении преступлении, осужденным не воспринимается как травмирующая для личности либо искажается, трансформируется в одобряемую и если не разрушить данное оправдание и психологическую защиту, то осужденный вряд ли сможет встать на путь исправления своей личности [3, с. 400].
Достаточно часто отрицательные чувства и эмоции, в которых осужденный должен самостоятельно разобраться, могут вымещаться им на другой объект. Именно такая позиция и порождаем мнение у осужденных о том, что в совершенном им преступлении виноваты иные лица, которые не проявили достаточного внимания к нему, не поняли его стремления, не обучили его правилам поведения и не дали необходимого образования. Нередко осужденный сам убеждает себя в истинности подобных взглядов и начинает верить в собственную ложь. Для осужденного с психологической точки зрения подобная ситуация является достаточно комфортной, поскольку признание им справедливости примененного наказания приведет его к снижению самооценки и признанию необходимости раскаяния, искупления своей вины, и в конечном итоге к необходимости противодействия своим порокам. Некоторым осужденным значительно удобнее считать себя жертвой случая, влияния других людей или обстоятельств. Это позволяет сохранить достаточно устраивающую их самооценку, не побуждает к работе над собой и дает им мнимую свободу в отношениях с другими осужденными и с сотрудниками ИУ. Полагаем, что в данном случае создается парадоксальная ситуация, при которой осужденный считает, что относясь отрицательно к представителям администрации ИУ, он имеет возможность предъявлять к ним и к их нравственным качествам более высокие требования, чем к самому себе. Таким образом, механизм вымещения затрудняет для осужденного соотношение переживаний с их реальными причинами. На наш взгляд, это вызывается не только его эмоциональной и психологической выгодой для осужденного, но и отсутствием у значительной части осужденных способности к объективной самооценке и интеллектуальной ограниченностью.
Подводя итог, высказанным нами соображениям, важно подчеркнуть, что жизненный опыт, приобретаемый осужденным в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы, достаточно противоречив. В этом опыте совмещаются негативные влияния со стороны осужденных отрицательной направленности с системой положительных психолого-педагогических средств воздействия, которые оказывают свое влияние на результаты воспитательного процесса осужденных. Оценивая весомость отдельных компонентов жизненного опыта осужденного, следует отметить, что в местах лишения свободы помимо специально проводимых педагогических мероприятий, осужденного воспитывают те сложные отношения, которые его окружают, и чем меньше об этом думает администрация ИУ, тем большее влияние это оказывает на осужденного.
Библиогра фия:
1. Арзамиева Х.У. Психологические защиты как механизмы социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 1. С. 9-14.
2. Бовин Б.Г. Механизмы психологической защиты осужденных с повторной преступностью. Вестник РУДН. 2018. № 4. С. 473-487.
3. Зауторова Э.В., Кевля Ф.И. Особенности психологической защиты осужденных, находящихся в местах лишения свободы. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. № 4. С. 398-403.
4. Савина Е.В. Особенности социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. № 2. 2017. С. 35-43.
5. Хохряков Г.Ф., Виноградов Ю.Е. Перспективы применения психологических методов в исследовании личности осужденного. Сборник научных трудов. Социологические и социально-психологические проблемы отбывания наказания. М., ВНИИ МВД СССР, 1982. С. 39-44.
6. Чертовикова А.С. Жизненные планы осужденных, впервые отбывающих наказание. Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 2. С.
407-410.
References:
1. Arzamieva H.U. Psychological defenses as mechanisms of socio-psychological adaptation of convicts to places of deprivation of liberty. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2018. No. 1. pp. 9-14.
2. Bovin B.G. Mechanisms of psychological protection of convicts with repeated crime. Bulletin of the RUDN. 2018. No. 4. pp. 473-487.
3. Zautorova E.V., Kevlya F.I. Features of psychological protection of convicts in places of deprivation of liberty. Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2021. No. 4. pp. 398-403.
4. Savina E.V. Features of socio-psychological adaptation of convicts to the conditions of a penitentiary institution. Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Amosov. No. 2. 2017. pp. 35-43.
5. Khokhryakov G.F., Vinogradov Yu.E. Prospects for the use of psychological methods in the study of the personality of a convict. Collection of scientific papers. Sociological and socio-psychological problems of serving a sentence. M., Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1982. pp. 39-44.
6. Chertovikova A.S. Life plans of convicts serving their sentences for the first time. Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 2. pp. 407-410.