Научная статья на тему 'Факторы социально-психологической адаптации осужденных к условиям лишения свободы'

Факторы социально-психологической адаптации осужденных к условиям лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
479
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТЬ ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ / ВОЗРАСТ / ПОЛ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / DEPRIVATION OF LIBERTY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CONVICTS / MALADAPTATION OF CONVICTED PERSONS / MALADJUSTMENT OF PERSONS DEPRIVED OF LIBERTY / FACTORS OF ADAPTATION OF CONVICTS / AGE / GENDER / LEVEL OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арзамиева Х. У.

Современная ситуация совершенствования механизмов воздействия на личность в условиях пенитенциарных учреждений обозначает направления работы психолога, связанные с оптимизацией процесса социально-психологической адаптации осужденных, что обусловливает изучение факторов социально-психологической адаптации лишенных свободы. В работе определены факторы, влияющие на протекание социально-психологической адаптации осужденных, которые в авторском видении можно разделить на факторы первого, второго и третьего порядков, в зависимости от условий нахождения судимого лица и периода отбывания наказания в виде лишения свободы. Эмпирически доказано, что возраст, пол и уровень образования осужденных выступают значимыми факторами их социальнопсихологической адаптации к местам лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONS CONVICTED TO TERMS OF IMPRISONMENT

The current situation of improving the mechanisms of influence on the individual in the conditions of penitentiary institutions indicates the directions of the psychologist`s work related to optimizing the process of socio-psychological adaptation of convicts, which determines the study of factors of socio-psychological adaptation of prisoners. The factors that influence the course of socio-psychological adaptation of convicts, which in the author’s vision can be divided into factors of the first, second and third orders, depending on the conditions of the convicted person’s stay and the period of serving a sentence of imprisonment have been defined in the paper. It has been empirically proven that the age, gender, and level of education of convicts are significant factors in their socio-psychological adaptation to places of imprisonment.

Текст научной работы на тему «Факторы социально-психологической адаптации осужденных к условиям лишения свободы»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИ

УДК 159.9

Арзамиева Хеди Умаровна

соискатель, ГБОУ ВО «Северо-Осе-тинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-3738-1436 e-mail: vermarina@inbox.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-5-211-218

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация. Современная ситуация совершенствования механизмов воздействия на личность в условиях пенитенциарных учреждений обозначает направления работы психолога, связанные с оптимизацией процесса социально-психологической адаптации осужденных, что обусловливает изучение факторов социально-психологической адаптации лишенных свободы. В работе определены факторы, влияющие на протекание социально-психологической адаптации осужденных, которые в авторском видении можно разделить на факторы первого, второго и третьего порядков, в зависимости от условий нахождения судимого лица и периода отбывания наказания в виде лишения свободы. Эмпирически доказано, что возраст, пол и уровень образования осужденных выступают значимыми факторами их социально-психологической адаптации к местам лишения свободы.

Ключевые слова: лишение свободы, социально-психологическая адаптация осужденных, дезадаптация осужденных, дезадаптированность лишенных свободы, факторы адаптации осужденных, возраст, пол, уровень образования.

Цитирование: Арзамиева Х.У Факторы социально-психологической адаптации осужденных к условиям лишения свободы//Вестник университета. 2020. № 5. С. 211-218.

FACTORS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONS CONVICTED TO TERMS OF IMPRISONMENT

Abstract. The current situation of improving the mechanisms of influence on the individual in the conditions of penitentiary institutions indicates the directions of the psychologists work related to optimizing the process of socio-psychological adaptation of convicts, which determines the study offactors of socio-psychological adaptation of prisoners. The factors that influence the course of socio-psychological adaptation of convicts, which in the author's vision can be divided into factors of the first, second and third orders, depending on the conditions of the convicted person's stay and the period of serving a sentence of imprisonment have been defined in the paper. It has been empirically proven that the age, gender, and level of education of convicts are significant factors in their socio-psychological adaptation to places of imprisonment.

Keywords: deprivation of liberty, socio-psychological adaptation of convicts, maladaptation of convicted persons, maladjustment ofpersons deprived of liberty, factors of adaptation of convicts, age, gender, level of education.

For citation: Arzamieva H.U. (2020) Factors of socio-psychological adaptation of persons convicted to terms of imprisonment. Vestnik universiteta. I. 5, pp. 211-218. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-5-211-218

Актуальность исследования обусловлена развитием практической психологии в области отечественной пенитенциарной системы. В работе психологической службы исправительного учреждения разрабатывается направление деятельности, связанное с изучением адаптации осужденных, в процессе которой изменяется не только личностная организация, но и поведение лиц, находящихся в условиях изоляции от общества [7; 9]. Данные тенденции в области пенитенциарной и исправительной психологии определили цель нашего исследования - изучение факторов, влияющих на особенности процесса социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы.

Arzamieva Hedi

Postgraduate student, North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia ORCID: 0000-0003-3738-1436 e-mail: vermarina@inbox.ru

© Арзамиева Х.У, 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

М. А. Беребин отмечает, что В. Н. Мясищев в рамках концепции отношений предлагает рассматривать адаптацию как процесс приспособления к жизни в изменившихся условиях, характеризующийся определенной степенью активности личности и отражающий ее взаимодействие с окружающей действительностью [4].

Проблема социально-психологической адаптации судимых лиц рассматривалась как зарубежными, так и отечественными исследователями. В рамках отечественной науки Ю. А. Алфёров, Ю. М. Антонян, Е. М. Данилин, М. И. Еникеев, В. И. Игнатенко, А. И. Мокрецов, Г. В. Щербаков, В. Е. Эминов и др. рассматривали социально-психологические особенности осужденных. Факторы, влияющие на процесс ресоциализации осужденных, проанализированы в трудах Е. В. Андриенко, Ю. М. Антоняна, В. Л. Васильева, М. И. Енике-ева, В. А. Елеонского, Т. Ю. Лапшиной, Ф. С. Мусина, К. С. Тумарова, В. Е. Эминова и др. Исследователи показывают, что при анализе социально-психологической адаптации и определении направлений в оказании психологической помощи осужденным лицам необходимо учитывать совокупность объективных и субъективных факторов этого сложного социально-психологического феномена.

Анализ пенитенциарной теории и практики позволяет сделать вывод о том, что факторы социально-психологической адаптации осужденных можно разделить на факторы первого, второго и третьего порядков. Так, факторы адаптации первого порядка связаны с ситуацией, когда человек находится под следствием. Исследователи подчеркивают, что судимыми люди становятся в силу различных социальных и экономических факторов, иногда в виду случайного или неразборчивого поведения, сильного влияния отрицательных факторов и событий среды, а также вследствие некоторых нарушений психики и пр. [5]. В начальный период нахождения в условиях лишения свободы, судимое лицо концентрирует свое внимание на мельчайших обстоятельствах, связанных с расследованием, что сказывается на изменениях его личности и поведения.

Объективными факторами первого порядка могут быть названы: классификация совершенного преступления; обозначенная мера наказания; особенности протекания процесса расследования и отношения к судимому лицу со стороны следователя, участников преступления, свидетелей, родных и близких; резкое изменение условий труда и быта; влияние тюремной субкультуры; социально-психологический климат в камере и пр. [5].

К субъективным факторам адаптации на данном этапе причисляют негативизм и другие личностные качества осужденных, приводящие к конфликтным взаимоотношениям в группе судимых лиц, а также с инспекторским составом и хозобслугой.

Объективными показателями социально-психологической адаптации осужденных в местах лишения свободы, названными факторами второго порядка, являются: изменение социально-правового гражданского статуса осужденного, сопровождающееся признанием его правонарушителем и помещением в исправительное учреждение; резкая смена социальной среды, характеризующейся отличными от предыдущей материально-бытовыми, пространственно-временными условиями, системой социальных связей и отношений, включением в новые виды деятельности, жесткой регламентацией жизни и ограничением потребностей; режим содержания; этап отбывания наказания; продолжительность нахождения в условиях изоляции и количество судимостей; социально-психологический климат в среде осужденных, отношения с персоналом исправительного учреждения и др. [1; 3; 5; 9; 15].

Отметим, что для многих осужденных лиц начальный период отбывания наказания представляется самым трудным, связанным с глубокими переживаниями социальной изоляции и потерей социальных контактов, чувства вины и пр. Эти переживания, отражающие раскаяние за содеянное преступление, можно использовать в целях воспитания, позднее они притупляются и уже не оказывают особого влияния на сознание и поведение осужденного лица в силу различных обстоятельств, и главным образом, под действием защитных механизмов [2; 16].

Социально-психологический климат в среде исправительного учреждения также выступает значимым объективным фактором адаптации осужденных [3; 7; 9]. Система отношений и связей осужденных конкретного исправительно-трудового учреждения, а также характер отношений персонала исправительного учреждения с осужденными составляет социально-психологический климат, который может способствовать позитивной адаптации лишенных свободы или, наоборот, препятствовать ей [16].

Субъективные критерии социально-психологической адаптации осужденной личности на данном этапе определяют отношение к преступлению и мере его пресечения; степень осознания необходимости поведения, которое является соответствующим требованиям закона и общества; удовлетворенности новой социальной ролью; стремления осуществлять намеченные планы при позитивном отношении к субъектам исправительного

учреждения и процессу исполнения наказания; пол, возраст и уровень образования; характеристики личности; включенность в социальную систему исправительного учреждения и отношения с другими лицами; степень внушаемости личности; личностную и социальную позицию в группе; степень ригидности психики; психологическую совместимость [9; 18]. Отметим, что при нарушении сбалансированности системы «человек - среда» осужденный на лишение свободы испытывает состояние стресса, что сопровождается недостаточностью психических или физических ресурсов при рассогласовании системы потребностей, что выступает источником тревоги [11]. Однако, тревога, выполняющая и охранительную, и мотивационную функции, может как стимулировать, так и разрушать адаптационное поведение. Прогнозирование данной ситуации носит вероятностный характер и зависит от индивидуальных особенностей осужденного [8].

Теоретический анализ позволяет заметить, что объективные факторы социально-психологической адаптации преломляются через личность осужденного и приобретают субъективный характер, вне зависимости от возраста, срока лишения свободы и опыта нахождения в изоляции от общества [6; 13]. Субъективное восприятие новой ситуации лишения свободы обусловлено видом содеянного преступления, количеством судимостей, отношением к вынесенному приговору, сроком пребывания в местах заключения, полом, возрастом и социальным статусом осужденного [8]. В то же время сформированное отношение к совершенному преступлению и средствам воздействия на него зависят от личностных характеристик осужденного, его возраста, пола и уровня образования. Пребывание в местах лишения свободы провоцирует появление акцентуированных личностей, при этом характер социально-психологической адаптации судимых лиц зависит от пластичности личности и ее мотивации на исправление.

К факторам третьего порядка можно отнести выделенные К. Е. Игошевым, А. А. Коневым факторы последующей ресоциализации осужденных: неподготовленность к данному процессу; отсутствие четких жизненных целей; несформированность трудовых навыков (субъективные); неблагоприятные бытовые, материальные и духовные аспекты адаптации (объективные) [10; 12]. Безусловно, формирующаяся под влиянием данных факторов негативная адаптация личности обуславливает дальнейшую криминализацию личности.

Исходя из научных интересов в рамках диссертационного исследования, посвященного изучению особенностей социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы, мы определили возраст, пол и уровень образования осужденных как факторы их социально-психологической адаптации к условиям изоляции.

С помощью опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда мы провели исследование на базе ФКУ СИЗО-1 по Чеченской Республике. К исследованию были привлечены 140 человек, отбывающих наказание от 2 до 3 месяцев [17]. Среди них 100 мужчин и 40 женщин в возрасте от 21 года до 58 лет. Выявлено, что дезадаптация осужденных, которая проявляется в нарушениях их взаимодействий с социальной средой, сложностях реализации своей социальной роли, соответствующей возможностям, в новых микросоциальных условиях, присуща 26,3 % выборки.

Исходя из цели исследования, мы провели сравнительный анализ показателей социально-психологической адаптации, полученных с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда у осужденных до 25 лет, от 26 до 40 лет и старше 40 лет (табл. 1).

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа показателей социально-психологической адаптации

осужденных разных возрастных групп

Шкала адаптации Между 1 и 2 группами Между 1 и 3 группами Между 2 и 3 группами

г знч г знч г знч

Адаптивность -2,889 0,008 -1,982 0,058 0,824 0,414

Дезадаптивность -1,333 0,195 -1,999 0,056 -1,269 0,211

Принятие себя -2,712 0,012 -2,818 0,009 -0,086 0,932

Непринятие себя -0,612 -0,546 -1,386 0,178 -1,188 0,242

Принятие других -2,770 0,010 -2,363 0,026 0,021 0,983

Окончание табл. 1

Шкала адаптации Между 1 и 2 группами Между 1 и 3 группами Между 2 и 3 группами

1 знч 1 знч 1 знч

Непринятие других -1,514 0,142 -1,680 0,105 -0,833 0,410

Эмоциональный комфорт -3,505 0,002 -1,989 0,057 1,094 0,280

Эмоциональный дискомфорт -1,242 0,226 -1,508 0,129 -0,936 0,354

Внутренний контроль -2,216 0,036 -0,971 0,340 1,940 0,059

Внешний контроль -0,940 0,356 -1,821 0,080 -1,207 0,234

Доминирование -1,388 0,177 -2,141 0,042 -1,180 0,245

Ведомость -1,646 0,112 -1,936 0,064 -1,038 0,305

Эскапизм -1,722 0,097 -2,241 0,034 -1,154 0,255

Адаптация -2,406 0,024 -1,469 0,154 1,447 0,155

Самопринятие -2,812 0,009 -1,901 0,068 1,261 0,214

Принятие других -2,517 0,019 -1,908 0,068 0,792 0,433

Эмоциональная комфортность -2,202 0,037 -0,570 0,574 1,924 0,061

Интернально сть -1,917 0,067 -1,247 0,224 1,175 0,246

Стремление к доминированию -0,104 0,918 -0,636 0,531 -0,726 0,472

Примечание: 1 группа - от 21 до 25 лет, 2 группа - от 26 до 40 лет, 3 группа - старше 40 лет. Составлено автором по материалам исследования

С помощью критерия Стьюдента выявили статистически достоверные различия между осужденными в возрасте от 21 до 25 лет и осужденными 26-40 лет. Так, судимые лица средней возрастной группы проявляют более высокий уровень социально-психологической адаптации, выражающейся в таком функционировании личности, при котором имеет место соответствие поставленных целей результатам осуществляемой деятельности, что сопровождается удовлетворенностью собственными личностными качествами, проявлением высокой потребности в общении, взаимодействии и совместной деятельности с другими лицами, определенно положительным отношением к происходящей действительности при стремлении принимать ответственность на себя за происходящие события и избегать проблемных ситуаций.

Нами выявлены значимые различия между возрастными группами лишенных свободы до 25 лет и старше 40 лет. Осужденные старшей возрастной группы характеризуются более высокими показателями социально-психологической адаптивности, в функционировании личности которой имеет место соответствие целей достигаемым в процессе деятельности результатам. Они проявляют довольно высокую удовлетворенность собственными личностными качествами, демонстрируют потребность в общении и взаимодействии с другими, обладают определенностью эмоционального отношения к происходящему, внешним (экстернальным) локус-контролем, приписывая причины происходящего внешним факторам и характеризуются стремлением избегать проблемных ситуаций. Но, наряду с таким сочетанием адаптивным показателей у осужденных старше 40 лет, определяется дезадаптивность, что сопровождается нервно-психическими расстройствами, дисгармонией в сфере принятия решений и не способностью достигать собственных целей.

Сравнительный анализ показателей осужденных 26-40 лет и старше 40 лет также показал, что после 40 лет у осужденных интернальный локус контроля снижается, и они стремятся приписывать ответственность за происходящие события другим лицам или обстоятельствам.

Следовательно, возраст выступает фактором социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы. Согласно полученным данным, осужденные до 25 лет труднее адаптируются к новым условиям жизнедеятельности в исправительном учреждении. Эти результаты не соответствуют с данными исследований Т. Ю. Лапшиной, согласно которым быстрее адаптируются молодые люди до 20 лет к условиям исправительного учреждения [13]. После 46 лет в условиях изоляции от общества осужденные проявляют дезадаптивные формы поведения в связи с нарастанием интеллектуальной и поведенческой ригидности [13].

Как видим, результаты нашего исследования, не согласуются с ранее полученными данными Т. Ю. Лапшиной. Возможно, это обусловлено сочетанием нескольких факторов, оказывающих влияние на протекание социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы. К примеру, возраста и количества судимостей. Мы уже указывали на связь между количеством судимостей и характером социально-психологической адаптации судимых лиц. Повторно отбывающие срок наказания осужденные, обладая более четкими представлениями об условиях лишения свободы, сформированными на основе опыта предыдущей адаптации, легче адаптируются к жизнедеятельности в исправительном учреждении, что и определяет особенности протекания данного процесса. У осужденных старше 35 лет, согласно результатам исследования Т. Ю. Лапшиной, наиболее выражены показатели «непринятие других» и «внутренний контроль» [13]. Результаты, полученные нами, показывают, что «непринятие других» не выражено в возрастной группе от 26 до 40 лет, но «внутренний контроль» преобладает над внешним у осужденных этой возрастной группы.

Половая принадлежность определяет особенности социально-психологической адаптации осужденных. В силу особенностей психофизиологической организации женщины более возбудимы, эмоционально лабильны, чувствительны, сентиментальны и впечатлительны, чем мужчины. Поэтому женщины значительно труднее адаптируются не только к тюремным условиям, но и к условиям жизни на свободе после отбытия наказания. Согласно результатам нашего исследования, существуют статистически достоверные различия между мужчинами и женщинами по таким показателям социально-психологической адаптации, как «принятие себя» (при р < 0,05), «интернальность» (при р < 0,1), которые выше в мужской выборке, и «внешний контроль» (при р < 0,05), «эскапизм» (при р < 0,05), которые более выражены в женской выборке. Другими словами, мужчины в большей степени, чем женщины, удовлетворены собственными личностными качествами, проявляющимися в принятии на себя ответственности за происходящие в их жизни события. А женщины проявляют склонность приписывать причины происходящего внешним факторам и стремление избегать проблемных ситуаций.

Результаты исследований Ф. С. Мусина показывают, что судимые лица, которые поддерживают связь с семьей, более оптимистичны и способны к построению жизненной перспективы, легче переживают критические (первую и последнюю трети срока) периоды отбывания наказания [14].

Выявлены достоверные различия по показателям социально-психологической адаптации осужденных с разным уровнем образования (табл. 2).

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа показателей социально-психологической адаптации осужденных с разным уровнем образования

Шкала адаптации Уровень образования

Среднее и среднее профессиональное Среднее и высшее Среднее профессиональное и высшее

1 знч 1 знч 1 знч

Адаптивность 0,161 0,893 -1,865 0,070 -2,014 0,060

Дезадаптивность -0,995 0,326 2,143 0,039 3,444 0,003

Принятие себя -0,187 0,853 -2,379 0,022 -1,902 0,074

Непринятие себя -0,596 0,555 1,694 0,099 2,184 0,043

Принятие других 0,361 0,721 -1,243 0,221 -1,887 0,076

Окончание табл. 2

Шкала адаптации Уровень образования

Среднее и среднее профессиональное Среднее и высшее Среднее профессиональное и высшее

г знч г знч г знч

Непринятие других 0,007 0,995 2,081 0,044 1,720 0,104

Эмоциональный комфорт 1,227 0,228 -0,597 0,554 -1,714 0,105

Эмоциональный дискомфорт -0,794 0,432 1,505 0,126 2,626 0,018

Внутренний контроль 1,219 0,231 -1,152 0,256 -2,429 0,027

Внешний контроль -1,276 0,210 2,290 0,028 3,811 0,001

Доминирование 0,057 0,955 -0,192 0,849 -0,207 0,838

Ведомость -0,398 0,693 1,708 0,085 2,310 0,034

Эскапизм -0,119 0,906 1,244 0,221 1,239 0,232

Адаптация 0,485 0,631 -2,909 0,006 -4,153 0,001

Самопринятие -0,066 0,948 -2,384 0,022 -2,573 0,020

Принятие других -0,518 0,608 -2,667 0,011 -2,114 0,050

Эмоциональная комфортность 1,481 0,147 -2,479 0,018 -3,193 0,005

Интернально сть 0,731 0,470 -2,958 0,005 -3,723 0,002

Стремление к доминированию 0,428 0,672 -1,727 0,092 -1,592 0,130

Составлено автором по материалам исследования

Осужденные с высшим образованием характеризуются статистически достоверными показателями социально-психологической адаптации по сравнению с судимыми лицами со средним образованием. Они более адаптированы, демонстрируют удовлетворенность своими качествами личности, высокую потребность в общении и взаимодействии, а также организации совместной деятельности, характеризуются эмоциональным комфортом по отношению к происходящей действительности, что сопровождается готовностью принимать на себя ответственность за происходящие в жизни события, стремлением к лидерству и руководству при решении задач, включая личностно значимые.

Заключенным со средним уровнем образования при сравнении с лицами с высшим образованием свойственны незрелость личности, проявление невротических отклонений, дисгармония в сфере принятия решений, неудовлетворенность собственными качествами личности, низкой потребностью в общении, взаимодействии и совместной деятельности, внешним локусом контроля, стремлением подчиняться другим и выполнять поставленные кем-то задачи, что приводит к постоянным неуспешным попыткам реализации собственных целей.

Мы также выявили статистически достоверные различия между осужденными с высшим и средним профессиональным образованием по некоторым шкалам социально-психологической адаптации, включая ее ин-тегративные показатели: «адаптация» (при р < 0,001), «самопринятие» (при р < 0,05), «принятие других» (при р < 0,05), «эмоциональная комфортность» (при р < 0,005), «интернальность» (при р < 0,01), которые оказались выше у лиц с высшим образованием. Они более адаптированы к новым условиям пребывания, проявляют более высокую удовлетворенность собственными личностными качествами, характеризуются выраженной потребностью в общении и взаимодействии с другими людьми. Им присущ внутренний (интернальный) локус-контроль, отражающий склонность принимать на себя ответственность за происходящие в их жизни события и определенность в эмоциональном отношении к окружающей действительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, можно заключить, что социально-психологическая адаптация осужденных на наказание в виде лишения свободы связана с уровнем образования судимых лиц. Согласно мнению В. А. Елеонского, чем выше уровень образования у лишенных свободы, тем они тяжелее переживают начальный период отбывания наказания, но значительно легче последнюю его треть [7]. Но по результатам нашего исследования мы выявили, что фактор наличия высшего образования, напротив, способствует более успешному протеканию социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы.

В заключении отметим, что знания о факторах социально-психологической адаптации осужденных к метам лишения свободы выступают необходимой и определяющей предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними персонала пенитенциарного учреждения. Следует учитывать как объективные, так и субъективные факторы, оказывающие влияние на процесс их ресоциализации. Согласно результатам нашего исследования, пол, возраст и уровень образования осужденных выступают значимыми факторами в протекании их социально-психологической адаптации к условиям изоляции от общества.

Библиографический список

1. Антонян, Ю. М., Еникеев, М. И., Эминов, В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юристъ, 1996. - 336 с.

2. Арзамиева, Х. У Психологические защиты как механизмы социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 1 - С. 9-14.

3. Бабурин, С. В. Психолого-педагогические условия адаптации и реадаптации заключенных: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - СПб., 1999. - 23 с.

4. Беребин, М. А. Концепция отношений В. Н. Мясищева и теория психической адаптации личности // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. - 2008. - № 33 (133). - С. 18-25.

5. Васильев, В. Л. Правовая культура и экономические процессы в современной России // Криминальная ситуация на рубеже веков в России / под ред. А. И. Долговой. - М.: Криминологическая Ассоциация, 1999. - С. 66-73.

6. Деев, В. Г. Характеристика направленности личности осужденных за насильственные преступления: учебное пособие. -Рязань: НИиРИО РВШ МВД СССР, 1978. - 85 с.

7. Дмитриев, Ю. А., Казак, Б. Б. Пенитенциарная психология: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 682 с.

8. Елеонский, В. А. Отношение осужденных к наказанию и вопросы повышения эффективности их исправления и перевоспитания в местах лишения свободы: учебное пособие. - Рязань: НИиРИО РВШ МВД СССР, 1976. - 200 с.

9. Еникеев, М. И. Юридическая психология. - М.: Норма, 2003. - 256 с.

10. Игошев, К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения: учебное пособие. - Горький: ГВШ МВД СССР, 1974. - 287 с.

11. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.

12. Конев, А. А. Актуальные проблемы современной науки криминологии (вопросы методологии и причинности): монография. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2005. -266 с.

13. Лапшина, Т. Ю. Психологические особенности переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06. - Ростов-на-Дону, 2007. - 181 с.

14. Мусин, Ф. С. Индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - Казань, 2006. - 105 с.

15. Назарова, М. А. Осуществление процесса ресоциализации личности несовершеннолетних осужденных путем применения адаптационных технологий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2017. -№ 1. - С. 108-113.

16. Тумаров, К. С. Ресоциализация осужденных в пенитенциарном учреждении в условиях современной России: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Ставрополь, 2012. - 164 с.

17. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 488 с.

18. Щербаков, Г. В. Мотивационная сфера осужденных: понятие, диагностика, коррекция: монография. - Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2009. - 112 с.

BecmuuK yuueepcumema № 5, 2020

References

1. Antonyan Yu.M., Enikeev M.I., Eminov V.E. Psikhologiya prestupnika i rassledovaniya prestuplenii [Psychology of the criminal and investigation of crimes]. Moscow, Yurist, 1996. 336 p.

2. Arzamieva Kh.U. Psikhologicheskie zashchity kak mekhanizmy sotsial' no-psikhologicheskoi adaptatsii osuzhdennykh k mestam lisheniya svobody [Psychological protection as mechanisms of socio-psychological adaptation of convicts to places of imprisonment]. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Journal of Altai Academy of Economics and Law], 2018, no. 1, pp. 9-14.

3. Baburin S.V Psikhologo-pedagogicheskie usloviya adaptatsii i readaptatsii zaklyuchennykh [Psychological and pedagogical con-ditionsfor adaptation andreadaptation of prisoners]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.07. St. Petersburg, 1999. 23 p.

4. Berebin M.A. Kontseptsiya otnoshenii VN. Myasishcheva i teoriya psikhicheskoi adaptatsii lichnosti [The concept of relations of V. N. Myasishchev and the theory of mental adaptation of the individual]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology], 2008, no. 33, pp. 18-25.

5. Vasil'ev V.L. Pravovaya kul'tura i ekonomicheskie protsessy v sovremennoi Rossii [Legal culture and economic processes in modern Russia]. Kriminal'naya situatsiya na rubezhe vekov v Rossii [Criminal situation at the turn of the century in Russia]. pod red. A.I. Dolgovoi. Moscow, Kriminologicheskaya Assotsiatsiya, 1999, pp. 66-73.

6. Deev V.G. Kharakteristika napravlennosti lichnosti osuzhdennykh za nasil'stvennye prestupleniya: uchebnoe posobie [Characteristics of the orientation of the personality of those convicted of violent crimes: training manual]. Ryazan', NliRIO RVSh MVD SSSR, 1978. 85 p.

7. Dmitriev Yu.A., Kazak B.B. Penitentsiarnaya psikhologiya: uchebnik [Penitentiarypsychology: textbook]. Rostov-na-Donu, Feniks, 2007. 682 p.

8. Eleonskii V.A. Otnoshenie osuzhdennykh k nakazaniyu i voprosy povysheniya effektivnosti ikh ispravleniya i perevospitaniya v mestakh lisheniya svobody: uchebnoe posobie [The attitude of convicts to punishment and issues of improving the effectiveness of their correction and re-education in places of imprisonment: textbook]. Ryazan', NliRIO RVSh MVD SSSR, 1976. 200 p.

9. Enikeev M.I. Yuridicheskaya psikhologiya [Legalpsychology]. Moscow, Norma, 2003. 256 p.

10. Igoshev K.E. Tipologiya lichnosti i motivatsiya prestupnogo povedeniya [Typology of the personality and motivation of criminal behavior]. Gor'kii, GVSh MVD SSSR, 1974. 287 p.

11. Kitaev-Smyk L.A. Psikhologiya stressa [Psychology ofstress]. Moscow, Nauka, 1983. 368 p.

12. Konev A.A. Aktual'ny'e problemy' sovremennoi nauki kriminologii (voprosy metodologii i prichinnosti): monografiya [Actual problems of modern science of criminology (questions of methodology and causality): monograph]. Nizgnii Novgorod, Izd-vo Volgo-Vyat. akad. gos. sluzhby, 2005. 266 p.

13. Lapshina T.Yu. Psikhologicheskie osobennosti perezhivaniya odinochestva u lits, nakhodyashchikhsya v usloviyakh gruppovoi (tyuremnoi) izolyatsii [Psychological features of the experience of loneliness in persons who are in conditions of group (prison) isolation]: dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.06. Rostov-na-Donu, 2007. 181 p.

14. Musin F.S. Individual'no-psikhologicheskie osobennosti adaptatsii osuzhdennykh zhenskogo i muzhskogo pola k usloviyam lisheniya svobody [Individual and psychological features of adaptation offemale and male convicts to conditions of imprisonment]: dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13. Kazan', 2006. 105 p.

15. Nazarova M.A. Osushchestvlenie protsessa resotsializatsii lichnosti nesovershennoletnikh osuzhdennykh putem primeneniya adaptatsionnykh tekhnologii [Implementation of the process of re-socialization of the personality ofjuvenile convicts through the use of adaptation technologies]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Izvestiya Tula State University. Humanitarian sciences], 2017, no. 1, pp. 108-113.

16. Tumarov K.S. Resotsializatsiya osuzhdennykh v penitentsiarnom uchrezhdenii v usloviyakh sovremennoi Rossii [Resocializa-tion of convicts in the penitentiary institution in modern Russia]: dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.06. Stavropol', 2012. 164 p.

17. Fetiskin N.P., Kozlov V V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Social and psychological diagnostics ofpersonality development and small groups]. Moscow, Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2002. 488 p.

18. Shcherbakov G.V. Motivatsionnaya sfera osuzhdennykh: ponyatie, diagnostika, korrektsiya: monografiya [Motivational sphere of convicts: concept, diagnostics, correction: monograph]. Ryazan', Akademiya prava i upravleniya FSIN, 2009. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.