Научная статья на тему 'Изучение личности осужденных к пожизненному лишению свободы как основа проведения социально-психологической работы'

Изучение личности осужденных к пожизненному лишению свободы как основа проведения социально-психологической работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
698
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСУЖДЕННОГО / АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННОГО / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Третьяк Е. С.

В статье рассматриваются различные подходы к характеристике осужденных к пожизненному лишению свободы, анализируются психологические концепции развития личности, криминологическая, демографическая, психологическая, поведенческая и другие характеристики осужденных с целью определения наиболее оптимальных условий для их адаптации к среде исправительного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение личности осужденных к пожизненному лишению свободы как основа проведения социально-психологической работы»

Изучение личности осужденных к пожизненному лишению свободы как основа проведения социально-психологической работы

■ Е.С. ТРЕТЬЯК - профессор кафедры педагогики и методики преподавания истории и общественных дисциплин Черниговского национального педагогического университета им. Т.Г Шевченко, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, доцент

В статье рассматриваются различные подходы к характеристике осужденных к пожизненному лишению свободы, анализируются психологические концепции развития личности, криминологическая, демографическая, психологическая, поведенческая и другие характеристики осужденных с целью определения наиболее оптимальных условий для их адаптации к среде исправительного учреждения.

Ключевые слова: пожизненное лишение свободы; составляющие психолого-педагогической характеристики осужденного; адаптация осужденного; социально-психологическая работа.

The study of personality sentenced to life imprisonment as the basis of social and psychological activity

E.S. TRETJAK - professor of the Chair of pedagogy and methodology of history and social studies teaching of the Chernigov National Pedagogical University named after T. Shevchenko, Cand.Sc. (Psychology), Doctor of Education, docent

The author considers various approaches to the characteristics of life - sentenced convicts. The aim of the article is to analyze psychological conception of personality development and criminological, demographic, psychological, behavioral and other characteristics in order to determine the best possible conditions for convicts' adaptation penitentiary institution environment.

Key words: life - sentence imprisonment; components of convicts' psychological and pedagogical characteristics; adaptation of the convicted person; social and psychological activity.

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение осужденных к пожизненному лишению свободы - одно из самых сложных направлений в работе психолога (социального работника). Это связано с тем, что, формально оставаясь членами общества, данные лица практически навсегда изолируются от него, что накладывает отпечаток на восприятие ими как наказания, так и мероприятий, которые проводят с ними сотрудники колонии.

Пожизненное лишение свободы является наиболее суровым из видов наказаний, указанных в ст. 51 УК Украины. Вместе с тем это не означает, что осужденный к нему будет отбывать срок до конца своей жизни, поскольку в предусмотренных законом случаях возможна его замена другим видом наказания. Так, ч. 2 ст. 87 УК Украины устанавливает, что актом помилования может быть осуществлена замена осужденному назначенного судом наказания в виде пожизнен-

ного лишения свободы на лишение свободы сроком не менее 25 лет.

В Положении о порядке помилования, утвержденном указом Президента Украины от 16.09.2010 г. № 902, говорится о том, что прошение о помиловании лица, осужденного к пожизненному лишению свободы, может быть подано лишь после отбытия им не менее 20 лет назначенного наказания (абз. 2 п. 4).

В соответствии со ст. 150 УИК Украины мужчины, осужденные к пожизненному лишению свободы, отбывают наказание в секторах максимального уровня безопасности исправительных колоний среднего уровня безопасности и исправительных колониях максимального уровня безопасности. Осужденные женщины отбывают данный вид наказания в секторах среднего уровня безопасности исправительных колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания и исправительных колониях среднего уровня безопасности.

На участках, где содержатся осужденные к пожизненному лишению свободы, дополнительно вводится должность пенитенциарного психолога.

Статьей 151 УИК Украины регламентирован порядок и условия исполнения и отбытия рассматриваемого вида наказания. Так, осужденные мужского пола содержатся в помещениях камерного типа, как правило, по два человека. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Государственной пенитенциарной службы Украины, на 1 июля 2013 г. отбывали наказание в виде пожизненного лишения свободы 1845 чел., из них 23 женщины.

Осужденный пожизненно длительное время не имеет возможности удовлетворять некоторые свои основные (жизненные) психические потребности, что приводит к различным моральным и психологическим отклонениям в поведении и деятельности. Такое явление объясняют психической депривацией (депривация стимульная (сенсорная), депривация значений (когнитивная), депривация идентичности (социальная), депривация эмоционального отношения)1.

Процесс вхождения осужденного к пожизненному лишению свободы в систему отношений с ближайшим к нему социальным окружением сопровождается перестройкой его поведения под влиянием специфических условий окружающей среды, в том числе и воздействий пенитенциарного персонала. В данном случае срабатывает механизм при-

способления: осужденный рассчитывает на определенные послабления режима и положительную характеристику в будущем, когда встанет вопрос о возможности применения к нему акта помилования.

Осужденные к пожизненному лишению свободы каждый день совершают одни и те же действия в строго определенное время, выполняют одинаковые социальные роли, что несвойственно людям, живущим на свободе. Такая строгая регламентация усиливает воспоминания и фантазии, что может спровоцировать психические заболевания. В данной ситуации особое значение приобретает социально-психологическая работа с осужденными, направленная на повышение у них уровня эмоциональной устойчивости, стабилизацию психических состояний и адаптацию.

С целью индивидуализации работы с осужденными к пожизненному лишению свободы необходимо определить, что собой представляет тот или иной человек. Пенитенциарный психолог, используя различные методики (методика определения состояния депрессии, методика определения стрессового состояния, цветной тест Люшера, методика Айзенка, методика Спилбергера, методика Лири, опросник Равенна, большой и малый тест MMPI, тест на совместимость, методика САН (самочувствие, активность, настроение) и др.), анализирует, насколько часто приговоренный впадает в депрессию и как на него действует стресс, как проявляются его индивидуальные психологические свойства личности, чем вызывается ситуативная тревожность, какое значение для осужденного имеет система межличностных отношений, как у него протекают познавательные процессы, как он решает поставленные перед ним задачи и т.п.

Учитывая важность характеристики личности осужденного для организации социально-психологической работы, рассмотрим различные подходы ученых к ее составлению. В частности, к признакам, которые характеризуют преступника, криминологи М. Беляев, И. Волгарева, М. Кропа-чев относят социально-демографические, личностно-ролевые, социально-психологические, а также уровень морального и правового сознания, психические отклонения и аномалии, уголовно-правовые, общечеловеческие значимые положительные качества2. Данная информация о преступнике позволяет выявить тенденции, способствующие совершению правонарушений в определенном регионе людьми разного возрас-

та, пола, уровня образования, семейного положения, проживающими в городе или сельской местности.

А. Бандурка, Т. Денисова, В. Трубников предлагают следующую схему изучения личности осужденного: демографические признаки (пол, возраст, социальный статус и семейное положение); признаки, характеризующие образовательный уровень личности; качества морально-психологического характера (честность, порядочность, принципиальность, готовность взять на себя ответственность); психические свойства (эмоциональная устойчивость, внутренняя дисциплинированность, твердость характера); биофизические свойства (состояние здоровья, особенности физической конституции)3. Данные признаки позволяют учитывать возраст осужденного, его социальный статус, семейное положение при привлечении его к труду, определении степени влияния на других, возможности семьи в поддержке социально значимых связей. Информация об образовательном уровне осужденного может быть использована при получении им профессии или повышении образовательного уровня. Знания о качествах морально-психологического характера, психических свойствах, биофизических свойствах могут быть использованы при распределении по камерам, медицинском обеспечении, проведении профилактических мероприятий.

Г. Хохряков сосредоточивает внимание на возрастных характеристиках осужденного, отмечая, что «длительные сроки пребывания в учреждении обусловливают определенные личностные изменения, которые сказываются на поведении осужденного в течение всего времени пребывания в учреждении. Учет данных изменений позволит построить систему не только управления поведением осужденного во время отбывания наказания, но и определить наиболее эффективные способы воздействия на него с целью возвращения в общество личности с социально полезными установками, склонностью к законопослушному поведению и восстановленными социально полезными связями»4.

Пожизненный срок пребывания в местах лишения свободы приводит к почти полной утрате социально полезных связей. С. Куш-нарев отмечает, что «неудачи самоутверждения, самовыражения, которые нередко сопровождают общение осужденного с социальной средой, приводят к свертыванию отношений с внешним миром, самоизоляции, депрессивному состоянию»5.

Все это указывает на то, что пенитенциарный персонал при организации социально-психологической работы с осужденными к пожизненному лишению свободы должен учитывать их возрастные характеристики, чтобы целенаправленно проводить психологическую и информационную работу, осуществлять профилактику конфликтных ситуаций и агрессивных проявлений. Возрастные особенности в совокупности с воздействием на осужденного как внешних, так и внутренних факторов детерминируют поведение, мотивами которого выступают те или иные личностные черты и качества, потребности, ценностные ориентации, жизненные ситуации и т.д. При этом потребности могут быть деформированными (искривленными) и вступать в противоречие с существующими правовыми и моральными нормами. Но даже эти потребности под воздействием сдерживающих факторов (четко установленный характер взаимодействия осужденного с внешней и внутренней средой; достаточный объем информации; оценка возможностей осужденного и использование их с учетом режимных ограничений; защита от уголовного произвола; организация правовых, психологических и социальных мероприятий и т.д.) либо нейтрализуются, либо реализовываются в так называемых замещающих действиях (сублимация).

Вопросы о семейном положении, составе семьи являются обязательными составляющими социально-демографической характеристики осужденного к пожизненному лишению свободы6. Поддержка осужденным связей с женой, детьми, родителями и другими родственниками, как правило, положительно сказывается на его психическом состоянии, поведении, соблюдении им установленных правил, формировании жизненных ценностей, определении перспектив. Вместе с тем, как указывает О. Фролов, «занятия преступной деятельностью, судимость на длительный, неопределенный срок, проблемы с психическим и соматическим здоровьем, злоупотребление алкоголем или наркотиками в прошлом негативно сказываются на семейных отношениях осужденных к пожизненному лишению свободы»7.

Определение уровня образования осужденного, его интеллектуального потенциала в сочетании с психологическими свойствами личности, духовными качествами необходимо для программ дифференцированного воспитательного воздействия.

Криминология в социально-демографической характеристике правонарушителя

среди социально значимых свойств личности преступника важное место отводит таким признакам, как место рождения и проживания, гражданство, род занятий, принадлежность к определенной социальной группе8.

Наряду с социально-демографической характеристикой пенитенциарный персонал изучает социально-психологические свойства личности осужденных, чтобы формировать у них установки, мотивацию, волевые качества, характер, систему потребностей и др. В. Аверин указывает на то, что «в социологии личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения»9.

Вместе с тем А. Лазурский основную задачу личности видит в приспособлении (адаптации) к окружающей среде. Степень адаптации отражается на трех уровнях: нижнем (внешняя среда максимально влияет на психику человека и вызывает противоречия между ее возможностями и усвоенными им навыками), среднем (выбор занятий, исходя из своих способностей), высоком (вызывает желание изменить среду в соответствии со своими влечениями и потребностями)10.

Согласно украинскому уголовному законодательству одно из центральных мест в характеристике осужденного занимает его отношение к труду и поведению. Эти показатели учитываются при применении прогрессивной системы наказания, предусматривающей изменение условий содержания.

В психологии отношение делится на положительное и отрицательное, его компонентами выступают эмоции, оценки, поведение11. Важное значение имеет эмоциональный компонент, способствующий формированию отношения человека к общению, объектам среды, людям и самому себе, выражающегося с помощью чувств, которые могут быть противоположны по знаку (симпатия - антипатия и др.). Познавательный (оценочный) компонент также характеризует отношение личности осужденного к восприятию, оценке и объяснению объектов среды (моральных ценностей, убеждений, идеалов и т.д.). Поведенческий компонент способствует выбору стратегии и тактики поведения личности и выражается посредством потребностей. В динамике развития личности осужденного его психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются

сложные структуры: характер, направленность, способности. Поведение осужденного обеспечивается этим синтезом отношений.

Так, К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, которая изменяет состав своих элементов и связей между ними при сохранении функции12, а другой известный психолог А. Леонтьев делает упор на то, что личность человека вырабатывается (создается) общественными отношениями и личностным смыслом деятельности. Если субъект обладает внутренней активностью, то через внешнюю деятельность он себя изменяет. «Иерархия деятельностей» связана, по мнению исследователя, с состояниями организма, которые обусловлены потребностями, мотивами (мотивами-целями, мотивами-стимулами), эмоциями, значением и личностным смыслом той или иной деятельности13.

В то же время нельзя не согласиться с Л. Божович, что целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью, основу которой составляет все течение жизни как «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотиваци-онной сферы человека»14. Не вызывает сомнений то, что содержание направленности личности осужденного обусловливает все его особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Поэтому при составлении характеристики на осужденного необходимо учитывать, к удовлетворению каких потребностей он наиболее склонен. Недаром, Д. Узнадзе акцентирует внимание на потребности и ситуации ее удовлетворения, что вызывает у субъекта специфическое состояние - установку как «склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности»15.

Не противоречит этой концепции и позиция В. Ядова, который отмечает, что «поведение личности регулируется диспози-ционной системой (установками), однако в каждой конкретной ситуации в зависимости от ее цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций»16. Как известно, диспозиция формируется при наличии потребности и соответствующей ей ситуации, в которой она может быть реализована. Иерархии диспозиций соответствуют иерархия потребностей и иерархия

ситуаций. Иерархия потребностей классифицируется по принципу предметной направленности человеческих потребностей как потребностей физического и социального существования (психофизиологические, витальные потребности; потребности в ближайшем семейном окружении; потребности включения в многочисленные малые группы и коллективы; потребности включения в целостную социальную систему). Таким образом, целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, которая представляется для осужденного максимально значимой.

При составлении характеристики на осужденных к пожизненному лишению свободы нельзя не учитывать типологию В. Су-лицкого, в которой представлены следующие типы: застревающий, эксцентричный, неадаптированный, безответственный17.

Первому типу (застревающий) преступников свойственны высокая обидчивость, зацикливание на негативных переживаниях, отчуждение и погружение в себя, что сопровождается формированием аффективно заряженных идей, признаки нарушения контактов с реальностью, при этом личные отношения организуются на базе представлений, слабо поддаются коррекции. Реальное общение заменяет псевдообщение, данные осужденные могут переносить свои переживания и претензии на окружающих. Отношения с другими неустойчивы, эти люди легко обижаются. В большинстве случаев им присущи апатия, раздражительность, депрессивные состояния, погружения в себя, плохие память и концентрация внимания, возможны нарушения мышления.

Второй тип (эксцентричный) преступников имеет следующие характеристики: они непредсказуемы, импульсивны, имеют невысокий уровень образования (8-10 классов), часто меняли место работы, большинство ранее были осуждены за преступления против личности, на момент совершения убийства не работали. Они отличаются подчеркнутым нонконформизмом (неповиновением среде) и противопоставлением своих субъективных установок, взглядов и мнений окружению, а некоторые отличаются минимальной приспособляемостью к внешним социальным требованиям и очень остро реагируют на конфликтные ситуации. Их индивидуализм только углубляется при противодействии окружению. Коррекция поведения таких осужденных сложна.

Осужденные третьего типа (неадаптированный) характеризуются плохой социальной приспособляемостью, склонностью к агрессии, неспособностью четко осознавать социальные нормы. Часто их преступления бессмысленные, плохо спланированные, импульсивные. Неспособность к социализации и своеобразие мышления становятся основными моментами, определяющими их социальную опасность.

Лица, принадлежащие к четвертому типу (безответственный), имеют тенденцию к чрезмерной активности и импульсивности, безответственности и недоверию. Они сочетают в себе возбудимость, цикличность настроений и состояний, характеризующихся безнравственностью, склонностью к обману. Для удовлетворения своих желаний и честолюбия могут тратить массу энергии и усилий, однако не в состоянии взять на себя какие-то обязанности и ответственность. При первом знакомстве способны произвести положительное впечатление. Они лишь внешне доброжелательны, в основе их поведения лежит эгоцентричность.

Обобщая вышеприведенные подходы к характеристике личности осужденного, можно выделить ее основные составляющие:

1) внутренние механизмы адаптации (особенности внимания, памяти, воображения и мышления, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, темперамент, умственная одаренность, характер; влияние внешней среды на психику осужденного, реализацию его возможностей, склонностей, способностей и потребность приспособить эту среду в соответствии со своими желаниями);

2) отношение к внутренней и внешней среде (как относится к себе и другим людям, какие выражает при этом чувства; как оценивает окружающих с позиции морали, убеждений, идеалов; какую выбирает стратегию и тактику поведения в отношении значимых (ценных) людей, какие потребности пытается при этом удовлетворить; как объясняет свое отношение (положительное или отрицательное) к другим людям, самому себе);

3) факторы, влияющие на выбор определенной формы поведения (свойства личности осужденного; система потребностей, интересов и идеалов; интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства; направленность (желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение, переживания, черты характера); опыт (знания, умения, навыки и привычки);

индивидуальные особенности психических процессов (память, эмоции, чувства, мышление); возрастные особенности; состояния организма; мотивы (мотивы-цели, мотивы-стимулы); реалии бытия, образ жизни, конкретная деятельность; отношение к тру-

ду, людям, вещам, определенной стороне действительности; установка на удовлетворение определенной потребности (психофизиологической, в семье, включение в социальную систему и т.д.) или действия в ситуации взаимодействия).

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Варм М.Й. Загальна психолопя: Пщручник. Юев, 2007.

2 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. В.В. Орехова. СПб., 1992. С. 90-91.

3 См.: Бандурка А.М., Денисова Т.А., Трубников В.М. Общая теория социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания (правовой и социально-психологический анализ уголовно-исполнительной политики по реабилитации осужденных). Харьков; Запорожье, 2002. С. 66.

4 Хохряков Г.Ф., Голубев В.П., Кудряков В.П. Личность в условиях изоляции от общества: значение социально-психологических закономерностей поведения для исполнения наказания, исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. М., 1983. С. 463.

5 Кушнарьов С.В. Геронтолопчы проблеми пеытен^арно! теорп та практики // Проблеми пеытен^арно! теорп та практики. 2000. № 5. С. 179-182.

6 Заключенные, приговоренные к длительному или пожизненному сроку лишения свободы: Информ. материалы. М., 2000.

7 Фролов О. КримЫолопчна характеристика оаб, засуд-жених до довiчного ув'язнення // Пожизненное заключение: Международные стандарты и практика в Украине и за рубежом / Сост. А. П. Букалов. Донецк, 2001.

8 См.: Хохряков Г.Ф., Голубев В.П., Кудряков В.П. Личность в условиях изоляции от общества: значение социально-психологических закономерностей поведения для исполнения наказания, исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. С. 463.

9 См.: Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие. СПб., 1999.

10 См.: Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.

11 Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

12 См.: Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

13 Леонтьев А.Н.Деятельность, сознание, личность. М.,1975.

14 См:. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). М., 1968.

15 Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

16 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. Л., 1979.

17 См.: Сулицький В. Со^ально-психолопчы аспек-ти утримання засуджених до довiчного позбавлення волк www.politik.org.ua.

1 Sm.: Varij M.J. Zagal'na psihologija: Pidruchnik. Kiev, 2007.

2 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. V.V. Orehova. SPb., 1992. S. 90-91.

3 Sm.: Bandurka A.M., Denisova T.A., Trubnikov V.M. Obshhaja teorija social'noj adaptacii osvobozhdennyh ot otbyvanija nakazanija (pravovoj i social'no-psihologicheskij analiz ugolovno-ispolnitel'noj politiki po reabilitacii osuzhdennyh). Har'kov; Zaporozh'e, 2002. S. 66.

4 Hohrjakov G.F., Golubev V.P., Kudrjakov V.P. Lichnost' v uslovijah izoljacii ot obshhestva: znachenie social'no-psihologicheskih zakonomernostej povedenija dlja ispolnenija nakazanija, ispravlenija i perevospitanija osuzhdennyh v ITU. M., 1983. S. 463.

5 Kushnar'ov S.V. Gerontologichni problemi penitenciarnoï teoriï ta praktiki // Problemi penitenciarnoï teoriï ta praktiki. 2000. № 5. S. 179-182.

6 Zakljuchennye, prigovorennye k dlitel'nomu ili pozhiznennomu sroku lishenija svobody: Inform. materialy. M., 2000.

7 Frolov O. Kriminologichna harakteristika osib, zasudzhenih do dovichnogo uv'jaznennja // Pozhiznennoe zakljuchenie: Mezhdunarodnye standarty i praktika v Ukraine i za rubezhom / Sost. A. P. Bukalov. Doneck, 2001.

8 Sm.: Hohrjakov G.F., Golubev V.P., Kudrjakov V.P. Lichnost' v uslovijah izoljacii ot obshhestva: znachenie social'no-psihologicheskih zakonomernostej povedenija dlja ispolnenija nakazanija, ispravlenija i perevospitanija osuzhdennyh v ITU. S. 463.

9 Sm.: Averin V.A. Psihologija lichnosti: Ucheb. posobie. SPb., 1999.

10 Sm.: Lazurskij A.F. Ocherk nauki o harakterah. M., 1995.

11 Mjasishhev V.N. Lichnost' i nevrozy. L., 1960.

12 Sm.: Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M., 1986.

13 Leont'ev A.N. Dejatel'nost', soznanie, lichnost'. M.,1975.

14 Sm:. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste (psihologicheskoe issledovanie). M., 1968.

15 Uznadze D.N. Psihologicheskie issledovanija. M., 1966.

16 Samoreguljacija i prognozirovanie social'nogo povedenija lichnosti / Pod. red. V.A. Jadova. L., 1979.

17 Sm.: Sulic'kij V. Social'no-psihologichni aspekti utrimannja zasudzhenih do dovichnogo pozbavlennja voli. www.politik.org.ua. M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.