Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения'

Особенности социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2832
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / УСТАНОВКИ / НАКАЗАНИЕ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саввина Евгения Викторовна

Социальная изоляция, предполагающая изменение жизненных планов и образа жизни, формирует у человека совокупность специфических проявлений, называемых «синдромом лишенного свободы». Преодолеть это трудное обстоятельство осужденный может путем адаптации, приспособления к новым жизненным правилам и нормам. Пребывание в социальной изоляции оказывает сильнейшее воздействие на личность человека, его дальнейшую судьбу, так как следствием отбывания наказания в виде лишения свободы является дезадаптация человека, в результате которой происходит сужение спектра возможностей осужденного приспособиться в постпенитенциарный период к существующим нормам права и морали, условиям жизни на свободе. Кроме того, нарушаются формы взаимодействия осужденного после освобождения с социальной средой, что препятствует формированию у него адекватной реакции на жизненные ситуации, самореализации. Сутью данного исследования являются изучение и психологическая коррекция личностных особенностей и особенностей поведения осужденных с целью предупреждения деструктивных явлений (дефектов) в местах лишения свободы, благоприятной адаптации к жизни после освобождения, предупреждение рецидивной преступности. При этом особую значимость приобретает исследование личности осужденного, так как обеспечение оптимального эффективного исправительного воздействия на преступника возможно лишь с учетом изучения именно тех компонентов в структуре его личности, которые определяют поведение и деятельность человека в условиях исполнения наказания. Проблема социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения актуальна по двум причинам. Во-первых, характер адаптации осужденных в местах лишения свободы определяет дальнейшее поведение личности на свободе и, соответственно, влияет на уровень и характер преступности в стране. Во-вторых, система наказания в России в виде лишения свободы не способствует исправлению осужденных, а даже, наоборот, способствует росту рецидивной преступности в стране. Психологическое сопровождение осужденных в период процесса адаптации к условиям исправительного учреждения является основной задачей. Цель данного исследования выявление особенностей протекания социально-психологической адаптации осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1) теоретический анализ состояния проблемы психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения; 2) эмпирический анализ социально-психологических состояний осужденных, влияющих на процесс адаптации к условиям пенитенциарного учреждения. Для изучения особенностей протекания социально-психологической адаптации осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительном учреждении, использовались: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник межличностных отношений А. А. Рукавишников (ОМО), опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН). Полученные результаты исследования социально-психологической адаптации впервые осужденных могут быть использованы пенитенциарными психологами для работы по решению вопросов, связанных с коррекцией поведения, направленной на позитивное изменение внутренних установок и ценностных ориентаций личности спецконтингента на различных этапах отбывания наказания в исправительных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саввина Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Socio-Psychological Adaptation of Convicted Persons to Penitentiary Conditions

Social exclusion, implying a change of life plans and lifestyle, generates in a person a set of specific symptoms, called «the freedom deprivation syndrome». The condemned may overcome this difficult circumstance, by adaptation to the new life rules and regulations. Staying in social isolation has a strongest impact on a person and his fate, as freedom deprivation due to conviction leads to disadaptation of the person, which results in the narrower range of possibilities of the convict to adapt in the post-penitentiary period to existing norms of law and morality, conditions of life in freedom. In addition, after being release, convicts fail to establish interaction with the social environment, which prevents a proper response to life situations and self-realization. The essence of this research is a study and psychological correction of personal characteristics and behaviors of convicted prisoners to prevent the destructive phenomena at prisons, to ensure favorable adaptation to life after release, and prevent recidivism. We pay particular attention to the personality of prisoners, as the most effective correction of a prisoner is possible only with the study of those components in the structure of his personality that determine the behavior and human activity in prison. The problem of socio-psychological adaptation of convicted persons to the conditions of the penitentiary institutions is relevant for two reasons. First, the nature of convicts’ adaptation in places of imprisonment defines the behavior of the individual in freedom and therefore influences the level and nature of crime in the country. Secondly, the system of punishment in Russia, in the form of imprisonment, does not contribute to the correction of convicts, but on the contrary, promotes the growth of recidivism in the country.Psychological support of prisoners during the process of adaptation to the conditions of the correctional institution is the primary goal. The aim of this study is to identify the characteristics of the course of socio-psychological adaptation of convicted men serving their sentences in a penitentiary institution. To achieve this goal, the following tasks were solved:1) theoretical analysis of psychological adaptation of convicted persons to the conditions of penitentiary institutions; 2) empirical analysis of the socio-psychological conditions of prisoners influencing the process of adaptation to the conditions of the penitentiary. To study the characteristics of the course of socio-psychological adaptation of convicted men serving their sentence in a correctional facility, we used: K. Rogers and P. Diamond’s technique of diagnosing socio-psychological adaptation, the questionnaire of interpersonal relations by A. A. Rukavishnikov (QIR), the questionnaire by A. Rean «Achievement motivation and fear of failure» (AMFF).The results of the research of socio-psychological adaptation of the people convicted for the first time can be used by prison psychologists to work on issues related to behavior management aimed at positive change of inner attitudes and values of the individual inmates in different stages of serving their sentence in penitentiary institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения»

— ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

УДК 159.9.072.432 Е. В. Саввина

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Социальная изоляция, предполагающая изменение жизненных планов и образа жизни, формирует у человека совокупность специфических проявлений, называемых «синдромом лишенного свободы». Преодолеть это трудное обстоятельство осужденный может путем адаптации, приспособления к новым жизненным правилам и нормам. Пребывание в социальной изоляции оказывает сильнейшее воздействие на личность человека, его дальнейшую судьбу, так как следствием отбывания наказания в виде лишения свободы является дезадаптация человека, в результате которой происходит сужение спектра возможностей осужденного приспособиться в постпенитенциарный период к существующим нормам права и морали, условиям жизни на свободе. Кроме того, нарушаются формы взаимодействия осужденного после освобождения с социальной средой, что препятствует формированию у него адекватной реакции на жизненные ситуации, самореализации. Сутью данного исследования являются изучение и психологическая коррекция личностных особенностей и особенностей поведения осужденных с целью предупреждения деструктивных явлений (дефектов) в местах лишения свободы, благоприятной адаптации к жизни после освобождения, предупреждение рецидивной преступности. При этом особую значимость приобретает исследование личности осужденного, так как обеспечение оптимального эффективного исправительного воздействия на преступника возможно лишь с учетом изучения именно тех компонентов в структуре его личности, которые определяют поведение и деятельность человека в условиях исполнения наказания. Проблема социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения актуальна по двум причинам. Во-первых, характер адаптации осужденных в местах лишения свободы определяет дальнейшее поведение личности на свободе и, соответственно, влияет на уровень и характер преступности в стране. Во-вторых, система наказания в России в виде лишения свободы не способствует исправлению осужденных, а даже, наоборот, способствует росту рецидивной преступности в стране. Психологическое сопровождение осужденных в период процесса адаптации к условиям исправительного учреждения является основной задачей. Цель данного исследования - выявление особенностей протекания социально-психологической адаптации осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1) теоретический анализ состояния проблемы психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения; 2) эмпирический анализ социально-психологических состояний осужденных, влияющих на процесс адаптации к условиям пенитенциарного учреждения. Для изучения особенностей протекания социально-психологической адаптации осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительном учреждении, использовались: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник межличностных отношений

САВВИНА Евгения Викторовна - старший преподаватель кафедры общей психологии Института психологии СВФУ им. М. К. Аммосова E-mail: savka_81@mail ru

SAVVINAEvgeniia Viktorovna - Senior Lecturer, Department of General Psychology, Institute ofPsychology, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: savka_81@mail ru

А. А. Рукавишников (ОМО), опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН). Полученные результаты исследования социально-психологической адаптации впервые осужденных могут быть использованы пенитенциарными психологами для работы по решению вопросов, связанных с коррекцией поведения, направленной на позитивное изменение внутренних установок и ценностных ориентаций личности спецконтингента на различных этапах отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, пенитенциарные учреждения, межличностные отношения, мотивация, преступность, коррекция поведения, психология, установки, наказание, заключенные.

E. V Savvina

Features of Socio-Psychological Adaptation of Convicted Persons to Penitentiary Conditions

Social exclusion, implying a change of life plans and lifestyle, generates in a person a set of specific symptoms, called «the freedom deprivation syndrome». The condemned may overcome this difficult circumstance, by adaptation to the new life rules and regulations. Staying in social isolation has a strongest impact on a person and his fate, as freedom deprivation due to conviction leads to disadaptation of the person, which results in the narrower range of possibilities of the convict to adapt in the post-penitentiary period to existing norms of law and morality, conditions of life in freedom. In addition, after being release, convicts fail to establish interaction with the social environment, which prevents a proper response to life situations and self-realization. The essence of this research is a study and psychological correction of personal characteristics and behaviors of convicted prisoners to prevent the destructive phenomena at prisons, to ensure favorable adaptation to life after release, and prevent recidivism. We pay particular attention to the personality of prisoners, as the most effective correction of a prisoner is possible only with the study of those components in the structure of his personality that determine the behavior and human activity in prison. The problem of socio-psychological adaptation of convicted persons to the conditions of the penitentiary institutions is relevant for two reasons. First, the nature of convicts' adaptation in places of imprisonment defines the behavior of the individual in freedom and therefore influences the level and nature of crime in the country. Secondly, the system of punishment in Russia, in the form of imprisonment, does not contribute to the correction of convicts, but on the contrary, promotes the growth of recidivism in the country.Psychological support of prisoners during the process of adaptation to the conditions of the correctional institution is the primary goal. The aim of this study is to identify the characteristics of the course of socio-psychological adaptation of convicted men serving their sentences in a penitentiary institution. To achieve this goal, the following tasks were solved:1) theoretical analysis of psychological adaptation of convicted persons to the conditions of penitentiary institutions; 2) empirical analysis of the socio-psychological conditions of prisoners influencing the process of adaptation to the conditions of the penitentiary. To study the characteristics of the course of socio-psychological adaptation of convicted men serving their sentence in a correctional facility, we used: K. Rogers and P. Diamond's technique of diagnosing socio-psychological adaptation, the questionnaire of interpersonal relations by A. A. Rukavishnikov (QIR), the questionnaire by A. Rean «Achievement motivation and fear of failure» (AMFF).The results of the research of socio-psychological adaptation of the people convicted for the first time can be used by prison psychologists to work on issues related to behavior management aimed at positive change of inner attitudes and values of the individual inmates in different stages of serving their sentence in penitentiary institutions.

Keywords: adaptation, disadaptation, penitentiary institutions, interpersonal relations, motivation, criminality, correction, psychology, attitudes, punishment, prisoners.

Введение

Проблема социально-психологической адаптации осужденных к условиям пенитенциарного учреждения актуальна по двум причинам. Во-первых, характер адаптации осужденных в местах лишения свободы определяет дальнейшее поведение личности на свободе и, соответственно, влияет на уровень и характер преступности в стране. Во-вторых, система наказания в России в виде лишения свободы не способствует исправлению осужденных, а даже, наоборот, способствует росту рецидивной преступности в стране.

Психологическое сопровождение осужденных в период процесса адаптации к условиям исправительного учреждения является основной задачей.

Работа по исправлению осужденных должна строиться на изучении личностных свойств и, главное, на выявлении мотивов преступной деятельности и типологической принадлежности индивида.

Перевоспитание осужденных возможно в случае, когда проводимая в пенитенциарных учреждениях работа будет ориентирована, в первую очередь, на решение вопросов, связанных с коррекцией поведения, выраженной в позитивном изменении внутренних установок и ценностных ориентаций заключенных, приобщением их к освоению и выполнению основных социальных ролей в обществе в качестве законопослушных граждан [1].

В настоящее время существенной проблемой для осужденных является утрата традиционных ценностей, несформированность смысла жизни и размытость аксиологических ориентаций. Это особенно ощутимо для осужденных впервые, которые еще не имеют четко сложившейся жизненной позиции, но наиболее уязвимы для влияния асоциально направленной системы взглядов на мир. Ресоциализация осужденных, дифференциация и индивидуализация исполнения уголовных наказаний, перестройка их функционирования являются одним из приоритетных направлений в реформировании уголовно-исполнительной системы [2].

Исходя из вышесказанного, целью данного исследования являются изучение и анализ этапов адаптации осужденных к лишению свободы.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1) изучение особенностей социально-психологической адаптации впервые осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении 6 месяцев;

2) изучение особенностей социально-психологической адаптации впервые осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении более 6 месяцев.

Объектом исследования являлись впервые осужденные мужчины, отбывающие наказание в исправительном учреждении в количестве 120 человек, в возрасте от 22 до 35 лет.

Организация эмпирического исследования и методы изучения адаптации осужденных

Наше исследование состоит из трех этапов. Первый этап - формирование экспериментальной и контрольной групп, по 60 человек каждая. На данном этапе при помощи психодиагностических методик проводится эмпирическое исследование социально-психологической адаптации впервые осужденных. Второй этап - исследование межличностных отношений и мотивационных подструктур направленности личности, здесь также проводится разбор полученных результатов, исходя из полученных данных по выбранным методикам. Третий этап - установление значимых различий между выборками по исследуемым признакам, анализ полученных результатов. Для подтверждения выдвинутых нами гипотез была проведена матема-тико-статистическая обработка полученной информации по корреляции.

В качестве методического инструментария всего было применено три методики по раскрытию сущности изучаемого вопроса. Вначале было проведено исследование с целью разделения осужденных по времени пребывания в исправительном учреждении. Использованные методики действительно раскрывают специфику нашего эксперимента. Для изучения особенностей социально-психологической адаптации впервые осужденных нами выбрана «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» [3]. Данная методика как измерительный инструмент, по нашему мнению, высоко диагностирует не только состояние адаптации, но и особенности представлений о себе, о других.

В изучении межличностных отношений использована методика А. А. Рукавишникова (ОМО), помогающая определить стиль поведения и деятельности осужденного. Данная методика, на наш взгляд, наиболее подробно может описать стиль поведения осужденного.

Также был использован опросник межличностных отношений А. А. Рукавишникова, который помог выявить мотивационную направленность личности осужденного.

Обработка результатов производилась с помощью метода математической обработки информации в компьютерном варианте - программой SPSS.

Диагностика социально-психологической адаптации впервые осужденных

При всей тяжести совершенного преступления впервые осужденные не имеют явно выраженных криминальных установок, приводящих к формированию высокого уровня кримина-

лизации личности на данном этапе отбывания наказания [4]. Само наказание в большинстве случаев глубоко переживается впервые судимыми, а осознание негативных последствий наказания приводит к построению четких жизненных планов на будущее, где нет места каким-либо криминальным деяниям в дальнейшем.

За время нахождения в исправительном учреждении в жизни осужденного не один раз бывают резкие перепады настроения, обусловленные как изменением обстановки, так и применением к нему целого комплекса различных правовых, воспитательных, психологических мер влияния. Таким образом, осужденному необходимо приспособиться к социальным условиям, в которых он находится, то есть адаптироваться.

Таким образом, диагностика адаптации впервые осужденных необходима для успешного взаимодействия в самом коллективе осужденных и отношения с сотрудниками учреждения.

Исходя из вышеуказанного, в нашем исследовании мы поставили себе задачу выяснить динамику социально-психологической адаптации впервые осужденных.

По времени решения задач по выбранным нами методикам можно утверждать, что все респонденты справились с заданиями в промежуток времени от 20 до 30 минут. При этом в эмпирической группе осужденных, отбывающих наказание до 6 месяцев, отмечается факт старательности, заинтересованности в результатах исследования. В контрольной же группе осужденных, отбывающих наказание более 6 месяцев, наоборот, отмечается спешка при выполнении теста. Если какой-то пункт оказался непонятным, то рассматривают поверхностно, лишь бы рано закончить. Заметно было присутствие лени, нежелания.

На первом этапе нашего исследования рассматривались особенности социально-психологической адаптации в группе впервые осужденных, отбывающих наказание до 6 месяцев. В диагностике принимали участие 60 осужденных в возрасте от 22 до 35 лет. Перед основной диагностикой нами было проведено пилотажное исследование. На данном этапе с помощью диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда нами были получены следующие результаты:

Рис. 1. Осужденные, находящиеся в ИУ до 6 месяцев

По полученным показателям мы видим (рис. 1), что уровень социально-психологической адаптации у данной группы ниже нормы по следующим шкалам: «внутренний контроль» (22,2%), «доминирование» (3,2%).

Средние показатели по шкале «адаптивность» у осужденных экспериментальной группы находятся в пределах нормы (119,5%), что означает успешную адаптацию к изменяемым условиям среды.

Также средние значения отмечает шкала «принятие себя» (36,8%), что указывает на то, что осужденные обладают чувством собственной ценности, принимают себя такими, какие есть.

По шкале «принятие других» групповой показатель (16,3%) попадает в среднюю зону значимости и свидетельствует о присутствии у осужденных терпимости к людям, умении принимать их такими, какие они есть.

Шкала «эмоциональный комфорт» принимает среднее значение (25,8%), что указывает на отсутствие внутренней напряженности, уравновешенность, спокойствие, умение открыто выражать свои чувства, оптимизм.

Таким образом, анализ средних значений по методике «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда показал, что осужденные мужчины, отбывающие наказание в исправительном учреждении до 6 месяцев, имеют успешную адаптацию, что указывает на эффективное приспособление к условиям социальной среды с закреплением положительных качеств [1]. Анализ показателей ниже нормы (внутренний контроль и доминирование) указывает на неумение самостоятельно принимать решения, растерянность, неумение работать без вмешательства извне, мягкость в отношении с другими людьми, уступчивость, неспособность освободиться от влияния других людей, недостаток собственных убеждений.

160 140 120 100 80 60 40 20 0

\

V\

VVw

^^^__а \

---— —

Адаптация Принятие себя Принятие других Эмоциональ ный комфорт Внутренний контроль Доминирова ние Эскапизм

Норма 68 22 12 14 26 6 10

Значения 108 31 23 22 29 12 18

норма2 136 42 24 28 52 12 20

Рис. 2. Осужденные, находящиеся в ИУ более 6 месяцев

По полученным показателям мы видим (рис. 2), что уровень социально-психологической адаптации у данной группы по всем из выше перечисленных шкал принимает средние значения, которые свидетельствуют об успешной социальной адаптации, уравновешенности, понимании себя, терпимости к людям, умении управлять собой, ответственности.

Таким образом, анализ средних значений по методике «социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда показал, что осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении более 6 месяцев, успешно адаптируются к факторам лишения свободы.

Полученные данные были обработаны с помощью методики компьютерной обработки данных программой SPSS, результаты которых отображены в табл. 1. Здесь же выявлены значимые различия между двумя выборками.

Таблица 1

Значимые различия средних значений по методике социально-психологической адаптации

Экспериментальная группа Контрольная группа Критерий значимости Стьюдента

Средние значения Станд. отклонение Средние значения Станд. отклонение

Адаптация 119,5 42,2 108,6 35,2 ,001

Принятие себя 36,8 12,4 31,8 11,5 ,852

Принятие других 16,3 5 23,6 10,5 ,000

Эмоциональный комфорт 25,8 9,1 22,3 7,5 ,422

Внутренний контроль 22,2 18,6 29,3 16,3 ,000

Доминирование 3,2 1,6 12,0 11,7 ,000

По результатам обработки данных (табл. 1) мы видим, что осужденные экспериментальной группы имеют различия от осужденных контрольной группы по следующим шкалам: адаптация, принятие других, внутренний контроль, доминирование.

Корреляция на уровне значимости 0,01, что говорит о достоверности полученных нами результатов.

Анализ данных, полученных с помощью опросника межличностных отношений А. А. Рукавишников (ОМО)

7 6 5 4 3 2 1 0

Норма 444444

Значения 6,3 2,9 3,3 4,8 2,5 5,8

Рис. 3. Осужденные, находящиеся в ИУ до 6 месяцев

Данные (рис. 3) указывают на следующее:

- высокий показатель по шкале «Включение: выраженное поведение» (6,3%) указывает на стремление принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей [6];

- высокий показатель по шкале «Контроль: требуемое поведение» (4,8%) определяется как потребность в контролировании своих действий другими лицами№

- высокий показатель по шкале «Аффект: требуемое поведение» (5,8%) типичен для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения [6].

Включение: Выраженное поведение

Включение: Требуемое поведение

Контрольны раженное поведение

Контроль: требуемое поведение

Аффект: Выраженное поведение

Аффект: Требуемое поведение

Таким образом, анализ средних значений по методике «Опросник межличностных отношений» А. А. Рукавишникова показал, что осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении 6 месяцев, имеют потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми. Имеется потребность в контроле, зависимость при принятии решений.

6

5 5,3

4 3

ше^л 3,7

2,5

2

1

0

Включение: Выраженное поведение Включение: Требуемое поведение Контрольны раженное поведение Контроль: требуемое поведение Аффект: Выраженное поведение Аффект: Требуемое поведение

Норма 4 4 4 4 4 4

Значения 3,4 4,1 5,3 2,3 2,5 3,7

Рис. 4. Осужденные, находящиеся в ИУ более 6 месяцев

Данные (рис. 4) указывают на следующее:

- высокий уровень по шкале «Контроль: выраженное поведение» (5,3%) типичен для лиц, старающихся брать на себя ответственность, принимать на себя ведущую роль;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокий показатель по шкале «Аффект: требуемое поведение» (5,8%) определяется как стремление создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми [6].

Таким образом, анализ средних значений по методике «Опросник межличностных отношений» А. А. Рукавишникова показал, что осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении более 6 месяцев, имеют тенденцию главенствующего поведения, стремятся быть замеченным, обратить на себя внимание. Имеют потребность чувствовать себя значимым по отношению к другим людям.

Анализ данных, полученных с помощью опросника А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)

Средние значения опросника А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» в группе осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении до 6 мес. представлены в табл. 2.

Таблица 2

Значения по мотивации успеха и боязни неудач у отбывающих наказание до 6 мес.

Среднее значение Стандартное отклонение

Мотивация на успех 1,2 0

Мотивация на неудачу 1,7 0

Полученные данные (табл. 2) указывают на негативную мотивацию осужденных. Здесь активность человека во многом связана с потребностью избежать срыва и наказания. Мотивация на неудачу усиливает тревожность, неуверенность в собственных силах.

Средние значения опросника А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» в группе осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении более 6 мес., представлены в табл. 3.

Таблица 3

Значения по мотивации успеха и боязни неудач у отбывающих наказание более 6 мес.

Среднее значение Стандартное отклонение

Мотивация на успех 1,5 0

Мотивация на неудачу 1,4 0

Полученные данные (табл. 3) указывают на позитивную мотивацию, которая проявляется в желании человека достичь положительного результата. В основе данной мотивации лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Люди с позитивной мотивацией обычно уверены в себе, активны и инициативны.

Таким образом, анализ средних значений опросника А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» показал, что осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении более 6 месяцев, обладают позитивной мотивацией. Имеется потребность в достижении конструктивных результатов.

Полученные данные были обработаны с помощью методики компьютерной обработки данных программой SPSS, результаты которых отображены в табл. 4. Здесь же выявлены значимые различия между двумя выборками.

Таблица 4

Значимые различия средних значений, полученных с помощью опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Экспериментальная группа Контрольная группа Критерий значимости Стьюдента

Средние значения Станд. отклонение Средние значения Станд. отклонение

Мотивация на успех 1,2 0 1,5 0 ,001

Мотивация на неудачу 1,7 0 1,4 0 ,001

Здесь мы видим, что существует корреляция на уровне значимости U=,001, что говорит о достоверности полученных нами результатов.

Таким образом, исходя из полученных данных с помощью метода математической обработки SPSS, нами отмечается, что предположение о том, что существует взаимосвязь между мотивационной подструктурой направленности личности осужденного и успешностью адаптации к условиям пенитенциарного учреждения.

Таким образом, исходя из полученных данных, мы можем сделать следующие выводы:

- впервые осужденные мужчины, отбывающие наказание в исправительном учреждении до 6 месяцев, менее адаптированы к новым условиям, чем осужденные, отбывающие наказание более 6 месяцев;

- особенности мотивационных подструктур направленности личности осужденного определяет успешность адаптации к условиям пенитенциарного учреждения;

- Впервые осужденных, отбывающих наказание в условиях исправительного учреждения 6 месяцев, сопровождают такие состояния, как неприятие других, эмоциональный дискомфорт.

Заключение

Анализируя теоретический материал по теме исследования, мы выяснили, что социально-психологическая адаптация у впервые осужденных - это сложный процесс, связанный с инди-

видуальными особенностями личности. Большинство авторов считает, что наиболее сложно осужденные переживают начальный период нахождения в исправительном учреждении. Основным критерием дезадаптации личности является неспособность следовать общепринятым нормам, жить в согласии с законом.

В исправительных учреждениях под социально-психологической адаптацией следует считать умение осужденных устанавливать как формальные (например, деловые с воспитателями и администрацией) межличностные отношения, так и неформальные (дружеские), для эффективного взаимодействия с другими осужденными и адекватного выражения своих чувств и потребностей.

Дезадаптация осужденных мужчин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, - это изменение их социальных установок и личностных характеристик, происходящее вследствие отбывания ими уголовного наказания и препятствующее приспособлению к условиям социальной среды [7].

Литература

1. Зубкова А. И., Стуровой М. П. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. - Рязань: Ряз. высш. шк. МВД РФ, 2003.

2. Шлыков В. Понятийно-категориальный аппарат процесса трудовой адаптации и социализации осужденных к лишению свободы // Закон и право. - 2005. - № 10.

3. Комарова В. В. Особенности социально-психологической адаптации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии ГУИН Минюста России // Информ. бюл. - 1999. - № 44.

4. Ушатиков А. И. Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии: учеб. / Под ред. С. Н. Пономарева. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.

5. Айнетдинова Н. Х. Типичная информация о личности преступника и жертвы // Следователь. -2004. - № 10.

6. Завьялова Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. - СПб., 2001. - Вып. 40.

7. Антонян Ю. М., Верещагин В. А., Калманов Г. Б. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство и право. - 1996. - № 10.

References

1. Zubkova A. I., Sturovoj M. P. Ispravitel'naja (penitenciarnaja) pedagogika. - Rjazan': Rjaz. vyssh. shk. MVD RF, 2003.

2. Shlykov V. Ponjatijno-kategorial'nyj apparat processa trudovoj adaptacii i socializacii osuzhdennyh k lisheniju svobody // Zakon i pravo. - 2005. - № 10.

3. Komarova V. V. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii nesovershennoletnih osuzhdennyh, otbyvajushhih nakazanie v vospitatel'noj kolonii GUIN Minjusta Rossii // Inform. bjul. - 1999. - № 44.

4. Ushatikov A. I. Kazak B. B. Osnovy penitenciarnoj psihologii: ucheb. / Pod red. S. N. Ponomareva. -Rjazan': Akademija prava i upravlenija Minjusta Rossii, 2001.

5. Ajnetdinova N. H. Tipichnaja informacija o lichnosti prestupnika i zhertvy // Sledovatel'. - 2004. - № 10.

6. Zav'jalova E. K. Psihologicheskie mehanizmy social'noj adaptacii cheloveka // Vestnik Baltijskoj pedagogicheskoj akademii. - SPb., 2001. - Vyp. 40.

7. Antonjan Ju. M., Vereshhagin V. A., Kalmanov G. B. Tjuremnaja subkul'tura i nejtralizacija ee negativnyh projavlenij // Gosudarstvo i pravo. - 1996. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.