СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
© Коллектив авторов, 2009 Для корреспонденции
УДК [343.814:616.89-052](045) Диденко Александр Владимирович - кандидат медицинских наук,
начальник кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Томского филиала Кузбасского института ФСИН России Адрес: 634057, г. Томск, ул. Говорова, д. 10 Телефон: (3822) 77-77-89 Е-таН: [email protected]
В.Я. Семке1, М.М. Аксенов1, А.В. Диденко2
Адаптация осужденных с расстройствами личности в социальной среде исправительных учреждений
1 ГУ «НИИ психического здоровья Томского научного центра СО РАМН»
2 Томский филиал Кузбасского института ФСИН России
Adaptation of convicted offenders with personality disorders in the correctional environment
V.Ya. Semke, M.M. Aksenov, A.V. Didenko
The study based on investigation of 193 convicted offenders serving sentences in places of confinement, which involved the use of clinico-dynamic, experimental-psychological and statistical methods, has demonstrated that molding a behaviour pattern corresponding to one's social status is a major aspect of building correctional adaptation. A comparative evaluation was done and differences in adaptive capabilities of inmates with personality disorders and without any personal pathology established, these being due to different ability to compensate for pathological personality traits through enhancement of the neuropsychic stability of the individual and development of specific communication skills in the correctional facility environment.
На материале исследования 193 осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, с помощью клинико-динамического, экспериментально-психологического и статистического методов показано, что формирование поведения, соответствующего социальному статусу, является одним из важных аспектов становления адаптации в условиях исправительного учреждения. Проведена сравнительная оценка и установлены различия в адаптационных возможностях осужденных с расстройствами личности и без личностной патологии, обусловленные разной способностью к компенсации патологических личностных черт через повышение нервно-психической устойчивости личности и развитие специфических коммуникативных навыков в социальной среде исправительного учреждения.
Успешность социального функционирования личности в местах лишения свободы определяют ее адаптационные возможности. Личностная патология, представляющая комплекс глубоко укоренившихся, ригидных и дезадаптивных личностных черт, обусловливает снижение социального приспособления и поэтому всегда рассматривается как серьезный фактор, влияющий на успешность достижения целей уголовного наказания - исправление и ресоциализа-цию осужденных. Практическая деятельность в условиях исправительных учреждений требует учета социально-личностных факторов, отражающихся на поведении осужденных. Без изучения адаптации невозможно проводить различия между психопатологическими или социальными факторами, вызывающими опасные действия лиц с психическими расстройствами [2]. Оценка адаптации осужденных с расстройствами личности позволяет прогнозировать динамику психического состояния и применять меры, направленные на превенцию психодезадаптационных нарушений.
Под адаптацией понимаются действия индивида в таком диапазоне социальной среды, который не выявляет патологического радикала личности, требования которой посильны даже при наличии ано-
13
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
мальных компонентов характера [6]. Социальная адаптация представляет собой процесс включения личности в новую социальную ситуацию, в изменившиеся системы межличностных отношений. В процессе адаптации происходит перестройка личности в результате тесного взаимодействия интересов, ценностей, установок индивида с группой. Адаптациогенез в местах лишения свободы связан с перестройкой физиологических структур организма в процессе индивидуального приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, а также с изменением социальных отношений личности осужденного с окружающими, определением социального статуса, роли и поведенческого репертуара.
Социальные условия мест лишения свободы требуют от осужденного с личностными расстройствами способности к компенсации патологических личностных черт в целях соблюдения правил внутреннего распорядка исправительного учреждения (или соблюдения формальных законных требований администрации) и формирования поведения, соответствующего социальному статусу в тюремной среде [7].
Компенсация личностного расстройства, представляющая собой отработанную под влиянием внешней среды способность индивида замещать вредные, мешающие себе и другим характерологические качества полезными или же безразличными, происходит за счет появления новых черт характера, перекрывающих прежние особенности личности. «При компенсации затушевываются проявления патологии, но не устраняются основы патологии», - писал О.В. Кербиков [3]. В данном контексте особую роль играет культура исправительного учреждения, поддерживающая и подкрепляющая требуемые поведенческие паттерны и формирующая новые черты, продиктованные ролью осужденного.
Новые личностные черты и поведенческие особенности проявляются в результате продолжительного и непосредственного контакта с представителями определенной культуры (например, с представителями субкультуры мест лишения свободы). В понимании аккультурации (процесса усвоения культуры) выделяются три теоретических направления. Первое - когнитивное (когнитивный процесс), связанное с восприятием себя и окружающих, обработкой информации о собственной группе и прочих группах [9]. Второе - связанное с анализом поведенческих характеристик в виде научения культурно-специфическим навыкам, которые требуются для того, чтобы найти общий язык с новым культурным окружением. В основу этого подхода положено изучение коммуникативных стилей, законов, обычаев, норм поведения, вербальных и невербальных составляющих, влияющих на эффективность взаимодействия [10, 11]. Третье направление связано с аффективными составляющими усвоения культуры -стрессом и его преодолением. При перемещении в
иную культуру личность претерпевает воздействие различных факторов, вызывающих стресс, для преодоления которого происходит мобилизация адаптационных ресурсов личности [1].
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей адаптации осужденных с расстройствами личности под влиянием социокультуральных факторов мест лишения свободы.
Теоретическая гипотеза исследования опирается на системный подход в изучении адаптационных процессов и предполагает, что социально-психологическая адаптация осужденных с разными типами расстройств личности зависит от индивидуальных клинико-психологических параметров и социально-средовых характеристик, связанных с усвоением личностью культуры исправительного учреждения и формированием социально-адаптивного поведения.
Мы предполагаем, что усвоение культуры исправительного учреждения происходит этапно. Вначале у осужденных возникает психоадаптационное состояние, обусловленное первичной адаптацией к местам лишения свободы. Это - стресс, связанный с массивной аффективной реакцией на факт лишения свободы и типичными психическими состояниями, свойственными осужденным в виде фрустрации, апатии, надежды, обреченности и пр. Параллельно этому включаются когнитивные процессы, вызванные осознанием личностью своего социального статуса, принятием роли, а в дальнейшем - демонстрацией поведения, типичного для представителей соответствующей социальной среды. В личности появляются новые черты, обусловленные предъявляемыми к ней социальными требованиями.
Данные факультативные черты могут перекрывать имеющиеся личностные особенности. Некоторые исследователи описывают феномен «личностной нивелировки» - обезличенности осужденных [5]. Однако это не «обезличенность» в полной мере. Исследователь воспринимает поведение осужденных со стороны, и данный феномен скорее всего отражает специфический социально-психологический эффект «социальной категоризации» или восприятия группы как однородной, через категории «мы-группа», «они-группа». На самом деле в этот период происходит закрепление нового поведенческого репертуара, весьма дифференцированного в зависимости от социальных условий и отношений, в которые вступает личность. Специфика личностного расстройства накладывает свой отпечаток на процесс адаптации. В зависимости от типа расстройства, специфики когнитивных процессов, эмоциональных, этнических особенностей происходит успешная либо негативная адаптация с асоциальным или антисоциальным поведением.
Предложенная нами модель изучения и оценки адаптации осужденных с расстройствами личнос-
14
В.Я. Семке, М.М. Аксенов, А.В. Диденко
ти носит комплексный характер и состоит из трех основных блоков: клинического, социально-психологического и экспериментально-психологического.
Клинический блок включает в себя анализ психического состояния на момент обследования с выделением ведущего синдрома и диагностической категории. Учитываются частота обращений к психиатру и госпитализаций в психиатрический стационар, факторы, провоцирующие возникновение и обострение расстройства, характер суицидальной активности, эпизоды агрессии. Анализируется поведение в адаптивный и дезадаптивный периоды.
Социально-психологические параметры включают в себя следующие характеристики: режим отбывания наказания и его нарушения, социальный статус и его динамику, характеристику внутригруп-повых отношений, внешние контакты осужденного.
Блок экспериментально-психологического исследования включает в себя анализ адаптационных возможностей личности с помощью ряда методик, одной из которых является многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛОА) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [4].
Материал и методы
Для апробации методики и подтверждения гипотезы нами было проведено динамическое исследование 193 осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. При этом были использованы клинико-психопатологический, клинико-катамнестический, экспериментально-психологический и статистический методы исследования.
Из всей группы обследованных клинический диагноз «расстройство личности» по критериям МКБ-10 был установлен 112 осужденным. Диагноз верифицировался при клиническом осмотре врачом-психиатром исправительного учреждения на основе медицинской документации и в процессе отбывания наказания. Структура расстройств личности представлена следующими типами: эмоционально-неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип (64 человека - 57,1%), смешанное расстройство личности, сочетающее эмоционально-неустойчивые и демонстративные черты (28 человек - 25,0%), демонстративное расстройство личности (12 человек - 10,7%), диссоциальное расстройство личности (4 человека - 3,6%), эмоционально-неустойчивое расстройство личности, пограничный тип (4 человека - 3,6%). Другая часть обследованных составила группу сравнения и была представлена осужденными без психических расстройств, отбывающими уголовное наказание в этом же исправительном учреждении, в количестве 81 человека.
Условия проведения исследования требовали соблюдения равных критериев включения в основ-
ную группу и в группу сравнения. Такими критериями отбора явились:
• пол, возраст, национальность, место жительства (все испытуемые мужского пола, в возрастной группе от 25 до 50 лет, славянской национальности, жители города);
• уровень образования (в обеих группах осужденные имели среднее образование);
• повторный характер судимости;
• длительность нахождения в исправительном учреждении (в среднем составила от 1 года до 5 лет), режим отбывания уголовного наказания (строгий режим);
• характер совершенного преступления. В группе осужденных с расстройствами личности насильственные преступления совершили 47 (42%) человек, корыстно-насильственные - 34 (30,3%) человека, корыстные - 24 (21,4%) человека и преступления сексуального характера - 7 (6,2%) человек. Группа сравнения имела незначительные отличия и также была представлена осужденными, совершившими насильственные преступления (33 человека - 41% группы), корыстно-насильственные (22 человека - 26,4% группы), корыстные (20 человек - 25,2% группы), преступления сексуального характера (6 человек - 7,4% группы);
• социальный статус в местах лишения свободы.
Распределение по статусному составу в тюремной
иерархии в основной и сравнительной группах показало преобладание осужденных, относящихся к категории «нейтральной» направленности (45,5-48%) и к «активу» осужденных (26,8-30%) - просоциально ориентированные лица, поддерживающие администрацию исправительного учреждения. Менее представлены осужденные «отрицательной направленности» (10,2-5%) и «пренебрегаемые осужденные» (17,5-17%).
Критериями исключения явились: первичное нахождение в исправительном учреждении, наличие сочетанной (коморбидной) психической патологии органического характера.
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. Содержащиеся в нем шкалы позволяют выявить адаптационные расстройства через диагностику искаженного или недостаточно развитого представления о себе. Опросник состоит из 165 вопросов и имеет шкалы: «достоверность» (Д); «нервно-психическая устойчивость» (НПУ) - уровень поведенческой регуляции и устойчивости; «коммуникативные способности» (КС) - способность к установлению контактов с окружающими; «моральная нормативность» (МН) - оценка
Российский психиатрический журнал № 2, 2009
15
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
своей роли в группе, способность к ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения; «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП) - шкала более высокого уровня. Шкала ЛАП включает в себя шкалы «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативные способности», «моральная нормативность» и дает представление в целом об адаптационных возможностях личности.
Следует отметить, что предложенные авторами методики показатели для оценки нормального уровня адаптации личности существенно отличались от полученных нами результатов. Например, авторами методики предложены параметры «удовлетворительной адаптации», расположенные в пределах 33-50 баллов по шкале ЛАП, а низкий «лич-ностно-адаптивный потенциал» составляет свыше 50 баллов. В нашем же исследовании параметры «удовлетворительной адаптации» осужденных находились в пределах от 50 до 60 баллов по шкале ЛАП, что является отражением особенностей исследуемых лиц и специфики социальной среды.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы 81а11з11сэ 6.0.
Результаты исследования
Обследованы 193 осужденных в течение первых 6 мес отбывания наказания и через 1-3 года нахождения в исправительном учреждении.
На момент прибытия в исправительное учреждение и в течение первого года у осужденных обеих групп диагностировались разнообразные по своему выражению невротические симптомы,
ЛАП
НПУ
КС
I I Группа сравнения
■ Расстройства личности без декомпенсации состояния
■ Расстройства личности с декомпенсацией состояния
Рис. 1. Оценка адаптации осужденных по шкалам многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛОА) в течение первого года отбывания наказания
П р и м е ч а н и я (здесь и на рис. 2): 1. ЛАП - личностно-адаптивный потенциал; НПУ -нервно-психическая устойчивость; КС - коммуникативные способности; МН - моральная нормативность. 2. * - различия статистически достоверны р<0,001; ** - различия статистически недостоверны р>0,1.
описываемые в литературе как «типичные психические состояния осужденных» [8], группируемые в астенический, дистимический и психовегетативный синдромы. Поведение в виде эксплозивных, демонстративных, агрессивных вспышек, эпизодов неподчинения режимным требованиям, а также межличностные конфликты в среде осужденных встречались в обеих группах и расценивались нами как адаптационные характерологические реакции. Эти реакции встречались чаще у осужденных с расстройствами личности с декомпенсацией психического состояния на момент обследования и носили более длительный характер (60 человек -53,6% группы). У осужденных без психических расстройств описанные выше адаптационные реакции были кратковременны. На этом этапе осужденные избирали различные тактики вхождения в среду исправительного учреждения, зависящие от имеющегося социального статуса: поддержки актива и администрации, нейтрального отношения к окружающей обстановке, поиска покровителей, противодействия администрации. Формирование определенной поведенческой стратегии требовало от осужденного осознания своего статуса и роли, что подтверждается данными первичного обследования с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (рис. 1).
По шкалам ЛАП, НПУ и КС отмечаются статистически достоверные различия между двумя группами. Однако при анализе шкалы МН не были выявлены статистически достоверные различия между группой сравнения и группой осужденных с расстройством личности. Данный факт объясняется неоднократностью нахождения в исправительном учреждении, устойчивостью социального статуса и роли, сформированной во время предыдущих эпизодов лишения свободы, использованием привычных способов адаптации за счет имеющегося тюремного опыта. Тем не менее все осужденные с расстройствами личности испытывали трудности вхождения в среду исправительного учреждения в силу неустойчивости в эмоциональной сфере, что в целом отразилось на низких показателях ЛАП.
В динамике отбывания наказания отмечалось формирование типичного поведенческого стереотипа, характерного для представителей определенного социального слоя. Учитывая предыдущий опыт отбывания наказания, каждый осужденный соблюдал жесткие ролевые предписания, придерживался
МН
16
В.Я. Семке, М.М. Аксенов, А.В. Диденко
устойчивой, однозначно интерпретируемой линии поведения, поэтому в течение катамнестического периода изменения в социальном статусе осужденных не обнаруживались.
Появление личностных и поведенческих особенностей, зависимых от социального статуса осужденного, вносило своеобразие в клиническую картину личностной патологии. Особенно ярко это отражалось у представителей «высокостатусных» осужденных - групп «отрицательной» и «нейтральной» направленности. Одним из пусковых факторов декомпенсации состояния осужденного была ключевая психогенно-психотравмирующая ситуация, связанная с необходимостью соблюдения норм и правил поведения «тюремной жизни». Противоречия между законными требованиями администрации и тюремной субкультуры вызывали ответную поведенческую реакцию, направленную на сохранение социального статуса в тюремной среде. Это приводило к нарушению режимных требований и применению штрафных санкций к нарушителям, однако социальный статус в тюремной среде от частого нарушения режимных требований не страдал и даже имел тенденцию к повышению.
Конфликты в среде осужденных локализовались чаще по горизонтали - между представителями одного социального слоя, реже по вертикали -между представителями разных социальных слоев, что подчеркивало важность соблюдения социальных отношений в плане адаптации в исправительном учреждении. Показной рисунок поведения в конфликте, агрессивность, напористость, использование уголовно-тюремного жаргона, мимики, жестов, типичных для представителей определенного социального статуса, затрудняли проведение дифференциальной диагностики между социально-обусловленными ситуативными или психопатическими реакциями. Жесткость в общении и уничижительное, бескомпромиссное отношение к низкостатусным осужденным как часть ролевого поведения маскировала личностную патологию. В данном случае проявления личностной патологии соответствовали предъявляемым социальным требованиям, что было характерно для осужденных с демонстративным и диссоциальным расстройствами личности.
При повторном клиническом обследовании декомпенсация состояния отмечалась нами у 40 (36%) осужденных. Среди проявлений декомпенсации в виде широкого спектра невротической и патохарактерологической симптоматики особое место зани-
мали нарушения социального функционирования личности. Эти проявления выражались в трудностях выстраивания стиля отношений с администрацией исправительного учреждения и с представителями тюремного сообщества, что приводило к нарушениям режима отбывания наказания и соответствующим штрафным санкциям. Имевшийся отрицательный ярлык «нарушителя» еще более осложнял адаптацию такого осужденного с позиции требований администрации. Нарушения «тюремных правил» чаще всего были связаны с ситуативным самоутверждающимся поведением, различными эмоциональными высказываниями в адрес обидчиков, в дальнейшем приводящие к затяжным межличностным конфликтам, разрешаемым только с помощью изоляции и разобщения конфликтующих сторон.
В динамике адаптационные показатели по шкалам «личностно-адаптивный потенциал», «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативные способности» существенно улучшились и статистически достоверно различались у осужденных с декомпенсацией и компенсацией состояния (рис. 2).
Параметр «моральная нормативность» в исследуемых группах также статистически не отличался. Данный факт объясняется тем, что все осужденные, отбывающие наказание, находились в исправительном учреждении неоднократно, их социальный статус и роль четко определены, и в процессе отбывания наказания они старались следовать нормативным предписаниям.
Таким образом, осужденные с расстройствами личности, отбывающие наказание в местах лишения свободы, отличаются более низкими адаптационными возможностями по результатам исследования с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» по сравнению с лицами без психических расстройств. Выражением успеш-
84,6*
ЛАП
НПУ КС МН
I I Группа сравнения
■ Расстройства личности без декомпенсации состояния
■ Расстройства личности с декомпенсацией состояния
Рис. 2. Оценка адаптации осужденных по шкалам многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛОА) в динамике отбывания наказания
* - различия статистически достоверны р<0,001; ** - различия статистически недостоверны р>0,1.
Российский психиатрический журнал № 2, 2009
17
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
ного адаптационного процесса, проходящего у осужденных с расстройствами личности, является появление «фасадных личностных черт», формируемых в процессе принятия культуры исправительного учреждения и специфических форм поведения, обусловленных статусно-ролевыми предписаниями. Принятие статуса и роли осужденного как часть адаптационного процесса протекает независимо от наличия или отсутствия психической патологии, однако различия в адаптации осужденных с расстройствами личности обусловлены способностью к компенсации патологических личностных черт
через повышение нервно-психической устойчивости и развитие специфических коммуникативных навыков. У части осужденных адаптация к исправительным учреждениям достигается за счет соответствия поведенческих проявлений личностной патологии требованиям среды.
Полученные в ходе изучения данные могут стать основой для разработки программ превенции пси-ходезадаптационных нарушений и ресоциализа-ции лиц с психическими расстройствами, поэтому исследования в данном направлении необходимо продолжить.
Литература
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1993. - С. 60-67, 68-71.
2. Дмитриева Т.Б., Иммерман К.Л., Кондратьев Ф.В. Социальный фактор в судебной психиатрии на уровне социально-личностных измерений // Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. - М.: Медицина 2001. - С. 334.
3. Кербиков О.В. Избранные труды. - М., 1971. - 312 с.
4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. - С. 549-558.
5. Обросов И.Ф. Этапность динамики расстройств личности у осужденных в период их пребывания в исправительных колониях // Рос. психиатр. журн. - 2004. - № 3. - С. 41-44.
6. Семке В.Я., Гусев С.И., Снигирева Г.Я. Пенитенциарная психология и психопатология: руководство в двух томах / Под
ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Я. Семке, А.С. Кононца. - М.; Томск; Кемерово, 2007. - Т. 1. - С. 413.
7. Семке В.Я., Диденко А.В., Аксенов М.М. Динамика клинических и социально-психологических параметров адаптации осужденных с расстройствами личности в местах лишения свободы // Сибир. вестн. психиатрии и наркологии. - 2007. - № 4 (47). - С. 98-101.
8. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии: Учебник / Под ред. С.Н. Пономарева. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. -536 с.
9. Tajfel H. Human groups and social categories. - Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
10. Bochner S. Coping with unfamiliar cultures: Adjustment or culture learning? // Aust. J. Psychol. - 1986. - Vol. 38. -P. 347-458.
11. Ward C. (1996). Acculturation // Handbook of Intercultural Training. - 2nd ed. / Eds D. Landis, R. Bhagat. - Thousand Oaks: Sage, 1996. - P. 124-147.
18