АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ИНВАЛИДОВ К УСЛОВИЯМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
ADAPTATION OF DISABLED CONVICTS TO IMPRISONMENT CONDITIONS: STATEMENT OF A PROBLEM
Д.В. Андерсон
D.V. Anderson
Адаптация, приспособление, осужденные к лишению свободы, условия лишения свободы, осужденные инвалиды, исправление, ученые-пенитенциаристы, пенитенциарная педагогика, режим, специфика отбывания наказания.
В статье актуализируется научная проблема адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы, отмечаются ее неразработанность в научной литературе и потребность в ее исследовании для практиков. Рассматриваются контексты понимания термина «адаптация» в различных отраслях науки. Цель статьи заключается в усилении внимания к проблемам исправления осужденных инвалидов. Это обусловлено современной социальной политикой государства, направленной на создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Впервые обосновываются факторы, осложняющие процесс адаптации рассматриваемой категории осужденных к условиям лишения свободы.
Adaptation, accommodation, convicted to imprisonment, imprisonment conditions, disabled convicts, correction, scientists-penitentiarists, penitentiary pedagogy, mode, the specificity of sentencing. The article actualizes the scientific problem of adaptation of disabled convicts to imprisonment conditions, describes its crudity in the scientific literature and the need in studying the problem for experts. The article also considers the contexts of the understanding of the term adaptation in different fields of science. The pu rpose of this article is to focus attention on the problems of disabled convicts. This is caused by the modern social policy of the state aimed at creating an accessible environment for the disabled. For the first time the article substantiates the factors complicating the process of adaptation of the considered category of convicts sentenced to imprisonment.
В переводе с латинского слово «адаптация» означает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. В научной литературе существует множество трактовок этого термина. Изначально данный термин зародился в середине XIX века в биологии, а впоследствии стал широко применяться в медицине, физиологии, психологии, педагогике, социологии, кибернетике. Термин «адаптация» используется при возникновении ситуаций, характеризующихся изменениями в социальной среде. Одна из таких ситуаций возникает, когда человек, совершивший преступление и осужденный судом к лишению свободы, поступает в исправительное учреждение для отбывания наказания [Тюгаева,
2016, с. 92]. Проблему адаптации осужденных к лишению свободы впервые поставили ученые-пенитенциаристы H.A. Стручков и В.Ф. Пирожков IСтручков, Пирожков, 1970]. Правовые и криминологические вопросы данной проблемы освещались в трудах М.И. Коваля [Коваль, 1995]; Г.А. Гадиева [Гадиев, 2005], И.А. Овчаренко (2006), Н.В. Ямалетдиновой [Ямалетдинова, 2006], Б.П. Козаченко [Козаченко, 1991]. С позиции социологии адаптацию осужденных рассматривали В.Н. Казанцев (1983), Т.И. Помыт-кина (2009). К медицинским аспектам процесса адаптации осужденных обращался A.B. Датий (2012). Изучение проблемы адаптации осужденных в психологии во многом связано с именами A.A. Ушатикова (2001), A.B. Наприса (2005),
Г.В. Щербакова [Щербаков, 2002]. В пенитенциарной педагогике проблему адаптации изучали H.A. Тюгаева [Тюгаева, 1976], Ю.А. Алферов (1992), М.И. Кузнецов [Кузнецов, 1996], A.B. Пи-щелко (2003), С.А. Лузгин (2013), но в то же время адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы уделено недостаточное внимание. Об этом свидетельствует отсутствие педагогических исследований по адаптации данной категории осужденных. Тем не менее они необходимы, так как количество осужденных инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, стабильно высокое. По официальной статистике ФСИН России, в 2016 году в исправительных учреждениях отбывали наказание 633,83 тыс. осужденных, в их числе 22,4 тыс. (3,47 %) - осужденные инвалиды [ФСИН России, 2016]. Среди них есть инвалиды с ампутированными конечностями, инвалиды по зрению, слуху, общим и профессиональным заболеваниям. Более половины из них имеют первую или вторую группу инвалидности и испытывают затруднения в бытовом обслуживании, у 2/3 осужденных инвалидов имеются хронические заболевания, или они часто болеют, а каждый одиннадцатый не может обходиться без посторонней помощи.
С целью выявления факторов, препятствующих адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы, были проведены пилотажное анкетирование сотрудников исправительных учреждений и интервьюирование осужденных инвалидов. Анкета и интервью содержали вопросы по следующим разделам: факторы, способствующие и затрудняющие адаптацию осужденных инвалидов к условиям лишения свободы; условия отбывания наказания в исправительном учреждении; медицинское обслуживание; отношение к осужденным инвалидам; воспитательная работа с осужденными инвалидами; отношения осужденных инвалидов с родственниками; тревоги и опасения осужденных инвалидов. Выборку респондентов составили сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными, группы социальной защиты осужденных, психологической лаборатории (всего 20 человек) исправительной колонии № 1
УФСИН России по Тульской области. В опросе также участвовали осужденные инвалиды, отбывающие наказание в виде лишения свободы в этом же учреждении (всего 27 человек, из них 6 - осужденные, являющиеся инвалидами второй группы; 21 - осужденные, являющиеся инвалидами третьей группы).
Проведенное пилотажное исследование показало, что практика нуждается в методических рекомендациях по решению проблем адаптации осужденных инвалидов к условиям отбывания наказания, и в то же время позволило выявить ряд основных факторов, затрудняющих этот процесс, а именно: барьеры в общении; низкий образовательный уровень (нередко отсутствие даже навыков письма и счета); вовлечение в трудовую деятельность; слабая информированность о своих правах; подверженность заболеваниям; утрата социально полезных связей; ограниченность выбора занятий.
Осужденные инвалиды в процессе адаптации к условиям лишения свободы сталкиваются с барьерами в общении. Им весьма трудно адаптироваться, так как отношение к ним преимущественно нейтрально-равнодушное или даже негативное, в неформальной иерархии осужденных они занимают низкие позиции. Таким осужденным сложнее других выстроить взаимоотношения с окружающими и наладить социальные связи. Кроме того, барьеры в общении осужденных инвалидов часто вызваны отсутствием или нарушением речевых функций. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой «замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир». Это вызвано выпадением из коллектива и отрицательными результатами попыток налаживания контактов [Ахпашева, 2011, с. 24].
Осложняет процесс адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы низкий уровень образования. Как гласит п. 2 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут по их желанию получить среднее профессиональное
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
образование. Но практика показывает, что не все осужденные инвалиды могут воспользоваться этим правом, ввиду наличия у них заболеваний, препятствующих обучению.
Адаптацию осужденных инвалидов к условиям лишения свободы затрудняет необязательность вовлечения их в трудовую деятельность, поскольку согласно п. 2 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию.
Анализ обращений осужденных инвалидов в государственные органы и учреждения показывает их слабую информированность о своих правах, что мешает им чувствовать себя защищенными и отстаивать эти права в случае их нарушения.
Отбывание наказания в исправительном учреждении требует физических сил и здоровья, так как среди осужденных распространены социально значимые заболевания - туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция и др. Осужденный инвалид, помимо имеющихся у него нарушений здоровья, чаще, чем другие, подвергается риску приобретения других заболеваний, а при нарушении здоровья с точки зрения физиологии и медицины способность к адаптации снижена.
Осужденные инвалиды, как правило, утрачивают социально полезные связи, поскольку во многих семьях инвалида воспринимают как родственника, не приносящего никакой пользы, «обузу», его изоляция воспринимается родственниками как «избавление», и общение с семьей прекращается. В этом случае нарушается взаимосвязь адаптации и исправления, так как осужденный не стремится корректировать свое поведение ради одобрения семьи и у него не реализуется формирование ответственности не только за себя, но и за близких людей.
Для осужденных инвалидов наиболее значимым является фактор, связанный с ограничением выбора занятий (возможность заниматься хобби, спортом, посещать творческие курсы, культурные и развлекательные мероприятия), так как у них, во-первых, имеется много свободного от работы и учебы времени; во-вторых, есть особые потребности. К примеру, осужденный со
слабым зрением интересуется литературой, а в библиотеке исправительного учреждения сложно найти специальные брайлевские книги.
Таким образом, анализ научных источников показывает, а практика доказывает, что процесс адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы неизбежно подвергается негативному влиянию рассмотренных факторов, а именно: далеко не везде созданы условия для их безбарьерного передвижения и самообслуживания; нередко отсутствует доступная среда для их жизнедеятельности; не всегда осуществляется вовлечение их в учебную и трудовую деятельность; не в полной мере реализуется защита их прав; часто не предоставляется возможность осуществлять полезный досуг. Более того, в пенитенциарной педагогике не проводилось специальных исследований по определению сущности, содержания и специфики адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы. Постановка проблемы адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы тесно связана с другой, не менее значимой социально-педагогической проблемой - взаимосвязь адаптации данной категории осужденных с их исправлением, которая также не подвергалась монографическому исследованию. Поэтому в качестве перспективных направлений исследования по обозначенным научным проблемам выступают: обоснование специфики адаптации осужденных инвалидов к условиям лишения свободы; определение роли педагогической составляющей адаптации в их исправлении; выявление факторов, способствующих их адаптации. Но это уже темы для других статей.
Список сокращений
1. ФСИН - Федеральная служба исполнения наказаний.
Библиографический список
1. Ахпашева И.Б. Жизненное самоопределение молодых людей с инвалидностью по зрению как психолого-педагогическая проблема // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3(17). С. 24.
2. Гадиев Г.А. Правовые и криминологические аспекты социальной адаптации осужденных-инвалидов: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 252 с.
3. Коваль М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: дис.... канд. юрид. наук. Рязань, 1995. 78 с.
4. Козаченко Б.П. Правовое регулирование и организация закрепления результатов исправительно-трудового воздействия после освобождения осужденных из мест лишения свободы: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1991.
5. Кузнецов М.И. Адаптация выпускников вузов МВД РФ пенитенциарного профиля к воспитательной деятельности в колонии: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.
6. Стручков H.A., Пирожков В.Ф. Социальная адаптация осужденных // К новой жизни. 1970. № 3.
7. Тюгаева H.A. Адаптация личности осужденных к условиям отбывания наказания
в исправительном учреждении как психоло-го-педагогическая проблема // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 3.
8. Тюгаева H.A. Адаптация осужденных к учебной деятельности в школе при ИТК как условие их перевоспитания: дис. ... канд. пед. наук. М., 1976. 179 с.
9. ФСИН России: [официальный сайт] // URL: http/wv\w.ism.siVstmcture/inspector/iao/ statistika/Xarka%201ic%20sodergahixsya%20 v%20IK (дата обращения: 16.12.2016).
10. Щербаков Г.В. Мотивационная сфера осужденных молодежного возраста и ее влияние на адаптацию в исправительном учреждении: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2002. 199 с.
11. Ямалетдинова Н.В. Адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в механизме предупреждения преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 271 с.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч < ^
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
Н U
м