Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ СУБЪЕКТИВНЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ПРАКТИКУ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ'

О ВЛИЯНИИ СУБЪЕКТИВНЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ПРАКТИКУ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ВОСПИТАНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДЫ ИСПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Юрий Юрьевич, Моисеев Николай Дмитриевич

В статье, авторы рассмотрели несколько моментов, затрудняющих реализацию принципа объективности изучения осужденного, соблюдение которого позволяет сформировать о нем правильное мнение и способствует принятию правильного педагогического решения воспитателем. В заключении сделан вывод, что отсутствие информации о реальных взглядах осужденного, его мотивациях и установках, а также изначальное предположение об обязательности применения в отношении него положительных мер воспитательного воздействия могут привести начальника отряда к различным ошибкам, которые способствуют в целом формированию у него неверного вывода о возможности применения к осужденному методов исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INFLUENCE OF THE SUBJECTIVE QUALITIES OF THE EDUCATOR ON THE PRACTICE OF WORKING WITH CONVICTS

In the article, the authors considered several points that make it difficult to implement the principle of objectivity of studying a convicted person, compliance with which allows forming a correct opinion about him and contributes to the adoption of the correct pedagogical decision by the educator. In conclusion, it is concluded that the lack of information about the real views of the convict, his motivations and attitudes, as well as the initial assumption about the mandatory application of positive educational measures against him can lead the head of the detachment to various mistakes that contribute to the formation of an incorrect conclusion about the possibility of applying correction methods to the convict.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ СУБЪЕКТИВНЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ПРАКТИКУ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 2(218)

DOI 10.47643/1815-1329_2023_2_106 УДК 349

О ВЛИЯНИИ СУБЪЕКТИВНЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ПРАКТИКУ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ON THE INFLUENCE OF THE SUBJECTIVE QUALITIES OF THE EDUCATOR ON THE PRACTICE OF WORKING WITH CONVICTS ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 119049, Россия, г. Москва, ул. Житная, 14. E-mail: yutish@list.ru;

МОИСЕЕВ Николай Дмитриевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности

Академии права и управления ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: yutish@list.ru;

TISHCHENKO Yuriy Yu.,

Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 14, Zhitnaya str., Moscow, 119049, Russia. E-mail: yutish@list.ru;

MOISEEV Nikolay D.,

Candidate of Law, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Organization of Operational Investigative Activities of the Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: yutish@list.ru

Краткая аннотация. В статье, авторы рассмотрели несколько моментов, затрудняющих реализацию принципа объективности изучения осужденного, соблюдение которого позволяет сформировать о нем правильное мнение и способствует принятию правильного педагогического решения воспитателем. В заключении сделан вывод, что отсутствие информации о реальных взглядах осужденного, его мотивациях и установках, а также изначальное предположение об обязательности применения в отношении него положительных мер воспитательного воздействия могут привести начальника отряда к различным ошибкам, которые способствуют в целом формированию у него неверного вывода о возможности применения к осужденному методов исправления.

Abstract: In the article, the authors considered several points that make it difficult to implement the principle of objectivity of studying a convicted person, compliance with which allows forming a correct opinion about him and contributes to the adoption of the correct pedagogical decision by the educator. In conclusion, it is concluded that the lack of information about the real views of the convict, his motivations and attitudes, as well as the initial assumption about the mandatory application of positive educational measures against him can lead the head of the detachment to various mistakes that contribute to the formation of an incorrect conclusion about the possibility of applying correction methods to the convict.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, профилактика, воспитание, исправление, воспитательный процесс, методы исправления.

Keywords: penal enforcement system, correctional institutions, convicts, prevention, education, correction, educational process, methods of

correction.

Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Моисеев Н.Д. О влиянии субъективных качеств воспитателя на практику работы с осужденными // Аграрное и земельное право. 2023. № 2(218). С. 106-107. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_106.

For citation: Tishchenko Yu. Yu., Moiseev N.D. On the influence of the subjective qualities of the educator on the practice of working with convicts // Agrarian and Land Law. 2023. No. 2(218). pp. 106-107. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_106.

Статья поступила в редакцию: 09.12.2022

На сегодняшний день, представляется достаточно важным установить действующие проблемы взаимосвязи педагогических взглядов, педагогических решений и воспитательных действий сотрудника исправительного учреждения (далее - ИУ). Данное обстоятельство подтверждается тем, что даже самые смелые и правильные педагогические взгляды могут остаться без внимания, поскольку они не нашли соответствующего отражения в психологических характеристиках личности воспитателя, однако, которые непосредственно и ежедневно предопределяют его педагогические действия.

В данной статье мы постараемся ответить на один из проблемных вопросов, касающийся деятельности сотрудников ИУ, обеспечивающих воспитание осужденных, а именно, рассмотреть, что может помешать воспитателю, принять правильное педагогическое решение и самостоятельно его реализовать. Рассматривая данный вопрос руководители и сами практические сотрудники ИУ довольно часто отмечают причины объективного характера, в частности, они выделяют слабую психолого-педагогическую подготовку работников, обеспечивающих процесс перевоспитания осужденных. Однако, как показывает практика, что даже в тех ИУ, где наличие указанных факторов не оказывает значительного влияния на процесс исправления и перевоспитания осужденных, там педагогическая методика не всегда соответствует правильно избранной стратегии.

Следует отметить, что в качестве одной из причин, затрудняющей принятие верных педагогических решений и осложняющей их реализацию, нередко является отсутствие достаточной информации об осужденном или группе осужденных. Мы полагаем, что воспитателям в ИУ приходится работать в условиях отсутствия информации. В числе трудностей также находятся возможности получения, обобщения и систематизации об осужденных, а также не меньшие сложности вызывают процессы осмысления полученных сведений, поскольку осужденные достаточно часто искажают информацию о себе. Достаточно справедливым представляется мнение О.В. Филатовой, И.Ю. Гнездиловой, которые указывают, что в процессе психологической диагностики осужденного выясняется, что представляет собой осужденный как личность, причины его девиант-ного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания [5, с. 474]. По нашему мнению, полученные

Уголовно-правовые науки

сведения позволяют лишь дать первоначальную оценку полученной информации, а дальше необходимо ее осмыслить, проверить и спланировать начальные и последующие мероприятия воспитательного воздействия.

В пенитенциарной педагогике и психологии уже достаточно давно сложилась система принципов, позволяющих обеспечивать изучение личности осужденных, реализация которых является одним из важных условий сбора и осмысления сведений о лицах, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Обратимся к рассмотрению нескольких моментов, затрудняющих реализацию принципа объективности изучения осужденного, соблюдение которого позволяет сформировать о нем правильное мнение и способствует принятию правильного педагогического решения воспитателем. Как отмечают сами практические работники, обеспечивающие воспитательное воздействие на осужденных, возможно, выделить несколько причин, затрудняющих реализацию рассматриваемого принципа. К ним чаще всего относят следующие факторы: неправильный подход к оценке результатов своей работы; притупление бдительности в отношении негативных проявлений осужденных; предвзятое отношение к конкретному осужденному или группе осужденных; излишнее внимание воспитателя и предвзятому отношению осужденного.

Обратим внимание на ситуацию, в которой воспитатель разделяет верные педагогические взгляды и сознательно стремится к объективности. В данном случае возникает ряд субъективных моментов в восприятии и формировании представления об осужденном, которые и выступают в качестве своеобразных стереотипов в осмыслении информации об осужденном. По нашему мнению, одним из таких стереотипов, действующих порой на бессознательном уровне, может являться тенденция к восприятию в осужденном только наиболее выраженных положительных или отрицательных его качеств. Такое восприятие осужденного на первоначальном этапе изучения его личности может объясняться дефицитом информации. Однако в данном случае, воспитатель в ходе своей работы не должен совершать следующие ошибки. Не стоит воспитателю останавливать процесс изучения личности осужденного в связи со своим убеждением о том, что всю основную информацию он уже изучил, а также не нужно делать попытки подкорректировать различные факты, полученные в ходе ежедневной работы под какой-либо определенный шаблон или образ, прежде всего исходя из своего опыта. Мы полагаем, что указанные ошибки воспитательного воздействия на осужденных чаще всего приводят к формированию типичного представления об осужденном. Например, можно дать такую характеристику осужденному: режим содержания не нарушает, нормы выработки выполняет, в связях с отрицательной частью осужденных не замечен, принимает участие в различных мероприятиях, в ходе индивидуальных бесед недовольств не высказывает, держится замкнуто.

Согласитесь, что приведенная выше воспитателем характеристика осужденного содержит в себе множество формальных фраз и может быть отнесена к осужденным отрицательной, нейтральной и положительной направленности одновременно. Полагаем, что подобная установка на формирование у воспитателя представления об осужденном может нести в себе некую опасность, поскольку значительная часть осужденных, относится достаточно настороженно к администрации ИУ, что побуждает их тщательно скрывать свои личностные особенности. Практически каждый осужденный, по меньшей мере, скептически, а иногда и откровенно враждебно относится к лицу, осуществляемому процесс перевоспитания [4, с. 14].

Следует также согласиться с мнением Е.А. Нешпор, которая отмечает, что многие осужденные скрывают свою агрессию и лишь механически выполняют дисциплинарные требования, в силу обстоятельств, которым осужденный должен подчиняться во избежание повторного наказания [2, с. 209].

По нашему мнению, удержаться осужденному от проявления своих отрицательных качеств значительно легче, чем не показывать их, в каких-то мелочах, конфликтных ситуациях, в своем поведении. Однако осужденные могут и прибегать к сокрытию своих положительных качеств, поскольку они считают, что такие личностные особенности, как любовь к родителям, супругам, детям, привязанности к родным, свои желания и интересы, профессиональные знания и навыки, могут быть использованы сотрудниками ИУ против самих осужденных, поскольку они расцениваются воспитателями как найденные слабости, характеризующие личность, через оказание давления на которые можно достичь эффекта воспитательного воздействия.

Изложенные нами соображения приводят нас к выводу о том, что отсутствие информации о реальных взглядах осужденного, его мотивациях и установках, а также изначальное предположение об обязательности применения в отношении него положительных мер воспитательного воздействия могут привести начальника отряда к различным ошибкам. Данные ошибки способствуют в целом формированию у него неверного вывода о возможности применения к осужденному методов убеждения или концентрации усилий на принятие неправильного педагогического решения о применении мер принуждения, поскольку в процессе убеждения воспитатель ориентировался не на систему понятий, которые разделяет осужденный, а на систему понятий, которую он разделяет сам.

Библиография:

1. Джахбаров Ю.А. Правомерное уголовное наказание, как мера восстановления нарушенного права и правопорядка. Бизнес в законе. 2015.- № 3. С. 83-87.

2. Нешпор Е.А. Роль личности воспитателя как координатора процесса перевоспитания осужденного. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2016. № 1. С. 207-213.

3. Сердюк Е.Н. Трудности гуманизации ценностных ориентаций осужденных личностей. Альманах современной науки и образования. 2008. № 10. С. 152-156.

4. Фёдоров А.Ф. Психолого-акмеологические уровни деятельностной продуктивности воспитателей пенитенциарного учреждения : автореф. дисс. канд. псих.

наук. Кострома, 2006. - 24 с.

5. Филатова О.В., Гнездилова И.Ю. Некоторые аспекты профессиональной подготовки кадров для социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях в контексте компетентностного подхода. Ученые записки Орловского государственного университета. № 1. 2011. С. 471 -476.

References:

1. Jakhbarov Yu.A. Lawful criminal punishment as a measure of restoration of violated law and order. Business in law. 2015.- No. 3. pp. 83-87.

2. Neshpor E.A. The role of the educator's personality as a coordinator of the process of re-education of the convict. Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. The series "Law". 2016. No. 1. pp. 207-213.

3. Serdyuk E.N. Difficulties of humanization of value orientations of convicted persons. Almanac of Modern Science and Education. 2008. No. 10. pp. 152-156.

4. Fedorcv A.F. Psychological and acmeological levels of activity productivity of educators of penitentiary institutions : abstract. diss. cand. psycho. sciences'. Kostroma, 2006. 24 p.

5. Filatova O.V., Gnezdilova I.Yu. Some aspects of professional training of personnel for socio-pedagogical work in penitentiary institutions in the context of the competence approach. Scientific notes of the Orel State University. No. 1. 2011. pp. 471 -476.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.