DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_215 УДК 349
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ
TO THE QUESTION OF USING INFORMATION AND PROPAGANDA INFLUENCE ON CONVICTS
ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];
ПАНТЕЛЕЕВ Виктор Александрович,
кандидат юридических наук, доцент,
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры организации режима и надзора юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России.
600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mai l: panteleev.victor2015@yandex. ru;
TISHCHENKO Yuriy Yu.,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected];
PANTELEEV Viktor Alexandrovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation,
Associate Professor of the Department of Regime Organization and Supervision
of the Faculty of Law of the VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia.
600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e.
E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье идет речь о роли информационно-пропагандистского воздействия в системе воспитательной работы с осужденными. Авторами рассмотрены виды информационно-пропагандистского воздействия на осужденных. Авторы полагают, что успешная реализация перечисленных в статье функций средств массовой информации и пропаганды позволяет значительно повысить производственную активность и дисциплину осужденных, целенаправленно воздействовать на формирование среди них положительного психологического климата. В заключении сделан вывод, что, планируя информационно-пропагандистское воздействие в условиях исправительного учреждения, следует учитывать, что его конечный результат будет наибольшим, если сообщение будет иметь точный адресат (знание особенностей аудитории), дойдет до адресата и будет им правильно понято.
Abstract. The article deals with the role of information and propaganda influence in the system of educational work with convicts. The authors consider the types of information and propaganda influence of convicts. The authors believe that the successful implementation of the functions of mass media and propaganda listed in the article can significantly increase the production, social activity and discipline of convicts, purposefully influence the formation of a positive psychological climate among them. In conclusion, it is concluded that when planning an information and propaganda impact in a correctional facility, it should be taken into account that its final result will be greatest if the message has an exact addressee (knowledge of the audience's characteristics), reaches the addressee and is correctly understood by them.
Ключевые слова: исправительные учреждения, осужденные, воспитательное воздействие, пропаганда законопослушного поведения, профилактика, средства воспитательного воздействия, методы воспитательной работы, средства исправления, наглядная агитация, исправление.
Keywords: correctional institutions, convicts, educational impact, propaganda of law-abiding behavior, prevention, means of educational impact, methods of educational work, means of correction, visual agitation, correction.
Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Пантелеев В.А. К вопросу об использовании информационно-пропагандистского воздействия на осужденных// Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 215-217. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_215.
For citation: Tishchenko Yu.Yu., Panteleev V.A. To the question of using information and propaganda influence on convicts // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 215-217. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_215.
Статья поступила в редакцию: 13.11.2022
В исправительных учреждениях (далее - ИУ) задачи воспитательной работы реализуются при помощи значительного арсенала средств и методов информационно-пропагандистского воздействия. Являясь составной и неотъемлемой частью воспитательной работы, воздействие направлено на формирование у осужденных социально-одобряемых свойств, ценностных ориентаций, норм и правил поведения личности, соответствующих политическим, идеологическим, культурным ценностям и требованиям современного общества. В связи с этим повышение эффективности воспитательной работы неразрывно связано с совершенствованием использования средств массовой информации (далее -СМИ) и устной пропаганды в воспитательном процессе с осужденными.
Успешная реализация перечисленных функций СМИ и пропаганды позволяет значительно повысить производственную, общественную активность и дисциплину осужденных, целенаправленно воздействовать на формирование среди них положительного психологического климата. Следует отметить, что в условиях лишения свободы СМИ являются для лиц, отбывающих уголовное наказание, основными каналами, связывающими их с обществом. Посредством массовой информации достигается причастность осужденных к жизни и деятельности общества, обуславливающая в значительной степени процесс ресоциализации осужденных.
В настоящее время ИУ в основном располагают современными и многочисленными средствами информационно-пропагандистского
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 12(216)
воздействия. Они включают практически все виды, источники и каналы массовой, специальной информации и устной пропаганды: газеты, журналы, художественную, научно-популярную, общественную, политическую литературу, радио, телевидение, наглядную агитацию. Кроме того, осужденные охвачены системой обучения основам политических, правовых и экономических знаний, различными формами лекционной пропаганды. Тем самым, в ИУ созданы необходимые условия комплексного идеологического воздействия на различные категории осужденных [4].
Важное место в реализации целей информационно-пропагандистского воздействия занимает радиовещание. Установлено, что степень активности осужденных при восприятии такой информации дифференцируется в зависимости от их общих интересов и информационных потребностей.
Наибольшей популярностью пользуется у осужденных политическая информация, тематические молодежные передачи, литературные радиопостановки. Однако, несмотря на то, что радио является для осужденных одним из ведущих информационных источников, знание ими содержания сообщений, транслируемых по данному каналу, весьма ограничено. Очевидно, такое явление связано с тем, что информация, транслируемая в радиоэфире, перекрывается сведениями, получаемыми осужденными из других источников (газеты, телевидение, устная информация). В психологическом плане наблюдается у осужденных эффект «радиопривыкания», что приводит к нивелировке их информационных интересов и потребностей.
В целях повышения эффективности данного средства информационного воздействия в планы пропагандистской работы, на наш взгляд, целесообразно включать также мероприятия по организационному прослушиванию радиопередач воспитательного характера с последующим их обсуждением. К этой форме деятельности следует привлекать преподавателей школ и учебно-консультативных пунктов, профессиональных училищ, досуговых центров.
В ИУ активно используется телевидение, которое является мощным каналом информационно-пропагандистского воздействия. Помимо непосредственного воспитательного эффекта просмотр телепередач влияет на рост читательских интересов. С помощью телевидения воспитательные отделы получили хорошую возможность более эффективно решать задачи, стоящие перед системой массовой информации и пропаганды в местах лишения свободы.
Телевидение в ИУ базируется на строгом соблюдении известных требований, выполнение которых является обязательным для осужденных и должно постоянно контролироваться сотрудниками ИУ. В первую очередь, это относится к соблюдению временных ограничений показа передач. Просмотр телепередач необходимо планировать на часы, отведенные для проведения культурно-массовой работы. Кроме того, следует шире использовать возможности телевидения при организации и осуществлении учебного процесса при общем и профессиональном обучении [1].
В распоряжении воспитательных аппаратов ИУ имеется комплекс специально ориентированных средств пропагандистского воздействия. К ним относятся, прежде всего, стенная печать, наглядная агитация, многотиражные газеты для осужденных и др. Эти средства информации и пропаганды являются одним из эффективных инструментов воздействия на сознание и поведение лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы. С их помощью проводится целенаправленная, повседневная работа по формированию у осужденных положительной активности в различных сферах деятельности: производственной, учебной, общественной.
Учитывая высокий воспитательный потенциал указанных средств информационного воздействия, материалы, помещенные в стенных газетах, сатирических листах, «молниях» и т.д. должны быть ориентированы на конкретную личность или группу осужденных, отражать сложившуюся обстановку или ситуацию в социальной среде ИУ. Конкретная направленность, избирательность или актуальность информации, оперативная реакция на различные явления в среде осужденных должны являться основными требованиями к содержанию, методике построения и проведения пропагандистских мероприятий. Информационно-пропагандистское воздействие будет тем более результативным, чем в большей мере в материалах радиопередач, стенной печати пойдет речь о конкретных положительных или отрицательных явлениях, группах и отдельных осужденных. В то же время специфика радиовещания, выпуска стенной печати требует нахождения путей оптимального соответствия языкового содержания передачи текста статьи той аудитории, для которой они предназначены. В этой связи, при выпуске и подготовке стенных газет, радиопередач, лекций и бесед необходимо адаптировать их к конкретной аудитории.
Принцип комплексного использования системы массовой и специальной информации включает устную пропаганду и наглядную агитацию. Являясь более дифференцированными средствами пропагандистского воздействия, указанные источники охватывают практически весь массив осужденных. Они избирательно, целенаправленно и непосредственно воздействуют на их сознание и поведение, являются важным источником получения сведений социально-экономического, политического, правового и иного характера [2].
В целях повышения эффективности устного пропагандистского воздействия на различные категории осужденных целесообразно выделить основные требования к его организации. Во-первых - это актуальность, информативная насыщенность и аргументированность выступления. Учет данного обстоятельства особенно важен при проведении занятий с осужденными по основам политических, экономических и правовых знаний, мероприятий, патриотического характера. Во-вторых, четкая пропагандистская направленность информационных сообщений, в основе которых должна лежать аргументированная оценка явлений, фактов и событий социальной действительности. В-третьих, своевременность использования информационно-пропагандистских сообщений.
Другим важным условием результативности пропагандистского выступления является его обоснованная эмоциональная насыщенность. Исходя из этого, при ведении устной пропаганды необходимо шире использовать возможности эмоционального воздействия на аудиторию. Диапазон такого воздействия может основываться на эмоционально-выразительных характеристиках элементов языка устной пропаганды.
Рекомендуется помнить, что только хорошо организованное, последовательное, аргументированное воздействие на осужденных по-
могает им правильно ориентироваться в сложных социально-политических, экономических и других явлениях действительности, служит необходимой основой для формирования у осужденных положительной установки к исправлению.
Функционирование системы устной пропаганды в ИУ тесно связано с наглядной агитацией, специфика которой заключается в отсутствии непосредственной обратной связи с субъектом пропагандистского воздействия. Если основой устной пропаганды является живое слово, то в основе наглядной агитации лежат визуальные средства.
Важной характеристикой наглядной агитации, в значительной степени определяющей конечный результат, является ее четкая направленность, ясность и доходчивость тематической структуры стендов, плакатов и других образцов. В структуру материалов наглядной агитации включается, как правило, общественная, политическая, нравственная, правовая и производственная тематика [5].
Иногда несбалансированность и абстрактность тематической структуры наглядной агитации, локализация ее только в производственной или жилой зонах, а также множественность однотипных средств в равной мере наносит ущерб процессу информационно-пропагандистского воздействия на осужденных. Напротив, конкретность, эмоционально и эстетически убедительная форма, выражающаяся в единстве краткого лаконичного текста и яркого запоминающегося образа, представляют собой основные элементы действенной, полезной и наглядной агитации.
Управление информационно-пропагандистским процессом требует изучения целого ряда социально-психологических, демографических и уголовно-правовых характеристик осужденных, образующих различные типы аудитории массовой информации, выявления закономерностей восприятия ими информационных и пропагандистских сообщений. Различный социальный опыт, неодинаковый уровень образования, возрастные особенности осужденных обуславливают и различное их соотношение к тем или иным средствам и содержанию информационного воздействия, оказывает различное влияние на характер восприятия и усвоения информации. Отсюда становится очевидной особая требовательность к организации и проведению пропагандистского воздействия на различные категории осужденных.
Другим необходимым условием дифференцированного подхода к организации пропагандисткой работы является учет информационных интересов различных групп осужденных, знание особенностей их формирования, структуры и динамики.
Формирование структуры информационных интересов обуславливается, прежде всего, специфическими условиями отбывания уголовного наказания осужденными, сужением возможных видов поведения личности, усилением социального контроля за деятельностью осужденных, недостатками положительных эмоциональных стимулов и иными факторами, вызывающими у лиц, отбывающих наказание, повышенную потребность к получению информации. Существенное влияние на формирование информационных интересов в среде осужденных оказывают неформальные группы, сложившиеся в них ценностные ориентации, нормы и правила поведения [3].
В этой связи, сотрудникам ИУ необходимо знать и учитывать в пропагандисткой деятельности сферу неофициального общения и взаимодействия осужденных, групповые ценности, нормы и правила поведения, лидеров малых групп, актуальные информационные потребности аудитории, сложившийся в ней, так называемый, климат мнений. Располагая подобными сведениями, сотрудники, осуществляющие воспитательную работу, получают хорошую возможность более целенаправленно и эффективно осуществлять информационно-пропагандистскую деятельность в ИУ.
Подводя итог сказанному, стоит отметить, что, планируя информационно-пропагандистское воздействие в условиях ИУ, следует учитывать, что его конечный результат будет наибольшим, если сообщение будет иметь точный адресат (знание особенностей аудитории), дойдет до адресата и будет им правильно понято. Причем, сам факт восприятия информационно-пропагандистских сообщений, их правильное содержательное осмысление осужденными, являются необходимыми связующими звеньями между намерениями, целями субъекта воздействия и вероятными изменениями в сознании и поведении объекта этого воздействия на возвращение их к нормальной жизни после освобождения.
Библиогра фия:
1. Васильева К.К. Опыт воспитательного воздействия на осужденных с целью приведения их к правопослушному поведению // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7-3 (97). С. 19-22.
2. Девонина В.А. К вопросу о формировании системы воспитательной работы с сотрудниками в учреждениях УИС // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 1 (3). С. 64-72.
3. Диденко Е.В. Наглядная агитация как фактор оптимизации психологического сопровождения в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2021. С. 225-232.
4. Мамонько М.М. Произведения литературы и искусства посвященные правовым проблемам, как форма правового воспитания осужденных к лишению свободы // Modem Science. 2021. № 10-1. С. 171-175.
5. Смирнов А.М. Пенитенциарная профилактика совершения осужденными к лишению свободы насильственных посягательств в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы при исполнении ими служебных обязанностей // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 6. С. 164-168.
References:
1. Vasilyeva K.K. The experience of educational influence on convicts in order to bring them to law-abiding behavior // International Scientific Research Journal. 2020. No. 7-3 (97). pp. 19-22.
2. Devonina V.A. On the question of the formation of a system of educational work with employees in the institutions of the penal System // Bulletin of the Tomsk Institute of Advanced Training of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2020. No. 1 (3). pp. 64-72.
3. Didenko E.V. Visual agitation as a factor of optimization of psychological support in correctional institutions // Penal enforcement system: pedagogy, psychology and law. Materials of the All-Russian Scientific and practical Conference. Tomsk, 2021. pp. 225-232.
4. Mamonko M.M. Works of literature and art devoted to legal problems as a form of legal education of those sentenced to imprisonment // Modern Science. 2021. No. 10-1. pp. 171-175.
5. Smirnov A.M. Penitentiary prevention of violent encroachments committed by persons sentenced to imprisonment against employees of the penal enforcement system in the performance of their official duties // Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 6. pp. 164-168.