Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ПРИЗНАКОВ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ'

АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ПРИЗНАКОВ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / СРЕДСТВА / БЮДЖЕТ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна

Каждый исторический этап развития нашего государства обусловлен преодолением кризисных ситуаций в экономическом развитии, связан с решением накапливающихся проблем и противоречий, сталкивается с недостаточно эффективной платформой бюджетно-финансовых отношений, возникающих в процессе становления и формирования сильного и независимого государства. Решение многих проблем и задач, поставленных перед государством, находится в прямой зависимости от эффективности экономической политики, бюджетной платформы и способов управления государственными финансами. В данном исследовании проведен комплексный уголовно-правовой анализ норм законодательства предусматривающих ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, рассмотрены проблемы формирования законодательной конструкции состава, трудности, возникающие при квалификации признаков преступного деяния, а также предложены некоторые поправки к норме законодательства, способствующие повышению эффективности ее охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CRIMINAL-LEGAL SIGNS MISUSE OF BUDGETARY FUNDS AND FUNDS OF STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS

Each historical stage of the development of our state is conditioned by overcoming crisis situations in economic development, is associated with solving accumulating problems and contradictions, encountering an insufficiently effective platform of budgetary and financial relations arising in the process of formation and formation of a strong and independent state. The solution of many problems and tasks assigned to the state is directly dependent on the effectiveness of economic policy, budget platform and methods of public finance management. In this study, a comprehensive criminal law analysis of the norms of legislation providing for liability for misuse of budgetary funds was carried out, the problems of forming the legislative structure of the composition, difficulties arising in the qualification of signs of a criminal act were considered, and some amendments to the norm of legislation were proposed to improve the effectiveness of its protection.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ПРИЗНАКОВ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_215 УДК 349

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

TO THE QUESTION OF USING INFORMATION AND PROPAGANDA INFLUENCE ON CONVICTS

ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];

ПАНТЕЛЕЕВ Виктор Александрович,

кандидат юридических наук, доцент,

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры организации режима и надзора юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mai l: panteleev.victor2015@yandex. ru;

TISHCHENKO Yuriy Yu.,

Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected];

PANTELEEV Viktor Alexandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation,

Associate Professor of the Department of Regime Organization and Supervision

of the Faculty of Law of the VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia.

600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e.

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. В статье идет речь о роли информационно-пропагандистского воздействия в системе воспитательной работы с осужденными. Авторами рассмотрены виды информационно-пропагандистского воздействия на осужденных. Авторы полагают, что успешная реализация перечисленных в статье функций средств массовой информации и пропаганды позволяет значительно повысить производственную активность и дисциплину осужденных, целенаправленно воздействовать на формирование среди них положительного психологического климата. В заключении сделан вывод, что, планируя информационно-пропагандистское воздействие в условиях исправительного учреждения, следует учитывать, что его конечный результат будет наибольшим, если сообщение будет иметь точный адресат (знание особенностей аудитории), дойдет до адресата и будет им правильно понято.

Abstract. The article deals with the role of information and propaganda influence in the system of educational work with convicts. The authors consider the types of information and propaganda influence of convicts. The authors believe that the successful implementation of the functions of mass media and propaganda listed in the article can significantly increase the production, social activity and discipline of convicts, purposefully influence the formation of a positive psychological climate among them. In conclusion, it is concluded that when planning an information and propaganda impact in a correctional facility, it should be taken into account that its final result will be greatest if the message has an exact addressee (knowledge of the audience's characteristics), reaches the addressee and is correctly understood by them.

Ключевые слова: исправительные учреждения, осужденные, воспитательное воздействие, пропаганда законопослушного поведения, профилактика, средства воспитательного воздействия, методы воспитательной работы, средства исправления, наглядная агитация, исправление.

Keywords: correctional institutions, convicts, educational impact, propaganda of law-abiding behavior, prevention, means of educational impact, methods of educational work, means of correction, visual agitation, correction.

Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Пантелеев В.А. К вопросу об использовании информационно-пропагандистского воздействия на осужденных// Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 215-217. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_215.

For citation: Tishchenko Yu.Yu., Panteleev V.A. To the question of using information and propaganda influence on convicts // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 215-217. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_215.

Статья поступила в редакцию: 13.11.2022

В исправительных учреждениях (далее - ИУ) задачи воспитательной работы реализуются при помощи значительного арсенала средств и методов информационно-пропагандистского воздействия. Являясь составной и неотъемлемой частью воспитательной работы, воздействие направлено на формирование у осужденных социально-одобряемых свойств, ценностных ориентаций, норм и правил поведения личности, соответствующих политическим, идеологическим, культурным ценностям и требованиям современного общества. В связи с этим повышение эффективности воспитательной работы неразрывно связано с совершенствованием использования средств массовой информации (далее -СМИ) и устной пропаганды в воспитательном процессе с осужденными.

Успешная реализация перечисленных функций СМИ и пропаганды позволяет значительно повысить производственную, общественную активность и дисциплину осужденных, целенаправленно воздействовать на формирование среди них положительного психологического климата. Следует отметить, что в условиях лишения свободы СМИ являются для лиц, отбывающих уголовное наказание, основными каналами, связывающими их с обществом. Посредством массовой информации достигается причастность осужденных к жизни и деятельности общества, обуславливающая в значительной степени процесс ресоциализации осужденных.

В настоящее время ИУ в основном располагают современными и многочисленными средствами информационно-пропагандистского

воздействия. Они включают практически все виды, источники и каналы массовой, специальной информации и устной пропаганды: газеты, журналы, художественную, научно-популярную, общественную, политическую литературу, радио, телевидение, наглядную агитацию. Кроме того, осужденные охвачены системой обучения основам политических, правовых и экономических знаний, различными формами лекционной пропаганды. Тем самым, в ИУ созданы необходимые условия комплексного идеологического воздействия на различные категории осужденных [4].

Важное место в реализации целей информационно-пропагандистского воздействия занимает радиовещание. Установлено, что степень активности осужденных при восприятии такой информации дифференцируется в зависимости от их общих интересов и информационных потребностей.

Наибольшей популярностью пользуется у осужденных политическая информация, тематические молодежные передачи, литературные радиопостановки. Однако, несмотря на то, что радио является для осужденных одним из ведущих информационных источников, знание ими содержания сообщений, транслируемых по данному каналу, весьма ограничено. Очевидно, такое явление связано с тем, что информация, транслируемая в радиоэфире, перекрывается сведениями, получаемыми осужденными из других источников (газеты, телевидение, устная информация). В психологическом плане наблюдается у осужденных эффект «радиопривыкания», что приводит к нивелировке их информационных интересов и потребностей.

В целях повышения эффективности данного средства информационного воздействия в планы пропагандистской работы, на наш взгляд, целесообразно включать также мероприятия по организационному прослушиванию радиопередач воспитательного характера с последующим их обсуждением. К этой форме деятельности следует привлекать преподавателей школ и учебно-консультативных пунктов, профессиональных училищ, досуговых центров.

В ИУ активно используется телевидение, которое является мощным каналом информационно-пропагандистского воздействия. Помимо непосредственного воспитательного эффекта просмотр телепередач влияет на рост читательских интересов. С помощью телевидения воспитательные отделы получили хорошую возможность более эффективно решать задачи, стоящие перед системой массовой информации и пропаганды в местах лишения свободы.

Телевидение в ИУ базируется на строгом соблюдении известных требований, выполнение которых является обязательным для осужденных и должно постоянно контролироваться сотрудниками ИУ. В первую очередь, это относится к соблюдению временных ограничений показа передач. Просмотр телепередач необходимо планировать на часы, отведенные для проведения культурно-массовой работы. Кроме того, следует шире использовать возможности телевидения при организации и осуществлении учебного процесса при общем и профессиональном обучении [1].

В распоряжении воспитательных аппаратов ИУ имеется комплекс специально ориентированных средств пропагандистского воздействия. К ним относятся, прежде всего, стенная печать, наглядная агитация, многотиражные газеты для осужденных и др. Эти средства информации и пропаганды являются одним из эффективных инструментов воздействия на сознание и поведение лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы. С их помощью проводится целенаправленная, повседневная работа по формированию у осужденных положительной активности в различных сферах деятельности: производственной, учебной, общественной.

Учитывая высокий воспитательный потенциал указанных средств информационного воздействия, материалы, помещенные в стенных газетах, сатирических листах, «молниях» и т.д. должны быть ориентированы на конкретную личность или группу осужденных, отражать сложившуюся обстановку или ситуацию в социальной среде ИУ. Конкретная направленность, избирательность или актуальность информации, оперативная реакция на различные явления в среде осужденных должны являться основными требованиями к содержанию, методике построения и проведения пропагандистских мероприятий. Информационно-пропагандистское воздействие будет тем более результативным, чем в большей мере в материалах радиопередач, стенной печати пойдет речь о конкретных положительных или отрицательных явлениях, группах и отдельных осужденных. В то же время специфика радиовещания, выпуска стенной печати требует нахождения путей оптимального соответствия языкового содержания передачи текста статьи той аудитории, для которой они предназначены. В этой связи, при выпуске и подготовке стенных газет, радиопередач, лекций и бесед необходимо адаптировать их к конкретной аудитории.

Принцип комплексного использования системы массовой и специальной информации включает устную пропаганду и наглядную агитацию. Являясь более дифференцированными средствами пропагандистского воздействия, указанные источники охватывают практически весь массив осужденных. Они избирательно, целенаправленно и непосредственно воздействуют на их сознание и поведение, являются важным источником получения сведений социально-экономического, политического, правового и иного характера [2].

В целях повышения эффективности устного пропагандистского воздействия на различные категории осужденных целесообразно выделить основные требования к его организации. Во-первых - это актуальность, информативная насыщенность и аргументированность выступления. Учет данного обстоятельства особенно важен при проведении занятий с осужденными по основам политических, экономических и правовых знаний, мероприятий, патриотического характера. Во-вторых, четкая пропагандистская направленность информационных сообщений, в основе которых должна лежать аргументированная оценка явлений, фактов и событий социальной действительности. В-третьих, своевременность использования информационно-пропагандистских сообщений.

Другим важным условием результативности пропагандистского выступления является его обоснованная эмоциональная насыщенность. Исходя из этого, при ведении устной пропаганды необходимо шире использовать возможности эмоционального воздействия на аудиторию. Диапазон такого воздействия может основываться на эмоционально-выразительных характеристиках элементов языка устной пропаганды.

Рекомендуется помнить, что только хорошо организованное, последовательное, аргументированное воздействие на осужденных по-

могает им правильно ориентироваться в сложных социально-политических, экономических и других явлениях действительности, служит необходимой основой для формирования у осужденных положительной установки к исправлению.

Функционирование системы устной пропаганды в ИУ тесно связано с наглядной агитацией, специфика которой заключается в отсутствии непосредственной обратной связи с субъектом пропагандистского воздействия. Если основой устной пропаганды является живое слово, то в основе наглядной агитации лежат визуальные средства.

Важной характеристикой наглядной агитации, в значительной степени определяющей конечный результат, является ее четкая направленность, ясность и доходчивость тематической структуры стендов, плакатов и других образцов. В структуру материалов наглядной агитации включается, как правило, общественная, политическая, нравственная, правовая и производственная тематика [5].

Иногда несбалансированность и абстрактность тематической структуры наглядной агитации, локализация ее только в производственной или жилой зонах, а также множественность однотипных средств в равной мере наносит ущерб процессу информационно-пропагандистского воздействия на осужденных. Напротив, конкретность, эмоционально и эстетически убедительная форма, выражающаяся в единстве краткого лаконичного текста и яркого запоминающегося образа, представляют собой основные элементы действенной, полезной и наглядной агитации.

Управление информационно-пропагандистским процессом требует изучения целого ряда социально-психологических, демографических и уголовно-правовых характеристик осужденных, образующих различные типы аудитории массовой информации, выявления закономерностей восприятия ими информационных и пропагандистских сообщений. Различный социальный опыт, неодинаковый уровень образования, возрастные особенности осужденных обуславливают и различное их соотношение к тем или иным средствам и содержанию информационного воздействия, оказывает различное влияние на характер восприятия и усвоения информации. Отсюда становится очевидной особая требовательность к организации и проведению пропагандистского воздействия на различные категории осужденных.

Другим необходимым условием дифференцированного подхода к организации пропагандисткой работы является учет информационных интересов различных групп осужденных, знание особенностей их формирования, структуры и динамики.

Формирование структуры информационных интересов обуславливается, прежде всего, специфическими условиями отбывания уголовного наказания осужденными, сужением возможных видов поведения личности, усилением социального контроля за деятельностью осужденных, недостатками положительных эмоциональных стимулов и иными факторами, вызывающими у лиц, отбывающих наказание, повышенную потребность к получению информации. Существенное влияние на формирование информационных интересов в среде осужденных оказывают неформальные группы, сложившиеся в них ценностные ориентации, нормы и правила поведения [3].

В этой связи, сотрудникам ИУ необходимо знать и учитывать в пропагандисткой деятельности сферу неофициального общения и взаимодействия осужденных, групповые ценности, нормы и правила поведения, лидеров малых групп, актуальные информационные потребности аудитории, сложившийся в ней, так называемый, климат мнений. Располагая подобными сведениями, сотрудники, осуществляющие воспитательную работу, получают хорошую возможность более целенаправленно и эффективно осуществлять информационно-пропагандистскую деятельность в ИУ.

Подводя итог сказанному, стоит отметить, что, планируя информационно-пропагандистское воздействие в условиях ИУ, следует учитывать, что его конечный результат будет наибольшим, если сообщение будет иметь точный адресат (знание особенностей аудитории), дойдет до адресата и будет им правильно понято. Причем, сам факт восприятия информационно-пропагандистских сообщений, их правильное содержательное осмысление осужденными, являются необходимыми связующими звеньями между намерениями, целями субъекта воздействия и вероятными изменениями в сознании и поведении объекта этого воздействия на возвращение их к нормальной жизни после освобождения.

Библиогра фия:

1. Васильева К.К. Опыт воспитательного воздействия на осужденных с целью приведения их к правопослушному поведению // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7-3 (97). С. 19-22.

2. Девонина В.А. К вопросу о формировании системы воспитательной работы с сотрудниками в учреждениях УИС // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 1 (3). С. 64-72.

3. Диденко Е.В. Наглядная агитация как фактор оптимизации психологического сопровождения в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2021. С. 225-232.

4. Мамонько М.М. Произведения литературы и искусства посвященные правовым проблемам, как форма правового воспитания осужденных к лишению свободы // Modem Science. 2021. № 10-1. С. 171-175.

5. Смирнов А.М. Пенитенциарная профилактика совершения осужденными к лишению свободы насильственных посягательств в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы при исполнении ими служебных обязанностей // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 6. С. 164-168.

References:

1. Vasilyeva K.K. The experience of educational influence on convicts in order to bring them to law-abiding behavior // International Scientific Research Journal. 2020. No. 7-3 (97). pp. 19-22.

2. Devonina V.A. On the question of the formation of a system of educational work with employees in the institutions of the penal System // Bulletin of the Tomsk Institute of Advanced Training of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2020. No. 1 (3). pp. 64-72.

3. Didenko E.V. Visual agitation as a factor of optimization of psychological support in correctional institutions // Penal enforcement system: pedagogy, psychology and law. Materials of the All-Russian Scientific and practical Conference. Tomsk, 2021. pp. 225-232.

4. Mamonko M.M. Works of literature and art devoted to legal problems as a form of legal education of those sentenced to imprisonment // Modern Science. 2021. No. 10-1. pp. 171-175.

5. Smirnov A.M. Penitentiary prevention of violent encroachments committed by persons sentenced to imprisonment against employees of the penal enforcement system in the performance of their official duties // Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 6. pp. 164-168.

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_218 УДК 343; 343.9

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВА НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ DETECTION AND INVESTIGATION OF INTERNET FRAUD AT THE INITIAL STAGE

ГРИГОРЬЕВА Ачена Егоровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право и процесс» юридического факультета, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, 49. E-mail: [email protected];

GRIGORIEVA Achena Egorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, North-Eastern Federal University, Faculty of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure. 677027, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Lermontov str., 49. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье исследован первоначальный этап расследования интернет-мошенничеств. Рассмотрен перечень сведений, составляющих исходную информацию об акте мошенничества; проанализированы типичные следственные ситуации, складывающиеся в ходе предварительной проверки по сообщению о мошенничестве, выделен и представлен круг рекомендуемых мероприятий и следственных действий на данном этапе расследования.

Abstract: The article explores the initial stage of the investigation of Internet fraud. The list of information constituting the initial information about the act of fraud is considered; typical investigative situations that develop during a preliminary check on a fraud report are analyzed and, on their basis, a range of initial investigative actions at this stage of the investigation is identified.

Ключевые слова: интернет-мошенничество; возбуждение уголовного дела по интернет-мошенничеству; предварительная проверка сообщения о мошенничестве в сети интернет; типичная следственная ситуация по делам об интернет-мошенничестве; следственные действия по делам об интернет-мошенничестве.

Keywords: Internet fraud; initiation of a criminal case on Internet fraud; preliminary check of the message about fraud on the Internet; a typical investigative situation in cases of Internet fraud; investigative actions in cases of Internet fraud.

Для цитирования: Григорьева А.Е. Выявление и расследование интернет-мошенничества на первоначальном этапе // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 218-219. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_218.

For citation: Grigorieva A.E. Detection and investigation of Internet fraud at the initial stage // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 218-219. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_218.

Статья поступила в редакцию: 15.11.2022

Повсеместное и стремительное развитие информационных технологий, их широкое внедрение в повседневную жизнь повысили уровень доверия к ним у населения. Высокая востребованность предоставляемых услуг с использованием современных технологий, а также недостаточное осуществление защиты конфиденциальной информации и информационной безопасности в целом, обусловили значительное распространение преступлений, реализуемых с их использованием. Среди таких преступных деяний мошенничество занимает серьезный сегмент, демонстрируя в последнее время рост как количественных, так и качественных показателей.

С 2017 года отмечался неуклонный рост количества таких преступлений. К примеру, в отдельных регионах России в 2019 году каждое десятое преступление относилось к мошенничеству и практически половина из них осуществлялось с использованием информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на то, что по итогам шести месяцев 2022 года статистические данные впервые свидетельствуют о снижении на 8,2% таких преступлений (249 тысяч), их количество по-прежнему остается высоким [1]. Негативные последствия таких деяний огромны и невосполнимы. Так, сумма ущерба от действий телефонных и интернет-мошенников по данным социологических опросов и исследований превысила 150 миллиардов рублей в 2021 г. Хотя данные о размерах ущерба в результате таких хищений в разных источниках порой не совпадают, но остаются весьма высокими. Например, согласно данным МВД России, где учет осуществляется по фактическому количеству зарегистрированных преступлений, за 2021 год ущерб от телефонных и интернет-мошенников составил 45 миллиардов рублей [2].

Выявление и возбуждение уголовных дел об интернет-мошенничестве имеет ряд особенностей и отличен от аналогичного процесса по преступлениям общеуголовной направленности. При этом также требуется проведение проверочных мероприятий, которые предшествуют принятию решения в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ.

Наиболее часто исходной информацией для возбуждения таких уголовных дел являются:

1. Заявление от потерпевшего или его представителя о совершённых мошеннических действиях в сети интернет.

Чаще в правоохранительные органы обращаются физические лица, а не представители юридических лиц. Связано это с тем, что крупные коммерческие компании и структурные подразделения не заинтересованы репутационно в передаче информации о кибератаках и предпринимают попытки исправить ситуацию при помощи собственной службы безопасности. В результате данные преступления остаются латентными.

2. Информация получена оперативным путем в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Сегодня сетевое информационное пространство играет важнейшее значение для осуществления информационно-поисковой деятельности. На первоначальном этапе расследования необходимо установление планового и непрерывного взаимодействия со специалистами популярных социальных сетей, включая провайдеров. Это позволяет сотрудникам, осуществляющим выявление и раскрытие данных преступных деяний, получать важную информацию о сетях, клиентах и степени их активности. В органах внутренних дел раскрытием преступлений в сфере распространения компьютерной информации занимается подразделение «К». Главным направлением работы Управления «К» МВД России и

подразделений по российским регионам становится выявление и своевременное пресечение неправомерного доступа к компьютерной информации. Также это постоянная борьба с изготовлением, последующим распространением и применением разнообразных вредоносных программ.

Подразделения «К» с применением специальных технических средств обеспечивают перехват открытой информации, которая передаётся преступниками по каналам связи. Специальная техника позволяет получить данные с подтверждением факта мошенничества. При этом выявляются объекты, которые в дальнейшем при необходимости приобщаются к делу как вещественные доказательства. Выполняется установка сетевого адреса, с которого преступник выходит в сеть, затем устанавливается его личность и используемые электронные счета, а также определяется другая важная информация, на основе которой принимается решение о возбуждении уголовного дела.

На основе проверки сообщения о мошенничестве и опроса потенциальных потерпевших, выявляются способы совершения, признаки и осуществляется предварительная квалификация преступного деяния.

Примерно в 95% случаев выявление осуществляется до момента обнаружения преступления и начала проверки поступившего сообщения о нём. В дальнейшем это может стать полноценным уголовным делом. Более 75% поводов для возбуждения уголовного дела имеют связь именно с обнаружением оказываемого преступного воздействия на информацию.

Таким образом, возбуждение уголовного дела предполагает собой тщательную проверку достоверности информации о совершенном преступлении, а также обнаружению его признаков, достаточных для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Можно выделить три этапа начальной стадии расследования: 1. Оценка поступившей информации об интернет-мошенничестве; 2. Проверка поданных заявлений и полученных сообщений; 3. Принятие и оформление решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования обобщенно выглядят так:

1. Мошенник обнаружен, успешно задержан и признаёт свою вину.

Складывающаяся ситуация является самой благоприятной и программа выполняемых действий направляется на закрепление доказательств, подтверждающих вину подозреваемого. Для этого выполняются следующие действия: допрос потерпевшего; допрос подозреваемого; обязательный осмотр места происшествия; осмотр компьютерной и иной используемой техники (мобильных устройств), предметов или документов; допрос свидетелей и предъявление им предметов для опознания; обыски по месту жительства или работы; назначение разных видов экспертиз, среди которых самой важной считается компьютерно-техническая.

Во многих случаях преступления совершает группа лиц по предварительному сговору или организованная преступная группа. В этом случае могут быть известными все или некоторые участники, а также совершённые ранее криминальные эпизоды.

2. Мошенники прикрывают свои преступные действия под гражданско-правовой сделкой.

В этой ситуации после проведения допроса потерпевшего лица, обязательной проверке подвергается документооборот организации, куда были направлены похищенные деньги. При этом уточняется наличие лицензии и документов с подтверждением легальности осуществления деятельности. Затем проводится допрос представителей этой организации. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся для определения сайта-клона и того лица, которое его зарегистрировало. Своевременно используемые сведения позволяют обнаружить мошенника, после чего выполняется осмотр места происшествия и использованной для преступного деяния техники, изучаются поддельные документы, допрашиваются подозреваемый и свидетели, а также назначаются экспертизы.

3. Мошенник неизвестен и не задержан.

В этой ситуации начинается взаимодействие с сотрудниками специального подразделения «К». Работа проводится со специалистами и операторами связи, что позволяет выявить владельца мошеннического сайта и уточнить обстоятельства, имеющие значение для доказывания вины подозреваемого.

Описанные ситуации носят условный характер и трансформируются в зависимости от механизма совершения конкретного акта интернет-мошенничества; имеющейся исходной информации на момент возбуждения уголовного дела, а также данных, собранных оперативниками.

Эффективность расследования таких преступлений всецело зависит от грамотных действий следователя и взаимодействия с оперативными сотрудниками специального отдела «К». В процессе расследования так же принимают участие эксперты и криминалисты, специалисты в области современных IT технологий.

Важную роль для эффективного расследования интернет- мошенничества играет повышение уровня компетентности, специализации и расширение штата специализированных подразделений. В прошлом 2021 году МВД России приняло решение о создании в своей структуре специальных подразделений для противодействия преступлениям, совершаемых с использованием информационных технологий. Для профилактики таких преступлений привлекаются средства массовой информации, заинтересованные ведомства и организации, а также разрабатываются просветительные мероприятия, с помощью которых граждане информируются о новых используемых способах мошенничества.

Библиогра фия:

1. Роза Алмакунова. Быль и убыль: число преступлений с использованием ИТ упало впервые за 5 лет // Известия. 1 августа 2022. [Электронный ресурс] / URL: https://iz.ru/1371417/ (Дата обращения: 12.11.2022).

2. Мошенничество в сети: судебная практика и ключевые аспекты: Исследования RTM Group // [Электронный ресурс]. URL: https://rtmtech.ru/research/online-fraud-research/ (Дата обращения: 12.11.2022).

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Rosa Almakunova. The past and the decline: the number of crimes using OT fell for the first time in 5 years // News. August 1, 2022. [Electronic resource] / URL: https://iz.ru/1371417 / (Date of request: 12.11.2022).

2. Fraud on the web: judicial practice and key aspects: RTM Group research // [Electronic resource]. URL: https://rtmtech.ru/research/online-fraud-research / (Date of request: 12.11.2022).

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_220

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ LEGAL POLICY IN THE FIELD OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

БАРЫШНИКОВ Юрий Владимирович,

магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: [email protected];

ЦЕДРИК Валерий Артурович,

магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: [email protected];

КАЛАШНИКОВ Сергей Сергеевич,

магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: [email protected];

BARYSHNIKOV Yuriy Vladimirovich,

magister student of the 1st course of the Far Eastern Federal 690922, Russian Federation, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: [email protected];

TSEDRIK Valeriy Arturovich,

magister student of the 1st course of the Far Eastern Federal 690922, Russian Federation, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: [email protected];

KALASHNIKOV Sergey Sergeevich,

magister student of the 1st course of the Far Eastern Federal 690922, Russian Federation, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Оперативно-розыскная политика является разновидностью государственной политики. Она заключается в определении назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности, разработке и реализации стратегии и тактики ее осуществления уполномоченными государственными органами в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством

Abstract: Operational-investigative policy is a kind of state policy. It consists in determining the purpose and content of operational investigative activities, developing and implementing strategies and tactics for its implementation by authorized state bodies in order to protect the life, health, rights and freedoms of man and citizen, property, ensuring the security of society and the state from criminal encroachments and for other purposes provided for by law

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, уголовный процесс, правовая политика

Keywords: operational investigative activity, criminal procedure, legal policy

Для цитирования: Барышников Ю.В., Цедрик В.А., Калашников С.С. Правовая политика в сфере оперативно-розыскной деятельности // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 220-222. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_220.

For citation: Baryshnikov Yu. V., Tsedrik V.A., Kalashnikov S.S. Legal policy in the field of operational investigative activities // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 220-222. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_220.

Статья поступила в редакцию: 21.11.2022

Оперативно-розыскная деятельность может быть рассмотрена в двух правовых аспектах: как деятельность государства, задачи которой установлены в ст. 2 Закона об ОРД1, и как система оперативно-розыскных мероприятий (далее также - ОРМ), предусмотренных Законом об ОРД, и проводимых уполномоченными органами государственной власти РФ.

Оперативно-розыскная политика определяется на основе существующих в обществе, прежде всего, в профессиональном сообществе на этапах исторического развития идей, взглядов и представлений о содержании оперативно-розыскной деятельности, ее целях, задачах, принципах, основных направлениях (приоритетах), а также применяемых при ее осуществлении средствах, формах, мероприятиях и методах.

В нашей работе мы попытаемся рассмотреть доктринально-правовой, формально-юридический и практический уровни оперативно-розыскной политики.

1. Доктринально-правовой уровень:

Базисные положения оперативно-розыскной политики закрепляются в нормативных правовых актах и таким образом определяют границы применения оперативно-розыскных мер для защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством.

На доктринально-правовом уровне необходимо рассмотреть Указ Президента РФ от 02.07.2021 года №400, которые устанавливает общие положения государственной политики в сфере государственной, общественной безопасности (а также в других сферах) и обороны страны2.

1 "Об оперативно-розыскной деятельности": федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 01.04.2022) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2021).

2 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 г. N 400. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).

University.

University.

University.

Согласно Указу, деструктивные силы за рубежом и внутри страны предпринимают попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной сфере.

Государство возлагает на правоохранительную систему обязанность по защите государства от внутренних и внешних угроз, среди которых преступность, деятельность иностранных разведывательных организаций и др.

Одной из важнейших целей российского государства является обеспечение национальной безопасности, в том числе обеспечение безопасности граждан, общества, государства от криминальных посягательств. Деятельность государства по достижению этой цели посредством применения оперативно-розыскных мер и составляет основную суть оперативно-розыскной политики.

Обеспечение государственной и общественной безопасности, а также борьба преступностью - прерогатива органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом12.08.1995 №144-ФЗ «Об ОРД» (далее - Закон об ОРД)

К таким органам, согласно ст. 13 Закона об ОРД, которые наделены полномочиями в сфере ОРД, относятся органы внутренних дел, органы безопасности (ФСБ), орган в области гос. охраны (ФСО), таможенные органы (ФТС), органы внешней разведки (СВР), органы исполнения наказания (ФСИН) и оперативное подразделение органа внешней разведки Министерство обороны (Главное Управление Генерального штаба Министерства обороны).

Вышеуказанные органы государственной власти в сфере ОРД реализуют свои полномочия в виде проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), предусмотренных ст. 6 Закона об ОРД.

Необходимо заметить, что доктринально-правовые положения оперативно-розыскной политики формируются Президентом Российской Федерации в силу его полномочий в сфере обеспечения безопасности, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

2. Текущее законодательство

Закон об ОРД является фундаментальным актом в части правового регулирования ОРД, однако необходимо отметить Федеральные законы о каждом органе государственной власти в сфере ОРД (к примеру, Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" и др.), а также Уголовно-процессуальный кодекс РФ1, регулирующий порядок использования результатов ОРД в уголовном процессе (использование для принятия решения о возбуждении уголовного дела, использование при проведении следственных и судебных действий2, введение в уголовный процесс результатов ОРД и доказывание по уголовным делам).

Основным вопросом, возникающим в юридической науке, проблема соотношения места результатов ОРД в системе доказательств3.

В целях более полного понимания разницы между сведениями, полученными уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным путями, необходимо кратко выделить ключевые отличия между ОРД и уголовным процессом, начиная с задачи ОРД и назначения уголовного процесса.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет, что доказательства — это любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ также устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности - сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Из данных положений исходит, что сведения, полученные оперативно-розыскным путем, впоследствии могут стать доказательствами, и, в случае возможности, на основе таких сведений установить наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, с соблюдением установленного УПК РФ порядка4.

Исходя из положений ст. 2 Закона об ОРД задачами являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и т.д., тогда как назначением уголовного процесса является уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).

Как мы можем видеть, задачи ОРД и назначение уголовного процесса немного различны5, хотя и есть сходство. Задача ОРД представляет собой осведомленность о фактах и обстоятельствах преступления, а тогда как назначение уголовного процесса - установить эти факты для объективной оценки6.

Однако, с нашей точки зрения, требование ст. 89 УПК о запрете «использования в доказывании результатов оперативно-розыскной

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).

Костюков А.В. Понятие «Судебное действие» в уголовном судопроизводстве России // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 1. С. 164.

3 Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / З.Л. Шхагапсоев. Краснодар: КрУ МВД России, 2016 . С. 320.

4 Мальцев В.В. Отличие оперативного эксперимента от следственного и экспертного экспериментов. Закон и право. №5.2018 С.142.

5 Гирько С.И. О соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности // Закон и право. 2019. № 2. С. 129.

6 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М.: Юридическая литература, 1991. С. 104.

деятельности если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ», может сделать вывод о том, что есть теоретическая возможность рассматривать результаты ОРД в виде доказательств в будущем, а именно путем изменения перечня доказательств, установленного ст. 74 УПК РФ.

Логично предположить, что если результат ОРД может быть использован в доказывании при условии соответствия требованиям УПК, предъявляемым к доказательствам, то фактически результат ОРД и есть доказательство.

Начало данной проблемы - вид уголовного процесса, который выбрала Россия. Существует две системы уголовного процесса с точки зрения формирования доказательств - американская и французская1.

Американская система оставляет за полномочиями уполномоченного сотрудника (в США нет системы следствия, дознания, следствие ведет сотрудник полиции либо агент, а также иное уполномоченное лицо) сбор сведений и предметов, которые можно использовать в уголовном процессе. Вопросами формирования доказательств из указанных выше сведений и предметов занимается непосредственно суд. Доказательства формируются в суде в борьбе обвинения и стороны защиты.

Французская система имеет досудебную стадию в виде следствия (аналогично российскому), но не выделяют таких правовых явлений как ОРД, и доказательства формируются следователем (другим уполномоченным лицом на проведение расследования) и суд не занимается вопросами проверки доказательств.

Российская система имеет следующую модель: следователь (дознаватель) формирует доказательства путем собирания таких доказательств, производит проверку доказательств. Далее уголовное дело после утверждения, к примеру, обвинительного заключения, передается в суд для рассмотрения по существу, где производится еще одна проверка доказательств. Российская система уголовного процесса - некий гибрид американской и французской системы. На практике это привело к бюрократизации расследования уголовных дел и рассмотрения в суде.

Библиогра фия:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Текст: электронный.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (в ред. от 28.06.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс». Текст: электронный.

3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 г. N 400. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

4. Костюков, А.В. Понятие «Судебное действие» в уголовном судопроизводстве России / А.В. Костюков // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 1. C.

164-167.

5. Мальцев, В.В. Отличие оперативного эксперимента от следственного и экспертного экспериментов / В.В. Мальцев // Закон и право. 2018. № 5. C. 141 -145.

6. Шхагапсоев, З.Л. Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие / З.Л. Шхагапсоев. Краснодар: КрУ МВД России, 2016. 375 с.

7. Бедняков, Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений: монография / Д.И. Бедняков. Москва : Юридическая литература, 1991. 205

с.

8. Гирько, С.И. О соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности / С.И. Гирько // Закон и право. 2019. № 2. C. 127-132.

References:

1. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation: feder. Law No. 174-FZ of 18.12.2001 (as amended. dated 21.11.2022) [Electronic resource]. Access from the SPS "ConsultantPlus". Text: electronic.

2. On operational investigative activities: feder. Law No. 144-FZ of 12.08.1995 (as amended. from 06/28/2022) [Electronic resource]. Access from the SPS "Consultant-Plus". Text: electronic.

3. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 N 400. - Access from the SPS "ConsultantPlus". - Text: electronic.

4. Kostyukov, A.V. The concept of "Judicial action" in criminal proceedings in Russia / A.V. Kostyukov // Bulletin of the Udmurt University. 2014. No. 1. C. 164-167.

5. Maltsev, V.V. The difference between an operational experiment and investigative and expert experiments / V.V. Maltsev // Law and Law. 2018. № 5. C. 141-145.

6. Shkhagapsoev, Z.L. Fundamentals of operational investigative activity of internal affairs bodies: textbook for cadets and students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, employees of internal affairs bodies of the Russian Federation: textbook. manual / Z.L. Shkhagapsoev. Krasnodar: KrU of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 375 p.

7. Bednyakov, D.I. Non-procedural information and investigation of crimes: monograph / D.I. Bednyakov. Moscow : Legal Literature, 1991. 205 p.

8. Girko, S.I. On the correlation of criminal procedural and operational investigative activities / S.I. Girko // Law and Law. 2019. № 2. C. 127-132.

1 Оперативно-розыскная деятельность: 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Горяинова К.К.: Инфра-М, 2004. С. 105.

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_223

УДК 378.6:343.83

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ В АНГЛИИ FEATURES OF THE PROBATION SERVICE IN ENGLAND

ПОЛОСУХИНА Оксана Валентиновна,

доцент кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: [email protected];

Polosukhina Oksana Valentinovna,

Associate Professor of the Department of Penal Enforcement Law Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье рассматриваются история возникновения и особенности деятельности службы пробации в Англии. Уделяется внимание видам и содержанию досудебного и судебного докладов сотрудников службы пробации. В статье выделяются основные функции сотрудников службы и элементы системы пробации.

Abstract: the article discusses the history of the emergence and features of the activities of the probation service in England. Attention is paid to the types and content of pre-trial and judicial reports of probation officers. The article highlights the main functions of the service staff and elements of the probation system.

Ключевые слова: пробация; досудебный и судебный доклады; нарушение условий; поднадзорные; взаимодействие; наказание; закон; приказ; поведение; суд.

Keywords: probation; pre-trial and judicial reports; violation of conditions; supervised; interaction; punishment; law; order; behaviour; court.

Для цитирования: Полосухина О.В. Особенности деятельности службы пробации в Англии // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 223-225. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_223.

For citation: Polosukhina O.V. Features of the probation service in England // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 223-225. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_223.

Статья поступила в редакцию: 10.11.2022

В Англии институт пробации появился в 1887 году, когда был принят закон «Об испытании впервые осужденных». Благодаря изданным позднее нормативным актам («Об испытании преступников» 1907 года, «Правила о пробации» 1965 года, «Закон о полномочиях уголовных судов» 1973 года, «Закон об уголовной юстиции» 1991 года), этот институт в английском уголовном праве сформировался остаточно полно [1].

В 1876 году печатник Фредерик Райнер пожертвовал местному суду пять шиллингов (около двухсот долларов в пересчете на сегодняшние деньги), чтобы помочь в работе с преступниками-алкоголиками. Далее двое прогрессивных судей признали проблему, на которую обратил их внимание Райнер: правонарушители все время кочевали со скамьи подсудимых в тюрьму и обратно без каких-либо признаков изменения своего поведения [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судьи согласились, что назрела необходимость что-то изменить. Без каких-либо юридических санкций, не спрашивая одобрения Парламента, они «творчески» подошли к решению проблемы: стали выносить приговоры с отсрочкой на определенное время, в течение которого волонтер мог вмешаться в судьбу правонарушителя и помочь ему прервать порочный круг преступного образа жизни. С точки зрения суда ситуация была беспроигрышной: если осужденный в результате совершал меньше правонарушений или вовсе прекращал их совершать, выигрывали все; если отмечалось обратное явление, судья оставлял за собой право наказать преступника. Смелость заключалась в самом риске проявления инициативы, ведь гораздо проще было бы продолжать работать в прежнем русле, и никто бы не возражал. В этом эксперименте приходилось учитывать, что человек может сорваться и совершить новое преступление до вынесения окончательного приговора, но при этом судьи настаивали, что все же стоит попробовать.

Со временем волонтеров стало больше, а увидев хорошие результаты, к эксперименту подключились другие суды, и новый подход получил свое развитие, несмотря на некоторое сопротивление. Четыре года спустя в службе было уже восемь штатных сотрудников (их должность называлась «миссионер полицейского суда»), которые имели полномочия направлять правонарушителей на время отсрочки приговора в приюты для бездомных, если у них не было своего жилья. Через тридцать лет количество миссионеров увеличилось до 124 мужчин и 19 женщин. В 1907 году был принят «Закон о пробации» в отношении правонарушителей. Этот закон лег в основу работы современной Службы пробации Великобритании, которая продолжает вести работу с правонарушителями вот уже второе столетие [1].

В начале функционирования службы сотрудник пробации должен был «давать советы, помогать и дружески относиться» к своему подопечному». Эта причудливая формулировка оставалась одним из основных элементов работы службы пробации вплоть до 1970-х годов.

Суд полагал, что правонарушитель нуждается в помощи и руководстве. Социальные работники часто становились сотрудниками Службы пробации, оказывающей поднадзорным поддержку во многих сферах жизни. В функции сотрудников входили оставление докладов и надзор за осужденными во время испытательного cрока, в тюрьме и после освобождения из мест заключения по условно-досрочному приговору.

Что собой представляют доклады для суда в Англии. Суды ревностно охраняют свою роль в вынесении приговоров: суд всегда является последней инстанцией, которая определяет надлежащее наказание за совершение любого правонарушения. Однако, вскоре после создания Службы миссионеров при судах стало очевидным, что в этот период, когда сотрудники службы плотно работают с правонарушителями, судьи вправе требовать от них отчета о том, как идут дела у поднадзорных до вынесения окончательного приговора и после назначения испытательного срока.

В 1920-е годы отчетность была формально закреплена в новом документе под названием «Доклад о досудебном расследовании».

Сейчас он называется «досудебный доклад».

Форма досудебных докладов может варьироваться, но они всегда содержат в себе основную информацию о поднадзорном (наличие работы, финансовая ситуация, семейные обстоятельства, социальные связи, данные о физическом и психическом здоровье, отношение к совершенному правонарушению, предыдущие правонарушения, оценка рисков). Со временем судьи начали просить составителей докладов включать в них новый, очень важный элемент - рекомендации по назначению наказания. Поначалу такое требование оказалось спорным, но в настоящее время рекомендации являются неотъемлемой частью досудебного доклада. Этому есть простое и понятное объяснение, судьи выносят приговор и задача досудебных докладов - помочь судье получить информацию, необходимую для вынесения приговора, а также предложить ряд наказаний либо одно наказание на основе профессиональной оценки того, насколько они могут быть эффективными в каждом конкретном случае. Досудебные доклады никогда не должны брать на себя роль защиты или обвинения.

Готовя рекомендации по мерам наказания, сотрудник Службы пробации всегда обсуждает свои предложения с правонарушителем и другими службами, которые могут быть привлечены к работе с поднадзорным (например, наркологическим центром). Все предлагаемые меры воздействия должны быть согласованы с правонарушителем.

В сегодняшней судебной практике судьи и сотрудники Службы пробации Англии работают во взаимодействии; они проводят регулярные совещания для выработки направлений работы и решения административных вопросов. Такой союз непросто создать, но на практике, если получается это сделать, то в результате суд получает более широкий спектр альтернативных санкций (некоторые суд, возможно, и не рассмотрел бы без участия Службы пробации) и возможность применить более гибкие и адресные меры при вынесении приговоров. Здесь следует подчеркнуть, что целью при выработке санкций является не смягчение наказания из соображений доброго отношения к подсудимому, а достижение наибольшей эффективности путем снижении уровня преступности и рисков для общества. Такая модель правосудия позволяет уйти от набившей оскомину дилеммы «либо мы наказываем преступников, либо им помогаем». Вместо этого суд может вынести приговор, который в комплексе будет включать в себя как элементы наказания, так и элементы поддержки (например, ограничение по нахождению дома в ночное время, штраф, испытательный срок под надзором службы пробации, общественные работы, обязанность регулярно сдавать анализы на наличие наркотиков в организме и т. п.), которые будут связаны с проблемами правонарушителя и с необходимостью защиты тех, кто потенциально может пострадать от его действий. За последние 20 лет модель «давать советы, помогать и дружески относиться к поднадзорному» трансформировалась в задачу более надежной защиты общества на основе оценки рисков. При этом коррекция поведения правонарушителей остается одним из основных элементов работы в системе пробации.

Рассмотрим деятельность сотрудников Службы пробации Англии в суде. Сотрудников пробации часто «внедряют» в другие ведомства. Например, в большинстве тюрем есть свое отделение пробации, которое занимается работой с заключенными, помогает устанавливать и укреплять контакты с их семьями (для тех, у кого они есть), связывается с административными органами и службами по месту жительства заключенного в период подготовки его к освобождению. В судах, роль сотрудников пробации довольно четко определена, они помогают суду.

Основные функции сотрудников пробации при судах таковы: следить за тем, чтобы все доклады были вовремя доставлены судьям (обычно за один день до заседания); следить за тем, чтобы все запросы суда о докладах пробации и других служб были зарегистрированы и высланы в соответствующие инстанции; вести переговоры с местными отделениями пробации и другими ведомствами и организациями, от которых суду потребуются какие-либо сведения; проводить опросы подсудимых, содержащихся под стражей, на предмет выявления рисков причинения ими вреда себе или персоналу следственного изолятора и с целью информирования родственников об их местонахождении.

В большинстве судов больше не существует психологических преград во взаимодействии судей и сотрудников службы пробации. Их совместная работа допускает неформальный тон общения в обсуждении как конкретных дел, так и общих вопросов работы суда.

В последнее время в Великобритании судьи говорят о том, что их дела не заканчиваются вынесением приговора. Они запрашивают доклады о выполнении осужденными условий приговора, что в свою очередь укрепляет значимость пробации в период испытательного срока. И для сотрудника Службы пробации, и для поднадзорного перспектива быть вызванным в суд по поводу успехов или отсутствия прогресса в исполнении приговора может послужить сильной мотивацией к действию.

Вопрос о том, как часто должны предоставляться доклады, находится на усмотрении суда. Как правило, промежуточные доклады готовятся раз в три месяца, а по окончании исполнения приговора составляется заключительный доклад. Такой порядок побуждает сотрудников пробации внимательно наблюдать за поднадзорными и добиваться поставленных задач; в то же время судья имеет обратную связь, получая информацию о том, какое воздействие на осужденного оказывает вынесенный им приговор, есть ли какой -то прогресс или нет. Информирование суда о том, как ведется работа с осужденными, является жизненно необходимым компонентом системы исполнения наказаний; в Великобритании этой проблеме уделяется большое внимание. Процедура реагирования на нарушения условий приговора - еще один существенный элемент системы пробации. Без этого она лишилась бы смысла в глазах осужденных и судей.

За последние двадцать лет Службе пробации Англии удалось добиться от поднадзорных ясного понимания того, какие обязанности возлагаются на них судом и какие санкции немедленно последуют, если эти обязанности не будут выполняться. В случае нарушения условий приговора в соответствии со строго установленными сроками поднадзорный получает письменные предупреждения, после чего составляется внеочередной доклад суду. Нарушение условий пробации, как правило, влечет за собой приговор к отбытию реального срока наказания. Однако если есть смягчающие обстоятельства, сотрудник пробации может попросить суд принять во внимание эти особые обстоятельства и ходатайствовать о продлении срока пробации (возможно, с наложением дополнительных обязанностей, ограничений или штрафа).

В случаях, когда в работе с поднадзорным удается достичь существенного прогресса, сотрудник пробации может просить суд о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.