DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_215 УДК 349
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ
TO THE QUESTION OF USING INFORMATION AND PROPAGANDA INFLUENCE ON CONVICTS
ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];
ПАНТЕЛЕЕВ Виктор Александрович,
кандидат юридических наук, доцент,
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры организации режима и надзора юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России.
600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mai l: panteleev.victor2015@yandex. ru;
TISHCHENKO Yuriy Yu.,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected];
PANTELEEV Viktor Alexandrovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation,
Associate Professor of the Department of Regime Organization and Supervision
of the Faculty of Law of the VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia.
600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e.
E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье идет речь о роли информационно-пропагандистского воздействия в системе воспитательной работы с осужденными. Авторами рассмотрены виды информационно-пропагандистского воздействия на осужденных. Авторы полагают, что успешная реализация перечисленных в статье функций средств массовой информации и пропаганды позволяет значительно повысить производственную активность и дисциплину осужденных, целенаправленно воздействовать на формирование среди них положительного психологического климата. В заключении сделан вывод, что, планируя информационно-пропагандистское воздействие в условиях исправительного учреждения, следует учитывать, что его конечный результат будет наибольшим, если сообщение будет иметь точный адресат (знание особенностей аудитории), дойдет до адресата и будет им правильно понято.
Abstract. The article deals with the role of information and propaganda influence in the system of educational work with convicts. The authors consider the types of information and propaganda influence of convicts. The authors believe that the successful implementation of the functions of mass media and propaganda listed in the article can significantly increase the production, social activity and discipline of convicts, purposefully influence the formation of a positive psychological climate among them. In conclusion, it is concluded that when planning an information and propaganda impact in a correctional facility, it should be taken into account that its final result will be greatest if the message has an exact addressee (knowledge of the audience's characteristics), reaches the addressee and is correctly understood by them.
Ключевые слова: исправительные учреждения, осужденные, воспитательное воздействие, пропаганда законопослушного поведения, профилактика, средства воспитательного воздействия, методы воспитательной работы, средства исправления, наглядная агитация, исправление.
Keywords: correctional institutions, convicts, educational impact, propaganda of law-abiding behavior, prevention, means of educational impact, methods of educational work, means of correction, visual agitation, correction.
Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Пантелеев В.А. К вопросу об использовании информационно-пропагандистского воздействия на осужденных// Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 215-217. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_215.
For citation: Tishchenko Yu.Yu., Panteleev V.A. To the question of using information and propaganda influence on convicts // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 215-217. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_215.
Статья поступила в редакцию: 13.11.2022
В исправительных учреждениях (далее - ИУ) задачи воспитательной работы реализуются при помощи значительного арсенала средств и методов информационно-пропагандистского воздействия. Являясь составной и неотъемлемой частью воспитательной работы, воздействие направлено на формирование у осужденных социально-одобряемых свойств, ценностных ориентаций, норм и правил поведения личности, соответствующих политическим, идеологическим, культурным ценностям и требованиям современного общества. В связи с этим повышение эффективности воспитательной работы неразрывно связано с совершенствованием использования средств массовой информации (далее -СМИ) и устной пропаганды в воспитательном процессе с осужденными.
Успешная реализация перечисленных функций СМИ и пропаганды позволяет значительно повысить производственную, общественную активность и дисциплину осужденных, целенаправленно воздействовать на формирование среди них положительного психологического климата. Следует отметить, что в условиях лишения свободы СМИ являются для лиц, отбывающих уголовное наказание, основными каналами, связывающими их с обществом. Посредством массовой информации достигается причастность осужденных к жизни и деятельности общества, обуславливающая в значительной степени процесс ресоциализации осужденных.
В настоящее время ИУ в основном располагают современными и многочисленными средствами информационно-пропагандистского
воздействия. Они включают практически все виды, источники и каналы массовой, специальной информации и устной пропаганды: газеты, журналы, художественную, научно-популярную, общественную, политическую литературу, радио, телевидение, наглядную агитацию. Кроме того, осужденные охвачены системой обучения основам политических, правовых и экономических знаний, различными формами лекционной пропаганды. Тем самым, в ИУ созданы необходимые условия комплексного идеологического воздействия на различные категории осужденных [4].
Важное место в реализации целей информационно-пропагандистского воздействия занимает радиовещание. Установлено, что степень активности осужденных при восприятии такой информации дифференцируется в зависимости от их общих интересов и информационных потребностей.
Наибольшей популярностью пользуется у осужденных политическая информация, тематические молодежные передачи, литературные радиопостановки. Однако, несмотря на то, что радио является для осужденных одним из ведущих информационных источников, знание ими содержания сообщений, транслируемых по данному каналу, весьма ограничено. Очевидно, такое явление связано с тем, что информация, транслируемая в радиоэфире, перекрывается сведениями, получаемыми осужденными из других источников (газеты, телевидение, устная информация). В психологическом плане наблюдается у осужденных эффект «радиопривыкания», что приводит к нивелировке их информационных интересов и потребностей.
В целях повышения эффективности данного средства информационного воздействия в планы пропагандистской работы, на наш взгляд, целесообразно включать также мероприятия по организационному прослушиванию радиопередач воспитательного характера с последующим их обсуждением. К этой форме деятельности следует привлекать преподавателей школ и учебно-консультативных пунктов, профессиональных училищ, досуговых центров.
В ИУ активно используется телевидение, которое является мощным каналом информационно-пропагандистского воздействия. Помимо непосредственного воспитательного эффекта просмотр телепередач влияет на рост читательских интересов. С помощью телевидения воспитательные отделы получили хорошую возможность более эффективно решать задачи, стоящие перед системой массовой информации и пропаганды в местах лишения свободы.
Телевидение в ИУ базируется на строгом соблюдении известных требований, выполнение которых является обязательным для осужденных и должно постоянно контролироваться сотрудниками ИУ. В первую очередь, это относится к соблюдению временных ограничений показа передач. Просмотр телепередач необходимо планировать на часы, отведенные для проведения культурно-массовой работы. Кроме того, следует шире использовать возможности телевидения при организации и осуществлении учебного процесса при общем и профессиональном обучении [1].
В распоряжении воспитательных аппаратов ИУ имеется комплекс специально ориентированных средств пропагандистского воздействия. К ним относятся, прежде всего, стенная печать, наглядная агитация, многотиражные газеты для осужденных и др. Эти средства информации и пропаганды являются одним из эффективных инструментов воздействия на сознание и поведение лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы. С их помощью проводится целенаправленная, повседневная работа по формированию у осужденных положительной активности в различных сферах деятельности: производственной, учебной, общественной.
Учитывая высокий воспитательный потенциал указанных средств информационного воздействия, материалы, помещенные в стенных газетах, сатирических листах, «молниях» и т.д. должны быть ориентированы на конкретную личность или группу осужденных, отражать сложившуюся обстановку или ситуацию в социальной среде ИУ. Конкретная направленность, избирательность или актуальность информации, оперативная реакция на различные явления в среде осужденных должны являться основными требованиями к содержанию, методике построения и проведения пропагандистских мероприятий. Информационно-пропагандистское воздействие будет тем более результативным, чем в большей мере в материалах радиопередач, стенной печати пойдет речь о конкретных положительных или отрицательных явлениях, группах и отдельных осужденных. В то же время специфика радиовещания, выпуска стенной печати требует нахождения путей оптимального соответствия языкового содержания передачи текста статьи той аудитории, для которой они предназначены. В этой связи, при выпуске и подготовке стенных газет, радиопередач, лекций и бесед необходимо адаптировать их к конкретной аудитории.
Принцип комплексного использования системы массовой и специальной информации включает устную пропаганду и наглядную агитацию. Являясь более дифференцированными средствами пропагандистского воздействия, указанные источники охватывают практически весь массив осужденных. Они избирательно, целенаправленно и непосредственно воздействуют на их сознание и поведение, являются важным источником получения сведений социально-экономического, политического, правового и иного характера [2].
В целях повышения эффективности устного пропагандистского воздействия на различные категории осужденных целесообразно выделить основные требования к его организации. Во-первых - это актуальность, информативная насыщенность и аргументированность выступления. Учет данного обстоятельства особенно важен при проведении занятий с осужденными по основам политических, экономических и правовых знаний, мероприятий, патриотического характера. Во-вторых, четкая пропагандистская направленность информационных сообщений, в основе которых должна лежать аргументированная оценка явлений, фактов и событий социальной действительности. В-третьих, своевременность использования информационно-пропагандистских сообщений.
Другим важным условием результативности пропагандистского выступления является его обоснованная эмоциональная насыщенность. Исходя из этого, при ведении устной пропаганды необходимо шире использовать возможности эмоционального воздействия на аудиторию. Диапазон такого воздействия может основываться на эмоционально-выразительных характеристиках элементов языка устной пропаганды.
Рекомендуется помнить, что только хорошо организованное, последовательное, аргументированное воздействие на осужденных по-
могает им правильно ориентироваться в сложных социально-политических, экономических и других явлениях действительности, служит необходимой основой для формирования у осужденных положительной установки к исправлению.
Функционирование системы устной пропаганды в ИУ тесно связано с наглядной агитацией, специфика которой заключается в отсутствии непосредственной обратной связи с субъектом пропагандистского воздействия. Если основой устной пропаганды является живое слово, то в основе наглядной агитации лежат визуальные средства.
Важной характеристикой наглядной агитации, в значительной степени определяющей конечный результат, является ее четкая направленность, ясность и доходчивость тематической структуры стендов, плакатов и других образцов. В структуру материалов наглядной агитации включается, как правило, общественная, политическая, нравственная, правовая и производственная тематика [5].
Иногда несбалансированность и абстрактность тематической структуры наглядной агитации, локализация ее только в производственной или жилой зонах, а также множественность однотипных средств в равной мере наносит ущерб процессу информационно-пропагандистского воздействия на осужденных. Напротив, конкретность, эмоционально и эстетически убедительная форма, выражающаяся в единстве краткого лаконичного текста и яркого запоминающегося образа, представляют собой основные элементы действенной, полезной и наглядной агитации.
Управление информационно-пропагандистским процессом требует изучения целого ряда социально-психологических, демографических и уголовно-правовых характеристик осужденных, образующих различные типы аудитории массовой информации, выявления закономерностей восприятия ими информационных и пропагандистских сообщений. Различный социальный опыт, неодинаковый уровень образования, возрастные особенности осужденных обуславливают и различное их соотношение к тем или иным средствам и содержанию информационного воздействия, оказывает различное влияние на характер восприятия и усвоения информации. Отсюда становится очевидной особая требовательность к организации и проведению пропагандистского воздействия на различные категории осужденных.
Другим необходимым условием дифференцированного подхода к организации пропагандисткой работы является учет информационных интересов различных групп осужденных, знание особенностей их формирования, структуры и динамики.
Формирование структуры информационных интересов обуславливается, прежде всего, специфическими условиями отбывания уголовного наказания осужденными, сужением возможных видов поведения личности, усилением социального контроля за деятельностью осужденных, недостатками положительных эмоциональных стимулов и иными факторами, вызывающими у лиц, отбывающих наказание, повышенную потребность к получению информации. Существенное влияние на формирование информационных интересов в среде осужденных оказывают неформальные группы, сложившиеся в них ценностные ориентации, нормы и правила поведения [3].
В этой связи, сотрудникам ИУ необходимо знать и учитывать в пропагандисткой деятельности сферу неофициального общения и взаимодействия осужденных, групповые ценности, нормы и правила поведения, лидеров малых групп, актуальные информационные потребности аудитории, сложившийся в ней, так называемый, климат мнений. Располагая подобными сведениями, сотрудники, осуществляющие воспитательную работу, получают хорошую возможность более целенаправленно и эффективно осуществлять информационно-пропагандистскую деятельность в ИУ.
Подводя итог сказанному, стоит отметить, что, планируя информационно-пропагандистское воздействие в условиях ИУ, следует учитывать, что его конечный результат будет наибольшим, если сообщение будет иметь точный адресат (знание особенностей аудитории), дойдет до адресата и будет им правильно понято. Причем, сам факт восприятия информационно-пропагандистских сообщений, их правильное содержательное осмысление осужденными, являются необходимыми связующими звеньями между намерениями, целями субъекта воздействия и вероятными изменениями в сознании и поведении объекта этого воздействия на возвращение их к нормальной жизни после освобождения.
Библиогра фия:
1. Васильева К.К. Опыт воспитательного воздействия на осужденных с целью приведения их к правопослушному поведению // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7-3 (97). С. 19-22.
2. Девонина В.А. К вопросу о формировании системы воспитательной работы с сотрудниками в учреждениях УИС // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 1 (3). С. 64-72.
3. Диденко Е.В. Наглядная агитация как фактор оптимизации психологического сопровождения в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2021. С. 225-232.
4. Мамонько М.М. Произведения литературы и искусства посвященные правовым проблемам, как форма правового воспитания осужденных к лишению свободы // Modem Science. 2021. № 10-1. С. 171-175.
5. Смирнов А.М. Пенитенциарная профилактика совершения осужденными к лишению свободы насильственных посягательств в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы при исполнении ими служебных обязанностей // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 6. С. 164-168.
References:
1. Vasilyeva K.K. The experience of educational influence on convicts in order to bring them to law-abiding behavior // International Scientific Research Journal. 2020. No. 7-3 (97). pp. 19-22.
2. Devonina V.A. On the question of the formation of a system of educational work with employees in the institutions of the penal System // Bulletin of the Tomsk Institute of Advanced Training of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2020. No. 1 (3). pp. 64-72.
3. Didenko E.V. Visual agitation as a factor of optimization of psychological support in correctional institutions // Penal enforcement system: pedagogy, psychology and law. Materials of the All-Russian Scientific and practical Conference. Tomsk, 2021. pp. 225-232.
4. Mamonko M.M. Works of literature and art devoted to legal problems as a form of legal education of those sentenced to imprisonment // Modern Science. 2021. No. 10-1. pp. 171-175.
5. Smirnov A.M. Penitentiary prevention of violent encroachments committed by persons sentenced to imprisonment against employees of the penal enforcement system in the performance of their official duties // Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 6. pp. 164-168.
DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_218 УДК 343; 343.9
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВА НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ DETECTION AND INVESTIGATION OF INTERNET FRAUD AT THE INITIAL STAGE
ГРИГОРЬЕВА Ачена Егоровна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право и процесс» юридического факультета, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, 49. E-mail: [email protected];
GRIGORIEVA Achena Egorovna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, North-Eastern Federal University, Faculty of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure. 677027, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Lermontov str., 49. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье исследован первоначальный этап расследования интернет-мошенничеств. Рассмотрен перечень сведений, составляющих исходную информацию об акте мошенничества; проанализированы типичные следственные ситуации, складывающиеся в ходе предварительной проверки по сообщению о мошенничестве, выделен и представлен круг рекомендуемых мероприятий и следственных действий на данном этапе расследования.
Abstract: The article explores the initial stage of the investigation of Internet fraud. The list of information constituting the initial information about the act of fraud is considered; typical investigative situations that develop during a preliminary check on a fraud report are analyzed and, on their basis, a range of initial investigative actions at this stage of the investigation is identified.
Ключевые слова: интернет-мошенничество; возбуждение уголовного дела по интернет-мошенничеству; предварительная проверка сообщения о мошенничестве в сети интернет; типичная следственная ситуация по делам об интернет-мошенничестве; следственные действия по делам об интернет-мошенничестве.
Keywords: Internet fraud; initiation of a criminal case on Internet fraud; preliminary check of the message about fraud on the Internet; a typical investigative situation in cases of Internet fraud; investigative actions in cases of Internet fraud.
Для цитирования: Григорьева А.Е. Выявление и расследование интернет-мошенничества на первоначальном этапе // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 218-219. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_218.
For citation: Grigorieva A.E. Detection and investigation of Internet fraud at the initial stage // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 218-219. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_218.
Статья поступила в редакцию: 15.11.2022
Повсеместное и стремительное развитие информационных технологий, их широкое внедрение в повседневную жизнь повысили уровень доверия к ним у населения. Высокая востребованность предоставляемых услуг с использованием современных технологий, а также недостаточное осуществление защиты конфиденциальной информации и информационной безопасности в целом, обусловили значительное распространение преступлений, реализуемых с их использованием. Среди таких преступных деяний мошенничество занимает серьезный сегмент, демонстрируя в последнее время рост как количественных, так и качественных показателей.
С 2017 года отмечался неуклонный рост количества таких преступлений. К примеру, в отдельных регионах России в 2019 году каждое десятое преступление относилось к мошенничеству и практически половина из них осуществлялось с использованием информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на то, что по итогам шести месяцев 2022 года статистические данные впервые свидетельствуют о снижении на 8,2% таких преступлений (249 тысяч), их количество по-прежнему остается высоким [1]. Негативные последствия таких деяний огромны и невосполнимы. Так, сумма ущерба от действий телефонных и интернет-мошенников по данным социологических опросов и исследований превысила 150 миллиардов рублей в 2021 г. Хотя данные о размерах ущерба в результате таких хищений в разных источниках порой не совпадают, но остаются весьма высокими. Например, согласно данным МВД России, где учет осуществляется по фактическому количеству зарегистрированных преступлений, за 2021 год ущерб от телефонных и интернет-мошенников составил 45 миллиардов рублей [2].
Выявление и возбуждение уголовных дел об интернет-мошенничестве имеет ряд особенностей и отличен от аналогичного процесса по преступлениям общеуголовной направленности. При этом также требуется проведение проверочных мероприятий, которые предшествуют принятию решения в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ.
Наиболее часто исходной информацией для возбуждения таких уголовных дел являются:
1. Заявление от потерпевшего или его представителя о совершённых мошеннических действиях в сети интернет.
Чаще в правоохранительные органы обращаются физические лица, а не представители юридических лиц. Связано это с тем, что крупные коммерческие компании и структурные подразделения не заинтересованы репутационно в передаче информации о кибератаках и предпринимают попытки исправить ситуацию при помощи собственной службы безопасности. В результате данные преступления остаются латентными.
2. Информация получена оперативным путем в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Сегодня сетевое информационное пространство играет важнейшее значение для осуществления информационно-поисковой деятельности. На первоначальном этапе расследования необходимо установление планового и непрерывного взаимодействия со специалистами популярных социальных сетей, включая провайдеров. Это позволяет сотрудникам, осуществляющим выявление и раскрытие данных преступных деяний, получать важную информацию о сетях, клиентах и степени их активности. В органах внутренних дел раскрытием преступлений в сфере распространения компьютерной информации занимается подразделение «К». Главным направлением работы Управления «К» МВД России и
подразделений по российским регионам становится выявление и своевременное пресечение неправомерного доступа к компьютерной информации. Также это постоянная борьба с изготовлением, последующим распространением и применением разнообразных вредоносных программ.
Подразделения «К» с применением специальных технических средств обеспечивают перехват открытой информации, которая передаётся преступниками по каналам связи. Специальная техника позволяет получить данные с подтверждением факта мошенничества. При этом выявляются объекты, которые в дальнейшем при необходимости приобщаются к делу как вещественные доказательства. Выполняется установка сетевого адреса, с которого преступник выходит в сеть, затем устанавливается его личность и используемые электронные счета, а также определяется другая важная информация, на основе которой принимается решение о возбуждении уголовного дела.
На основе проверки сообщения о мошенничестве и опроса потенциальных потерпевших, выявляются способы совершения, признаки и осуществляется предварительная квалификация преступного деяния.
Примерно в 95% случаев выявление осуществляется до момента обнаружения преступления и начала проверки поступившего сообщения о нём. В дальнейшем это может стать полноценным уголовным делом. Более 75% поводов для возбуждения уголовного дела имеют связь именно с обнаружением оказываемого преступного воздействия на информацию.
Таким образом, возбуждение уголовного дела предполагает собой тщательную проверку достоверности информации о совершенном преступлении, а также обнаружению его признаков, достаточных для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Можно выделить три этапа начальной стадии расследования: 1. Оценка поступившей информации об интернет-мошенничестве; 2. Проверка поданных заявлений и полученных сообщений; 3. Принятие и оформление решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования обобщенно выглядят так:
1. Мошенник обнаружен, успешно задержан и признаёт свою вину.
Складывающаяся ситуация является самой благоприятной и программа выполняемых действий направляется на закрепление доказательств, подтверждающих вину подозреваемого. Для этого выполняются следующие действия: допрос потерпевшего; допрос подозреваемого; обязательный осмотр места происшествия; осмотр компьютерной и иной используемой техники (мобильных устройств), предметов или документов; допрос свидетелей и предъявление им предметов для опознания; обыски по месту жительства или работы; назначение разных видов экспертиз, среди которых самой важной считается компьютерно-техническая.
Во многих случаях преступления совершает группа лиц по предварительному сговору или организованная преступная группа. В этом случае могут быть известными все или некоторые участники, а также совершённые ранее криминальные эпизоды.
2. Мошенники прикрывают свои преступные действия под гражданско-правовой сделкой.
В этой ситуации после проведения допроса потерпевшего лица, обязательной проверке подвергается документооборот организации, куда были направлены похищенные деньги. При этом уточняется наличие лицензии и документов с подтверждением легальности осуществления деятельности. Затем проводится допрос представителей этой организации. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся для определения сайта-клона и того лица, которое его зарегистрировало. Своевременно используемые сведения позволяют обнаружить мошенника, после чего выполняется осмотр места происшествия и использованной для преступного деяния техники, изучаются поддельные документы, допрашиваются подозреваемый и свидетели, а также назначаются экспертизы.
3. Мошенник неизвестен и не задержан.
В этой ситуации начинается взаимодействие с сотрудниками специального подразделения «К». Работа проводится со специалистами и операторами связи, что позволяет выявить владельца мошеннического сайта и уточнить обстоятельства, имеющие значение для доказывания вины подозреваемого.
Описанные ситуации носят условный характер и трансформируются в зависимости от механизма совершения конкретного акта интернет-мошенничества; имеющейся исходной информации на момент возбуждения уголовного дела, а также данных, собранных оперативниками.
Эффективность расследования таких преступлений всецело зависит от грамотных действий следователя и взаимодействия с оперативными сотрудниками специального отдела «К». В процессе расследования так же принимают участие эксперты и криминалисты, специалисты в области современных IT технологий.
Важную роль для эффективного расследования интернет- мошенничества играет повышение уровня компетентности, специализации и расширение штата специализированных подразделений. В прошлом 2021 году МВД России приняло решение о создании в своей структуре специальных подразделений для противодействия преступлениям, совершаемых с использованием информационных технологий. Для профилактики таких преступлений привлекаются средства массовой информации, заинтересованные ведомства и организации, а также разрабатываются просветительные мероприятия, с помощью которых граждане информируются о новых используемых способах мошенничества.
Библиогра фия:
1. Роза Алмакунова. Быль и убыль: число преступлений с использованием ИТ упало впервые за 5 лет // Известия. 1 августа 2022. [Электронный ресурс] / URL: https://iz.ru/1371417/ (Дата обращения: 12.11.2022).
2. Мошенничество в сети: судебная практика и ключевые аспекты: Исследования RTM Group // [Электронный ресурс]. URL: https://rtmtech.ru/research/online-fraud-research/ (Дата обращения: 12.11.2022).
References:
1. Rosa Almakunova. The past and the decline: the number of crimes using OT fell for the first time in 5 years // News. August 1, 2022. [Electronic resource] / URL: https://iz.ru/1371417 / (Date of request: 12.11.2022).
2. Fraud on the web: judicial practice and key aspects: RTM Group research // [Electronic resource]. URL: https://rtmtech.ru/research/online-fraud-research / (Date of request: 12.11.2022).
DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_220
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ LEGAL POLICY IN THE FIELD OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES
БАРЫШНИКОВ Юрий Владимирович,
магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: [email protected];
ЦЕДРИК Валерий Артурович,
магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: [email protected];
КАЛАШНИКОВ Сергей Сергеевич,
магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: [email protected];
BARYSHNIKOV Yuriy Vladimirovich,
magister student of the 1st course of the Far Eastern Federal 690922, Russian Federation, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: [email protected];
TSEDRIK Valeriy Arturovich,
magister student of the 1st course of the Far Eastern Federal 690922, Russian Federation, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: [email protected];
KALASHNIKOV Sergey Sergeevich,
magister student of the 1st course of the Far Eastern Federal 690922, Russian Federation, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Оперативно-розыскная политика является разновидностью государственной политики. Она заключается в определении назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности, разработке и реализации стратегии и тактики ее осуществления уполномоченными государственными органами в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством
Abstract: Operational-investigative policy is a kind of state policy. It consists in determining the purpose and content of operational investigative activities, developing and implementing strategies and tactics for its implementation by authorized state bodies in order to protect the life, health, rights and freedoms of man and citizen, property, ensuring the security of society and the state from criminal encroachments and for other purposes provided for by law
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, уголовный процесс, правовая политика
Keywords: operational investigative activity, criminal procedure, legal policy
Для цитирования: Барышников Ю.В., Цедрик В.А., Калашников С.С. Правовая политика в сфере оперативно-розыскной деятельности // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 220-222. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_220.
For citation: Baryshnikov Yu. V., Tsedrik V.A., Kalashnikov S.S. Legal policy in the field of operational investigative activities // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 220-222. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_220.
Статья поступила в редакцию: 21.11.2022
Оперативно-розыскная деятельность может быть рассмотрена в двух правовых аспектах: как деятельность государства, задачи которой установлены в ст. 2 Закона об ОРД1, и как система оперативно-розыскных мероприятий (далее также - ОРМ), предусмотренных Законом об ОРД, и проводимых уполномоченными органами государственной власти РФ.
Оперативно-розыскная политика определяется на основе существующих в обществе, прежде всего, в профессиональном сообществе на этапах исторического развития идей, взглядов и представлений о содержании оперативно-розыскной деятельности, ее целях, задачах, принципах, основных направлениях (приоритетах), а также применяемых при ее осуществлении средствах, формах, мероприятиях и методах.
В нашей работе мы попытаемся рассмотреть доктринально-правовой, формально-юридический и практический уровни оперативно-розыскной политики.
1. Доктринально-правовой уровень:
Базисные положения оперативно-розыскной политики закрепляются в нормативных правовых актах и таким образом определяют границы применения оперативно-розыскных мер для защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством.
На доктринально-правовом уровне необходимо рассмотреть Указ Президента РФ от 02.07.2021 года №400, которые устанавливает общие положения государственной политики в сфере государственной, общественной безопасности (а также в других сферах) и обороны страны2.
1 "Об оперативно-розыскной деятельности": федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 01.04.2022) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2021).
2 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 г. N 400. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).
University.
University.
University.
Согласно Указу, деструктивные силы за рубежом и внутри страны предпринимают попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной сфере.
Государство возлагает на правоохранительную систему обязанность по защите государства от внутренних и внешних угроз, среди которых преступность, деятельность иностранных разведывательных организаций и др.
Одной из важнейших целей российского государства является обеспечение национальной безопасности, в том числе обеспечение безопасности граждан, общества, государства от криминальных посягательств. Деятельность государства по достижению этой цели посредством применения оперативно-розыскных мер и составляет основную суть оперативно-розыскной политики.
Обеспечение государственной и общественной безопасности, а также борьба преступностью - прерогатива органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом12.08.1995 №144-ФЗ «Об ОРД» (далее - Закон об ОРД)
К таким органам, согласно ст. 13 Закона об ОРД, которые наделены полномочиями в сфере ОРД, относятся органы внутренних дел, органы безопасности (ФСБ), орган в области гос. охраны (ФСО), таможенные органы (ФТС), органы внешней разведки (СВР), органы исполнения наказания (ФСИН) и оперативное подразделение органа внешней разведки Министерство обороны (Главное Управление Генерального штаба Министерства обороны).
Вышеуказанные органы государственной власти в сфере ОРД реализуют свои полномочия в виде проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), предусмотренных ст. 6 Закона об ОРД.
Необходимо заметить, что доктринально-правовые положения оперативно-розыскной политики формируются Президентом Российской Федерации в силу его полномочий в сфере обеспечения безопасности, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
2. Текущее законодательство
Закон об ОРД является фундаментальным актом в части правового регулирования ОРД, однако необходимо отметить Федеральные законы о каждом органе государственной власти в сфере ОРД (к примеру, Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" и др.), а также Уголовно-процессуальный кодекс РФ1, регулирующий порядок использования результатов ОРД в уголовном процессе (использование для принятия решения о возбуждении уголовного дела, использование при проведении следственных и судебных действий2, введение в уголовный процесс результатов ОРД и доказывание по уголовным делам).
Основным вопросом, возникающим в юридической науке, проблема соотношения места результатов ОРД в системе доказательств3.
В целях более полного понимания разницы между сведениями, полученными уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным путями, необходимо кратко выделить ключевые отличия между ОРД и уголовным процессом, начиная с задачи ОРД и назначения уголовного процесса.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет, что доказательства — это любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ также устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности - сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Из данных положений исходит, что сведения, полученные оперативно-розыскным путем, впоследствии могут стать доказательствами, и, в случае возможности, на основе таких сведений установить наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, с соблюдением установленного УПК РФ порядка4.
Исходя из положений ст. 2 Закона об ОРД задачами являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и т.д., тогда как назначением уголовного процесса является уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).
Как мы можем видеть, задачи ОРД и назначение уголовного процесса немного различны5, хотя и есть сходство. Задача ОРД представляет собой осведомленность о фактах и обстоятельствах преступления, а тогда как назначение уголовного процесса - установить эти факты для объективной оценки6.
Однако, с нашей точки зрения, требование ст. 89 УПК о запрете «использования в доказывании результатов оперативно-розыскной
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).
Костюков А.В. Понятие «Судебное действие» в уголовном судопроизводстве России // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 1. С. 164.
3 Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / З.Л. Шхагапсоев. Краснодар: КрУ МВД России, 2016 . С. 320.
4 Мальцев В.В. Отличие оперативного эксперимента от следственного и экспертного экспериментов. Закон и право. №5.2018 С.142.
5 Гирько С.И. О соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности // Закон и право. 2019. № 2. С. 129.
6 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М.: Юридическая литература, 1991. С. 104.