DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_355 УДК 349
СУЩНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА THE ESSENCE OF THE CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL FUNCTION IN THE SYSTEM OF PENAL ENFORCEMENT LAW
ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];
КОЖИНА Юлия Алексеевна,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданского права и процесса, Академия ФСИН России, г. Рязань. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: [email protected];
TISHCHENKO Yuriy Yu.,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected];
KOZHINA Yulia Alekseevna,
Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Civil Law and Procedure, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, d.1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье авторы подробно анализируют сущность исправительно-воспитательной функции в системе права в целом и в системе уголовно-исполнительного права в частности. По мнению авторов исправительно-воспитательная функция выражает воздействие уголовно-исполнительного права на сознание и поведение осужденных, цель которого заключается в: воспитании осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам человеческого общежития, к права и законным интересам других лиц; повышении сознательности, культурного уровня; развитии полезной инициативы осужденных. В заключении сделан вывод о том, что исправительно-воспитательная функция конкретизирует воспитательную функцию права в сфере уголовной ответственности и отбывания наказания.
Abstract. In the article, the authors analyze in detail the essence of the correctional and educational function in the system of law in general and in the system of penal enforcement law in particular. According to the authors, the correctional and educational function expresses the impact of penal enforcement law on the consciousness and behavior of convicts, the purpose of which is to: educate convicts in the spirit of an honest attitude to work, the exact execution of laws, respect for the rules of human community, the rights and legitimate interests of others; raising awareness, cultural level; the development of a useful initiative of convicts. In conclusion, it is concluded that the correctional and educational function concretizes the educational function of law in the field of criminal responsibility and serving of punishment.
Ключевые слова: система права, уголовно-исполнительное право, функции права, нормы права, уголовно-исполнительная политика, исправительные учреждения, осужденные, исправление осужденных, профилактика.
Keywords: system of law, penal enforcement law, functions of law, norms of law, penal enforcement policy, correctional institutions, convicts, correction of convicts, prevention.
Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Кожина Ю.А. Сущность исправительно-воспитательной функции в системе уголовно-исполнительного права //Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 355-357. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_355.
For citation: Tishchenko Yu.Yu., Kozhina Yu.A. The essence of the correctional and educational function in the system of penal enforcement law//Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 355-357. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_355.
Статья поступила в редакцию: 09.06.2023
Функции уголовно-исполнительного права есть внешнее проявление его сущности с той лишь особенностью, что в каждой функции проявляется не вся сущность названной отрасли права, а ее отдельные характерные стороны. Исследование конкретной функции названной отрасли права есть познание сущности уголовно-исполнительного права, но с учетом того, что исследуется не вся сущность права, а ее отдельная, наиболее характерная черта. Функции уголовно-исполнительного права показывают конкретное социальное действие воли народа в области борьбы с преступностью на стадии исполнения уголовного наказания.
Функции уголовно-исполнительного права обусловлены его социальным назначением в развитом обществе под назначением данной отрасли права следует понимать его социально необходимую служебную роль, которую оно призвано выполнять в борьбе с преступностью [3].
Каждая из функций рассматриваемой отрасли права имеет целенаправленный характер и свой объект воздействия. В качестве объектов в данном случае выступают определенные стороны общественных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания (действия администрации органов, исполняющих наказание; сознание и поведение осужденных; механизм исполнения наказания и т.д.). значение объекта для характеристик функций уголовно-исполнительного права исключительно велико, т.к. большинство функций различаются именно по объекту воздействия.
Исправительно-воспитательная функция выражает воздействие уголовно-исполнительного права на сознание и поведение осужденных, цель которого заключается в: воспитании осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 8(224)
человеческого общежития, к права и законным интересам других лиц; повышении сознательности, культурного уровня; развитии полезной инициативы осужденных.
Рассматриваемая функция оказывает воспитательное воздействие не только на осужденных, но и на других лиц. Объектом ее воздействия могут быть лица, ранее отбывавшие уголовное наказание, а также неустойчивые члены нашего общества. Заметим, что воспитательная функция присуща всему российскому праву. Она направлена на формирование у членов общества высокого правосознания, воспитание уважения к праву и законности.
Конечно, разные отрасли права способствуют осуществлению этой функции не в одинаковой мере и не в одной и той же сфере общественных отношений. Каждая отрасль права делает это в той области, которая отвечает ее природе и социальному назначению.
Стоит отметить, что назначение наказания, особенно в виде лишения свободы, серьезно изменяет образ жизни гражданина. Многие социальные функции ограничиваются, сужаются. Так, осужденные к лишению свободы не являются членами общественных организаций, не могут участвовать в управлении производством и общественными делами, значительно ограничены формы использования ими свободного времени, формы удовлетворения своих материальных и культурных потребностей. Исследования этой проблемы показало, что в условиях изоляции от общества гражданин выполняет не более 10 % тех социально одобряемых функций, которые он должен выполнять на свободе [1].
Все это, безусловно, влияет на эмоциональную сферу поведения осужденного, его психическое состояние, которое психологами определяется как состояние фрустрации. Последнее проявляется в поведении осужденных весьма разнообразно (агрессивность, апатия, пассивность, бездеятельность) и может продолжаться в течение длительного времени.
В этой связи следует подчеркнуть, что социальное назначение исправительно-воспитательной функции уголовно-исполнительного права прежде всего состоит в том, что ее воздействие направлена на нейтрализацию отрицательных социально-психологических последствий отбывания уголовного наказания.
Данная функция имеет вполне определенное нормативное обеспечение. В уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации содержится целый ряд институтов и норм, действие которых прямо или косвенно направлено на устранение, ослабление влияния или на нейтрализацию указанных выше последствий. Важными среди таких институтов и норм являются:
• дифференциация осужденных к лишению свободы и распределение их по видам исправительных учреждений;
• изменение условий отбывания наказания осужденных в период отбывания наказания;
• предоставление осужденным свиданий с родственниками и иными лицами;
• разрешение осужденным краткосрочных выездов за пределы исправительных учреждений;
• разрешение осужденным переписки и телефонных переговоров;
• привлечение осужденных к труду, в том числе к работам по благоустройству территории исправительного учреждения без оплаты труда;
• осуществление воспитательной работы с осужденными;
• организация общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;
• материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных.
Перечисленные правовые институты, регулируя тот или иной участок уголовно-исполнительных правоотношений, одновременно осуществляют и воспитательное воздействие на осужденных. Иными словами, правовое регулирование неотделимо от исправительно-воспитательного воздействия, органически сливается с ним.
Правовые предписания, дозволения и запреты, содержащиеся в нормах уголовно-исполнительного законодательства, стимулируют развитие и закрепление прогрессивных черт в образе жизни осужденного. Большинство норм названной отрасли права воспроизводят «стандарты поведения», соответствующие требования образа жизни, организуют их внедрение в процесс отбывания наказания, а также обеспечивают их соблюдение и исполнение. Первостепенное значение в этом плане отводится юридической регламентации прав и обязанностей осужденных [4].
Таким образом, исправительно-воспитательная функция уголовно-исполнительного права имеет достаточно надежную нормативную основу, направленную на устранение, нейтрализацию или ослабление влияния отрицательных социально-психологических последствий отбывания наказания.
Однако следует заметить, что данная функция воздействует не только в этом направлении, она способствует также исправлению осужденных. Вполне очевидно, что выполнение такой задачи немыслимо осуществить «силами» только уголовно-исполнительного права. В данном случае большое значение имеет совокупность факторов экономического, социально-политического, культурного, идеологического и нравственного порядка, которые сложились в современных условиях [2]. Эти факторы носят объективный характер и оказывают мощное влияние на воспитательный потенциал права в целом и уголовно-исполнительного права в частности. Этот процесс проявляется, например, в определенных социальных предпосылках, обеспечивающих реальные условия для эффективного исправительно-воспитательного воздействия на осужденных и иных лиц, характеризующихся неустойчивым поведением на свободе. К числу таких социальных предпосылок можно отнести:
• характер взаимоотношений между государством, обществом и осужденным;
• установление и обеспечение реализации прав и обязанностей осужденных;
• установление системы основных средств воспитательного воздействия на осужденных;
• принцип законности в прессе реализации педагогико-психологических воспитательных мер.
В настоящее время расширяется и углубляется процесс педагогизации исполнения наказания и уголовно-исполнительного воздействия, где осужденный становится не только объектом применения уголовного наказания и средств исправительного воздействия, но и субъектом в специфическом воспитательном процессе.
Как нами уже отмечалось, к числу социальных предпосылок, способствующих осуществлению исправительно-воспитательной функции, относится система основных средств воспитательного воздействия на осужденных, которая нашла соответствующее закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве. В указанную систему входят: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, воспитательная работа, получение общего образования и профессиональное обучение [5].
Изложенное, на наш взгляд, со всей очевидностью показывает, что исправительно-воспитательная функция в определенной мере конкретизирует воспитательную функцию российского права и одноименную функцию уголовно-правового комплекса. В то же время она содержит в себе некоторые черты, характерные для идеологической функции права. Это проявляется в том, что исправительно-воспитательная функция подключается не только к решению исключительно культурно-воспитательных задач, но и нравственному воспитанию, к искоренению частнособственнической психологии, пережитков прошлого в сознании правонарушителей и т.п.
Данная функция выражает интересы и потребности нашего общества в области борьбы с преступностью на стадии исполнения уголовного наказания. Воздействие ее направлено на исправление осужденных. Следует также отметить, что идеологическая функция права находит определенную конкретизацию в функции закрепления, выражения и реализации уголовно-исполнительной политики. В последней функции в основном выражаются внешние аспекты идеологической функции права.
В заключении стоит сделать вывод, что исправительно-воспитательная функция конкретизирует воспитательную функцию права в сфере уголовной ответственности и отбывания наказания. Указанная функция воздействует одновременно в двух основных направлениях: 1) устранение, нейтрализация или ослабление влияния отрицательных социально-психологических последствий отбывания наказания; 2) исправление осужденных. Реализация данной функции обеспечивается нормативной основой, закрепленной в уголовно-исполнительном законодательстве, а также социальными предпосылками, отражающими социально-экономический уровень развития нашего государства.
Библиография:
1. Антипов А.Н. К вопросу совершенствования уголовно-исполнительного законодательства // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2021. № 3. С. 3-7.
2. Вилкова А.В., Литвишков В.М. Условия процесса исправления осужденных и их специфика // Сборник материалов круглого стола «К 80-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора Литвишкова В.М.». 2023. С. 32-34.
3. Кулакова С.В. Воспитательная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Антропогоги-ка. 2022. № 4 (8). С. 27-31.
4. Лесников Г.Ю. К вопросу о принципах уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права // Аграрное и земельное право. 2023. № 5 (221). С. 187-188.
5. Литвишков В.М. Пенитенциарные правовое основы: их развитие // Вопросы педагогики. 2018. № 10. С. 82-84.
References:
1. Antipov A.N. On the issue of improving the penal enforcement legislation // Penal enforcement system: law, economics, management. 2021. No. 3. pp. 3-7.
2. Vilkova A.V., Litvishkov V.M. Conditions of the process of correction of convicts and their specifics // Collection of materials of the round table "To the 80th anniversary of the birth of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Litvishkov V.M.". 2023. pp. 32-34.
3. Kulakova S.V. Educational work in correctional institutions of the penitentiary system of the Russian Federation // Anthropogogics. 2022. No. 4 (8). pp. 27-31.
4. Lesnikov G.Yu. On the question of the principles of penal enforcement policy and penal enforcement law // Agrarian and land law. 2023. No. 5 (221). pp. 187-188.
5. Litvishkov V.M. Penitentiary legal foundations: their development // Questions of pedagogy. 2018. No. 10. pp. 82-84.