УДК 334.012.64(470.12) © К.А. Задумкин © О.В. Подолякин
Задачи и механизмы содействия развитию малого предпринимательства на муниципальном уровне
В статье дан анализ уровня развития малого бизнеса г. Вологды и условий его функционирования. Выделены основные проблемы в данной сфере. Предложены основные направления поддержки малого предпринимательства со стороны муниципальных органов власти.
Предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка.
Константин Алексеевич ЗАДУМКИН
кандидат экономических наук, доцент,
заведующий отделом инновационной экономики Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН
Олег Валерьевич ПОДОЛЯКИН
младший научный сотрудник отдела инновационной экономики | Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН
Уровень развития малого бизнеса в значительной мере определяет экономическую и социальную ситуацию в муниципальных образованиях, поскольку предпринимательская деятельность стабилизирует экономическую обстановку, снижает социальную напряженность, повышает налоговые доходы бюджета. Малый бизнес играет важную роль в сферах торговли, услуг, мелкосерийной промышленности, обеспечивает занятость значительной части населения [4].
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [11]. Документ впервые вводит в законодательное поле такое понятие, как «средние предприятия», кроме того, вводятся новые критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса 1. Разработка и реализация конкретных мероприятий в данной сфере возложена на региональные и муниципальные органы власти. Согласно статье №11 закона №209-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам деятельности малого и среднего бизнеса относятся:
1 Согласно закону, к малым относятся предприятия с численность работников до ста человек включительно; к средним — от ста одного до двухсот пятидесяти человек. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать: на микропредприятиях — 60 млн. рублей; малых — 400 млн. рублей; средних — 1 млрд. рублей.
— формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса;
— анализ финансовых, экономических, социальных показателей функционирования малого и среднего бизнеса и эффективности мер, применяемых для его развития;
— формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— содействие некоммерческим организациям, выражающим интересы субъектов малого и среднего бизнеса;
— образование координационных, совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства [11].
Необходимость поддержки развития малого бизнеса в настоящее время осознается администрацией каждого муниципального образования РФ, в том числе и г. Вологды. Ключевой задачей в обеспечении роста малого предпринимательства является определение направлений в сфере его поддержки. Для выявления наилучших вариантов поддержки требуется исходить из анализа уровня развития малого бизнеса и условий его функционирования. Основа такого анализа — статистические данные и результаты опросов самих предпринимателей 2.
Как показывают статистические данные, в 2007 г. в г. Вологде функционировало 1658 предприятий малого бизнеса, что составило немногим более трети их общего количества в Вологодской области. Число малых предприятий города в последние годы практически не изменилось: 1600 в 2006 г. против 1585 — в 2005 г. На 100 тыс. жителей г. Вологды в 2007 г. приходилось 565 малых предприятий (для сравнения: Вологодская область — 391; СЗФО — 1431; РФ — 801 предприятие малого бизнеса).
В период с 2005 по 2007 г. численность индивидуальных предпринимателей города ежегодно увеличивалась (8,5 тыс. чел. в 2005 г., 9,3 тыс. чел. в 2006 г., 10,4 тыс. чел. в 2007 г.). На 100 тыс. жителей приходилось 3,5 тыс. индивидуальных предпринимателей (Вологодская область — 3,3 тыс.; РФ — 2,4 тыс.).
Итак, значительного увеличения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в 2005 — 2007 гг. в городе не произошло. Такую ситуацию, на наш взгляд, объясняет следующее: те люди, которые хотели бы заняться предпринимательством, уже им занялись, а существующие условия не стимулируют население к занятию бизнесом. На основе проведенных ВНКЦ ЦЭМИ РАН в 2005 - 2008 гг. анкетных опросов руководителей малых предприятий было выявлено, что предпринимателей не устраивают прежде всего [6]:
а) низкая доступность земельных участков и помещений;
б) недостаточное внимание органов местного самоуправления к проблемам малого предпринимательства;
в) нехватка квалифицированных трудовых ресурсов;
г) слабая возможность влияния объединений предпринимателей на принятие управленческих решений, касающихся их деятельности (табл. 1).
Предприниматели г. Вологды невысоко оценивают действующие процедуры административного регулирования (табл. 2). Особенное беспокойство вызывают бюрократические проволочки и неоднозначность толкования положений и инструкций.
Лишь малая часть предпринимателей (9%) осведомлена в достаточной степени о деятельности городской администрации по поддержке малого бизнеса (еще 29% осведомлены только отчасти). Более половины
2 Далее рассматриваются результаты опросов, проведенных ВНКЦ ЦЭМИ РАН в 2005 — 2008 гг. среди субъектов малого бизнеса г. Вологды. В 2008 г. было опрошено 100 субъектов малого предпринимательства города (в 2005 г. — 100 субъектов, в 2006 г. — 111, в 2007 г. — 97).
Таблица 1. Оценка предпринимателями условий развития малого бизнеса, (в баллах по 5-балльной шкале*)
Фактор Год
2005 2006 2007 2008
Доступность услуг связи 3,3 3,1 2,9 3,3
Доступность транспортных услуг 3,2 2,9 2,8 3,1
Доступность консалтинговых услуг по вопросам маркетинга 2,6 2,9 2,8 3,1
Доступность консалтинговых услуг по вопросам экономической деятельности 2,7 2,8 2,7 3,1
Доступность коммунальных услуг 3,0 2,9 2,9 3,0
Доступность консалтинговых услуг по вопросам менеджмента 2,7 2,9 2,7 3,0
Доступность материальных ресурсов 2,7 2,9 2,8 2,9
Доступность топливных ресурсов 2,8 2,8 2,8 2,9
Доступность энергетических ресурсов 2,8 2,9 2,7 2,9
Возможность формирования необходимой технической базы 2,8 2,8 2,6 2,9
Безопасность условий деятельности 2,4 2,8 2,6 2,9
Совершенство системы информационного обеспечения деятельности предпринимателей 2,7 2,7 2,7 2,8
Доступность современных технологий и «ноу-хау» 2,8 2,8 2,8 2,7
Внимание региональных органов управления к предпринимательству 2,5 2,7 2,5 2,6
Доступность помещений 2,9 2,8 2,7 2,5
Возможность влияния общественных объединений предпринимателей на принятие управленческих решений по их деятельности 2,5 2,5 2,5 2,5
Наличие квалифицированных трудовых ресурсов 2,7 2,8 2,7 2,4
Внимание органов местного самоуправления к предпринимательству 2,4 2,7 2,6 2,4
Доступность земельных участков 2,7 2,6 2,6 2,2
* Шкала оценок: 5 и 4 - вполне или почти удовлетворен; 3 - скорее удовлетворен, чем нет; 2 и 1 - не удовлетворен и крайне не удовлетворен.
Таблица 2. Проблемы, наиболее всего беспокоящие предпринимателей в процедурах административного регулирования малого бизнеса (в % от числа опрошенных)
Категория Год
2005 2006 2007 2008
Бюрократические проволочки 41,0 31,5 41,2 59,0
Неоднозначность толкования положений, инструкций 21,0 26,1 20,6 46,0
Чрезмерный объем канцелярской работы 31,0 23,4 25,8 43,0
Проблематичность защиты своих законных интересов 21,0 21,6 10,3 36,0
Избыточность контролирующих органов 17,0 18,9 9,3 34,0
Непредсказуемость результатов проверок 8,0 18,0 8,2 26,0
Множественные проверки 13,0 15,3 5,2 25,0
Отставание нормативных документов от реальной практики 23,0 29,7 16,5 24,0
Некомпетентность проверяющих 14,0 21,6 4,1 20,0
Материальные издержки, необоснованные штрафы 15,0 13,5 10,3 18,0
Нарушения законодательства 17,0 16,2 9,3 14,0
Превышение официальными лицами своих служебных полномочий 9,0 7,2 4,1 13,0
Попытки вымогательства 8,0 8,1 5,2 7,0
бизнесменов (55%) не чувствуют помощи со стороны местной власти в становлении и развитии своей деятельности.
Однако имеется потенциал увеличения количества субъектов малого бизнеса. Так,
согласно результатам опроса, проведенного ВНКЦ ЦЭМИ РАН в 2008 г., считают возможным заняться своим делом 16% жителей г. Вологды, еще не являющихся предпринимателями. Среди условий, при
которых люди могли бы заняться бизнесом, лидируют наличие финансовой помощи (25% ответивших); упрощение налоговой системы (11%).
Анализ условий и тенденций развития малого бизнеса г. Вологды позволяет выделить две основные проблемы, которые необходимо решить: а) улучшение текущих условий функционирования субъектов малого бизнеса; б) вовлечение в предпринимательство населения, пока не занятого в этой сфере.
Очевидно, что требуется активная политика, направленная на развитие малого бизнеса, повышение его роли в экономике. Особую роль здесь должны играть муниципальные органы власти и управления.
В настоящее время муниципальные программы развития малого бизнеса разработаны и осуществляются во многих городах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Тула, Краснодар, Владивосток и др.). Отечественный и зарубежный опыт поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне говорит о том, что:
— основными задачами муниципалитета в области поддержки развития малого бизнеса выступают улучшение текущих условий для его ведения и стимулирование населения к занятию этим видом деятельности;
— важным моментом стимулирования предпринимательской активности населения является широко развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства [2, 3];
— основные элементы поддержки развития малого бизнеса — структуры, созданные как за счет бюджетных средств по инициативе местных органов власти (департаменты, советы, бизнес-инкубаторы, технопарки и пр.), так и на коммерческой (специализированные консалтинговые, информационные агентства), и общественной (объединения предпринимателей) основе [1, 5, 6].
Исходя из этого, нами предлагаются следующие основные направления поддержки развития малого бизнеса в г. Вологде на муниципальном уровне:
• совершенствование стратегических и тактических аспектов управления развитием малого бизнеса;
•разработка системы анализа уровня развития малого бизнеса и эффективности мер, применяемых по его поддержке;
• сокращение административных барьеров;
• совершенствование механизмов обеспечения малых предприятий необходимыми ресурсами;
• развитие элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
• повышение престижа предпринимательской деятельности.
Для каждого направления определена цель, достижение которой обеспечивает муниципальная власть, решая конкретные задачи по поддержке развития малого бизнеса. Охарактеризуем подробнее вышеуказанные направления.
Направление 1. Совершенствование стратегических и тактических аспектов управления развитием малого бизнеса.
Цель: обеспечение планомерного развития малого бизнеса г. Вологды. Реализация невозможна без учета стратегии развития всего города, наличия проработанного генплана.
В рамках направления необходимо решить следующие задачи:
— разработка ориентиров, стратегий и программ развития малого бизнеса на территории г. Вологды;
— разработка конкретных мероприятий по улучшению условий функционирования и развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
— создание механизмов, нацеленных на усиление заинтересованности муниципальных органов власти в развитии малого бизнеса;
— повышение эффективности взаимодействия муниципальных органов власти и субъектов малого бизнеса.
Среди конкретных механизмов данного направления выделим следующее.
> Создание долгосрочной стратегии развития малого бизнеса г. Вологды. В этом документе необходимо определить перспективы развития и основные направления поддержки предпринимательства со стороны муниципалитета. Стратегия развития малого бизнеса должна быть логически связана со стратегией развития г. Вологды.
Опыт разработки конкретных среднесрочных программ поддержки развития малого бизнеса имеется у администрации г. Вологды с 2004 г. В настоящее время действует Программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Вологда» на 2009 — 2011 годы [11]. Однако, на наш взгляд, необходимо проработать именно стратегические аспекты поддержки развития малого бизнеса.
> Создание координационного совета по развитию малого бизнеса г. Вологды на муниципальном уровне. В первоначальный состав совета предлагается включить представителей органов муниципальной власти и субъектов малого предпринимательства. В дальнейшем возможно расширение состава совета в зависимости от спектра решаемых им задач. Среди основных задач, по нашему мнению, должны присутствовать:
— рассмотрение вопросов, связанных с механизмами, формами, способами и направлениями деятельности местной власти в целях поддержки малого бизнеса;
— рассмотрение предложений по внесению изменений и дополнений в программу развития малого бизнеса г. Вологды;
— организация взаимодействия муниципальных органов власти с объединениями предпринимателей;
— привлечение представителей предпринимательской общественности г. Вологды к разработке мер по оказанию организационной, финансовой, материальнотехнической и иной помощи субъектам малого бизнеса;
— участие в формировании и разработке программ и механизмов поддержки малого бизнеса г. Вологды;
— общественная экспертиза правовых актов, разработанных законодательными органами г. Вологды, затрагивающих интересы малого бизнеса, и подготовка предложений по их совершенствованию.
Положительным фактом является то, что в соответствии с Программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Вологда» на 2009 — 2011 годы, в 2009 году создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства [9]. К функциям совета относится:
1. Выработка рекомендаций по вопросам поддержки предпринимательства для органов местного самоуправления г. Вологды.
2. Взаимодействие с объединениями предпринимателей, образованными как по отраслевому, так и по территориальному признаку.
3. Участие в разработке и реализации федеральных, областных и городских программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
4. Привлечение предпринимателей, представителей органов власти, других лиц для получения консультаций, анализа и подготовки программ и проектов нормативных актов.
5. Участие в работе органов местного самоуправления г. Вологды по вопросам оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
6. Обобщение мнения предпринимателей по актуальным вопросам ведения их деятельности и доведение до органов местного самоуправления г. Вологды консолидированной позиции предпринимательского сообщества по этим вопросам.
Направление 2. Разработка системы анализа уровня развития малого бизнеса и эффективности мер, применяемых по его поддержке.
Цель: создание возможности для мониторинга развития малого бизнеса г. Вологды.
В соответствии с данным направлением необходимо создать систему мониторинга развития малого бизнеса г. Вологды и анализа эффективности мер, применяемых по его поддержке. Для этого должны быть решены следующие задачи:
— совершенствование системы статистического учета предприятий малого бизнеса и показателей их деятельности;
— разработка финансовых, экономических и социальных показателей и критериев оценки уровня развития малого бизнеса;
— разработка показателей и критериев оценки эффективности реализуемых программ и мер государственной поддержки развития малого бизнеса;
— формирование механизма обратной связи с малым бизнесом.
Решение указанных задач будет способствовать созданию системы мониторинга.
Организация данной системы может базироваться на таких двух основных элементах, как:
> Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (сбор и обобщение статистических показателей деятельности субъектов малого бизнеса);
> ВНКЦ ЦЭМИ РАН (проведение опросов предпринимателей г. Вологды и анализ эффективности применяемых для их поддержки мер)3.
Направление 3. Сокращение административных барьеров.
Цель: улучшение условий ведения малого бизнеса в г. Вологде. В рамках данного направления предусматривается решение следующих задач:
— разработка однозначных процедур и алгоритмов взаимодействия малого бизнеса с административными и контролирующими структурами;
— разработка однозначных процедур получения и приобретения земли, недвижимости;
— совершенствование нормативноправовой базы, упрощающей процедуры регистрации, лицензирования предприятий, получения разрешений, отчетности и налогообложения предпринимателей;
— создание условий для устранения коррупции в сфере малого бизнеса.
Решение рассмотренных задач можно возложить на Координационный совет по развитию малого бизнеса г. Вологды.
Направление 4. Совершенствование механизмов обеспечения малых предприятий необходимыми ресурсами.
Цель: улучшение обеспечения субъектов малого бизнеса г. Вологды необходимыми ресурсами. Требуется выполнение следующих задач:
— создание базы данных инвестиционных проектов, разработанных малыми предприятиями, для их продвижения и финансирования;
— совершенствование механизмов получения финансовой поддержки, льготного кредитования и лизинга субъектами малого бизнеса;
3 ВНКЦ ЦЭМИ РАН обладает обширной базой данных и опытом проведения исследований, касающихся области предпринимательства. Так, начиная с 1997 года, ВНКЦ проводит ежегодные анкетные опросы субъектов малого бизнеса Вологодской области, г. Вологды и г. Череповца.
— разработка механизмов предоставления со стороны муниципальных властей гарантий для субъектов малого бизнеса перед кредитными учреждениями 4;
— обеспечение доступности инновационных технологий, оборудования и материалов для малых предприятий;
— развитие механизмов предоставления грантов 5;
— совершенствование механизмов приобретения субъектами малого бизнеса земельных участков и объектов недвижимости.
Нами предлагается следующая схема продвижения инвестиционных и инновационных проектов, реализация которой будет способствовать решению соответствующей задачи 6.
Направление 5. Развитие элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Цель: стимулирование развития малого бизнеса, увеличение количества малых предприятий в г. Вологде.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
— совершенствование механизмов предоставления земельных участков в аренду и собственность субъектам малого бизнеса;
— улучшение механизмов предоставления информационных, транспортных и коммунальных, консалтинговых услуг субъектам малого бизнеса;
— развитие системы субконтрактации для предприятий малого бизнеса, системы их участия в госзаказе;
— развитие общественных объединений и ассоциаций предпринимателей.
Способствовать выполнению данных задач будет предлагаемая городская общедоступная система информационно-консультационных услуг субъектам малого бизнеса и начинающим предпринимателям (посредством Интернет-портала развития малого бизнеса г. Вологды).
Портал будет решать такие задачи, как:
• информационное обеспечение предпринимательской деятельности (нормативно-правовые акты, регламенты, возможности и условия получения льгот и финансовой поддержки);
• информирование субъектов малого бизнеса о государственном и муниципаль-
7
ном заказах на продукцию и услуги ,
• оперативное консультирование предпринимателей по ключевым вопросам их деятельности, в т. ч. обращение предпринимателей за получением ответов на интересующие вопросы непосредственно на сайт Интернет-портала;
• информирование субъектов малого бизнеса о доступных земельных участках, объектах недвижимости;
• обучение по основным направлениям ведения предпринимательской деятельности;
4 В настоящее время на основе ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» действует механизм получения субъектами среднего и малого бизнеса субсидий на возмещение части затрат по кредитам. Максимальная сумма субсидий одному заемщику составляет в текущем году 400 тыс. руб. Однако данные меры не являются исчерпывающими для финансовой поддержки развития малого бизнеса города.
5 Сейчас для предпринимателей существует возможность получения гранта на развитие собственного бизнеса в размере до 300 тыс. руб.
6 Российская сеть трансфера технологий — это инструмент инновационной инфраструктуры, позволяющий эффективно распространять технологическую информацию и осуществлять поиск партнеров для реализации инновационных проектов. Более подробно с деятельностью сети можно познакомиться на сайте: www.rttn.ru. Проект Gate2Rubin — это проект участия российских организаций бизнес-иннова-ционной инфраструктуры в Европейской сети поддержки предпринимательства. Более подробная информация — на сайте www.gate2rubin.ru.
7 В соответствии со ст. 15 Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственные заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг [10].
• освещение предпринимаемых действий по поддержке малого бизнеса, анонсы предстоящих событий, затрагивающих интересы предпринимателей города;
• расширение коммуникаций между предпринимателями, органами муниципальной власти и прочими организациями;
— организация межрегионального, международного сотрудничества.
Направление 6. Повышение престижа предпринимательской деятельности.
Цель: привлечение населения к занятию предпринимательством.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи
— создание положительного имиджа предпринимателя среди населения города;
— повышение интереса населения к предпринимательству;
— организация курсов для желающих заняться предпринимательством и начинающих предпринимателей (подобные курсы уже проводятся в ГУ ВО «Бизнес-инкубатор», но мы считаем целесообразным их организацию на муниципальном уровне).
Значительная часть рассмотренных выше мер по поддержке малого бизнеса уже осуществлена в г. Вологде. Однако требуется создание или совершенствование определенных элементов, в том числе:
1. Разработка долгосрочной стратегии развития малого бизнеса.
2. Совершенствование механизма мониторинга малого предпринимательства.
3. Разработка и ввод в эксплуатацию Интернет-портала развития малого бизнеса.
Активизация деятельности муниципальных органов власти и управления по поддержке развития малого бизнеса в русле предлагаемых направлений позволит, во-первых, решить обозначенные выше проблемы, во-вторых, улучшить условия ведения предпринимательства; в-третьих, стимулировать развитие малого бизнеса и появление его новых субъектов на территории г. Вологды. Если удастся вовлечь в бизнес тех людей, которые видят возможность начать свое дело, то число предпринимателей в городе может возрасти, по нашим оценкам, примерно на 30 тысяч человек.
Литература
1. Анализ влияния федеральных программ поддержки малого предпринимательства на развитие сектора малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.opec.ru/ arhiv.aspx?ob_no=86047
2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.businesslearning.ru
3. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.infofin.ru/?pid=123
4. Гулин, К.А. Проблемы и перспективы развития предпринимательства / К.А. Гулин, Е.А. Ха-мидулина. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005. — 76 с.
5. Гулин, К.А. Развитие предпринимательского сектора в экономике Вологодской области / К.А. Гулин, А.А. Шабунова, Е.А. Хамидулина // Вестник ИНЖЭКОНА. — 2007. — № 5 (18). — С. 65-70. — (Экономика).
8 Решению данных задач будет способствовать использование Интернет-портала развития малого бизнеса г. Вологды.
6. Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства / Е.Л. Емельянова, В.Н. Нагих, В.А. Бондаренко [и др.]. — М.: Московский центр развития предпринимательства, 2005. — 33 с.
7. Программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Вологда» на 2009 — 2011 годы [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
8. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 22.07.2008 г. № 155-ФЗ // КонсультантПлюс.
9. О Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в г. Вологде [Электронный ресурс]: постановление Главы г. Вологды от 19.12.2008 г. № 7671 // КонсультантПлюс.
10. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ // КонсультантПлюс.
11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ // КонсультантПлюс.
12. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. №94-ФЗ // КонсультантПлюс.