ческое пространство, но необходимость технического переоснащения абсолютного большинства отечественных предприятий для организации выпуска продукции по международным стандартам отодвигает период вступления на срок 5 и более лет. Крупные предприятия региона, относящиеся к отраслям черной металлургии и химической промышленности, выпускающие экспортнозначимую продукцию и давно работающие на международном рынке по правилам ВТО, высказались за ускорение вступления.
12. Как считают 57% респондентов, государство должно активизировать свою роль в экономической политике, расширяя спектр используемых инструментов и применяя преимущественно косвенные меры экономического регулирования.
13. Совершенствование рыночных отношений предполагает приоритетным направлением развития промышленности региона - рост инновационной активности. Более 40% респондентов отметили, что инновационная деятельность на их предприятии не осуществляется в силу разных причин. Основной экономической причиной, препятствующей инновациям, выступает недоста-
ток собственных денежных средств, т.к. источником финансирования инновационной деятельности предприятий почти целиком являются собственные средства. Среди производственных факторов следует выделить низкий инновационный потенциал большого числа предприятий - особенно лесопромышленного комплекса.
14. Основные цели инновационной деятельности предприятий определяются их желанием опередить конкурентов и стремлением сохранить свое присутствие на рынке за счет улучшения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции.
15. Правительству области целесообразно продолжить курс, взятый на поддержку приоритетных предприятий и отраслей, оказание им целевой помощи через налоговые льготы и развитие инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги). Кроме того, местным властям следует более активно участвовать в формировании и принятии законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.
Е. А. Хамидулина, К. А. Гулин ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Одним из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития региона является расширение и развитие сферы малого предпринимательства. Это объясняется его следующими особенностями:
• оно способно придать экономике региона гибкость за счет оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынка;
• позволяет мобилизовать значительные недоиспользуемые в сфере крупного и сред-
Хамидулина Елена Ахмедовна — сотрудник ВНКЦ ЦЭМИ РАН.
Гулин Константен Анатольевич — к.и.н., зам. директора ВНКЦ ЦЭМИ РАН.
него бизнеса финансовые, производственные и трудовые ресурсы населения;
• активно участвует в формировании конкурентной среды;
• ввиду того, что малое предпринима- = тельство является фундаментальной основой формирования «среднего класса», оно способно уменьшить социальную напряженность, присущую рыночной экономике из-за тенденции к социальной дифференциации.
Перечисленные выше свойства показывают: в процессе развития рыночных отношений малый бизнес может играть существенную роль в формировании регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма и стабилизации экономики региона, что в конечном итоге ведет к повышению уровня и качества жизни населения области. Кроме того, малое предпринимательство способно обеспечить предпосылки для быстрого и устойчивого экономического подъема в перспективе.
Однако в настоящее время и в России в целом, и в ее регионах малый бизнес пока не играет той роли в народнохозяйственном комплексе, как, например, в экономически развитых странах, где на малый и средний бизнес ' приходится около 90% всех предприятий и от 50 до 70% валового национального продукта. Доля малых предприятий (МП) в России в настоящее время составляет порядка 30% в общем числе предприятий, а вклад малого бизнеса в ВВП - около 12%. Численность занятых в российских МП составляет 20% от общей численности занятого населения2.
Не лучшим образом дело обстоит и в регионах России: за период с 1996 по 2002 г. число малых предприятий области увеличилось лишь в 1,7 раза (с 3537 до 6004 ед.). В 2002 г. доля малых предприятий в общей
1 Численность постоянно работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах -до 600 человек. К сожалению, в официальных источниках показатели экономически развитых стран приводятся для малого и среднего бизнеса, что делает их несопоставимыми с показателями развития малого бизнеса в России, т.к. в российском зако-
нодательстве не существует категории «средние предприятия»,
никакие статистические данные об этой группе предприятий не рассчитываются и не публикуются.
http://vvww.ra.siora.rU/analit/tpprfD2.asp#l.
численности предприятий и организаций в Вологодской области была 26%. Доля малых предприятий в общем объеме товаров (работ, услуг), выпускаемых в области, также увеличилась лишь незначительно (в 1,4 раза) и с оставила на конец 2002 г. порядка 5%. Численность занятых в малом бизнеса к 2002 г. только в 1,4 раза превышает уровень 1997 г. и составляет около 21% от общего числа занятых в экономике области. Кроме этого, сохраняется заметная дифференциация уровня развития малого предпринимательства по районам области.
Признавая необходимость поддержки малого бизнеса со стороны органов власти, Правительство Вологодской области, начиная с 2000 г., разрабатывает мероприятия его государственной поддержки, целью которых является улучшение (в рамках региона) внешних условий деятельности субъектов малого предпринимательства. В этом году Постановлением Губернатора области № 299 от 14.04.2003 г. принят очередной подобный документ, сроком действия с 2003 г. по 2005 г. Однако пока никаких сдвигов в лучшую сторону в части условий функционирования малого бизнеса в области не происходит. Если проанализировать изменения ситуации в сфере малого бизнеса области за 2002 г., то они скорее отрицательные. По данным областного комитета госстатистики на конец 2002 г., в Вологодской области функционировало 6004 малых предприятий, что на 248 ед. меньше, чем в 2001 г. (рис. 1). Еще в 2001 г. отмечалось значительное снижение темпов роста числа малых предприятий области (103,9% по сравнению со 123,2% в 2000 г.). По-видимому, это не было случайностью, т.к. в 2002 г. они составили уже 96% к уровню
2001 г. Следует учесть, что в целом по России за 2002 г. количество малых предприятий увеличилось на 4,7% и составило 882 тыс. по сравнению с 843 тыс. в 2001 г.3
В разрезе территорий, по данным сплошного обследования, проведенного областным
5 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад // http://www.пisse.ru/analitics.html?id=dпnpгт.
Источники: Статистический ежегодник Вологодской области. 2000. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2001. - С. 127.; Малый бизнес Вологодской области в 2001 году: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2002. - С.7.; Малый бизнес Вологодской области в 2002 году: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2003 - С.7.; Малый бизнес Вологодской области в январе - июне 2003 года: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2003. - С.6.
Рис. 1. Динамика изменения количества малых предприятий в Вологодской области.
комитетом госстатистики в 2000 г., 40% из числа реально действующих на территории области предприятий 4 приходится на г. Вологду, 33% - на г. Череповец и только 27% -на районы.
Численность занятых в сфере малого бизнеса с 1997 г. увеличилась к 2002 г. в два раза (с 67935 чел. до 132301 чел.), однако, если рассматривать этот показатель в разрезе
малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (табл.1), то можно заметить, что к 2002 г. среднесписочная численность работающих на малых предприятиях составила всего 105% по сравнению с 1997 г., а за 2002 г. она уменьшилась на 7821 чел., что является прежде всего следствием уменьшения самого числа малых предприятий за этот год.
Таблица 1
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях и численность индивидуальных предпринимателей
Показатели 1997 г. 1998 Г. 1999 Г. 2000 г. 2001 Г. 2002 Г.
чел. в % к 1997 г.
Среднесписочная численность работающих на МП всего, чел. в расчете на одно МП, чел. 55 640 60 237 61 350 64 644 66 393 58572 105
15 15 13 11 11 10
Численность индивидуальных предпринимателей, чел. 12 295 17 459 22 161 25 925 29 353 73 729 в 6 р.
Всего занятых в малом бизнесе, чел. 67 935 77 696 83 511 90 569 95 746 132 301 195
Соотношение среднесписочной численности работников малых предприятий в разрезе территорий следующее: 33% - в г. Вологде, 29% - в г. Череповце, 38% - в районах.
Тенденция уменьшения размеров предприятий, приостановившаяся в 2001 г., вновь продолжилась: в 2002 г. на одном предприятии в среднем работало 10 чел. (в 2001 г. -11 чел.).
4
По данным сплошного обследования субъектов малого бизнеса 2000 г в Вологодской области в 2000г. реально функционировало 3181 малое предприятие. Источник: Развитие малого предпринимательства в области. - Вологда: Вологодский
облкомстат, 2001. - С. 9.
На основании такого показателя, как темпы роста численности индивидуальных предпринимателей, в настоящий момент невозможно сделать какие-то выводы ввиду того, что методика их учета, применяемая облкомстатом, с 2002 г. изменилась5 и значение показателя в 2002 г. оказалось несравнимо выше, чем в предыдущие годы. В то же время следует заметить, что сведения 2002 г.
5 С 1996 до 2002 г. численность индивидуальных предпринимателей определялась по данным Вологодского облком-стата, в 2002 г. данные предоставлялись облкомстату Правительством области.
наиболее приближены к реальным. Справочно отметим, что, по данным Министерства РФ по налогам и сборам, численность индивидуальных предпринимателей в Вологодской области на 1 января 2003 г. составила 64273 чел.6 В целом число индивидуальных предпринимателей области в 2002 г. в 6 раз больше, чем в 1997 г.
В результате указанных изменений в методике учета индивидуальных предпринимателей фиксируемая доля занятых в малом бизнесе (суммарное значение среднесписочной численности работников малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) в общей численности занятых Вологодской области увеличилась с 11,8% в 1997 г. до 21 % в 2002 г.
Отраслевая структура малого бизнеса области в последние годы не меняется: на конец 2002 г. по удельному весу отраслей экономики ведущие позиции продолжают занимать торговля и общественное питание (35%), промышленность (19%) и строительство (18%). Далее идут сельское хозяйство (5%), транспорт (2%), здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение (1,5%) и непроизводственные виды бытового обслуживания (1%). Все остальные отрасли эконо-
мики занимают в сфере малого бизнеса менее 1 % общей численности предприятий.
При сравнении степени развития малых предприятий в Вологодской области и РФ можно отметить, что их количество в расчете на 100 тыс. населения в 2002 г. в регионе значительно ниже, чем в России в целом. Так, если в области значение этого показателя равняется 461 ед., то в стране - 613 ед. Кроме того, за 2002 г. значение этого показателя в регионе снизилось на 23 ед.
Ниже среднероссийского уровня и доля занятых на малых предприятиях области (без учета индивидуальных предпринимателей) в общей среднесписочной численности занятых (11,6% по сравнению с 14,5% в РФ). Значение этого показателя в 2002 г. в регионе составило только 88% от уровня 2001 г.7
Тем не менее, среди входящих в Северный экономический регион субъектов РФ 8 области принадлежит первое место по такому показателю, как доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых, и второе (после Республики Карелии) - по количеству зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения.
Таблица 2
Объем произведенной на малых предприятиях продукции (работ, услуг)
(без НДС и акцизов, в действующих ценах)
Показатели 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Всего, млн руб. (в 1997 г. - млрд руб.) 1853,0 2651,1 5012,5 6583,0 8032,0 8599,1
Доля в производстве товаров и услуг в области в целом, % 4,0 5,4 5,8 4,9 5,5* 5,4 (оценка)
* Значение рассчитано на основе оценочных данных за 2001 г. (Основные показатели системы национальных счетов (СНС) по области: Сборник. -Вологда: Вологодский облкомстат, 2002. - С. 29.), из-за отсутствия в настоящее время других официальных статистических данных.
Источники: Статистический ежегодник Вологодской области. 2000. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2001. - С. 125.; Малый бизнес Вологодской области в 2001 году: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2002. - С. 19; Малый бизнес Вологодской области в 2002 году: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2003. - С. 14; Основные показатели системы национальных счетов (СНС) по области за 1995 - 2000 годы: Сборник. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2001. - С. 25, 27, 29; Основные показатели системы национальных счетов (СНС) по области Сборник, - Вологда: Вологодский облкомстат, 2002. - С. 27, 29.
Одним из важнейших показателей для оценки развития малого предпринимательства является объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг). С 1997 по 2001 гг. объем продукции, произведенной малыми предприятиями области, увеличился в 4,3 раза (в действующих ценах,
’ Официальный сайт Министерства РФ по налогам и сборам // http://www.nalog.ru/news/sved/taxpayers_0l0703.shtml.
табл. 2). В 2002 г. он увеличился на 7% в действующих ценах по отношению к 2001 г., однако, учитывая индекс потребительских цен, можно отметить его снижение на 5,3% по сравнению с уровнем 2001 г. (Для справки: в России в целом объем производства в
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад // http://wwwnisse.ru/analitics.Ь1т1?1<1=с1гтргг.
Рассматривались Вологодская, Мурманская, Архангельская области, республики Карелия, Коми.
2002 г., с учетом индекса потребительских цен, увеличился 9 на 18%.)
Доля малых предприятий в общем объеме произведенных товаров и услуг выросла в области по сравнению с 1997 г. в 1,4 раза; надо отметить, что для периода в пять лет это довольно незначительный рост. Причем, по оценке, в 2002 г. значение этого показателя уменьшилось до 5,4% по сравнению с 5,5% в
2001 г.
В разрезе отраслей, согласно официальным статистическим данным, наибольший объем продукции (работ, услуг) дают малые предприятия строительства (30%), промышленности (26%), торговли и общественного питания (20%).
Большую роль в развитии малых предприятий играет объем инвестиций в их основной капитал. После резкого увеличения его номинального объема в 2000 г., в 2001 -
2002 гг. он постепенно снижается (рис. 2), и в 2002 г. его значение лишь в два раза превышает уровень 1999 г. Если в действующих ценах объем инвестиций снизился по сравнению с 2001 г. на 14%, то с учетом индекса потребительских цен - на 17%. При этом среднероссийский показатель составляет 100,4% по отношению к уровню 2001 г.10
Среди других субъектов Федерации Северного экономического региона Вологодская область занимает первое место по объему
инвестиций в основной капитал и второе место (после Республики Коми) - по объему производства продукции (работ, услуг). Однако, если во всех без исключения регионах в 2002 г. отмечается рост объема производства, то в Вологодской области - его снижение. Снижение инвестиций в основной капитал малых предприятий характерно не только для нашей области, но также и для республик Коми и Карелии" .
Такой фактор, как поступление налогов от субъектов малого предпринимательства, отражает, на наш взгляд, не столько уровень развития малого бизнеса, сколько его значимость для экономики. Если поступления налогов по упрощенной системе налогообложения в субъектах РФ Северного экономического региона, как правило, превышают уровень 2001 г. (в Вологодской области - 102% по отношению к 2001 г.), то поступления налоговых сборов по системе единого налога на вмененный доход значительно меньше, чем в 2001 г. (в Вологодской области - 95% по отношению к 2001 г.). Во всех без исключения регионах оба эти показателя заметно ниже среднероссийского (объем налогов, поступивших по упрощенной системе налогообложения, составил в РФ в 2002 г. 117% к 2001 г., объем единого налога на вмененный доход - 114% к 2001 г.)12.
Источники: Развитие малого предпринимательства в области: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2001; Малый бизнес Вологодской области в 2001 г: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2002; Малый бизнес Вологодской области в 2002 году: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2003. - С. 28
Рис. 2. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий Вологодской области
(млн руб.; в 1996 и 1997 гг. - в млрд руб.).
Динамика развития малого предпринимательства в регио- ,, ^ам же
нах России в 2002 году. Ежеквартальный информационно-ана- п
литический доклад // http://www.nisse.ru/analitics. 1Игт>1?|(1=с1гтр1т. Там же.
1° т
Гам же.
Снижение экономических показателей развития малого предпринимательства является следствием того, что условия, в которых ; существуют субъекты малого бизнеса облас-; ти, практически не улучшаются. Их оценки, рассчитанные ВНКЦ ЦЭМИ РАН 13 по методике Российского института стратегического анализа и развития предпринимательства, за период 1999 - 2002 гг. не поднимались выше 3 баллов по 5-балльной шкале. При этом стабильно низкие оценки на протяжении этих лет даются нормативно-правовым условиям функционирования малого бизнеса. Не произошло улучшения и в 2003 г.: степень совершенства нормативно-правовой базы, как в целом, гак и в части, определяемой региональной властью, оценивается предпринимателями на 2,6 балла, налоговой системы - на 2,4 балла «в целом» и на 2,5 балла «в части, определяемой региональной властью». Что касается нормативно-правовых условий, определяемых органами власти муниципалитетов, то наиболее высоко (2,7 балла) оценены нормативно-правовые условия, созданные в г. Череповце, наиболее низко - в районах области (2,4 балла). В Вологде оценка составила 2,5 балла.
Значимой составляющей нормативноправовых условий является административное регулирование малого предпринимательства. В этой сфере наибольшие трудности для предпринимателей представляют получение лицензий и разрешений (47%) и инспекторские проверки (36%). Еще 25% опрошенных считает довольно трудоемким процессом регистрацию предприятия (индивидуального предпринимателя). Добавим, что степень совершенства организационного механизма регистрации предприятий оценена предпринимателями области в 2003 г. в 2,7 балла (наиболее низкая оценка за последние 5 лет).
В ст. 8 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями) определяется, что срок действия лицензии не
13 Начиная с 1995 г ВНКЦ ЦЭМИ РАН, на основе опросов общественного мнения, проводит мониторинг проблем малого бизнеса в области. Последний опрос проходил в апреле
- мае 2003 г Опрошено 256 представителей малого предпринимательства, в т.ч в Вологде - 65, в Череповце - 84, в районах
- 107 человек.
может быть меньше пяти лет. Между тем, опрос предпринимателей показал, что только 15% предпринимателей, занимающихся лицензируемыми видами деятельности, назвали эту цифру. Еще 27% указали, что выданная лицензия была действительна на срок 3 года, и 19% - на срок менее трех лет. Согласно ст. 15 того же Закона суммы лицензионных сборов составляют: за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии - 300 руб., за предоставление лицензии - 1000 рублей. На самом деле картина следующая: только четверть опрошенных предпринимателей, занятых лицензируемыми видами деятельности, указали, что их фактические затраты на получение лицензии не превысили 2 000 руб., у 24% респондентов они составили от 2 000 до 5 000, у 17% - свыше 5 000 руб.
Порядок инспектирования организаций контролирующими органами устанавливается Федеральным законом № 143-ФЭ от 08.08.2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В ст. 7 Закона определяется периодичность плановых проверок в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя - не чаще одного раза в два года14. В ходе опроса 41% опрошенных предпринимателей указали, что за 2002 г. их предприятие было проверено контролирующими органами несколько раз, 34% -один раз, и только 14% отметили, что частота инспекторских проверок соответствует периодичности один раз в два года. Штрафы по результатам проверок, согласно ответам предпринимателей, налагались примерно в каждом втором случае.
Порядок государственной регистрации юридических лиц определяется Федеральным
14 Периодичность внеплановых проверок, которые осуществляются в рамках контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений, в случаях получения информации о нарушениях технологический процессов, возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, обращений граждан, не оговаривается. Кроме того, в соответствии со ст. 1, положения закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, лицензионного, а также государственного метрологического контроля и некоторых других. Все это значительно ограничивает решение вопросов, связанных с частотой инспекторских проверок.
законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями). Согласно ст. 8 Закона государственная регистрация осуществляется в срок не более, чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Но, судя по результатам опроса, эта процедура только у 24% опрошенных предпринимателей заняла 7 дней и менее, у большинства же (46%) - от 7 до 20 дней и еще у 23% респондентов - свыше 20 дней. Однако здесь нужно учитывать необходимость предоставления в регистрирующий орган справок о постановке на учет в территориальных органах фондов социального, пенсионного и медицинского страхования, а также регистрации в налоговом органе. Последнее упрощается в связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 319 от 17.05.2002 г. функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию, возложены на Министерство по налогам и сборам. Тем не менее, все подобные процедуры сбора различных справок занимают дополнительное время предпринимателя и реализация принципа «одного окна» еще достаточно проблематична. Кроме этого, только у 12% опрошенных субъектов малого бизнеса, являющихся юридическими лицами, расходы на регистрацию соответствуют размеру установленной государственной пошлины 15 - 2 000 руб., у 35% опрошенных - до 6 000 руб., а у 31 % - свыше 6 000 руб.
Таким образом, одним из направлений оптимизации нормативно-правовых условий является контроль над соблюдением законодательных актов, регулирующих вопросы администрирования малого предпринимательства. Подобные вопросы необходимо решать в рамках межведомственного взаимодействия, вариантом которого может служить деятельность Межведомственной комиссии по снижению административных барьеров в развитии малого предпринимательства, создан-
15 Федеральным законом № 2005-1 от 09.12.1991 г. «О государственной пошлине» (с изменениями), а также приказом № БГ-3-04/584 от 18.10.2002 г. Министерства по налогам и сборам размер государственной пошлины за регистрацию юридических лиц установлен в размере 2 000 рублей.
ной Постановлением Губернатора Вологодской области от 30.03.2000 г. № 263. При этом необходимо, чтобы ее функции не ограничивались, как в настоящее время, разрешением только спорных вопросов между контролирующими органами и субъектами малого бизнеса, а были бы направлены на создание программы совместных действий по уменьшению административного регулирования предпринимательства.
Негативные воздействия внешней среды нередко вызывают со стороны представителей малого бизнеса защитные реакции, не всегда легальные и находящиеся в рамках закона. Увеличилось с 32 до 40% число предпринимателей, которым приходилось «обходить» некоторые положения нормативных документов. Количество опрошенных, никогда их не нарушавших, осталось практически на прошлогоднем уровне (16%), при этом показатель значительно ниже уровня 2001 г., когда четверть опрошенных ответили, что они всегда придерживались положений нормативных документов. Другими словами, определенная доля предпринимателей сознательно выбирает позицию, при которой выгоднее не соблюдать закон.
В части финансово-кредитных условий как наиболее удовлетворительные в 2003 г. оцениваются предпринимателями области такие факторы, как уровень платежной дисциплины внутри региона (2,8 балла), объем платежеспособного спроса населения на товары и услуги малых предприятий (индивидуальных предпринимателей) и объем регионального рынка субподрядных работ, в выполнении которых могут участвовать субъекты малого бизнеса (по 2,7 балла).
Как неудовлетворительные оценены возможности получения прямой финансовой поддержки субъектов малого бизнеса из регионального фонда (2 балла), что, по всей видимости, связано с тем, что основная структура, призванная обеспечивать финансовую поддержку малого бизнеса, - Вологодский областной фонд государственной и муниципальной поддержки в настоящее время не работает в этом направлении из-за недостаточного финансирования региональных проектов Федеральным фондом развития малого предпринимательства.
Не случайно как неудовлетворительный оценивается и механизм получения гарантий по обязательствам перед финансово-кредитными организациями со стороны региональных органов власти - подобный механизм в нашей области попросту не разработан. В этой связи по-прежнему актуальной остается разработка и внедрение данного механизма, который обеспечит разделение рисков между государством, кредитными организациями и субъектами малого предпринимательства. Примером этого может служить система, разработанная в Ленинградской области, где создано ОАО «Агентство кредитного обеспечения», учредителем которого является областной Комитет по управлению государственным имуществом. Агентство призвано обеспечить часть (15 - 20%) займов и кредитов, необходимых для реализации двух - трехлетних проектов уже работающих и растущих субъектов малого бизнеса16.
Довольно низкой остается и средняя оценка условий получения банковских кредитов (2,3 балла). Но если рассматривать этот фактор в разрезе территорий, то можно заметить, что предприниматели Череповца оценили его чуть выше (2,5 балла), чем в Вологде и районах (2,3 балла). Одной из причин, обусловивших такие низкие оценки, является незначительная роль финансовой поддержки малых предприятий со стороны кредит-но-банковской системы и органов власти как при их создании, так и на этапе развития. И по-прежнему половина опрошенных предпринимателей (54%) предпочитает не использовать заемные средства.
Тем не менее, из числа вкладывающих в развитие своего предприятия заемные средства все больше тех, кто в качестве источников их получения использует банковский кредит (67%). (Для сравнения: в прошлом году эта цифра составляла 41%.) Доля займов, взятых у друзей и знакомых, составляет только 39% (53% - в прошлом году). Кредит пред-приятий-партнеров используют 12% предпринимателей по сравнению с 5% опрошенных в прошлом году. Едва ощутимым остается использование средств государственного
16 Деловая пресса // http://businesspress.ru/newspaper/ агис1е.а$р?т1()=2780&а1с)=264429.
кредита - 2% в 2002 г. и 0,9% в 2003 г., а степень привлечения лизинговых услуг возросла с 1% в 2002 г. до 6% в 2003 г. Субъектами малого агробизнеса в качестве заемных средств, как правило, привлекаются средства сельскохозяйственного кредитного кооператива.
Недостаток собственных финансовых средств отражается, по мнению опрошенных, на каждом восьмом предприятии. Так, 13% респондентов отметили, что на их производстве используется оборудование крайней степени изношенности. 32% предпринимателей оценили степень изношенности оборудования как среднюю, и лишь 17% ответили, что используют в основном новое оборудование. При этом 59% респондентов считают необходимым внедрение на их предприятии инновационных технологий. Такая высокая востребованность инноваций не должна остаться без внимания со стороны органов как региональной, так и муниципальной власти.
В настоящее время вопросы инноваций (не только в сфере малого бизнеса) рассматриваются в рамках работы Научно-координационного совета народнохозяйственного комплекса при первом заместителе Губернатора области. Это уже шаг вперед, т.к. цифры говорят о том, что пришло время для всесторонней проработки этого вопроса, в т.ч. и его финансовой стороны. Ведь не секрет, что на начальной стадии внедрения инновационные технологии - довольно дорогостоящий продукт и не каждое предприятие способно профинансировать новые проекты. Это подтверждает и тот факт, что основным сдерживающим мотивом в использовании инновационных технологий сами предприниматели называют недостаток собственных финансовых средств (70%) и трудности в получении заемных (32%). Кроме того, 16% респондентов чувствуют недостаток информации о новых технологиях и 10%) - о посреднических услугах по разработке и внедрению этих технологий. Здесь также следует отметить, что 31% субъектов малого бизнеса, прошедших анкетирование, тратят на развитие своего производства от 20 до 50% прибыли и 32% - от 50 до 100%.
Одним из видов финансовой поддержки субъектов малого бизнеса является предоставление им государственных и муниципаль-
ных заказов. Из оценок, данных предпринимателями степени совершенства организационного механизма распределения госзаказа на поставку товаров и субподрядных работ, можно предположить, что больше подобных возможностей предоставляется предпринимателям г. Череповца (оценка - по 2,7 балла). В Вологде такие оценки составляют 2,5 и 2,3 балла.
Таким образом, результаты опроса подтверждают необходимость развития различных видов финансовой поддержки малого бизнеса. Это и банковское кредитование, и лизинговые услуги, и организации микрокредитования (кредитные союзы, сельскохозяйственные кредитные кооперативы и общества взаимного кредитования). По-прежнему актуальна потребность в разработке механизма получения гарантий со стороны региональных и муниципальных органов власти по обязательствам перед финансово-кредитны-ми организациями и в развитии системы предоставления государственных заказов малым предприятиям. Развитие данной системы, несомненно, нужно начинать с приведения в соответствие положений областных законов «О закупках и поставках товаров, работ, услуг для государственных нужд Вологодской области» (№ 487-03 от 22.03.2000 г.) и «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Вологодской области» (№ 80-03 от 30.05.1996 г.), с тем чтобы законодательно закрепить долю государственных заказов, предоставляемых субъектам малого бизнеса.
Среди внешних условий функционирования субъектов малого бизнеса наиболее высоко оценена степень удовлетворенности предпринимателей существующей в регионе инфраструктурой развития и поддержки малого бизнеса. При этом прослеживается дифференциация оценок по территориям -наиболее высокие оценки характерны для г. Череповца. Это подтверждает тот факт, что муниципальный уровень управления обладает значительным потенциалом в части совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, поскольку именно здесь могут быть учтены интересы и потребности различных групп предпринимателей и созданы возможности для расшире-
ния сферы малого бизнеса, исходя из конкретных условий муниципального образования.
Несмотря на то, что оценки степени наличия квалифицированных трудовых ресурсов сравнительно более высокие, 45% респондентов отмечают, что их предприятие нуждается в кадрах, в т.ч.: в специалистах по продажам (18%), технологах (9%), бухгалтерах (7%), работниках управленческого аппарата (4 %).
Треть опрошенных предпринимателей испытывает необходимость дополнительного обучения работников своего предприятия на краткосрочных курсах повышения квалификации по специализированным программам. (В настоящее время на 80% предприятий, как отмечают опрошенные, обучение персонала проводится в ходе работы, и только на 20% - на специализированных курсах, при этом в районах численность обучаемых на курсах выше, чем в Вологде и Череповце.) За обучение своих сотрудников 40% предпринимателей готовы платить от 50 до 100 долларов в расчете на одного человека, 16% - от 100 до 200 долларов, 10% - до 50 долларов. Также треть предпринимателей признает необходимость дополнительного обучения и себя лично. В большинстве случаев они готовы потратить на это от 50 до 100 долларов. Предприниматели отмечают, что испытывают недостаток знаний в таких областях, как:
• планирование бизнеса, в т.ч. на долгосрочную перспективу (19%);
• правовые вопросы малого предпринимательства (17%);
• маркетинг (15%);
• трудовое законодательство (13%);
• управление малым предприятием (12%);
• подбор персонала и управление им (9%).
К сожалению, на фоне всех проблем в
сфере малого предпринимательства (это и несовершенство нормативно-правовой базы, и административное давление, и трудности в получении заемных средств при острой нехватке собственных, и ряд других) в течение нескольких лет большинством опрошенных (80 - 90%) государственная помощь по-прежнему оценивается как крайне недостаточная или вообще отсутствующая. Не изменилась ситуация и за 2003 год: оценка этой помощи как существенной была дана только
одним процентом респондентов. Следует заметить, что в первую очередь предприниматели ожидают поддержки от муниципальных органов власти (18%), затем - от региональных (12%) и федеральных (8%). Четверть предпринимателей считает, что благоприятные условия для развития малого бизнеса можно создать только равными усилиями органов власти всех уровней.
Одним из существенных факторов, определяющих отношение предпринимателей к деятельности властных структур, несомненно, является их информированность о реальных мерах по поддержке малого бизнеса в области. Тем не менее, только 12 - 15% респондентов в достаточной степени осведомлены о деятельности Правительства области и администраций районов в сфере поддержки малого бизнеса и еще треть знакома с подобной деятельностью частично. Половина же респондентов не имеет информации о мерах, предпринимаемых властью для развития малого бизнеса (с учетом затруднившихся ответить, которые, по-видимому, также проявляют неосведомленность).
На наш взгляд, этому есть два возможных объяснения: либо органы региональной и местной власти уделяют недостаточное внимание освещению в прессе своих действий по поддержке малого бизнеса, либо их деятельность в этом направлении недостаточно активна. Стабильное (начиная с 2001 г.) снижение оценок результативности взаимодействия органов региональной и местной власти с предпринимателями подводит нас именно к последнему предположению.
Таким образом, оценивая изменения показателей развития малых предприятий, можно сделать вывод о том, что темпы развития малого предпринимательства явно недостаточны для того, чтобы сейчас или в будущем эта сфера могла обеспечивать стабильность экономики области, а в 2002 г. в ее развитии отмечался явный спад. Учитывая остающиеся практически без изменений в лучшую сторону условия функционирования субъектов малого бизнеса, включая и государственную поддержку, легко предположить, что все это не только не случайность, а скорее закономерность. Эффективность мероприятий, проводимых на федеральном уровне, еще достаточно низка. В частности, принятые законодательные акты, имеющие своей целью дебю-
рократизацию сферы малого предпринимательства, не дали ожидаемого эффекта, изменения в налоговых режимах также лишь незначительно улучшили положение предпринимателей. Кроме того, ряд законов (об обществах взаимного кредитования, о едином (поземельном) налоге для сельхозтоваропроизводителей и др.) «застряли» на уровне проектов, хотя и признается необходимость их принятия. Не решена ключевая проблема увеличения роли природно-ресурсной ренты в формировании финансово-бюджетных ресурсов, в связи с чем значительное бремя социальных расходов в виде налогов ложится на малый бизнес.
Но здесь следует признать, что если законодательные акты, включая налоговую политику, формируются на уровне Федерации, то задача развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса, безусловно, лежит на региональных и муниципальных органах власти. Однако мероприятия, проводимые в настоящее время и на этих уровнях, неэффективны. Поэтому региональным и муниципальным органам власти необходимо, в первую очередь, пересмотреть свой подход к осуществлению поддержки малого бизнеса - таким образом, чтобы перейти от формальных действий к практической помощи. При этом целесообразно, с одной стороны, создать благоприятные условия для уже существующих субъектов малого бизнеса, с другой - расширять сферу малого предпринимательства путем создания благоприятных условий для желающих начать свой бизнес.
Следует отметить значительные недостатки в системе статистического учета малых предприятий. Отсутствие сегодня сопоставимых экономических показателей не позволяет провести системный анализ по таким отраслям, как наука и научное обслуживание, здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение, культура и искусство, непроизводственные виды бытового обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство. Между тем эти отрасли определены Правительством Вологодской области как приоритетные в сфере малого бизнеса и учитывать уровень и динамику их развития необходимо для планирования мероприятий по созданию благоприятных внешних условий деятельности субъектов малого бизнеса, занятых в этих отраслях.