Научная статья на тему 'Малый бизнес как фактор повышения уровня занятостии доходов населения региона'

Малый бизнес как фактор повышения уровня занятостии доходов населения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1782
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / REGION’S ECONOMY / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ENTREPRENEURIAL ABILITIES OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теребова Светлана Викторовна

Важнейшим источником повышения уровня занятости и доходов населения является малый и средний бизнес. Данные статистики свидетельствуют о том, что в настоящее время в России потенциал этой сферы используется не в полной мере. Для того чтобы переломить сложившуюся ситуацию, вовлечь население в занятие бизнесом, необходима реализация комплекса мер, направленных на улучшение предпринимательского климата и раскрытие предпринимательского потенциала населения. Кроме того, важным шагом является разработка и принятие концепции и долгосрочной программы развития малого и среднего бизнеса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small business as the factor increasing the employment rate and incomes of the population

Small and medium business is the most important source of increasing em-ployment and incomes of the population. The statistics show that at present the potential of this sphere is not used to the fullest extent in Russia. In order to over-come the existing difficulties, involve the population in business, it is necessary to implement a set of measures aimed at the improvement of the business climate and the disclosure of the population’s entrepreneurial potential. Furthermore, an important step is the development and adoption of the concept of the long-term development programme of small and middle business in the region.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес как фактор повышения уровня занятостии доходов населения региона»

УДК 334.012.64:331.5(470.12)

ББК 65.290.31+65.240.51(2Рос-4Вол) © Теребова С.В.

Малый бизнес как фактор повышения уровня занятости и доходов населения региона*

Важнейшим источником повышения уровня занятости и доходов населения является малый и средний бизнес. Данные статистики свидетельствуют о том, что в настоящее время в России потенциал этой сферы используется не в полной мере. Для того чтобы переломить сложившуюся ситуацию, вовлечь население в занятие бизнесом, необходима реализация комплекса мер, направленных на улучшение предпринимательского климата и раскрытие предпринимательского потенциала населения. Кроме того, важным шагом является разработка и принятие концепции и долгосрочной программы развития малого и среднего бизнеса в регионе.

Малый и средний бизнес, экономика региона, предпринимательские способности населения.

Светлана Викторовна ТЕРЕБОВА

кандидат экономических наук, зав. ИСЭРТ РАН [email protected]

отделом инновационном экономики

Повышение качества и уровня жизни населения — приоритетная задача социально-экономического развития России. Для ее решения требуется преодоление наиболее остро стоящих проблем низкого уровня жизни населения, безработицы, высокой дифференциации общества. Так, по данным Росстата, в 2011 году порядка 13% населения (18,1 млн. чел.) имели доходы ниже прожиточного минимума [14], в Вологодской области — 17,8% (213,6 тыс. чел. [15]).

Согласно результатам социологических опросов, проводимых ИСЭРТ РАН, процент бедных еще выше: 38% жителей региона относят себя к категории бедных,

у 53% — денег достаточно только для приобретения необходимых продуктов и одежды1. Таким образом, уровень жизни большинства граждан достаточно низок.

Одним из факторов, позволяющих повысить доходы населения, выступает развитие малого бизнеса. Именно малое предпринимательство является основой формирования «среднего класса», следовательно, способствует ослаблению присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации.

По официальным данным, уровень безработицы в стране в 2012 г. равнялся 6,5%. Это означает, что порядка 5 млн. россиян, 45% из которых женщины, не имели

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ «Построение многофакторной модели развития малого и среднего предпринимательства в регионе» (№12-06-31121).

1 По данным опроса ИСЭРТ РАН в 2011 г.

работы [17]. Средний возраст безработных составил 35 лет. Согласно нашим исследованиям, именно в этом возрасте население обладает наибольшим предпринимательским потенциалом.

Тем не менее в структуре денежных доходов российского населения доходы от предпринимательской деятельности составляют всего лишь 8,9% (в 2011 г.), причем это на 7,5% ниже, чем в 1995 г. (табл. 1), что свидетельствует об использовании потенциала малого бизнеса не в полной мере. В Вологодской области за исследуемый период данный показатель незначительно увеличился — до 10,6%. Надо отметить, что среди показателей регионов СЗФО и РФ в 2011 г. это самый высокий

показатель, на 5,5 и 1,7% превышающий средний по округу и стране соответственно.

Как известно, малый бизнес выполняет важную функцию «социального лифта». Предприимчивый человек, используя свои способности, может организовать бизнес и самостоятельно повысить социальный статус и уровень жизни. Политика стимулирования малого предпринимательства позволит снизить уровень безработицы, повысить доходы граждан. В решении этих вопросов роль малого и среднего бизнеса в некоторых странах мира весьма велика и от стабильного развития данного сектора экономики зависит благосостояние значительной (а то и большей) части населения (табл. 2).

Таблица 1. Доля доходов от предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов населения (в % от общего объема денежных доходов)

Территория Год Абс. откл.

1995 2000 2005 2010 2011 2011-1995 гг.

Вологодская область 10 10,1 10,1 11,7 10,6 0,6

Архангельская область 17,5 14,8 10,5 10 9,5 -8

Псковская область 18,3 14 13,8 9,3 8,3 -10

Новгородская область 13,2 18,2 13,7 8,9 7,6 -5,6

Ленинградская область 15,7 8,6 9,7 6,4 7,6 -8,1

Республика Коми 8,2 17 10,5 7 6,3 -1,9

Республика Карелия 13,6 13,9 13,6 5,3 6,0 -7,6

Калининградская область 14,9 10,7 5,5 5,3 6,0 -8,9

Мурманская область 13,7 17,3 13,7 7,3 5,4 -8,3

г. Санкт-Петербург 18,4 11,2 4 2,2 2,0 -16,4

РФ 16,4 15,4 11,4 9,3 8,9 -7,5

СЗФО 15,4 13 7,7 5,4 5,1 -10,3

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru

Таблица 2. Вклад малых и средних предприятий (МСП) в экономику некоторых стран мира

Показатель Япония Таиланд ЕС США Китай Россия

Доля предприятий МСП в общем числе организаций, в % 99,7 99,8 99,8 99,7 99,8 33,3

Доля работников МСП в общем числе работников всех предприятий, в % 70,0 75,4 69,7 50,3 82,0 20,9

Источники: Условия развития малого бизнеса на примере России и Китая. - Режим доступа: http://www.rppe.ru/wp-content/ uploads/2011 /05/radchenko-mv-sokolova-gv.pdf); Малый бизнес в Китае. - Режим доступа: http://www.kapitalpress.ru/kapitalist/ archive/2007/19/635/; Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы: монография / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 160 с.

Развитию малого предпринимательства в нашей стране уделяется большое внимание. Так, за годы реформ сложилась достаточно разветвленная система государственной и общественной поддержки этого сектора экономики на региональном уровне. Формируется институциональная инфраструктура, призванная обеспечить благоприятные условия для формирования и развития малых предприятий, оказывать им те услуги, которые они — в силу своих принципиальных особенностей — не могут покупать на рынке либо рынок их не предлагает [10]. На эти цели за последние три года в регионы страны из федерального бюджета было направлено 124,5 млрд. рублей, в 2013—2015 гг. планируется выделить еще 67,8 млрд. рублей.

В Вологодской области инфраструктурная поддержка субъектов предпринимательской деятельности осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009—2012 годы»2 с общим объемом финансирования 284,6 млн. руб. [3]. С 2013 г. в силу вступила государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Вологодской области на 2013—2016 гг.» [2], согласно которой в сферу предпринимательства планируется направить 686 млн. руб.

Благодаря целенаправленной поддержке государства за 2000—2012 гг. число малых предприятий в регионе возросло почти в два раза (табл. 3). Основная их

2 В ходе ее реализации предпринимателям оказывалась поддержка по следующим направлениям: финансовая (гранты на создание собственного дела, реализацию инновационных проектов; субсидии по уплате процентов по кредитам, по лизинговым платежам; создан Гарантийный фонд; Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства); поддержка внешнеэкономической деятельности (создан Евро Инфо Корреспондентский центр; выделяются субсидии для экспортно-ориентированных предприятий); предоставление офисных помещений (на базе БУ ВО «Бизнес-инкубатор»); консультационные и информационные услуги, обучение.

часть (75%) сосредоточена в крупных городах: Вологде (43%) и Череповце (32%).

По данным официальной статистики [17], в период 2005—2011 гг. наблюдается устойчивое снижение коэффициента открытия малых предприятий3. Сальдо между ним и коэффициентом закрытия предприятий остается положительным, но имеет динамику сокращения. При дальнейшем сохранении таких тенденций, без принятия соответствующих мер по их устранению, для малого бизнеса возможно наступление критического момента, когда закрываться будет больше предприятий, чем открываться, что негативно скажется на занятости в данном секторе экономики.

За период с 2000 по 2008 г. численность работников малых предприятий увеличилась (табл. 4). Однако в 2009—2011 гг. она сократилась на 23%, то есть более чем на 15 тыс. человек. Одной из причин такой динамики является финансово-экономический кризис, который начался в сентябре 2008 г. и в результате которого возросли тарифы при одновременном сокращении спроса на продукцию/услуги предприятий. При этом политика налоговых органов в отношении субъектов малого предпринимательства не изменилась. Кроме того, согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], с 2008 года из состава малых предприятий (с численностью работников от 16 до 100 человек) были выделены микропредприятия (15 человек), что также способствовало сокращению численности работников в группе «малые предприятия».

3 В Вологодской области в 2011 г. количество новых предприятий на 1 тыс. существующих сократилось на 10% по сравнению с предыдущим годом. Количество официально закрытых малых предприятий на 1 тыс. существующих увеличилось на 63% по сравнению с 2010 г. и в два раза по сравнению с кризисным 2008 г. Это может свидетельствовать о том, что малый бизнес устремился в тень, а также о том, что условия для его ведения, несмотря на активную государственную поддержку, стали хуже, чем в 2008 году.

Таблица 3. Количество малых предприятий (ед. на 100 тыс. чел. населения)

Территория 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.* 2012 г. к 2000 г., %

г. Санкт-Петербург 2309,5 2494,4 2767,4 2381,6 3401,8 3296,9 142,8

Калининградская обл. 793,2 955,0 2324,6 2963,7 2046,8 2027,4 255,6

Республика Карелия 546,3 656,9 686,9 2209,3 1416,4 1421,8 260,3

Республика Коми 380,8 454,2 861,3 2416,6 1276,7 1303,3 342,3

Новгородская обл. 419,9 373,3 686,7 2396,7 1142,1 1142,8 272,2

Архангельская обл. 347,9 369,8 701,6 1934,3 1029,4 1038,7 298,6

Псковская обл. 355,5 520,1 445,4 2281,8 926,0 929,5 261,5

Ленинградская обл. 712,8 709,8 864,8 1603,2 880,1 841,9 118,1

Вологодская область 453,2 388,7 522,6 831,1 825,3 834,7 184,2

Мурманская обл. 311,2 347,2 663,1 2061,7 748,2 774,1 248,7

СЗФО 1100,8 1198,3 1515,6 1131,6 1868,2 1902,6 172,8

РФ 601,0 686,0 949,7 868,0 1276,1 1283,6 213,6

* Данные за январь-сентябрь 2012 г. Источники: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru; Единая межведомственная информационно-статистическая система. - Режим доступа: http://fedstat.ru; Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 49 с.

Таблица 4. Среднесписочная численность работников малых предприятий (без микропредприятий), тыс. чел.

Территория 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.* 2012 г. к 2000 г., %

г. Санкт-Петербург 628 633 698,2 630,7 522 630 350,7 55,8

Вологодская область 65 62 82,4 66,9 55,2 51,3 67,9 104,5

Ленинградская область 117 139 135,8 120,7 89 118 59,5 50,8

Архангельская область 31 32 70,3 58,1 81 74 57,2 184,5

Калининградская область 52 105 120,7 103,5 91 68 54,4 104,6

Республика Коми 29 50 77,1 69,3 68 52 41,7 143,8

Псковская область 25 35 45,4 42,2 55 44 41,4 165,6

Республика Карелия 28 32 38,0 43,3 52 49 38,7 138,2

Новгородская область 29 38 50,3 41,9 49 46 37,5 129,3

Мурманская область 25 31 40,1 38,3 57 39 32,2 128,8

СЗФО 1028 1155 1367,6 1214,8 1162 1197 785,4 76,4

Россия 6597 8045 11412 10247,5 11097 9692 6758,2 102,4

* Данные за январь-сентябрь 2012 г. Источники: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru; Единая межведомственная информационно-статистическая система. - Режим доступа: http://fedstat.ru; Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 49 с.

Наибольшее количество занятых в малом бизнесе сосредоточено в сфере торговли (25,4%), операций с недвижимым имуществом (18,1%), обрабатывающих производств (17,5%). Такое распределение работников соответствует структуре малого бизнеса, которая характеризуется низким

уровнем диверсификации: основную долю занимают торговля и операции с недвижимым имуществом, суммарно составляющие более 50% [17]. Привлекательность данной сферы деятельности объясняется прежде всего низкими затратами и высокой оборачиваемостью капитала.

За рассматриваемый период в распределении численности работников малых предприятий по видам экономической деятельности произошли следующие изменения (табл. 5). На предприятиях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, количество занятых увеличилось на 8%, в строительстве и сельском хозяйстве, наоборот, сократилось на 8 и 6% соответственно. Данные трансформации являются следствием изменений в структуре малого бизнеса.

Так, в 2012 г. по сравнению с 2005 г. на 7% увеличилось количество предприятий, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг. Возможно, это связано с проводимой государством политикой реформирования сферы ЖКХ. Поскольку в 2005 году был введен новый Жилищный кодекс, согласно

ему коренным образом были изменены подходы к управлению жилищно-коммунальным комплексом. Самоуправление (ТСЖ) было признано неэффективным, и его место заняло профессиональное управление в лице частных управляющих организаций [13], что активизировало появление малого бизнеса в сфере ЖКХ. Кроме того, рост числа предприятий в рассматриваемой сфере связан с развитием рынка недвижимости (в т. ч. услуг риэлторов).

В области строительства и сельского хозяйства количество малых предприятий сократилось, соответственно, на 3 и 3,5%. Процент сокращения предприятий меньше, чем занятых на них работников. Это может свидетельствовать о вынужденных увольнениях, проводимых предприятиями с целью оптимизации деятельности.

Таблица 5. Распределение численности работающих на малых предприятиях по видам экономической деятельности, %

Вид экономической деятельности Год Абс. откл. 2012-2005 гг.

2005 2008 2011 2012*

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22,6 21,9 26,7 25,4 2,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 10,5 10,5 14,9 18,1 7,6

Обрабатывающие производства 19,4 17,3 18,4 17,5 -1,9

Строительство 20,8 23,7 12,4 13,1 -7,7

Сельское хозяйство, охота 14,8 13,3 11,6 9 -5,8

Транспорт и связь 6,4 5,4 5,4 6 -0,4

Гостиницы и рестораны 1,1 2,8 4,4 5 3,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,6 1,1 2,93 3,1 2,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,8 0,5 0,9 1,2 0,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,1 2,6 1,32 1 -1,1

Финансовая деятельность 0,3 0,3 0,5 0,22 -0,08

Добыча полезных ископаемых 0,0 0,2 0,32 0,2 0,2

Образование 0,1 0,1 0,12 0,1 0

Рыболовство, рыбоводство 0,5 0,3 0,11 0,08 -0,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТОГО 100 100 100 100

* Данные за январь-сентябрь 2012 г. Источники: Малое предпринимательство в области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2008. - 101 с.; Малый бизнес Вологодской области в январе-сентябре 2012 года: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 42 с.; Малое предпринимательство в области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2009. - 72 с.; Малый бизнес Вологодской области в январе-сентябре 2012 года: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 42 с.

Рисунок 1. Количество фактически работающих индивидуальных предпринимателей в Вологодской области, тыс. чел.

Источники: Малое предпринимательство Вологодской области в 1996-2001 годах: тенденции и приоритетные направления дальнейшего развития: инф.-аналит. зап. / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. - Вологда, 2002. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/ Ьи^эпе/эээ/та11/2.Мт; Малое и среднее предпринимательство в Вологодской области. 2010: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - 49 с.; Малый бизнес Вологодской области в январе-сентябре 2012 г.: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 49 с.

Для малого бизнеса характерно активное привлечение работников на условиях вторичной занятости. Так, наряду с работниками списочного состава, на предприятиях в 2012 г. было занято порядка четырех тысяч внешних совместителей и сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, что составляет 6% от общей численности работников малых предприятий.

Рабочие места создаются и индивидуальными предпринимателями. За период с 2000 по 2009 г. в Вологодской области наблюдается рост численности индивидуальных предпринимателей на 66%: собственное дело открыли 17 тыс. человек (рис. 1). С 2009 г. в регионе реализуется программа по снижению напряженности на рынке труда, предусматривающая мероприятия по организации самозанятости безработных граждан.

В 2012 г. наметилась тенденция сокращения количества индивидуальных предпринимателей — более трех тысяч их закрылось только за декабрь 2012-январь 2013 г. [4] (для сравнения: за первое полугодие 2012 г — порядка 4 тыс.)4. Скорее всего, это связано с тем, что с 2011 г. возросла нагрузка по социальным налогам на малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. Общая ставка налога на фонд оплаты труда составила 34% против действовавших ранее

4 За период с 2000 г. в регионе прекратили свою деятельность 77,9 тыс. предпринимателей. В целом

главной причиной закрытия бизнеса российских индивидуальных предпринимателей (60% закрытий) стало их решение о прекращении деятельности. Основной причиной закрытия бизнеса иностранных граждан послужило аннулирование документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (26% случаев закрытия). Источник: Статистические сведения

об индивидуальных предпринимателях, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (www.nalog.ru).

14% от зарплаты сотрудников в качестве социальных налогов для предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, и 26% — для использующих общую систему налогообложения [6]. Кроме того, предельная величина базы для начисления страховых взносов возросла более чем на 11% в 2011 г. и на 11% в 2012 г. по отношению к предыдущему году.

Если не изменить ситуацию, возможно нарастание процесса свертывания деятельности и малых предприятий, и индивидуальных предпринимателей, что негативно скажется на пополнении муниципальных бюджетов (55% индивидуальных предпринимателей приходится на районы области). Кроме того, это может привести к снижению заработной платы сотрудников малых предприятий, уровня жизни жителей региона, усилению социальной напряженности в обществе.

С 2005 по 2008 г. среднемесячная заработная плата сотрудников малых предприятий увеличилась на 41% — до 17 тыс. руб. (рис. 2). В 2009 г. произошло ее снижение почти на 20% по сравнению с 2008 г., что связано с финансово-экономическим кризисом, повлекшим за собой снижение оборота компаний.

Наибольшие доходы получают работники предприятий, занимающихся финансовой деятельностью, добычей полезных ископаемых, хотя доля таких работников в общем их количестве едва превышает 2% (рис. 3). Оплата труда в сфере финансовой деятельности в два раза выше, чем в сельском и лесном хозяйстве.

В сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, где сосредоточен наибольший процент работников,

Рисунок 2. Среднемесячная заработная плата одного работника малого предприятия Вологодской области (в сопоставимых ценах 2012 г.), тыс. руб.

18

16

14

12

10

8

6

4

2

0

12,1

13,4

13,1

17,1

2005 г.

2006 г. 2007 г.

14,4

13,2

2008 г. 2009 г.* 2010 г.

14

2011 г.

О Среднемесячная заработная плата одного работающего, тыс. руб.

13,5

2012 г.**

* Включая микропредприятия.

** Январь-сентябрь.

Источники: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru; Единая межведомственная информационно-статистическая система. - Режим доступа: http://fedstat.ru

Рисунок 3. Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий (без микропредприятий), организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по отдельным видам экономической деятельности в 2012 г., тыс. руб.

Область

Добыча полезных ископаемых Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Транспорт и связь Обрабатывающие производства Строительство

Оптовая и розничная торговля, ремонт

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Финансовая деятельность

13,51

16,1

19,53

24,94 И 28,57

17,6

27,37

32,58 | 32,68

17,54

19,91

26,57

12,37

18,8

И 42,35

------1-----------1-----------1----------1-----------1-----------1----------1-----------1-------------1

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

□ Организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства

□ Малые предприятия (без микропредприятий)

Источник: Малый бизнес Вологодской области в 2012 году: стат. бюлл. / Вологдастат. - Вологда, 2013. - 41 с.

наблюдается невысокий фонд начисленной заработной платы — порядка 12 тыс. рублей ежемесячно на работника.

На протяжении рассматриваемого периода уровень заработной платы работающих на малых предприятиях остается невысоким — лишь 60% от среднего по региону. На наш взгляд, это может объясняться выдачей зарплат «в конвертах», а также небольшим по сравнению с крупным и средним бизнесом оборотом малых предприятий. При этом за период с 2008 по 2011 г. их оборот в расчете на одну организацию снизился на 13%, инвестиции в основной капитал — в шесть раз (табл. 6).

Доля прибыльных организаций осталась прежней, однако рентабельность проданных товаров, и так находящаяся на невысоком уровне, сократилась еще на 1,2%. Это может свидетельствовать об увеличении себестоимости выпускаемой предприятиями продукции/оказываемых услуг, вызванном ростом цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы, оборудование, а также вследствие использования устаревшего оборудования и технологий.

Для предприятий малого бизнеса, функционирующих в регионе, характерна высокая степень износа основных фондов, особенно в сфере добычи полезных ископаемых (59%), транспорта и связи (44%),

Таблица 6. Показатели оценки финансово-экономического состояния субъектов малого бизнеса Вологодской области

Показатель Ед. измерения Год

2008 2009 2011 Абс. откл. 2011 - 2008

Доля предприятий в общем числе организаций % 18,3 18,9 25,3 7,0

Оборот предприятий в расчете на одну организацию млн. руб. 14,9 12,1 12,9 -2,0

Инвестиции в основной капитал в расчете на одну организацию млн. руб. 0,54 0,17 0,09 -0,45

Доля прибыльных организаций % 74,7 70,1 74,2* -0,5

Рентабельность проданных товаров, продукции % 4,2 3,2 3,0* -1,2

* Информация за 2010 г. Источники: Малый бизнес в Вологодской области в 2011 году: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2012. - С. 5; Финансовое и имущественное состояние организаций малого бизнеса Вологодской области в 2008-2010 годах: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2011. - С. 25, 34, 60.

строительства (43%), сельского хозяйства (40%), обрабатывающих производств (37%). Снижение объема инвестиций в развитие малого бизнеса, низкий уровень рентабельности предприятий создает нехватку финансовых ресурсов для модернизации и замены основных фондов.

В то же время создание конкурентоспособной продукции на изношенном оборудовании затруднительно. Особенно обостряет эту проблему вступление России в ВТО, поскольку предприятия фактически оказываются на открытых рынках. Согласно данным опроса, только 16% предприятий имеют высокий уровень конкурентоспособности на международном рынке5 [5]. Среди барьеров, мешающих активно продвигать отечественный продукт на международные рынки, респонденты отмечали и высокие экспортные пошлины (37,1%), дороговизну и продолжительность таможенного оформления (35,5%), отсутствие средств на рекламу (30,6%).

Выявленные тенденции позволяют заключить, что в сфере бизнеса региона идет количественное увеличение, но нет качественного развития. И эту ситуацию можно охарактеризовать как кризисную.

5 По данным опроса ИСЭРТ РАН в 2012 г. (опрошено 100 субъектов малого и среднего бизнеса).

В числе основных причин, ее обусловивших, видится отсутствие благоприятной предпринимательской среды6.

Для повышения занятости и доходов населения через развитие малого и среднего бизнеса требуется комплексная работа по улучшению качества предпринимательской среды, а также разработка мероприятий, направленных на раскрытие и реализацию предпринимательского потенциала населения7. В числе ключевых направлений развития малого бизнеса, на наш взгляд, необходимо выделить следующие (табл. 7).

Рассмотренные мероприятия целесообразно реализовывать комплексно, на системной основе, в рамках долгосрочной программы развития малого и среднего бизнеса в регионе. Данный документ должен быть направлен на создание максимально комфортных условий для ведения и развития бизнеса, а также системы

6 Качество предпринимательской среды определяется двумя группами факторов: а) макроэкономическими (спрос, уровень сбережений, уровень насыщенности локальных рынков, наличие платежеспособного спроса населения на товары и услуги предприятий и т.д.); б) экономической политикой (налоговый режим, административные барьеры, контрольные процедуры, наличие инфраструктуры и т.д.).

7 Предпринимательский потенциал — готовность к риску и принятию ответственности, образовательный уровень, профессиональная подготовка и т. п.

Таблица 7. Направления повышения занятости и доходов населения через развитие малого бизнеса

Направление Мероприятия

Вовлечение населения в занятие предпринимательством Введение преподавания основ предпринимательской деятельности начиная ещё со школьной скамьи, а не только в вузе. Организация встреч школьников, студентов с успешными предпринимателями. Разработка и реализация специальных программ для отдельных категорий граждан (женщин-предпри-нимателей; безработных, поддержка молодых предпринимателей). Обучение потенциальных предпринимателей бизнес-планированию, навыкам ведения бизнеса. Формирование положительного имиджа предпринимателя, распространение позитивного опыта ведения бизнеса, создание традиций малого предпринимательства.

Поддержка создания новых предприятий Финансирование стартового капитала малых предприятий*; целесообразность его предоставления на условиях возвратности. Освобождение от налогов на имущество и оборудование на первоначальном этапе развития бизнеса. Помощь при регистрации предприятий. Предоставление на льготных условиях офисных площадей, оборудования.

Содействие развитию уже существующих предприятий малого бизнеса Снижение затрат и сроков подключения к инженерным сетям. Развитие государственно-частного партнерства при выделении земельных участков под строительство. Развитие системы венчурного финансирования. Совершенствование механизмов лизинга для субъектов малого предпринимательства. Развитие общественных объединений и ассоциаций предпринимателей. Увеличение кредитования малого бизнеса через расширение субсидирования процентных ставок по государственным программам.

* В Вологодской области реализуется программа по снижению напряженности на рынке труда, в рамках которой предоставляются гранты на создание своего дела (в размере 50 тыс. руб.). Однако выделяемые суммы грантов недостаточны для открытия своего дела. Согласно данным опроса ИСЭРТ РАН, по мнению жителей региона, для открытия своего дела необходима сумма порядка 1,3 млн. руб.

мотивации, для того чтобы активизировать вовлечение населения в занятие малым бизнесом и содействовать развитию уже существующих предприятий.

Программу следует строить на анализе ситуации, сложившейся в сфере бизнеса. Заметим, что данные, публикуемые официальной статистикой, а именно количество малых предприятий, численность их работников, объем оборота и инвестиций, представляют количественные показатели, но не позволяют дать качественную характеристику бизнеса и оценить возможности его роста. Для этого целесообразно вести мониторинг по таким показателям, как размер затрат

с разбивкой по статьям, суммы сборов и налогов, перечисленные в бюджет и т.д.

В программе должны быть определены целевые показатели развития предпринимательства, включая отраслевые индикаторы, и разработаны планы развития малого бизнеса в разрезе муниципалитетов.

Работа в перечисленных направлениях будет способствовать улучшению предпринимательского климата. Чем он лучше в регионе, тем выше число потенциальных и активных предпринимателей. Развитие малого бизнеса позволит повысить уровень жизни населения и социальную стабильность в обществе, что, в свою очередь, обеспечит устойчивый экономический рост.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209—ФЗ // КонсультантПлюс.

2. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Вологодской области на 2013—2016 гг. [Электронный ресурс]: государственная программа: утв. Постановлением Правительства области от 3 октября 2012 г. №1156. — Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1927255.

3. Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009—2012 годы (ред. от 04.06.2012) [Электронный ресурс]: долгосрочная целевая программа: утв. Постановлением Правительства области от 27 января 2009 г. №118. — Режим доступа: http://www.smb35.ru/state_support/ vrp_118_270109_programme.pdf.

4. Данные Управления федеральной налоговой службы по Вологодской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.r35.nalog.ru.

5. Изучение готовности экспортно-ориентированных малых и средних предприятий Вологодской области к деятельности в условиях повышения конкуренции при присоединении России к ВТО [Текст]: отчет о НИР / исполн. С.В. Теребова, В.С. Усков, Д.И. Папин, С.С. Морозов, В.Н. Маковеев, Е.А. Мазилов. — Вологда, 2012. — 123 с.

6. Итоги развития малого и среднего бизнеса в России за 2011 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://d290351.u72.ukrhosting.eom/subpage67.html#razdel1.

7. Малый бизнес в Вологодской области в 2011 году [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. — Вологда, 2012. — 49 с.

8. Малый бизнес Вологодской области в январе-сентябре 2012 г. [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. — Вологда, 2012. — 49 с.

9. Подолякин, О.В. Условия ведения предпринимательской деятельности в регионе [Текст] / О.В. Подо-лякин, П.С. Плешаков // Проблемы развития территорий. — 2012. — № 2. — С. 30-35.

10. Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес [Текст]: итоговый аналитический отчет / А.Ю. Чепуренко, Т.А. Алимова, Н.Е. Тихонова, Т.Б. Обыдённова. — М., 2002. — 56 с.

11. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы [Текст]: монография / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. — 160 с.

12. Радченко, М.В. Условия развития малого бизнеса на примере России и Китая [Электронный ресурс] / М.В. Радченко, Г.В. Соколова. — Режим доступа: http://www.rppe.ru/wp-eontent/uploads/2011/05/ radchenko-mv-sokolova-gv.pdf.

13. Реформа ЖКХ: управляющие компании и ресурсоснабжение в оценках экспертов [Электронный ресурс]: доклад. — Режим доступа: http://www.energystate.ru/books/files/reforma_zkh.pdf.

14. Россия в цифрах. 2012 [Текст]: крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2012. — 573 с.

15. Статистический ежегодник Вологодской области. 2011 [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. — Вологда, 2012. — 374 с.

16. Статистические данные Единой межведомственной информационно-статистической системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fedstat.ru.

17. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru.

18. Теребова, С.В. Предпринимательские способности населения: понятие и измерение [Электронный ресурс] / С.В. Теребова, П.С. Плешаков // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — №9. — Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/terebova.pdf.

19. Финансовое и имущественное состояние организаций малого бизнеса Вологодской области в 2008—2010 годах [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. — Вологда, 2011.

20. Reprtpreview Doing Business 2013 Smarter Regulations for Small and Medium-Size Enterprises 10th edition 2013 International Bank for Reconstruction and Development [Электронный ресурс]. — Washington, DC: The World Bank. — Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.