От редакции
ТЕРЕБОВА
Светлана Викторовна кандидат экономических наук, зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН svetlana-ter@mail.ru
УДК 334.012.6(470.12) ББК 65.290.31(2Рос-4Вол)
© Теребова С.В.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА В РЕГИОНЕ: СОСТОЯНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ*
В статье показано, что одной из основных причин неактивного развития бизнеса в регионах России является отсутствие благоприятной предпринимательской среды, предложены мероприятия по её улучшению.
Малый и средний бизнес, экономика региона, предпринимательские способности населения.
Важнейшим источником экономического роста является малое и среднее предпринимательство (далее -МСП). В России потенциал данной сферы используется не в полной мере, о чём красноречиво свидетельствует сопоставление показателей состояния этого сектора в нашей стране и развивающихся странах. Несмотря на то, что критерии отнесения предприятий к МСП в различных государствах несколько отличаются, по имеющимся статистическим данным ситуация выглядит следующим образом: доля малых и средних предприятий в общем числе организаций в странах ЕС и Китае составляет 99,8%, в Японии и США - 99,7, в России - 33,3%; доля работников МСП в общем числе работников всех предприятий в Китае -80%, Японии и странах ЕС - 70, в США - 50, в России - 21% [2, 13, 14].
Предприниматели функционируют в определённых условиях, представленных совокупностью различных факторов, которые воздействуют на фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним. Предпринимательскую среду любой организации принято рассматривать в составе двух сфер: внутренней (структура фирмы, вклю-
* Статья подготовлена в рамках проекта «Методика измерения предпринимательских способностей населения и оценки социального потенциала развития малого предпринимательства» № 12-02-00504.
чающая её подразделения) и внешней (характер и состояние рыночных отношений, спрос, регулирование предпринимательской деятельности, экономическая политика и т. д.).
При этом многие «внутренние» проблемы российских предприятий вызываются «внешними» причинами: несовершенство законодательства и системы налогообложения, противоречивость макроэкономических процессов и др. Так, согласно данным исследований Всемирного банка «Ведение бизнеса», на основе результатов которого составляется рейтинг стран мира по степени благоприятности условий для ведения бизнеса, в 2013 году из 185 государств Россия занимает 112 позицию, что на 8 пунктов выше, чем в 2012 году (табл. 1). В одном из первых указов Президента РФ В.В. Путина после его инаугурации в мае 2012 года была поставлена задача совершить скачок с сегодняшнего 112 места до 50-го в 2015 году и до 20-го - в 2018 году [8].
Условия ведения бизнеса оцениваются по ряду параметров, таких как система налогообложения, процедура регистрации предприятий, собственности, подключения к системе электроснабжения и др. (табл. 2).
За последнее десятилетие по ряду критериев в нашей стране прослеживается положительная тенденция. Так, если
в 2006 году предпринимателю надо было потратить на подготовку документов, необходимых для уплаты налогов, 448 час. в год, то в 2013 году эта процедура занимает 177 час. Однако в сфере налоговой системы остается ещё много нерешённых проблем в отношении малого бизнеса, среди которых: нестабильность налогового законодательства, неразвитые механизмы перераспределения налогов, большие размеры налогов, неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.
Предпоследнее место в мире занимает Россия по такому показателю, как «подключение к системе электроснабжения». Для того чтобы подключиться к этой системе, российскому предпринимателю нужен 281 день и требуется пройти 10 процедур (в странах-лидерах на это отводится менее 20 дней). Несмотря на то, что количество процедур, необходимых для начала стройки, сократилось с 61 (в 2005 году) до 42 (в 2013 году), и теперь предпринимателю на это необходимо потратить 344 дня (было 642), Россия только на 178 месте в категории «получение разрешений на строительство» и на 162 — в позиции «международная торговля».
Предпринимательская среда на региональном уровне во многом зависит от политики, проводимой федеральными властями. Ввиду этого перечисленные
Таблица 1. Рейтинг стран по степени благоприятности ведения бизнеса в 2013 году
Место в рейтинге Страна Место в рейтинге Страна
1 Сингапур
2 САР Гонконг, Китай 20 Германия
3 Новая Зеландия 34 Франция
4 США 58 Беларусь
5 Дания 70 Киргизская Республика
6 Норвегия 91 Китай
7 Соединённое Королевство 111 Палау
8 Республика Корея 112 Россия
9 Грузия 113 Сальвадор
10 Австралия 185 Центрально-Африканская Республика
Источник: Ведение бизнеса 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий: доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.Org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/ Foreign/DB13-Overview-Russian.pdf
Таблица 2. Позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» в 2004 году, 2012 году, 2013 году среди 185 стран мира
Критерий Год Динамика
2004 2012 2013 2013 г. к 2004 г.
1. Регистрация предприятий (позиция в рейтинге) - 105 101 А
1.1. Процедуры, кол-во 13 8 8 -5
1.2. Срок, дн. 43 29 18 -25
1.3. Стоимость, % дохода на душу населения 10,9 2,3 2 -8,9
2. Получение разрешений на строительство (позиция в рейтинге) - 180 178 А
2.1. Процедуры, кол-во 61** 50 42 -19
2.2. Срок, дн. 642** 423 344 -298
2.3. Стоимость, % от величины среднедушевого дохода 526,9** 183,8 129,2 -397,7
3. Подключение к системе электроснабжения (позиция в рейтинге) - 184 184 -
3.1. Процедуры, кол-во 10*** 10 10 -
3.2. Срок, дн. 281*** 281 281 -
3.3. Стоимость, % дохода на душу населения 3966*** 1852 1574 -2392
4. Регистрация собственности (позиция в рейтинге) - 45 46 V
4.1. Процедуры, кол-во 6* 5 5 -1
4.2. Срок, дн. 37* 43 44 -7
4.3. Стоимость, % от стоимости собственности 0,5* 0,2 0,2 -0,3
5. Кредитование (позиция в рейтинге) - 97 104 V
6. Защита инвесторов (позиция в рейтинге) - 114 117 V
7. Налогообложение (позиция в рейтинге) - 94 64 А
7.1. Выплаты, кол-во 12** 7 7 -5
7.2. Время, час. 448** 290 177 -271
7.3. Общая налоговая ставка, % прибыли 60** 46,9 54,1 -5,9
8. Международная торговля (позиция в рейтинге) - 161 162 V
8.1. Время на экспорт, дн. 21** 21 21 -
8.2. Стоимость экспорта, долл. US за контейнер 1 725** 2 535 2 820 1095
8.3. Время на импорт, дн. 36** 36 36 -
8.4. Стоимость импорта, долл. US за контейнер 1825** 2635 2920 1095
9. Обеспечение исполнения контрактов - 12 11 А
10. Разрешение неплатёжеспособности (позиция в рейтинге) - 61 53 А
* Данные представлены за 2005 год. ** Данные представлены за 2006 год. *** Данные представлены за 2008 год. Источники: Ведение бизнеса в 2004, 2012 и 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org /custom-query#h;
Reprtpreview Doing Business 2013 Smarter Regulations for Small and Medium-Size Enterprises 10th edition 2013 International Bank for Reconstruction and
Development [Electronic resource]. - Available at: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2013
общероссийские проблемы ведения бизнеса проецируются и на региональный уровень, что тормозит его развитие. Данная проблема усугубляется наличием в стране существенных территориальных диспропорций в развитии малого и среднего бизнеса. При среднем показателе, равном 1284 малых предприятия на 100 тыс. чел. населения (табл. 3), выделяются такие территориальные единицы, как г. Санкт-Петербург (3297 малых предприятий на 100 тыс. чел. населения), Новосибирская область (2315), г. Москва (2101). Наряду с этим в реги-
онах-аутсайдерах относительное количество предприятий в несколько раз меньше: так, в Республике Тыва - 485 малых предприятий на 100 тыс. чел. населения, Республике Калмыкия - 313.
Лидеры рейтинга, определённые по сумме рангов (см. табл. 3), активно создают условия для развития бизнеса. Так, в федеральных центрах - г. Москве и г. Санкт-Петербурге - приняты законы о развитии малого и среднего предпринимательства [9, 11], реализуются целевые программы по поддержке субъектов МСП, создана необходимая инфраструк-
Таблица 3. Рейтинг территорий РФ по уровню развития малого и среднего предпринимательства в 2011 году
Субъекты Российской Федерации Количество малых предприятий в расчёте на 100 тыс. населения Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях на 100 тыс. жителей региона Оборот малых предприятий в расчёте на 1 занятого на малых предприятиях
ед. ранг чел. ранг тыс. руб. ранг
Российская Федерация 1283,7 - 7285,3 - 2169,7 -
г. Москва 2101,1 3 10861,1 2 4701,6 2
г. Санкт-Петербург 3297,0 1 12566,1 1 2193,1 13
Новосибирская область 2314,8 2 9296,6 6 2061,2 19
Свердловская область 1456,5 8 8511,6 8 2351,1 5
Архангельская область 1038,7 40 6620,0 45 1591,5 42
Вологодская область 834,7 61 7771,3 21 1552,1 46
Псковская область 929,5 51 8215,9 13 1259,1 67
Забайкальский край 663,6 73 4709,1 72 1123,6 77
Республика Калмыкия 313,6 79 2613,2 76 1080,0 78
Республика Тыва 485,4 78 2038,8 79 984,1 81
Источники: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru; Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fedstat.ru
Таблица 4. Рейтинг Вологодской области среди субъектов РФ по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства
Показатели рейтинга Рейтинг среди субъектов РФ Абс. откл. 2011 г. к 2000 г.
2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2011 г.
По количеству субъектов малого предпринимательства в расчёте на 100 тыс. жителей региона 31 55 62 69 61 +30
По обороту малых предприятий в расчёте на 1 занятого на малых предприятиях - 36 51 46 46 +10*
По среднесписочной численности занятых на малых предприятиях на 100 тыс. жителей региона 15 24 29 56 21 +6
* 2011 год к 2005 году.
тура, в т. ч. инновационная. Количество организаций инновационной инфраструктуры в указанных субъектах в несколько раз выше, чем в периферийных регионах [5]. Кроме того, в Москве осуществляется имущественная поддержка предприятий в виде предоставления предпринимателям льготных условий аренды нежилых помещений из фонда правительства города, а также льгот на аренду земельных участков [12]. Также для предпринимателей создана «горячая линия» Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы, работает Экспертный совет по защите персональных данных на малых и средних предприятиях, осуществляется финансовая помощь молодёж-
ным предпринимательским инициативам, создан молодёжный совет при департаменте. Такая всесторонняя поддержка способствует развитию малого предпринимательства активными темпами.
Особое внимание улучшению предпринимательской среды необходимо уделить в территориальных единицах, занимающих в рейтинге по уровню развития малого и среднего предпринимательства невысокие позиции. К их числу относится и Вологодская область.
За анализируемый период регион по рассматриваемым показателям ухудшил свои позиции (табл. 4). По обороту малых предприятий в расчёте на одного занятого на малых предприятиях регион сместился с 36 на 46
место. Это было обусловлено тем, что за период с 2005 по 2011 г. в Вологодской области оборот малых предприятий уменьшился в 3 раза [6, 7, 15, 16, 17]. Его сокращение обусловлено главным образом падением спроса, связанным с мировым финансово-экономическим кризисом 2008 года.
Почти попадает в топ-двадцатку рейтинга область по такому важнейшему индикатору, как среднесписочная численность занятых на малых предприятиях на 100 тыс. жителей региона. За период с 2000 по 2008 г. численность работников малых предприятий, хотя и более медленными темпами, чем у лидеров рейтинга, но увеличивалась. Однако с 2009 по 2011 г. их количество сократилось на 23%, то есть более чем на 15 тыс. человек [6, 16, 17]. Одной из причин сокращения численности работников является финансово-экономический кризис, начавшийся в сентябре 2008 года, в результате которого возросли тарифы при одновременном сокращении спроса на продукцию/услуги предприятий. При этом политика налоговых органов в отношении субъектов малого предпринимательства не изменилась. Кроме того, согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [9], с 2008 года
из состава малых предприятий (с численностью работников от 16 до 100 человек) были выделены микропредприятия (15 человек), что также способствовало сокращению численности работников в группе «малые предприятия».
Выявленные тенденции позволяют заключить, что в регионе идёт количественное увеличение предприятий, но нет качественного развития бизнеса. В числе основных причин, обусловивших это, видится отсутствие благоприятной предпринимательской среды. Наибольшие трудности у предпринимателей в настоящее время вызывают вопросы уплаты налогов, получения лицензий и разрешений, аренды земли и помещений (табл. 5).
Среди факторов, препятствующих развитию бизнеса, предприниматели также называют нехватку квалифицированной рабочей силы (36%), ограниченные возможности финансирования бизнеса (32%), низкий уровень развития транспортной и энергетической инфраструктур (16%). Обременительные процессы административного регулирования бизнеса отметили 30% предпринимателей. Эти факты свидетельствуют о необходимости системной работы по улучшению предпринимательской среды в регионе.
Таблица 5. Распределение ответов на вопрос «Какие из перечисленных направлений административного регулирования малого и среднего бизнеса, по Вашему мнению, представляют наибольшие трудности?», в % от числа опрошенных
Направление 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Абс. откл. 2012 г. к 2008 г.
1. Получение лицензий и разрешений 48,0 27,0 29,5 43,4 -4,2
2. Вопросы, связанные с уплатой налогов - 34,9 30,1 38,4 3,5*
3. Инспекторские проверки 37,0 15,8 28,8 37,6 13
4. Вопросы аренды земли, помещений, имущества и др. - 27,4 32,2 30,2 2,8*
5. Оформление прав на недвижимость, землю и др. 26,3 17,0 19,9 25,2 -1,1
6. Получение разрешений на строительство 21,7 15,4 17,1 15,3 -6,4
7. Регистрация предприятия (индивидуального предпринимателя) 19,3 8,7 13,0 9,9 -15,7
* 2012 год к 2010 году, в %. Источник: По данным опроса ИСЭРТ РАН в 2012 г. опрошено 242 предприятия малого и среднего бизнеса, ошибка выборки - 5,6%.
В направлении преодоления данных проблем органами власти и управления проделана большая работа: разработана законодательная база, функционирует Общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства Вологодской области, ведётся работа по внедрению такой штатной единицы, как уполномоченный по правам предпринимателей. Инфраструктурная поддержка субъектов предпринимательской деятельности в регионе осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы» (далее - Программа) с общим объёмом финансирования в 284,6 млн. руб. [3]. В результате её реализации предпринимателям оказывалась помощь по следующим направлениям:
- финансовая поддержка (гранты на создание собственного дела, реализацию инновационных проектов; субсидии по уплате процентов по кредитам, по лизинговым платежам; создан Гарантийный фонд; Фонд ресурсной
поддержки малого и среднего предпринимательства);
- поддержка внешнеэкономической деятельности (создан Европейский Информационный Корреспондентский Центр; выделяются субсидии для экспортно ориентированных предприятий);
- предоставление офисных помещений (на базе БУ ВО «Бизнес-инкубатор»);
- консультационные и информационные услуги, обучение.
Предприниматели оценили общие результаты реализации Программы на невысоком уровне. Такую оценку отчасти можно объяснить тем, что только 8% опрошенных располагают «исчерпывающими сведениями» о Программе, остальные имеют лишь приблизительное представление. Также низок процент предпринимателей, принявших участие в мероприятиях Программы (конкурсы, гранты, курсы и т. п.).
Что касается отдельных составляющих данного документа, то наиболее высокие оценки получили введение принципа «одного окна», работа по пропаганде
Таблица 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как вы оцениваете выполнение основных направлений программы?»
(Шкала оценок: 5 и 4 балла - выполнены в полной мере или требуют доработки;
3 - средний уровень реализации; 2 и 1 - низкий уровень выполнения и не выполнены)
Сфера Оценочный показатель
1. Внедрение принципа «одного окна» в работу органов исполнительной государственной власти области с субъектами малого и среднего предпринимательства 2,54
2. Пропаганда предпринимательской деятельности, рост привлекательности предпринимательства для населения 2,12
3. Удовлетворение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных услугах путём развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 2,1
4. Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в получении профессиональных знаний и навыков 2,09
5. Вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность, содействие социально-трудовой адаптации безработных граждан 2,05
6. Совершенствование правового регулирования оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства 2,01
7. Улучшение инвестиционного климата, повышение деловой активности, расширение экспортных возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства 1,93
8. Внедрение новых форм финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства 1,75
9. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 1,66
предпринимательской деятельности, консультационные услуги (табл. 6).
Неудовлетворительно предприниматели оценили реализацию Программы по таким направлениям, как улучшение инвестиционного климата, расширение экспортных возможностей предприятий малого и среднего бизнеса, их имущественная поддержка и внедрение новых форм финансового обеспечения.
Отсутствие у подавляющего большинства предпринимателей ощущения поддержки со стороны властей (отмечают 50% опрошенных); бюрократические проволочки и частые инспекторские проверки свидетельствуют о том, что механизмы эффективного функционирования органов власти в области взаимодействия с малым и средним предпринимательством не отработаны, существует проблема обеспечения согласованности их действий. В первую очередь, необходимо проведение следующих мероприятий, направленных на устранение данных проблем:
1. Создание системы анализа уровня развития малого и среднего бизнеса и эффективности применяемых мер по его развитию (проведение анкетных опросов предпринимателей на регулярной основе; разработка показателей и критериев оценки эффективности реализуемых программ и мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса и т. д.).
2. Сокращение административных барьеров (разработка чётких и однозначных процедур и алгоритмов взаимодействия малого и среднего бизнеса с административными и контролирующими структурами; создание условий для устранения коррупции в данной сфере экономики; ограничение числа проверок предприятий).
3. Совершенствование механизмов обеспечения малых предприятий необхо-
димыми ресурсами (развитие финансовой поддержки, льготного кредитования и лизинга для субъектов малого и среднего бизнеса; обеспечение доступности инновационных технологий, оборудования и материалов для малых предприятий; совершенствование механизмов приобретения и аренды субъектами малого бизнеса земельных участков и объектов недвижимости).
4. Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимо качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами малого бизнеса.
5. Проведение информационных кампаний, направленных на ознакомление предпринимателей с деятельностью органов власти по поддержке МСП.
6. Развитие системы венчурного финансирования в регионе с учётом состояния основных фондов, действующих на территории РФ (например, РВК).
7. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (формирование общедоступной системы информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса, начинающим предпринимателям; создание центров коллективного пользования, выставочных центров, промышленных парков).
Реализация мероприятий в рамках обозначенных направлений позволит улучшить предпринимательскую среду в регионе, будет способствовать активизации предпринимательской деятельности и повышению её результативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Reportpreview Doing Business 2013 Smarter Regulations for Small and Medium-Size Enterprises 10th edition 2013 International Bank for Reconstruction and Development [Electronic resource].
- Washington, DC: The World Bank. - Available at: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2013.
2. Бондаренко, В. Малый бизнес в Китае: к прорыву готовились заранее / В. Бондаренко // Капиталист [Электронный ресурс]. - 2007. - № 3. - Режим доступа: http://www.kapitalpress.ru/ kapitalist/archive/2007/19/635
3. Ведение бизнеса 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий: доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness. org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/Foreign/DB13-0verview-Russian.pdf
4. Ведение бизнеса в 2004, 2012 и 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// russian.doingbusiness.org /custom-query#h
5. Данные Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научнотехнической деятельности и региональных инновационных систем [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.miiris.ru
6. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009 [Текст]: стат. сборник - M.: Росстат, 2009. - 49 с.
7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2012 [Электронный ресурс]: стат. сборник -Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_47/Main.htm
8. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://прези-дент.рф/news/15232
9. О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве: Закон города Москвы от 26.11.2008 № 60 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 02 апреля 2008 г. № 194-32 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
12. О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы: Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. № 1338-ПП // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
13. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы [Текст]: монография / С.В. Тере-бова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 160 c.
14. Радченко, М.В. Условия развития малого бизнеса на примере России и Китая / М.В. Радченко, Г.В. Соколова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rppe.ru/wp-content/ uploads/2011/05/radchenko-mv-sokolova-gv.pdf
15. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1138623506156
16. Статистические данные Единой межведомственной информационно-статистической системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fedstat.ru
17. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru