УДК 338.2
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ:
ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ
ENTERPRISE IN REGIONAL ECONOMIC MODEL: INFRASTRUCTURE OF DEVELOPMENT
Речко Галина Николаевна1 2,
канд. экон. наук, доцент, зав. лабораторией, e-mail: rgn.vt@kuzstu.ru
Rechko Galina N.1 2, С.Sc. (Economic), Associate Professor, Head of Laboratory Оськина Наталья Анатольевна1, младший науч. сотрудник, e-mail: ona_kem@mail.ru
Oskina Nataliya А.1, Junior Researcher Логинова Екатерина Юрьевна1, канд. полит, наук, науч. сотрудник, e-mail: katrin.2007@mail.ru
Loginova Ekaterina Yu.1, С.Sc. (Political), Researcher
1 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, 17
1 Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, 17 Acad. Lavrentyev Av., Novosibirsk, 630090, Russian Federation
2 Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28
2T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 28 street Vesennyaya, Kemerovo, 650000, Russian Federation
Аннотация. В статье рассмотрены преобладающие в настоящее время мировые и российская практика стимулирования предпринимательской активности. В рамках исследования перспективных направлений совершенствования региональных экономических моделей проведена оценка наличия инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, который выступает в качестве перспективного фактора развития ряда регионов Сибирского федерального округа.
Abstract The article discusses dominant world and russian practices to stimulate enterprise activity at the present time. There is evaluation the availability of infrastructure to support small and medium-sized businesses, which acts as an importnant factor in development some regions of Siberian Federal District in the research of perspective directions improving regional economic models.
Ключевые слова: регион, предпринимательство, институты развития, государственная поддержка, финансовые институты, привлекательность региона.
Keywords: region, enterprise, institutes of development, state support, financial institutions, region attractiveness.
Развитый предпринимательский сектор, как свидетельствует мировой опыт, является неотъемлемым элементом эффективной модели региональной экономики. Он не только создает рабочие места, обеспечивает существенный вклад в производство валового регионального продукта, но и служит площадкой для апробирования новых, в том числе инновационных бизнес-проектов различной отраслевой направленности. Усилия, которые прилагают сибирские регионы, чтобы стимулировать, поддержать предпринимательскую активность, являются важным условием совершенствования экономических моделей регионального развития.
Ключевым фактором формирования благоприятной предпринимательской среды выступает развитая региональная инфраструктура предпринимательской деятельности. Ей присущи следующие характеристики: высокая готовность региональных и местных органов власти оказывать поддержку предпринимателям; широкий выбор специализированных поставщиков кредитных ресурсов; доступ к капиталу; возможность обучения предпринимателей в образовательных учреждениях; наличие технопарков, бизнес-инкубаторов, консалтинговых агентств, фондов поддержки предпринимательской деятельности и т.д. При соблюдении этих критериев предпринимательский
Таблица 1. Позиции России на фоне топ-10 рейтинга Doing Business (2015)
Рейтинг Индикаторы рейтинга Страна Регистрация предприятий Получение разрешений на строительство Подключение к системе электроснабжения Регистрация собственности Получение кредитов Защита инвесторов Налогообложение Международная торговля Обеспечение исполнения I/AUTnOI/TAD Ликвидация предприятий
1 Сингапур 10 1 6 17 19 1 5 41 1 27
2 Новая Зеландия 1 3 31 1 1 1 22 55 15 31
3 Дания 29 5 12 9 28 20 12 1 37 9
4 Южная Корея 23 28 1 40 42 8 29 31 2 4
5 Гонконг 4 7 9 59 19 1 4 47 22 26
6 Великобритания 17 23 15 45 19 4 15 38 33 13
7 США 49 33 44 34 2 35 53 34 21 5
8 Швеция 16 19 7 И 70 14 37 17 24 19
9 Норвегия 24 26 18 13 70 14 14 45 8 6
10 Финляндия 33 27 16 20 42 66 17 32 30 1
51 Россия 41 119 29 8 42 66 47 170 5 51
189 Эритрея 184 189 142 177 185 122 174 189 121 189
Источник. Составлено по [1].
сектор получает возможность раскрыть свой потенциал в качестве перспективного драйвера региональной экономики. Потому закономерно особое внимание при решении проблемы развития территорий придается оценке их привлекательности для бизнеса.
В масштабах страны
В мировой практике существуют различные национальные и региональные рейтинги благоприятности для ведения бизнеса. Особым авторитетом пользуется ежегодное глобальное совместное исследование Международной финансовой корпорации (IFC) и Всемирного банка (World Bank): «Ведение бизнеса: оценка качества и эффективности регулирования» (Doing Business) [1].
Объектом этого экспертно-аналитического1 исследования служит государственное управление как основной регулятор развития бизнеса в стране. В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения норм регулирования бизнеса, применяемых, прежде всего, к малым и средним компаниям, по областям их жизненного цикла (от создания до ликвидации). Основной посыл исследования: для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные, прозрачные правила, которые могут быть использованы всеми экономическими субъектами.
По результатам последнего на текущий мо-
1 Доклад «Ведение бизнеса» основан на опросных данных и анализе нормативных правовых актов.
мент рейтинга Doing Business (2015) наиболее благоприятные условия ведения бизнеса в мире по-прежнему фиксируются в странах с высоким уровнем дохода (табл. 1), а наименее благоприятные - в странах Африки.
Российская Федерация за прошедший год заметно улучшила позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса, поднявшись с 62-го на 51-е место (среди 189 стран), что отвечает заявленному властями вектору повышения позиции России в рейтинге до 50-й - в 2015 г. и до 20-й - в 2018 г.2 Однако в топ-10 страна входит пока только по двум критериям: обеспечение исполнения контрактов (5-е место) и процедура регистрации прав собственности (8-е место). Это означает, что регуля-торный климат именно в этих сферах наиболее благоприятствует ведению бизнеса.
Заметим, по некоторым показателям РФ всё ещё находится во второй половине рейтинга (в числе аутсайдеров). Например, для получения разрешения на строительство (119-е место) предпринимателям необходимо пройти 19 процедур, что в среднем занимает 244 дня. Кроме того, отечественному бизнесу сложно вести международную торговлю (170-е место): временные затраты и финансовые расходы, необходимые для экспорта
2 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (п. «д» раздела 1). - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15232 [28.02.2016].
Таблица 2. Показатели развития малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран (2014) - фрагмент
Показатель США Канада Япония Германия Франция Италия Великоб-ри тания Россия
Доля МСБ в ВВП страны, % 52 43 51,6 57 49,8 55 52 23
Доля МСБ в общей занятости, % 54 47 69,5 69,3 56,6 71 56 25
Доля МСБ в общем количестве поедпоиятий. % 97,6 99,8 99,2 99,3 97,6 99,2 99,1 27
Объем финансовой поддержки МСБ (млрд. долл. США): на инфраструктуру поддержки Кредиты Гарантии 0,8 21,6 1,67 0,45 22,8 3,36 1,64 39,9 н/д 1,8 61,9 н/д 1,5 9,2 4,7 5,05 15,2 н/д 1,37 6,3 6,3 ...
Источник. Составлено по [2]. Данные по РФ рассчитаны на основе [3].
и импорта, значительно выше, чем в большинстве стран.
Как правило, страны, занимающие лидирующие позиции в Doing Business, имеют наибольшую долю малого и среднего бизнеса (МСБ) в валовом внутреннем продукте (ВВП), в общей занятости и совокупном количестве предприятий. Также они оказывают мощную финансовую поддержку представителям МСБ (табл. 2). Достаточно распространенной мерой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) является предоставление государственных гарантий по кредитам. Также используются целевые кредиты для МСБ (например, на развитие инноваций) с льготными условиями, микрофинансирование, гарантии по экспортным операциям, налоговые льготы и др.
В международной практике поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах прослеживаются следующие тенденции:
- правительства большинства стран рассматривают содействие развитию МСБ как основу государственной экономической политики, ежегодно инициируя многочисленные дорогостоящие государственные программы;
- основные цели программ поддержки МСБ: создание новых предприятий, поддержка инноваций и использование новых технологий, повышение конкурентоспособности продукции, особенно на мировых рынках, создание новых рабочих мест, развитие отдельных регионов и отраслей;
- основными инструментами поддержки выступают финансовая и инфраструктурная, а также консалтинг, информационная поддержка, содействие экспорту;
- законодательство во многих странах направлено на снижение административных барьеров, причем правовое регулирование осуществляется преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не подзаконных актах, проводится активная антимонопольная политика, принимаются меры по пресечению недобросовестной конкуренции по отношению к малым
предприятиям;
- в странах активно применяется инструмент кооперирования крупных, средних и малых предприятий, при этом они взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и инновационных разработках.
В условиях рыночных отношений и глобализации экономики возрастает роль научно-технического прогресса в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик. Важное значение приобретает ускоренное развитие и поддержка инновационной сферы. В ряду наиболее распространенных мер такой поддержки:
- государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных малых и средних предприятий, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др.);
- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и
др-);
- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция), безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);
- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);
- бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия);
Источник. Составлено по [5, 6].
Таблица 3. Классификация субъектов МСП в России
Категория субъектов МСП Занятость на предприятии, чел. Оборот предприятия, млн. руб.
Микро-предприятие < 15 < 120
Малое предприятие 16-100 <800
Среднее предприятие 101-250 <2 000
Количество субъектов МСП
Среднесписочная численность работников
53 3 .^»атПШЩ .¿щВШШштщщ
31,3
¿/ЩЩЦзНИИх I:
24,6
8,8 ■
35,3
Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации _товаров (работ и услуг), млрд. руб._
Обозначения:
V Микропредприятия
+- Малые предприятия
Средние предприятия
* Индивид\'альные предприниматели
Рис. 1. Структура основных показателей деятельности субъектов МСП в России
(по состоянию на 01.01.2015)
- льготное налогообложение предприятий, действующих в инновационной сфере, в том числе исключение из налогообложения затрат на НИОКР, особое налогообложение университетов и НИИ (США, Великобритания, Индия, Китай, Япония);
- законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (во всех развитых странах);
- государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония);
- создание широкой сети фондов венчурного капитала, используемого для реализации инновационных проектов силами МСП (во всех развитых и развивающихся странах);
- создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития;
- создание мощных государственных организаций (корпораций, агентств), обеспечивающих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку инновационных МСП (США, Япония, Индия, Китай, др.);
- информационно-поисковые специализированные сайты по прогрессивным технологиям и инновационным разработкам, позволяющие заин-
тересованным предприятиям быстро найти необходимые технические решения и возможных партнёров.
Россия, по различным экспертным оценкам, в настоящее время «находится на начальной стадии формирования малого и среднего бизнеса. Приоритет на современном этапе - набор критической массы предпринимателей» [4].
Напомним, согласно законодательству субъекты малого и среднего бизнеса в РФ подразделяются на три категории (табл. 3). Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к той или иной из них, принятые в России, ближе всего к действующим в Евросоюзе.
Основу отечественного сектора МСП составляют индивидуальные предприниматели (ИП, 2,4 млн. единиц хозяйствования, среднесписочная численность работников 5,6 млн. чел.) и микропредприятия (1,9 млн. единиц хозяйствования и почти 4,5 млн. чел. работников). Структура малого и среднего предпринимательства по категориям субъектов МСП представлена на рис. 1.
В России (по данным Росстата на 01.01.2015) [3] зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято свыше 18 млн. чел., или 25% от
Таблица 4. Классификация форм и видов господдержки малого предпринимательства _(федеральный уровень) - фрагмент_
Прямая поддержка Косвенная поддержка
Организационно-инфраструктурные
Ведение реестра малых предприятий; ^Упрощенный порядок регистрации; ^ Взимание минимальной платы за лицензирование деятельности и сертификацию продукции; ^ Упорядочение системы контроля и проверок малых предприятий, а также защита прав предпринимателей; ^ Обеспечение социальной безопасности. ^ Стимулирование связей между крупными и малыми компаниями на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга (нормативно-правовое обеспечение, гос. заказ для крупных фирм с обязательным привлечением мелких и т.д.); Информационно-маркетинговое обеспечение (центры по изучению внутреннего и внешнего рынков, организация ярмарок, выставок и т.п.); ^ Развитие консалтинга (налогового, экономического, юридического и др.) и аудита; ^Обучение и переподготовка кадров; ^ Пропагандистская поддержка (создание положительного образа предпринимателя через СМИ и т.д.); ^ Организация работы с зарубежными донорскими структурами (МОТ, ЕБРР и др.)
Финансово-налоговые
^Упрощенный порядок представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета; ^ Разрешение использования ускоренной амортизации; Введение льготного (специального) режима налогообложения; ^ Льготное кредитование высокоэффективных инвестиционных проектов, связанных с государственными (региональными, местными) интересами; ^Обеспечение государственным заказом. Применение льготных таможенных тарифов и другие формы таможенной поддержки. ^ Стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий; ^ Предоставление дополнительных субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства.
Имущественные
Льготные условия предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний; научно-технологическая поддержка. ^ Льготы для лизинговых компаний, работающих с малыми предприятиями; ^ Предоставление гарантий по кредитам за счет государственного имущества.
Источник: Составлено по [2].
общего числа занятых в российской экономике. Вклад малого и среднего бизнеса в отечественный ВВП оценивается экспертами в 23-25%. Это существенно меньше, чем в экономиках развитых стран.
Основная цель действующих сейчас в стране программ поддержки МСБ - обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер господдержки (классификация форм и видов такой поддержки представлена в табл.4).
За последние десять лет на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки МСП, основные элементы
которой:
- Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России;
- Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая ОАО «МСП Банк» (дочернее общество Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»);
- Государственная гарантийная поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, реализуемая ОАО «ЭКСАР» (дочернее общество Госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»);
Средине предприятия
Малые предприятия (от 15 до 100 занятых)
Малые предприятия
(от 15 до 30 занятых)
Микро предприятия
Начинающие предприниматели
Гарантийная поддержка (ЭКСАР)
Гарантийная поддержка средних компаний (ВЭБ)
ё § с 2 с
" й
Гранты на начало бизнеса
« ЗХ
й р. х ;
I ^ I" « !
§ э- = £ ;
§ § I 8 !
о о. м « :
х р. о. ;
К х Й
Гранты инновационным компаниям
Лизинг-грант начинающим пр е д принимате лям
X с § —
о. е
Н §
8- =
га
О й
3 С
вЗ |§
Бизнес-инкубаторы
Субсидирование процентных ставок по кредитам и субсидирование приобретения оборудования
Поддержка социальных предпринимателей
Общие меры поддержки
Финансирование программ обучения и повышения квалификации
Финансирование инфраструктуры, предоставляющей информационно-консультационные услуги
Рис. 2. Основные меры финансовой поддержки субъектов МСП
юоо
500
Объем
финансирования
млн. руб.
ОАО «РОСНАНО»
Внешэкономбанк
100
Фонд ВЭБ-инновации
Венчурные фонды «Российской венчурной компании»
Сколково
^ Российский Фонд технологического развития |
Посевной Фонд РВК
Региональные венчурные фонды
Фонд содействия
ОАО «МСП Банк»
о
Старт
)
Становление
Рост
Расширение и
ША
Пред п ри н п мате ли, микропредприятия
Малые предприятия
Средние предприятия
Рис. 3. Система финансовых институтов развития МСП в рамках «инновационного лифта» в зависимости от категории субъектов МСП
- Программа поддержки субъектов малого и сии; среднего предпринимательства в агропромышлен- - Программа содействия самозанятости безра-
ном комплексе, реализуемая Минсельхозом Рос- ботных граждан, реализуемая Минтрудом России;
Таблица 5. Позиционирование регионов СФО в российских рейтингах (2014)
Рейтинги Кемеровская область Новосибирская область Томская область Красноярский край Алтайский край
Эксперт РА: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России (83 региона) [7]
Рейтинг инвестиционного климата Средний потенциал — умеренный риск (2В) Средний потенциал — умеренный риск (2В) Пониженный потенциал — умеренный риск (ЗВ1) Средний потенциал — умеренный риск (2В) Пониженный потенциал — умеренный риск (ЗВ1)
Инвестиционный потенциал регионов 16 15 48 7 26
о с X К В Трудовой 17 13 37 14 24
Потребительский 18 16 60 14 24
Производственный 16 20 44 15 33
Финансовый 19 17 50 11 28
IP Институциональный 26 9 45 13 30
<Л с f- ? о £ о h о К □ ас СЗ CU Инновационный 37 6 10 16 13
Инфраструктурный 53 49 82 78 44
Природно-ресурсный 4 40 37 1 23
Туристический 36 32 79 9 25
АСИ: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (76 регионов) I группа: регионы-лидеры; II: регионы с комфортными условиями для бизнеса; III, IV, V: отстающие регионы [8]
Итоговый рейтинг II IV II IV III
в том числе по направлениям (максимальный - Группа А, далее по убыванию - В, С, Д Е):
А. Регуляторная среда С D В D С
Б. Институты для бизнеса А D В D В
В. Инфраструктура и ресурсы С С D С D
Г. Поддержка малого предпринимательства С С В D С
РИА Рейтинг: Рейтинг регионов РФ по качеству жизни (85 регионов) [9]
Позиция региона в рейтинге 51 22 45 43 61
позиции регионов по показателям, входящим в группу «Уровень развития малого бизнеса»
Оборот малых и микро предприятий и индивидуальных предпринимателей в расчете на одного жителя 67 14 57 28 53
Объем инвестиций в основной капитал малых и микро предприятий в расчете на одного жителя 23 16 57 38 12
Доля занятых в малом бизнесе и индивидуальном предпринимательстве в общей численности экономически активного населения 56 6 40 23 34
- комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Фактически эти меры направлены на удовле-
творение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности различных категорий.
Основные меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и
Таблица 6. Показатели развития малых предприятий в регионах СФО (2014 г.)
Показатели Кемеровская область Новосибирская область Томская область Красноярский край Алтайский край
Количество МП, тыс. ед. (уд. вес в СФО) 33,8 (11,2%) 76,5 (25,3 %) 19,1 (6,3 %) 53,5 (17,7%) 32 (10,6%)
Плотность МП на 1000 чел. 12,4 27,8 17,8 18,7 13,4
Среднесписочная численность работников МП, тыс.чел. (уд. вес в СФО) 174,2 (12,8%) 290,9 (21,3%) 70,7 (5,2 %) 228,4 (16,8%) 162,2 (11,9%)
Оборот МП, млрд. руб. (уд. вес в СФО) 307,8 (10,9%) 683,3 (24,1 %) 143,8 (5,1 %) 435,5 (15,4%) 290,7 (10,3 %)
Источник. Составлено по [10].
система финансовых институтов развития МСП в рамках «инновационного лифта» приведены на рис. 2 и 3.
С региональным акцентом
В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса. Ее формы и методы, с одной стороны, базируются на мерах, принимаемых на федеральном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.
Во всех субъектах РФ разработаны и реализуются программы развития экономической и социальной сферы, где приоритетным направлением служит развитие малого предпринимательства. Основные мероприятия данных программ направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в регионах, в частности:
- несовершенство системы налогообложения;
- нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
- отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
В Сибири в 2009 г. принята «Концепция формирования Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального
округа»3, в которой выделены следующие направления поддержки малого и среднего бизнеса:
- формирование благоприятных условий ведения бизнеса;
- увеличение вклада МСБ в социальное развитие;
- оказание поддержки местным производителям в выходе на новые рынки;
- обеспечение занятости населения и самозанятости.
В актуальных национальных рейтингах благоприятствования российских регионов развитию предпринимательства пять ключевых для экономики СФО территорий: Кемеровская, Новосибирская и Томская области, Красноярский и Алтайский края - занимают итоговые срединные позиции (табл. 5). Хотя эксперты довольно высоко оценивают усилия региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности этих субъектов Федерации и созданию комфортных условий в них для ведения бизнеса.
В конце 2014 г. в Сибирском федеральном округе было зарегистрировано 302 тыс. единиц малых предприятий (МП) [10]. Показатель так называемой плотности МП (число МП в расчете на 1000 чел. населения) составляет 15,6. Это значение ниже, чем в странах с развитой экономикой, где плотность МП приближается к 30 (только в Новосибирской области данный показатель приближается к такому значению) (табл. 6).
Анализ отраслевой принадлежности малых предприятий вышеназванных сибирских регионов свидетельствует о том, что их основная масса сконцентрирована в сфере оптовой и розничной торговли. Естественно, здесь же трудится большинство занятых в МП. Помимо того, малый бизнес проявляет высокую активность в секторе операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, обрабатывающих производствах и строительстве. «Отраслевой профиль» МП в Кемеровской, Новосибирской и Томской
3 иЯЬ: http://mb.tomsk.ru/static/files/pdf/concept sfo.pdf [15.02.20161.
Таблица 7. Инфраструктура поддержки МСП в регионах СФО - фрагмент
Кемеровская область Новосибирская область Томская область Красноярский край Алтайский край
Производственно-технологическая инфраструктура
Технопарки + + + + +
Бизнес-инкубаторы + + + + +
центры трансфера технологий + + + +
центры кластерного развития + + + + +
инжиниринговые центры + + + + +
центры коллективного пользования + + + + +
Территории инновационного развития
Особые экономические зоны + + + + +
Наукограды + + +
Индустриальные парки + + + +
Информационная и экспертно-консалтинговая инфраструктура
Фонды /центры поддержки МСП + + + + +
Региональные центры субконтрактации (субконтрактинга) + + + + +
Информационные центры (в том числе ЕИКЦ-Россия) + + + + +
Региональные центры поддержки экспорта •• + + + ••
Финансовая инфраструктура
Венчурные фонды + + +
Гарантийные фонды + + + + +
Государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства + + + + +
Микрофинансовые организации + + + + +
Институты развития
Банки развития + + + + +
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере + + + + +
ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») + + + + +
ОАО «РОСНАНО» + + + + +
ОАО МСП-Банк + + + + +
Налоговые институты*
Льготы по налогу на прибыль + + + + +
Освобождение от налога на имущество + + + + +
Отсрочка /рассрочка платежа по налогам + + + + +
Субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам + + + + +
Передача в льготное пользование объектов недвижимости + + + + +
Упрощенная система налогообложения (УСН) + + + + +
Примечания: (+) означает присутствие института в регионе; (..)означает, что институт находится в процессе становления (формирования). * применяются различные региональные налоговые льготы для предпринимателей, резидентов Технопарков и прочих участников, субъектов инновационной деятельности. Источник. Составлено по [2] с использованием информации с офиц. интернет-порталов регионов СФО.
областях, Алтайском и Красноярском краях практически совпадает. Впрочем, он присущ подавляющему большинству российских регионов. В последние годы в регионах СФО наметился вектор к снижению числа малых предприятий в торговле.
Причем, как показывают расчеты, наиболее ощутимо эта тенденция проявляется в Кузбассе. По данным статистики, в период 2005-2015 гг. данный показатель сократился в Кемеровской области почти вдвое при одновременном увеличении
доли МП в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (+184 %), в гостиничном и ресторанном бизнесе (+338%), а также в сфере транспорта и связи (+140%).
В каждом регионе СФО сегодня реализуется программа развития и поддержки малых и средних предприятий. Можно выделить общие для регионов цели и задачи:
- развитие инфраструктуры поддержки МСП, повышение ее эффективности;
- обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, производственным ресурсам и источникам информации;
- устранение административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства;
- развитие приоритетных секторов экономики;
- повышение конкурентоспособности местных предприятий на федеральном и международном уровнях;
- поддержка малых и средних предприятий инновационной сферы;
- популяризация предпринимательской деятельности.
Имеющиеся «заделы» в части инфраструктуры институтов поддержки МСП в исследуемых сибирских регионах представлены в табл. 7.
Таким образом, к настоящему моменту в рассмотренных регионах СФО присутствуют ключевые звенья системы стимулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Создан каркас инфраструктурной платформы для реализации того социально-экономического потенциала, которым обладает малый и средний бизнес как мощный долгосрочный ресурс развития региональных экономических моделей. Однако для обеспечения максимальной эффективности МСБ в таком качестве требуется вести постоянную работу по согласованию интересов территории и бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ведение бизнеса: оценка качества и эффективности регулирования (Doing Business-2016). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016. (дата обращения: 15.03.2016).
2. Исследование рынка. Исследование форм поддержки малого и среднего бизнеса в России и Томской области. Инвестиции. Развитие. Консалтинг. М., 2015. - 203 с.
3. Малое и среднее предпринимательство в России - 2015. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. М., 2015. - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.m/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/m/statistics/publications/catalog/doc_ 139841601359 (дата обращения: 15.02.2016).
4. Доклад к заседанию Государственного совета РФ «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (12.01.2016). - Официальный интернет-сайт министерства экономического развития РФ. - Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/201601128507 (дата обращения 15.03.2016).
5. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/?utm_campaign=doc_dynamic&utm_source=googl e.adwords&utm_medium=cpc&utm_content=l &gclid=CKKyrYib6ssCFWKzcgodnpABYA (дата обращения 15.03.2016).
6. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 г. №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182963/ (дата обращения 15.03.2016).
7. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. RAEX (Эксперт РА). - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/project/regcongress/2015/ranking/ (дата обращения: 25.01.2016).
8. Лучшие управленческие практики. Итоги пилотного апробирования «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации». Агентство стратегических инициатив (АСИ). М., 2015. - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://www.investinregions.ru/rating/ (дата обращения: 26.01.2016).
9. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2015. РИА-Рейтинг. - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: http://www.riarating.ru/regions_rankings/20160225/630011011.html (дата обращения: 22.01.2016).
10. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2014. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_l 138623506156 (дата обращения: 25.01.2016).
156
r.H. PeHKO, H.A. OcbKHHa, E.K). JIorHHOBa
REFERENCES
1. Vedenie biznesa: otsenka kachestva i effektivnosti regulirovaniya [Doing Business 2016. Measuring Regulatory Quality and Efficiency]. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016. (accessed: 15.03.2016). (eng)
2. Issledovanie rynka. Issledovanie form podderzhki malogo i srednego biznesa v Rossii i Tomskoy oblasti. [Market research. The study forms of support for small and medium-sized businesses in Russia and the Tomsk region]. Investitsii. Razvitie. Konsalting. [Investments. Development. Consulting]. Moscow. 2015. 203 p. (rus)
3. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii - 2015 [Statistical Yearbook "Small and medium business in Russia in 2015"]. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [The official website of the Federal State Statistics Service in Russian Federation]. Moscow, 2015. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_l 139841601359 (accessed: 15.02.2016). (rus)
4. Doklad k zasedaniju Gosudarstvennogo soveta RF "O merah po razvitiju malogo i srednego predprini-matel'stva v Rossijskoj Federacii" [The report of the meeting of the State Council Russian Federation "About measures on development of small and medium enterprises in Russian Federation"] (12.01.2016). Oficial'nyj internet-sajt ministerstva jekonomicheskogo razvitija RF [The official website of the Ministry of Economic Development in Russian Federation], URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ smallbusi-ness/201601128507 (accessed: 15.03.2016). (rus)
5. Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 g. №209-FZ "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Ros-siyskoy Federatsii" [Federal Law dated 24.07.2007 g. №209-FZ "On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation"]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/? utm_campaign=doc_dynamic&utm_source=google.adwords&utm_medium=cpc&utm_content=l&gclid=CKKy rYib6ssCFWKzcgodnpABYA (accessed: 15.03.2016). (rus)
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.07.2015 g. "O predel'nykh znacheniyakh vyruchki ot realizatsii tova-rov (rabot, uslug) dlya kazhdoy kategorii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva" [Government Resolution Russian Federatioan dated 13.07.2015, "On the limit values of the proceeds from the sale of goods (works, services) for each category of small and medium-sized businesses"]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182963/ (accessed: 15.03.2016). (rus)
7. Reyting investitsionnoy privlekatel'nosti regionov Rossii [Rating of investment attractiveness in Russian regions]. Ekspert RA [RAEX]. URL: http://www.raexpert.ru/project/regcongress/2015/ranking/ (accessed: 25.01.2016). (rus)
8. Luchshie upravlencheskie praktiki. Itogi pilotnogo aprobirovaniya "Natsional'nogo reytinga sostoyaniya investitsionnogo klimata v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii" ["The best management practices. The results of the pilot testing of the "National rating of investment climate in Russian Federation states"]. Agentstvo strate-gicheskikh initsiativ (ASI) [Agency of Strategic Initiatives (ASI)]. URL: http://www.investinregions.ru/rating/ (accessed: 26.01.2016). (rus)
9. Reyting regionov RF po kachestvu zhizni - 2015 [Rating of Russian regions for quality of life - 2015]. RIA-Reyting [RIA-Rating]. URL: http://www.riarating.ru/regions_rankings/20160225/630011011.html (accessed: 22.01.2016). (rus)
10. Regiony Rossii [Russian regions]. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli - 2014 g. [Socio-economic indicators in 2014]. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [The official website of the Federal State Statistics Service in Russian Federation]. Moscow, 2015. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_l 138623506156 (accessed: 25.01.2016). (rus)
IlocTynHJio b pe^aKUHio 02.04.2016 Received 02 April 2016