Научная статья на тему 'Предпринимательский потенциал населения региона'

Предпринимательский потенциал населения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1655
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / ENTREPRENEURIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорихина Светлана Юрьевна

Статья посвящена проблеме развития предпринимательского потенциала населения Вологодской области. Определено отношение eё жителей к малому бизнесу, проведена оценка уровня их вовлечённости в предпринимательство и степени готовности к открытию собственного дела; выявлены условия, необходимые для повышения предпринимательской активности населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial potential of the region's population

The article deals with the development of entrepreneurial potential of the population of the Vologda oblast. The ratio of the it of inhabitants to small businesses, assess their level of involvement in the enterprise and the degree of readiness to start their own business, identified the conditions necessary to increase entrepreneurial activity in the region.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский потенциал населения региона»

УДК 334.012.64(470.12)

© Егорихина С.Ю.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Статья посвящена проблеме развития предпринимательского потенциала населения Вологодской области. Определено отношение её жителей к малому бизнесу, проведена оценка уровня их вовлечённости в предпринимательство и степени готовности к открытию собственного дела; выявлены условия, необходимые для повышения предпринимательской активности населения региона.

Предпринимательство, малый бизнес, предпринимательский потенциал.

Развитие малого предпринимательства выступает в качестве одного из важных механизмов диверсификации экономики, восстановления экономического роста в условиях последствий глобального финансового кризиса. Государственные мероприятия по поддержке малого предпринимательства включают содействие устойчивому развитию действующих предприятий. Однако не менее важным является создание благоприятных условий для повышения предпринимательской активности широких слоёв населения, создания новых субъектов малого бизнеса и новых рабочих мест в данной сфере.

Уровень развития малого бизнеса в значительной мере определяет экономическую и социальную ситуацию в регионах, поскольку предпринимательская деятельность стабилизирует экономическую обстановку, снижает социальную напряжённость, повышает налоговые доходы бюджета. Деятельность субъек-

ЕГОРИХИНА Светлана Юрьевна инженер-исследователь ИСЭРТ РАН [email protected]

тов малого и среднего бизнеса в России регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым 24 июля 2007 года. Основными характеристиками малого и среднего бизнеса являются: гибкость, экономичность, узкая специализация и развитие регионального рынка.

Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что даёт им некоторые преимущества перед крупным бизнесом.

Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Офисные и производственные помещения требуются небольшие, их можно арендовать, обходясь без затрат на капитальное строительство. Оборачиваемость средств у малых предприятий выше, средний уровень заработной платы работников ниже. То есть расходов на организацию такого бизнеса меньше.

Узкая специализация малого предпринимательства в полной мере способствует наилучшему удовлетворению потребительского спроса, обеспечивает индивидуальный подход к клиенту, в то время как крупный бизнес направлен на удовлетворение спроса широких слоёв населения.

Малый бизнес играет важную роль в развитии регионального рынка, форми-

руя местную инфраструктуру. Снижаются транспортные расходы на межрегиональные перевозки, увеличивается доля валового продукта региона. Развитие предпринимательства позволяет уменьшить отток рабочей силы из регионов в центр страны, из районов в регионы.

Таким образом, малое предпринимательство является важным фактором, обеспечивающим экономический рост региона.

Предпринимательство, как вид деятельности, предполагает наличие у предпринимателей определённого образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения, выражающихся в творческом отношении к делу, свободном проявлении инициативы, постоянном стремлении к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, расширению масштабов и сферы деятельности и, что особенно важно, постоянной готовности к риску и изысканию способов его преодоления.

В экономически развитых и развивающихся странах предпринимательство признано движущей силой экономики, а степень его развития зависит от формирования и реализации предпринимательского потенциала. Являясь разновидностью трудового потенциала, он обладает специфическими особенностями, определяемыми как характером конкретного вида предпринимательской деятельности, так и особенностями той или иной экономической системы.

Предпринимательский потенциал индивида был исследован учёными-экономистами в контексте предпринимательства, понимаемого как деятельность по созданию хозяйственных ин-

новаций, форма реализации ролевой функции, конечный продукт экономического творчества и т. д. В начале XVIII века Р. Кантильон и его последователи Й. Тюнен, Г. Мангольдт и Ф. Найт выделили в качестве одного из элементов предпринимательского потенциала способность к риску. Й. Шумпетер рассматривал инновационность, креативность как ведущую способность предпринимателя. Л. Мизес, Ф. Хайек, И. Кирцнер акцентировали внимание на таких индивидуальнопсихологических особенностях предпринимателя, как управленческие способности, самостоятельность в выборе и принятии решений, способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации [2].

Предпринимательский потенциал как экономический термин упоминается, но не формулируется отечественными учёными М.В. Кибакиным и В.А. Лапшовым [5].

В.Б. Супян отождествляет предпринимательский потенциал с предпринимательскими способностями, а предпринимателя рассматривает в качестве их носителя [9].

М.В. Грачев считает, что предпринимательский потенциал - это совокупность ориентации на достижение успеха, личной и коллективной ответственности, свободы самовыражения и творчества [4].

Наиболее комплексную оценку предпринимательского потенциала даёт П.В. Журавлев [4], который включает в его структуру такие элементы, как профессиональные знания, врождённые и приобретённые способности, инновационный потенциал, а также экстрафунк-циональные квалификации1.

1 Под ключевой квалификацией понимается комплекс психологических качеств, способностей, знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение определённой профессиональной функции (или нескольких функций) и составляющий один из компонентов общей квалификации работника. Ключевые квалификации подразделяют на три группы: узкопрофессиональные (специальные знания, умения, навыки, комплексы профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств, действующие в рамках одной профессии или специальности и обслуживающие операциональную сторону деятельности); полипро-фессиональные (актуальные для группы профессий или специальностей; помогают специалисту действовать более эффективно в профессиональной среде, работать с большей отдачей; обеспечивают качество и надёжность труда в рамках родственных профессий; имеют продолжительный период старения и остаются актуальными в течение длительного срока); экстрафункциональные (не связаны с конкретными профессиональными функциями, используются в любой профессиональной среде).

А.Ю. Чепуренко определяет предпринимательский потенциал как совокупность всех физических лиц, рассматривающих возможность и/или начавших заниматься предпринимательской деятельностью [11].

В рамках международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» 2 разработана стадиальная схема, отражающая особенности потенциального и раннего предпринимательства (рис. 1).

Таким образом, предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как совокупность всех физических лиц, занимающихся и/или готовых к занятию предпринимательской деятельностью.

Состояние предпринимательского потенциала как в России в целом, так и в регионах обусловлено переходным характером её экономики. С одной стороны, быстро растёт число малых предприятий

Предпринимательский потенциал общества

1

и индивидуальных предпринимателей, увеличивается число желающих стать предпринимателями, возрастает роль предприятий малого бизнеса в решении проблем региона, а с другой стороны, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, население негативно относится к предпринимателям.

Так, число малых предприятий в Вологодской области увеличивалось на протяжении всего рассматриваемого периода. В 2009 г. по сравнению с 2006 г. оно выросло в 1,3 раза и составило 6398 ед. (в расчёте на 10 тыс. чел. населения -53 ед.). Число индивидуальных предпринимателей в регионе увеличилось на 23,5% (в 2009 г. - 43 тыс. чел.; в расчёте на 1000 чел. населения - 35 ед.) (табл. 1).

Как показали результаты анкетных опросов жителей Вологодской области3, в 2009 г. увеличилась до 36% доля насе-

Устоявшиеся предприниматели (регулярный доход устойчив и позволяет развивать бизнес)

Потенциальные предприниматели (только предполагают основать собственное дело)

Раннее предпринимательство

Владельцы нового бизнеса, получающие регулярный доход, но возможность развития пока не очевидна

Стартующие предприниматели (собственное дело начало приносить первый доход, но его регулярность пока не

Нарождающиеся

очевидна)

Латентные, или «скрытые», предприниматели (сделаны конкретные шаги по открытию дела, но экономической отдачи пока нет)

Рисунок 1. Стадии реализации предпринимательского потенциала

2 Подробнее о проекте см.: Reynolds P.D. Global Entrepreneurship Monitor: Data Collection Design and Implementation 1998 - 2003, in: Small Business Economics / P.D. Reynolds, N. Bosma, E. Autio, S. Hunt, N. DeBono, I. Servais, P. Lopey-Garcia, N. Chin. - 2005. - Vol. 24. - Pp. 205-231.

3 Опрос проводится ИСЭРТ РАН с 2001 года. Объектом опросов является население Вологодской области в возрасте от 16 лет и старше. В данной работе объектом является трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет (для женщин) и до 60 лет (для мужчин). Опросы проходят ежегодно в августе - сентябре в городах Вологде и Череповце и в восьми районах области (Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском и Шекснинском). Объём выборки составляет 1500 человек.

Таблица 1. Основные показатели развития малого предпринимательства

в Вологодской области

Показатели 2001 г. * 2003 г. * 2006 г. 2008 г. 2009 г.

Малые предприятия, тыс. единиц 6,3 6,3 4,8 6,4 6,4

Число малых предприятий в расчёте на 10000 чел. населения, единиц 48 49 38 52 53

Численность индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. 67,7 75,1 32,8 39,8 42,9

Число индивидуальных предпринимателей, в расчёте на 1000 чел. населения, единиц 52 59 27 33 35

*В связи с прошедшей государственной регистрацией (в соответствии с Федеральным законом «О государственной перерегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») значения показателей с 2006 г. значительно меньше значений предыдущих лет. Источники: Статистический ежегодник Вологодской области 2006 / Вологдастат. - Вологда, 2007; Малое предпринимательство в Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - 64 с.

ления, которая могла бы при благоприятных условиях заняться малым предпринимательством (2001 г. - 26%) (рис. 2).

Наиболее реальными сферами для начала собственного бизнеса опрошенные считают услуги, розничную торговлю и строительство (табл. 2).

Популярность сферы услуг объясняется тем, что это одна из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики, сегмент рынка с возрастающим спросом. В экономически развитых странах именно сфера услуг составляет основную часть экономики по числу занятых (больше 50%). В наименьшей степени опрошенные оценивают сферы общественного питания и промышленного производства, т. к. в них существует

больше трудностей при создании нового бизнеса (значительные финансовые вложения, нехватка помещений или сложности с их арендой, несовершенство законодательной базы и т. п.).

Малое предпринимательство имеет важное значение для формирования благоприятной социально-экономической ситуации в регионе. Функционирование бизнеса напрямую связано с процессами, происходящими в экономике.

По мнению жителей, предприятия малого бизнеса наиболее способны решать такие проблемы, как создание новых рабочих мест - 65%, насыщение области услугами и товарами - 59 и 58% соответственно (табл. 3).

Рисунок 2. Доля населения, считающего возможным заняться бизнесом (в % от числа опрошенных)

Таблица 2. Сферы, в которых, по мнению жителей региона, возможно заняться бизнесом (в % от числа жителей области, считающих возможным открыть своё дело)

Сфера 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г.

Услуги 36,6 29,2 32,4 29,2 33,0

Розничная торговля 24,7 16,5 22,0 27,4 20,0

Строительство 11,6 14,6 18,2 16,1 14,2

Оптовая торговля 13,1 14,1 12,4 12,5 8,7

Промышленное производство 9,8 10,9 8,0 8,2 6,7

Общественное питание 5,2 4,6 6,7 3,0 6,0

Другое 3,0 2,7 3,1 0,9 1,1

Таблица 3. Оценка способности малых предприятий в полной мере и частично решать проблемы области (в % от числа опрошенных)

Проблема 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г.

Создание новых рабочих мест 57,8 56,6 67,8 68,6 65,3

Насыщение области услугами 36,4 38,7 52,5 58,0 59,3

Насыщение области товарами 52,9 50,7 63,0 59,9 57,8

Формирование среднего класса 41,5 37,5 46,3 50,2 49,5

Увеличение бюджетных поступлений 50,4 50,6 62,8 59,5 46,7

Отправной точкой для решения задач по улучшению условий ведения малого бизнеса является принятие норм и правил, стимулирующих его развитие и создающих благоприятные условия для граждан, готовых начать собственное дело.

Анализ данных опроса показал, что в 2009 г. наблюдается тенденция к увеличению доли населения, отмечающей потребность в особых условиях для создания бизнеса. На протяжении всего рассматриваемого периода в качестве основного условия выделяется наличие финансовой помощи. Причём за относительно благополучные с экономических позиций годы

- с 2003 по 2008 - значимость данного показателя снизилась, а в кризисном 2009

году увеличилась до 44% против 32% в предшествующем году (табл. 4).

Самыми необходимыми факторами для успешного начала ведения бизнеса, по мнению опрошенных, считается наличие стартового капитала, особого, предпринимательского склада характера, наличие специальных знаний в области управления предприятием, маркетинга, финансового планирования, управления персоналом (табл. 5).

Следует отметить, что выделение такого фактора, как наличие специальных знаний в области управления предприятием, маркетинга, финансового планирования, управления персоналом, зависит от того, насколько население осведомлено о возможности получения

Таблица 4. Условия, при которых жители региона могли бы заняться бизнесом

(в % от числа опрошенных)

Условие 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г.

Наличие финансовой помощи 39,9 60,6 46,4 31,9 44,1

Упрощение налоговой системы 11,3 16,5 11,1 9,5 10,9

Снижение налогового бремени 12,7 21,2 10,1 8,3 12,1

Наличие помещений, оборудования 10,8 21,2 11,7 8,1 8,2

Наличие организации, помогающей открыть своё дело 10,8 18,2 13,6 7,5 9,7

Уменьшение и устранение криминального нажима в сфере малого бизнеса 9,7 13,1 8,4 4,8 6,9

Наличие необходимой справочной информации н/д н/д н/д н/д 3,4

Другое 1,6 1,2 1,5 0,9 0,5

Таблица 5. Оценка необходимости наличия факторов успешного начала предпринимательской деятельности (в % от числа опрошенных)

Факторы 2008 г. 2009 г.

Стартовый капитал 63,6 59,3

Особый, предпринимательский склад характера 30,5 23,9

Наличие чёткого плана развития собственного бизнеса на перспективу 18,9 12,7

Наличие команды специалистов и работников нужной квалификации 14,5 14,6

Наличие специальных знаний в области управления предприятием, маркетинга, финансового планирования, управления персоналом 14,4 15,5

Личные связи в органах власти или ведомственных структурах 13,8 14,9

Личные связи и поддержка со стороны действующих предпринимателей 11,5 9,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность взять необходимое оборудование в аренду, лизинг 10,2 4,9

Предварительная договорённость с будущими поставщиками и покупателями о совместных действиях 8,1 5,3

Доступ к производственным и офисным помещениям 6,2 2,9

соответствующих консультаций. Однако осведомлённость в данном вопросе сохраняется в последние годы примерно на одном и том же уровне, что явно недостаточно для привлечения населения к занятию предпринимательством (рис. 3).

Однако в 2009 году возросло число жителей области (до 30%), желающих знать, куда можно обратиться по вопросам развития малого предпринимательства в регионе (табл. 6).

Вместе с тем незначительно увеличилась доля населения, которая отрицательно относится к малому бизнесу (16% в 2009 г. против 9% в 2008 г.), в то время как с 2001 по 2008 г. происходил постепенный рост доли позитивных оценок (рис. 4).

Таким образом, в ходе опроса установлено, что доля трудоспособного населе-

ния, считающего возможным при благоприятных обстоятельствах заняться малым предпринимательством, в 2009 г. равна 38% от числа жителей региона трудоспособного возраста, что на 10% больше, чем в 2001 году. Исходя из сведений об общей численности трудоспособного населения Вологодской области, можно сказать, что предпринимательский потенциал её жителей при данном подходе к его оценке составляет в 2009 г. примерно 280 тыс. чел. (табл. 7).

Для поддержания положительной динамики, на наш взгляд, необходимо продолжать работу по развитию малого предпринимательства в рамках следующих направлений:

1. Совершенствование механизмов обеспечения малых предприятий необходимыми ресурсами.

60

50

40

49 д 52'3 52'8 50,3 50,5

23,6

10

26,5

25,6

25,4

32,5

2001 г.

2003 г.

2006 г.

2008 г.

2009 г.

□ Осведомлены □ Не осведомлены

Рисунок 3. Осведомлённость населения о том, куда можно обратиться по вопросам развития малого бизнеса (в % от числа опрошенных)

Таблица 6. Распределение ответов населения на вопрос: «Хотели бы Вы знать, куда в Вашем городе (районе) можно обратиться по вопросам развития малого предпринимательства?» (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г.

Хотели бы знать 37,0 38,0 40,4 25,7 30,4

Не хотели бы знать 51,5 51,3 49,5 61,5 61,8

Рисунок 4. Отношение населения к малому бизнесу (в % от числа опрошенных) Таблица 7. Предпринимательский потенциал населения Вологодской области

Предпринимательский потенциал 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г.

В % от числа опрошенных* 28,3 35,6 40,1 28,8 38,4

Тыс. чел. 209,9 265,7 300,6 213,8 281,8

*Доля жителей региона, которые ответили «Да», «Скорее да, чем нет», «Уже веду свой бизнес» на вопрос: « себя возможным и реальным при благоприятных обстоятельствах открыть своё дело, заняться бизнесом?» Считаете ли Вы для

Прежде всего, это имущественная поддержка малых предприятий. Реализация данного механизма направлена на обеспечение их помещениями и земельными участками для осуществления хозяйственной деятельности. Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимы также: качественное улучшение информационнометодической базы, инвентаризация бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами малого бизнеса. Их финансовая поддержка выступает важнейшим механизмом.

Для решения задачи создания эффективной кредитно-финансовой системы,

разработки и распространения финансовых технологий требуется максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов, например венчурного финансирования. В настоящее время одной из основных программ федерального значения, направленных на поддержку малых инновационных предприятий, является программа «СТАРТ». Она реализуется Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Вариантом привлечения инновационными малыми предприятиями финансовых ресурсов выступает участие в Седьмой рамочной программе Европейского союза, которая представляет собой основной инструмент финансирования научных исследований и технологических разработок на период с 2007 по 2013 год.

2. Развитие элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.

Можно выделить следующие механизмы реализации данного направления:

- создание общедоступной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего бизнеса, начинающих предпринимателей (посредством Интернет-портала развития малого и среднего бизнеса);

- развитие системы информационно-консультационных услуг, оказываемых он-лайн (через специализированный сайт или портал) бизнесменам и людям, которые хотят заняться предпринимательством;

- развитие сети центров малого бизнеса (совмещающих обучение на курсах по открытию малого бизнеса, подготовку учредительных документов, регистрацию субъектов малого бизнеса, подготовку бизнес-планов, маркетинговых исследований, поиск партнёров, информационную поддержку, бухгалтерские услуги и т.д.), начиная с районного уровня;

- развитие инновационной активности малых и средних предприятий, при этом главными задачами являются дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции;

- участие малых предприятий в трансфере технологий через Российскую сеть трансфера технологий позволит им найти зарубежных заказчиков на инно-

вационную продукцию или технологии, партнёров для совместных разработок, технологии для реализации своих проектов.

3. Стимулирование населения к занятию предпринимательством.

В рамках этого направления целесообразно использовать следующие механизмы:

- создание положительного имиджа предпринимателя с целью формирования в общественном сознании восприятия предпринимательства как привычного и традиционного явления, а для этого необходимо демонстрировать конкретные результаты деятельности предпринимателей с отражением специфики их предприятий;

- содействие открытию малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях, научноисследовательских институтах в рамках Федерального закона № 217-ФЗ 4;

- реализация мер, направленных на улучшение здоровья жителей региона;

- внедрение преподавания основ предпринимательской деятельности в средних и высших учебных заведениях;

- развитие механизмов и возможностей микрофинансирования новых малых предприятий и бизнесов.

Всё это будет способствовать активизации деловой активности жителей Вологодской области, реализации их предпринимательских способностей, что приведёт к росту численности занятых в бизнесе работников, к увеличению экономического потенциала малых предприятий, расширению их налогооблагаемой базы, а главное, к увеличению их вклада в экономику региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf

4 Федеральный закон от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

2. Асаул, А. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А. Н. Асаул. - М.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 280 с.

3. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / Г.Л. Багиев. - СПб., 2004. - 233 с.

4. Грачев, М.В. Инновационная экономика: Монография Журавлев, П.В. Управление персоналом в предпринимательских организациях / П.В. Журавлев. - М.: Российская экономическая академия, 1998. - С. 224.

5. Кибакин, М.В. Социальный портрет студента негосударственного вуза / М.В. Кибакин,

В.А. Лапшов // Социологические исследования. - 1999. - № 8. - С. 101-103.

6. Крылова, Е. Б. Малое предпринимательство и занятость населения / Е. Б. Крылова // Проблемы прогнозирования. - 2009. - № 1. - C. 125.

7. Кузнецова, З. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой: пути стимулирования / З. Кузнецова // Проблемы теории и практики управления. - 2007. -№ 10. - C. 106.

8. Смирнова, Г. П. Диверсификация и малое предпринимательство как фактор экономического развития / Г. П. Смирнова, А. Г. Стрельников // Экономические и социальные

перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 3. - C. 93

9. Супян, В.Б. Предпринимательские способности (предпринимательство как экономический ресурс] / В.Б. Супян // Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 785 с.

10. Тихонова, Н.Е. Предпринимательский потенциал российского общества / Н.Е. Тихонова, А.Ю. Чепуренко // Мир России. - 2004. - № 1. - С. 116-145.

11. Чепуренко, А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте / А.Ю. Чепуренко. - М.: Наука, 2004. - 480 с.

12. Reynolds, P.D. Global Entrepreneurship Monitor: Data Collection Design and Implementation 1998 - 2003, in: Small Business Economics / P.D. Reynolds, N. Bosma, E. Autio, S. Hunt,

N. DeBono, I. Servais, P. Lopey-Garcia, N. Chin. - 2005. - Vol. 24. - Р. 205-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.