Научная статья на тему 'Предпринимательские способности населения г. Сокола'

Предпринимательские способности населения г. Сокола Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURIAL ABILITY / SMALL-SCALE BUSINESS / SMALL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плешаков Павел Сергеевич

В статье анализируется динамика основных показателей, характеризующих деятельность малого бизнеса на территории г. Сокола Вологодской области. Оцениваются предпринимательские способности жителей города на основе опроса, проведенного специалистами ИСЭРТ РАН среди населения трудоспособного возраста в 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские способности населения г. Сокола»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 334.012(470.12)

П.С. Плешаков

Научный руководитель: кандидат экономических наук, заведующий отделом ИСЭРТ РАН С.В. Теребова

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. СОКОЛА

В статье анализируется динамика основных показателей, характеризующих деятельность малого бизнеса на территории г. Сокола Вологодской области. Оцениваются предпринимательские способности жителей города на основе опроса, проведенного специалистами ИСЭРТ РАН среди населения трудоспособного возраста в 2011 г.

Предпринимательские способности, малый бизнес, малое предпринимательство.

The article analyzes the dynamics of the main indicators of the activities of small-scale business on the territory of Sokhol of Vologda region. Entrepreneurial ability of city residents is evaluated based on the survey conducted by the specialists of ISEDT RAS among the population of working-age in 2011.

Entrepreneurial ability, small-scale business, small entrepreneurship.

В рамках разработанного Правительством РФ комплекса мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований, к каким и относится г. Сокол Вологодской области, особое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса как фактору диверсификации экономики моногородов.

Малый и средний бизнес способствует поддержанию конкурентной среды, обеспечивает население моногородов товарами и услугами, выполняет социальные функции, создавая новые рабочие места для работников, которые высвобождаются в результате реорганизации градообразующих предприятий, обеспечивает рост налоговых доходов муниципальных образований.

Ситуация в каждом из моногородов уникальна, и общего подхода к решению их проблем нет. Для каждого города должен быть найден конкретный путь решения проблемы - перепрофилирование или закрытие градообразующего предприятия, привлечение инвестиций для модернизации производства или полное прекращение старого производства и создание нового направления экономической деятельности [2], [16].

С точки зрения экономической целесообразности. единого комплекса мер по поддержке российских моногородов нет и не может быть, и все же одна необходимая и обязательная мера существует - это поддержка малого и среднего бизнеса в монопрофильных городах [12], [15].

Развитие малого бизнеса можно охарактеризовать составом и динамикой численности предприятий. Так, число малых предприятий в г. Соколе в 2011 г. составило 140 ед. против 120 ед. в 2009 г., в Воло-

годской области аналогичный показатель незначительно вырос (9968 малых предприятий в 2011 г. против 9460 в 2009 г.) [3]. Вместе с тем численность работников малых предприятий муниципального образования в 2011 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. с 1699 до 1889 человек (на 6 %) [2], [12].

В 2011 г. число малых предприятий в Соколе в расчете на 10 тыс. чел составило 24 ед. В Вологодской области этот показатель выше в 2 раза, а показатели по Вологде и Череповцу выше в 22,5 и 15 раз, соответственно [4] (рис. 1).

Наиболее распространенными видами деятельности малых предприятий г. Сокола в 2010 г. являлись: оптовая и розничная торговля (21 % всех малых предприятий), обрабатывающие производства (18 %), а также строительство (17 %) и операции с недвижимым имуществом (17 %). По Вологодской области также преобладают эти виды деятельности малых предприятий [15] (табл. 1).

Число индивидуальных предпринимателей в городе за рассматриваемый период выросло на 35,5 % и в 2010 г. составило 1493 чел. Тенденция роста данного показателя наблюдалась и по Вологодской области [12]. Отметим, что число индивидуальных предпринимателей в Соколе в расчете на 1 тыс. чел. в том же году составило 31 чел., а по Вологде и Череповцу - 38 и 45 чел. соответственно [3] (рис. 2).

Отношение числа индивидуальных предпринимателей Сокола к общей численности трудоспособного населения города составило 6 %. Для сравнения: аналогичный показатель в городах развитых стран составляет в Германии и США - 20 %, Великобритании - 25 %, Канаде - 30 % [17].

г. Вологда г. Череповец Вологодская г. Сокол Россия СЗФО

область

■ И?П1Пг. I ?(111 г

Рис. 1. Число малых предприятий, ед. в расчете на 10 тыс. чел. населения

Таблица 1

Число малых предприятий города Сокола по видам деятельности, ед.

№ п/п Вид экономической деятельности г. Сокол Вологодская область

2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2009 г., в % 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2009 г., в %

1. Всего 122 120 98,4 6365 6398 100,5

2. Оптовая и розничная торговля 26 25 96,2 2235 2377 106,4

3. Обрабатывающие производства 22 21 95,5 373 439 117,6

4. Строительство 21 20 95,2 905 862 95,2

5. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 19 20 105,3 943 996 105,6

6. Транспорт и связь 5 6

7. Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг 4 4 100,0 141 151 107,1

8. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3 4 133,3 889 803 90,3

9. Гостиницы и рестораны 3 3 100,0 233 225 96,5

10. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 12 12 100,0 128 140 109,4

11. Добыча полезных ископаемых 2 2 100,0 20 19 95,0

12. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды 4 2 50,0 44 63 143,1

13. Финансовая деятельность 1 1 100,0 94 84 89,3

Источник: Данные отдела промышленности, транспорта и связи Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области; Малое предпринимательство в Вологодской области: стат. сб. - Вологда, 2010.

60

г. Череповец г. Вологда г. С с кол Роошя ШФО Вологодская

область

■ 2003г. ■ 2003 г. 12010г. Рис. 2. Число индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тыс. чел. населения, чел.

Предпринимательство, как вид деятельности, предполагает наличие у человека определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения, проявляющихся в творческом отношении к делу, свободном проявлении инициативы, постоянном стремлении к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, расширению масштабов и сферы деятельности [11] и, что особенно важно, постоянной готовности к риску и поиску способов его преодоления. Все эти факторы носят название предпринимательских способностей [5], [10].

С одной стороны, наличие предпринимательских способностей является предпосылкой принятия успешных экономических решений для любого вида хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поскольку предполагает анализ рыночной информации и комплексную оценку факторов внешней среды, оценку рисков и принятие самостоятельных эффективных решений в отношении выбора своего сегмента рынка, поставщиков, сырья, материалов, технологий и продвижения инноваций и др. С другой стороны, оно является сильным мотиваци-онным механизмом инициативной деятельности для лица, принимающего решения [7]..

В ходе исследования рассчитан индекс предпринимательских способностей на основе методики оценки качества трудового потенциала населения [8], [15].

Значимость качеств, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, была оценена самими бизнесменами1 (табл. 2). Во главе списка находятся: физическое здоровье, коммуникабельность, психическое здоровье. Эти же качества большинство предпринимателей считает очень важными для занятия бизнесом [9].

Значение индекса предпринимательских способностей различных социально-демографических групп в г. Соколе колеблется от 0,636 до 0,706. Более высокими его значениями отличаются следующие социально-демографические группы по критериям: полу, возрасту, образованию и уровню достатка -женщины моложе 35 лет, с высшим профессиональным образованием, со средним и выше среднего достатком.

Поскольку среднее значение индекса предпринимательских способностей жителя г. Сокола составляет 0,667, то тех людей, у кого индекс превышает данное значение, можно считать имеющим необходимые качества для ведения бизнеса, т.е. потенциальными предпринимателями. Доля таких людей в общей численности населения города составляет 44 %.

Однако то, каким образом и в какой степени предпринимательские способности реализуются в практической сфере - в открытии новых фирм, регистрации индивидуальных предпринимателей, определяется существующими условиями, отношением населения к бизнесу и предпринимателям.

1 В рамках опроса населения Вологодской области, проводимого ИСЭРТ РАН в 2011 г.

Таблица 2

Распределение ответов предпринимателей на вопрос:

«Каких качеств требует предпринимательство?», в баллах (0 баллов - совсем не важно; 4 балла - очень важно), 2009 г.

Рейтинг Название признака Доля предпринимателей, отметивших качество как «очень важное», в %

1 Физическое здоровье 61,5

2 Коммуникабельность 57,5

3 Психическое здоровье 52,5

4 Культурный уровень 47,5

5 Нравственный уровень 42,5

6 Потребность в достижении 42,5

7 Когнитивный потенциал 40,0

8 Творческий потенциал 30,0

Источник: Данные опроса предпринимателей Вологодской области в 2011 г.

Оценка этих факторов проведена на основе анкетных опросов жителей2. Так, положительно относятся к предпринимательству, малому бизнесу 45 % населения г. Сокола, 20 % - отрицательно. Большинство жителей города не считает возможным заняться предпринимательством. Такую возможность видит лишь 27 % населения муниципалитета, несмотря на то, что около половины жителей (45 %) в той или иной степени не устраивает размер заработка, который они получают (27 % скорее устраивает, чем нет; 18 % - совершенно не устраивает). Полностью размер зарплаты устраивает лишь 9 % населения.

Среди причин, негативно сказывающихся на возможностях открытия и ведения своего бизнеса, жители указывают: отсутствие первоначального капитала (53 % жителей), удовлетворение текущей деятельностью (45 %); отношение к предпринимательству как к чересчур напряженной, нелегкой (32 %) и рискованной (30 %) работе.

В связи с недостатком первоначального капитала большинство жителей г. Сокола (74 %) считает, что при наличии финансовой помощи они могли бы заняться предпринимательством. Среди прочих необходимых условий жители выделяют: наличие помещений, оборудования (33 % населения); упрощение налоговой системы (33 %); снижение налогового бремени (28 %); наличие организации, помогающей открыть свое дело (27 %).

Подавляющее большинство населения г. Сокола (81 %) полагает, что главным для успешного начала

2 Опрос проведен специалистами ИСЭРТ РАН среди жителей г. Сокола трудоспособного возраста в 2011 г. Всего опрошено 250 чел. Из них 50,8 % мужчин и 49,2 % женщин. Распределение по образованию: 43,2 % - среднее специальное образование (техникум и др.), 23,2 % - высшее, 18,0 % - средняя школа, в том числе ПТУ со средним образованием, 8,4 % - незаконченное высшее, 6,8 % - неполное среднее. Распределение по уровню дохода (по мнению самих респондентов): 42,0 % - люди среднего достатка, 24,8 % - бедные, 2,4 % - богатые, 1,2 % - нищие.

предпринимательской деятельности является стартовый капитал. На втором месте по значимости - особый предпринимательский склад характера (48 %), что в целом аналогично оценкам населения области (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Какие факторы, на Ваш взгляд, необходимы для успешного начала предпринимательской деятельности?», в % от числа опрошенных

Предпочтения жителей г. Сокола в отношении возможных сфер начала предпринимательской деятельности расположились следующим образом:

- сфера услуг (45 % населения);

- строительство (28 %);

- оптовая торговля (25 %);

- розничная торговля (22 % жителей);

- общественное питание (21 %)$

- производство (19 %).

Незначительной является доля жителей города, которые хотели бы знать, где можно получить информацию по вопросам открытия и ведения своего бизнеса (всего лишь 21 %). При этом такая информация не нужна 11 % населения и 68 % затруднились дать четкий ответ.

Средняя сумма, необходимая, по мнению жителей г. Сокола, для начала своего дела, составила 511 тыс. руб. Для сравнения по Вологодской области

данная сумма составляет 1322 тыс. руб.

Таким образом, невысокий уровень предпринимательских способностей населения г. Сокола объясняются следующим:

1) нежелание заниматься предпринимательством (считают возможным вести свой бизнес 27 % жителей города, для сравнения: в среднем по Вологодской области так же считают 29 % населения);

2) низкая осведомленность жителей об организациях, в которые можно обратиться по вопросам ведения предпринимательской деятельности (осведомлены 30 %, по Вологодской области - 33 %);

3) нежелание быть в курсе того, куда можно обратиться по вопросам открытия своего дела (хотели бы быть в курсе лишь 21 % населения против 30 % по Вологодской области).

При наличии многочисленных сложностей для ведения бизнеса в России в целом и отсутствии реализации мер по улучшению бизнес-климата и поддержки малого предпринимательства существующие предпринимательские способности жителей города так и останутся невостребованными.

Литература

1. Буянкина, А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование / А.Н. Буянкина. - М., 2004.

2. Гражданкин, В.А. Трансформация дефиниций «предпринимательство» и «предприниматель» / В.А. Гражданкин, О.А. Гражданкина // Известия Алтайского государственного университета. Экономика. - № 2. - 2009. -С. 163 - 166.

3. Данные отдела промышленности, транспорта и связи Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области. Малое предпринимательство в Вологодской области: стат. сб. - Вологда, 2010.

4. Данные отдела промышленности, транспорта и связи Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области. Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2007 - 2011 гг. - URL: www.gks.ru

5. Дракер, П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Дракер. - М., 1992.

6. Ильин, В.А. Трудовой потенциал региона: состояние и развитие / В.А. Ильин, К.А. Гулин, ГВ. Леонидова, В. В. Давыдова. - Вологда, 2004.

7. Кастосов, М.А. Предпринимательские способности как фактор экономического роста / М.А. Кастосов, Н.Ю. Иванова // Вестник Московского университета. Сер. 21: Управление (государство и общество) - 2006. - № 1. - С. 1 - 8.

8. Качество населения / под ред. Н.М. Римашевской, В.Г Копниной. - М., 1993.

9. Леонидова, Г.В. Трудовой потенциал региона: заключительный отчет о НИР / Г.В. Леонидова, Е.А. Чекма-рева. - Вологда, 2009.

10. Макконнел, К. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: пер. с англ. / К. Макконнел, С. Брю. - М., 1993. -Т. 1.

11. Подолякин, О.В. Оценка предпринимательских способностей населения региона / О.В. Подолякин, С.В. Тере-бова // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер.: Экономика.- СПб., 2011. - № 6. - С. 112 - 117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Подолякин, О.В. Условия ведения предпринимательской деятельности в регионе / О.В. Подолякин, П.С. Плешаков // Проблемы развития территорий. - 2012. -№ 2. - С. 30 - 35.

Вариант ответа % населения г. Сокола % населения Вологодской области

Стартовый капитал 80,8 59,3

Особый предпринимательский склад характера 48,4 23,9

Личные связи в органах власти или ведомственных структурах 24,8 14,9

Наличие команды специалистов и работников нужной квалификации 19,6 14,6

Наличие четкого плана развития собственного бизнеса на перспективу 18,8 12,7

Наличие специальных знаний по управлению предприятием, маркетингу, финансовому планированию и т.д. 17,2 15,5

Личные связи и поддержка со стороны действующих предпринимателей 16,0 9,4

Возможность взять необходимое оборудование в аренду, лизинг 14,4 4,9

Предварительная договоренность с будущими поставщиками и покупателями о совместных действиях 7,2 5,3

Доступ к производственным и офисным помещениям 4,8 2,9

Источник: Данные опроса предпринимателей Вологодской области в 2011 г.

13. Попов, Ю. Российское предпринимательство: социальный портрет / Ю. Попов // Человек и труд. - 1995. -№ 2. - С. 21 - 26.

14. Рощин, С. Мужчины, женщины и предпринимательство / С. Рощин, Я. Рощина // Человек и труд. - 1994. -№ 12. - С. 109 - 115.

15. Теребова, С.В. Предпринимательство в регионе: состояние, проблемы, перспективы / [С.В. Теребоваи др.]. -Вологда, 2011.

16. Теребова, С.В. Предпринимательские способности населения: понятие и измерение / С.В. Теребова, П.С. Плешаков // Современные исследования социальных проблем - 2012. - № 9 (17). - URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/terebova.pdf

17. Measuring Entrepreneurship. A Collection of Indicators. - URL: http://www.oecd.org/dataoecd/43/50/44068449. pdf

УДК 338.465.4:378 (571.54)

ЕА. Цыремпилова

ПАРАДОКСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЫНКА ТРУДА В РАЗРЕЗЕ НАБОРА И ВЫПУСКА СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Данная статья является попыткой рассмотреть «парадоксы» взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в контексте анализа выпуска и приема специалистов по группе специальностей и направлению подготовки «Экономика и управление».

Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда, выпуск и прием специалистов.

The article considers the "paradoxes" of interaction of the educational market and the labour market in the context of the analysis of graduating and enrolment of specialists who study Economics and Management.

Interaction of educational market and the labour market, specialists' graduating and enrolment.

За последнее время система российского образования претерпела серьезные изменения в русле общих процессов развития рыночной экономики. Изменяется отраслевая направленность учебных заведений профессионального образования, которая обусловлена структурными сдвигами в экономике, развитием региональных рынков труда и конкуренции. (Одним из примеров такого сдвига на уровне Республики Бурятия является переименование в 2011 г. Восточно-Сибирского государственного технологического университета в Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления). В то же время формирование спроса на выпускников учреждений профессионального образования конкретных направлений подготовки и специальностей, подчиняясь законам рыночных отношений, зависит как от общего социально-экономического положения в стране, так и от различных факторов и условий в том или ином регионе, то есть изменения обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда. Среди других факторов, влияющих на эффективность взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, можно выделить следующие: структура экономики и рабочих мест, уровни заработной платы и доходов населения, занятости и безработицы, структура населения, развитие различных ступеней образования и цен на образовательные услуги. Другими словами, рынки образовательных услуг и труда взаимосвязаны, взаимозависимы и, до некоторой степени, взаи-моуправляемы.

Данной статья является попыткой рассмотреть «парадоксы» взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в контексте анализа выпуска и приема специалистов по группе специальностей и направлению подготовки «Экономика и управление».

Востребованность профессии определяется запросами рынка руда и запросами граждан. Степень востребованности профессии (спрос) на рынке труда - понятие мобильное и изменяющееся под влиянием многих факторов: политической ситуации, перспектив социально-экономического развития, специфики региона как хозяйствующего субъекта, предпочтений граждан, изменений в технологиях и информации. Характерной чертой востребованности профессии является запрос на конкретного специалиста, вакансию:

- высокая востребованность - постоянный запрос работодателя на специалиста, востребованность не всегда гарантирует высокий заработок;

- средняя востребованность - запрос работодателя на специалиста также может быть постоянным, однако количество востребованных специалистов ограничено;

- низкая востребованность - редкий, отсутствие запроса работодателя на специалиста.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия за 2011 г. общий выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием составил 7,4 тыс. чел., из них выпуск специалистов по группе специальностей и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.