мы недостаточной квалификации работников учреждений и организаций социальной сферы, а также недостаточно сбалансированная нормативно-правовая база.
2. Данные опроса свидетельствуют об ухудшении отношения руководителей социальной сферы к деятельности федеральных и региональных властей. За последний год доля респондентов, одобряющих деятельность органов власти как на федеральном, так и на региональном уровне, понизилась, а не одобряющих ее, - увеличилась.
3. Руководители в основном благоприятно относятся к перспективам осуществления декларируемых правительством мероприятий по реформированию отраслей социальной сферы. Очевидное неприятие, как и годом ранее, наблюдается только в вопросе о введении 12-летнего школьного обучения. В отношении других новшеств у руководителей сформировались позитивные позиции.
4. Анализ мнений руководителей отрас-
лей и учреждений социальной сферы позволяет сформулировать ряд направлений и мероприятий, которые целесообразно осуществлять при реализации государственной политики в отношении социальной сферы в регионе (таблица).
Учет данных направлений и мероприятий был бы, на наш взгляд, полезен в деятельности региональных органов власти, отраслевых департаментов, органов муниципального управления.
В ближайшем будущем изучение социальной сферы региона в ВНКЦ ЦЭМИ РАН планируется продолжить. Дополнительное внимание предполагается обратить прежде всего на следующие вопросы: результативность и эффективность функционирования социальной сферы, наличие реальной доступной базы для подготовки и переподготовки специалистов соответствующего качества, соответствие спроса и предложения специалистов на рынке труда.
Е. А. Хамидулина, К. А. Гулин ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Значение малого предпринимательства (МП) как фактора дальнейшей стабилизации экономики России неоднократно подчеркивалось на самом высоком уровне. Однако, несмотря на десятилетие либерализации экономической жизни, малый бизнес пока не играет ведущей роли в народнохозяйственном комплексе и страны в целом, и ее регионов. Если в экономике современных промышлен-но развитых стран на малый бизнес приходится около 90% всех предприятий и от 50 до 70% валового национального продукта, то в России доля МП - порядка 30% в общем числе предприятий1. Вклад малого бизнеса в ВВП России в 2001 г. составил только 12%.
'Российское малое предпринимательство в цифрах // http:// www.rcsme.ru/stat/.
Доля российских МП в обеспечении занятости в народнохозяйственном комплексе равняется 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях, тогда как, например, в странах ЕС данный показатель2 для сектора малого бизнеса - около 65%.
Для Вологодской области проблема развития малого предпринимательства особенно актуальна ввиду высокой зависимости областного бюджета от налоговых поступлений крупных предприятий, прежде всего ОАО «Северсталь». Так, доля платежей ОАО «Северсталь» в консолидированном бюджете области в 2001 г. составила3 40%, что делает
• Российское малое предпринимательство в цифрах // http://
www.rcsme.ru/stat/.
з Изотова Г. Проблемы финансовой политики // Экономика. Политика. Инвестиции. - 2002. - № 1.
областной бюджет уязвимым перед колебаниями экономической конъюктуры. В целях обеспечения благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства постановлением губернатора № 156 от 01.02.2001 г. были приняты «Основные направления поддержки и развития малого предпринимательства Вологодской области на 2001 -2002 гг.». С 2001 г. Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН осуществляет мониторинг развития малого бизнеса на территории региона в рамках «Основных мероприятиях поддержки и развития малого предпринимательства Вологодской области на 2001 - 2002 гг.» (в целом же мониторинг малого предпринимательства проводится с 1995 г.). Результаты мониторинга позволяют определить тенденции развития малого предпринимательства, изменение условий его функционирования, эффективность государственной политики по его поддержке, а также выработать эффективные направления развития предпринимательской деятельности с учетом экономических, социальных и правовых особенностей Вологодской области. Анализ проводится на основании статистических данных и результатов опросов общественного мнения.
По данным Областного комитета статистики, на конец 2001 г. в области функционировало 6252 малых предприятия (в 1996 г. -3537). В 2001 г. прирост количества малых предприятий составил 4% к уровню 2000 г., что меньше среднегодовых темпов их прироста за период 1996 - 2001 гг. (14%). Но, как и в прежние годы, этот показатель выше, чем в целом по стране: в 2001 г. в России отмечено уменьшение числа малых предприятий по сравнению с 2000 г. на 4%.
Продолжает увеличиваться как среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (в 2001 г. она составила 66,4 тыс. чел.; в 1997 г. - 55,6 тыс. чел.), так и численность индивидуальных предпринимателей (в 2001 г. - 29,4 тыс. чел.; в 1997 г. -12,3 тыс. чел.). Постепенно увеличивается и доля работающих на малых предприятиях (с учетом индивидуальных предпринимате-
лей) в общей численности занятых в Вологодской области. В 2001 г. она составила 15,4% по сравнению с 11,8% в 1996 г. и 14,5% в 2000 г. Однако это не только значительно ниже уровня, присущего экономически развитым странам (до двух третей населения), но и ниже показателя, заложенного в «Основных мероприятиях поддержки и развития малого предпринимательства Вологодской области на 2001 - 2002 гг.», - 25% от общей численности занятых.
Одной из целей этого документа является изменение отраслевой структуры малого бизнеса в сторону увеличения удельного веса предприятий, функционирующих в производственных отраслях. Тем не менее на конец 2001 г. отраслевая структура малого бизнеса не претерпела значительных изменений по сравнению с 1999 г.: непроизводственная сфера деятельности по-прежнему остается более привлекательной, чем производственная. По удельному весу отраслей экономики в малом бизнесе ведущие позиции продолжают занимать торговля и общественное питание (41 %), промышленность и строительство (по 17%). При этом удельный вес малых предприятий торговли и общественного питания вырос с 35% в 1999 г. до 42% в 2001 г., доля предприятий, функционирующих в сфере строительства и промышленности, сократилась с 22 до 18% и с 21 до 17% соответственно. Рост удельного веса малых предприятий отмечается в сельском хозяйстве: если в 1999 г. он составлял 3,5%, то в 2001 г. - уже 6,3%, что почти в 4 раза больше, чем по России в целом (1,6% по данным на 01.06.2001 г.). Выше среднероссийского показателя удельный вес в малом бизнесе области предприятий промышленности (17,4% по сравнению с 14,9% по России) и строительства (16,8% по сравнению с 14,5% по России). Вместе с тем удельный вес такой отрасли, как наука и научное обслуживание, составляет лишь 0,8% по сравнению с 3,4% по России.
С 2000 по 2001 г. объем продукции, произведенной малыми предприятиями области, увеличился на 22% (табл. 1). В целом же за период с 1996 по 2001 гг. объем производства
Таблица 1
Объем продукции (работ, услуг), произведенной на малых предприятиях
(без НДС и акцизов, в действующих ценах)
Показатели 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Всего, млрд (с 1998 г. - млн руб.) 1654,0 1853,0 2651,1 5012,5 6583,0 8032,0
Доля в производстве товаров и услуг в области в целом, в % 3,9 4,1 5,3 7,4 7,2 •
* Значение не указано ввиду отсутствия в настоящее время официальных статистических данных.
Источник: Статистический ежегодник Вологодской области. 2000. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2001. - С. 125; Малый бизнес Вологодской области в 2001 году: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2002. - С. 19.
в действующих ценах увеличился в 4,9 раза. Однако реально, т.е. с учетом уровня инфляции, в 2001 г. его прирост составил 4% по отношению к 2000 г. и 40% - по отношению к 1996 г.
По объему произведенной продукции (работ, услуг) ведущие позиции в 2001 г. по-прежнему занимают строительство (32%), торговля и общественное питание (21%). Несмотря на достаточно большой удельный вес продукции предприятий промышленности (25%), с 1999 г. отмечается тенденция к его снижению. Доля продукции, выпускаемой малыми предприятиями, функционирующими в сельскохозяйственной отрасли, в 2001 г. осталась на уровне 2000 г. (2,7%). Другие сфе-
ры малого бизнеса области, как и прежде, имеют менее значительный удельный вес произведенной продукции. Распределение объема продукции предприятий малого бизнеса по отраслям экономики несколько отличается от общероссийского. Если по России в целом лидирующую позицию занимает торговля и общественное питание (26%), то в Вологодской области - строительство (32%). Также можно заметить, что удельный вес продукции (работ, услуг) малых предприятий промышленности, транспорта, науки и научного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства ниже среднероссийского, а в сферах строительства и сельского хозяйства - выше (табл. 2).
Таблица 2
Удельный вес отраслей в объеме продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями малого бизнеса
(в %)
Отрасли экономики Вологодская область РФ (по данным на 01.06.01)
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Строительство 30,6 24,1 28,5 32,0 23,9
Промышленность 31,0 35,9 25,9 24,9 26,1
Торговля и общественное питание 12,1 10,2 22,8 21,1 26,4
Сельское хозяйство 4,2 2,3 2,7 2,7 0,8
Наука и научное обслуживание 1,1 1,5 2,1 2,2 3,2
Транспорт 1,3 1,1 1,7 1,9 3,2
Жилиц+ю-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания 0,5 0,4 0,4 0,4 0,6
Другие отрасли 19,2 24,5 15,9 14,8 15,9
Источник: Малый бизнес Вологодской области в 2001 г.: Статистический бюллетень, кое малое предпринимательство в цифрах // http://www.rcsme.ru/stat/.
■ Вологда: Вологодский облкомстат, 2002; Российс-
После резкого увеличения в 2000 г. номинального объема инвестиций в основной капитал малых предприятий, в 2001 г. он незначительно снизился, но по-прежнему находится на достаточно высоком по сравнению с предыдущими годами уровне (рис. 1).
Динамику объема инвестиций в отраслевом разрезе малого бизнеса области можно проследить по данным областной статистики. В 2001 г. увеличились инвестиции в основной капитал предприятий в следующих отраслях: строительство (на 122% к уровню 2000 г.),
400 350 -300 -250 -200 -150 -100 -50
340
60
143,5
ш
1996 г.
1997 г.
1999 г.
2000 г
2001 г.
Источник: Развитие малого предпринимательства в области: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2001; Малый бизнес Вологодской области в 2001 г.: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат, 2001.
Рис. 1. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий Вологодской области
(в млн руб., в 1996 и 1997 гг. - в млрд руб.).
связь (на 100%) и сельское хозяйство (на40%). В сфере финансов, кредитования, страхования данный показатель увеличился в 38 раз. Эта отрасль вошла в число отраслей с наибольшим удельным весом объема инвестиций в основной капитал и в 2001 г. заняла третье место после строительства и промышленности. Во всех остальных отраслях в 2001 г. наблюдается уменьшение инвестиций в основной капитал малых предприятий.
При сравнении распределения объема ин-
вестиций по отраслям экономики в Вологодской области с аналогичным показателем по России отмечается значительное превышение среднероссийского показателя в сфере строительства (в 1,6 раза) и сельском хозяйстве (в 4,2 раза). В остальных отраслях имеет место более низкий, чем средний по стране, удельный вес инвестиций. При этом в торговле и общественном питании он ниже среднероссийского в 3,8 раза, в сфере науки и научного обслуживания - в 13 раз (табл. 3).
Таблица 3
Распределение объема инвестиций по отраслям экономики в 2001 г. (в %)
Отрасли экономики РФ (по данным на 01.06.01) Вологодская область (по данным на конец 2001 г.)
Строительство 27,3 43,8
Промышленность 25,9 20,2
Торговля и общзственное питание 24,4 6,4
Транспорт 2,1 0,9
Наука и научное обслуживание 1,3 0,1
Сельское хозяйство 0,6 2,5
Жилии+ю-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания 0,2 0,1
Другие отрасли 18,2 26,0*
* Из них 12,5% - инвестиции в основной капитал в сфере финансов, кредитования, страхования.
Источник: Малый бизнес Вологодской области в 2001 г.: Статистический бюллетень. - Вологда: Вологодский облкомстат; Российское малое предпринимательство в цифрах // http://www.rcsme.ru/stat/.
По данным сплошного обследования малых предприятий, проведенного Областным комитетом по статистике в 2000 г., в структуре инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам основных фондов большую часть занимают инвестиции в здания и сооружения (47%), затем - в машины, оборудование, инструмент, инвентарь (40%) и в жилища (9%). В целом по России распределение основных фондов иное: значительно больший удельный вес имеет объем инвестиций в машины, оборудование, инструмент, ин-
вентарь (57%), затем следуют инвестиции в здания и сооружения (24%) и жилища (8%).
В 2002 г. наметилась тенденция уменьшения доли предпринимателей, которые видят реальную возможность расширения своих предприятий. Так, по результатам опроса ВНКЦ ЦЭМИ РАН4, значительно снизилась доля респондентов, видящих реальную возможность расширения в ближайшей перс-
1 Опрос проходил в марте - апреле 2002 г, опрошено 280 представителей малого предпринимательства, в т.ч. в Вологде - 99, в Череповце - 89, в районах - 92.
пективе (38% респондентов; по результатам опроса в 2000 г. - 54%; табл. 4). В долгосрочной перспективе (свыше 3 лет) видят возможность расширения 26% опрошенных (по результатам опроса в 2000 г. - 38%). Среди индивидуальных предпринимателей возможность расширения в ближайшей перспекти-
ве видят 25% (по результатам опроса в 2001 г. - 36%); в долгосрочной - 27% (значение сохранилось на уровне прошлого года). Причина этого, по-видимому, заключается в том, что условия функционирования малого бизнеса в области по-прежнему не способствуют его развитию.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Видите ли Вы реальную возможность расширения Вашего предприятия в дальнейшее время?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов Да Нет Не думал
В ближайшей перспективе 2000 г. 53,6 27,1 14,0
2001 г. 48,3 29,8 14,7
2002 г. 38,2 40,7 15,4
В долгосрочной перспективе 2000 г. 37,7 14,0 30,2
2001 г. 35,3 19,7 31,5
2002 г. 26,1 22,1 34,3
Оценка респондентами условий функционирования малого бизнеса в регионе, рассчитанная по методике Российского института стратегического анализа и развития предпринимательства, представлена в табл. 5-7. Анализ оценок нормативно-правовых условий функционирования малого бизнеса показывает, что после некоторого улучшения оценок в период 1999 - 2001 гг. они снизились в
Оценка нормативно-правовых условий деяте
2002 г. на 0,1-0,3 балла (табл. 5). Особенно низко оценивается респондентами состояние налоговой системы - как в целом, так и в части, определяемой региональной властью (2,5 балла по 5-балльной шкале). Вероятно, одна из причин этого - введение в действие с 1 января 2002 г. нового Налогового кодекса, согласно которому малые предприятия стали плательщиками единого социального налога.
Таблица 5
:ти малых предприятий (по 5-балльной шкале)
Факторы 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Совершенство нормативно-правовой базы МП:
- в целом 2,4 2,6 2,9 2,7
- в части, определяемой региональной властью 2,5 2,7 2,8 2,7
- в части, определяемой муниципальной властью 2,4 2,5 2,8 2,6
Совершенство налоговой системы:
- в целом 2,3 2,5 2,8 2,5
- в части, определяемой региональной властью 2,3 2,5 2,8 2,5
Совершвнство организационного механизма
регистрации предприятий 2,8 2,9 2,9 2,7
Изменение оценок финансово-кредитных условий развития малого бизнеса не столь однозначно. По сравнению с 2001 г. в 2002 г. заметно снижение оценок объема платежеспособного спроса и объема регионального рынка субподрядных работ, в удовлетворении которого могут участвовать малые предприятия (предприниматели). Уровень платежной дисциплины внутри региона, по оценкам предпринимателей, в 2002 г. остался на уровне 1999 г. Как наименее удовлетворительные оценены механизм получения малыми предприятиями гарантий со стороны органов вла-
сти по обязательствам перед финансово-кре-дитными организациями и возможности получения прямой финансовой поддержки проектов малого бизнеса из регионального фонда. Довольно низкой остается и оценка условий получения банковских кредитов (табл. 6).
Анализ степени удовлетворенности респондентов существующей в регионе инфраструктурой развития малого предпринимательства показывает, что, после улучшения оценок условий получения различных видов ресурсов и услуг в период 1999 - 2001 гг., в 2002 г. они в большинстве случаев несколь-
Таблица 6
Оценка финансово-кредитных условий деятельности малых предприятий (по 5-балльной шкале)
Факторы 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Объем платежеспособного спроса населения на товары и услуги, в удовлетворении которого могут участвовать МП (предприниматели) 2,5 2,8 3,0 2,8
Объем регионального рынка субподрядных работ, в выполнении которых могут участвовать МП (предприниматели) 2,6 2,7 2,9 2,8
Уровень платежной дисциплины внутри региона 2,6 2,8 2,9 2,6
Условия получения банковских кредитов 2,4 2,4 2,6 2,6
Совершвнство организационного механизма распределения госзаказа 2,4 2,5 2,5 2,6
СоверцЕнсгтво организационного механизма распределения субподрядных работ 2,5 2,6 2,5 2,6
Механизм получения МП гарантий со стороны региональных органов власти по обязательствам перед финансово-кредитными организациями 2,2 2,3 2,3 2,4
Возможности получения прямой финансовой поддержки проектов МП (предпринимателей) из регионального фонда 2,2 2,2 2,2 2,4
ко снизились. Наибольшее ухудшение оценок наблюдается по степени доступности коммунальных, транспортных и услуг связи (на 0,3 балла), по наличию квалифицированных трудовых ресурсов, а также внимания региональных органов управления к малому
Оценка состояния инфраструктуры развития >
бизнесу (на 0,2 балла). Выше, чем в прошлом году, оценены предпринимателями доступность материальных, топливных и энергетических ресурсов, а также помещений и технологий «ноу-хау» (табл. 7).
Таблица 7
о предпринимательства (по 5-балльной шкале)
Факторы 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Доступность коммунальных, транспортных и услуг связи 3,1 3,0 3,3 3,0
Доступность современных технологий и "ноу-хау" 2,7 2,9 2,9 3,0
Доступность материальных, топливных, энергетических ресурсов 2,8 2,6 2,8 3,0
Наличие квалифицированных трудовых ресурсов 3,0 3,1 3,1 2,9
Доступность консалтинговых услуг 2,7 2,9 3,0 2,8
Совершенство системы информационного обеспечения деятельности МП (предпринимателей) 2,5 2,8 2,9 2,8
Доступность помещэний 2,8 2,7 2,7 2,8
Возможность формирования МП необходимой технической базы 2,5 2,6 2,9 2,7
Доступность земли 2,6 2,6 2,8 2,7
Внимание органов местного самоуправления к МП 2,3 2,3 2,8 2,5
Безопасность условий деятельности МП (предпринимателей) 2,4 2,5 2,8 2,7
Внимание региональных органов управления к МП 2,2 2,3 2,7 2,5
Возможность влияния общественных объединений предпринимателей на принятие управленческих решений, касающихся их деятельности 2,2 2,3 2,5 2,5
Опрос показал, что большинство предпринимателей признает существование значительного количества факторов, негативно сказывающихся на функционировании малого бизнеса. Одними из наиболее острых проблем по-прежнему остаются высокие налоги и усложненность налоговой системы. Только 9% участников опроса считают, что положение в этой среде улучшилось в результате введения в действие нового Налогового кодекса (с 1 января 2002 г.). Другим, не менее значимым фактором, тормозящим развитие малого предпринимательства, называют отсутствие разумной законодательной базы (65%).
Более трети опрошенных считает, что развитию их бизнеса мешают криминальные структуры и действия местной власти. По-прежне-му достаточно высоко количество предпринимателей, не обладающих налаженными связями с партнерами (32%) и не имеющих необходимых знаний и навыков в реализации продукции на рынке (29%). Развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от отношения органов власти к проблемам малого бизнеса. Как и в 2001 г., большинством опрошенных (70%) государственная помощь в 2002 г. оценивается как крайне недостаточная или вообще отсутству-
ющая. За последний год почти в 5 раз снизилась доля предпринимателей, оценивших эту помощь как весьма существенную (с 3,4% в 2001 г. до 0,7% в 2002 г.; табл. 8). Не случайно в 2002 г. уменьшилась доля предпринимателей, связывающих создание благоприятных
условий для малого бизнеса с деятельностью федеральных и региональных структур власти. Если в 2001 г. на этот вопрос положительно ответили 61% предпринимателей области, то в 2002 г. значение этого показателя снизилось до 43%.
Таблица I
Оценка государственной помощи в становлении и развитии малого предпринимательства
(в % к числу опрошенных)
Варианты ответов 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Помощь весьма существенна 1,1 - 0,5 5,5 3,4 0,7
В какой-то мере эта помощь осуществляется, но далеко не всегда и не во всем 5,8 3,6 4,9 10,5 9,7 13,6
Помощь оиуирется довольно слабо 11,6 9,1 18,7 21,8 21,8 25,7
Никакой помощи не чувствую 60,5 71,7 58,6 44,5 45,8 44,6
Затрудняюсь ответить 14,9 14,9 17,3 11,8 13,9 15,4
Заметно снизились и оценки результативности взаимодействия органов региональной и местной власти с предпринимателями: правительства области - с 5,9 до 4,7 балла
(по 10-балльной шкале), администраций городов - с 6,1 до 4,7 балла, администраций районов - с 5 до 4,2 балла (рис. 2).
1998 г. 1999 г. 2000 г.
О Правительство области и Администрации городов
2001 г. 2002 г.
И Администрации районов
Рис. 2. Оценка результативности взаимодействия исполнительных органов власти с предпринимателями в 1998 - 2002 гг. (по 10-балльной шкале).
Таким образом, текущий уровень развития малого предпринимательства следует признать недостаточным для устойчивого и эффективного развития экономики региона. Незначительный рост в 2001 г. таких показателей функционирования МП, как численность предприятий, объем произведенной продукции (работ, услуг) и доля занятых в малом бизнесе к общей численности занятых области, а также отсутствие значительных изменений в отраслевой структуре МП, указывает на то, что потенциал роста малого предпринимательства при существующих условиях исчерпан. А качественных сдвигов в направлении их улучшения за прошедший год не отмечается: условия функционирования
малого бизнеса по-прежнему не создают необходимых предпосылок для успешного его развития. Кроме того, в соответствии с задачами «Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ», принятой на заседании Государственного Совета РФ 19.12.2001 г., к 2005 г. должно быть завершено создание целостной системы поддержки МП с переносом центра тяжести на региональный и муниципальный уровни. В Концепции определены 8 основных направлений деятельности органов государственной власти, муниципального управления, общественных объединений предпринимателей в области поддержки МП. В связи с этим, на наш взгляд, необходимы
разработка и принятие областной программы развития малого предпринимательства региона на ближайшие 3-5 лет, которая включала бы в себя мероприятия по следующим направлениям:
1. В целях оптимизации нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства целесообразно проведение законопроектной работы по нормативно-пра-вовому регулированию МП, включающей: анализ законодательных и иных региональных правовых актов, регулирующих вопросы МП; подготовку предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее данную сферу; разработку новых законопроектов.
2. Целесообразно проведение анализа системы налогообложения малого предпринимательства и подготовка предложений по реформированию налогообложения малого бизнеса, направленных на снижение налогового бремени, упрощение учета и отчетности малых предприятий перед налоговыми органами, обеспечение «стабильности» налогового законодательства. При этом следует принять к рассмотрению на региональном уровне таких возможностей, как уменьшение налога с продаж (в рамках региональных диапазонов от 1 до 5%), освобождение от налога на прибыль вновь созданных производств в первый год, ограничение его объема во второй год до 25% и т.д. В любом случае, нужно изыскать на уровне области возможности для снижения налоговой нагрузки на малые предприятия, и если на первых порах это снизит доходную базу областного бюджета, то в дальнейшем убытки будут покрыты за счет экономического роста малых предприятий и, как следствие, увеличения доходов областного бюджета. Для этого необходимо, исходя из возможностей региона, формирование на уровне области налоговой политики по отношению к МП, направленной на стимулирование развития малого бизнеса.
3. Для расширения возможностей доступа малых предприятий к финансовым ресурсам необходимо предусмотреть развитие системы финансовой поддержки МП. Для это-
го требуется развитие системы «франчайзинга» и институтов кредитования (кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и других небанковских институтов, предоставляющих на возвратной основе денежные средства субъектам МП), а также расширение сети лизинговых компаний.
4. Развитие системы механизмов использования государственного и муниципального имущества предполагает формирование активных мер материальной поддержки малого бизнеса. Для этого необходимо дальнейшее развитие арендных отношений органов государственного и муниципального управления и субъектов малого бизнеса в сфере использования недвижимого имущества, формирование специальных условий передачи малым предприятиям производственных площадей и технологического оборудования государственных и муниципальных предприятий.
5. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства должно стать одним из ведущих направлений региональной программы. В рамках этого направления особое внимание следует уделить программам подготовки начинающих предпринимателей из числа работников иных сфер и временно не работающих граждан. Целесообразна разработка типовых учебных программ, в т.ч. для дистанционного образования, информационно-методических материалов и учебных пособий по подготовке кадров для малого предпринимательства, проведение обучающих семинаров для руководителей и менеджеров малых предприятий, создание базовых образовательных центров для малого инновационного предпринимательства, а также организация системы повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных служащих, специализирующихся в области поддержки МП, и руководителей объектов инфраструктуры поддержки МП.
6. Одним из приоритетных направлений является также совершенствование информационной поддержки субъектов малого предпринимательства в области правового кон-
сультирования, бухгалтерского и налогового учета, распространения бизнес-информации, подготовки кадров. Необходимо формирование информационной политики в области поддержки МП, включающей подготовку и размещение в региональных СМИ аналитических материалов по малому предпринимательству, в т.ч. по отдельным отраслям малого бизнеса, организацию специальных информационных выпусков (в областных изданиях, на теле- и радиоканалах) по вопросам реализации государственной поддержки малого бизнеса, проведение конференций, рабочих встреч и «круглых столов», конкурсов, выставок, касающихся вопросов МП (по муниципальным районам и в целом по области). Кроме того, целесообразны мероприятия, направленные на обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов МП (разработка методических рекомендаций и пособий по вопросам МП, создание «горячих линий» по правовым вопросам деятельности субъектов МП), а также на содействие выставочно-ярмарочной деятельности.
7. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки МП предполагает анализ эффективности деятельности существующих органов государственной поддержки, а также разработку механизма обеспечения свободного доступа субъектов
малого предпринимательства к информации о проведении конкурсов на размещение заказов по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд и условиях участия в них, научно-исследовательские и аналитические разработки в области малого предпринимательства.
8. Совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики предполагает совершенствование антимонопольной политики на региональном уровне, направленное на обеспечение равных условий конкуренции и оказание содействия в интеграции малого и крупного бизнеса.
9. Представляется целесообразным при разработке программы развития МП на региональном уровне учесть ряд мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки МП. В рамках этого необходимо ведение мониторинга деятельности инфраструктуры и ее элементов, дальнейшее развитие бизнес-инкубаторов и техно-парков, создание и развитие инновационно-технологи-ческих центров (ИТЦ) на региональном и муниципальных уровнях, развитие сети действующих и создание новых агентств развития малого бизнеса, организация и проведение межрегиональных и региональных совещаний по повышению эффективности деятельности инфраструктуры поддержки МП.
Ю. Е. Ослопова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ НАСЕЛЕНИЯ 1
Социально-экономические и политические перемены в жизни российского общества в 1990-х гг. вызвали общее ухудшение ситуации в сфере общественной психики. Радикальное изменение образа жизни, снижение уровня жизни, дискредитация или игнорирование традиционных ценностей семьи и брака, национального единства и терпимости,
утрата смысла жизни, трудности социальной адаптации и самореализации привели к снижению или исчезновению у конкретного человека психической установки на перспективу, мотивации на лучшую жизнь и деятельность на благо общества. Возникли массовые негативные психические состояния, носящие устойчивый затяжной характер.
'Работа осуществляется при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 02-06-80397).