УДК 334.012.64(470.12)
© Подолякин О.В.
СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В статье дано определение и раскрыта сущность инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, приведены результаты её состояния в Вологодской области. Выделены факторы, негативно влияющие на эффективность функционирования инфраструктуры поддержки: низкая информированность предпринимателей, их недоверие к органам власти, неблагоприятное состояние делового климата региона для развития бизнеса. Даны рекомендации по её совершенствованию путём формирования и развития сети районных центров малого предпринимательства, обеспечения соответствия услуг, предоставляемых элементами инфраструктуры, актуальным потребностям предпринимателей, повышения информированности предпринимателей региона о мерах поддержки бизнеса, повышения степени их консолидации.
Предпринимательство, малый и средний бизнес, инфраструктура поддержки.
В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства имеет особое значение. Малые предприятия не требуют значительных первоначальных финансовых вложений, обеспечивают потребительские рынки товарами и услугами, способствуют решению социальноэкономических проблем территории. Немаловажна роль предпринимательства и в практической реализации результатов инновационной деятельности, где гибкость и адаптивность позволяют малому и среднему бизнесу успешно осваивать инновации. Расширение сектора малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых и приоритетных направлений социальноэкономического развития Вологодской области [1].
ПОДОЛЯКИН Олег Валерьевич кандидат экономических наук научный сотрудник ИСЭРТ РАН podolyakin_ov@mail.ru
В связи с этим повышается актуальность оценки состояния инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе, что и является целью настоящей работы.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 г. Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором утверждены критерии отнесения предприятия к малому бизнесу1, действующие на территории России.
1 По закону, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микро-предприятия - до пятнадцати человек.
Для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- средние предприятия - 1000 млн. руб.;
- малые предприятия - 400 млн. руб.;
- микропредприятия - 60 млн. руб.
За период с 2008 по 2010 г. число малых предприятий в Вологодской области увеличилось на 24% и составило 53 ед. в расчёте на 10 тыс. чел., или 6428 ед. (в первом полугодии 2011 г. - уже 7990 ед., табл. 1). Число средних предприятий возросло на 15% и в 2010 г. равнялось 202 ед., или 1,6 ед. в расчёте на 10 тыс. чел. (в первом полугодии 2011 г. - 172 ед.). Численность индивидуальных предпринимателей также увеличилась (на 9%) и составила 43,6 тыс. чел. (в первом полугодии 2011 г. - 42,6 тыс. чел.).
В целом число малых и средних предприятий в Вологодской области составляло в 2010 г. около 18% от общего числа организаций региона (для сравнения: в странах ЕС доля организаций малого и среднего бизнеса в общем числе организаций превышает 90% [2]). Число индивидуальных предпринимателей - около 7% от числа занятых в экономике региона.
Значимость малого и среднего бизнеса для экономики региона подтверждается следующими фактами (согласно официальным статистическим данным за первое полугодие 2011 г.):
- стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка малых и средних предприятий области от продажи приобретённых у других хозяйствующих субъектов товаров составила 69,5 млрд. руб. (20% оборота всех организаций области);
- инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий составили 1 млрд. руб., или 3,5% от общего объёма инвестиций в основной капитал по региону;
- численность работников малых предприятий Вологодской области насчитывала 88,2 тыс. чел., средних предприятий - 20,3 тыс. чел. (в сумме - 26% от общей численности работников организаций региона);
- всего в малом предпринимательстве области (включая индивидуальных предпринимателей и их сотрудников) занято более 170 тыс. чел. или 27% общей численности занятых в экономике [3].
Важным направлением развития малого и среднего предпринимательства является формирование и развитие соответствующей инфраструктуры поддержки.
Под инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства в настоящее время исследователями и специалистами понимается:
- совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг [4];
- совместная деятельность государственных, коммерческих и общественных организаций, которые могут оказать всестороннюю помощь малому и среднему бизнесу [5];
- совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для
Таблица 1. Число субъектов малого и среднего бизнеса Вологодской области
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 1-е полугодие 2011 г. Темпы роста 2010 г. к 2008 г., в %
Малые предприятия, ед. 6365 6398 6428 7990 124,2
Средние предприятия, ед. 175 200 202 172 115,4
Индивидуальные предприниматели, тыс. чел. 39,8 43,0 43,6 42,6 109,5
Источник: Данные сайта gks.ru; Малый бизнес Вологодской области в январе - июне 2011 года: стат. бюллетень. - Вологда, 2011. - 44 с.; Малое предпринимательство в Вологодской области: стат. сб. - Вологда, 2010. - 64 с.
нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей [6];
- совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности малого и среднего бизнеса в целом [7];
- система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов бизнеса, и оказания им поддержки (статья 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
В дальнейшем будем придерживаться последнего из представленных определений, которое является, на наш взгляд, наиболее полным. Исходя из него, очевидно, что для эффективного функционирования инфраструктуры необходимо создание благоприятных условий работы субъектов малого и среднего бизнеса. Инфраструктура поддержки предпринимательства призвана, во-первых, стимулировать рост и развитие предпринимательства и, во-вторых, направлять активность малых и средних предприятий в приоритетные сферы хозяйственной деятельности [7, 8, 9, 10].
Через элементы инфраструктуры государственная поддержка доводится до получателей - субъектов предпринимательства. Одновременно осуществляется обратная связь, позволяющая властям ориентироваться на реальные потребности и интересы бизнеса.
Крупные предприятия создают себе инфраструктуру самостоятельно (учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационные службы и пр.). Малые и средние предприятия действовать подобным образом не в состоянии. Для них данные возможности на доступных условиях предоставляются через инфраструктуру государственной поддержки предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры, очевидно, что без активной помощи государства, региональных и местных органов власти эффективная инфраструктура поддержки существовать не может. Именно поэтому одной из ключевых задач органов власти и управления является создание комплексной системы инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса можно определить через оценку предпринимателями факторов, которые способствуют или препятствуют ведению своего дела на террито-рии2. Ни один из факторов в Вологодской области не оценен опрошенными выше, чем «удовлетворительно» (табл. 2).
Максимальные баллы получили такие факторы, как доступность консалтинговых услуг по различным вопросам, транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи, а также топливных и энергетических ресурсов, минимальные
- доступность земли и помещений.
Ключевым вопросом функционирования и развития малого и среднего бизнеса является доступность получения финансовых ресурсов. В своей деятельности заёмные средства используют 55% предпринимателей Вологодской области.
2 Опросы проведены отделом инновационной экономики и лабораторией исследования социальных процессов ИСЭРТ РАН в 2007, 2008, 2010 и 2011 гг. Всего было опрошено 313, 300, 241 и 300 субъектов малого и среднего бизнеса соответственно.
Таблица 2. Оценка предпринимателями Вологодской области факторов развития и функционирования малого и среднего бизнеса, в баллах (Шкала оценок: 5 и 4 балла - вполне или почти удовлетворён; 3 - скорее удовлетворён, чем нет; 2 и 1 - не удовлетворён и крайне не удовлетворён)
Фактор 2007 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. - 2007 г.
1. Доступность земли 2,6 2,4 2,4 2,5 -0,1
2. Доступность помещений 2,7 2,5 2,5 2,6 -0,1
3. Доступность ресурсов:
материальных 2,8 2,8 2,7 2,8 0
топливных 2,9 2,9 2,9 2,9 0
энергетических 2,9 3,0 2,8 2,9 0
4. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов 2,9 2,8 2,9 2,8 -0,1
5. Доступность современных технологий и «ноу-хау» 2,8 2,8 2,8 2,7 -0,1
6. Доступность инфраструктуры:
коммунальной 3,0 3,0 3,0 2,9 -0,1
транспортной 3,0 3,2 3,2 2,9 -0,1
связи 3,1 3,3 3,3 3,0 -0,1
7. Доступность консалтинговых услуг по вопросам:
экономической деятельности 2,8 3,1 3,0 2,9 0,1
менеджмента 2,8 3,1 3,1 2,9 0,1
маркетинга 2,9 3,1 3,1 2,9 0
налогообложения - 3,1 3,1 2,8 -
права - 3,1 3,1 2,9 -
инноваций - - 2,9 2,8 -
8. Совершенство системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности 2,8 2,8 2,8 2,8 0
Таблица 3. Предпочтения предпринимателей Вологодской области в выборе источника заёмных средств (в % от количества опрошенных предпринимателей)
Источник 2007 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. - 2007 г.
Банковский кредит 62,7 73,8 67,8 71,3 8,6
Помощь друзей, знакомых 32,3 34,8 44,3 26,3 -6,0
Лизинг 8,7 22,5 6,1 17,5 8,8
Кредит предприятий-партнёров 8,7 9,1 7,0 8,8 0,1
Сельскохозяйственный кредитный кооператив 1,9 0,5 0,0 3,8 1,9
При этом основными источниками их получения являются банковский кредит и помощь друзей, знакомых (табл. 3).
Факторами, препятствующими функционированию и сдерживающими развитие банковской системы кредитования, предприниматели считают прежде всего высокий процент по кредитам (отметили 71% опрошенных), отсутствие механизмов предоставления государственных гарантий (23%) и необходимость предоставления залога (17%).
На территории Вологодской области реализуются положения уже упомя-
нутого закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», осуществляются основные мероприятия долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы», однако многие предприниматели либо не осведомлены о деятельности правительства области по поддержке бизнеса (25%), либо осведомлены частично (37%). О мерах, принимаемых местными администрациями, недостаточно осведомлены 63% опрошенных (табл. 4).
Таблица 4. Распределение ответов предпринимателей Вологодской области на вопрос: «Осведомлены ли Вы о деятельности по поддержке малого бизнеса со стороны....?» (в % от количества опрошенных предпринимателей)
Ответ 2007 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. - 2007 г.
правительства области
Да, в достаточной степени 8,3 9,7 11,6 13,7 5,4
Отчасти да 45,0 40,3 36,9 37,0 -8
Нет 26,5 33,0 34,0 25,3 -1,2
Затрудняюсь ответить 20,2 17,0 17,5 24,0 3,8
местных администраций
Да, в достаточной степени 7,3 9,5 12,4 12,3 5
Отчасти да 41,5 36,9 27,0 32,2 -9,3
Нет 29,1 36,6 39,8 30,8 1,7
Затрудняюсь ответить 22,1 17,0 20,8 24,7 2,6
Таблица 5. Распределение ответов предпринимателей Вологодской области на вопрос: «Как Вы оцениваете помощь в становлении и развитии своей предпринимательской деятельности со стороны...?» (в % от количества опрошенных предпринимателей)
Ответ 2008 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. - 2007 г.
федеральных властей
Помощь весьма существенна 0,7 0,4 1,4 0,7
В какой-то мере эта помощь осуществляется 10,5 13,3 6,2 -4,3
Помощь осуществляется слабо 17,0 13,3 13,0 -4,0
Никакой помощи я не чувствую 66,7 68,0 71,9 5,2
региональных властей
Помощь весьма существенна 2,2 0,8 0,7 -1,5
В какой-то мере эта помощь осуществляется 10,8 13,7 8,9 -1,9
Помощь осуществляется слабо 19,1 14,9 19,2 0,1
Никакой помощи я не чувствую 63,7 65,6 63,7 0
местных властей
Помощь весьма существенна 6,1 0,8 2,1 -4,0
В какой-то мере эта помощь осуществляется 10,1 12,9 7,5 -2,6
Помощь осуществляется слабо 18,8 12,9 20,5 1,7
Никакой помощи я не чувствую 63,5 71,4 64,4 0,9
Также неудовлетворительной следует признать информированность предпринимателей об официальных программах поддержки малого и среднего бизнеса. Большая часть из них лишь кое-что слышала об этом (42%), либо вообще ничего не знает по данному вопросу (27%). С нашей точки зрения, плохая информированность предпринимателей Вологодской области объясняется тем, что они неактивно участвуют в различных конкурсах, программах, грантах (68% опрошенных не принимают в них участия).
Предельно низкой является оценка предпринимателями региона помощи
органов власти и управления различного уровня в становлении и развитии предпринимательской деятельности (табл. 5). Более 64% опрошенных никакой помощи и поддержки не ощущают. Отметим, что за рассматриваемый период сократился процент предпринимателей, считающих, что со стороны региональных властей помощь весьма существенна или помощь осуществляется в какой-то мере.
Сравнительно невостребованным предпринимателями Вологодской области направлением поддержки является информационное консультирование в области инноваций, разработки и внедрения новых технологий.
Как показывают результаты опроса, такая информация не актуальна для 61% предпринимателей. Кроме того, 86% опрошенных не требуется помощь при патентовании, лицензировании и сертификации продукции.
Большинством предпринимателей, по нашему мнению, не будет востребована и поддержка в области финансирования инвестиционных проектов, поскольку 75% из них таковых не имеют. Из тех, у кого есть инвестиционные проекты, готовые к реализации, поддержка со стороны органов власти и управления необходима 53%.
Согласно мнению предпринимателей Вологодской области, наиболее востребованными организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются районные центры малого бизнеса, специализированные интернет-сайты, посвящённые малому предпринимательству региона, инвестиционные фонды (табл. 6).
Благодаря действиям федеральных и региональных органов власти и управления (принятие федерального и областного законов о развитии малого и среднего предпринимательства, реализация целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы», создание профильного регионального комитета
и др.), в настоящее время инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в Вологодской области насчитывает более 40 организаций, однако отсутствует:
- общая стратегия развития малого и среднего бизнеса региона и инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- система анализа и контроля эффективности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, функционирующая на постоянной основе и включающая в себя проведение регулярного мониторинга мнения предпринимателей.
Кроме того, нет центров коллективного пользования, которые могли бы решить проблемы обеспечения малых предприятий дорогостоящим производственным и высокоточным оборудованием, недостаточно развиты направления финансовой поддержки по линии привлечения ресурсов из федеральных и зарубежных фондов, неактивно используются возможности участия в программах и конкурсах.
В целом инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства региона сформирована, но на эффективность её функционирования негативно влияют низкая информированность предпринимателей о поддержке, их недоверие к органам власти и управления,
Таблица 6. Распределение ответов предпринимателей Вологодской области на вопрос: «Каких элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса не хватает, на Ваш взгляд, в Вологодской области?» в 2011 г. (в % от количества опрошенных предпринимателей)
Элемент инфраструктуры %
1. Районные центры малого бизнеса (помощь в организации и ведении малого бизнеса, сертификации предприятий и др.) 32,2
2. Специализированные интернет-сайты, посвящённые деятельности бизнеса и его поддержке в Вологодской области, с возможностью оказания некоторых услуг (информационных, консультационных) в режиме он-лайн 26,7
3. Инвестиционные фонды (специализированные для бизнеса, венчурные и т.п.) 24,7
4. Консультационные организации (консультации в области привлечения инвестиций, трансфера технологий, юридические, бухгалтерские и др.) 21,2
5. Центры коллективного пользования (предоставление во временное пользование современного научного, технологического и производственного оборудования малым и средним предприятиям на договорной основе) 15,1
6. Бизнес-инкубаторы 14,4
общее неблагоприятное состояние делового климата для развития бизнеса.
К мерам, которые, на наш взгляд, будут способствовать повышению эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, относятся:
- формирование и развитие сети районных центров малого предпринимательства (организаций, обеспечивающих обучение по курсам открытия предприятий малого бизнеса, подготовку учредительных документов, регистрацию субъектов малого бизнеса, составление бизнес-планов, проведение маркетинговых исследований, поиск партнёров, информационную поддержку, бухгалтерские услуги и т. д.);
- обеспечение соответствия услуг, предоставляемых элементами инфраструктуры, актуальным потребностям предпринимателей (с помощью создания системы анализа уровня развития малого и среднего бизнеса и эффективности применяемых мер на базе территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области - сбор и обобщение статистических показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса; ИСЭРТ РАН - проведение опросов предпринимателей и анализ эффективности мер по развитию малого и среднего бизнеса; Комитета развития малого и среднего предпринимательства Вологодской области - общее руководство и
координация деятельности, обобщение результатов анализа и мониторинга);
- повышение информированности предпринимателей региона о мерах поддержки бизнеса, вопросах ведения предпринимательской деятельности (создание общедоступной интернет-системы предоставления информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса посредством расширения и совершенствования интернет-портала развития малого и среднего бизнеса Вологодской области www.smb35.ru);
- повышение степени консолидации предпринимателей для более глубокого и эффективного взаимодействия с органами власти и управления (например, целесообразным нам представляется организация при региональной торговопромышленной палате или другом общественном объединении предпринимателей работы постоянно действующего «круглого стола» с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ для обсуждения и решения проблем регионального бизнес-сообщества).
При наличии многочисленных сложностей для ведения бизнеса в России3 и отсутствии реализации необходимых мер, инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства может стать формальным элементом, существующим и функционирующим не для бизнеса, а «для галочки».
ЛИТЕРАТУРА
1. О стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Вологодской области от 28.06.2011 № 739 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Johansson, U. Key figures on European business [Электронный ресурс] / U. Johansson. - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ cache/ITY_0FFPUB/KS-DH-06-001/EN/KS-DH-06-001-EN.PDF
3 Согласно рейтингу лёгкости ведения бизнеса Doing Business 2011: Making a difference for Entrepreneurs, из 183 стран-участниц анализа Россия заняла 123-е место; особенно неблагополучна РФ по показателям уровня налогообложения, лёгкости получения разрешений и согласований, доступности кредитов [11].
3. Иогман, Л.Г. Экономика региона: от кризиса к устойчивому развитию [Текст] / Л.Г. Иогман // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 3. -С. 14-24.
4. Программа развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.spb-mb.ru/index.php?page=74
5. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.invest-profit.ru/malyi-biznes/analitika-malogo-biznesa/1169-
infrastruktura-podderzhki-malogo.html
6. Роль и значение малого предпринимательства в развитии экономики. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.libsid.ru/spetsialnie-nalogovie-rezhimi/rol-i-znachenie-malogo-predprinimatelstva-v-razvitii-ekonomiki-uproschennaya-sistema-nalogooblozheniya/infrastruktura-podderzhki-malogo-predprinimatelstva
7. Кузнецова, З. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой: пути стимулирования [Текст] / З. Кузнецова // Проблемы теории и практики управления. - 2007.
- № 10. - C. 106-116.
8. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.kreditbusiness.ru/ russianbusiness/346-infrastruktura-podderzhki-
malogo.html
9. Почему структуры поддержки малого бизнеса сами нуждаются в помощи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldeconomics. ru /about/pocemu_struktury_ podderzki_malogo.html
10. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство [Текст]: учебник / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 685 с.
11. Doing Business 2011: Making a Difference for Entrepreneurs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/~Z media/FPDKM/Doing%20Business/Documents/ Annual-Reports/English/DB11-FullReport.pdf