Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства Вологодской области'

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1049
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства Вологодской области»

К. А. Гулин

к. и.н., зам. директора ВНКЦ ЦЭМИ РАН

Е. А. Селиванов

аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время малый бизнес не играет ведущей роли в народнохозяйственном комплексе как страны, так и ее регионов. Его удельный вес в экономике следует признать явно недостаточным. В Вологодской области, с моноструктурным характером ее экономики, развитие малого предпринимательства приобретает особое значение. Поэтому в целях создания благоприятных условий для развития данного сектора экономики в феврале 2001 г. губернатором Вологодской области было принято постановление «Об основных мероприятиях поддержки и развития малого предпринимательства Вологодской области на 2001-2002 гг.». Одним из мероприятий данной программы является проведение научно-исследовательских разработок, связанных с обоснованием приоритетных направлений развития малого предпринимательства и политики его поддержки со стороны государства.

В течение нескольких лет (с 1995 г.) ВНКЦ ЦЭМИ РАН занимается изучением проблем функционирования и развития малого предпринимательства в регионе. Его цель - анализ состояния малого предпринимательства Вологодской области и системы мероприятий его государственной поддержки, а также разработка научных и практических рекомендаций по совершенствованию регулирующей деятельности в сфере малого бизнеса региона.

Для оценки состояния и развития малого бизнеса в регионе использовался ряд показателей: количество малых предприятий, численность занятых в малом бизнесе, объем произведенной продукции и инвестиций в основной капитал. На протяжении последних пяти лет наблюдался устойчивый рост числа малых предприятий (МП) в регионе (рис. 1). По сравнению с уровнем 1996 г. количество малых предприятий в

2000 г. выросло на 70% и составило 6017 ед.

6017

1996 г. 1997 г. 1998 г. 1 999 г. 2000 г.

Рис. 1. Динамика изменения количества малых предприятий в области (в ед.)

В период с 1996 г. по 2000 г. в области неуклонно росло число малых предприятий в расчете на 1000 жителей области. Однако в целом этот показатель еще далек от оптимального уровня. В 2000 г. он составил

4,5 предприятия на 1000 жителей, тогда как в целом по России - 6,1 (для сравнения: в Москве - 20, в Санкт-Петербурге - 23, в странах ЕС - не менее 30 предприятий).

Доля малых предприятий в общей численности предприятий и организаций области в 2000 г. составила 27% (в 1999 г. -24%).

Как и прежде, ведущие позиции в отраслевой структуре малого бизнеса занимают торговля, посредничество, общественное питание (45%). Следом идут промышленность и строительство (по 17%). При этом количество малых предприятий, функционирующих в сфере строительства и промышленности, за год сократилось с

22 и 21% соответственно до 17%. Вместе с тем обращает на себя внимание низкая доля малых предприятий области, задействованных в сфере науки. Кроме того, в области отсутствуют малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, которые могли бы стать важным фактором развития высокотехнологичных производств.

Существенно выросла численность занятых в малом бизнесе (табл. 1).

Таблица 1

Среднесписочная численность работавших на малых предприятиях и численность индивидуальных предпринимателей

Показатели 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Численность работавших на МП всего, чел. 55613 55640 60237 61350 64644

В расчете на одно МП, чел. 16 15 15 13 11

Численность индивидуальных предпринимателей, чел. Н/св. 12295 17459 22161 25925

Примечание: По другим данным, полученным из департамента промышленности, предпринимательства и лесного комплекса администрации Вологодской области, численность работников малых предприятий в 2000 г. составляла 75640 чел., количество индивидуальных предпринимателей - 61 тыс. чел. Таким образом, общая численность занятых в малом бизнесе, по этим данным, составила 137 тыс. чел. или 22% от общего числа занятых в области.

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2000 г. выросло по сравнению с 1997 г. в 2,1 раза, достигнув 26 тыс. чел. Темпы роста продолжают держаться на довольно высоком уровне.

В общей численности занятых Вологодской области доля работающих на ма-

лых предприятиях сохраняется на уровне 10,4% (с учетом индивидуальных предпринимателей - 15%; рис. 2). Для примера: по России в 1999 г. доля работников малых предприятий и индивидуальных предпринимателей не превышала 13% от общего числа занятых в экономике.

II Даля занятых в малом бизнесе СЮбщая численность занятых Рис. 2. Доля занятых в сфере малого бизнеса к общей численности занятых (в %)

доля малого бизнеса в общем объеме производства региона, составив в 2000 г. 7%.

За период с 1996 по 2000 гг. номинальный объем производства увеличился в 4 раза (табл. 2). Почти в два раза выросла

Таблица 2

Объем произведенной продукции (работ, услуг) на малых предприятиях (без НДС и акцизов)

Показатели 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Всего, млрд (с 1998 г. - млн) руб. 1654 1853 2652 5013 6583

Доля в производстве товаров и услуг в области в целом, в % 3,9 4,1 5,3 7,4 7,2

Положительную динамику роста объема производства малых предприятий и численности индивидуальных предпринимателей подтверждают и материалы опроса представителей малого бизнеса. Данные мониторинга показывают, что около 45% респондентов по итогам 2000 и 2001 гг. отметили увеличение объема производства. По мнению большей части респондентов (45-60%), в этом периоде на их предприятии произошло увеличение уровня рентабельности производства, ассортимента продукции, цен на продаваемую и приобретаемую продукцию. В среднем около трети малых

190 ■

170

150

130

110

90

70

50

122

Г

предпринимателей отметили сохранение значений этих показателей на прежнем уровне. Значительная часть предпринимателей (40-45%) ожидает по итогам второго полугодия 2001 г. сохранения показателей, достигнутых в первом полугодии.

В 2000 г. по сравнению с предыдущим годом на 18% увеличился объем инвестиций в основной капитал малых предприятий и составил 369,4 млн рублей или 2% от общего объема инвестиций (рис. 3) в экономику области (в 1999 г. по стране он составил 2,7%).

1996 г.

Рис. 3. Объем инвестиций в основной капитал

(в млн руб. в 1996 г. и в

Значительная часть опрошенных предпринимателей (48%) видит возможность расширения своего бизнеса в ближайшей (до трех лет), 35% - в долгосрочной (свыше трех лет) перспективе. Это несколько ниже, чем в 2000 г. В целом уровень инвестиционной активности малых предприятий следует признать довольно низким.

Теперь обратимся к характеристике основных условий функционирования малого предпринимательства в области. Основные задачи по формированию благоприятных условий для развития малого бизнеса в регионе содержит постановление губернатора

малых предприятий Вологодской области

млрд руб. в 1997 г.)

области «Об основных мероприятиях поддержки и развития малого предпринимательства Вологодской области на 2001— 2002 гг.». Комплекс мероприятий по поддержке малого бизнеса включает четыре основных направления: 1) совершенствование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;

2) формирование механизма финансовокредитной и инвестиционной поддержки;

3) формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

4) формирование социальных условий, бла-

гоприятного общественного мнения, защищенности и безопасности в малом бизнесе.

Данные опросов последних лет показывают, что предприниматели дают не самые высокие оценки удовлетворенности нормативно-правовыми, финансово-кредитными условиями и состоянием развития инфраструктуры малого бизнеса. Оценка ими нормативно-правовых условий функционирования малого предпринимательства представлена в табл.3.

Количество респондентов, отметивших положительные изменения в нормативноправовой сфере, возросло в 2-4 раза. Исключение составляют факторы, связанные с деятельностью .региональных органов вла-

сти. Это, возможно, вызвано тем, что предприниматели не всегда могут разграничить сферы деятельности федеральных и региональных властных структур. В 2001 г. положительные изменения в сфере совершенствования нормативно-правовой базы МП в целом и в части, определяемой региональной и муниципальной властями, отметили 18,6 и 9% респондентов соответственно; усовершенствование налоговой системы в целом и в части, определяемой региональной властью, - 13 и 6% соответственно. На усовершенствование организационного механизма регистрации предприятий указали 10% опрошенных.

Таблица 3

Оценка нормативно-правовых условий деятельности малых предприятий (по 5-балльной шкале)

Факторы Годы

1999 2000 2001

Совершенство организационного механизма регистрации предприятий 2,8 2,9 2,9

Совершенство нормативно-правовой базы МП - в целом 2,4 2,6 2,9

- в части, определяемой региональной властью 2,5 2,7 2,8

- в части, определяемой муниципальной властью 2,4 2,5 2,8

Совершенство налоговой системы - в целом 2,3 2,5 2,8

- в части, определяемой региональной властью 2,3 2,5 2,8

Обратимся к оценкам, которые дают предприниматели финансово-кредитным условиям развития малого бизнеса. Они представлены в табл. 4.

Таблица 4

Оценка финансово-кредитных условий деятельности малых предприятий

Факторы Годы

1999 2000 2001

Объем платежеспособного спроса населения на товары и услуги, в удовлетворении которого могут участвовать МП 2,5 2,8 3,0

Уровень платежной дисциплины внутри региона 2,6 2,8 2,9

Условия получения банковских кредитов 2,4 2,4 2,6

Совершенство организационного механизма распределения госзаказа 2,4 2,5 2,5

Совершенство организационного механизма распределения субподрядных работ 2,5 2,6 2,5

Механизм получения МП гарантий со стороны региональных органов власти по обязательствам перед финансово-кредитными организациями 2,2 2,3 2,3

Возможности получения прямой финансовой поддержки проектов МП из регионального фонда 2,2 2,2 2,2

Низкая оценка условий получения финансовой помощи, продемонстрированная в таблице, дополняется отсутствием, по мнению опрошенных, каких-либо заметных изменений в этом направлении в последние годы. Если положительные изменения в отношении объема платежеспособного спроса населения области и условий получения банковских кредитов отметили 13 и 9% респондентов соответственно (что в значительной мере больше, чем в предыдущие годы), то улучшения остальных факторов за это время практически не произошло.

Оценить степень удовлетворенности респондентов существующей в регионе инфраструктурой развития и поддержки малого предпринимательства позволяют данные табл. 5.

Следует отметить неуклонный рост оценок этих условий на протяжении последних трех лет. Это доказывается и тем, что все большее число опрошенных отмечает улучшение инфраструктуры развития малого предпринимательства. Наиболее заметные положительные изменения, по мнению респондентов, в 2001 г. коснулись таких факторов, как: внимание органов местного самоуправления и региональных властей к МП (11 и 7% соответственно), наличие квалифицированных трудовых ресурсов (10%), доступность помещений, консалтинговые, коммунальные, транспортные услуги и услуги связи, совершенствование системы информационного обеспечения деятельности МП (по 6%). Изменение остальных факторов отметили менее 4% предпринимателей.

Таблица 5

Оценка состояния инфраструктуры развития малого предпринимательства (по 5-балльной шкале)

Факторы Годы

1999 2000 2001

Доступность коммунальных, транспортных и услуг связи 3,1 3,0 3,3

Наличие квалифицированных трудовых ресурсов 3,0 3,1 3,1

Доступность консалтинговых услуг 2,7 2,9 3,0

Совершенство системы информационного обеспечения деятельности МП (предпринимателей) 2,5 2,8 2,9

Возможность формирования МП необходимой технической базы 2,5 2,6 2,9

Доступность современных технологий и «ноу-хау» 2,7 2,9 2,9

Доступность материальных, топливных, энергетических ресурсов 2,8 2,6 2,8

Внимание органов местного самоуправления к МП 2,3 2,3 2,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безопасность условий деятельности МП (предпринимателей) 2,4 2,5 2,8

Внимание региональных органов управления к МП 2,2 2,3 2,7

Доступность помещений 2,8 2,7 2,7

Возможность влияния общественных объединений предпринимателей на принятие управленческих решений, касающихся их деятельности 2,2 2,3 2,5

Несмотря на заметные улучшения оценок условий функционирования малого предпринимательства, большинство предпринимателей указывают на существование значительного количества факторов, негативно сказывающихся на их деятельности. Одними из наиболее острых проблем продолжают оставаться высокие налоги и ус-

ложненность налоговой системы и отсутствие разумной законодательной базы

(их отметили 66% опрошенных). Необходимо обратить внимание также на значительное число предпринимателей, не имеющих необходимых знаний и навыков в реализации продукции на рынке (39%) и не обладающих налаженными связями с парт-

нерами (38%). Существенным фактором, отрицательно воздействующим на развитие предпринимательской деятельности, продолжает оставаться криминальное давление на малый бизнес.

Основная часть предпринимателей области (61%) связывает создание благоприятных условий для малого бизнеса с деятельностью федеральных и региональных структур власти. Данные опроса продемонстрировали определенное улучшение государственной поддержки малого бизнеса в последние годы. С 1998 по 2001 гг. средний балл оценки взаимодействия предпринимателей с органами региональной и местной власти возрос в два и более раза, составив в среднем 5-6 баллов (по 10-балльной шкале). Несмотря на эти позитивные изменения, большинством опрошенных (около 70%) государственная помощь в 2001 г. по-прежнему оценивается как крайне недостаточная или вообще отсутствующая.

Около трети респондентов не имеют информации о мерах, предпринимаемых региональной властью для развития малого бизнеса в области (44-48%) с учетом затруднившихся ответить). Тем не менее очевидно повышение уровня осведомленности предпринимателей о деятельности органов власти как на областном, так и на местном уровне. Если в 1998 г. о деятельности администрации области были осведомлены 23% респондентов, о деятельности местной администрации - 24%, в 2000 г. - 33 и 37% опрошенных, то в 2001 г. - 52 и 46% соответственно. В то же время лишь каждому десятому предпринимателю в достаточной степени понятна политика, проводимая властными структурами по поддержке малого бизнеса. Таким образом, действия, направленные на повышение информированности представителей малого бизнеса о деятельности этих структур, недостаточно эффективны и требуют со стороны региональной власти большего внимания.

Данные опросов дают определенное представление об отношении предпринимателей региона к нормативно-правовой базе и органам, регулирующим их деятель-

ность. Больше всего в процедурах регулирования малого бизнеса беспокоят предпринимателей бюрократические проволочки (37%), возможность разного толкования положений и инструкций, проблематичность защиты своих законных интересов, избыточность контролирующих органов (по 29%), недостаточное информирование о принимаемых решениях и нормативных актах (25%) и т.д.

Большая часть респондентов (44%) не отметила за последний год каких-либо существенных изменений в ситуации с административными барьерами, препятствующими развитию малого предпринимательства. Наиболее приоритетными мерами для их устранения опрошенные назвали повышение правовой грамотности предпринимателей (32%), введение материальной ответственности для недобросовестных контролеров (31%), наведение порядка в сфере лицензирования (28%), ограничение прав ведомств по проверке предприятий (20%). Низкий уровень правовой грамотности предпринимателей, отмеченный респондентами, подтверждается и тем, что более половины (53%) опрошенных не знакомы с нормативными актами, регулирующими порядок взаимодействия контролирующих органов с субъектами малого предпринимательства при проведении инспекторских проверок.

Проблему взаимодействия малого бизнеса с властными структурами могло бы облегчить наличие общественных объединений предпринимателей. Вместе с тем опрос показал, что респонденты весьма низко оценили уровень консолидации представителей малого бизнеса региона (лишь 7% опрошенных оценили этот уровень как высокий). В таких условиях постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения представляется маловероятным.

По данным опроса жителей области, проведенного в июне 2001 г., половина населения региона положительно относится к

малому бизнесу, тогда как доля отрицательных оценок составила 18%. Почти треть опрошенных не имеют четкой позиции по этому вопросу. Хуже всего к предпринимателям относятся жители районов.

Довольно осторожно респонденты оценивают и способность малого предпринимательства решать социально-экономические задачи, которые в развитых странах во многом возлагаются именно на этот сектор экономики. К задачам, которые, по мнению респондентов, больше всего по силам малому предпринимательству, следует отнести создание новых рабочих мест (58%), насыщение области товарами (53%) и услугами (50%).

Большинство населения (57%) не склонно при благоприятных обстоятельствах открывать свое дело. Лишь 22% респондентов считают это возможным. Основным условием, необходимым для ведения собственного бизнеса, является наличие финансовых ресурсов. Значительные доли населения создание благоприятных условий видят в снижении налогового бремени и упрощении налоговой системы (по 24%), устранении криминального нажима на малый бизнес, предоставлении необходимых помещений и оборудования (по 20%).

Наиболее предпочтительными сферами для занятия бизнесом респонденты назвали оказание услуг (37%) и розничную торговлю (25%). Далее идут строительство - 12%, промышленное производство - 10%, общественное питание - 5%.

Таким образом, развитие малого предпринимательства в области в последние годы следует признать достаточно успешным. По основным показателям наблюдался неуклонный рост. Одновременно несколько повысились и оценки предпринимателями внешних условий его функционирования. Тем не менее текущий уровень развития малого предпринимательства следует признать недостаточным для устойчивого, эффективного развития экономики региона, что требует дальнейших мер по его поддержке и активизации.

Именно об этом шла речь на заседании Государственного совета РФ по проблемам

малого предпринимательства 19 декабря

2001 г. Во вступительном слове Президент России В. Путин, в частности, заявил, что ответственное, по-настоящему государственное отношение к малому предпринимательству может стать одним из весьма эффективных инструментов в решении социально-экономических задач, стоящих перед страной.

На заседании Госсовета был обсужден проект Концепции государственной политики в области развития малого предпринимательства и план действий по ее реализации в нормативно-правовой, налоговой, финансово-кредитной, инфраструктурной сферах. Это свидетельствует об усилении внимания к малому бизнесу на федеральном уровне.

В связи с этим необходимо принятие областной программы развития малого предпринимательства на ближайшие 3-5 лет. Также следует разработать систему стратегического планирования развития малого бизнеса в области, увязанную с потребностями и долгосрочными планами развития региона в целом. В качестве основных задач развития малого предпринимательства в регионе на ближайшие 3-5 лет целесообразно, на наш взгляд, поставить следующие:

• сохранение существующих темпов роста числа малых предприятий (на уровне 15-20% в год), доведение их количества до уровня 6-8 предприятий в расчете на 1000 жителей (в настоящий момент в области этот показатель составляет 4,5 предприятия на 1000 жителей);

• сохранение темпов роста численности занятых в малом бизнесе на уровне 4-5% в год; повышение доли занятых в малом бизнесе до 20-25% от общей численности занятых в экономике области (сейчас -15%);

• увеличение доли малого бизнеса в общем объеме производства в регионе до 9-12% (текущий уровень - 7%);

• унификация методики подсчета количества малых предприятий, численности их работников и индивидуальных предпринимателей;

• становление и развитие малого ин- мательства в области целесообразно, по-

новационного предпринимательства. нашему мнению, учесть следующие меро-

При разработке программы и планов приятия (табл. 6):

дальнейшего развития малого предприни-

Таблица 6

Основные направления и мероприятия по развитию малого предпринимательства

в Вологодской области

Мероприятия Ожидаемые результаты Компетенция

1. Совершенствование нормативно-правовой сферы малого предпринимательства

1.1. Разработка проектов следующих законодательных и нормативно-правовых актов: Об обществах взаимного кредитования; О кредитных потребительских кооперативах граждан; О гарантийном и залоговом фонде поддержки МП; О региональном и муниципальном заказе для МП; О механизме возврата кредитов; О льготном ценообразовании для субъектов МП в области аренды помещений, тепло-, энергоснабжения Формирование условий, способствующих развитию инфраструктуры МП, повышение финансовой устойчивости малого бизнеса Федеральные и региональные органы законодательной власти и органы местного самоуправления

1.2. Разработка нормативных документов, устраняющих правовые, административные, экономические и организационные препятствия в развитии лизинговых отношений, в частности, недостаточный уровень правовой защищенности как лизингодателей, так и лизингополучателей; принятие законов и подзаконных актов, регулирующих весь комплекс имущественных отношений, возникающих при лизинге Создание благоприятных условий для развития лизинговых отношений Федеральные и региональные органы законодательной власти и органы местного самоуправления

1.3. Введение системы правовых гарантий для всех лиц, решивших заняться малым предпринимательством, например, в виде права на разовый льготный кредит за счет средств государственной поддержки МП Формирование благоприятных условий для создания новых малых предприятий

1.4. Нормативная поддержка усилий по декриминализации малого бизнеса, в частности, за счет правового обеспечения более тесного взаимодействия правоохранительных структур и общественных объединений предпринимателей Создание условий для декриминализации сферы МП, защиты его от противоправных посягательств

1.5. Нормативное закрепление частичной передачи функций государственного регулирования и контроля сферы малого бизнеса торгово-промышленным палатам, а также отраслевым и региональным общественным объединениям предпринимателей Создание предпосылок для повышения эффективности регулирования сферы МП Законодательное Собрание Департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса правительства Вологодской области

2. Совершенствование финансово-кредитной сферы и налогообложения

2.1. Поощрение создания кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и страхования Повышение финансовой устойчивости МП - участников кооперативов и обществ Департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса правительства Вологодской области Вологодский фонд поддержки малого предпринимательства

Продолжение таблицы

Мероприятия Ожидаемые результаты Компетенция

2.2. Совершенствование системы налогообложения МП в сторону ее упрощения Создание условий для снижения налоговой нагрузки на МП Законодательное собрание

3. Совершенствование инфраструктуры малого бизнеса

3.1. Активизация деятельности Вологодского областного фонда государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства, направление его усилий на организацию структур и механизмов, осуществляющих обеспечение гарантий кредита и развитие инфраструктуры малого предпринимательства Создание благоприятных условий для развития инфраструктуры МП Вологодский фонд поддержки малого предпринимательства

3.2. Совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности Расширение возможности сбыта продукции МП Департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса правительства Вологодской области Вологодский фонд поддержки малого предпринимательства

3.3. Создание при фонде информационной базы предпринимательских проектов Содействие продвижению и реализации предпринимательских проектов Вологодский фонд поддержки малого предпринимательства

3.4. Повышение инновационной активности малых предприятий. В ближайшее время в регионе целесообразно создать: - технопарк по машиностроительному комплексу в г. Вологде; - технопарк по информационным технологиям, деятельность которого будет направлена на поддержку малых инновационных предприятий в сфере современных информационных технологий, стимулирование производства наукоемкой продукции и ее коммерциализацию Развитие инновационной сферы; повышение конкурентоспособности и эффективности как малых предприятий, так экономики в целом Департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса правительства Вологодской области Департамент экономики Вологодский фонд поддержки малого предпринимательства ВНКЦ ЦЭМИ РАН ВГПУ ВоГТУ Вологодский центр научно-технической информации

4. Улучшение социальной среды для развития малого бизнеса

4.1. Регулярное (1 раз в квартал) проведение мероприятий, обеспечивающих оперативное взаимодействие предпринимательского сообщества с представителями органов власти и управления Повышение эффективности взаимодействия малого бизнеса и властных структур. Департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса правительства Вологодской области Фонд развития и защиты предпринимательства

Окончание таблицы

Мероприятия Ожидаемые результаты Компетенция

4.3. Регулярное (1-2 раза в месяц) информирование предпринимателей о ситуации в сфере МП в области; создание сайта в сети Интернет, посвященного малому предпринимательству Вологодской области; регулярное (1 раз в год) издание информационного бюллетеня о развитии МП в регионе Повышение информированности и компетентности предпринимателей, а также эффективности их деятельности Департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса правительства Вологодской области Вологодский фонд поддержки малого предпри-нмшпадъстъа ВНКЦ ЦЭМИ РАН Облкомстат

4.4. Освещение вопросов малого бизнеса, его роли в развитии экономики области, пропаганды успешного опыта предпринимательской деятельности через различные средства массовой информации. Периодическое издание брошюр о малом бизнесе, рассчитанных на широкий круг читателей Формирование благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности и предпринимателях Департамент промышленности, предпринимательства и лесного комплекса правительства Вологодской области Вологодский фонд поддержки малого предпринимательства

В ближайшей перспективе (2002 г.) работы по изучению условий функционирования малого бизнеса в регионе будут продолжены. Целесообразно уделить особое внимание анализу места малого бизнеса в экономике региона с учетом ее отраслевой структуры и изучению таких показателей деятельности малых предприятий, как уровень и динамика налоговых поступлений, заработной платы, прибыли, рентабельности производства. Следует рассмотреть изменение этих показателей с точки зрения целевых критериев, указанных в постановлении губернатора «Об основных мероприятиях поддержки и развития малого

предпринимательства» (февраль 2001 г.), и на основе этой динамики составить прогноз развития малого предпринимательства в области на ближайшее время (1-5 лет). Большой интерес представляют также социальный потенциал развития малого предпринимательства в области и возможности его активизации. В рамках же самого малого предпринимательства планируется сделать особый акцент на изучении развития инновационной сферы, потенциальных возможностей малых инновационных предприятий способствовать научно-техническому прогрессу в экономике региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.