Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития туристской индустрии в Вологодской области'

Состояние и перспективы развития туристской индустрии в Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2496
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / VOLOGDA REGION / THE TOURIST INDUSTRY / DEVELOPMENT PROBLEMS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Селякова Светлана Александровна, Дубиничева Людмила Васильевна, Марков Кирилл Вячеславович

В статье показана роль развития туризма в экономике Вологодской области, выявлены основные проблемы, представлен ряд ключевых направлений развития туризма и механизмы управления туриндустрией области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Селякова Светлана Александровна, Дубиничева Людмила Васильевна, Марков Кирилл Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and prospects of tourist industry development in the Vologda region

The article shows the role of tourism in the economy of the Vologda region, the main problems are identified, a number of key areas of tourism development and management tools tourism area are presented

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития туристской индустрии в Вологодской области»

УДК 338.48(470.12)

© С.А. Селякова © Л.В. Дубиничева © К.В. Марков

Состояние и перспективы развития туристской индустрии

в Вологодской области

В статье показана роль развития туризма в экономике Вологодской области, выявлены основные проблемы, представлен ряд ключевых направлений развития туризма и механизмы управления туриндустрией области.

Вологодская область, туристская индустрия, проблемы развития, управление.

Светлана Александровна

СЕЛЯКОВА

научный сотрудник Учреждения Российской академии наук Вологодский

научно-координационный центр ЦЭМИ РАН

Людмила Васильевна ДУБИНИЧЕВА

младший научный сотрудник Учреждения Российской академии наук Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН

Кирилл Вячеславович МАРКОВ

инженер-исследователь Учреждения Российской академии наук Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН

Научные исследования и практика показывают, что в современных условиях туризм все чаще выступает весомым фактором стабилизации всего социально-экономического процесса, обеспечивая приток денежных средств в региональный бюджет, создавая рабочие места, стимулируя производство товаров и продуктов, улучшая инфраструктуру и коммуникации и др. В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма

занимает Северо-Западный федеральный округ, обладающий уникальным сочетанием благоприятных природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия. Общие объемы въездного туризма СЗФО в 2006 г. оцениваются европейскими экспертами в 12,8 млн. человек, из которых российские туристы составляют около 56%. Рынок туристской индустрии Северо-Западного федерального округа в России является

вторым по доле прибытий иностранных туристов из стран вне СНГ, уступая лишь Центральному региону (включая Москву).

Среди регионов Северо-Западного федерального округа Вологодская область в 2006 г. занимала 7 место как по совокупному доходу от туризма в расчете на душу населения, так и по доле доходов от туризма в объеме ВРП (рис. 1).

Данная отрасль вносит существенный вклад в экономику области. В структуре валового регионального продукта доля туризма в 2006 г. составила 2,7%. Расчет «мгновенного мультипликатора» показал, что каждые 1000 рублей, потраченные туристом в Вологодской области, принесли ее экономике в 2007 г. 1160 рублей.

Количество туристских фирм в 2007 г. по сравнению с 2000 г. увеличилось в 2 раза — с 34 до 68 ед., из них 18 фирм являются туроператорами и 44 — турагентами. Численность туристов, обслуженных вологодскими турфирмами, за 2007 г. составила 71 тыс. чел., из них на выезд по России направлено 48,3 тыс. чел., за границу—22,5 тыс. чел., принято в области — 25,6 тыс. чел.

Успех на рынке туристских услуг зависит в первую очередь от привлекательности региона. Привлекательность Вологодской области обусловлена:

1. Природно-географическими условиями. Область географически широко (протяженность с севера на юг — 385 км, с запада на восток — 650 км) и экономически выгодно расположена на севере Европейской части России, между 58° и 62° северной широты, на путях из Москвы в Архангельск и из Санкт-Петербурга на Урал и в Сибирь. Богатства Вологодской области, с ее уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами и реками, имеют огромное значение для лечебно-оздоровительного, приключенческого и спортивного туризма.

2. Своеобразным культурно-историческим потенциалом. В области насчитывается огромное количество памятников русской истории и культуры (761 ед., в том числе 218 — федерального значения). Это уникальные архитектурные комплексы (монастыри, объекты культового и гражданского зодчества, градостроительного и инженерного искусства), древние волоковые

Рисунок 1. Совокупный доход от туризма в регионах СЗФО в 2006 г., млрд. руб.

руб.

13663

%

] Доход от туризма на душу населения, руб. Доход от туризма, в % к ВРП

пути, исторические села, мемориальные знаки, места, связанные с жизнью и деятельностью людей, оставивших памятный след в отечественной истории и культуре. 11 населенных пунктов региона внесены в Список исторических городов и населенных мест России. Основные центры размещения историко-культурных памятников Вологодской области — г. Вологда, Кирилло-Белозерская зона, Великоустюг-ская и Тотемско-Верховажская зоны, г. Устюжна и г. Вытегра.

3. Сохранением и возрождением народнохудожественных промыслов и ремесел, включая исконно вологодские промыслы — плетение кружев, великоустюгскую чернь, резьбу и роспись по бересте и др., традиции устного творчества, проведение ярмарок.

4. Экологически чистыми природными зонами, которые создают возможность для развития экологического туризма. На территории области находятся два памятника природы государственного значения. Это часть Дарвинского государственного заповедника в Череповецком районе (площадь в пределах Вологодской области составляет 45,1 тыс. га) и национальный парк «Русский Север» в Кирилловском районе (площадью 166,4 тыс. га). Кроме того, организовано 77 государственных природных заказников. Под охрану взяты и интересные объекты природы, которые представляют научно-исследовательскую, эстетическую и культурную ценность. Это старинные парки, рощи и боры, фонтанирующие источники и т. п.

За последние 10 лет Вологодская область стала весьма заметна на туристской карте России. Благоприятная экологическая обстановка в регионе, провинциальная

атмосфера делают его привлекательным с точки зрения отдыха для жителей мегаполисов, и в первую очередь — Москвы и Санкт-Петербурга.

Численность приезжающих в область по сравнению с 1997 г. возросла в 2007 г. более чем в 3,7 раза (табл. 1). Основную часть туристского потока составляют экскурсанты (71%), которые приезжают организованно на срок, не превышающий 24 часа. Остальные 29% туристов пребывают в области в среднем 3,5 дня. Наиболее посещаемыми территориями являются Кирилловский и Великоустюгский районы, на них приходится более 30% путешественников.

Потенциальная туристская емкость территории Вологодской области составляет более 3 млн. посетителей в год. Сегодня этот потенциал используется примерно на 30%.

При достаточно высоком уровне привлекательности Вологодской области для туристов существует ряд проблем, объективно тормозящих развитие в ней туризма.

Главная проблема — недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры. В первую очередь, это несоответствие мировым стандартам коллективных средств размещения (КСР) и недостаток мест в них.

Лидирующее положение по численности туристов в коллективных средствах размещения занимают города Вологда и Череповец, а также шесть районов области (Великоустюгский, Череповецкий, Вологодский, Вытегорский, Тотемский, Кирилловский). Доля размещенных в КСР в общем числе туристов в этих муниципалитетах составляет 87,7%, что объясняется наибольшей привлекательностью этих

Таблица 1. Динамика въездного туристского потока в Вологодской области

Показатели 1997 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. к 1997 г., раз

Количество посетителей, всего, тысяч 310 1 045 1 100 1 164 3,7

Из них:

туристов 180 316 320 340 1,9

экскурсантов 130 729 780 824 6,3

территорий в сфере туризма. В то же время в ряде районов области (Сямженский и Междуреченский) средства размещения отсутствуют, что ограничивает возможности для привлечения туристов и развития туристской отрасли.

Гостиничный комплекс области в 2007г. включал 103 коллективных средства размещения, из них: 66 — гостиничного типа, 37 — специализированного назначения, в том числе 24 — санаторно-курортных (санатории, санаторные оздоровительные лагеря, профилактории), 9 — организаций отдыха (базы и дома отдыха).

Большинство коллективных средств размещения не имеют категории звездности (кроме 2-х трехзвездочных гостиниц, одной двухзвездочной), не все объекты размещения сертифицированы. То есть многие объекты размещения туристов нуждаются в модернизации или функциональной реконструкции. А относительно невысокая доля номеров повышенной комфортности свидетельствует о том, что местные коллективные средства размещения пока не позволяют обеспечить мировые стандарты обслуживания туристов.

Кроме того, при проведении в Вологде и Череповце таких масштабных мероприятий событийного туризма, как выставки «Русский лес», «Русский лен», «Ворота Севера», фестиваль «Голоса истории», международный музыкальный Гаврилинский

фестиваль, спортивные мероприятия в г. Череповце, ощущается проблема дефицита номерного фонда.

Система общественного питания тоже не отвечает современным мировым стандартам обслуживания туристов. В Вологодской области она представлена ресторанами различной классности, барами, кафе и столовыми, пунктами быстрого питания и самообслуживания. Проблема заключается в том, что относительно небольшое количество предприятий данной сферы могут принимать группы туристов, обеспечивая при этом не только соответствующее качество предоставляемых услуг, но и приемлемую цену.

Вместе с тем важными проблемами являются — недостаточный уровень развития инфраструктуры придорожного сервиса, отсутствие надлежащего обслуживания, несоблюдение санитарно-гигиенических требований и многое другие.

Желание туриста посетить объекты туризма даже в самых отдаленных уголках области зависит от того, насколько приятной и комфортабельной будет поездка до места назначения. А неразвитая транспортная инфраструктура и ограниченная транспортная доступность затрудняют реализацию турпродуктов к отдаленным туристским объектам, расположенным в Великом Устюге, Белоозере и др. (табл. 2).

Таблица 2. Проблемы транспортного сектора Вологодской области

Вид транспорта Проблема

Наземный Неразвитая дорожная сеть Отсутствие придорожного сервиса Низкий уровень комфортабельности автобусного парка Неудовлетворительное состояние подвижного состава Неудовлетворительное состояние вокзальных комплексов Отсутствие привокзального сервиса

Водный Отсутствие современных причалов, обеспечивающих безопасный прием туристов Неразвитость береговой инфраструктуры Неразвитость внутренних речных перевозок Высокая степень изношенности судов, отсутствие средств на закупку современных новых теплоходов

Воздушный Неудовлетворительное состояние взлетно-посадочных полос

Еще одной проблемой является недостаточный уровень развития индустрии развлечений. Наибольшее количество зрелищноразвлекательных объектов сосредоточено в Вологде и Череповце. В регионе проходит много различных мероприятий в области спорта и отдыха. Но большинство из них не представляют интереса для туристов из-за низкой культуры организации, морального и физического износа сооружений (в т.ч. спортивных), ряда других факторов.

Культурно-познавательная составляющая существенно превалирует над зрелищно-развлекательной, что значительно понижает общую эффективность деятельности туристической отрасли области. Создание объектов индустрии развлечений, как и объектов гостиничного комплекса и общественного питания, должно стать приоритетным инвестиционным направлением в сфере туризма.

Несоответствие уровня подготовки и профессионализма кадров, обслуживающих туристов, современным требованиям. Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности кадров, задействованных в сфере туризма, негативно отражается на туристском потоке.

В последнее время проблема подготовки кадров в сфере туризма области уже решается. На базе учебных заведений в Вологодском государственном техническом университете, в Вологодском и Череповецком педагогических университетах, в Великоустюгском педагогическом колледже и Кирилловском областном культ-просветучилище открыты туристские специальности, также возобновлена курсовая подготовка экскурсоводов.

Кроме этих в сфере туризма существуют и другие проблемы, требующие решения. Это низкое качество и однообразие тур-продукта (часто предлагаются однотипные туры, различающиеся только объектами показа, не продуманы альтернативные варианты досуга в случае изменения погодных

условий и других обстоятельств и т. п.), отсутствие четкого позиционирования туробъектов области (привлечь внимание потенциальных туристов должна информация об уникальности туробъектов, о благоприятной экологической обстановке, о возможностях отдыха в регионе и т. п.).

Одной из значимых тенденций развития туризма в России является усиление конкуренции на рынке туристского предложения как следствие появления все большего числа регионов с обширными амбициозными планами привлечения туристов. В результате этого туристским регионам необходимо стремиться не только сохранить, но и упрочить свои позиции на рынке туризма путем планирования туристской деятельности, что предусматривает долгосрочные инвестиции в сферу туризма, наличие четкой региональной стратегии. Соответственно, повышается роль региональной политики развития туризма в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских дестинаций на внешнем и внутреннем рынках.

Стратегическая цель развития туристского сектора экономики Вологодской области видится в создании конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения области, российских и иностранных граждан в туруслугах, а с другой — вклад в развитие экономики региона, в том числе за счет притока денежных средств, налоговых поступлений в бюджет и увеличения количества рабочих мест, а также в сохранении и рациональном использовании культурноисторического и природно-рекреационного потенциала Вологодской области.

В качестве целевых ориентиров на перспективу выступают:

> продвижение турпродукта на национальном туристском рынке;

> формирование нового турпродукта, выходящего за рамки традиционного представления о возможных предложениях Вологодской области;

> расширение возможностей инвестирования в туристскую инфраструктуру;

> подготовка и повышение квалификации кадров в сфере обслуживания туристов.

Для создания эффективной конкурентоспособной отрасли туризма необходимо использовать все сильные стороны и потенциальные возможности региона (табл. 3), которые выступят в качестве «старта» для запуска стратегических сценариев развития туризма.

Реализация данных сценариев, активное продвижение туристской территории на рынок невозможны без целостной системы управления, отвечающей современным требованиям динамичного развития. В целях эффективного управления туристской деятельностью в регионе необходима разработка организационно-управленческих механизмов, таких как программноцелевой подход к управлению; взаимодействие с частным бизнесом; организация системы мониторинга и др.

Программно-целевой подход. Данный подход в управлении подразумевает принятие и реализацию целевых программ, направленных на выполнение основных стратегических приоритетов.

Политика в сфере туризма Вологодской области реализовывалась в соответствии с Концепцией развития туризма на 2002 — 2004 гг. В 2007 г. была одобрена «Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года», в 2008 г. принята долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2009 — 2012 годы». Ее цель — формирование на территории региона эффективной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала.

Таблица 3. Результаты анализа сферы туризма в Вологодской области

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ У Наличие уникальных памятников истории и культуры У Территориальная близость к Москве и Санкт-Петербургу У Удобное транспортное сообщение У Сильные культурно-исторические традиции У Наличие исконно вологодских народных промыслов (плетение кружев, северная чернь, шемогодская резьба по бересте и т. д.) У Наличие качественной продовольственной продукции (молоко и молочные продукты, масло, мясо), в т.ч. брендовой (вологодское масло) У Широкий спектр видов туризма в области СЛАБЫЕ СТОРОНЫ у Недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма у Нехватка гостиничных номеров при проведении массовых мероприятий, выставок и т.п. у Низкое качество сервиса туристской инфраструктуры у Недостаточное развитие объектов индустрии развлечений у Неудовлетворительное состояние дорожной сети (недостаток дорог с твердым покрытием) у Недостаточное рекламно-информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках

ВОЗМОЖНОСТИ у Включение туристских объектов Вологодской области в каталоги турагентств других регионов у Увеличение объемов продаж брендовой и сувенирной продукции Вологодской области у Рост уровня доходов населения у Государственная поддержка инвесторов у Работа с дополнительными группами потребителей у Уверенность в отношении регионов-конкурентов УГРОЗЫ у Потеря туристского рынка из-за низкого уровня сервиса у Конкуренция со стороны других туристических центров России, а также ближнего и дальнего зарубежья у Разрушение памятников истории и культуры вследствие недостаточности мер по их сохранению у Разрушение шлюзовой системы ВолгоБалтийского канала

В рамках программы планируется выделение 200 млн. рублей в течение 2009 — 2012 гг. (из них 11 миллионов — из бюджетов муниципальных образований, остальное — из регионального бюджета), активное сотрудничество с субъектами Российской Федерации (Петрозаводск, Ямало-Ненецкий автономный округ), открытие новых туристских маршрутов («Дорога к дому» в Харовском районе), установление водного туристского сообщения (между Вытегрой и Петрозаводском), открытие тематического парка «Царство Золотой рыбки» в Вашкинском районе.

Почти каждый муниципальный район вполне удачно реализует туристские проекты (табл. 4).

Одним из успешных примеров является проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», действующий с 1998 г., в реализацию которого за 10 лет было вложено около миллиарда рублей, из них около 300 миллионов частных инвестиций. В рамках этого проекта получило существенное развитие межрегиональное сотрудничество, программа предусматривает многочисленные мероприятия социальной направленности.

За последние годы заметно вырос международный авторитет Вологодской области. Она привлекает все большее внимание официальных и деловых кругов ведущих стран мира, как надежный и перспективный партнер для конструктивного взаимовыгодного сотрудничества:

$ реализуются двусторонние долгосрочные соглашения о прямых партнерских связях, торгово-экономическом и культурном сотрудничестве с регионами Финляндии, Швеции, Китая и других стран;

$ ежегодно проводятся выставки и фестивали, например Межрегиональная туристская выставка-ярмарка «Ворота Севера: туризм, культура, сервис» (основная задача — развитие внутреннего и въездного туризма); Межрегиональная выставка-ярмарка сувенирной продукции новогодней и рождественской тематики (цель — расширение существующего и создание нового ассортимента высокохудожественных сувениров); Межрегиональный фестиваль искусств «Белоозеро» (является визитной карточкой Белозерска и частью туристской программы).

Таблица 4. Туристские проекты муниципальных районов Вологодской области

Муниципальный район Туристский проект

Вологда «Вологда - кружевная столица России»

Череповец «Город лидеров»

Тотемский район «Тотьма - город русских Колумбов»

Тарногский район «Медовая Тарнога»

Кирилловский район «Святая земля Руси»

Белозерский район «Белозерск - былинный город Руси»

Вытегорский район «Морская слава Вологодчины»

Вашкинский район «Липин Бор - царство Золотой рыбки»

Шекснинский район «Сизьма - самобытный уголок Вологодчины»

Грязовецкий район «Молочная слобода»

Усть-Кубинский район «Традиции лодочного мастерства»

Нюксенский район «Сокровища народных традиций»

Верховажский район «Дорогой Ломоносова»

Устюженский район «Устюжна - город кузнецов»

Вологодский район «Вологодское масло»

Совершенствование взаимодействия с частным бизнесом. Основная доля по оказанию туристских услуг в Вологодской области приходится на малые предприятия и составляет 93,4%. Субъекты предпринимательской деятельности туристского рынка включают туроператоров и турагентов, а также иные предпринимательские структуры, составляющие основу индустрии туризма (питание, размещение, развлечение, транспортная составляющая и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социологический опрос, проведенный ВНКЦ ЦЭМИ РАН, показал, что более 61,8% жителей области считают сферу туризма привлекательной для вложения собственных средств. Таким образом, роль малого и среднего бизнеса в данной сфере будет только повышаться.

Фактором, сдерживающим процесс развития туристской отрасли, является разобщенность всех участников малого и среднего бизнеса, а также ряд проблем (табл. 5).

Судя по данным опроса, для разрешения проблем, имеющихся в работе гостиниц и турфирм, со стороны Правительства области необходима помощь следующего характера:

— предоставление льгот по налогообложению;

— предоставление гарантий при получении кредитов и займов;

— включение турфирм в региональные проекты по развитию туризма.

На сегодняшний день результативность взаимодействия Правительства Вологодской области с предприятиями сферы туризма руководители гостиниц оценивают лишь в 3,6 балла (по 10-балльной шкале), а руководители турфирм — в 4,8 балла, что свидетельствует о недостаточном уровне взаимодействия предприятий с органами власти.

Одним из механизмов совершенствования взаимодействия органов власти и малого бизнеса в сфере туризма является создание Ассоциации предпринимателей индустрии туризма (рис. 2).

Таблица 5. Проблемы гостиничного сектора и турфирм (по данным опроса, в % от числа ответивших)

Проблема Гостиничный сектор Турфирмы

Высокая стоимость коммунальных услуг и электроэнергии 83 -

Недостаток квалифицированных кадров 50 29

Высокий уровень налогообложения 33 59

Недобросовестная конкуренция - 53

* Опрос руководителей гостиничного сектора и турфирм г. Вологды проводился ВНКЦ ЦЭМИ РАН в 2008 г. с помощью разработанных для руководителей турпредприятий анкет, состоящих из закрытых и открытых вопросов. Выборка составила 7 гостиниц и 20 турфирм, что отвечает требованиям репрезентативности исследования. Доля возвращенных анкет в их общем числе равнялась 85,7% (гостиницы) и 85% (турфирмы).

Рисунок 2. Схема организации Ассоциации предпринимателей индустрии туризма Ассоциация предпринимателей индустрии туризма

Действительные члены

Общественный совет

^^■Ассоциированные члены Предприятия туристской инфраструктуры Сопутствующие предприятия

Ассоциация формирует то экономическое поле, в рамках которого реализуется политика развития туризма в регионе, включая государственные и предпринимательские структуры, а также общественность. Это необходимо для четкого обозначения круга непосредственно работающих в данном направлении лиц, заинтересованных в повышении эффективности функционирования туристской отрасли.

В Вологодской области имеется опыт создания ассоциации туризма. Созданное в 1998 г. некоммерческое партнерство «Череповецкая ассоциация туризма», дебютировавшее как союз предприятий туринду-стрии, объединило всех участников турбиз-неса, что явилось одним из основных рычагов развития туриндустрии в городе металлургов.

Формирование системы взаимодействия государственных и предпринимательских структур позволит значительно повысить конкурентоспособность региона на рынке туристско-рекреационных услуг, а это приведет прежде всего к росту потока туристов и увеличению общей загрузки объектов индустрии туризма.

Организация мониторинга туристской отрасли. В целях получения достоверной, своевременной и объективной информации о процессах, происходящих в туристской отрасли региона, необходимо на регулярной основе (один раз в год) проводить ее мониторинговое исследование. Это, в свою оче-

редь, обеспечит более тщательный подход к созданию программных документов, прогнозированию развития данной сферы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, разработке соответствующих рекомендаций и мероприятий.

Таким образом, эффективное управление поможет закрепить положительные тенденции в сфере туризма Вологодской области. Устойчивое развитие отрасли в будущем предполагается в ряде направлений, которые позволят в максимальной степени задействовать туристский потенциал. Это, в первую очередь:

> продвижение имиджа Вологодской области на национальном и международных туристских рынках как благоприятного места для туризма;

> развитие новых маршрутов для туристов на территории области и реализация туристских проектов в муниципальных образованиях;

> содействие дальнейшему развитию частно-государственного партнерства в туристском секторе;

> совершенствование системы подготовки кадров для сферы туризма.

Учитывая широту спектра экономических направлений, для которых туризм выступает в качестве катализатора развития, можно с большой долей уверенности говорить о туризме как еще одной «точке экономического роста» региона.

Литература

1. Селякова, С.А. Развитие туризма в Вологодской области / С.А. Селякова, Л.В. Дубиничева, К.В. Марков, ТВ. Ускова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз.— 2008.— Вып. 42.— С. 15-20.

2. Селякова, С.А. Особенности развития туризма в Вологодской области / С.А. Селякова, Л.В. Дубиничева // Экономическое и научно-инновационное сотрудничество регионов России и Беларуси: материалы Межд. науч.-практ. конф., г. Вологда, 18 — 20 июня 2008 г. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. - 159 с.

3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2009 — 2012 годы: долгосрочная целевая программа. - Вологда, 2008.

4. Стратегия развития туризма в Вологодской области на период до 2015 года: заключительный отчет о НИР (инв. № 1562/в Р17) / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. — Вологда, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.