Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ В СВЯЗИ С НОВЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ В СВЯЗИ С НОВЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC PROBLEMS CONNECTED WITH NEW TEACHING METHODS USED IN SCHOOLS

In the system of teaching of children and adolescents new methods ade elaborated in order to raise its effectivity. The main changes are distinguished by three trends: 1. Changes in the system of primary education; 2. Introduction of program tests and other technical means in the teaching process; 3. Creation of specialized schools (mathematical, language, art, etc.). The aim of the hygienists is to determine the effect of new methods of teaching on the health of children and adolescents. The author points to the necessity of disregarding the customary methods of assessment of the strain according to the number of school hours. The time ripe for considering the quantity of information received by the pupils in the course of a lesson and the effect produced by it on the body. Thereby, in will be possible to obtain a more precise hygienic assessment of the teaching process. It is most important to find more sensitive and adequate investigation methods capable to trace the kinetics of physiological functions in the course of the teaching process and the working activities of the school undergraduates.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ В СВЯЗИ С НОВЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

1963, т. 2, с. 569. — Ш а б а д Л. М. Арх. пат., 1962, № 6, с. 3. — Ш а б а д Л. М. Вести. АМН СССР, 1963, № 3, с. 28. — Ш а б а д Л. М., Д и к у н П. П. Загрязненне атмосферного воздуха канцерогенным веществом — 3,4-бензпиреном. Л.—М., 1959.— Ш а б а д Л. М., Пылев Л. Н., Колесниченко Т. С. Вопр. онкол., 1964, № 6, с. 65. — Ш а б а д Л. М., Хесина А. Я., Фридман Я. С. и др. Гиг. и сан., 1966, № 5, с. 111. —Беренблюм И. В кн.: Успехи в изучении рака. М., 1956, т. 2, с. 9 — Druckrey Н., Preussmann R., Schmal D., Труды 8-го Международного противоракового конгресса. М., 1963, т. 2, с. 335.

Поступила 27,IV 1966 г.

ON HYGIENIC STANDARDIZATION OF CANCEROGENIC SUBSTANCES

L. M. Shabad

On the basis of the study of cancerogenic substances, their action mechanism and the pathology caused by them in man and experimental animals, it is quite impossible to determine their maximal permissible doses. However, the connection of the cancerogenic effect with the dose points to the possibility of elaborating preventive measures by means of diminishing the extent of contact with the cancerogenic substances. It is necessary to reveal the sources of cancerogenic substances emittence in the environment of man.

УДК 613.95:370.156

ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ В СВЯЗИ С НОВЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Канд. мед. наук Р. Г. Сапожникова

Институт гигиены детей и подростков, Москва

Возрастающий уровень развития науки и техники настоятельно требует изыскания наиболее эффективных педагогических путей воспитания нового человека.

В последнее время педагогическая мысль работает над совершенствованием учебного процесса. В частности, разрабатываются новые методы повышения эффективности обучения. Здесь можно отметить 3 основных направления: первое — перестройка системы начального образования; второе — программированное обучение и применение технических средств в учебном процессе; третье — широкое распространение профилированных школ (математических, «языковых», художественных и др.).

Предлагая новую систему начального образования, педагоги стремятся прежде всего повысить эффективность обучения. Одно из средств достижения этой цели — активизация познавательной деятельности учащихся, повышение уровня теоретических знаний и развитие самостоятельной работы школьников. Новая система обучения дает большую экономию учебного времени: нынешняя программа 4-летнего обучения будет проходиться за 3 года. В течение нескольких лет педагоги проводят исследования в данном направлении.

Этот педагогический эксперимент, который таит в себе многое для проектирования школ будущего, ставит перед гигиенистами новые задачи. Прежде всего возникает вопрос: в состоянии ли дети 7—10-летнего возраста при высоком уровне трудности, ускоренном темпе работы, большой умственной нагрузке справиться с учебным материалом не только данного года обучения, но и с тем, который до сих пор предусматривался программой последующих классов?

Многолетние наблюдения показывают, что учебный процесс представляет значительную нагрузку для не полностью сформировавшегося

организма ребенка. Эта нагрузка особенно велика для учащихся 1-го и 2-го классов. Известно, что у детей младшего школьного возраста возбудительные процессы преобладают над тормозными: им трудно длительное время напрягать память, сосредоточиваться в работе, долго сидеть неподвижно за партой. Первоклассник при обычном методе преподавания с трудом справляется с 45-минутным уроком, наиболее эффективная длительность урока для него — 30—35 мин. Наблюдения за первоклассниками, проводимые сотрудником нашего института (В. М. Зуб-кова), свидетельствуют о том, что 45- и 35-минутные уроки, особенно в начальном периоде обучения, являются для малышей большой нагрузкой. При 45-минутном уроке учащиеся допускают за урок 100,6 отвлечений (самопроизвольных отдыхов), при 35-минутном — 54,9, а при 30-минутном— всего лишь 45,1 отвлечений. Эти данные коррелируют с показателями функционального состояния центральной нервной системы. Так, по данным В. М. Зубковой, в начале учебного года даже при четырех 35-минутных уроках у 57% школьников функциональное состояние коры головного мозга в конце учебного дня снижено.

А. П. Родина указывает, что в укорочении уроков до 40 мин. нуждаются даже учащиеся 5-х классов. Необходимо уточнить, какова должна быть длительность уроков при активном методе преподавания.

Мы полностью отдаем себе отчет в том, что совершенно устранять трудности на пути обучения не следует, так как тем самым исключается всякое развитие, а оно возможно только в борьбе с препятствиями. Но облегчить преодоление трудностей нужно. Ускорять умственное развитие ребенка возможно лишь при сохранении соответствия учебной нагрузки уровню физиологической готовности ребенка.

Не меньшего внимания заслуживает программированное обучение. Программированное обучение опирается на данные таких новых областей научного знания, как кибернетика и теория информации, потребовавших создания новых средств обучения — программированных учебников и «обучающих» машин. Программированное обучение принято у нас в порядке эксперимента, а частично уже внедрено в практику преподавания средних школ и многих высших учебных заведений.

Однако в этом методе есть еще много неясного, спорного и требующего серьезного научного обоснования. Специалистам, работающим в области гигиены детей и подростков, необходимо сказать свое слово о программированном обучении, о его влиянии на организм и в первую очередь на центральную нервную систему.

Для гигиенистов наиболее привлекательной стороной программированного обучения является возможность индивидуального подхода к учащемуся. Известно, что учащиеся даже одного возраста и одного образовательного уровня обладают различным развитием, темпом «продвижения», усвоением знаний, навыками и умениями. Психологами и педагогами установлено, что среди факторов, особенно влияющих на качество учения, наибольшее значение имеют индивидуальные особенности работоспособности учащихся.

Наблюдения же гигиенистов свидетельствуют о том, что низкая работоспособность учащихся часто вытекает из нарушений в состоянии их здоровья. Факторы, вызывающие ухудшение функционального состояния детского организма (отягощенный анамнез, хронические интоксикации и т. д.), ведут, по-видимому, к снижению его регуляторных возможностей. Это проявляется, в частности, в неустойчивости типа периодических колебаний отдельных физиологических функций и низкой взаимосвязи этих показателей в динамике дня. Такие дети имеют повышенную утомляемость на уроках и более низкую работоспособность, чем те, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (Н. Г. Дьячкова).

Следовательно, среди детей, посещающих школу, есть дети, которые нуждаются в особом учебном режиме. Бесспорно, нельзя создавать для

каждого школьника специальные условия, но индивидуальную изменчивость нужно учитывать. Гигиенистам следует решить, сможет ли программированный метод обучения обеспечить индивидуальный подход, т. е. предоставить возможность школьнику работать в соответствии с его функциональными возможностями, в том ритме, который присущ ему. Многие педагоги подчеркивают возможность соблюсти при новом методе максимальную дифференциацию в обучении. Однако в этой области еще требуется осуществить специальные исследования.

Нельзя не остановиться также на применении технических средств обучения и, в частности, учебного кино и телевидения. В Советском Союзе проводятся интересные эксперименты, но широкого использования телевидение и кино в школах пока не нашли. Предполагается, что введение в учебный процесс того и другого позволит ускорить его, так как учащиеся смогут усваивать все большее количество материала в наиболее эффективной форме.

В связи с этим, однако, возникают вопросы гигиенического характера. В частности, необходимо выяснить, какова степень утомительности уроков с применением телевидения и кино по сравнению с обычными уроками? Ведь обучение по-новому потребует от учащихся концентрированного внимания и более значительного напряжения ряда анализаторов. Следует также установить, какова должна быть оптимальная длительность передач для учащихся различного возраста, сколько раз в неделю они могут передаваться, как должно строиться расписание уроков и т. п. Мы полагаем, что работа в этом направлении, проводимая Институтом гигиены детей и подростков (Е. К- Глушкова), позволит дать ответ на вопросы, волнующие гигиенистов.

В Москве, Ленинграде, Новосибирске, Киеве, Кишиневе и других городах широкое распространение получили профилированные школы —г математические, «языковые», художественные и другие. Наблюдения, проводимые Институтом гигиены детей и подростков АМН СССР за режимом обучения в школах с математическим профилем и в школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке (Ц. Л. Усищева, Н. Г. Самотолкина), показали, что удельный вес умственной нагрузки в этих школах выше, чем в обычных. Общая продолжительность ее в школе и дома составляет для старших школьников 9—12 часов, для учащихся 6-го класса — 9—10 часов, а для учащихся 2-го класса — 7—8 часов. В связи с этим нарушаются основные элементы режима дня — сон и отдых. Наряду с большой умственной нагрузкой отмечается малый удельный вес мышечной деятельности учащихся профилированных школ.

Изучение «умственной работоспособности» учащихся 2-х и 5-х классов «языковых» школ и определение их активности на уроках свидетельствуют о том, что от начала четверти к концу во 2-х классах, например, выявляется нарастание процента отвлечений на уроках почти в 2 раза. Работоспособность от начала к концу дня снижается. Так, после уроков количество просмотренных знаков в корректурных таблицах уменьшается более чем в 2 раза, количество ошибок увеличивается в 1,6 раза; значительно меньше становится работ, выполненных без ошибок. Эти данные свидетельствуют о резком снижении работоспособности школьников к концу учебного дня. Аналогичные данные были получены и в школах с математическим профилем (Ц. Л. Усищева).

Напряженная умственная работа учащихся (особенно в математических школах) при неупорядоченном режиме дня нередко сказывается на функциональном состоянии организма детей. В профилированных школах больше, чем в обычных, у подростков отмечаются наклонности к повышению артериального давления, расстройство рефракции и другие функциональные отклонения. Поэтому особое внимание врачей и педагогов должно быть уделено выяснению влияния большой умственной нагрузки на организм детей и подростков. Совместно с педагогами

и психологами нужно изучить работоспособность учащихся опытных школ.

Наши исследования в прошлом были направлены только на нормирование длительности уроков и учебного дня. Нагрузку школьников в основном учитывали лишь по числу учебных часов. При современном методе обучения, когда учащемуся на занятиях посылается большой поток различной информации, следует решить вопрос о том, как сохранить необходимую сумму ее, не вредя здоровью детей. Единый режим преподавания всех предметов рекомендовать невозможно. Нужно глубже анализировать с гигиенических позиций сам процесс преподавания, т. е. проникнуть в суть каждого предмета. Качественная оценка предметов, возможно, позволит пересмотреть длительность урока, учебного дня и учебной недели не только учащихся младших классов, но и старших, даст материал для организации правильной структуры урока. А это в свою очередь позволит подойти к решению проблемы так называемых трудных и легких предметов, более рационально с гигиенических позиций подойти к составлению школьного расписания (учебного дня и учебной недели).

В связи с тем, что на урок переносится не только процесс обучения, но и закрепление знаний, т. е. дается учащемуся значительно большая нагрузка, чем это было раньше, возникают задачи пересмотра длительности уроков, чередования уроков, а также длительности перемен, регламентации перерыва между занятиями в школе и приготовлением уроков дома. Необходимо решить, позволяет ли ранее установленная длительность отдыха восстановить утраченную работоспособность школьников, устраняется ли перегрузка домашними заданиями. Нуждаются в решении и многие другие вопросы.

Известно, что любая деятельность протекает по классической кривой. Это — период врабатывания, период оптимального состояния и период утомления, которое может быть компенсированным и некомпенсированным. В зависимости от состояния организма и продуктивность работы будет различной. Благодаря регуляторным механизмам деятельность организма (умственная, трудовая) представляет собою ритмичное чередование работы и микропауз. «Принудительный» ритм на уроке, высокий уровень трудности на протяжении всего урока, несомненно, нарушают физиологические механизмы саморегуляторной деятельности. Важно разработать методику учета нарушений регуляции физиологических функций. Этот вопрос еще недостаточно изучен. В гигиенических исследованиях все чаще и чаще начинают применять радиотелеметрическую аппаратуру. Она помогает вести наблюдения за динамикой физиологических функций в процессе деятельности школьника и определить регуляцию физиологических функций при различных состояниях организма. Изменение регуляции физиологических функций в процессе деятельности дает ключ к диагностике утомления, а следовательно, и к гигиеническому нормированию учебного режима и отдельных элементов режима, а также подойти к решению вопроса о функциональных возможностях детского организма к освоению учебного и трудового процесса на различных возрастных этапах.

Следует обратить внимание на недостаточность «острых» опытов, учета только непосредственного (кратковременного) влияния урока или учебного дня. Необходимы и длительные, даже многолетние наблюдения. Длительное наблюдение, отражающее сдвиги в состоянии здоровья детей, может вскрыть характер и степень влияния изучаемых факторов на растущий организм.

Таким образом, новые методы обучения в школе выдвигают перед гигиенистами ряд задач, которые не приходилось решать прежде. В частности, следует отказаться от традиционной оценки нагрузки школьников лишь по числу учебных часов. Назрела необходимость учитывать

количество информации, получаемой школьником в процессе урока, и проследить влияние этого фактора на организм. Это позволит более точно подойти к гигиеническому нормированию процесса обучения.

Важное значение имеют поиски наиболее тонких и адекватных методик исследования, позволяющих вести наблюдения за динамикой физиологических функций в процессе учебной и трудовой деятельности. Успешное решение всех этих задач возможно при тесном контакте гигиенистов, физиологов, педагогов и психологов.

ЛИТЕРАТУРА

Дьячков а Н. Г. В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1965, с. 248.— Родина А. П. В кн.: Гигиена воспитания и обучения детей н подростков. Минск. 1965, с. 56.

Поступила 7/XII 1965 г.

HYGIENIC PROBLEMS CONNECTED WITH NEW TEACHING METHODS

USED IN SCHOOLS

R. G. Sapozhnikova

In the system of teaching of children and adolescents new methods ade elaborated in order to raise its effectivity. The main changes are distiinuished by three trends: 1. Changes in the system of primary education; 2. Introduction of program tests and other technical means in the teaching process; 3. Creation of specialized schools (mathematical, language, art, etc.).

The aim of the hygienists is to determine the effect of new methods of teaching on the health of children and adolescents. The author points to the necessity of disregarding the customary methods of assessment of the strain according to the number of school-hours. The time ripe for considering the quantity of information received by the pupils in the course of a lesson and the effect produced by it on the body. Thereby, in will be possible to obtain a more precise hygienic assessment of the teaching process. It is most important to find more sensitive and adequate investigation methods capable to trace the kinetics of physiological functions in the course of the teaching process and the working activities of the school undergraduates.

УДК 613.5:371.621]:628.8 + 613.955:613.166

МИКРОКЛИМАТ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИИ И ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ

С РАЗЛИЧНЫМИ ОГРАЖДАЮЩИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

В. В. Недева Институт гигиены детей и подростков АМН СССР

Для строительства школ, помимо кирпича, все шире применяют облегченные материалы — панели и блоки из легких ячеистых бетонов (пенобетон, силикатобетон, керамзитобетон и т. д.). Целесообразность использования этих материалов наряду с их легкостью и малым весом обусловлена также высокими теплоизоляционными свойствами (большой пористостью и малой теплоемкостью), доступностью и дешевизной изготовления.

Применение блоков и панелей из ячеистых бетонов позволяет значительно облегчить и ускорить процесс возведения школьных зданий, унифицируя готовые конструкции с конструктивными элементами жилья и расширяя для их производства индустриальную базу. Внедрение железобетонного каркаса и самонесущих панелей при строительстве школ из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.