Научная статья на тему 'Забытая решетка балахнинского кружевного промысла'

Забытая решетка балахнинского кружевного промысла Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
237
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫСЕЛ / КРУЖЕВО / РЕШЕТКА / МНОГОПАРНОЕ КРУЖЕВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муравьева Г.В.

В статье рассматривается отличительные признаки тенетниковой решетки, применяемой в изделиях балахнинского промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Забытая решетка балахнинского кружевного промысла»

Муравьева Г.В., независимый исследователь, член OIDFA, г. Балахна

ЗАБЫТАЯ РЕШЕТКА БАЛАХНИНСКОГО КРУЖЕВНОГО ПРОМЫСЛА Аннотация. Статья посвящена анализу художественно-стилистических особенностей балахнинского кружева - одного из самобытных видов многопарного кружева, выплетаемого в Российской империи. Особенное внимание автор уделяет выявлению характерных отличительных признаков тенетниковой решетки - одной из традиционных разновидностей фоновой решетки, применяемой в изделиях балахнинского промысла и придающей ее произведениям характерную светотеневую игру и богатство фактуры.

Ключевые слова: Промысел, кружево, решетка, многопарное кружево, балахнинское кружево, тенетниковая решетка

G. Muravyeva, independent researcher, member of OIDFA, Balakhna FORGOTTEN LATTICE BALAKHNINSKY LACE FISHING

Abstract. The article is devoted to the analysis of artistic and stylistic features of Balakhna lace - one of the original types of multi-pair lace woven in the Russian Empire. The author pays special attention to the identification of the characteristic distinctive features of the «Tenetnikov» ground - one of the traditional varieties of the background grating used in the products of the Balakhna fishery and giving its works a characteristic chiaroscuro play and richness of texture.

Keywords: Craft, lace, lattice, multipair lace of Balakhna lace, «Tenetnikov» ground.

Во многих городах Российской империи плели многопарное кружево. Существовал такой промысел и в городе Балахне Нижегородской губернии. Шелковые изделия тонкого многопарного кружева отличались красотой и богатством мотивов и использованием в одном изделии нескольких видов решеток, создающим особый эффект игры светотени.

Решетка, кайма и орнамент являются составными частями кружевного изделия. Основное назначение решетки служить фоном для орнамента. Кроме того мелкими решетками заполняются серединки отдельных элементов орнамента. К мелким решеткам можно отнести те, при плетении которых используется только первичный элемент (пара нитей). Они имеют специфическое свойство: воздушность. Сочетание их с более плотным орнаментом создаёт особое очарование кружевных изделий. Поэтому они широко применялись и применяются до сих пор. Примерами могут послужить простая (тюлевая, в ползаплёта, в полный заплёт), московская и квадратная решетки.

В балахнинском кружеве плелась еще одна простая мелкая решетка -тенетниковая (ударение на о). В настоящее время она существенно подзабыта и при обучении плетению в кружках о ней не вспоминают и не преподают технологию ее плетения. Однако образцы ее можно увидеть в изделиях, хранящихся в фондах музеев и частных коллекциях. Несколько изделий с использованием тенетниковой решетки было выставлено из запасников на выставке «Балахонский кружевной манер», проходившей в Балахнинском музее в 2015 году. В небольших изделиях и в мерном кружеве тенетниковую решетку активно использовали в качестве фоновой. Её своеобразный ритм, отличный от ритма простой решетки, не имеющей художественной ценности, обогащает кружевное изделие.

Тенетниковую решетку можно плести по сколку двухбулавной. Прототипом двухбулавной решетки послужила европейская решетка из паучков, расположенных в шахматном порядке. В статье Сорокиной М.А. «Балахонская роза» на фотографии края можно увидеть в серединках медальонов и двухбулавную решетку, и её прототип. В процессе доработки ножки паучков стали не перевиваться, а заплетаться в полный

заплёт, и центральный элемент "ягодка" плетется не с одной булавкой в центре, а с двумя - между первой и второй и между третьей и четвёртой парами. Возможно, эта паучковая решетка послужила прототипом и для тенетниковой. Технология плетения тенетниковой решетки достаточно проста. Ножки перевиваются два раза. Сплетается вторая и третья пара, ставится булавка, заплетается. Далее также сплетают сначала первую и вторую пары, затем третью и четвертую. И в конце опять сплетают вторую и третью пары. Такое плетение смотрится более легко, чем первоначальная паучковая решетка, хотя плести ее дольше. Постановка четырех булавок вместо одной требует от кружевницы большего мастерства, ведь при плетении желательно не класть коклюшки на барабан, а держать все время в руках, чтобы еще более не удлинять время плетения каждого фрагмента решетки.

В настоящее время тенетниковая решетка возвращается из небытия. Балахнинская кружевница Алевтина Леонидовна Еремина применила ее для заполнения лепестков роз в своей косынке «Лебединая песня», сплетенной в 2015 году, которая уже выставлялась на выставке Союза художников Н.Новгорода «Осенний вернисаж». Увидеть ее можно будет на выставке изделий А.Л. Ереминой в рамках конференции.

Выводы.

1. Балахнинское многопарное кружево развивалось в общем русле европейского кружевоплетения.

2. Балахнинские кружевницы активно перерабатывали европейские образцы решеток, добиваясь технологического и декоративного улучшения.

3. Тенетниковая решетка должна занять свое место в общем альбоме решеток в современном многопарном авторском кружеве.

Список литературы.

1. Ведерникова Л.В. Балахнинское кружево. - Н. Новгород: Литера, 2008.

2. Муравьева Г.В. Сравнительный анализ решеток балахнинского многопарного и европейского кружева // Материалы XV Международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития». Т.! - СПб., 2009.С. 331-335.

3. Муравьева Г.В. Доклад «Классификация элементов коклюшечного кружева» Материалы XVIII Международной научно-практической конференции "Традиционное

прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития".

4. Муравьёва Г.В. Техника плетения балахнинских решеток //Коклюшечное кружево. 2009. № 2.

5. Сорокина М.А. Балахонская роза // Коклюшечное кружево. 2009. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.