Научная статья на тему 'Российская государственная политика по развитию профессиональной образовательной сети в среде кустарей (1883–1917 гг. ) (на примере школ кружева)'

Российская государственная политика по развитию профессиональной образовательной сети в среде кустарей (1883–1917 гг. ) (на примере школ кружева) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
310
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / КРУЖЕВНОЙ ПРОМЫСЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM / КУСТАРЬ / CRAFTSMAN / КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / HANDICRAFTS / ШКОЛА КРУЖЕВА / LACE SCHOOL / ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЕ ВЕДОМСТВО / AGRICULTURAL DEPARTMENT / LACE CRAFTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карташова Мария Вячеславовна

В статье рассматривается проблема создания профессиональной образовательной сети в россий-ской государственной кустарно-промышленной по-литике на примере школ кружева. Анализ показы-вает, что при формировании сети школ правитель-ство ставило образовательные, научно-исследова-тельские и экономические цели. Образовательная деятельность являлась важным звеном в системе правительственной политики по стимулированию кустарных промыслов в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN STATE POLICY ON THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION OF CRAFTSMEN (1883-1917): CASE STUDY OF LACE SCHOOLS

The article discusses creating of vocational education system in the Russian state handicraft industrial policy by case study of lace schools. The analysis shows that when developing a network of schools, the government set educational, research and economic goals. Educational activities were an important link in the system of state policy promoting the handicrafts in the Russian Empire

Текст научной работы на тему «Российская государственная политика по развитию профессиональной образовательной сети в среде кустарей (1883–1917 гг. ) (на примере школ кружева)»

УДК 94:338.966"1883/1917"

Карташова Мария Вячеславовна

кандидат исторических наук, директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ В СРЕДЕ КУСТАРЕЙ (1883-1917 ГГ.) (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ КРУЖЕВА)

Kartashova Maria Vyacheslavovna

PhD in History, Director at Balakhna Museum Complex of History and Art

RUSSIAN STATE POLICY ON THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION OF CRAFTSMEN (1883-1917): CASE STUDY OF LACE SCHOOLS

Аннотация:

В статье рассматривается проблема создания профессиональной образовательной сети в российской государственной кустарно-промышленной политике на примере школ кружева. Анализ показывает, что при формировании сети школ правительство ставило образовательные, научно-исследовательские и экономические цели. Образовательная деятельность являлась важным звеном в системе правительственной политики по стимулированию кустарных промыслов в Российской империи.

Ключевые слова:

Российская империя, государственная политика, кружевной промысел, профессиональная образовательная сеть, кустарь, кустарные промыслы, школа кружева, земледельческое ведомство.

Summary:

The article discusses creating of vocational education system in the Russian state handicraft industrial policy by case study of lace schools. The analysis shows that when developing a network of schools, the government set educational, research and economic goals. Educational activities were an important link in the system of state policy promoting the handicrafts in the Russian Empire.

Keywords:

Russian Empire, public policy, lace crafts, vocational education system, craftsman, handicrafts, lace school, agricultural department.

В конце XIX - начале XX в. в Российской империи существовала сложная система образования, которая включала в себя разные типы школ, предоставлявших возможность представителям всех слоев общества получать образование, соответствующее их способностям и потребностям. Значительная часть населения Российской империи в конце XIX - начале XX в. занималась кустарными промыслами. Поэтому в стране стали возникать школы, направленные на повышение художественного вкуса и технических навыков кустарей. Особое внимание уделялось женскому образованию. В царствование Александра III стали открываться школы кружева, которые к 1917 г. представляли собой целую образовательную сеть. Так почему и с какой целью в Российской империи сформировалась профессиональная образовательная сеть школ по кружевоплетению?

Проблема формирования и функционирования учебных заведений в кружевном промысле исследовалась в трудах историков и искусствоведов. Вслед за В.А. Фалеевой авторы полагают, что к 1913 г. в стране действовало свыше 60 школ кружева [1, с. 295-296; 2, с. 48; 3, с. 12]. К.Н. Тар-новский, проанализировав отчеты специалистов Кустарного комитета, приходит к выводу, что школы кружева не только преследовали образовательные цели, но являлись по сути раздаточными центрами рассеянной мануфактуры и выступали «в качестве готовых элементов складывавшейся общероссийской кустарной организации» [4, с. 171]. Важной особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами, как полагают исследователи, являлся ее «институциональный плюрализм», то есть многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования [5, с. 27]. Это в полной мере характеризует сеть школ кружева.

Открытию школ кружева предшествовала большая работа по исследованию состояния кружевного промысла в России. Кружевоплетение попало в сферу внимания Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, работавшей при Министерстве финансов с 1872 по 1887 г. Комиссия была призвана разработать научную программу и общеведомственный план действий по поддержанию и развитию кустарных промыслов. Результатом работы Комиссии стало опубликование 16 томов «Трудов». Несколько статей в них были посвящены развитию кружевного промысла. Их автором была член комиссии С.А. Давыдова [6], впоследствии всю жизнь посвятившая изучению и развитию этого промысла.

Исследования показали, что кружевной промысел давал средства к существованию значительной массе крестьянского населения. С введением закона от 1888 г. началась активная правительственная деятельность по поддержанию и развитию кустарных промыслов в Российской империи, в том числе и кружевного. Заведывание кустарных промыслов поручалось земледельческому ведомству - Министерству государственных имуществ (МГИ) (с 1894 г. - Министерство земледелия и государственных имуществ (МЗиГИ)). В созданный в 1894 г. Кустарный комитет при отделе сельской экономии и сельскохозяйственной статистики МЗиГИ вошли активные сторонницы правительственного курса на поддержание и развитие кустарных промыслов - С.А. Давыдова, Е.Н. Половцева. Одной из главных задач государственной политики по развитию кружевного промысла стало создание школ, через которые планировалось распространять художественные и технические усовершенствования.

Исследователи констатировали, что качество кружев в крестьянской среде было очень низким. Так, М.К. Горбунова писала, что «большим затруднением для них (кружевниц) является еще то, что они вовсе не умеют рисовать...», «вследствие этого мы встречаем между образцами и кружева с чрезвычайно неудачными рисунками.». Обучение обычно происходило дома, в семье: «Женщины, матери семей, плетут кружева у себя дома в своей избе. Около себя они сажают маленькую девочку, не умеющую еще хорошо плести кружева, и, быстро перебирая коклюшки у своей работы, они одновременно присматривают и за ее работой» [7, с. 20, 50].

Первой школой кружева стала открытая в 1883 г. в Санкт-Петербурге Мариинская практическая школа кружевниц, которая находилась в ведении министерства финансов, хотя земледельческое ведомство ежегодно выделяло субсидию на ее содержание. Школа готовила кружевниц и направляла их в различные города и села империи, помогала местным мастерицам покупать качественный материал, распространяла орудия работы, разрабатывала и рассылала рисунки кружев, собирала коллекцию старинных русских рисунков кружев, являлась справочно-ин-формационным центром промысла, участвовала в выставках, в том числе международных, с целью популяризации кружева.

Первые региональные школы кружева в империи стали появляться во второй половине 1880-х гг. При Тверском Обществе поощрения женского труда около 1886 г. открывается кружевная мастерская. 1 января 1888 г. по инициативе выпускницы Мариинской школы кружевниц А.И. Кряни-ной и при поддержке Сарапульского уездного земства Вятской губернии была открыта Воткинская школа кружевниц [8, с. 4]. Всего в период с 1883 по 1917 г., как удалось установить, в Российской империи действовало 52 школы кружева. Эти данные не претендуют на полноту сведений, однако могут служить отправным пунктом при дальнейшем изучении вопроса. Эти школы можно разделить на три группы: частные (23), земские (24) и принадлежавшие различным обществам (4). Одна школа - Мариинская была государственной. Некоторые из этих школ получали государственную поддержку: земледельческое ведомство выдавало единовременные или ежегодные субсидии непосредственно частным лицам, их владельцам или земствам, их содержавшим.

Рассмотрение расположения школ на территории Российской империи позволяет установить, что школы размещались в 18 губерниях. В Финляндии также действовала как минимум одна школа кружева в Рауме. Школы размещались не только в центральных губерниях империи, но и в северных и черноземных. Наибольшее их количество (по 7) фиксируется в Вятской и Орловской губерниях, которые значительно отличались по своей экономической направленности и количеству кружевниц. Школы были открыты и в тех губерниях, в которых статистики вообще не фиксировали кружевниц: в Курской, Пензенской, Псковской.

Особое внимание кружевным школам уделяли Московское и Вятское губернские земства. К 1913 г. Московское земство содержало Александровскую кружевную учебную мастерскую в Подольском уезде и ее филиал в деревне Щитове Подольского уезда. Деятельность кружевной школы в селе Александрове подробно освещена в статье сотрудников муниципального музея истории усадьбы [9, с. 60-77]. Мастерские преследовали исключительно учебные цели, а выплетенные изделия сдавали в Кустарный музей Московского земства. В 1912 г. земство потратило на эти мастерские 6 617 руб. [10, с. 37].

Содержали школы кружевниц и уездные земства. Балахнинское уездное земство в начале 1912 г. начинает переписку с Главным управлением землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) об открытии в г. Балахне школы кружевниц. В письме от 17 февраля 1912 г. Балахнинское земское собрание просило ГУЗиЗ помочь в организации школы. В ответном письме от 7 марта 1912 г. С.А. Давыдова писала: «Признавая крайне желательным устройство школы кружевниц в г. Ба-лахне, славившимся издавна своими своеобразными кружевными изделиями, я полагаю достаточными средства, назначенные Балахнинской уездной земской управой для устройства школы.», и далее: «Попечительский Комитет Мариинской практической школы кружевниц может рекомендовать учительницу плетения кружев: на жалованье учительнице 25 руб. в месяц. »

[11, л. 1, 1 об., 5, 7-9]. В итоге земство и земледельческое ведомство пришли к взаимному согласию. Школа была открыта, но проработала всего три года, так как местные кружевницы сами учили своих дочерей плести кружева. Возникали земские кружевные школы и в тех губерниях, где кружевниц практически не было. В период с 1900 по 1903 г. в городе Петрозаводске Олонецкой губернии на средства кустарного комитета при уездной земской управе были устроены летние курсы для учительниц по кружевному делу.

В отличие от земских, частные школы держались в основном на средствах и энтузиазме своих благотворителей. Такими сторонницами развития кружевного промысла были: Н.Я. Эрих-сон, А.Д. Тенишева, Н.А. Огарева, М.А. Шаховская, Е.Н. Половцева, А.Н. Нарышкина и другие. Член Кустарного комитета земледельческого ведомства, основательница трех школ кружевниц в Рязанской губернии Е.Н. Половцева главную цель школ кружева видела в «восстановлении забытого производства или насаждении нового» [12, с. 52-53]. Поэтому земледельческое ведомство на опыте работы школ кружев стало издавать учебные пособия по кружевоплетению, альбомы сколков и рисунков кружева.

Правительство финансировало кружевные школы, что нашло отражение в документах МЗиГИ, ГУЗиЗ. Ежегодную субсидию получали: Мариинская школа кружевниц, Елецкие и Мцен-ские школы Орловской губернии, Скопинская школа Рязанской губернии. В 1908 г. из 65 учебных школ и мастерских, получивших финансирование от земледельческого ведомства, 6 было кружевных, в 1909 г. из 90 кустарных школ 8 кружевных.

Таким образом, к 1913 г. в Российской империи была создана профессиональная образовательная сеть школ кружева. Главной школой являлась Мариинская практическая школа кружевниц. Региональные школы включали в себя земские, частные, а также школы обществ. Мариинская школа оказывала влияние на региональные школы хотя бы тем, что ее выпускницы преподавали в этих школах. Представители земледельческого ведомства инспектировали все региональные школы, так как, финансируя их, обязаны были следить за расходованием государственных субсидий.

Профессиональная образовательная сеть школ по кружевоплетению возникла в империи не только с образовательной целью, но и с целью формирования на местах центров кружевного промысла, которые реализовывали правительственные задачи: научно-исследовательские - занимались исследованием истории промысла, его современного состояния; экономические - снабжение кружевниц материалами, рисунками; сбытовые операции; образовательные - обучение девочек предметам, необходимым в промысле, чтению, письму, рисованию. Эта сеть школ способствовала развитию кружевного промысла, а в целом являлась важным звеном в системе правительственной политики по стимулированию кустарной промышленности в Российской империи.

Ссылки:

1. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983.

2. Сорокина М.А. Художественное развитие вологодского кружева в XX веке : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2004.

3. Суэтова Н.В. Из истории кружевоплетения // Подольские кружева. Традиционное искусство и его возрождение : сборник / сост. С.В. Виданов. Подольск, 2008.

4. Тарновский К.Н. Мелкая промышленность России в конце XIX - начале XX в. М., 1995.

5. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. М., 2009.

6. Давыдова С.А. Кружевной промысел // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. XV. СПб., 1886.

7. Кружевной промысел / сост. М.К. Горбунова // Сборник статистических сведений по Московской губернии. Т. VI, вып. II. Промыслы Московской губернии. М., 1880.

8. Школы по женским кустарным производствам. Отчет 1890 г. С.А. Давыдовой // Отчеты и исследования по кустарной промышленности. Т. II. СПб., 1892.

9. Щапов Я.Н., Щапова Ю.Л., Розенбаум В.Б. Кружевная школа в селе Александрове Подольского уезда (1892-1919) // Подольские кружева. Традиционное искусство и его возрождение.

10. Обзор деятельности земств по кустарной промышленности. Т. I. СПб., 1913.

11. РГИА. Ф. 395. Оп. 1. Д. 2473.

12. Михайловское кружево. Отчет Е.Н. Половцевой // Отчеты и исследования по кустарной промышленности. Т. X. СПб., 1912.

References:

1. Faleeva, VA 1983, Russian tatting, Leningrad.

2. Sorokina, MA 2004, The artistic development of Vologda lace in the XX century, PhD thesis, St. Petersburg.

3. Suetova, NV 2008, 'From the history of lace', Podolsk lace. Traditional art and its revival: Collection, Podolsk.

4. Tarnovskiy, KN 1995, Small industry of Russia in the late XIX - early XX century, Moscow.

5. Saprykin, DL 2009, The educational potential of the Russian Empire, Moscow.

6. Davydova, SA 1886, 'Lacy fishing', Proceedings of the Commission of Inquiry into Handicraft Industry in Russia, vol. XV, St. Petersburg.

7. Gorbunova, MK (comp.) 1880, 'Lacy craft', The collection of statistical information on the Moscow province, vol. VI, issue II, Fisheries Moscow province, Moscow.

8. 'School of female handicraft production. Report of SA Davydov 1890' 1892, Reports and studies on the handicraft industry, vol. II, St. Petersburg.

9. Shchapov, YN, Shchapova, YL & Rosenbaum, VB 2008, 'Lace School in the village of Alexandrov Podolsk district (18921919)', Podolsk lace. Traditional art and its revival: Collection, Podolsk.

10. Review of the zemstvos the artisanal industry 1913, vol. I, St. Petersburg.

11. RSHA, f. 395, op. 1, d. 2473.

12. 'Mikhailovsk lace. Report of EN Polovtseva', 1912, Reports and studies on the handicraft industry, vol. X, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.