Д.Ю. Христолюбова, преподаватель Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (академии)
СТАРИННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ МАСТЕРСТВЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ РЯЗАНСКОГО РЕГИОНА
Аннотация. Статья посвящена осмыслению опыта совместной научно-исследовательской работы студентов и преподавателя отделения художественного кружевоплетения Рязанского филиала по изучению старинных технологий художественного кружевоплетения. Характеризуя специфику создания численного кружева, автор анализирует историю его бытования в России и за рубежом, обращается к этимологии понятия, выявляет характерные стилистические особенности михайловского кружева, описывает практику работу. Выявлены пути решения проблем, возникающих в процессе освоения студентами техники плетения михайловского бессколочного кружева.
Ключевые слова: Кружевоплетение, численное кружево, финское кружево, михайловское кружево, технология, обучение.
D. Khristolubova, teacher of the Ryazan branch of the Higher School of Folk Arts (academy). [email protected]
ANCIENT TECHNOLOGIES IN THE EXECUTIVE MASTERY AT THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF ARTISTIC LACE-MAKING OF THE RYAZAN REGION
Abstract. The article is devoted to the understanding of the experience of joint research work of students and teachers of the Department of artistic lace-making of the Ryazan branch for the study of ancient technologies of artistic lace-making. Describing the specifics of the creation of numerical lace, the author analyzes the history of its existence in Russia and abroad, refers to the etymology of the concept, reveals the characteristic stylistic features of Mikhailov lace, describes the practice of the work. Identified solutions to problems arising in the process of mastering the technique of weaving the Michael lace which is without pattern. Key words: Lace-making, freehand lace, Finnish lace, Mikhailov lace, technology, education.
Важное место в образовательном процессе играет изучение студентами среднего профессионального образования старинных технологий художественного кружевоплетения с целью ознакомления со всеми возможностями разработки кружевных изделий в рамках изучения дисциплин профессионального учебного цикла. Большое значение стоит отвести научно-исследовательской работе студентов, осуществляемой путем анализа русской и зарубежной литературы по художественному кружевоплетению, изучения образцов и кружевных изделий, фотографий и иллюстрированных каталогов.
Одним из главых видов художественного кружевоплетения, изучаемым в Рязанском филиале Высшей школы народных искусств, является михайловское цветное кружево. Характерной особенностью этого вида плетения является на данный момент забытая техника численного кружева, которая была распространена не только в России, но и в Финляндии, Швеции, северо-западной Италии и юго-восточной Франции (рис. 2).
Рис. 1. Валик с финским бессколочным кружевом
Любопытно, что бессколочное кружево
в английском языке обозначается термином
«freehandlace», что дословно можно перевести
как «кружево от руки» - орнамент рождается
подобно эскизу художника. Данное
словосочетание впервые было применено
Элизой Риччи при переводе итальянского
термина в английском издании 1913 года «Old
Italian Lace» [3]. Во французском языке такое
кружево называется бессколочным, у словаков
кружево именуется «плетеным на пустой
подушке». Основное исследование Рис.2. Валик с михайловским численным
кружевом
бессколочного кружева было проведено
Бодиль Торнхейв из Дании и опубликовано в ее книге «Danske Frihándskniplinger» в 1987 году [4].
В книге Инги Пентикайнен и Ирмы Леймулалити, где описывается бессколочное кружево Карельского перешейка, а также островов в Финском заливе, сказано, что для плетения использовалась разметка на подушке в виде прошивок наметочным швом по наволочке, либо ткань в полоску [2, с. 19]. В книге подробно описываются особенности численного финского кружева, места его распространения и особенности технологии исполнения, представлены образцы мерного кружева (рис. 1).
Преподавателем в ходе обучения в аспирантуре на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» была переведена книга «Nyytinki» авторов Инги Пентикайнен и Ирмы Леймулалити на русский язык. Это послужило импульсом для проведения исследовательской работы со студентами 1 курса среднего профессионального образования на занятиях по дисциплине «История художественного кружевоплетения». Задания для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям заключалось в ознакомлении с научно-исследовательской литературой, выявлении художественно-технологических особенностей и сравнении михайловского и финского видов художественного кружевоплетения. Задание предполагало самостоятельную аналитическую работу студентов с последующим выступлением на семинарском занятии.
Студентами 1 курса был проведен анализ литературы по бессколочному финскому кружеву [2] и численному кружеву г. Михайлова [1], а также изучены старинные кружевные образцы михайловского численного кружева (бессколочного) из фондов музеев Рязанской области и изделия из личных коллекций кружевниц г. Михайлова. Был выявлен ряд сходных и отличительных свойств михайловского и финского традиционного бессколочного кружева.
Публикуя фотографии образцов, финские авторы представляют пространственную схему, для того, чтобы человеку, который захочет сплести кружево, не составило труда разобраться, в каком направлении идет ход пар коклюшек и какое число перевивов необходимо выполнять в том или ином месте. Это значительно упрощает задачу человека, который изучает технологию исполнения численного кружева - сколки у такого кружева традиционно отсутствовали, а сплести кружево только по образцам сможет мастер, посвятивший свою жизнь именно этому виду плетения.
В книге финских авторов присутствует подробное технологическое описание процесса изготовления валика, сопровождаемое иллюстрациями. Поэтому можно судить о том, что кружевницы для упрощения работы делали на валике определенную разметку - в виде полосатой ткани, по которой они ориентировались, где ставить булавки для формирования ровного края в кружевной ленте, либо прошивая ткань наметочным швом с той же целью, чего не использовали в работе михайловские кружевницы.
Орнамент михайловского и карельского кружева преимущественно геометрический. Орнамент михайловского кружева — сочетание прямоугольников, полосок, треугольных «мысов», «городков» и веерообразных «бубенцов». В михайловском кружеве нити сами по себе плотные, но, тем не менее, переплетения достаточно рыхлые, перевивов мало, за счет чего кружево смотрится мягким, в нем как будто прослеживается неспешность, наслаждение моментом, когда кружевница исполняла изделие (рис. 4). В противопоставление михайловскому кружеву рассмотрим
финское бессколочное кружево (рис. 3). На иллюстрациях книги «^ууйпЫ» авторов Инги Пентикайнен и Ирмы Леймулалити представлены образцы численного кружева строго геометрических форм, которые значительно отличаются от рассмотренных михайловских узоров. Здесь отразилась природа северного края со своим сдержанным колоритом и орнаментом. Цветовая палитра ограничена белым цветом, в который органично вливаются красные оттенки. За счет переплетения нитей кружево смотрится слегка разбеленным.
Для того, чтобы подробно изучить бессколочное кружево со студентами Рязаского филиала в рамках изучения дисциплины «Исполнительское мастерство» было проведено практическое занятие по исполнению михайловского численного кружева без использования сколка. Студентами были проплетены фрагменты образцов кружева разной сложности. В результате наблюдений за процессом плетения и бесед со студентами был выялен ряд ошибок в плетении и не всегда ровный край у кружевной ленты. Это подтвержает тот факт, что для плетения михайловского численного кружева необходимо больше практически навыков, нежели для выполнения сколочного кружева.
Такое исследование михайловского и финского бессколочного кружева оказалось полезным, так как позволило студентам проявить внимательность, изучить технологические особенности кружева идентичной техники плетения, но различной по художественным особенностям. Старинная техника михайловского численного кружева значительно заинтересовала студентов, позволила глубже познать тонкости орнамента и колорита кружева Рязанского региона. Данный опыт послужит источником для исследовательских поисков, а также поможет в дальнейшей художественно-творческой работе при создании авторских произведений в технике михайловского кружевоплетения. В свою очередь книга «КууйпЫ» Инги Пентикайнен и Ирмы Леймулалити может послужить учебно-методическим пособием для студентов Рязанского филиала Высшей школы Народных Искусств на занятиях по дисциплинам
Рис. 3. Финское бессколочное кружево
Рис. 4. Михайловское бессколочное (численное) кружево
«История художественного кружевоплетения», «Технология художественного кружевоплетения», «Исполнительское мастерство», где значимое место отведено изучению технологии численного михайловского цветного кружева.
ЛИТЕРАТУРА
1. Климова, Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево / Н.Т. Климова. - М: Изобразительное искусство, 1993. - 224 с.
2. Pentikainen, I., Leimulahti, I. «Nyytinki» / I.Pentikainen., I.Leimulahti. Издательство: Barbara Fay Verlag, 2004 г. - 100 с.
3. Ricci, E. Old Italian Lace - vol. II / E.Ricci. - William Heinemann: London; J.B. Lippincott Co.: Philadelphia, 1913. - 321 с.
4. Tornehave, B. Danske frihandskniplinger / B. Tornehave. - Notabene, eksp. DBK, 1983. - 120 c.