Христолюбоеа Д.Ю., кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Рязанский филиал ВШНИ (а), преподаватель, D_khristlove@bk. ru
Khristolubova D.Y., Candidate of Pedagogical Sciences, senior teacher, Ryazan branch of Higher School of Folk Arts (Academy), [email protected]
Методика изучения темы «Журавинское кружевоплетение» (дисциплина «Исполнительское мастерство») Methods of teaching the theme «Juravinka lacemaking» in the framework of studying the discipline «Performing arts»
Аннотация. В статье рассматривается роль освоения техники многопарного кружева Ряжского района Рязанской области студентами отделения художественного кружевоплетения. Автором выявлены исторические этапы развития этого вида художественного кружевоплетения, дана характеристика его стилистическому своеобразию, предложена методическая разработка последовательности освоения журавинского кружева с учетом специфических особенностей техники.
Ключевые слова: Профессиональное образование, традиционное прикладное искусство, художественное кружевоплетение, журавинское кружево, многопарная техника плетения
Abstract. The article considers the role of mastering the technique of multi-pair lace of the Ryazhsky district of the Ryazan region by students of the Department of artistic lace-making. The author reveals the historical stages of development of this form of artistic lacework, the characteristic of its stylistic originality, the methodical development of the consequences of the development of lace juravinski taking into account the specific features of the equipment.
Keywords: Professional education, traditional applied art, artistic lacemaking, Zhuravinka lace, multi-pair weaving technique
Учебная программа среднего профессионального образования предусматривает возможность практического освоения мастерства всех видов художественного кружевоплетения, характерных для Рязанской области. Это обусловило необходимость изучения технологии многопарного кружева Ряжского региона, которое традиционно исполнялось в селах Большая и Малая Журавинка с начала XIX века [4].
Как известно, родиной коклюшечного кружева являются страны Европы - Италия, Германия, Франция, Бельгия и другие, в которых многопарное кружево называют торшон (рис. 1). Проанализировав зарубежные образцы и изделия, справедливо утверждать, что именно они в начале XIX века послужили основой для зарождения журавинского многопарного кружева [6, 7]. Однако, не смотря на идентичный орнамент,
кружевницы Ряжского района внесли много новых композиционных приемов.
Рис. 1. Образцы кружева торшон, 1909 г.
Традиционно основной цвет кружева — белый, иногда применялась скань красного цвета, которая подчеркивала в журавинском кружеве закрайку или край зубцов, выделяла основные мотивы. В узоре кружева преобладали ромбы, в которых чередовались косые ряды из сетки с различными решетками и пауками. Использовались также и цветочные заполнения из насновок. Благодаря орнаменту, мотивы получили названия: «три мушки», «терка», «паучки», «в шестидесятку» и другие. Самым сложным и широким кружевам мастерицы придумали поэтические названия: «месяцы», «прянички», «колосья», «жучки с колечками» [2]. Журавинское кружево характеризуется преобладанием симметричной композиции -формы гармоничного строя узора, отличающегося устойчивостью, спокойствием, уравновешенностью и законченностью, однако встречались и асимметричные узоры (рис. 2).
Рис. 2. Образцы журавинского кружева
Кружевная артель в Ряжском уезде была организована в 1928 году в с. Набережная. Е.Ф. Есакова в 1933 году открыла Журавинское отделение Набережновской артели. Позже артель в Набережном закрылась, а ее правление перебралось в Журавинку, где артель получила название им. 1 мая. «В годы Великой Отечественной войны ее закрыли, но после окончания войны спрос на кружево возрос, артель возобновила свою работу. На 1 января 1946 года в ней числилось 600 кружевниц, в том числе 570 из них были надомницами, остальные 30 работали непосредственно в мастерской артели. В Большой Журавинке насчитывалось 220 кружевниц, в Малой Журавинке - 80, в Самарине - 50, Набережном - 20, Хмелеве - 10, Нагорном - 20, Мирьине - 20 мастериц [4, с. 5]». Кружевницы этих сел выплетали мерное кружево и сдавали его в артель за плату.
В конце 1940-х - начале 1950-х гг., были организованы курсы, на которых проходило обучение сцепной технике плетения кружевниц с. Журавинка. Обучение осуществляла народный художник России Д.А. Параллельно с обучением, она изучала журавинское кружево, восстанавливала старинные узоры и на их основе внедряла новые разработки в производство. Художница неоднократно обращалась к журавинскому кружеву в своих авторских работах, создавая с его использованием полотенца, рушники, салфетки.
«В середине 1950-х годов в селе Дегтяное Ряжского района как отделение Журавинской кружевной артели открыли цех художественного ткачества, который начал выпускать хлопчатобумажные скатерти, салфетки, занавесочные ткани. Ткацкий промысел процветал, а вот кружевной постепенно угасал, и в 1966 году артель им. 1 мая была закрыта [4, с. 17]». Промысел перестал существовать для заработка, а некоторые мастера продолжали плести кружево для собственного удовольствия.
Благодаря внедрению инновационной модели содержания профессионального цикла образования в области художественного кружевоплетения Рязанской области автором данной статьи была доказана необходимость изучения студентами среднего профессионального образования художественно-технологических особенностей многопарного журавинского кружева на дисциплинах «Исполнительское мастерство», «Технология художественного кружевоплетения», «Материаловедение», «История художественного кружевоплетения», «Технический рисунок», «Проектирование».
На дисциплине «Исполнительское мастерство» изучение технологии плетения журавинского кружева студентами происходит поэтапно, от простого - к сложному: от учебных образцов - к законченному штучному кружевному изделию.
Предлагается следующая последовательность освоения многопарного журавинского кружева:
1. Выполнение решеток парной техники плетения (простая решетка в полный заплет, простая решетка в ползаплета без пробела, решетка с пауком и сеткой, московская решетка, жемчужная решетка, решетка-косорядка).
2. Прошва, кружевной край и аграмант с использованием всех основных элементов кружевоплетения,
3. Оплет к салфетке.
4. Воротник.
Обозначим некоторые рекомендации по освоению студентами многопарной техники плетения журавинского кружева:
- основной цвет кружева белый, поэтому необходимо требовать от студентов аккуратного подхода к работе: мыть руки перед тем, как садится за валик; не трогать нити в процессе плетения кружева, а держать коклюшки только за ручку, избегая касания шейки коклюшки, с навитыми нитями; накрывать сплетенный фрагмент тканью, после окончания работы -накрывать валик во избежание загрязнения и запыления кружева;
- т.к. в работе используется большое число пар коклюшек - до 30 и более - коклюшки с нитями, не участвующие в работе на данном этапе плетения, следует закрывать отрезом ткани, чтобы они не путались и не замедляли процесс плетения (рис. 3).
Рис. 3. Использование ткани для фиксации не участвующих в работе коклюшек
- необходимо контролировать утяжку нитей на коклюшках, чтобы студент не перетягивал их - иначе это может привести к тому, что кружево начинает подниматься и отходить от сколка, а после снятия с валика готовый оплет становится деформированным;
- при плетении студент должен ставить булавки перпендикулярно сколку, чтобы избежать искажения узора, особенно в кромке, где используется полотнянка «за пару». При плетении мерного кружева булавки до конца утапливать не нужно, а вынимать и использовать для выполнения последующих раппортов кружева. При выполнении оплета в процессе
плетения булавки допустимо утапливать до конца только по краю, булавки в центре вынимать и использовать в дальнейшем плетении орнамента.
Опытным путем доказано, что многопарное кружево - михайловское, ижеславское, скопинское и журавинское лучше всего исполнять на валике круглой формы: в этом случае коклюшки с нитями равномерно распределяются по поверхности валика, не путаясь и не мешая в плетении. Поэтому при наличии помещения для хранения оборудования рекомендуется сделать круглые валики, диаметр ткани, для изготовления которых 100 на 50 см. Для такого валика в роли подставки используется деревянный круглый короб или квадратный ящик с высотой бортиков 10-15 см, шириной дна 28x28 см, который ставится на табурет.
Ввиду того, что для журавинского кружевоплетения используются нити белого цвета, допустимо в качестве сколка печать рабочего рисунка на тонированной бумаге или электрокартоне (электроизоляционный картон) -плотном материале орехового цвета, который выпускается разной толщины -от 0,1 мм до 0,5 мм. Для того чтобы нити не пачкались, на сколок необходимо наклеить прозрачный скотч.
Важная особенность многопарного кружева - его использование в качестве отделки для салфетки, скатерти, полотенца (рис. 4). Поэтому необходимо изучение студентами способов соединения кружева с тканью в рамках изучения дисциплины «Технология художественного кружевоплетения» и применение полученных знаний на практике. Подробное описание используемых способов комбинирования содержится в учебном пособии «Технология художественного кружевоплетения Рязанской области», разработанном автором данной статьи [5, с. 64]
Рис. 4. Оплеты к салфеткам, выполненные студентами I курса СПО
Подводя итоги рассматриваемых специфичных особенностей выполнения журавинского кружева многопарной техники плетения, следует
71
отметить, что важную роль в освоении технологии многопарного кружева играют дидактические материалы и учебные пособия. Как было отмечено ранее, кружево зародилось в Европе. Зарубежными специалистами по кружевоплетению выпущено большое количество учебных пособий по освоению техники торшон. Однако русскоязычное пособие - всего одно и затрагивает специфику вологодского парного кружева [3]. Решение этой проблемы автор данной статьи видит в необходимости перевода иностранных пособий на русский язык, а также в издании полноценного учебного пособия, посвященного технологическим особенностям журавинского кружева, чему будут посвящены дальнейшие исследования в области многопарного кружевоплетения в Рязанском филиале Высшей школы народных искусств (академии).
Литература:
1. Давыдова С.А. Кустарная промышленность Рязанской губернии. -СПб., 1881.
2. Ежова Е.Ю. Журавинское кружево. Декоративно-прикладное искусство Рязанского края. - Рязань: РГПУ, 1997. - С. 17-19.
3. Кириллова О.Ф. Основы вологодского кружевоплетения: методическое пособие. Вып. 2. Парная техника плетения. - Вологда: ОНМЦК, 2014. -116 с.
4. Крылова H.H. Ряжское узорочье. Из истории ряжского кружева. -Рязань, 2011.
5. Христолюбова Д.Ю. Технология художественного кружевоплетения Рязанской области: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (вид - художественное кружевоплетение). - СПб.: ВШНИ, 2016.-80 с.
6. Jane Atkinson. Pattern Design for Torchon Lace. London: B.T. Batsford Ltd. - 1987. - 160 c.
7. Katharina Egger. Neue Klöppelideen für Torchonjpitzen. - Paul Haupt, Bern, 1999. - 69 c.