Научная статья на тему 'Исторические особенности развития профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанской области'

Исторические особенности развития профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / РЯЗАНСКОЕ КРУЖЕВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шнырёва Д. Ю.

В статье рассматриваются кружевные школы Рязанской области путем обращения к истории, библиографическим источникам, а также арофессиональное образование в области художественного кружевоплетения Рязанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические особенности развития профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанской области»

Д.Ю. Шнырёва

Рязанский филиал Высшей школы народных искусств (института)

Исторические особенности развития профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанской области

Рязанская земля издавна славилась своими промыслами. Уже не одно столетие она остается одним из ярких представителей кружевных центров России. Как и в Вологодской, Новгородской, Тверской, Орловской и других губерниях, в начале XIX века здесь сложился кружевной промысел. Плетением кружева занимались в большей степени в уездах - Скопинском, Михайловском, Ряжском, Зарайском и в прилегающих деревнях и селах.

Разнообразие технологических приемов кружев, которые выплетали на Рязанской земле, было велико - парное, многопарное кружево, сцепное, многопарное сканное. Каждой технике и даже каждому уезду были присущи свои особенности исполнения, орнаментальный ритм и колорит.

В настоящее время рукоделие почти ушло из современной жизни городских жителей. В домашних условиях мало кто занимается таким видом творчества, как кружевоплетение. Поэтому остро встает вопрос о сохранении нашего культурного наследия и верности традициям. И в ответ на сложившуюся ситуацию истинные ценители и покровители народного искусства создают учебные заведения, которые способствуют воплощению идеи продолжения и развития народных традиций нашей страны.

1891 год был тяжелым годом для России, пострадало от голода и население Скопинского уезда Рязанской губернии, женщины которого с давних времен занимались кружевным промыслом.

Большую помощь кружевницам оказала помещица Е.Н. Половцева.

Первоначально она занималась скупкой кружева у мастериц, и уже впоследствии ею были организованы кружевные мастерские. Прежде всего, необходимо было найти кружевницу, которую нужно было отправить в Мариинскую практическую школу кружевниц в Петербург, для улучшения навыков и обучения созданию сколков. Но даже такую девушку найти было не легко, так как не все родители, а уж тем более в те времена суровых нравов, готовы был отпустить своих дочерей не то что в Петербург, до даже в школу. На подготовку такого рода ушло около четырех лет, и наконец, осенью 1895 года была открыта Борисовская школа кружевниц, выстроенная на средства помещицы Половцевой. Мастерская представляла собой небольшое помещение.

Была проделана огромная работа, по приведению сколков в подобающий вид. Изменения, которые претерпели кружева, можно было наблюдать в альбоме «Скопинское кружево, изменившееся под влиянием школ». Кружево постепенно превратилось в ровное, тонкое и изящное.

Вторая задача, которая стояла перед школой - подготовка мастериц, способных исполнять кружево высокого качества любой сложности. Эта задача решалась крайне медленно, так как пришлось убеждать население, в надобности данных школ и в необходимости их существования. Кроме того, крестьянок трудно было перестроить на новый лад, так как они воспринимали первоначально школу как убежище для голодающих и убогих. Таким образом, только через 7 лет появились первые выпускницы Борисовской школы.

Осенью 1902 года школа была перенесена в новое каменное здание, выстроенное на средства помещицы Половцевой с помощью главного управления земства. Помещение было рассчитано на 200 человек, предусмотрены две квартиры для учительниц и большая мастерская.

С 1902 года в школе начались изменения к лучшему - если раньше были большие трудности в наборе учениц, и приходилось привлекать их, только благодаря обеспечению денежными средствами и одеждой, то теперь они

приходили сами, записываясь за несколько месяцев до начала занятий.

50

Мастерство девушек Борисовских школ возросло в лучшую сторону. После окончания школы они были значительно подготовлены, таким образом, поступая в Мариинскую школу, они являлись уже полноценными кружевницами, что было для большим плюсом. Усвоение дисциплин в Мариинской школе таким образом проходило гораздо проще.

Таким образом, на 1912 год таких кружевниц насчитывалось 309 человек.

Сопоставив цифры - 371 (общее число обучившихся мастериц) и 309 (число мастериц за последний год), то получается, что 62 кружевницы были из числа работниц.

В 1906 году была открыта вторая школа кружевниц - Екатерининская, в городе Скопин. Через три года школа была переведена вглубь уезда. Сначала она располагалась в наемной избе, но со временем переместилась в здание, выстроенное с помощью главного управления земель и земства на крестьянской земле.

Андреевская кружевная школа была открыта осенью 1909 года. Обучала девушек бывшая учительница Борисовской школы. Работы учениц по технике исполнения мало отличались от работ девушек других школ.

Во всех вышеперечисленных школах преподавали учительницы, окончившие Петербургскую Мариинскую практическую школу кружевниц. В Борисовской школе преподавали: Русинова Ксения, Гвоздева Екатерина, Клочкова Домна; в Екатерининской: Мосунова Лидия, Мосунова Елена (ученица Кукарской школы Вятской губернии), Нечаева Евдокия.

Как пишет сама помещица Половцева: «Все учительницы делают большую честь Мариинской школе, ежегодно поставляющей прекрасный учительский персонал на всю Россию. Не будь Мариинской школы, нам неоткуда было бы иметь хороших учительниц и мы не могли бы иметь по деревням хороших школ кружевниц».

При исполнении кружева в Скопине главное было сохранение характера

51

русских узоров. Кружевницы с легкостью могли выполнять и иностранное кружево, но и русское кружево во многих случаях не уступало иностранному. Было такое разнообразие русского кружева, что многие образцы не были даже использованы для украшения одежды и интерьера.

Таким образом, в положении кружевного промысла в Скопинском уезде со времен открытия Борисовской школы кружевниц, произошло много изменений за 17 лет:

1. Были открыты четыре школы, если считать так же деятельность Скопинского склада.

2. Качество кружева, выполняемое в Скопинском уезде значительно улучшилось.

Проследив характер обучения мастериц в Скопинской школе, можно сделать вывод, что здесь упор ставился непосредственно на мастерство, а так же на создание точных технологических карт для исполнения кружева.

В Высшей Школе Народных Искусств, первом в России государственном вузе традиционного прикладного искусства России ведется многоуровневое обучение, в том числе и по художественному кружевоплетению.

Студенты Высшей Школы Народных искусств, следуя путем от простого к сложному, осваивают не только такие предметы, как «Основы производственного мастерства», «совершенствование мастерства», «старинные технологии», но и «композицию», «технический рисунок» и «проектирование».

Каждый кружевной центр является уникальным и самобытным, именно с целью сохранения народных промыслов были открыты филиалы в разных частях России, в том числе и в Рязани, с целью сохранения традиций рязанского кружевоплетения.

В 2014 году состоялся первый выпуск студентов среднего профессионального образования отделения кружевоплетения, в количестве двух человек.

На диплом Вечкуниной Наталии была представлена кружевная блуза «Зорькой земляника заалела». В данном изделии, студент со своим преподавателем, которым является автор данного реферата, разработали кружевную блузу, которая в полной мере отражает традиции михайловского цветного кружева. При разработке изделия была составлена выкройка, сделано большое количество эскизов моделей, композиционных зарисовок, а так же выполнено множество образцов в материале. После утверждения проекта изделия, блуза была выполнена. Таким образом, был пройден большой путь по созданию кружевного изделия, где студентка проявила себя в умении разработать и выполнить на высоком уровне предмет женской одежды.

Вторая студентка Агапова Диана, взяв за основу полотенце конца XVIII -первой трети XIX века с экспозиции Рязанского кремля «По обычаю дедову», разработала и выполнила в материале изделие, предварительно тщательно изучив технологию выполнения, а так же литературу по истории сцепного михайловского кружева.

Таким образом, для полноценного становления художником в сфере художественного кружевоплетения, на защите дипломных работ студентам рекомендовалось поступление в Высшую Школу Народных Искусств по программе Высшего профессионального образования.

Рассмотрев образование в сфере подготовки кадров по художественному кружевоплетению на протяжении истории в России, можно обобщить все вышесказанное.

В XIX веке возникла острая необходимость в подготовке специалистов, которые владели бы технологией выполнения кружева, с целью направления их в центры кружевоплетения для обучения девушек и женщин этому промыслу. Так как качество плетения кружева на местах было на низком уровне.

Сейчас образование в сфере кружевоплетения - это не только обучение и воспитание студента, но и возрождение, а так же сохранение этого древнего вида

искусства. Особенно это касается цветного михайловского кружева. Ведь мастеров, а главное художников кружевоплетения Рязанской земли можно пересчитать по пальцам - Смирнова Д.А., Преснова Т.Н.

Благодаря Рязанскому филиалу ВШНИ, который был открыт в 2010 году, появилась уникальная возможность обучения студентов по программе среднего и высшего образования, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов - будущих художников в сфере художественного кружевоплетения, которые не дадут угаснуть искусству рязанского кружевоплетения, раскрывая всю многогранность его красок и орнаментов.

Список литературы:

1. Давыдова С.А. Кустарная промышленность Рязанской губернии. - Спб: 1881.

2. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. - М: Изобразительное искусство, 1993.

3. Кружево в Михайловской губернии Рязанской области/Веденин Ю.И. // Сложный нити узор: лирико-публицистический очерк. - Рязань: Узорочье, 2003.

4. Максимович В.Ф. Русское кружевоплетение // Традиционное прикладное искусство России: Научно-методическое пособие для преп. и студ. средн. и проф. уч. заведений прик. искусства. - Спб.:2007.

5. Обучение композиции на кафедре художественного кружевоплетения/Лапшина Е.А. // Традиционное прикладное искусство и образование. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, ноябрь 2007. - Спб.,2008. -С.157-162.

6. Традиционное прикладное искусство России и образование/Максимович В.Ф. // Традиционное прикладное искусство и образование. Материалы Х научно-практической конференции, декабрь 2004. - Спб.,2005. -С.5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.