Научная статья на тему 'Место и роль обучения технологии в подготовке будущих художников кружевоплетеия'

Место и роль обучения технологии в подготовке будущих художников кружевоплетеия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARTIST / BACHELOR / TECHNOLOGY OF ARTISTIC LACE MAKING / CONTENTS OF ACADEMIC DISCIPLINE / TYPES OF LACE MAKING / TECHNIQUES OF WEAVING LACE / ХУДОЖНИК / БАКАЛАВР / ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ВИДЫ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ / ТЕХНИКИ ПЛЕТЕНИЯ КРУЖЕВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Ю.Е.

В данной статье раскрывается содержание учебной дисциплины «Технология художественного кружевоплетения», отмечаются важные для обучения этой дисциплине способы обучения, приведены примеры учебных пособий по технологии выполнения вологодского, киришского кружева и кружева рязанского региона. Также, статья демонстрирует важность обучения технологии для формирования навыков и системных знаний у студентов, обучающихся по профилю художественное кружевоплетение, освещает место и роль ее в учебном процессе и в общих чертах описывает программу обучения, включающую как общие темы, так и материал, необходимый для изучения конкретного вида кружевоплетения. В статье представлено несколько фотографий кружевных изделий, студентами в рамках выпускных квалификационных работ, как яркая демонстрация использования технологии художественного кружевоплетения, освоенной на занятиях по учебной дисциплине «Технология художественного кружевоплетения» в системе подготовки будущих художников-бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF TEACHING TECHNOLOGY IN TEACHING FUTURE ARTISTS OF THE CIRCLE BRAIN

The article reveals contents the discipline “Technology of Artistic Lace Making”, points out the teaching methods that are important for teaching this discipline, and give examples of textbooks on a implementation of the Vologda, Kirishi lace and lace of the Ryazan region. The article demonstrates the importance of technology training for the formation of skills and system knowledge among students enrolled in the art of lace making, highlights its place and role in the educational process and describes in general terms the curriculum that includes both general topics and the material necessary for studying specific type of lace-making. The article presents several photos of lace products, students in the framework of final qualifying works, as a vivid demonstration of the use technology of artistic lace, mastered in the classroom on the discipline “Technology of Artistic Lace” in the training of future artists-bachelor.

Текст научной работы на тему «Место и роль обучения технологии в подготовке будущих художников кружевоплетеия»

УДК 746.21

Lapina Yu.E, senior lecturer, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: lye68@yandex.ru

THE PLACE AND ROLE OF TEACHING TECHNOLOGY IN TEACHING FUTURE ARTISTS OF THE CIRCLE BRAIN. The article reveals contents the discipline "Technology of Artistic Lace Making", points out the teaching methods that are important for teaching this discipline, and give examples of textbooks on a implementation of the Vologda, Kirishi lace and lace of the Ryazan region. The article demonstrates the importance of technology training for the formation of skills and system knowledge among students enrolled in the art of lace making, highlights its place and role in the educational process and describes in general terms the curriculum that includes both general topics and the material necessary for studying specific type of lace-making. The article presents several photos of lace products, students in the framework of final qualifying works, as a vivid demonstration of the use technology of artistic lace, mastered in the classroom on the discipline "Technology of Artistic Lace" in the training of future artists-bachelor.

Key words: artist, bachelor, technology of artistic lace making, contents of academic discipline, types of lace making, techniques of weaving lace.

Ю.Е. Лапина, доц. каф. художественного кружевоппетения, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

E-mail: lye68@yandex.ru

МЕСТО И РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ КРУЖЕВОПЛЕТЕИЯ

В данной статье раскрывается содержание учебной дисциплины «Технология художественного кружевоплетения», отмечаются важные для обучения этой дисциплине способы обучения, приведены примеры учебных пособий по технологии выполнения вологодского, киришского кружева и кружева рязанского региона. Также, статья демонстрирует важность обучения технологии для формирования навыков и системных знаний у студентов, обучающихся по профилю художественное кружевоплетение, освещает место и роль ее в учебном процессе и в общих чертах описывает программу обучения, включающую как общие темы, так и материал, необходимый для изучения конкретного вида кружевоплетения. В статье представлено несколько фотографий кружевных изделий, студентами в рамках выпускных квалификационных работ, как яркая демонстрация использования технологии художественного кружевоплетения, освоенной на занятиях по учебной дисциплине «Технология художественного кружевоплетения» в системе подготовки будущих художников-бакалавров.

Ключевые слова: художник, бакалавр, технология художественного кружевоплетения, содержание учебной дисциплины, виды кружевоплетения, техники плетения кружева.

Высшее образование в области художественного кружевоплетения осуществляется в России и за рубежом только в Высшей школе народных искусств (академии) и в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (ФГОС ВО) [4].

Одним из важных содержательных компонентов в подготовке художников-бакалавров по художественному кружевоплетению является обучение технологии выполнения кружевных изделий. Рассмотри опыт реализации этого компонента в Высшей школе народных искусств, где ведётся подготовка художников-бакалавров по нескольким видам кружевоплетения: вологодское, кириш-ское и кружева нескольких видов рязанского региона (михайловское, ижеслав-ское, ряжское, скопинское, рязанское).

Базовой учебной дисциплиной для освоения технологии художественного кружевоплетения является дисциплина «Технология художественного кружевоплетения», на занятиях по которой студенты учатся выполнять кружевные изделия такими техниками плетения, как численная, парная, многопарная, сцепная и парносцепная.

Содержание дисциплины «Технология художественного кружевоплетения» состоит из нескольких тем, освоение которых осуществляется теоретическими и практическими методами оценки.

Основной задачей учебной дисциплины «Технология художественного кру-жевоплетения» является получение студентами знаний и умений по технологии выполнения кружева различных видов художественного кружевоплетения и по художественно-стилистическим и колористическим особенностям каждого из видов кружева.

Рабочая учебная программа дисциплины «Технология художественного кружевоплетения» имеет общие темы для всех видов кружевоплетения, и темы, раскрывающие специфику выполнения вологодского, киришского и Рязанского региона (михайловское, ижеславское, ряжское, скопинское, рязанское). Данные виды кружевоплетения были определены для обучения по следующим причинам: вологодское кружевоплетение из-за его широкой известности, наличия предприятия, производящего изделия этого вида, и учебного учреждения СПО, выпускающего художников по этому виду непосредственно в г Вологда; кириш-ское кружевоплетение ввиду его близости бытования от Санкт-Петербурга и наличия до недавнего времени начального профессионального образования по этому виду непосредственно в г Кириши, Ленинградской области; кружевоплете-ние Рязанского региона из-за наличия сразу пяти центров бытования различных видов кружевоплетения в одном регионе.

К общим темам учебной программы относятся те, на которых изучаются: правила техники безопасности и правила поведения в учебной мастерской; профессиональная терминология; оборудование материалы и инструменты, необходимые для плетения кружева и их применение; подготовка рабочего места кружевницы, основные техники плетения; технологический процесс выполнения основных приёмов и видов переплетений, технология плетения отдельных кружевных элементов и штучных кружевных изделий, виды решёток и заполнений, виды сканей и сшивок, уход за кружевными изделиями, ассортимент кружевных

изделий, исторические сведения о центрах кружевоплетения России [3, с. 100— 108; 6, с. 111-113].

К темам, раскрывающим технологическую специфику конкретного вида художественного кружевоплетения, относятся: выполнение основных и дополнительных элементов кружевоплетения, технология выполнения сцепок, зашивок, заполнений, фоновых решёток, технология выполнения кружева численной, парной и сцепной техник плетения.

Обучение технологии художественного кружевоплетения организовано с помощью следующих дидактических средств: материальных, технических. К материальным средствам относится учебная литература, инструменты, материалы и оборудование, необходимые для изучения технологии художественного кружевоплетения на практике. К значимым наглядным средствам обучения относятся фотографии кружева, алгоритмы технологической последовательности, иллюстрации кружевных изделий.

Технические средства представлены: принтером, сканером, ксероксом, компьютером, необходимыми преподавателю для подготовки раздаточного дидактического материала и нужными студенту для организации технологической учебно-профессиональной деятельности.

Ведущими методами обучения технологии художественного кружевоплете-ния являются: наглядные и практические. С помощью многочисленных упражнений осуществляется освоение студентами практического содержание обучения, познается управление ценностно-ориентированной и практической деятельностью.

Подробно содержание тем учебной дисциплины «Технология художественного кружевоплетения» раскрыто в учебных пособиях, подготовленных преподавателями кафедры художественного кружевоплетения, обучающих будущих художников по вологодскому кружеву - Е.А. Лапшиной [2], киришскому кружеву - Ю.Е. Лапиной [1] и нескольким видам кружевоплетения Рязанского региона - Д.Ю. Христолюбовой [5].

Учебник Е.А. Лапшиной «Технология художественного кружевоплетения» 2012 г. состоит из семи глав, текст которых сопровождается фотографиями оборудования, инструментов, материалов и кружева, выполненного разными техниками плетения. В первой главе описано изготовление валика, подготовка материалов и инструментов, необходимых для кружевоплетения (коклюшки, нити, булавки, ножницы, крючок), основные приёмы плетения («перевить», «сплести») и технология выполнения основных элементов кружевоплетения. Во второй главе дана характеристика мерному кружеву парной и многопарной техник плетения, технологии их выполнения и внешнему виду по названиям (прошва, рай, аграмант) и орнаментам (геометрический, растительный). В третьей главе дана характеристика кружева сцепной техники плетения, технология его выполнения, части кружева (орнамент, фоновая решётка, виды переплетений, скань, зашивка). В четвёртой главе представлено описание технологии выполнения учебных кружевных изделий сцепной техники плетения, которые выполняются на практических занятиях. В пятой главе описаны технологические особенности выполнения вилюшки, фоновых решёток, салфетки и воротника парносцепной техникой плетения. В шестой главе рассматривается технология плетения дополнительных элементов кружевоплетения («денежка», «цепка», «полуцепка», «кировский

край» и т. д.) и приведены примеры кружевных изделий с их включением. В седьмой главе речь идёт о художественно-технологических особенностях вологодского, кировского, елецкого, Михайловского, киришского, балахнинского и белёвского кружевоплетения.

В учебнике Ю.Е. Лапиной «Технология художественного кружевоплетения (киришское кружево)» 2012 г дается представление о становлении киришского кружевоплетения в местности «Захожи» Санкт-Петербургской губернии в конце XIX в. Текст сопровождается фотографиями киришских кружевных изделий, приведены фамилии известных кружевниц и художников, рассмотрены характерные особенности киришского кружева: терминология, построение широкой разреженной полотнянки; разработка плетешковых зубчиков по краю кружева и в соединении полотнянок, при плетении вилюшки; построение ромбической фоновой решётки с включением в неё насновок; плетение кружева в несколько слоёв, выполнение кружевных изделий белыми хлопчатобумажными нитями, построение орнаментальной композиции.

В учебнике подробно раскрывается последовательное выполнение основных приёмов, основных (плетешок, насновка, полотнянка) и дополнительных («плетёнки», «косоножки», «восьмёрки» и др.) элементов кружевоплетения. Дается информация об особенностях плетения кружевных изделий сцепной техникой плетения и технологических приёмах выполнения закидок, сцепок, зашивок, заполнений и фоновых решёток.

Учебное пособие Д.Ю. Христолюбовой «Технология художественного кружевоплетения Рязанской области» 2016 г имеет четыре главы, которые сопровождаются фотографиями, иллюстрирующими темы. В содержании учебного пособия даются сведения об истории художественного кружевоплетения всех видов кружева Рязанской области: михайловского, ижеславского, ряжского (жу-равинское), скопинского, рязанского кружева. Каждый из выше перечисленных видов кружевоплетения рассмотрен с позиций техник и технологий плетения: михайловское кружево выполняется численной техникой плетения без предварительного рисунка, плетутся «бубенцы», «балалайки», «колёса» и др. элементы;

ижеславское кружево выполняется многопарной сканной техникой плетения, при которой орнамент выкладывается цветной сканью по белому или серому фону, выполненному простой решёткой парной техники плетения; ряжские (журавин-ские) и скопинские мерные кружева изготавливаются в многопарной технике с прозрачными геометрическими узорами; рязанское кружево выполняется из льняных и шёлковых нитей разных цветов сцепной техникой плетения. В учебном пособии приведены работы народного художника России Д.А. Смирновой, которая разработала технологию выполнения поворотов под разными углами и по дуге мерного кружева в численной техники плетения, ввела новый колорит не только за счёт цветных нитей, но за счёт включения жемчуга, страз и янтаря. Подробно описана технология выполнения мерного кружева численной техники плетения, дана характеристика и описание плетения нескольких видов кружева («колечки», «паук с обводкой», «кирпичики», «бантики», «павлинка» и др.), решёток парной техники плетения и выполнение штучных изделий в этой техники.

Каждое занятие по учебной дисциплине «Технология художественного кру-жевоплетения» ведется с использованием учебников. Учебники применяются при подготовке преподавателем мини лекции, которая включена в структуру практического учебного занятия (практические занятия - это преобладающая форма занятий при освоении технологии), а также студентами для изучения кружевных элементов, способов и приёмов плетения.

Проверка технологических знаний и умений студентов осуществляется в несколько этапов: для оценки знаний - устный опрос в конце занятия, письменный опрос в конце изученной темы и зачёт; для оценки умений - самоконтроль технологических приемов и операций, критериальное оценивание преподавателем законченного технологического этапа выполнения изделия, экспертная оценка кружевного изделия на просмотрах каждый семестр.

В результате освоения содержания технологии художественного кружево-плетения студентами выполнены выпускные квалификационные кружевные изделия по трём видам кружевоплетения: киришскому (рис. 1), Рязанского региона (рис. 2), вологодскому (рис. 3).

Рис.1. Платье «Русская краса» выполнено сцепной Рис.2. Платье «Гранатовый браслет», выполнено Рис.3. Пончо «Алые гвоздики в бархате ночи»,

техникой пл1этения (киришское кружево), парносцепной техникой плетения выполнено сцепной техникой плетения

автор Ахмадеева Ю., 2016 г (кружево Рязанского региона), (вологодское кружево), а

тйсо° шодороно 0к прые к псор Самшита Д.,2017 г.

Библиографическийсписок

1. Лапина Ю.Е. Технология художественного кружевоплетения (киришское кружево): учебник для высших учебных заведений по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «художественное кружевоплетение». Санкт-Петербург: ООО Инжиниринг принт, 2012.

2. Лапшина Е.А. Технология художественного кружевоплетения: учебник для высших учебных заведений по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «художественное кружевоплетение». Санкт-Петербург: ВШНИ, 2012. - 126 с.

3. Лапшина Е.А. Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 54.03.02. Декоративно-прикладноеискусствоинародныепромыслыот12января2016г. N10.Москва,2016.

5. Христолюбова Д.Ю. Технология художественного кружевоплетения Рязанской области: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Декора-тивно-прикладноеискусствоинародныепромыслы»(вид-художественноекружевоплетение). Санкт-Петербург:ВШНИ,2016.

6. Христолюбова Д.Ю. Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения рязанского региона. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2017.

References

1. Lapina Yu.E. Tehnologiya hudozhestvennogo kruzhevopleteniya (kirishskoe kruzhevo): uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «hudozhestvennoe kruzhevopletenie». Sankt-Peterburg: OOO Inzhiniring print, 20l2.

2. Lapshina E.A. Tehnologiya hudozhestvennogo kruzhevopleteniya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «hudozhestvennoe kruzhevopletenie». Sankt-Peterburg: VShNI, 2012. - 126 s.

3. Lapshina E.A. Soderzhanie i metody professional'nogo obrazovaniya v hudozhestvennom kruzhevopletenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya bakalavriat. Napravlenie podgotovki 54.03.02. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly ot 12 yanvarya 2016 g. N 10. Moskva, 2016.

5. Hristolyubova D.Yu. Tehnologiya hudozhestvennogo kruzhevopleteniya Ryazanskoj oblasti: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po special'nosti «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» (vid - hudozhestvennoe kruzhevopletenie). Sankt-Peterburg: VShNI, 2016.

6. Hristolyubova D.Yu. Osobennosti soderzhaniya srednego professional'nogo obrazovaniya v oblasti hudozhestvennogo kruzhevopleteniya ryazanskogo regiona. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2017.

Статья поступила в редакцию 05.04.19

УДК 371

Magomedova U.A., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

THE DIDACTIC POSSIBILITIES OF THE METHOD OF PROJECTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGE PUPILS OF INITIAL CLASSES.

The article deals with didactic possibilities of the project method in the process of teaching a foreign language to primary school students. The work shows the main types of projects, the stages of their implementation and a specific example of the creative project in the English lesson in primary school. The article shows that in the educational project students have to work independently, and the degree of this independence depends not on their age, but on the formation of skills and project activities. An important condition for effective work on the project is to maintain a friendly environment conducive to communication and allowing students to feel a sense of success. The author concludes that the method of creative projects along with other active teaching methods can be effectively used in primary school. At the same time, the educational process according to the project method differs significantly from the traditional training.

Key word: project method, students of primary classes, English lessons.

У.А. Магомедова, канд. филол. наук, проф. каф. иностранных языков и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический

университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье рассмотрены дидактические возможности метода проектов в процессе обучения иностранному языку учащихся начальных классов. Показаны основные виды проектов, этапы их реализации и приведён конкретный пример выполнения творческого проекта на уроке английского языка в начальной школе. В статье показано, что в учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей учащимся ощущать чувство успеха. Автор делает вывод о том, что метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Ключевые слова: метод проектов, учащиеся начальных классов, уроки английского языка.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Общеобразовательной школе XXI века требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы общеучебные умения и навыки, способствующие самостоятельности в выполнении различных видов деятельности: рефлексивные, исследовательские, самооценочные;

- формировали бы компетенции, непосредственно сопряженные с опытом их применения в конкретной практической деятельности;

- реализовывали бы принцип связи обучения с реальной жизнью с её конкретными задачами.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 - 1952).

В современной дидактике метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [1; 2].

И.С. Сергеев [3] отмечает, что работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компо-

нентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту -совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По комплексности можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.