бакалавров по направлению «Программная инженерия» в свою очередь зависит от того, какие темы студенты должны знать для успешного освоения всего цикла информационных дисциплин.
Анализ учебного плана и программ, показывает что дисциплина «Информационные технологии» является базовой для изучения последующих дисциплин информационного цикла. В основном преподаватели работают по общей программе для всех студентов, это приводит к снижению мотивации учения у студентов. У студентов с хорошим уровнем знаний происходит снижение мотивации из-за того, что они уже знают изучаемый материал, у других мотивация снижается по причине непони-
Библиографический список
мания изучаемого материала, вследствие отсутствия базовых знаний в области информатики. В рамках часов, отведенных на аудиторные занятия, восполнить пробел школьных знаний и одновременно рассмотреть необходимый новый материал весьма сложно.
На наш взгляд важно исследовать условия для обучения студентов на основе дифференцированного подхода, разработать рекомендации для определения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом исходного уровня компетентности студентов в области информатики и ИКТ, требований к профессиональным компетенциям бакалавров направления «Программная инженерия».
1. Сманцер А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. Минск: БГУ, 2011. Available at: http://elib.bsu.by/bit-stream/123456789/27750/1/Smantser.pdf
2. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1981.
3. Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара, 1993.
4. Приказ Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2015 г № 19 «Об утверждении Перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего профессионального образования».
5. Аналитический отчет сдачи единого государственного экзамена по Информатике и ИКТ в 2015 году. Available at: http://ceko-pmr. org/Home/AnalizEGE?current=2015
References
1. Smancer A.P. Teoriya ipraktika realizaciipreemstvennosti vobucheniiShkolnikovistudentov. Minsk: BGU, 2011. Available at: http://elib.bsu. by/bit-stream/123456789/27750/1/Smantser.pdf
2. Godnik S.M. Process preemstvennosti vysshej i srednej shkoly. Voronezh: Izdatel'stvo Voronezhskogo universiteta, 1981.
3. Kustov Yu.A. Edinstvo ipreemstvennost'pedagogicheskih dejstvij v vysshej shkole. Samara, 1993.
4. Prikaz Ministerstva Prosvescheniya PridnestrovskojMoldavskojRespubliki ot 19 yanvarya 2015 g № 19 «Ob utverzhdeniiPerechnya vstupi-tel'nyh ispytanij pri prieme na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego professional'nogo obrazovaniya».
5. Analiticheskij otchet sdachi edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena po Informatike i IKT v 2015 godu. Available at: http://ceko-pmr.org/Home/ AnalizEGE?current=2015
Статья поступила в редакцию 24.04.17
УДК 377.6
Hristolyubova D.Yu., postgraduate, Higher School of Folk Arts (Institute) (Saint-Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
DIDACTIC CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL CYCLE OF EDUCATION IN RYAZAN ART LACEMAK-ING. The author explores teaching conditions for the use of vocational educational content system in the field of folk arts and crafts of the Ryazan area from a regional perspective as an example of artistic lacemaking. The work studies a principle of a professional orientation in order to identify the need for modeling professional activity in accordance with the requirements in the production of a specialist in the field of art of lacemaking. The article shows the process of modeling the professional activity of a specialist in the subjects of professional cycle. The material allows concluding that the contents of the program should be related to the requirements for the person with skills in the art of lacemaling.
Key words: principles, modeling professional activity, artistic lace-making, production activities.
Д.Ю. Христолюбова, аспирант ФГБОУ ВО Высшая школа народных искусств (институт), г Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЯЗАНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
В статье рассматриваются дидактические условия реализации системы содержания профессионального образования в области народных художественных промыслов Рязaанской области с учётом региональных особенностей на примере художественного кружевоплетения. Автором раскрывается принцип профессиональной направленности с целью выявления необходимости моделирования профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми на производстве к специалисту в области художественного кружевоплетения. В статье показан процесс моделирования профессиональной деятельности специалиста на предметах профессионального цикла. Представленный материал позволяет сделать вывод, что содержание программы должно находиться во взаимосвязи с требованиями, предъявляемыми к специалисту в области художественного кружевоплетения.
Ключевые слова: принципы, моделирование профессиональной деятельности, художественное кружевоплетение, производственная деятельность.
«Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике» [1, с. 115].
Важное условие успешного обучения - активная познавательная деятельность студента, которую мы рассматриваем
как качество учебной деятельности, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, полученными в результате освоения профессиональных дисциплин, формировании получать эстетическое наслаждение от достигнутых результатов - проекты кружевных изделий, воплощенные в материале; последующее участие изделий в региональных, россий-
ских и зарубежных конкурсах и выставках. Поэтому необходимо, чтобы обучающийся был активен в своей учебно-творческой деятельности.
При этом важная специфическая особенность обучения - овладение студентом практическими навыками, знаниями и умениями в области художественного кружевоплетения, в ходе которых формируются основы профессионального мастерства.
Дидактические принципы отбора содержания являются важнейшими теоретическими положениями педагогики, так как именно они определяют возможности содержания образования и строят прочное здание освоения учебной информации. Принципы профессионального образования в области отбора содержания образования и процесса обучения студентов в сфере традиционного прикладного искусства имеют свою специфику и особенности проявления.
В результате исследования было определено, что одним из важнейших принципов обучения студентов среднего профессионального образования в области художественного кружевопле-тения Рязанского региона является принцип профессиональной направленности. Он может реализовываться с помощью моделирования профессиональной деятельности в образовательном процессе и с учётом развития качества профессиональной мобильности.
При освоении учебных дисциплин общего и профессионального цикла формируется направленность на профессиональную подготовку и включение студентов в производственную деятельность. Для этого теоретические знания являются опережающими и проверяются на практических занятиях.
На дисциплине «Технология художественного кружевоплетения» студентами изучаются все этапы создания кружевных изделий - от простейших элементов до тонкостей выполнения зашивок и сшивок фрагментов кружева. Без четкого знания технологии обучающийся не сможет грамотно работать над созданием и воплощением кружевных изделий в материале.
На дисциплине «Материаловедение» студенты изучают волокна различного происхождения, их структуру и свойства, а также процесс производства нитей, знакомятся с технологией производства машинного кружева. Выполнение кружевных изделий и их проектирование невозможно без знаний свойств используемых материалов, ввиду того, что для рязанского кружева характерно комбинирование в одном изделии кружева и ткани, украшенной вышивкой. Изучение данной дисциплины учит студентов грамотно работать с материалами при проектировании высокохудожественных кружевных изделий.
Дисциплина «История художественного кружевоплетения» изучается с первого курса, благодаря чему студент знакомится с традиционной спецификой кружевных центров с начала обучения, учитывает разницу в технологических и колористических особенностях кружева разных регионов России, а главное -специфике кружева Рязанской области, которая отражается через михайловское, ижеславское, скопинское и журавинское кружево. Благодаря этому студент может грамотно проектировать собственные кружевные изделия в традициях рязанского круже-воплетения.
Выпускник отделения художественного кружевоплетения должен быть мобилен и постоянно пополнять багаж знаний и совершенствовать свои навыки в художественном кружевоплете-нии в связи с модными тенденциями, так как основное применение кружева - это современный костюм. Важным инструментом данного процесса является обучение на протяжении всей жизни для «личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией и соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры» [2, с. 6].
Логика обучения устанавливается посредством изучения материалов, определения направления, в котором происходит формирование у обучающегося навыков и умений. Система обучения в данном случае - художественно-технологическая, где в процессе освоения дисциплин изделия выполняются методом «от простого к сложному»: на первом этапе производственного обучения студент изучает основы кружевоплетения, исполняя образцы, где используются основные элементы, на основе комбинаций которых строятся все последующие технологические приемы кружевоплетения. Учебные задания усложняются с каждым разом - от образцов студент переходит к выполнению первого законченного кружевного изделия, где закрепляются навыки, полученные на первом этапе. Последующие задания нацелены на совершенствовании скоростных и качественных навыков сту-
дента, благодаря чему обучающийся видит результаты своего труда, что вырабатывает у него интерес к выполняемой работе.
Метод «от простого к сложному» используется так же при изучении техник кружевоплетения региона: на первом этапе студентами изучаются основные элементы кружевоплетения через выполнение образцов михайловского кружева: плетешок, полотнянка, насновка, сетка. Техника численного михайловского кружева выбрана для освоения азов кружева в связи с тем, что для плетения используются толстые цветные нити, что упрощает процесс создания кружева за счет более удобного ориентирования студентом в переплетениях и возможности увидеть свои ошибки. После освоения решеток парной техники плетения, которые используются во всех видах кружева, студент осваивает технику ижеславского кружева, так как весь процесс плетения осуществляется путем прокладывания нити - скани по решетке, за счет чего организуется узор кружева. Далее идет освоение техник скопинского и журавинского кружева, где используется ограниченная цветовая гамма и более тонкие нити и является более сложным этапом в освоении кружевоплетения. На последнем этапе студентами осуществляется изучение сцепной техники плетения, где соединение частей кружева осуществляется с помощью крючка и требует более отточенных навыков плетения, усвоенных на ранних этапах обучения.
Трудовой процесс обучающегося на отделении рязанского кружевоплетения складывается из изучения заданий, ознакомления с техникой безопасности при работе в мастерской, подготовкой рабочего места кружевницы, выполнение технологических операций с использованием различных приемов для контроля качества и скорости выполнения работы в материале. Студенты осваивают типичные операции в результате многократной демонстрации преподавателем приемов кружевоплетения. У обучающихся формируются первичные навыки кружевоплетения, основанные на простейших операциях «перевить-сплести». Основные части трудового процесса выделены как самостоятельная часть учебно-профессионального процесса. Студенты познают новые приемы и операции в кружевоплетении, используя только одно оборудование - валик и коклюшки.
После изучения основных технологических особенностей в кружевоплетении, студент переходит к процессу совершенствования навыков и умений. Для этого обучающийся выполняет кружевное авторское изделие, совмещающее, как только что изученные приемы, так и освоенные на более ранних стадиях. Таким образом, студенты комбинируют эти знания, освежая их в памяти.
Таким образом, во время освоения дисциплины «Исполнительское мастерство», преподаватель формирует у студента навыки и умения, учит развитию скоростных навыков путем установки временных норм для исполнения того или иного элемента. У обучающегося развивается самостоятельность в выполнении изделий, а так же чувство ответственности за порученное дело -так, в процессе исполнения изделия, при совершении ошибки элемент расплетается и выполняется до момента достижения хорошего результата. Преподавателем ставится задача освоения студентом всех технологических приемов на высоком уровне, качество плетения кружева должно соответствовать поставленным требованиям, благодаря чему студент сможет работать в коллективе над выполнением крупных кружевных работ - скатертей, панно, крупных кружевных деталей предметов одежды. Необходимо, чтобы плетение каждого студента было выполнено качественно, чтобы в готовом изделии не было отличий в утяжке нитей, форме элементов.
Контрольно-заключительным этапом профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона является не только закрепление полученных знаний и умений, но и их совершенствование, развитие самостоятельности при выполнении выпускной квалификационной работы по авторскому сколку, при выборе вида кружева, в котором будет исполняться изделие в материале. Студентом осуществляется выполнение образцов к дипломному изделию с учетом традиционной техники и колорита рязанского кружева по виду: михайловское, ижеславское, скопинское, журавинское. Студент к моменту выполнения выпускной квалификационной работы должен уметь грамотно создавать технический рисунок и сколок будущего кружевного изделия с учетом важных технологических приемов, которые помогут исполнителю кружевного изделия в работе (расположение скани, закидок, места заплёта, переходы в решётке и заполнениях и т. д.). От качественно разработанного сколка зависит скорость и качество выполняемого изделия.
Студент должен уметь четко планировать и рассчитывать время на исполнения того или иного фрагмента кружева; должен осуществлять контроль и самоконтроль за качеством исполняемого изделия, повышать производительность труда, бережно относиться к оборудованию, хранить инструменты и приспособления в специальной коробочке, кружево закрывать покрывашками во избежание загрязнения в период, когда кружевница не выполняет работу, а так же грамотно расходовать материалы в процессе плетения.
Большое значение при формировании профессиональных качеств у будущего специалиста в области художественного кру-жевоплетения имеет общение с представителями старшего поколения - художниками и мастерами в этой области, благодаря проведению творческих встреч, а также посещению студентами предприятий по производству кружевных изделий, где они могут наблюдать процесс создания изделия от проработки эскиза до выполнения его в материале.
Выпускники отделения художественного кружевоплетения Рязанского филиала ВШНИ должны быть способны перенести знания, полученные в результате освоения дисциплин в практическую деятельность и использовать в ней теоретические знания. Моделирование профессиональной деятельности будущего специалиста должно основываться на соответствии требований, предъявляемых к подготовке специалиста в учебном заведении и фактическим объемом профессиональных знаний и умений, получаемым выпускником учебного заведения [3]. Поэтому возникает необходимость в прогнозировании требований к специалисту в области рязанского художественного кружевоплетения. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед» (Л.С. Выготский). Поэтому важно учитывать не только то, что знает обучающийся сейчас, то и то, что сумеет узнать в будущем. Так, современные кружевные изделия создаются с учётом современных модных тенденций, но с сохранением традиционного подхода, что является очень важным при создании изделия традиционного прикладного искусства рязанского кружевопле-тения. Содержание профессионального образования быстро совершенствуется и должно адаптироваться при возникновении инноваций в технике, технологии и организации труда. Это может выражаться в использовании новых материалов, а так же технологий, в том числе и компьютерных, например, при создании
Библиографический список
сколка мерного кружева, где его рапорт отстраивается в графической программе и дублируется необходимое количество раз. Это значительно упрощает задачу при разработке крупных кружевных изделий - скатертей, крупных салфеток, занавесов и т. д.
При организации производственной практики осуществляется создание условий, приближенных к производственным. Эффективными могут являться интерактивные методы обучения: имитационные игры, производственные ситуации, творческие встречи с участием действующих мастеров кружевоплетения.
На период производственной практики студенты получают индивидуальные задания, которые предполагают изучение технологических особенностей традиционного вида кружевоплете-ния региона, с учетом способностей студента.
Для повышения результативности студентами в ходе практики осуществляется ежедневные отметки в дневнике о результатах выполнения изделия. По окончании практики студентом предоставляется отзыв руководителя практики о результатах её прохождения.
Руководителем учитываются качественные и скоростные навыки студента, его организованность, а так же самостоятельность, продуктивность и работоспособность, на основе чего происходит оценивание качественной успеваемости студента. Так же отмечаются личностные качества, которые выражаются в дисциплинированности, аккуратности, коммуникабельности и эмоциональной устойчивости.
Профиль деятельности будущего специалиста в области художественного кружевоплетения формируется в соответствии с должностными обязанностями на предприятии, следовательно, и задачами, которые впоследствии будет он решать. Такими задачами могут быть: конструирование выкройки изделия в соответствии со спецификой расположения кружева, создание коллекции одежды из кружева или с его использованием, разработка композиции, орнамента, колорита будущего изделия, создание сколка; выполнение изделия в материале.
Практическая направленность получаемых обучающимися знаний позволяет будущим специалистам в области рязанского художественного кружевоплетения осваивать наследие предшествующих поколений мастеров в этой области, сохранять художественно-технологические традиции, при этом создавать новые произведения искусства, востребованные в современном мире.
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Москва: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. Москва: Педагогика, 1982.
3. Дронов Д.С. Общие требования к профессиональной подготовке художника-мастера для ювелирной промышленности. Педагогика искусства. Сетевой электронный научный журнал. 2009; 1. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/dron-ov_dmitriy_sergeevich.pdf
4. Большова С.И. Формы и методы передачи мастерства в Михайловском производств. Объединении «Труженица». Москва: НИИХП, 1990.
5. Лапшина Е.А. Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.
6. Лапшина Е.А., Москвина И.Н. Технология художественного кружевоплетения: Учебник для высших учебных заведений по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественное кружевоплетение». Санкт-Петербург, 2012.
7. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Москва, 2003.
References
1. Batyshev S.Ya. Professional'naya pedagogika. Uchebnik dlya studentov, obuchayuschihsya po pedagogicheskim special'nostyam i naprav-leniyam. Moskva: Associaciya «Professional'noe obrazovanie», 1997.
2. Shamova T.I. Aktivizaciya ucheniya shkol'nikov. Moskva: Pedagogika, 1982.
3. Dronov D.S. Obschie trebovaniya k professional'noj podgotovke hudozhnika-mastera dlya yuvelirnoj promyshlennosti. Pedagogika iskusst-va. Cetevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2009; 1. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/dronov_dmitriy_ sergeevich.pdf
4. Bol'shova S.I. Formy i metody peredachi masterstva v Mihajlovskom proizvodstv. Ob'edinenii "Truzhenica". Moskva: NIIHP, 1990.
5. Lapshina E.A. Soderzhanie imetodyprofessional'nogo obrazovaniya vhudozhestvennom kruzhevopletenii. Dissertaciya ... kandidata ped-agogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
6. Lapshina E.A., Moskvina I.N. Tehnologiya hudozhestvennogo kruzhevopleteniya: Uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij po napravleni-yu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «Hudozhestvennoe kruzhevopletenie». Sankt-Peterburg, 2012.
7. Skakun V.A. Metodika proizvodstvennogo obucheniya. Moskva, 2003.
Статья поступила в редакцию 24.04.17
УДК 376
Abramenko N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem (Birobidzhan, Russia), E-mail: [email protected]
Fishbein M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem (Birobidzhan, Russia), E-mail: [email protected]
THE AUTHOR'S POSITION OF THE TEACHER, OR TO THE ISSUE OF HUMANITARIAN APPROACH TO THE SELECTION OF EDUCATIONAL CONTENTS. In the article the authors try to present their own view that teaching is not only a science but also an art of interaction and its basic subject of "teaching". Mastering this art becomes a foundation for forming the author's position of the teacher, without this foundation in the practical activity there will be authoritarianism with all its negative manifestations. The authors describe the problem of selecting contents of education, which does not remain without attention of the Federal Educational Standard that does not contain the required resource for the intellectual development of students. The article raises the issue of the replacement of the notion of "higher professional education" by the notion of "higher education". The question presented productivity canonical scheme for educational research.
Key words: Federal Educational Standard, information, public demand, educational contents, training, field position of a teacher, pedagogical process.
Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц. Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: [email protected]
М.Х. Фишбейн, канд. пед. наук, доц. Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: [email protected]
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА, ИЛИ К ВОПРОСУ О ГУМАНИТАРНОМ ПОДХОДЕ К ВЫБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье авторы пытаются представить собственный взгляд, что педагогика является не только наукой, но и искусством взаимодействия в её основном предмете «преподавание-учение». Овладение этим искусством становится фундаментом формирования авторской позиции педагога, без такого фундамента в практической деятельности возникает авторитаризм со всеми его негативными проявлениями. Описывается проблема отбора содержание образования, где не остаётся без внимания ФГОС, не содержащий необходимого ресурса для интеллектуального развития учащихся. В статье поднимается вопрос о замене понятия «высшее профессиональное образование» на понятие «высшее образование». Представлен вопрос продуктивности канонической схемы педагогических исследований.
Ключевые слова: ФГОС, информация, общественная потребность, содержание образования, профессиональная подготовка, авторская позиция педагога, педагогический процесс.
Вопрос из учебника хорош, но предлагаемый ответ неудачен, потому что он... ничему не учит.
Ричард Фейнман
Стала общим местом крылатая в свое время фраза: «Ученик - это не сосуд, который следует наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Несмотря на указанный посыл усилия педагогов, были традиционно направлены на заполнение зияющих пустот и латание расползающихся лохмотьев введением дополнительных занятий. В то время как «школа призвана решать две задачи: предоставлять информацию и развивать интеллект. Первая - это практическое обучение, направленное на то, чтобы молодой человек мог занять отведенное ему место в общественной системе, необходимая социализация. Второе - нечто большее, это потенциал развития» [1].
В недалёком прошлом усилия учащихся в освоении расширяющихся школьных предметов направлялись учителями авторитарно, они совершенно не задумывались о последствиях, даже если природа ребенка при этом сопротивлялась. Их не останавливало и обстоятельство, что мудрых преподавателей слушали невнимательно, все, что не говорили, делали кое-как. Не то, чтобы пресловутое «кое-как» поощрялось, нет, конечно, просто практика выработала спасительное для здоровья многих учащихся попустительство или другими словами формализм в оценивании их знаний. С этим формализмом велась борьба под флагом недопустимости либерального отношения к учебным обязанностям школьников. Никакой свободы для тех, кто ленится и прогуливает уроки - пусть занимаются дополнительно. При этом трудно предположить, что те, кто боролся с попустительством, не желали развивать детей, просто в их понимании внедрение в сознание детей ничем не оправданного потока информации, по принципу авось пригодится, есть благо. В то время как, следуя наставлениям Я.А. Коменского, который писал: «Куда не влекут способности, туда не толкай», необходимо пока эти способности не определены, относиться снисходительно к тем, кто всячески избегает лишних усилий, чтобы жить при условии минимальных затрат. Не увлекайтесь ранним односторонним профессионализмом, дайте созреть и окрепнуть «внутреннему человеку», предупреждал либеральный общественный деятель и педагог Н.И. Пирогов. Причём под «внутренним человеком» им понимался не столько нравственный человек, сколько человек с развитым духовным потенциалом, способный преодолеть слияние с общей массой, готовый к активной борьбе за нравственные и общественные идеалы.
На наполнение информацией ориентирует и сегодня внедряемый федеральный государственный образователь-
ный стандарт (ФГОС), но под лозунгом формирования не знаний, умений и навыков, а компетенций. Так, «для реализации ФГОСа каждая школа должна разработать свою ООП - «основную образовательную программу». А вот результатом внедрения через ООП должно стать развитие УУД - «универсальных учебных действий», которые сегодня учителю велено формировать и развивать у каждого ученика, на каждой ступени образования, хотя никто толком не может объяснить: 1) что это такое? 2) как их формировать? и, наконец, 3) как проверять, сформированы они или нет». В своих записках на полях школьных тетрадей известный педагог Евгений Бунимович пишет, что нашел для них определение, а именно: УУД - это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» Всё поняли, вопрошает он. Вот и формируйте [2].
И снова никто, за редким исключением, не стремится развивать способности учащихся, так как за результаты ЕГЭ отвечают не только чиновники от образования, от этих результатов зависит и рейтинг руководителей регионов. Другими словами, «в ходе проведенных реформ тема потенциала интеллектуального развития оказалась совершенно не в фокусе. Но есть ли вообще общественная потребность в том, чтобы в современной школе создавались условия для формирования «людей, которые размышляют»? И если да, то кому такие условия должны быть предоставлены? Всем без исключения или избранным? Как этих избранных отличить от остальных, кому высокий уровень образования не обязателен?» [1].
Нам представляется, что «разгрузочный» характер вводимых ФГОС при всеобщем увлечении игровыми технологиями все более удаляют школу от решения второй задачи, что вполне устраивает и чиновников от образования, которые ориентируют практику на отслеживаемые результаты: не хлопотно и ненакладно. В этом плане остается актуальным замечание К.Д. Ушин-ского с горечью писавшего: «Канцелярия и экономика наверху, администрация в середине, учение под ногами, воспитание за дверями здания».
Стоит вспомнить, что целевые установки советской школе задавало государство. «Оно требовало, чтобы обучение готовило очередное поколение к участию в общественном разделении труда. Общее образование рассматривалось не как самостоятельная ценность, связанная с развитием личности, а как условие подготовки к взрослой жизни, в которой каждый должен был трудиться. Профессии требовались разные, и естественным образом получалось так, что не было смысла подгонять всех