Научная статья на тему 'Развитие навыков научно-исследовательской деятельности студентов для выполнения выпускных квалификационных работ через гуманитарные дисципины и внеаудиторную работу'

Развитие навыков научно-исследовательской деятельности студентов для выполнения выпускных квалификационных работ через гуманитарные дисципины и внеаудиторную работу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плавинская Лидия Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования навыков научно-исследовательской деятельности студентов как основному фактору становления профессиональной компетенции современного студента. Автор акцентирует внимание на компетентностном подходе и задачах профессионального образования умении находить и видеть проблемы исследования, решать поставленные задачи, самостоятельно добывать научные знания, необходимые для выполнения качественных выпускных квалификационных работ обучающихся среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плавинская Лидия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков научно-исследовательской деятельности студентов для выполнения выпускных квалификационных работ через гуманитарные дисципины и внеаудиторную работу»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ЧЕРЕЗ ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПИНЫ И ВНЕАУДИТОРНУЮ РАБОТУ Плавинская Л.С.

Плавинская Лидия Сергеевна - кандидат филологических наук, директор, Рязанский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Высшая школа народных искусств (академия), г. Рязань

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования навыков научно-исследовательской деятельности студентов как основному фактору становления профессиональной компетенции современного студента. Автор акцентирует внимание на компетентностном подходе и задачах профессионального образования -умении находить и видеть проблемы исследования, решать поставленные задачи, самостоятельно добывать научные знания, необходимые для выполнения качественных выпускных квалификационных работ обучающихся среднего профессионального образования.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование, компетентностный подход.

УДК 377.031

Научно-исследовательская деятельность студентов постоянно является объектом для обсуждения. Среди основных вопросов, затрагиваемых в рамках этой проблемы, выделяют и организационные особенности данного вида деятельности, и методические составляющие. Стоит отметить, что большая часть работ в последнее время посвящена анализу и характеристике научно-исследовательской деятельности студентов, получающих высшее образование. Но в рамках изучения образовательного процесса творческого вуза, хотелось остановиться на особенностях научно-исследовательской работы с обучающимися по программам среднего профессионального образования.

Уделение все большего внимания процессу обучения, результатом которого является не просто усвоение материала предусмотренных учебным планом программ, а самореализация и саморазвитие обучающихся - это та цель, которую преследует компетентностный подход в реализуемых ФГОСах современной системы образования. При этом очень важной характеристикой является способность самостоятельного поиска студентов, умение увидеть проблему, сформулировать ее и преобразовать в научное исследование. Эти навыки, несомненно, необходимы в процессе получения образования, но еще более - в последующей профессиональной деятельности. Поэтому современное образование нацелено на решение задачи приобщения выпускников образовательных учреждений к серьезным исследовательским проблемам, постановка которых уже на этапе получения освоения учебного плана позволяет видеть способность к саморазвитию, к научному осмыслению и поиску. При этом следует отметить, что все чаще поднимающиеся вопросы по поводу организации научно-исследовательской деятельности студентов, ее видов, факторов, влияющих на приобщение к этому процессу обучающихся, напрямую указывают на то, что переход к новым образовательным

66

стандартам показал недостаточность уделения внимания данному виду деятельности. Компетентностный подход помог установить прямую взаимосвязь между вовлеченностью и активностью студентов в научно -исследовательскую работу и их дальнейшей профессиональной судьбой. При этом ряд исследований показывают, что «большинство студентов не осознают важность научно -исследовательской деятельности» [4, с. 68], статистически только 30% студентов имеют представление о том, что это такое, в каких формах оно проявляется и чем может быть полезно в будущем.

Научно-исследовательская деятельность и ее организация в образовательных учреждениях творческой направленности на наш взгляд задача еще более сложная, поскольку профессиональное творчество на высоком уровне напрямую связано с исследовательской деятельностью, позволяющей сочетать элементы репродуктивной и продуктивной работы. Только благодаря пониманию значения исследовательского поиска возможна реализация творческих сил в традиционном прикладном искусстве, поскольку для сохранения и развития его необходимо глубокое знание основ и истоков народного искусства, умение отделять искусство от простого рукоделия, четкое понимание путей сохранения и развития региональных промыслов.

Изучение и анализ материалов ученых, уделявших свое внимание проблемам исследовательской деятельности и работы, показывает, что у любой научно -исследовательской деятельности есть характерные признаки, позволяющие считать ее таковой. Перечислим основные:

«- самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта (Б.И. Коротяев);

- деятельность, ориентированная на решение учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов);

- деятельность, связанная с открытием нового знания (Л.С. Выготский);

- деятельность, направленная на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Разумовский);

- деятельность, вызванная познавательными мотивами (А.М. Матюшкин)» [1, с. 50].

На основе приведенных определений научной деятельности можно сделать вывод о том, что практически любая деятельность обучающихся творческого вуза подходит под понимание научно-исследовательской деятельности, поскольку абсолютное большинство заданий профессионального цикла ведут к развитию творческого потенциала студентов, требуют проявления творческой активности, заставляют познавать объективные или субъективные новые факты. Все в совокупности требует изучения и как следствие использования теории научных исследований, повышая опыт как профессиональной деятельности, так и общий уровень мышления и восприятия мира.

Наблюдение за образовательным процессом Рязанского филиала ВШНИ в течение 3 лет показало, что существует целый ряд общих для всех обучающихся проблем, с которыми они сталкиваются как при освоении учебного плана и выполнении заданий, так и при внеаудиторной научно-исследовательской работе:

- непонимание цели работы;

- неумение спрогнозировать результат;

- неумение провести самостоятельный поиск для решения проблемы;

- неумение проанализировать проведенную работу и сформулировать выводы;

- недостаточное владение категориальным исследовательским аппаратом и т.д.

Для решения указанных проблем нами был разработан комплекс мер, связанных с

организацией научно-исследовательской деятельности студентов. Данный комплекс проводится поэтапно, позволяя обучающимся сформировать определенное представление о некоторых формах и способах предоставления результатов научно-исследовательской работы. Обозначим проводимые мероприятия поэтапно:

№ курса Мероприятие Ожидаемый результат

1 курс Цикл семинаров по оформлению письменных работ (2 семинара (4 часа): «Виды и структура письменных работ», «Ссылки, сноски, список использованной литературы», 1 лабораторная работа (2 часа) «Оформление реферата по правилам составления письменных работ») Выработка умений оформлять письменные работы, классифицировать их, правильно использовать научную литературу при цитировании, составлять список использованной литературы, самостоятельно находить ошибки в оформлении

Задания по дисциплине «Русский язык» Умение распознавать различные виды работ, находить некорректные части работ, развивать навыки грамотной и связанной речи

2 курс Обучающий семинар «Цели и задачи научно-исследовательской деятельности, формы предоставления результатов» Понимать цели и задачи научно-исследовательской деятельности, учиться выдвигать гипотезы, искать проблемные вопросы, развивать знания о формах предоставления результатов НИР

Практическая работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» Развитие связанной и грамотной речи, развитие навыков выступления с опорой и без опоры на текст, уметь соотносить части письменных работ, распознавать виды самостоятельных письменных работ

3 курс Круглый стол «Дипломная работа как один из результатов НИРС» Развитие связанной и грамотной речи, развитие навыков выступления с опорой и без опоры на текст, совершенствование знаний о видах предоставления результатов НИР, умение пользоваться категориальным аппаратом, отработка умений составлять письменные виды работ

Участие в научно-практических конференциях, научных сборниках Развитие связанной и грамотной речи, развитие навыков выступления с опорой и без опоры на текст, обучение умению выдвигать гипотезы, искать проблемные вопросы, развивать знания о формах предоставления результатов НИР

Проводимые нами занятия в Рязанском филиале были направлены на улучшение качества проводимой НИРС. Полный цикл подобных занятий на данный момент прошло 2 выпуска - 2016 и 2017 года. Однако результаты проводимой работы можно наблюдать на примере многих обучающихся Рязанского филиала по специальности 54.02.02 - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), в том числе и тех, кто выпускался ранее. Рассмотрим некоторые из них.

Дипломная работа Агаповой Д.А. (вид - художественное кружевоплетение). Тема: «Создание произведения искусства по мотивам полотенца конца XVIII - первой трети XIX века в парно-сцепной технике плетения». Проблемой для исследования являлось изучение фондов декоративно-прикладного искусства Рязанского историко-

архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль», в которых было обнаружен рушник, датированный сотрудниками музея концом XVIII - первой третью XIX века.

Изучение мотивов плетения стала одной из основных задач дипломницы, после чего появилась идея реновации изделия. Агапова Д.А. смогла изучить особенности создания рушников в указанный период, их основные виды и назначение (на фотографиях 1 и 2 представлены образцы из запасников и фондов РИАМЗ).

Рис. 1. Образец рушника из фондов музея Рис. 2. Рушник для реновации из фондов музея

Результатом проведенной работы стал выполненный выпускницей рушник, представляющий собой прекрасный выставочный образец реновации рушника конца XVIII - первой трети XIX века (Рис. 3).

Рис. 3. Дипломное изделие Агаповой Д.А., образец реновации рушника конца XVIII - первой трети XIX века

Дипломная работа Вечкуниной Н.В. (вид - художественное кружевоплетение). Тема: «Создание блузы «Зорькой земляника заалела» в традициях михайловского кружевоплетения». Проблемой для исследования, поставленной перед студенткой стала гипотеза о возможности создания самостоятельного изделия (одежды) из традиционного для Михайловского уезда мерного кружева, изначально предназначенного только для отделки элементов одежды (на фотографиях 4 и 5 представлены образцы из запасников и фондов РИАМЗ).

Рис. 4. Образец оформления края изделия Рис. 5. Образец мерного Михайловского

Михайловским кружевом кружева

Дипломница исследовала последние тенденции с показов модной одежды, уделяя особое внимание аспектам создания силуэтов с помощью отделки. Благодаря этим наблюдениям предположила, что соединенное в определенном порядке мерное кружево может служить не только частью одежды, создающей объем и поддерживающей необходимую форму, но и самостоятельно выступить в качестве блузы, выполненной в традиционном колорите и технике Михайловского кружевоплетения (Рис. 6).

Рис. 6. Дипломная работа Вечкуниной Н.В.

Дипломная работа Петровых А.А. (вид - художественная роспись ткани). Тема: «Использование растительных мотивов хохломской росписи в оформлении современных аксессуаров» является ярким представлением того, что научно -исследовательская часть, введенная в дипломное исследование, может придать значимость работе студента, не находившегося в рядах сильных обучающихся. Изначально определенное задание, имевшее своей целью копирование и небольшую трансформацию хохломских узоров (Рис. 7, Рис. 8).

Рис. 7. Образец композиции с хохломской росписью

Рис. 8. Образец выполнения элементов хохломской росписи

В процессе изучения исторических предпосылок появления данного вида росписи, неожиданно дало интересный результат. Было выяснено, что в Рязанской области в апогей расцвета времени народных промыслов, когда ручной творческий труд стал самоценен и его даже запрещали менять на механический, в 1974 году родилась Касимовская роспись (Рис. 9, Рис. 10).

Рис. 9. Образец композиции с Касимовской Рис. 10. Изделие с Касимовской

Оттолкнувшись от традиций хохломской росписи, в Солотче, Можарах, Касимове начали разрабатывать собственный колорит и элементы, сумевшие не только привлечь к себе внимание, но и закрепиться. Согласно этому материалу была выдвинута гипотеза о создании комплекта женских аксессуаров на основе хохломской росписи в традиционном варианте и варианте, соотносимым с касимовской росписью (Рис. 11, Рис. 12).

росписью

росписью

Рис. 11. Дипломное изделие Петровых А.А. с использованием мотивов Касимовской росписи

Рис. 12. Фрагмент дипломного изделия Петровых А.А. с использованием мотивов Хохломской росписи

Дипломная работа Бояркиной И.В. (вид - художественная вышивка). Тема: «Создание женской одежды (платье, жакет) «Блики солнца» в технике цветная перевить» соединила в себе сразу два направления исследований. С одной стороны студентка ставила перед собой задачу изучить традиционную для рязанского региона вышивку - цветную перевить, технику ее исполнения, орнаментальные особенности (Рис. 13, Рис. 14).

Рис. 13. Образцы художественной вышивки с традиционными рязанскими элементами

Рис. 14. Фрагмент композиции с художественной вышивкой из фондов музея

В то же время изучение мотивов, наиболее часто встречающихся в этой вышивке, направило дипломника в русло изучения легенд рязанского края, поскольку восьмилистный или восьмиконечный элемент оказался одним из самых частовстречаемых среди рассмотренных образцов. В результате поисков было выяснено, что этот элемент символизирует «камень-алатырь», священный «живой» Камень-Звезду, древний символ Рода. По одной из легенд он находится на месте старого городища Переяславля-Рязанского Рязанской области (Рис. 15, Рис. 16).

Рис. 15. Символическое изображение Камня Рис. 16. Использование символического

Алатырь изображения в декорировании традиционной

одежды

Результатом исследования стал комплект платье и жакет, выполненный с использованием традиционной рязанской вышивки на основе элемента орнамента, являющегося одним из ключевых для региона (Рис. 17).

Рис. 17. Дипломная работа Бояркиной И.В.

Дипломная работа Баскаковой А.А. (вид - художественное кружевоплетение). Тема: «Создание кружевной блузы в традициях рязанского кружевоплетения «Плыл над лугами малиновый звон»». Работа имеет образцовый характер, поскольку представляет собой результат работы нескольких лет над проблемой редкого и практически исчезнувшего вида кружевоплетения - ижеславской многопарной сканной техники кружевоплетения (Рис. 18, Рис. 19).

Рис. 18. Фрагмент изделия с ижеславской Рис. 19. Образец изделия в ижеславской

многопарной сканной техникой многопарной сканной технике

кружевоплетения кружевоплетения

Отметим, что изучение практически исчезнувшей техники являлось темой для исследований сразу по нескольким направлениям. Во-первых, данный вид кружева также как и михайловское, не используется в качестве самостоятельного изделия. Во-вторых, интересна сама техника исполнения данного кружева - растительные мотивы здесь сильно геометризированны в силу особенностей выполнения решетки. В-третьих, при плетении используются нити разной толщины, благодаря чему возникает возможность выделения контура рисунка, его деталей (Рис. 20).

Рис. 20. Образцы выполнения отдельных элементов в ижеславской многопарной сканной технике кружевоплетения

В течение нескольких лет под руководством Христолюбовой Д.Ю. в группах по кружевоплетению проводилась работа над созданием проектов в данной технике. Опыт и наработанный материал позволил создать органичное изделие, отвечающее сложным техническим задачам (Рис. 21, Рис. 22).

Рис. 21. Дипломная работа Баскаковой А.А. Вид спереди

Рис. 22. Дипломная работа Баскаковой А.А. Вид сбоку

Дипломная работа Тунаниной А.А. (вид - художественный металл). Тема: «Исследование представлений о русском народном и древнерусском искусстве, существовавших на рубеже XIX-XX веков в русской культуре и развитие этой традиции в современном ювелирном искусстве «Сквозь века дошедшее до нас»». Основной задачей данной дипломной работы было изучение традиций выполнения шейных украшений на основе старорязанских кладов (Рис. 23, Рис. 24, Рис. 25, Рис. 26).

Рис. 23. Образец исполнения подвески-

медальона из фондов музея

Рис. 24. Фрагмент оплечья из фондов музея

Рис. 25. Образец исполнения застежки для плаща из фондов музея

Рис. 26. Образец композиционного заполнения ожерелья из фондов музея

Разработка основных орнаментальных мотивов позволила дипломнице создать на основе традиционного исполнения не только современное мужское шейное украшение, но и целый мужской гарнитур, в который вошел также мужской браслет, выполненный на основе изученного материала (Рис. 27).

Рис. 27. Дипломная работа Тунаниной А.А.

Думается, что подобные примеры являются яркой иллюстрацией возможности организации научно-исследовательской деятельности студентов получающих не только высшее, но и среднее профессиональное образование.

В заключении хочется отметить, что само слово «студент» имеет латинское происхождение и в буквальном переводе означает человека, жаждущего знаний и усердно работающего. Научно-исследовательская деятельность студентов творческих вузов - это один из самых показательных видов работ, характеризующих реализацию компетентностного подхода современной образовательной системы, ориентированной на получение в результате освоения образовательной программы человека понимающего свои профессиональные задачи, умеющего перед собой ставить цель, решать научно-исследовательские проблемы; человека, который понимает необходимость непрерывного профессионального образования и совершенствования себя в профессии.

Список литературы

1. Авдакин Е.Е. Научно-исследовательская работа как фактор развития творческой активности и исследовательской компетенции студентов-заочников // Вестник КемГУ. № 2 (50), 2012. С. 49-55.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998. Кн. 1. 317 с.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 423 с.

4. Ильина Т.Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов // Проблемы учета и финансов. № 4 (16), 2014. С. 65-71.

5. Нужина С.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов при подготовке к профессиональной мобильности. Троицк, 2012. 188 с.

6. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый, 2011. № 10. Т. 2. С. 173-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.