Научная статья на тему 'Исторические факты и технология выполнения ленточного кружева'

Исторические факты и технология выполнения ленточного кружева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
257
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНТОЧНОЕ КРУЖЕВО / СТЕЖКИ ИГОЛЬНОГО КРУЖЕВА / ТЕХНОЛОГИЯ / ВЫСТАВКИ КРУЖЕВНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лапина Ю. Е.

В статье представлен анализ истории формирования и развития традиций изготовления ленточного кружева за рубежом и в российских швейных мастерских. Основное внимание уделено выявлению специфики технологии выполнения ленточного кружева, необходимым для этого материалам и инструментам. Рассматриваются исторические образцы из собрания музеев и частных коллекций, а также современные изделия, выполненные в данной технике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические факты и технология выполнения ленточного кружева»

Лапина Ю.Е., доцент кафедры художественного кружевоплетения, Высшая школа народных искусств (академия), [email protected]

Lapina Yu.E., associate professor of the Department of artistic lacemaking, the Higher school of folk arts (academy), [email protected]

Исторические факты и технология выполнения ленточного кружева Historical facts and technology of the execution of ribbon lace

Аннотация. В статье представлен анализ истории формирования и развития традиций изготовления ленточного кружева за рубежом и в российских швейных мастерских. Основное внимание уделено выявлению специфики технологии выполнения ленточного кружева, необходимым для этого материалам и инструментам. Рассматриваются исторические образцы из собрания музеев и частных коллекций, а также современные изделия, выполненные в данной технике.

Ключевые слова: ленточное кружево, стежки игольного кружева, технология, выставки кружевных изделий.

Abstract. The article presents the history of ribbon lace production abroad and in Russian sewing workshops. The main attention is paid to the technology of ribbon lace execution and the necessary materials and tools for it. Historical samples from the collection of museums and private collections, as well as modern products made in this technique are considered.

Keywords: ribbon lace, needle lace stitches, technology, exhibitions of lace

items.

С незапамятных времен женщины декорировали одежду разными способами. Платья, украшенные кружевом, всегда привлекали внимание окружающих. Присутствие кружева в нарядах XV - XIX веках считалось признаком высокого социального положения, не только женщин, но и мужчин. Одним из видов отделки костюма была вышивка и ее отдельное направление - «Point Lace» (игольное кружево) или «Riccitelli» (стежок в воздухе). С XVI в. стали плести тонкие и воздушные кружевные изделия на коклюшках. Эти две техники выполнения ажурного полотна были очень изысканны, но длительны в выполнении, и как следствие очень дороги. Такое кружево могли себе позволить только очень состоятельные люди.

Для удешевления кружевной продукции стали выполнять изделия, в которых применялась плетеная лента и разные стежки игольного кружева. Данный вид кружева можно назвать «ленточным». Комбинированная техника выполнения кружева появилась в XVI веке в Генуе, заменив дорогие плетеные кружева. Вскоре данным способом стали выполнять изделия в Бельгии, Германии, Испании, Франции, Ирландии, Америке. Например, в XVI веке европейские миссионеры обучили женщин Бразилии этому виду рукоделия, чем они могли зарабатывать на жизнь.

«В Италии (а также во Фландрии) в XVII столетии делали дешевые, так называемые народные кружева. Плели на коклюшках узкие полоски, из которых, в свою очередь, составляли по узору контур орнамента. Средние части вышивки заполнялись различными сеточками» [2, с. 62].

Ассортимент ленточного кружева идентичен ассортименту кружевных изделий, выполненных в других техниках. Мастерицы выполняли не только мерное кружево, оплёты носовых платков, чепцы, веера, купоны на купола зонтов, сумочки, салфетки, скатерти, воротники, манжеты, но и предметы одежды: платья, пальто, блузы, пиджаки, кофты-накидки, альбы2 (рис. 1, 2), юбки, пелерины. Перечисленные изделия выполнялись и выполняются целиком из ленты в сочетании с тканью.

Рис. 1. Альба Рис. 2. Фрагмент ленточного

кружева альбы

Ленточным кружевом декорировали одежду, сшитую из разных тканей: шерстяных, хлопчатобумажных, льняных - плотных и прозрачных.

Новый виток популярности ленточного кружева пришелся на XIX век. Это связано с изобретением около 1870 года коклюшечной машины «Barmen», которая вырабатывала кружево ограниченной ширины.

Центрами выполнения ленточного кружева были: Бельгия (города Нинове, Герардсберген, Дендермонде и Лидекерке), Германия (город Баттенберг), Англия (город Бранскомб). В каталогах и руководствах по выполнению ленточного кружева его называют Баттенбергское, Бранскомб, Миланское (по названию городов, в которых их производили), Ренессансное (стиль, в котором были выполнены). В зависимости от орнамента кружево еще называлось русским, венецианским или брюссельским.

2 Альба (лат. Alba - «белая») - длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских священников, препоясанное веревкой. Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Эта одежда происходит от древнеримской длинной рубашки, которая носилась под туникой.

В собраниях музеев и частных коллекциях сохранилось много изделий XIX века, выполненных комбинированной техникой, по большей части белого цвета. Можно сделать вывод о том, что в моде того времени преобладали белые кружевные изделия. Современные модельеры предлагают наряды и аксессуары разных цветов.

Материалы и инструменты, необходимые для выполнения ленточного кружева [1, с. 451-503]

• Ткань - льняная или хлопчатобумажная.

• Рисунок кружева (рис. 3) наносится на пергамент1 крафт3 кальку4, бумагу или ткань пастельных тонов.

1 м , 1 1 М I . 1 I I.......'

_

Рис. 3. Рисунок мерного кружева

Нити - льняные, хлопчатобумажные, шелковые. «Самое тонкое и белоснежное кружево получалось из нитей, выработанных изо льна, выращенного на территории современных провинций Бельгии (Фламандский Брабант, Валлонский Брабант, Антверпен и Северный Брабант), откуда его экспортировали во все европейские центры производства» [3].

• Иглы разных номеров.

• Наперсток.

• Ножницы - небольшие острозаточенные.

• Прозрачный канцелярский скотч или прозрачная клейкая (с одной стороны) плёнка.

1 Пергамент (нем. Pergament, от греч. ffipya^ov, Пергам) - материал для письма из недубленой кожи животных. Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение.

2 Крафт (нем. Kraf - сила) - высокопрочная оберточная бумага из слабо проваренной длинноволокнистой сульфатной целлюлозы. Производится из древесины в процессе сульфатной варки, также известной как крафт-процесс. Используется для упаковочных целей, а также изготовления бумажных изделий, обязанных быть прочными и износостойкими - гофрокартона, крафт-мешков, пакетов, конвертов, бумажных шпагатов и т.п. Обычно крафт-бумага производится коричневого цвета, однако может быть и отбеленной. Крафт-бумага была разработана в 1852 году в Соединенных Штатах.

3 Калька (фр. calque, англ. tracing paper) - тонкая прозрачная бумага, применяемая при

черчении, свето- и ручном копировании.

• Лента (рис. 4). Кружевные изделия XVI - XVIII веков выполнялись льняными, хлопчатобумажными, шелковыми лентами, сплетенными на коклюшках или выполненными на коклюшечных машинах [4, с. 60]. Современные мастера используют ленты не только из натуральных волокон, но и синтетические - нейлон, полиэстер, капрон. Для работы используются ленты разной ширины - от 0,5 до 1,3 см. Ленты бывают с прямой кромкой или с петельками по краям (рис. 4). Выбор лент зависит от материала украшаемого изделия и от его назначения.

Рис. 4. Образцы лент Стежки игольного кружева бывают разных видов (рис. 5). Соединение ленты выполняется разными швами: «простой русский», «витой русский», «колонки», «пряжки», «жемчужный», «снопики», «веточки», «листики», «козлик», «паучки», «бриды», «бриды с пико».

Пространство между выложенной по нарисованному орнаменту заполняется решеткой в форме сот, валеневенским стежком (ромбики), греческим стежком (квадратики в шахматном порядке), плотными колечками. «Колечки» выполняются отдельно, нашиваются и вшиваются между лентами. Колечки могут быть связаны крючком. В своих кружевных работах мастерицы выполняют более 100 стежков.

Рис. 5. Стежки игольного кружева Последовательность выполнения ленточного кружева

1. На ткань пришить бумагу с рисунком стежком «вперед иголку».

2. Приклеить прозрачный скотч или клеящуюся пленку.

3. Ленту выложить по контуру рисунка и пришить, прокладывая короткие стежки по центру. Начать пришивать ленту надо с правой стороны и вести работу в левую сторону. После того как лента закреплена по всему рисунку ее можно отрезать. Перед тем как отрезать ленту необходимо закрепить аккуратно несколькими стежками кончики лент, соединить между собой внахлёст. Мерное кружево выполняется рапортами: пришивается лента, заполняется швами игольного кружева и открепляется, а лента не отрезается.

4. Сшить ленты между собой мелкими стежками. Соединяя ленты, надо делать переходы как можно незаметнее, аккуратно выкладывать петли, повороты, углы по рисунку. В изгибах по внутренней кромке ленты складочки собрать маленьким стежками, чтобы лента легла более плотно к основе.

5. Небольшие пространства между лентами соединить «стяжками», «бридами», «паучками», швом «козлик» [рис. 6]. Большие пространства зашиваются разными разделками - стежками игольного кружева. Нити нужно брать того же цвет и состава, что и лента.

Рис. 6. Соединение лент швом «козлик»

6. После завершения выполнения всех соединительных стежков и заполнений - срезать стежки на ткани с изнаночной стороны и отделить готовую работу от ткани.

7. Готовое кружево постирать, высушить в разложенном виде, подкрахмалить и прогладить.

Крупные дома мод выполняли заказы по пошиву костюмов, декорированных кружевом или выполненных полностью ленточным кружевом (рис. 7, 8). Например, торговый дом «Мюр и Мерелиз», дом мод кутюрье Чарльза Уорта, обслуживал девять королевских домов, в том числе шил платья супруге российского императора Александра III Марии Федоровне Романовой, «В России до революции 1917 года дома моды находились, в основном, в Санкт-Петербурге, меньше - в Москве. Самым престижным был Дом Бризак, открытый в 1855 году. Клиентками Дома Бризак были императрица и великие княжны, жены придворных, фрейлины. Популярными были Дом Гиндус и Дом Ольги Бульденковой, которые также одевали придворных дам. После революции дома моды были закрыты. В 1885 году в Москве открыла портновскую мастерскую и школу прикладного искусства Надежда Петровна Ламанова. Ее мастерская приобрела популярность в среде актеров, художников, режиссеров. Клиенткой Ламановой была императрица Александра Федоровна, княжны, прима-балерины Мариинского театра Матильда Кшесинская и Анна Павлова, актрисы Ольга Книппер-Чехова и Вера Холодная и другие» [6, с. 373-375].

Рис. 7. Платье, декорированное Рис. 8. Блуза, выполненная ленточным

ленточным кружевом кружевом

В настоящее время изделия XVII - XIX веков, выполненные комбинированной техникой, хранятся в фондах музеев и частных коллекциях, также их можно приобрести на аукционах. Мы можем видеть изделия ленточного кружева на постоянных экспозициях в Эрмитаже, «Музее костюма» в Павловском дворце, на временных выставках. Выставка «Мода имперской столицы» (городской костюм конца XIX - начала ХХ вв. из коллекции Н. Костригиной) в Саратовском музее краеведения, в картинном зале Витебского вокзала была представлена коллекция дорожных костюмов из фонда Александра Васильева «Мода русского модерна 1890-1914» (рис. 9), на выставке «Кружево и веера» экспонировались кружевные изделия, шитые иглой, сплетенные на коклюшках, а также выполненные комбинированной техникой (из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск»).

Изделия, созданные человеческими руками, всегда будут уникальными. Важно сохранять традиции и передавать молодому поколению технологию выполнения изделий традиционного народного искусства, а в целом -прививать любовь к ручному труду.

Литература

1. Beeton I.M. BEETON'S BOOK OF NEEDLEWORK. Public Domain, 1870. - 660 p.

2. KÄSITÖÖ. Альбом по рукоделию №22 / Кружева. - Таллин: Кунст, 1987. - С. 61-63.

3. Кружево и веера из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск»: каталог выставки / авт.-состав. Н.М. Вершинина. -СПб.: ГМЗ «Павловск», 2017. - 144 с.

4. Geers-Vermeulen M.J. Kantcentrum-Brügge. Wegwijs in Kant. [б.г.] - 72

с.

5. Spitzen aus fünf Jahrhunderten. Museum des Landkreises Cham Walderbach. Perlinger Druck GmbH, Furth i. Wald Printed in Germany, Cham 1997. - 64 с.

6. Картавая М.Н. Российские дома моды: история и современность // Молодой ученый. - 2017. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.