Научная статья на тему 'ЗАБОТА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ МЕДИЦИНЫ'

ЗАБОТА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОТА / МИЛОСЕРДИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Львова О.И., Летучих А.И., Кампос А.Д.

Статья посвящена анализу экзистенциальных основ медицинской деятельности современного общества потребления. Забота и милосердие рассматриваются сквозь призму биоэтической идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Львова О.И., Летучих А.И., Кампос А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARE AS THE EXISTENTIAL BASIS OF MEDICINE

The article is devoted to the analysis of the existential foundations of medical activity of the modern consumer society. The care and compassion are viewed through the prism of a bioethical ideology.

Текст научной работы на тему «ЗАБОТА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ МЕДИЦИНЫ»

УДК 174:124.5

Львова О.И. студент Летучих А.И.

научный руководитель: Кампос А.Д., к.филос.н. кафедра философии, гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Россия, г. Саратов ЗАБОТА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ МЕДИЦИНЫ

Аннотация: статья посвящена анализу экзистенциальных основ медицинской деятельности современного общества потребления. Забота и милосердие рассматриваются сквозь призму биоэтической идеологии.

Ключевые слова: забота, милосердие, медицинская деятельность, медицинская помощь.

Lvova O.I.

Student

Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Letuchikh A.I.

Student

Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov

Scientific supervisor Campos A.D., Ph.D. in Philosophy Department of

Philosophy, humanitarian science and psychology

Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky CARE AS THE EXISTENTIAL BASIS OF MEDICINE

Abstract: the article is devoted to the analysis of the existential foundations of medical activity of the modern consumer society. The care and compassion are viewed through the prism of a bioethical ideology.

Key words: care, charity, medical activity, medical care.

Общество находится в постоянном поиске духовного и эмоционального наполнения. И все же созидательность заботы зачастую ускользает от поверхностного взгляда.

Забота о людях - это живое воплощение любви, и поэтому нам необходимо ценить ее особенно высоко. Современное общество потребления трактует медицинское дело как интеллектуальную профессию, основанную на научном подходе, а не как профессию, основанную на милосердии.

Полувековое существование биоэтики утверждает в теории и практике новые отношения врача и пациента, в основе которых лежит уважение к автономии последнего. Признавая правовую обоснованность такого подхода, обратим внимание и на его дискуссионность. Пациент-партнер зачастую «требует» по отношению к себе справедливого отношения. Но

организация подобного порядка в системе здравоохранения зависит от множества факторов, на который конкретный медицинский работник не всегда может повлиять. Создается впечатление, что врач может «обидеть» пациента сочувствием, состраданием, жалостью. Отвержение патернализма имело в определенном смысле обратной стороной нивелирование милосердие как базовой ценности взаимоотношений врача и пациента.

Апология автономного пациента, самостоятельно решающего и конструирующего стратегию и тактику своего лечения формирует несколько отстраненную фигура врача. В лучшем случае врач для него - партнер, в крайнем же случае мы наблюдаем пермисивизм в действии, при котором медик лишь выполняет «заказ» своего пациента. В итоге формируется точка зрения, будто пациенту нужна не медицинская помощь, а - только услуги. Но помощь и услуга «заряжены» разными импульсами!

«Качество жизни, комфорт бытовой и психологический, - одни из ключевых понятий современных наук о культуре и обществе. Тщательная забота о комфорте человека заполняет вакуум смысла» [1, С. 92].

Создается впечатление, что наше общество перестало ценить милосердие и заботу. Вместо того чтобы видеть в больных и социально уязвимых людях тяжелое бремя, мы должны воспринимать их как некий дар, благодаря которому все мы можем научиться любить людей и заботиться о них без всяких условий.

И если качественная медицинская услуга вполне может способствовать увеличению комфорта, росту качества его жизни, то забота о личности пациента - наполняет пространство медицинской помощи совершенно иным смыслом. «Культ молодости, привлекательности и успешности очень требователен. В связи с этим и формируется страх быть старым», больным, беспомощным, зависимым [2, С. 31].

«Медицина всегда видела свою основную цель в служении человеку. Но сегодня есть поводы для тревоги в связи с признаками дегуманизации современной медицины, которые фиксируются медиками во всем мире» [3, С. 3]. Все чаще проявляется недовольство пациентов медицинскими работниками, которые часто забывают о человеческих чувствах и медицинской этике, не умеют обращаться с пациентами, часто смотрят на них свысока: или как на объект медицинских манипуляций, или как на источник доходов.

Ценности милосердия, заботы, доброты, отзывчивости, сострадания, правдивости являются центральными для профессиональной медицинской морали. Особенность медицинской профессии заключается в том, что она характеризуется когерентной связью этического и профессионального долга: «профессиональным обязанностям вменяется моральный императив (служение как забота) в качестве внутреннего движущего мотива... Отсутствие моральной мотивации, невыполнение морального долга равнозначно невыполнению служебного долга» [4, С. 32]. Независимо от того, на каком континенте работает медик или в какой стране живет пациент,

несмотря на временные и пространственные границы, вопреки культурно -национальным различиям между людьми ценность заботы непреложна.

Медицинская деятельность - это сфера служения, а не обслуживания. Объяснение сущности медицинской деятельности в терминах экономики и права при всей внешней эффектности скрадывают внутреннюю этическую ценность врачевания. И если оценить качество медицинского обслуживания можно, то заботливость и милосердие врача/медицинской сестры неизмеримы объективной шкалой.

И. Кант утверждал, что нравственность поступка обеспечивается только следованием внутреннему императиву автономной воли. Поэтому экзистенциальная расположенность к пациенту, стремление помочь ему гарантируются, в первую очередь, «соответствующим мотивом и намерением, но не идущими извне нормативными кодексами и другими инстанциями» [4, С. 32]. Редко употребляемое в наше время слово «забота» отражает умение врача сочувствовать больному, сопереживать ему, разделять с ним его страдания, принимать его состояние, сочувствовать его горю и протягивать руку помощи в минуту скорби. Какой важной становится способность врача воспринимать каждого больного с искренней заботой, избегая обращение внимания на сопутствующие обстоятельства и факторы!

Медицина, как и любая наука, является во многом искусством. Доктору нужно помнить, что рутинное в его понимании заболевание является в то же время для пациента чем-то совершенно новым, незнакомым, способным существенно влиять на качество его жизни и его социальную активность. Забота, поддержка врача и помощь в значительной степени могут определять идентификацию пациента в болезни, ее восприятие и настроение на результат лечения.

Именно от тактичности врача, способного вовремя распознать наличие страха перед лечением, установить его причину, уточнить, с чем связано его развитие и каковы его основные характеристики (с обязательным проведением в дальнейшем психотерапевтической беседы с пациентом), во многом будет зависеть эмоциональный настрой пациента на период терапии, а, следовательно, и то, какой будет результат лечения. Минуты заботливой, искренней, заинтересованной беседы между врачом и больным создают прочный фундамент для успешной и часто длительной борьбы за здоровье и саму жизнь.

Использованные источники:

1. Кампос А.Д., Фахрудинова Э.Р. Качество как эрзац смысла жизни // Культурная память и современные проблемы философии культуры: сборник статей всероссийских научных конференций. Саратов, 2016. 123 с.

2. Кампос А.Д., Фахрудинова Э.Р. Геронтофобия как обесценивание человека: социально-философский анализ // Клиническая геронтология. 2017. Т. 23. № 9-10. С. 31-32.

3. Калягин А.Н., Музалевская Л.В. Этические основы сестринского дела // Альманах сестринского дела. Иркутск, 2008. №1. С. 3-14.

4. Андриянова Е.А., Засыпкина Е.В., Чебан А.Г. Сестринская практика в контексте этического регулирования / Е.А. Андриянова, Е.В. Засыпкина, А.Г. Чебан // Биоэтика. 2011. № 1 (7). С. 30-33.

УДК 177

Львова О. И. студент

научный руководитель: Кампос А.Д., к.филос.н. кафедра философии, гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Россия, г. Саратов

К ВОПРОСУ О БОГОСЛОВСКОМ, ПРАВОВОМ И ФИЛОСОФСКОМ

ОБОСНОВАНИИ ИНКВИЗИЦИИ

Аннотация: статья посвящена анализу философских и правовых обоснований феномена инквизиции. В статье рассматриваются причины возникновения, методы оправдания, которыми «святая инквизиция» объясняла причиняемую жестокость. В статье ставится вопрос о границах свободомыслия и сущности человечности.

Ключевые слова: ересь, инакомыслие, Другой, инквизиция.

Lvova O.I.

Student

Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov

Scientific supervisor Campos A.D., Ph.D. in Philosophy Department of

Philosophy, humanitarian science and psychology Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky THE QUESTION ON THEOLOGICAL, LEGAL AND PHILOSOPHICAL JUSTIFICATION OF THE INQUISITION

Abstract: the article is devoted to the analysis of philosophical and legal grounds of the Inquisition phenomenon. The article discusses the causes, methods of justification by which the " Holy Inquisition " explained the cruelty. The article raises the question of the boundaries offree thinking and the essence of humanity.

Key words: heresy, dissent, Other, Inquisition.

Инквизиция ассоциируется у современного человека с бессмысленной жестокостью по отношению к реальному человеку во имя идеального (обетованного спасения души. Борьба с инакомыслием велась более семи веков силами «Святого отдела расследований еретической греховности» (Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium).

Современные словари определяют инквизицию как судебно-следственный орган, созданный для выявления врагов Церкви, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит.3:10;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.