Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О БОГОСЛОВСКОМ, ПРАВОВОМ И ФИЛОСОФСКОМ ОБОСНОВАНИИ ИНКВИЗИЦИИ'

К ВОПРОСУ О БОГОСЛОВСКОМ, ПРАВОВОМ И ФИЛОСОФСКОМ ОБОСНОВАНИИ ИНКВИЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕРЕСЬ / ИНАКОМЫСЛИЕ / ДРУГОЙ / ИНКВИЗИЦИЯ / HERESY / DISSENT / OTHER / INQUISITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Львова О.И.

Статья посвящена анализу философских и правовых обоснований феномена инквизиции. В статье рассматриваются причины возникновения, методы оправдания, которыми «святая инквизиция» объясняла причиняемую жестокость. В статье ставится вопрос о границах свободомыслия и сущности человечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION ON THEOLOGICAL, LEGAL AND PHILOSOPHICAL JUSTIFICATION OF THE INQUISITION

The article is devoted to the analysis of philosophical and legal grounds of the Inquisition phenomenon. The article discusses the causes, methods of justification by which the" Holy Inquisition " explained the cruelty. The article raises the question of the boundaries of free thinking and the essence of humanity.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О БОГОСЛОВСКОМ, ПРАВОВОМ И ФИЛОСОФСКОМ ОБОСНОВАНИИ ИНКВИЗИЦИИ»

4. Андриянова Е.А., Засыпкина Е.В., Чебан А.Г. Сестринская практика в контексте этического регулирования / Е.А. Андриянова, Е.В. Засыпкина, А.Г. Чебан // Биоэтика. 2011. № 1 (7). С. 30-33.

УДК 177

Львова О. И. студент

научный руководитель: Кампос А.Д., к.филос.н. кафедра философии, гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Россия, г. Саратов

К ВОПРОСУ О БОГОСЛОВСКОМ, ПРАВОВОМ И ФИЛОСОФСКОМ

ОБОСНОВАНИИ ИНКВИЗИЦИИ

Аннотация: статья посвящена анализу философских и правовых обоснований феномена инквизиции. В статье рассматриваются причины возникновения, методы оправдания, которыми «святая инквизиция» объясняла причиняемую жестокость. В статье ставится вопрос о границах свободомыслия и сущности человечности.

Ключевые слова: ересь, инакомыслие, Другой, инквизиция.

Lvova O.I.

Student

Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov

Scientific supervisor Campos A.D., Ph.D. in Philosophy Department of

Philosophy, humanitarian science and psychology Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky THE QUESTION ON THEOLOGICAL, LEGAL AND PHILOSOPHICAL JUSTIFICATION OF THE INQUISITION

Abstract: the article is devoted to the analysis of philosophical and legal grounds of the Inquisition phenomenon. The article discusses the causes, methods of justification by which the " Holy Inquisition " explained the cruelty. The article raises the question of the boundaries offree thinking and the essence of humanity.

Key words: heresy, dissent, Other, Inquisition.

Инквизиция ассоциируется у современного человека с бессмысленной жестокостью по отношению к реальному человеку во имя идеального (обетованного спасения души. Борьба с инакомыслием велась более семи веков силами «Святого отдела расследований еретической греховности» (Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium).

Современные словари определяют инквизицию как судебно-следственный орган, созданный для выявления врагов Церкви, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит.3:10;

Мф.18:17; 1Кор.5:11-13; Гал.1:8-9). Средства выявления врагов-еретиков, применяемые во время судебных процессов, были крайне жестокими, унизительными, что и привело к дальнейшему использованию термина как синонима пытки, жестокости, издевательства.

Примечательно, что религиозные, юридические и мировоззренческие основания данной политики по отношению к инакомыслящим очень слаженно объясняли необходимость проводимого расследования и исправления сложившейся ситуации.

После отлучения врага Церкви от Церкви он передавался государственной власти, и ее судебный орган рассматривал дело отлученного от Церкви с точки зрения государственного права и в соответствии с его законами приговаривал виновного к предусмотренной законом каре (вплоть до смертной казни). Т.о., Церковь не приговаривала к казни, а лишь выявляла факт ереси, убийство же виновного осуществляла светская власть.

Причиной возникновения инквизиции считают рост еретических движений, с которыми Церковь считала необходимым бороться. Инакомыслие (все неортодоксально-христианские и нехристианские идеи) считалось в то время преступлением более тяжким, чем государственное. Решение об осуществлении государством наказания осужденных церковным судом еретиков было принято в 1215 г. на 12-м Вселенском соборе. В. Соловьев замечает, что «существовали разные инквизиции: была римская папская, была испанская королевская, была раньше всех византийская императорская (были также в более поздние времена инквизиционные учреждения в Женеве и в Москве)» [1]. Так, инквизиция действовала как в Западной, так и в Восточной христианской Церкви. Объединяет их религиозная нетерпимость и жестокость вплоть до убийства «испытуемых». Причем, порядок, при котором наказание должно быть именно «градским» (причиняемым светской властью), а не столько церковным, был поддержан и на великом московском соборе 1667 г.

Чем оправдывали необходимость столь жесткой борьбы с оппозицией сами инквизиторы? В Средние века религия была основой мировоззрения, опорой миропорядка, государственной стабильности. Следовательно, сомнение или отрицание церковного авторитета угрожали Системе в целом; поэтому великая цель консервации Порядка требовала исключительных мер. Свободомыслие длительно и мучительно прокладывало себе дорогу: в ряде стран инквизиция уничтожала инакомыслящих, в других странах шли гражданские войны из-за разности мнений (борьба католиков и протестантов в Англии и Германии).

В 2000 году Иоанн Павел II принес публичные извинения за прошлые ошибки и прегрешения людей Церкви.

Право мыслить свободно осуждалось как инакомыслие. Неприемлемость иного, Другого, отказ от признания чужой идентичности, отличной от «общепризнанной» церковной версии выливалось в

фактическое уничтожение инакомыслящих. Подобное отношение к инаковости, к Другому в корне противоречит христианской (и общечеловеческой) идее гуманизма. Мы полагаем, что подобная «тотализирующая» логика (Э. Левинас так характеризовал бесчеловечную практику нацистского режима [2]) должна искореняться из нашей культуры. Однако рано или поздно встает вопрос о ценности/анти-ценности той или иной идеологии (в том числе таких бесчеловечных, как опыт инквизиции, нацизма): как определить ту границу свободы мысли, переход через которую грозит обернуться оформлением очередной идеологии зла?

Использованные источники:

1. Соловьев С. Тяжкое дело и легкие слова // http://dugward.ru/library/solovyev vl/solovyev v s tyajkoe delo.html

2. Вдовина И.С. Э. Левинас и Э. Гуссерль // История философии. Вып. 10. М.: ИФ РАН, 2003. С. 102-114.

УДК: 364.054.3

Магомедшапиев М. О.

студент

ФГБОУ ВО "Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России " научный руководитель: Живайкина А.А., к.филос.н.

доцент Россия, г. Саратов БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В МЕДИЦИНЕ

Аннотация: данная научная статья посвящается роли благотворительной деятельности в жизни медицинского сотрудника, прослеживанию влияния благотворительности не только на человека с медицинским образованием, но и на остальное общество.

Ключевые слова: медицина, благотворительная деятельность, доктор, помощь.

Magomedshapiev M. O.

student

FGBOU V "Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky of the

Ministry of Health of Russia"

Saratov

Research supervisor: Zhivaykina A.A., candidate of philosophical

sciences, associate professor CHARITY IN MEDICINE

Abstract: This scientific article is devoted to the role of charitable activities in the life of a medical officer, to tracing the influence of charity not only on a person with a medical education, but also on the rest of society.

Key words: medicine, charity, doctor, help.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.