Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВОВАНИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ ИНКВИЗИЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВОВАНИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ ИНКВИЗИЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
532
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ / ЕРЕСЬ / ПРИКАЗ ПРОТОИНКВИЗИТОРСКИХ ДЕЛ / ПРОВИНЦИАЛ-ИНКВИЗИТОР / ПРОТОИНКВИЗИТОР / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / РАСКОЛЬНИЧЕСКАЯ КОНТОРА / ORTHODOX INQUISITION / HERESY / ORDER OF PROTO-INQUISITORIAL AFFAIRS / PROVINCIAL INQUISITOR / PROTO-INQUISITOR / HOLY SYNOD / SCHISMATIC OFFICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зимаков И.П.

После Октябрьской революции 1917 г. советская историческая наука восприняла сложившееся в среде либеральных, антицерковно настроенных, публицистов XIX века представление о том, что в дореволюционной России, где Православная церковь имела статус государственной организации, существовали учреждения, по своим функциям и целям аналогичные трибуналам «Святой» инквизиции в римско-католической церкви. Данная концепция в определенной степени пережила и советскую историографию, и в качестве одного из таких органов предлагается рассматривать созданный при Петре I (1689 - 1725 гг.) в 1711 г. Приказ протоинквизиторских дел (1711 - 1724 гг.). В данной статье автор анализирует основные направления деятельности органов российской протоинквизиции, их место и роль в системе органов государственной власти в петровской России. Особое внимание уделяется сравнению с системой трибуналов (судов) римско-католической инквизицией. Помимо этого, раскрывается проблема исторического определения (трактовки) термина «инквизиция» - как системы органов религиозного правосудия и как социального явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EXISTENCE IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA INQUISITION INSTITUTIONS

After October Revolution of 1917 soviet historiography perceived point of view prevailing among liberal antireligion publicists of the 19th century, that there were institutions in pre-revolutionary Russia (where Ortodox Church had the status of a state organization) which had similar function and purpose as the tribunals of The Holy Inquisition in the Roman Catholic Church. This concept to some extent survived Soviet historiography, and it is proposed to consider as one of such institutions Prikaz of Proto-Inquisitor Cases (1711 - 1724), which was created by Russian Emperor Peter the Great (1689 - 1725) in 1711. In this article, the author analyzes the main areas of activity of the bodies of the Russian proto-Inquisition, their place and role in the system of state authorities in Peter's Russia. Particular attention is paid to the comparison with the system of tribunals (courts) of the Roman Catholic Inquisition. In addition, the problem of the historical definition (interpretation) of the term “inquisition” is revealed - as a system of bodies of religious justice and as a social phenomenon.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВОВАНИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ ИНКВИЗИЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

К вопросу о существовании в дореволюционной России инквизиционных учреждений

To the question of existence in pre-revolutionary Russia inquisition institutions

Зимаков И.П.

студент 3 курса,

ф-т подготовки специалистов для судебной системы

очной формы обучения (Очный юридический факультет), Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Москва e-mail: zimakovivan1999@gmail.com

Zimakov I.

3rd year student, faculty of training specialist for Judicial system

full-time studying (Full-time Law Faculty), Russian State university of Justice, Russia, Moscow e-mail: zimakovivan1999@gmail.com

Аннотация.

После Октябрьской революции 1917 г. советская историческая наука восприняла сложившееся в среде либеральных, антицерковно настроенных, публицистов XIX века представление о том, что в дореволюционной России, где Православная церковь имела статус государственной организации, существовали учреждения, по своим функциям и целям аналогичные трибуналам «Святой» инквизиции в римско-католической церкви. Данная концепция в определенной степени пережила и советскую историографию, и в качестве одного из таких органов предлагается рассматривать созданный при Петре I (1689 - 1725 гг.) в 1711 г. Приказ протоинквизиторских дел (1711 - 1724 гг.). В данной статье автор анализирует основные направления деятельности органов российской протоинквизиции, их место и роль в системе органов государственной власти в петровской России. Особое внимание уделяется сравнению с системой трибуналов (судов) римско-католической инквизицией. Помимо этого, раскрывается проблема исторического определения (трактовки) термина «инквизиция» - как системы органов религиозного правосудия и как социального явления.

Annotation.

After October Revolution of 1917 soviet historiography perceived point of view prevailing among liberal antireligion publicists of the 19th century, that there were institutions in pre-revolutionary Russia (where Ortodox Church had the status of a state organization) which had similar function and purpose as the tribunals of The Holy Inquisition in the Roman Catholic Church. This concept to some extent survived Soviet historiography, and it is proposed to consider as one of such institutions Prikaz of Proto-Inquisitor Cases (1711 - 1724), which was created by Russian Emperor Peter the Great (1689 - 1725) in 1711. In this article, the author analyzes the main areas of activity of the bodies of the Russian proto-Inquisition, their place and role in the system of state authorities in Peter's Russia. Particular attention is paid to the comparison with the system of tribunals (courts) of the Roman Catholic Inquisition. In addition, the problem of the historical definition (interpretation) of the term "inquisition" is revealed - as a system of bodies of religious justice and as a social phenomenon.

Ключевые слова: православная инквизиция, ересь, Приказ протоинквизиторских дел, провинциал-инквизитор, Протоинквизитор, Святейший Синод, Раскольническая контора.

Key words: orthodox inquisition, heresy, order of proto-inquisitorial affairs, provincial inquisitor, proto-inquisitor, Holy Synod, Schismatic office.

В переводе с латинского слово инквизиция (inquisitio) означает «расследование» [5, стр. 30]. В настоящее время термин «инквизиция» ассоциируется с одноименной системой трибуналов римско-католической церкви, возникших в XIII в., в функции которых входило в т. ч. расследование, выяснение обстоятельств преступлений против веры (господствующей церкви), обычно по делам об антихристианских ересях [5, стр. 26]. Инквизиционные трибуналы "славились" активным применением пыток и истязаний в своей деятельности, в

результате слово «инквизиция» стало нарицательным и дало начало термину инквизиционный процесс.

В XIX и XX столетиях сначала в трудах отечественных историков и публицистов, стоящих на либеральных и революционных позициях [2, стр. 243-252]; [11], а затем официальной советской историографии [12, стр. 4] активное развитие получила концепция, согласно которой Русская православная церковь, хотя и не располагала таким мощным инквизиционным, репрессивным аппаратом, какой был у католической церкви, но в борьбе с многочисленными ересями так же применяла инквизиционные методы расправы. Ряд исследователей пошли ещё дальше, в частности, советский историк Е. Ф. Грекулов в своей работе «Православная инквизиция в России» [4] доказывал, что в дореволюционный период единства церкви и государства в России в разное время существовали различные специализированные органы, по целям и функциям аналогичные католической Святой инквизиции на западе.

Необходимо отметить, что подобное изложение истории религиозных отношений в России опиралось на широкое толкование термина «инквизиция» [5, стр. 25, 29-30], подразумевающее в целом политику преследования господствующей церкви в отношении инакомыслящих - еретиков и иноверцев. Данное толкование смыслового содержания «инквизиции» позволяло отечественным исследователям характеризовать как инквизиционное любое проявление религиозной нетерпимости со стороны православных. Подобный подход, хотя и имеет право на существование, но не отражает истинной сущности инквизиции как системы специализированных органов (судов) религиозного правосудия.

Происходит фактически подмена понятий: именем конкретной структуры римско-католической церкви, действовавшей по времени в XШ-XIX вв., предлагается называть все случаи церковной и церковно-государственной политики религиозной нетерпимости на протяжении всей истории христианства.

Тем не менее, в России дореволюционного периода всё-таки существовало учреждение, именуемое «инквизицией»: в 1711 г. указом царя Петра I был создан Приказ протоинквизиторских дел. Данный государственный орган просуществовал относительно недолго, до 1724 г., и, несмотря на название, имел мало общего со своим западным аналогом.

Приставка прото- (от греч. protos - первый) [3] в названии подразумевала первенство, главенство приказа над подведомственными ему учреждениями и должностными лицами церковного сообщества. Протоинквизиция создавалась с целью осуществления постоянного надзора за деятельностью провинциальных епископов в их церковно-хозяйственной и судебной деятельности [1, стр. 5-6]. В каждую епархию назначалось специально уполномоченное должностное лицо - духовный фискал, или «провинциал-инквизитор». Его статус и деятельность (с 1721 г.) определялась особой инструкцией [11], составленной Правительствующим Синодом; инструкция была включена в Духовный регламент. В задачи провинциал-инквизитора ставилось выявление случаев нарушений императорских указов и распоряжений других органов власти, а также совершения преступлений, связанных с нанесением ущерба казне, интересам государства и церкви, в частности, злоупотребление епархиальными властями своим положением [8]. Главным образом, провинциал-инквизитор следил за лояльностью духовных лиц по отношению к личности государя и проводимым им реформам.

В своей деятельности провинциал-инквизитор был вправе вмешиваться в производимый архиереем суд и следствие, выступать в процессе в роли «обличителя» (свидетеля со стороны обвинения), сам мог возбудить дело о неуважении православной веры, церкви, монарха, Правительствующего Синода (с 1721 г. высший церковно-государственный орган) в отношении священно- и церковнослужителей и руководить его расследованием [11].

С 1716 г. в связи с введением двойного подушного налога для староверов (старообрядцев) в обязанности провинциал-инквизиторов также входил учёт численности еретиков-раскольников и надзор за тем, как с них

взымаются налоги [9]. Однако в 1725 г. функции по счислению староверов были переданы от инквизиторов отделениям учреждённой при Сенате Раскольнической конторы.

Для обеспечения реализации полномочий провинциал-инквизиторов каждый из них располагал собственными канцелярией (аппаратом), состоящей из подьячих, охраной и тюрьмой [4, стр. 3]. Также им подчинялись нижестоящие инквизиторы, назначавшиеся при провинциальных монастырях из числа духовных лиц. Инквизиторы всех уровней обладали иммунитетом, их не могли судить обычные судьи [8]. В 1721 г. для осуществления руководства деятельностью духовных фискалов и организации работы приказа в целом была учреждена должность Протоинквизитора [11]. Протоинквизитор назначался Синодом и был ему подотчётен. Первоначально, однако, инструкция Синода предусматривала наличие двух протоинквизиторов: Петербургского, который должен был ведать епархиями Новгородской, Псковской, Устюжской, Вологодской, Холмогорской, Вятской и Сибирской, и Московского, ведавшего патриаршей областью и остальными епархиями. В 1722 г. должность Петербургского протоинквизитора была упразднена [6], и епархии его поступили в ведение протоинквизитора Московского, должность которого занимал архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий (в миру Пётр Алексеевич Олисов).

Провинциал-инквизиторы так же назначались Синодом: протоинквизитор избирал кандидатов на должности провинциал-инквизиторов и представлял их на утверждение высшего органа церковно-государственного управления. В свою очередь провинциал-инквизиторы так же не назначали нижестоящих инквизиторов, а подбирали кандидатов на их должности и представляли для утверждения архиереям [6].

В рамках надзорной деятельности протоинквизиторский институт отличался строгой градацией подчинённости должностных лиц: инквизиторы при монастырях доносили о замеченных ими нарушениях провинциал-инквизиторам, а те - протоинквизитору, в приказе которого сосредоточивались доношения со всей России. В дальнейшем доношения препровождались для их рассмотрения и окончательного решения в существовавшую вначале при Синоде Контору инквизиторских дел, а после её упразднения - в Отделение по инквизиторским делам при Московской синодального правления канцелярии или в Московскую духовную дикастерию [6].

В целом, выражаясь современной юридической терминологией, Приказ протоинквизиторских дел осуществлял надзорные функции, объектом надзора выступала деятельность русского духовенства. Данные особенности коренным образом отличают российскую протоинквизицию от одноимённого института римско-католической (латинской) церкви.

Если Приказ протоинквизиторских дел был надзорным органом, то инквизиция в католической церкви - это система судов. В основе работы инквизиционных судов лежал инквизиционный процесс, который включал в себя розыск, досудебное следствие и, собственно, сам судебный процесс [10]. В инквизиционном процессе действовала презумпция виновности обвиняемого [7, стр. 250], отсутствовало разделение сторон, представители инквизиции выступали одновременно в роли обвинения, защиты и коллегии судей [10], осуществляли разрешение дела.

Инквизиторы в России в рамках своих полномочий имели право осуществлять контроль над ходом церковного судебного процесса и следствия, выступать в церковном суде на стороне государственного обвинения. Этим их возможности и ограничивались, исполнять судейские полномочия они не могли.

Борьба с антицерковными еретическими движениями, по типу староверов, непосредственно не являлась предметом деятельности Приказа протоинквизиторских дел. Инквизиторы могли обвинить того или иного священно- или церковнослужителя в симпатии к ереси и, следовательно, неуважении господствующей церкви, государя, Синода (и т. д.) и на этом основании возбудить против него дело. В целом же функции по борьбе с

еретиками и вероотступниками осуществляли Сыскной приказ и Канцелярия тайных розыскных дел. Однако для этих органов первостепенным основанием виновности этих лиц были не их духовные убеждения, а политическая неблагонадёжность, неприятие преобразований, проводимых «царём-антихристом» Петром I.

Другим важным отличием инквизиционных институтов в России и на Западе, на которое хотелось бы обратить внимание, являются обстоятельства и порядок создания данных учреждений. Российская протоинквизиция, хотя и формировалась из представителей духовенства, но создавалась и функционировала в рамках системы органов светской (государственной) власти. Духовные фискалы, осуществляя надзор в церковной среде, отстаивали интересы государства, стремившегося укрепить своё влияние над православной церковью. Говоря иначе, Приказ протоинквизиторских дел был учреждением светской власти, осуществлявшим государственный надзор над «внутренней жизнью» церковного сообщества. Создание подобного органа, наряду с рядом других преобразований Петра I в управленческой и духовно-культурной областях (в первую очередь надо говорить об упразднении патриаршества и создании Синода в 1721 г.), ознаменовало завершение процесса подчинения церкви государству, светской администрации.

«Святая» инквизиция - это церковное учреждение, созданное на пике могущества римско-католической церкви в Западной Европе. Данная система трибуналов религиозного правосудия в своей деятельности главным образом отстаивала интересы «папства» и местной церковной аристократии, а не светских государей, на землях которых инквизиторы боролись с «засильем» различных ересей.

Таким образом, можно сделать вывод, что Приказ протоинквизиторских дел не был инквизицией в общепринятом понимании данного слова, не осуществлял никаких карательных функций. Это был орган надзора, в основе деятельности которого лежало стремление царя Петра I, с одной стороны, покончить со злоупотреблениями в церковной среде [8], с другой, в условиях непопулярности преобразований, проводимых в духовной и культурно-бытовой сферах, усилить свою личную власть над церковной организацией.

В 1724 г. Приказ протоинквизиторских дел был упразднён, но собственно должности инквизиторов, духовных фискалов отменили уже в правление императрицы Екатерины I (1725 - 1727 гг.), в 1727 г.

Резюмируя, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что не следует интерпретировать репрессивную политику Русской православной церкви, направленную на борьбу с еретическими движениями и иноверцами, как инквизиционную в силу того, что в России никогда не существовало учреждений, по своему правовому положению и порядку создания подобных трибуналам римско-католической инквизиции. На протяжении всей русской средневековой истории православная церковь никогда не обладала таким объёмом политической власти, какой был у «папства» в Западной Европе. Во второй половине XIII в. ситуация изменилась таким образом, что в результате установления ордынской зависимости над русскими землями православная церковь оказалась крупнейшим феодалом в Северо-Восточной Руси и получила значительное политическое влияние, так как в сотрудничестве с православными иерархами были заинтересованы ханы Золотой Орды. Тем не менее, инквизиционная система в России так и не возникла вследствие того, что в процессе централизации русского государства во второй половине XV - начале XVI вв. московскими князьями (а впоследствии - царями) был взят курс на постепенное подчинение церковной власти государству (и государю) путём ограничения привилегий и прав Русской церкви. Правящий класс Российского государства, интересы которого выражал московский государь, был не заинтересован в наделении церкви государственно-властными полномочиями и усилении её самостоятельности в качестве независимого социального института. Данный процесс завершился в правление Петра I Великого: в 1721 г. император упразднил патриаршество и учредил за место него Духовную коллегию, вскоре переименованную в Святейший правительствующий Синод; во главе нового органа должен был стоять назначаемый монархом обер-прокурор. Управление церковными делами перешло в ведение светской

бюрократии.

Список используемой литературы:

1. Барсов Н.И. «Существовала ли в России инквизиция?». СПб.: тип. А.С. Суворина, 1892. 20 с.;

2. Белинский В.Г. Письмо Н.В. Гоголю 15 июля 1847 г. // Н.В. Гоголь в русской критике: Сб. ст. / Котова А.К., Полякова М.Я. М.: Гос. издат. худож. лит. 1953. С. 243-252;

3. Большой энциклопедический словарь. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy/2113064.html. (Дата обращения: 22.06.2020).

4. Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. // АН СССР. Научно-популярная серия. М.: Наука, 1964. 171 с.;

5. Григулевич И.Р. Инквизиция. 3-е изд. М.: Политиздат, 1985. 448 с.;

6. ИНКВИЗИТОРЫ // Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 918. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная. [Электронный ресурс] // ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА. URL:

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-5/inkvizitory.html. (Дата обращения: 07.07.2020);

7. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидковой О.А. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2001. 624 с.;

8. Материалы для подготовки к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История уголовного судопроизводства в России» / подгот. ст. преп. Кафедры уголовного права и уголовного процесса Юридического фак-тета Орловского гос. ун-та Быстровой Ю.В. Орел, 2008. 17 с. [Электронный ресурс] // USERDOCS. 23.07.2013. URL:

https://userdocs.ru/voennoe/79477/index.html?page=13. (Дата обращения: 01.05.2020);

9. Мельников П.И. (Андрей Печерский). Полное собрате сочинений. Издате второе. С.-Петербургъ, Издание Т-ва А.Ф.Марксъ. Приложеше къ журналу «Нива» на 1909 г. Томъ седьмой, с. 384-409. [Электронный ресурс] // Lib.ru: «Классика». URL: http://az.lib.ru/m/melxnikowpecherskij_p/text_0200.shtml. (Дата обращения: 02.06.2020).

10. Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М: Г. А. Леман, 1913. [Электронный ресурс] // Allpravo.Ru. 2004. URL:

www.allpravo.ru/library/doc1897p0/instrum3553/item3566.html. (Дата обращения: 02.05.2020);

11. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 г. Том VI. 1720 - 1722 гг. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. 817 с. [Электронный ресурс] // РУНИВЕРС. URL:

https://runivers.ru/bookreader/book9814/#page/470/mode/1up. (Дата обращения: 01.05.2020);

12. Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством: (К вопросу о веротерпимости) // Издание «Посредника» для интеллигентных читателей; CXXI. М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1905. 131 с.;

13. Сегал А.С. Инквизиция на Руси // Безбожник. № 24 (687). М.: 1939, 21 авг. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.