Научная статья на тему 'УСТРОЙСТВО И СУДОПРОИЗВОДСТВО ИНКВИЗИЦИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА'

УСТРОЙСТВО И СУДОПРОИЗВОДСТВО ИНКВИЗИЦИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
796
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКВИЗИЦИЯ / СРЕДНИЕ ВЕКА / ЕРЕСЬ / АУТОДАФЕ / СУДОПРОИЗВОДСТВО ИНКВИЗИЦИИ / ИСТОРИЯ ИНКВИЗИЦИИ / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирсанова Елизавета Сергеевна

В наши дни инквизиция часто используется в произведениях массовой культуре, как один из отличительных образов мрачной эпохи Средневековья. На первый взгляд кажется, что данный орган не обладал системой, мало где верно представлен принцип его работы. В данной статье рассматривается устройство и судопроизводство средневековой инквизиции, а также проблема применения пыток и масштабы инквизиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND JUSTICE OF THE INQUISITION IN THE MIDDLE AGES

Nowadays, the Inquisition is often used in works of popular culture, as one of the distinctive images of the dark era of the Middle Ages. At first glance, it seems that this body did not have a system, in few places the principle of its work is presented correctly. This article examines the structure and proceedings of the medieval Inquisition, as well as the problem of the use of torture and the scale of the inquisitorial activity.

Текст научной работы на тему «УСТРОЙСТВО И СУДОПРОИЗВОДСТВО ИНКВИЗИЦИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА»

Устройство и судопроизводство инквизиции в Средние века The structure and justice of the Inquisition in the Middle Ages

Мирсанова Елизавета Сергеевна

Студент 1 курса (бакалавриат) Философско-богословский факультет Российский православный университет Российская Федерация, г. Москва e-mail: liza. mirsanova@yandex. ru

Mirsanova Elizaveta Sergeevna

1styear student (bachelor's degree) Faculty of Philosophy and Theology Russian Orthodox University Russian Federation, Moscow e-mail: liza. mirsanova@yandex. ru

Аннотация.

В наши дни инквизиция часто используется в произведениях массовой культуре, как один из отличительных образов мрачной эпохи Средневековья. На первый взгляд кажется, что данный орган не обладал системой, мало где верно представлен принцип его работы. В данной статье рассматривается устройство и судопроизводство средневековой инквизиции, а также проблема применения пыток и масштабы инквизиционной деятельности.

Annotation.

Nowadays, the Inquisition is often used in works of popular culture, as one of the distinctive images of the dark era of the Middle Ages. At first glance, it seems that this body did not have a system, in few places the principle of its work is presented correctly. This article examines the structure and proceedings of the medieval Inquisition, as well as the problem of the use of torture and the scale of the inquisitorial activity.

Ключевые слова: инквизиция, средние века, ересь, аутодафе, судопроизводство инквизиции, история инквизиции, смертная казнь.

Key words: the inquisition, the Middle Ages, heresy, auto-da-fe, legal proceedings of the inquisition, history of the inquisition, the death penalty.

1. Введение. Время возникновения инквизиции

Возникновение инквизиции связано с именем папы римского Иннокентия III. Поводом к учреждению такого органа являлось расширение ереси катаров и альбигойцев на юге Франции. Они пренебрегали всякими папскими буллами, борьба епископов с ними была неэффективна. Тогда он отправил в места особых комиссаров, что было существенным нововведением - раньше властью подавлять ересь обладали только епископы. Фактически, тогда он и учредил инквизицию, но еще не придал ей явного облика и организации. В своих главных чертах она возникла в 1208 году в царствование Филиппа II и при папе Иннокентии III.

Что же касается других стран, то в Испании она появилась в XIII веке для борьбы с катарами, пошла на спад, но возродилась в конце XV века. В Португалии инквизиция была введена в 1536 году королем Жоаном III. В Италии - в середине XIII века в Ломбардии, так как туда катары бежали из Франции. В Германии - в начале XIII века, при этом в конце XV - начале XVI веков она была одной из самых масштабных в Европе, что связано с Реформацией.

2. Судебный процесс

Начнем с того, что инквизитор всегда был обязан находиться в разъездах, собирая народ в разных местах, как этот раньше делали епископы (до учреждения инквизиции обязанность поиска еретиков лежала на них). Объезды инквизиторов происходили так: за несколько дней инквизитор сообщал духовным властям о своем прибытии, чтобы они в назначенное время собрали народ, обещая индульгенции тем, кто явится, а остальным

угрожали отлучением от церкви (однако это являлось превышением полномочий). Инквизитор обращался к собравшимся с речью о чистоте веры и требовал, чтобы в течение шести или десяти дней все жители явились к нему и сообщили все, что им известно о лицах, виновных в ереси или подозреваемых в ней. Неповиновавшихся этому приказанию подвергали отлучению от церкви, которое мог снять только инквизитор, другим же давали индульгенцию на три года. Кроме того, инквизитор назначал так называемый «срок милосердия», который длился от пятнадцати до тридцати дней, в течении которого каждый добровольно явившийся еретик получал снисхождение, если он сознавался в своих заблуждениях, отрекался от них и выдавал других таких же еретиков. Такое снисхождение было либо полным, либо подразумевало лишь отмену суровых мер наказания, таких как смерть, тюрьма, конфискация и изгнание. На него накладывалась епитимья, а он сам воспринимался как согрешивший человек, желающий получить покаяние.

Конечно, обычно инквизитор находился в своей «штаб-квартире», но время от времени он проводил объезды, упомянутые выше, останавливаясь в различных доминиканских и францисканских монастырях.

Святая палата насчитывала целый штат сотрудников - тюремщиков, слуг, нотариусов, докторов и т.д. Особая роль отводилась нотариусам, так как каждый допрос, каждое действие и слово четко фиксировались, в результате чего архивы инквизиции достигали гигантских размеров, причем все документы постоянно использовались, составлялись списки еретиков, представших перед судом. Также, упоминается должность советника. В 1370 году каркассонская инквизиция обозначает свое право назначать трех советников, которые были освобождены от налогов. В 1423 году этим лицом является не доминиканец, а лиценциат прав. Официальное положение советника не определено, но тем не менее, он был крайне полезен в суде.

Стоит отметить, что целью инквизиции было не наказание виновного, а возвращение его в истинную веру. С точки зрения инквизитора отказ от помощи юриста являлся доказательством того, что обвиняемый грешник, а не преступник, так как грешнику не нужен адвокат. Если обвиняемый раскаивался в своем грехе - он возвращался в лоно церкви, его считали оправданным и накладывали епитимью, если же нет - передавали в руки светских властей, он лишался защиты церкви и был достоин лишь наказания, которым и занимался светский суд. Казнь как раз означала то, что инквизитор не справился со своей задачей.

Аутодафе.

Часто полагают, что аутодафе - это публичное сожжение еретиков. Начнем с того, что для вынесения приговора необходимо было участие епископов, однако собирать всех судей для каждого отдельного случая было затруднительно. В итоге, все дела соединялись и время от времени происходило аутодафе (или Sermo generalis), упомянутое выше. Это была торжественная церемония, по сути своей, необходимая для подтверждения власти инквизиции. Она не всегда предполагала наказание еретиков и тем более смертную казнь. Один из известнейших инквизиторов Бернар Ги, который являлся одной из важнейших фигур во всей истории инквизиции, за время работы в Тулузе председательствовал на восемнадцати аутодафе, причем самым строгим наказанием на них являлось не сожжение, а пожизненное лишение свободы. Сама церемония со временем стала более внушительной, особенно в Испании. Давайте посмотрим, как она происходила.

Обычно аутодафе устраивалось по воскресеньям (за исключением воскресенья Великого поста и дней больших праздников). В центре церкви воздвигалась своеобразная сцена, там находились кающиеся, окруженные духовными и светскими чиновниками. Инквизитор произносил речь, представители светской власти приносили присягу в повиновении. Далее торжественно провозглашалось отлучение от церкви всех, кто помешает действиям святого трибунала. Нотариус прочитывал показания и спрашивал у обвиняемых чистосердечно ли они их дали. Им предлагали раскаяться или погубить тело и душу. Те, кто выбрал первый вариант должны были прочитать отречение, а инквизитор объявлял, что теперь с них снимается отлучение от церкви, и обещал, что ему

будет оказано снисхождение, если обвиняемый будет действовать согласно решению суда. В последнюю очередь обращались к тем обвиняемым, которых следовало передать в руки светской власти, приговор им объявляли уже на площади, чтобы не осквернять храм, так как приговор этот влечет за собой пролитие крови. Однако сама казнь происходила на другой день, чтобы у осужденных была возможность покаяться. О самих же казнях речь пойдет дальше.

3. Использование пыток

Вопрос применения чудовищных пыток, с которыми так или иначе ассоциируется деятельность инквизиции, довольно спорный. Начать стоит с того, что изначально церковь была против их использования, однако после запрета на ордалии Латеранским собором в 1215 году, появилась необходимость прибегать к пыткам для ускорения расследования. В Веронском кодексе 1228 и в сицилийских конституциях Фридриха 1231 года пытка применялась с оговорками и после зрелого размышления. В 1252 году папа римский Иннокентий IV издал буллу Ad extirpanda, в которой одобрил применение пыток для раскрытия ереси. Однако право их применять получили лишь светские власти, а не инквизиторы или их помощники, при этом пытки должны были щадить жизнь и целостность тела, а лица духовного звания не должны были присутствовать при пытке и принимать в ней участие. Вскоре, через четыре года, Александр IV устранил эти правила, тем самым дав возможность инквизиторам отпускать друг-другу грехи и подвергать подозреваемых пыткам, а в 1262 году Урбан IV подтвердил это разрешение. Инквизиции это было необходимо прежде всего потому, что применение пыток ускоряло следствие, не было необходимости долго держать обвиняемого под арестом. Стоит заметить, что не во всех городах инквизиторы стремились их применять, но злоупотребление таким правом только росло. Например, кардиналы, посланные в Каркассон в 1306 году, которые были предварительно уведомлены, что пытки, применяемые там, были чудовищны, подтвердили происходящее в городе беззаконие инквизиции. При этом, упоминания пыток в дошедших до нашего времени документах инквизиции довольно редки, но это не означает, что их не применяли. Например, в 636 приговорах, занесенных в список Тулузы с 1309 по 1323 есть лишь одно упоминание применения пыток, однако среди них есть много примеров показаний осужденных, лишившихся надежды на спасение, что говорит нам о том, что, скорее всего, эти несчастные были подвергнуты пыткам. Кроме того, инквизитором в Тулузе в этот период был Бернар Ги, который одобрял применение пыток по отношению не только к обвиняемым, но и к свидетелям.

Правила касательно проведения допроса с пыткой были следующие: пытку разрешалось применять только если мягкие методы дознания не приводят к результату. При этом, начинается допрос с легких пыток, переходя к более сильным в случае неэффективности. Однако прежде всего жертве показывали инструменты для пыток, чтобы она испугалась и сделала признание. Кроме того, подсудимого не должны были пытать более одного раза, однако и это правило успешно можно было избежать - вторую пытку официально записывали как продолжение первой. В том случае, если даже тяжелые пытки не приносили никаких результатов обвиняемого следовало, по мнению одних авторов отпустить на свободу, или, по мнению других, оставить в тюрьме. Однако признание, данное под пыткой, необходимо было подтвердить. Если обвиняемый выражал желание признаться, пытку прекращали, а его самого развязывали и переносили в соседнюю комнату, где выслушивали его признание. Стоит упомянуть, что существовало правило, по которому между проведением пытки и признанию должны были пройти сутки, но оно редко исполнялось. Молчание считалось знаком согласия. В любом случае, в протоколе указывалось, что признание было сделано добровольно. При отречении от признания обвиняемого снова подвергали пытке (так же указывая ее как продолжение предыдущей).

Таким образом, трудно усомниться в применении пыток инквизицией. Однако, нужно отметить, что все зависело от конкретного инквизитора и страны, инквизицию в которой мы рассматриваем. Например, для

немецкой инквизиции в наиболее трудных случаях использовались голодание и перекрестные допросы, но при этом пытки не использовались. При этом, стоит не забывать, что признание, полученное под пыткой, не являлось законным, поэтому в документах инквизиции пытки упоминались так редко. Выходит, что целью пытки было не получение признания, а доведение обвиняемого до такого состояния, чтобы он мог сделать признание позже. Также, пытку применяли только когда мягкие методы допроса были неэффективны, да и не все инквизиторы считали пытку хорошим способом получения признания. Например, Эймерик заявлял, что этот метод бессмысленный и неверный. Так или иначе, мы возвращаемся к неопределенности в этом вопросе: с одной стороны, мы не можем утверждать, что пытки применяли так же редко, как об этом упоминали в протоколах, но с другой стороны, их применяли не сразу и, чтобы не сознаться до их применения, нужно было быть очень сильным человеком.

4. Меры наказания. Казни.

Уже упоминалось, что своей целью инквизиторы считали спасение души обвиняемого, а не наказание грешника, да и приговор являлся по своей сути епитимьей. Поэтому даже пожизненное заключение в тюрьму инквизитор преподносил как повеление обвиняемому добровольно предать себя тюремному заключению и посадить себя на хлеб и воду. Затем, ему объявляли, что он не должен выходить из тюрьмы под страхом отлучения от церкви и признания нераскаявшимся еретиком. В случае побега, обвиняемого выставляли как безумца, отвергнувшего спасение.

Епитимьи, налагаемые инквизицией, были следующие: чтение молитв, посещение храмов, строгое исполнение обрядов, посты, паломничества, пожертвования и, в целом, то, что мог наложить духовник на кающегося. Как ни странно, к ним относилось бичевание, точнее оно являлось одним из условий епитимьи, оно часто подразумевалось, когда обвиняемому назначали паломничество или посещение церквей. Паломничество так же считалось одной из легких форм наказания, однако идти на поклонение святым местам необходимо было пешком, к тому же число этих мест было огромно - в результате чего, паломничество требовало нескольких лет жизни. Делились они на большие и малые, в Лангедоке в случае больших паломничеств указывали Рим, Компостель, Кэнтербери и Кельн, а в случае малых назначались святыни Парижа и Булони. В первое время деятельности инквизиции назначалось паломничество в Палестину в качестве крестоносцев.

Также остановлюсь на таком виде наказания как ношение крестов. Они представляли собой две большие холщевые нашивки шафранного цвета (но в Италии, вероятно, они делались из красного сукна). Поначалу это наказание назначалось сроком от одного года до шести лет, но в последствии оно стало пожизненным (однако инквизитор мог его снять). На первый взгляд кажется, что такая епитимья была достаточно милосердной, однако, как мы видим, кающиеся старались всеми силами избавиться от этих знаков позора. При этом, инквизиция понимала, что положение кающихся было ужасным, поэтому она старалась так или иначе помочь им. Например, некоторым разрешалось снимать кресты на время поездок, а молодым девушкам дозволялось снимать их, так как в противном случае они не могли бы выйти замуж.

Однако существовали более тяжкие и позорные епитимьи, как, например, ношение желтых крестов на одежде, а самым же тяжелым наказанием считалось тюремное заключение - murus largus или murus strictus, более мягкая и более суровая его форма, соответственно. В первом случае, заключение напоминало чем-то жизнь в монашеской общине, в то время как во втором оно было сравнимо с погребением заживо.

Также на обвиняемого могли наложить штраф. В первое время вопрос этот был очень спорным - не стоит забывать, что инквизиторами являлись монахи нищенствующих орденов, которые держали обет бедности. Однако уже скоро штраф становится обычным наказанием, а деньги, полученные таким образом, идут на расходы инквизиции. В позднейшее время спор возобновился: считалось, что штраф недопустим, так как если

обвиняемый действительно был еретиком, то его имущество подлежало конфискации, а если же он был не виновен, то и наказания быть не должно. На это инквизиторы утверждали, что кроме еретиков были защитники и сторонники ереси, на которых и следовало накладывать штрафы.

Выше уже говорилось о том, что для казни обвиняемого передавали в руки светской власти. То же правило действовало для конфискации имущества. Она относилась лишь к собственности самого еретика, собственность и приданное жены не трогали, если, конечно, она сама не была еретичкой. Во Франции конфискованное имущество отходило к государству, если только еретиком не был священник (так как государство не имело права отнимать имущество у церкви). Также, государство покрывало издержки инквизиции на конфискацию имущества. Однако в других странах все обстояло иначе. Папа римский Иннокентий IV выпустил буллу «Ай extirpanda», согласно которой вся конфискованная собственность делилась на три части. Первая треть предназначалась городским властям, вторая - властям Святой палаты, третья же убиралась в такое место, о котором знали только епископ и инквизиторы, эти средства при необходимости могли быть потрачены на подавление ереси.

Так мы подходим к самому страшному наказанию - казни. На этой теме мы остановимся подробнее, так как именно сожжениями «прославилась» инквизиция.

Когда нераскаявшийся или вернувшийся к ереси еретик передавался в руки светской власти указывалось следующее: «Мы отпускаем тебя с нашего церковного форума и передаем тебя в руки светских властей. Но мы умоляем светский суд вынести приговор таким образом, чтобы избежать кровопролития или угрозы смерти». Такая форма имела смысл до официального указа Иннокентия IV применять смертную казнь в виде наказания за ересь, однако после него ее произносили, скорее всего, следуя обычаю.

Однако нельзя сказать, что каждого еретика подвергали смертной казни. В первую очередь, казнили нераскаявшихся еретиков, то есть тех, кто признавал свою приверженность ереси, но не отрекался от нее, даже под пытками. Таких людей было не много - обычно уговоров инквизиторов хватало для того, чтобы обвиняемый раскаялся. При этом, из числа казненных больше «возвратных» еретиков - тех, кто однажды покаялся в ереси, но впал в нее вновь. Необходимость предавать их сожжению возникла от того, что многие из них надеялись снова отречься от ереси, чтобы избежать наказания. К тому же, они были лишены права раскаяться во время самой казни.

Само по себе сожжение на костре имело, прежде всего, символическое значение. Часто обвиняемых сжигали уже после смерти.

Смертных приговоров было не так уж и много. Костры зажигались время от времени, чтобы поддерживать своеобразный ужас у населения. К тому же, как уже говорилось, казнь не была основной целью инквизиции, да и многие приверженцы еретических движений считали такую смерть мученической и воспринимались последователями как святые. Получалось, что инквизиция вынесением смертных приговоров в какой-то степени способствовала распространению ереси. Конечно, многое зависело от деятельности конкретного инквизитора. Например, Бернар из Ко, инквизитор Тулузы с 1244 по 1248 год, в основном приговаривал возвратных еретиков к тюремному заключению. Инквизитор Памьера в период с 1318 по 1324 из 64 еретиков передал в руки светских властей только пятерых. Деятельность Бернара Ги, неоднократно упоминаемого нами, с 1308 года по 1322 год имеет 636 обвинительных приговоров.

Таблица 1. Приговоры, вынесенные инквизитором Тулузы с 1308 года по 1322 год

Лица, выданные светской власти и сожженные живыми (большая часть из них являлась именно возвратными еретиками) 40

Останки умерших, вырытые и сожженные 67

Осужденные к тюремному заключению 300

Вырытые останки лиц, которые были бы присуждены к тюремному заключению 21

Осужденные на ношение крестов 138

Осужденные на паломничества 16

Изгнание в Святую Землю 1

Беглецы 36

Осуждение Талмуда 1

Дома, подлежащие разрушению 16

Так же можно упомянуть деятельность поздней испанской инквизиции, которой мы в данном исследовании не касаемся, так как она являлась, своего рода, феноменом.

Таблица 2. Количество жертв поздней испанской инквизиции с 1481 года по 1808 год

Сожжено живыми Сожжено изображений отсутствующих Приговорено к каторге и заключено в тюрьме

1481 - 1498 Правление Торквемады 10 220 6 840 97 371

1498 - 1507 Правление Дезы 2 592 829 32 452

1507 - 1517 Правление Циснероса 3 564 2 232 48 059

1517 - 1521 Правление Адриана 1 620 560 21 835

1521 - 1523 (междуцарствие) 224 112 4 481

1523 - 1538 Правление Манрика 2 250 1 125 11 250

1538 - 1545 Правление Табера 840 420 6 520

1545 - 1556 Правление Лоаиза и царствование Карла V 1 320 660 6 600

1556 - 1597 Царствование Филиппа II 3 990 1 845 18 450

1597 - 1621 Царствование Филиппа III 1 840 692 10 716

1621 - 1665 Царствование Филиппа IV 2 852 1 428 14 280

1665 - 1700 Царствование Карла II 1 630 540 6 512

1700 - 1746 Царствование Филиппа V 1 600 760 9 120

1746 - 1759 Царствование Фердинанда VI 10 5 170

1759 - 1788 Царствование Карла III 4 - 56

1788 - 1808 Царствование Карла IV - 1 42

Итого 34 658 18 049 288 214

5. Заключение.

Прежде всего, я хочу обратить внимание на то, что мы не пытаемся оправдать деятельность инквизиции. Конечно, масштабы ее часто преувеличиваются, но применение пыток и казней уже говорит о том, на сколько чудовищна была деятельность этой системы. Однако, инквизиция была порождением своего времени, те же пытки применялись и в светском суде. Все же благодаря тому, что инквизиторы стремились фиксировать все обстоятельства того или иного дела, мы можем судить о том, как формировалось мировоззрение той эпохи, об одежде, обычаях, обрядах еретических сект.

Список используемой литературы:

1. Ли Г. Ч. История инквизиции. В 3 т. Т. 1 / Г. Ч. Ли. - Санкт-Петербург : Издание Брокгауз-Ефрон, 1914. - 554 с.

2. Арну А. История инквизиции / А. Арну. - Ленинград : Время, 1926. - 287 с.

3. Мейкок А. История инквизиции / А. Мейкок. - Москва : Олма-пресс, 2002. - 382 с. - ISBN 5-22403167-2

4. Величкина В. Очерки истории инквизиции / В. Величкина. - Москва : Посредник, 1906. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.