СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
УДК 614.253.52:316.444.5:316.66:001.895 (045) Оригинальная статья
социально-профессиональный статус медицинских сестер в контексте инновационных преобразований в сестринской практике
Е. А. Андриянова — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, заведующая кафедрой, профессор, доктор социологических наук; О. Ю. Алешкина — ГоУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, Институт сестринского образования, директор, профессор, доктор медицинских наук; Е. В. Засыпкина — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, ассистент.
SOCIAL AND PROFESSIONAL STATUS OF NURSES
in a context of innovative reforms in nursing practice
E. A. Andriyanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Professor, Doctor of Sociological Science; O. Yu. Aleshkina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Director of Nursing Institute, Professor, Doctor of Medical Science; E. V. Zasypkina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Assistant.
Дата поступления — 20.01.2011 г. Дата принятия в печать — 20.05.2011 г.
Андриянова Е.А., Алешкина О.Ю., Засыпкина Е.В. Социально-профессиональный статус медицинских сестер в контексте инновационных преобразований в сестринской практике // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 2. С. 491-494.
Представлены результаты социологического исследования основных медико-социальных факторов, влияющих на формирование социально-профессионального статуса медицинских сестер в контексте инновационных преобразований сестринской практики.
Ключевые слова: социально-профессиональный статус, медицинская сестра, инновация.
Andrijanova E.A., Aleshkina O. Yu., Zasypkina E. V. Social and professional status of nurses in a context of innovative reforms in nursing practice // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 2. P. 491-494.
The article states the results of sociological research of basic medical and social factors that influence the formation of social and professional status of nurses in a context of innovative reforms in nursing practice.
Key words: social and professional status, nurse, innovation.
Введение. Эффективная профессиональная деятельность сестринского персонала, основанная на инновациях, является наиболее ценным ресурсом в условиях модернизации отечественного здравоохранения. В современном мире инновационные медицинские технологии качественно меняют формы, содержание и структуру сестринской практики.
Согласно Б. Санто, инновации представляют собой любое целенаправленное, позитивное изменение материальных и нематериальных элементов организации, способствующее развитию организации [1].
Современная сестринская практика, рассматриваемая с точки зрения происходящих в ней изменений, позволяет зафиксировать динамику социальнопрофессионального статуса медицинских сестер.
Инновационные преобразования сестринской практики осуществляются по нескольким векторам: во-первых, расширяется информатизация медицины и, соответственно, разрабатываются новые способы работы с медицинской информацией, необходимой для систематизации и быстрого доступа к информационным потокам в процессе оказания медико-социальной помощи; во-вторых, внедряются в практику новые организационные формы сестринской практики, основанные на совокупности медицинских, социальных и психологических технологий и технике (дома и отделения сестринского ухода); в-третьих, обеспечивается профессионализация сестринской
Ответственный автор — Засыпкина Елена Викторовна.
Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112.
Тел.: 224412.
E-mail:
практики на основе высшего сестринского образования. Таким образом, созданы предпосылки для повышения качества сестринских услуг, направленных на эффективность сестринского ухода и удовлетворение потребностей пациентов в высококачественных сестринских услугах.
Социологическая рефлексия происходящих преобразований в сестринской практике дает возможность по-новому взглянуть на наличный профессиональный статус медицинских сестер и возможности его положительной динамики. По сути, настало время перенести «центр тяжести» в определении профессионального статуса медицинских сестер от подчинения к автономии. Профессия — устойчивый и относительно широкий вид деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда [2]. Медицинские профессии, по замечанию академика А. Решетникова, постоянно претерпевают определенные изменения. Это связано не только с экономическими преобразованиями в системе здравоохранения, но и с социальными изменениями, имеющими отношение к здоровью и болезни [3]. По отношению к профессии социальный статус выступает как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии среди других профессий, которые в совокупности образуют профессионально-квалификационную структуру общества. Кроме того, социально-профессиональный статус отражает уровень социально-экономического положения представителей профессии,
уровень квалификации и мастерства, степень признания в общественном сознании данной профессии. Все перечисленные параметры влияют на процесс формирования профессионального самосознания и самооценку профессионалов данной области. Социально-профессиональный статус предполагает определенный круг обязанностей, прав, привилегий и властных полномочий носителя профессии.
М. Вебер считал, что интегративным конструктом социального статуса является престиж профессии, признание и уважение его личности [4]. Престижная составляющая социального статуса профессии определяется содержательностью данного вида труда и степенью популярности профессии, возможностью самореализации личности (успех, карьера). Отсутствие перспектив карьерного роста обусловливает низкий престиж соответствующих профессий. Последние десять лет отмечены падением престижа профессии медицинской сестры в России и, как следствие, снижением социально-профессионального статуса представителей этой профессии.
Целью статьи является презентация социологического анализа тенденций изменения социальнопрофессионального статуса медицинских сестер в новых социально-экономических условиях развития отечественной медицины и в контексте инновационных преобразований в собственно сестринской практике.
Методы. Социально-профессиональный статус среднего медицинского персонала был изучен в ходе авторского социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса на базе лечебных учреждений Саратова, Пензы и Брянска. Выборка репрезентативная, сплошная, бесповтор-ная. Объем выборочной совокупности составил 735 респондентов: доверительная вероятность 99%, доверительный интервал ± 4%. Возрастной диапазон респондентов от 18 до 56 лет. Среднее специальное образование имеют 76,9% респондентов, высшее образование 12,2% респондентов, неоконченное высшее 5,2% респондентов.
Валидность результатов исследования обусловлена высоким уровнем доверительной вероятности и низким уровнем статистической погрешности. Данные, полученные в результате исследования, обработаны в программе SPSS for Windows версии 17.0.
Эмпирическое исследование направлено на получение данных, отражающих наличное отношение медицинских сестер к профессии в контексте оценки перспектив ее развития. На основе анализа мнения респондентов выявлены проблемные зоны реализации инновационных форм организации сестринской практики и их внедрения в деятельность отделений лечебно-профилактических учреждений как ресурса повышения социально-профессионального статуса среднего медицинского персонала.
Результаты. Уровень и характер динамики профессиональной деятельности медицинских работников среднего звена зависит прежде всего от мотивации, определяющей выбор профессии. Во многом самоидентификация в профессии в содержательном плане обусловлена образом профессии, сформированном на этапе выбора профессии. На вопрос: «Почему Вы выбрали профессию медицинской сестры?» — 25,4% респондентов ответили, что это одна из благороднейших профессий, 24,4% — по рекомендации знакомых, 13,2% - случайно выбрали профессию медицинской сестры, 13,4% — выбор связан с тем, что не поступили в высшее
учебное заведение, и только 8,4% опрошенных считают профессию медицинской сестры престижной (рис. 1). Основной признак профессии, по которому у респондентов было сформировано представление о ней на момент выбора, сводится к ее титульному значению как профессии благородной.
Однако большинство опрошенных не хотят, чтобы их дети получали образование по данной специальности. На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы дети продолжили Вашу профессию?» — 69,1% респондентов дали отрицательный ответ, что свидетельствует о низкой самооценке профессионалов данной группы. Отношение к профессии не остается неизменным на протяжении жизни, так как приоритетными становятся экономическое благополучие и стабильное социальное положение.
Профессия медицинской сестры направлена на выполнение различных функций, одной из которых является функция социально-психологической поддержки людей, переживающих ситуацию болезни. Забота о больном, взаимодействие с его близкими и родственниками, их психологическая поддержка являются социально значимой обязанностью медицинских сестер. При этом только 25,2% респондентов значимым показателем успешности признают авторитет у врачей и пациентов. Большая часть респондентов (28,8%) показателем профессиональной успешности считают высокую оплату труда. Оплата труда определяет социально-профессиональный статус работника. Низкая оплата труда среднего медицинского персонала указывает на недостаточную оценку данного вида деятельности. Очевидно, что у руководителей здравоохранения нет четкого представления о том, что в настоящее время сестринская практика представляет собой сложный технологический процесс. Кроме того, она включает в себя значимую социальную компоненту, поскольку выполнение функциональных обязанностей у медицинских сестер зависит как от правовых норм общества, так и от ожиданий пациентов.
Подавляющее большинство респондентов (83,4%) считают, что перечень должностных обязанностей не соответствует их уровню оплаты труда, что является одной из причин ухода из профессии. 34,8% респондентов отмечают, что получают доплату из фонда ОМС, но считают ее незначительной, тогда как 32,9% не получают доплату из данного фонда, и лишь у 7,9% доплата из фонда ОМС существенно повышает оплату труда.
Инновационный опыт организации сестринской практики показывает, что деятельность сестринского персонала осуществляется преимущественно в новых формах. На смену традиционной функциональной модели «помощника» в лечебно-профилактические учреждения приходит новый вид сестринской практики — сестринский процесс. На сегодняшний день сестринский процесс не просто фиксирует новую функциональную модель сестринской помощи, он синтезирует настоящее и будущее медико-социальной помощи, открывая перспективы ее модернизации.
Сестринская практика, основанная на принципах автономии среднего медицинского персонала, создает условия для реализации потенциала сестринского процесса в направлении адресной медико-социальной помощи пациентам. Сестринский процесс как универсальный инструмент организации сестринской помощи остается невостребованным. Так, на вопрос «Как Вы считаете, что даст внедрение сестринского
Рис. 1. Мотивационные предпочтения выбора профессии медицинской сестры
Рис. 2. Барьеры внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение
процесса в практическое здравоохранение?» 14,1% опрошенных отвечают, что с внедрением сестринского процесса в практику повысится эффективность сестринской помощи, 25% отметили, что изменится планирование и эффективность использования рабочего времени медицинской сестрой, 11,5% связывают с сестринским процессом повышение профессиональной компетентности и самостоятельности медицинских сестер. Однако 16,5% респондентов связывают сестринский процесс с увеличением объема работы медицинской сестры, а 22% медицинских сестер указали, что увеличение сестринской документации будет отвлекать медицинскую сестру от выполнения своих обязанностей.
При этом сестринский процесс находит неоднозначную оценку и у самих медицинских сестер. Так, 30,6% респондентов видят во внедрении сестринского процесса еще большую нагрузку на медицинскую сестру, 13% респондентов считают, что сестринский процесс связан с дополнительными, не входящими в ее обязанности функциями, 7,4% отметили отсутствие стандартов сестринской деятельности, 9,2% — отсутствие материальных и моральных стимулов, 6,8% — отсутствие подготовленных кадров, 4,3% — негативное отношение врачей. Затруднились с ответом 23,8% респондентов (рис. 2). По сути в ответах респондентов представлены основные барьеры сестринского процесса, связанные с недостаточным
уровнем подготовки среднего медицинского персонала к модернизации сестринской помощи.
Внедрение инновационных медицинских технологий и методов лечения, переход к бюджетно-страховой медицине, необходимость научно обоснованного сестринского процесса требуют большого числа высокообразованных, ориентирующихся в современной стратегии сестринского дела специалистов [5]. В 1991 г. в Российской Федерации началась подготовка специалистов с высшим сестринским образованием. На сегодняшний день окончательно сформировалась многоуровневая система подготовки медицинских сестер. Выпускники факультетов, институтов сестринского образования подготовлены к выполнению организационно-управленческих, информационно-аналитических, лечебно-профилактических, медико-социальных и других видов профессиональной деятельности в области здравоохранения. Ответы респондентов показали, что получение диплома о высшем сестринском образовании большинство (22,1%) респондентов связывают с возможностью сохранить за собой должность, 18,8% опрошенных нацелены на повышение своего профессионального уровня, 15,4% респондентов ориентированы получить более высокооплачиваемую работу, 13,9 — занять должность руководителя сестринской службы, 4% — самоутвердиться перед коллегами. Лишь 8% респондентов считают, что высшее сестринское об-
Рис. 3. Мотивы получения высшего сестринского образования
разование не меняет положения медицинской сестры в системе здравоохранения (рис. 3).
Обсуждение. На основе социологического анализа состояния и проблем сестринской практики в ряде субъектов Российской Федерации можно судить о наличии сформировавшихся условий для изменений социально-профессионального статуса медицинских сестер. Более детально могут быть отмечены следующие составляющие:
1) современные сестринские технологии;
2) информатизация медицины и новые способы работы с медицинской информацией;
3) новые организационные формы сестринской практики;
4) новые формы подготовки медицинских сестер.
С другой стороны, проведенное исследование позволило определить барьеры, препятствующие наметившимся преобразованиям в сестринском деле. Так, профессиональное самосознание и низкая профессиональная активность среднего медицинского персонала не способствуют переходу от жесткой традиционной модели сестринской помощи к современной модели ее организации — сестринскому процессу.
Заключение. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Инновационные изменения, происходящие в отечественной системе здравоохранения, нацеленные на улучшение качества оказания медицинской помощи, создают чрезвычайно широкие возможности для трансформации социально-профессионального статуса
медицинской сестры. Социологическая диагностика профессионального положения среднего медицинского персонала позволила выявить совокупность факторов, которые не способствуют его положительной динамике. К факторам субъективного характера следует отнести негативное отношение врачей, стремящихся сохранить за сестринским персоналом роль «ведомого». Наличие низкой самооценки сестринского персонала отражает низкий мотивационный потенциал этой категории работников сферы здравоохранения в части отстаивания собственных профессиональных интересов. Кроме того, низкая социальная и материальная защищенность среднего медицинского персонала существенно тормозит внедрение инновационных преобразований в сестринскую практику и тем самым препятствует повышению социально-профессионального статуса медицинских сестер и, как следствие, делает профессию медицинской сестры малопривлекательной.
Библиографический список
1. Санто Б. Инновация как средство экономического развития/пер. с венг. М.: Прогресс, 1990. 296 с.
2. Социологический энциклопедический словарь/под ред. Г. В. Осипова. М., 2000.
3. Решетников А. В. Социология медицины. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 256 с.
4. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. 392 с.
5. Бахтина И. С. Научное обоснование внедрения инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2009. 10 с.
УДК 616.89-053.2:314.6:364.632]:343.275.6=03.111 (669) (045) Оригинальная статья
IMPACT OF INTERSPOUSAL VIOLENCE AND MATERNAL DEPRIVATION ON A CHILD’S MENTAL HEALTH: A CASE REPORT
A. N. Onyriuka — Nigeria, Benin City, PMB 111, University of Benin Teaching Hospital, Department of Child Health.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ И ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ КАК СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА: ОБЗОР ОТДЕЛЬНОГО СЛУЧАЯ
А. Н. Онириука — Нигерия, Бенин Сити, Университет при клинике в Бенине, кафедра детского здоровья.
Дата поступления — 20.12.2010 г. Дата принятия в печать — 20.05.2011 г.
Onyriuka A.N. impact of interspousal violence and maternal deprivation on a child»s mental health: a case report // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 2. P. 494-497.