УДК 616-053.9:316.64:614.253:614.253.4 (045) Оригинальная статья
восприятие Пожилого человека студентами-медиками и КЛИНИЧЕСКИМИ
ОРДИНАТОРАМИ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Э. Р. Фахрудинова — ФГБОУВО «Саратовский ГМУим. В. И. Разумовского» Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, кандидат философских наук; И. С. Ващенко — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, студентка 6-го курса лечебного факультета; Е. А. Андриянова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского», заведующая кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии, профессор, доктор социологических наук; П. Н. Аленин — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, аспирант; Е. В. Ермолаева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, кандидат философских наук.
AN ELDERLY PERSON IN THE ATTITUDES OF MEDICAL STUDENTS AND MEDICAL
RESIDENTS: AN ETHICAL ASPECT
E.R. Fakhrudinova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Human Sciences, Philosophy and Psychology, Candidate of Philosophical Sciences; I. S. Vashchenko — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Medical Faculty, Student; E. A. Andriyanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Human Sciences, Philosophy and Psychology, Professor, Doctor of Social Sciences; P. N. Alenin — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Human Sciences, Philosophy and Psychology, Post-graduate; E. V. Ermolaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Human Sciences, Philosophy and Psychology, Candidate of Philosophical Sciences.
Дата поступления — 9.02.2017 г. Дата принятия в печать — 15.05.2017 г.
Фахрудинова Э. Р., Ващенко И. С., Андриянова Е. А., Аленин П. Н., Ермолаева Е. В. Восприятие пожилого человека студентами-медиками и клиническими ординаторами: этический контекст. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 300-302.
Цель: выявить особенности установок по отношению к пожилым людям у студентов и ординаторов Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского (СГМУ). Материал и методы. В исследовании приняли участие студенты 3, 6-го курсов и ординаторы 1 и 2-го годов (N=85), обучающиеся в СГМУ. Средний возраст респондентов составил 21±1,8 года. Использовалась методика неоконченных предложений, позволившая измерить эмоциональную нагруженность семантического поля феномена старости. Результаты. Среди опрошенных наиболее часто старость ассоциируется с обязанностями по воспитанию внуков, мудростью и пенсией. Среди основных причин, которые препятствуют нормальному взаимодействию с пожилыми людьми, респонденты отмечают конфликтность пожилых людей и снижение когнитивных функций. Заключение. В исследуемой совокупности присутствует в основном позитивный образ старости. Следует особенно тщательно готовить студентов-медиков к работе с пожилыми людьми и формировать толерантное отношение к старости.
Ключевые слова: пожилой пациент, подготовка медицинских кадров, образ старости.
Fakhrudinova ER, Vashchenko IS, Andriyanova EA, Alenin PN, Ermolaeva EV. An elderly person in the attitudes of medical students and medical residents: an ethical aspect. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (2): 300-302.
The objective of the study: to identify the attitudes towards elderly among the students and residents of SSMU n.a. V. I. Razumovsky. Material and Methods. Students of 3d and 6th courses and interns of 1st and 2d years (N=85) enrolled in the SSMU n.a. V. I. Razumovsky were involved in the research. The average age of respondents was 21±1.8 years. We used the technique of unfinished sentences, which allowed us to measure emotional load of the semantic field of the phenomenon of old age. Results. Among the respondents, most commonly old age is associated with responsibilities in the upbringing of grandchildren, wisdom and pension. The main reasons that hamper the interaction with the elderly respondents emphasized the conflict of older people and a decrease in cognitive functions. Conclusions. In the researched population there is mainly a positive image of old age. Medical students should be prepared to work with older people and a tolerant attitude to old age should be formed.
Key words: elderly patient, medical personnel training, the image of old age.
Введение. Увеличение продолжительности жизни и доли пожилых людей в структуре населения является общемировым демографическим трендом. Наша страна не является исключением из этой тенденции. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, удельный вес населения России старше трудоспособного возраста вырос с 18,5% в 1989 г до 20,1% в 2002 г, 24,6% в 2016 г [1]. Согласно прогнозам, к 2030 г он составит 28% [2]. Данная тенденция находит отражение в экономической сфере и во многом определяет вектор социальной политики [3].
В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о подготовке необходимых кадров, прежде всего медицинских работников. С 2007 г в нашей стране инициированы планомерные реформы в системе здравоохранения, одним из важнейших направлений которого является широкомасштабное
Ответственный автор — Аленин Павел Николаевич Тел.: 89272238779 E-mail: [email protected]
развитие первичного звена медицинской помощи. Готов к реализации проект, позволяющий молодым специалистам после получения диплома и прохождения процедуры аккредитации начать работу врачами общей практики в амбулаторном звене здравоохранения, где присутствует высокая доля пациентов гериатрического профиля.
Цель: выявить особенности установок по отношению к пожилым людям среди студентов и ординаторов Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского.
Материал и методы. Использовались: методика неоконченных предложений, позволившая измерить эмоциональную нагруженность семантического поля феномена старости; социологический опрос методом анкетирования; опрос по модифицированной методике А. Меграбяна и Н. Эпштейна; анализ научной литературы.
Генеральная совокупность исследования составила 85 человек, которые являются студентами 3, 6-го курсов лечебного факультета, ординаторами
1 и 2-го годов СГМУ. Для отбора респондентов избран метод гнездовой выборки, опрошены студенты 1-5 групп 3-го курса и первых l2 групп 6-го курса лечебного факультета, ординаторы некоторых кафедр. Средний возраст респондентов составил 21±1,8 года. Генеральная совокупность делилась на группу студентов 3-го курса и группу, включившую студентов 6-го курса, ординаторов 1 и 2-го годов. Все опрошенные имеют высокую академическую успеваемость, активную жизненную позицию, происходят из социально благополучных семей и регулярно взаимодействуют с пожилыми людьми как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Уровень эмпатии среди респондентов соответствует нормальным показателям, что выявлено в ходе анкетирования, произведенного параллельно основному исследованию, по методике Эпштейна — Меграбяна [4].
В исследуемой совокупности проведен анонимный опрос, включавший 7 вопросов открытого типа, в которых возможно предложить несколько сходных вариантов ответа. В числе предложенных вопросов были свободные ассоциации со словом «старость», а также определения с имеющимися вариантами ответа, в том числе предложенные Э. Эриксоном [5]: как часто опрошенным приходится испытывать раздражение при общении с пожилыми и что служит причиной этому (сходные и синонимичные варианты объединялись в смысловые блоки); является ли неопрятный внешний вид пожилого больного причиной антипатии, неприязни к нему (даже если это не отражается на качестве работы и не проявляется при общении с ним).
Статистическая обработка осуществлялась с использованием программы Microsoft Office Ехсе1 2007 (Microsoft Corp., США) и включала расчет относительных показателей (%).
Результаты. При определении ассоциаций с понятием «старость» путем постановки вопросов с открытым типом ответа выяснено, что среди опрошенных наиболее часто старость ассоциируется с обязанностями по воспитанию внуков, мудростью и пенсией.
Стоит отметить, что среди респондентов старость более ассоциирована со смертью и болезнью, чем со свободным временем для начинания новых увлечений (табл. 1).
Таблица 1
Свободные ассоциации с понятием «старость»
Понятие, ассоциируемое со старостью Частота возникающей ассоциации,%
3-й курс 6-й курс; ординаторы
Внуки 25,4 23,0
Мудрость 20,2 24,3
Пенсия 15,9 15,5
Смерть 14,0 7,8
Болезнь 7,1 13,6
Наследие 6,1 8,7
Итог 5,4 3,9
Время для новых увлечений 5,0 1,6
Неопрятность 0,9 1,9
При определении понятия «старость» в вопросах с предложенными вариантами с частичным использованием словосочетаний, предложенных Э. Эриксоном, и дополненных иными по значению вариантами, нами предпринята попытка выявления доминирующих характеристик в образе пожилого человека (табл. 2).
Таблица 2
Варианты определения понятия «старость»
Понятие, ассоциируемое с образом пожилого и старого человека Частота варианта, %
3-й курс 6-й курс; ординаторы
Зрелость ума 32,9 28,8
Мудрость 30,0 23,1
Глубокое всеобъемлющее понимание 20,0 19,2
Напоминание о приближающейся смерти 10,0 7,7
Обдуманность суждений 7,13 21,2
Респондентам, участвующим в исследовании, задавался и вопрос о том, приходится ли им испытывать раздражение при контакте с пожилыми. Установлено, что среди студентов 3-го курса 33,9% испытывают раздражение часто, 65,1% редко, 1% не испытывают его никогда.
22,2% опрошенных студентов 6-го курса и ординаторов испытывают раздражение часто, 75% указали на редкие случаи, 2,8% не испытывают его никогда.
Среди основных причин, которые вызывают раздражение и в определенной степени препятствуют нормальному взаимодействию с пожилыми людьми, респонденты отмечают следующие: а) раздражительность, неуважение и недоброжелательное отношение к окружающим, эгоизм, агрессивность, конфликтность, грубость пожилых людей; б) проявления возрастных изменений организма, такие как снижение мнестических функций, зрения, слуха, медлительность, неопрятность; в) непонимание из-за разности взглядов людей различных поколений; г) предвзятое отношение, нравоучительный тон, многословие, демонстрируемое пожилыми людьми при общении.
В ходе дополнительного опроса 35,3% респондентов из группы студентов 3-го курса указали на тот факт, что у них возникает антипатия к неопрятным пожилым больным, даже если это отношение никак не влияет на качество оказываемой помощи и не служит причиной невежливого отношения к ним; среди студентов 6-го курса и клинических ординаторов этот показатель составил 28,2%.
Обсуждение. Учитывая немалое значение феномена ореола и присутствия неких стереотипных установок, определяющих восприятие пожилых, провели изучение категорий, главным образом ассоциирующихся с понятием старости, в исследуемой совокупности. Принятые в обществе стереотипы, касающиеся пожилых, часто способствуют тому, что отдельной личности могут приписываться определенные характеристики, присущие большинству представителей этой социальной группы, что не всегда соответствует ее действительным качествам [6, 7].
Существуют разнообразные взгляды на пожилых людей и их роль в общественной жизни, реализуется неоднозначная «идеология пожилого человека», кото-
Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2017. Vol. 13, № 2.
рая формирует реальные отношения к людям «третьего возраста» на уровне обыденного сознания [8].
Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о готовности опрошенных к восприятию пожилого человека как носителя мудрости, определенного ценного жизненного опыта.
Можно резюмировать следующее: респонденты рассматривают старость как этап, служащий для обобщения личностью жизненного опыта, для передачи своего духовного, интеллектуального наследия следующим поколениям, а также для того, чтобы проводить освободившееся время с родными, реализовывать себя в рамках семьи. Главную же социальную роль пожилых людей участники опроса видят в заботе о внуках.
Взаимоотношения со старыми и пожилыми людьми нередко сложны и неизбежно сопряжены с тяжелыми проблемами, что может сопровождаться негативной реакцией у молодых. Проведенное исследование показывает, что трудности в коммуникации с пожилыми возникают по нескольким причинам.
Во-первых, возможно непонимание из-за несхожести взглядов людей различных поколений.
Во-вторых, некоторые отрицательные личностные качества, поведенческие деформации пожилых обусловлены возрастными инволюционными, различными ишемическими процессами в организме, затрагивающими прежде всего нервную систему. К ним относятся не только когнитивные нарушения, но и такие черты, как агрессивность, конфликтность, элементы лобной психики.
Кроме того, приводить к трудностям в общении с пожилыми людьми может их сниженный уровень самообслуживания и, как следствие, неопрятный внешний вид, что не должно препятствовать работе с точки зрения профессиональной компетенции, однако может служить причиной антипатии к пожилым, даже если это никак не отражается на качестве предоставляемой медицинской помощи. Однако, по тому факту, что более половины опрошенных ответили, что неопрятный внешний вид больного не вызывает никакого чувства антипатии, можно судить о достаточной осведомленности и подготовке молодых специалистов к работе с пациентами со сниженным уровнем самообслуживания.
Заключение. В исследуемой совокупности присутствует в основном позитивный образ старости. Большинство опрошенных считают главным отличительным качеством пожилого человека зрелость ума, мудрость.
В процессе взаимодействия с пожилыми пациентами молодые специалисты неизбежно сталкиваются с трудностями, связанными как с различиями в мировоззрении людей разных поколений, так и с проблемами, причиной которых являются возрастные изменения нервной и других систем организма. Одним из возможных путей преодоления проблем подобного рода является повышение осведомленности будущих врачей о сущности и причинах этих проявлений, целостном и глубоком понимании процессов старения и возникающих нарушений. Студенты старших курсов, ординаторы 1 и 2-го годов, обладающие в своем арсенале определенным запасом знаний, компетенций, моделей поведения, при общении с пожилыми пациентами более успешно преодолевают различные эмоционально-психологические барьеры.
В процессе профессиональной социализации студентов семантический код старости несколько меняется: для студентов старших курсов, ординаторов старость в большей степени подразумевает не столько напоминание о приближающейся смерти или со-
циальную роль бабушки либо дедушки, сколько этап жизни, характеризующийся целостностью и обдуманностью суждений, накоплением житейской мудрости.
Таким образом, с самого начала обучения в вузе необходимо тщательно готовить студентов к работе с пожилыми, формировать толерантное отношение к старости, уделяя достаточное внимание гериатрическим аспектам врачебной работы при изучении клинических дисциплин, а также за счет широкомасштабного освещения данной тематики в векторе изучаемых гуманитарных предметов.
Конфликт интересов не заявляется.
Авторский вклад: концепция и дизайн исследования — Е. А. Андриянова, Э. Р. Фахрудинова; получение и обработка данных, анализ и интерпретация результатов, написание статьи — И. С. Ващенко, Э. Р. Фахрудинова, П. Н. Аленин, Е. В. Ермолаева, Е. А. Андриянова; утверждение рукописи — Е. А. Ан-дриянова, Э. Р. Фахрудинова.
References (Литература)
1. Population distribution by age group. Official site of Federal state statistics service, 01.08.2016. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/# Russian (Распределение населения по возрастным группам. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 01.08.2016. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/).
2. Population by selected age groups. The Official website of Federal state statistics service, 27.05.2016. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/# Russian (Численность населения по отдельным возрастным группам. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 27.05.2016. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#)
3. Getepoch SV. Active ageing as a way of life: socio-philosophical analysis: PhD abstract. Rostov-on-Don, 2009; p. 3-4. Russian (Гецепок С. В. Активная старость как образ жизни: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2009; с. 3-4).
4. Rogers K. Empathy. Psychology of emotions / Vilunas VK, Gippenreiter YB, eds. M., 1984. Russian (Роджерс К. Эмпатия. Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппен-рейтер. М., 1984).
5. Dyachenko LI. Some aspects of the essence of gerontology in the context of social-philosophical analysis. Vestnik Vyatskogo Gosudarstvennogo Gumanitarnogo Universiteta 2009; 3 (4): 21-24. Russian (Дьяченко Л. И. Некоторые аспекты сущности геронтологии в контексте социально-философского анализа. Вестник ВятГГУ 2009; 3 (4): 21-24).
6. Chernyshkova EV, Andrianova EA. Consumption of health services by older persons in the context of social inequality (by the example of Saratov region). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2011; 7 (1): 138-141. Russian (Чернышко-ва Е. В., Андриянова Е. А. Потребление медицинских услуг пожилыми людьми в контексте социального неравенства (на примере Саратовской области). Саратовский научно-медицинский журнал 2011; 7 (1): 138-141).
7. Chernyshkova EV, Andrianova EA, Repin VF, Chernyshkov DV. Sources of health care in the interpretations of representatives of elderly age. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11 (1): 58-61. Russian (Чернышкова Е. В., Андриянова Е. А., Репин В. Ф., Чернышков Д. В. Источники поддержания здоровья в интерпретациях представителей пожилого возраста. Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11 (1): 58-61).
8. Makeeva TV. Humanistic views to modern social gerontology. In: 69-th scientific-practical conference "Reading Ushinsky" dedicated to the memory of K. D. Ushinsky: materials of conf. (Yaroslavl, 04-05 March 2014). Yaroslavl: Publishing house of AGPU, 2014; p. 245-250. Russian (Макеева Т. В. Гуманистические взгляды в современной социальной геронтологии. В сб.: 69-я научно-практическая конференция «Чтения Ушинского», посвященная памяти К. Д. Ушинского: материалы конф. (Ярославль, 04-05 марта 2014 г.). Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014; с. 245-250).