Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БОЛЕЗНИ'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БОЛЕЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА / ФИЛОСОФИЯ БОЛЕЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПАТОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ГУМОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / СОЛИДАРНАЯ ТЕОРИЯ ПАТОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова А.Ю.

Статья посвящена выявлению причин заболевания с точки зрения философии и определению ее роли в современной медицине. Выявляется тесная связь философии и медицины, которая заключается в решении одной и той же проблемы - проблемы выживания, самоопределения человека как природного и социокультурного существа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF THE DISEASE

The article is devoted to identifying the causes of the disease from the point of view of philosophy and determining its role in modern medicine. There is a close connection between philosophy and medicine, which consists in solving the same problem of survival, self-determination of human as a natural and socio-cultural entity.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БОЛЕЗНИ»

образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.

УДК 316:613:616-092

Мещерякова А. Ю. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Россия, г. Саратов

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БОЛЕЗНИ

Аннотация: Статья посвящена выявлению причин заболевания с точки зрения философии и определению ее роли в современной медицине. Выявляется тесная связь философии и медицины, которая заключается в решении одной и той же проблемы - проблемы выживания, самоопределения человека как природного и социокультурного существа.

Ключевые слова: философия и медицина, философия болезни, здоровый образ жизни, патология, здоровье, гуморальная теория, солидарная теория патологии.

Meshcheryakova A. U.

The 2ndyear student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.

Razumovsky Russia, city of Saratov

SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF THE

DISEASE

Abstract: The article is devoted to identifying the causes of the disease from the point of view of philosophy and determining its role in modern medicine. There is a close connection between philosophy and medicine, which consists in solving the same problem of survival, self-determination of human as a natural and socio-cultural entity.

Key words: philosophy and medicine philosophy of disease, healthy lifestyle, pathology, health, humoral theory, solidarity theory of pathology.

Каждый человек, независимо от пола, национальности, профессии, своих взглядов, так или иначе заболевает. Невольно человек задумывается о первопричинах, исходах своей болезни не только с точки зрения медицины, но и философии, теологии.

Проблемы возникновения болезней волновали людей с древности. Так, учёные обнаружили следы удачной трепанации черепа, раскопав череп человека эпохи каменного века. На кладбище, возраст которого 60-30 тысяч лет до н.э., был найден скелет мужчины с ампутированной рукой,

впоследствии было доказано, что операция была произведена еще в молодости, а человек прожил инвалидом. А в Древнем Китае с I века до н.э существовало, так называемое, государственное медицинское обслуживание [1, с. 464-468].

Цель работы - выявить причины возникновения болезней с точки зрения философии и определить ее роль в современной медицине.

Рассуждая о здоровом образе жизни, прежде всего, нужно определить понятие здоровья. Существует несколько групп определения значения здоровья, которые отличаются друг от друга концептуальным обоснованием [2, С. 87]. В 1 группе определения здоровья базируются на его функционально-биологических критериях, и определяется, как взаимосвязанное функционирование всех органов, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность организма [2, С. 87]. Во 2 группе определяющим фактором здоровья является баланс между окружающей средой и динамическим и статическим состояниями организма. Социально -биологические аспекты здоровья представлены в 3 группе концепций [2, С. 87-88]. К 4 группе непосредственное отношение имеет адаптация организма. Она играет определяющую роль в гармоничном взаимодействии организма с изменившимися условиями окружающей среды. И наконец, к 5 группе относят представления о здоровье, как наивысшей ценности, которая дана человеку с рождения, без наличия которой не возможна полноценная, счастливая и беззаботная жизнь[2,С. 88]. На этих аксиомах, которые были сформированы на основе трудов предшественников-врачей, философов, основывается определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения - «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [3. С. 1].

С философской точки зрения здоровье рассматривается как гуманитарная ценность. Именно философский подход позволяет лучше понять и оценить человеческий феномен здоровья, так как в человеке наряду с биологическими данными присутствуют и субъективно-творческие потенции [4, С. 247]. Для оценки здоровья человека помимо естественнонаучных знаний необходимы гуманитарные, которые позволили бы расширить знания о здоровье с учетом рассмотрения внутреннего мира человека. Гуманитарная составляющая здоровья человека представляет собой философскую доктрину целенаправленного воздействия на укрепление духовного здоровья людей. Посредством гуманитарных ценностей человек воспринимает внешний мир, формируя свой внутренний -духовный. Еще античными философами было установлено, что истинная причина всех заболеваний человека скрыта в его душе. В современном мире установлено, что при нарушении духовной жизнедеятельности проявляются нарушения и внутри организма. Таким образом, каждый врач и ученый-медик просто обязан быть гуманитарием, обязан заботиться о внедрении гуманитарных ценностей в систему здравоохранения для укрепления

духовного здоровья людей. Сохранение и укрепление здоровья человека задача непростая, за которую отвечает не только система здравоохранения, но и общество, которое также принимает непосредственное участие в этом процессе.

Патология и здоровье - два взаимоотрицающие друг друга состояния организма, в то же время взаиморазвивающие. Связь эта абсурдна, ведь абсурд, по мнению экзистенциалистов, представляет собой связь между человеческой сущностью и иррациональностью окружающего мира.

Слово патология образовано от двух греческих слов - «пафос» -страдание, горе, поражение, болезнь, все, что кто-либо претерпевает, и «логос» - знание, учение, наука. Платон в диалоге «Театет» говорит о том, что философу свойственен именно этот «пафос», который в философских текстах переводится как «изумление», «удивление» [5, С. 36]. Зацепившись за это совпадение, можно выявить сходство и единство в некоторых моментах общей патологии и философии, прояснить вопрос о том, что болезнь есть нечто, претерпеваемое человеком телесно, душевно и духовно.

На протяжении многих столетий господствовала гуморальная теория патологий, представленная Гиппократом. В основе теории - учение о соках человеческого организма: крови (продуцируется сердцем), слизи (продуцируется мозгом), черной желчи (селезенкой) и желтой желчи (печенью). Болезнь есть не что иное, как неправильное соотношение, преобладание одной из жидкостей в организме. Гиппократ являлся сторонником целостного подхода в лечении, заложил целостный постулат гуморальной теории, что болезнь - это местное проявление общего нарушения обмена веществ (циркуляции жидкостей) и лечить ее необходимо с помощью средств, влияющих на весь организм. Согласно этой теории течение любой болезни проявлялось поэтапно: 1 этап-этап сырости, когда в результате неправильного смешения жидкостей появляются сырые, острые вещества, оказывающие разрушающие действие на организм в целом; 2 этап-этап сварения - происходит уничтожение «вредных качеств в сырых соках», их физическое изменение, уплотнение (сварение) и 3 этап извержения -удаление измененных «сваренных» соков из организма, ведущий к выздоровлению[6]. Сторонником гуморальной теории являлся Парацельс, врач-философ, естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Его теория - теория о 3-ех началах, согласно которой в жидких средах существует три основных начала - сера, меркурий и соль. И патологическое состояние организма связано с нарушениями химических превращений этих 3-ех веществ в жидких средах организма [6].

В борьбе с учением о гуморальной теории патологии зародилась солидарная патология. Сущность болезней, согласно этой концепции, развивается в результате нарушения соотношения и характера движения твердых частиц организма. Представителями сей патологии являлись древнегреческие атомисты - Левкипп, Демокрит и Эпикур. Организм, по представлениям древнегреческих атомистов - своеобразная кристаллическая

решетка с тяжелыми инертными атомами и легкими подвижными атомами, которые слагаются в бесчисленные каналы. Здоровье - гармоничное расположение всех атомов. [7]

Гален, рассуждая о причинах болезни, прежде говорит о причинах здоровья, которые, в свою очередь, подразделяются на [8, С. 103]:

1) Причины, сохраняющие здоровье. Они могут, как сохранять настоящее здоровье, так и способствовать его улучшению[8, С. 104].

2) Причины, созидающие здоровье или терапевтические причины. Эта категория причин имеет дело уже с больными людьми и рассматривается с точки зрения нарушения темперамента. Причины эти направлены на подавление уже существующей или имеющей возможность возникнуть болезни [8, С. 105-106].

3) Причины, предупреждающие болезнь. Профилактические причины действуют вместе с сохраняющими причинами, когда человек полностью здоров. Когда человек имеет какие-то отклонения от безупречного здоровья, то профилактические причины действуют вместе с терапевтическими причинами. Действие причин, предупреждающих возникновение болезни, основано на устранении излишков или восполнении недостатка одного из соков организма [8, С. 106].

Причины болезней Гален разделял на ingesta (наносные), circumfusa (механические), excreta (жидкие, обливающие) [9, С. 919]. Он указывал, что болезнь развивается вследствие воздействия причинных факторов на предрасполагающее состояние организма больного. А болезнь рассматривал, как живое существо, проникающее в организм человека. Существо это, по его мнению, имеет свои возрасты, оно рождается, растет, достигает зрелости, а затем устремляется к своему счастливому или несчастливому концу [2, С. 89].

Врач Маймонид в «Книге терапии» писал: «Причины большинства человеческих болезней - в поведении самого человека. Люди не знают как себя вести, когда они здоровы. Глупцы считают, что врач нужен только больным. На самом деле врач нужен и здоровому, так как поддержание здоровья более важно, чем лечение уже возникшей болезни.» [10, С. 406].

У врачей древних времен была более развита философия болезни. Каждая болезнь имела свое начало, возникала вследствие внедрения некого болезнетворного начала в организме человека. Болезнетворное начало имело 2 вида - вещественное ( укус змеи, отравление ядовитыми ягодами) и бесплотное ( при душевных заболеваниях). Предотвращение болезни было возможным при запрете контакта с любым видом предмета или стихией, который мог стать болезнетворным. Избавление же от болезни осуществлялось путем изгнания злого духа из организма. В современной науке концепция болезнетворного начала несколько модифицировалась, приобрела некую конкретность - научную форму. Изменилось представление о болезнетворном начале, узнали о существовании болезнетворных бактерий, вирусов, паразитов и выделяемых ими ядов, об их

действии на организм. А философия болезнетворного начала осталась той же, что и прежде.

Античные врачи верили в идею равновесия стихий. Согласно этой идее в организме человека должна быть гармония четырех стихий - огня, воды, воздуха и земли. Искусство врача состояло в том, что он мог определять недостаток одной из стихий и восполнять ее извне. Например, при лихорадке в человеке преобладает стихия огня, следовательно, для исцеления нужно увеличить влажность организма любыми способами (давать больному обильное питье или делать ему холодные обертывания), так как огонь и вода противоположны друг другу. Определяющим фактором равновесия организма является энергия, которая течет по каналам тела и управляет стихиями. В то же время энергия бывает положительная и отрицательная, их активность должна быть тоже уравновешена. Активностью энергий можно управлять при помощи приемов прижигания, иглоукалывания, правильного питания и питья [11, С. 1].

Современная теория патологии включает в себя три философских принципа:[12, С. 20-21]

1) Принцип причинности-детерминации. В его основе лежит отношение причины к следствию - закон каузальности, объективно отражающий связь явлений, из которых одно явление выступает в роли причины возникновения другого явления. Этот принцип связывает развитие болезней с философскими аспектами изучения всеобщей универсальной взаимосвязи предметов и явлений объективного мира и их причинной обусловленности. Вследствие этого принцип детерминации является одним из определяющих оснований в формировании научного подхода к обоснованию таких понятий, как сущность болезни и патогенеза, а также постановка диагноза и выбор метода лечения. Решение проблем этиологии -одна из основных задач клинической медицины [12, С. 21].

2) Принцип самоорганизации - принцип системности - патогенез. В.Н. Садовский определял систему, как «упорядоченное определенным образом множество предметов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» [13, С. 279]. Основным атрибутивным компонентом системы, неделимым на данном уровне рассмотрения, является элемент. В случае, если организм рассматривать как целостную систему, то его элементами будут являться ткани, в свою очередь, элементами ткани будут являться клетки. Система обладает двумя важнейшими характеристиками - иерархичностью и целостностью. Целостность системы определяется уникальностью свойств, составляющих ее элементов. Все элементы системы связаны между собой определенными отношениями и свойства его проявляются только с учетом этой связи. Иерархичность системы проявляется в подчинении подсистем более низкого уровня подсистемам более высокого уровня. В настоящее время современная наука тесно связана с саморазвивающимися сложными системами, которые категорически отличаются от простых. Отличие заключается в том, что

составляющие элементы саморазвивающейся системы обладают разными свойствами внутри самой системы и вне ее, так органы человеческого организма вне него не выполняют тех функций, которые свойственны им внутри него [12, С. 21-22].

«Сложные саморегулирующиеся системы можно рассматривать как устойчивые состояния еще более сложной целостности -саморазвивающихся систем. Этот тип системных объектов характеризуется развитием, в ходе которого происходит переход от одного вида саморегуляции к другому. Саморазвивающимся системам присуща иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни. В свою очередь каждый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система приобретает новую целостность. С появлением новых уровней организации система дифференцируется, в ней формируются новые, относительно самостоятельные подсистемы» [14, С. 568]. Таким образом, течение патологического процесса должно рассматриваться с учетом принципов саморегуляции, целостности, самосохранения организма.

4) Принцип единства природы - принцип подобия [12, С. 22]. Этот принцип является следствием философского принципа материализма, согласно которому материя является источником всех процессов и явлений в природе, в то же время и материя имеет один источник происхождения [15, С. 615-616.]. Этот принцип должен играть существенную роль в анализе сущности болезни.

В настоящее время - время новых технологий, время развития медицины люди по-прежнему испытывают боль, страдание, так же как и предыдущие поколения. Боль и болезнь, в свою очередь, становятся открытыми и общедоступными посредством медиакоммуникаций, которые являются новой формой переживания опыта болезни и страдания. Медиакоммуникации становятся неотъемлемой частью формирования современных социальных представлений о здоровье и болезни. Они предоставляют пациенту возможность активно участвовать в процессе своего лечения, рассказывать о своем заболевании , не идентифицируя себя, а также получать мгновенную интересующую информацию от других, страдающих таким же заболеванием, людей [16, С. 180-182].

В формировании образа современного врача философия играет огромную роль. В современных условиях растущей дегуманизации медицины особенно востребованным оказывается опыт философского осмысления этического и экзистенциального оснований профессии врача. Феноменологическая и герменевтическая традиции философии XX века позволяют эксплицировать сущность врачебного призвания как специфическую форму фундаментального феномена заботы [17, С. 29-30]. Такая интерпретация позволяет преодолеть доминирующую сегодня модель медикализации (модель «инструментального господства»), в которой человек находится в положении функционального объекта [18, С. 143].

Опираясь на философские принципы, появляется возможность преодоления мировоззренческой односторонности в подходе к изучаемым медицинским проблемам в условиях сложившейся узкой специализации врачебной деятельности.

В подтверждение мысли о близости медицины и философии хочется привести слова В.В. Пашутина, написанные в конце XIX в.: «Обобщающие полеты ума в сфере патологических явлений совершенно необходимы, так как запас детальных фактов в настоящее время очень велик и получает характер, за недостатком обобщений, тяготеющего ум балласта, с которым едва может справляться наша память.» [19, С. 581]. Само собой разумеется, что при философском отношении к существующему фактическому материалу легко обнаруживается всякая односторонность наших знаний и неизбежно всплывает ряд вопросов, часто бьющих в самую суть дела. Слова Пашутина указывают на невозможность построения полноценного медико-философского синтеза без профессионального знания медицинской реальности и в то же время основательной философской подготовки.

Рассмотрение вопросов здоровья, болезни, симптомов болезни, диагностики и лечения с философской позиции имеет большое значение в деятельности каждого медика-ученого и практикующего врача.

Философия - специфический опыт знания и мышления, который является одним из способов осуществления полноценного медико-философского синтеза. «Философия должна быть внедрена в медицину и медицина в философию, ибо все свойства философии сохраняют свое знание в медицине» - Гиппократ [20, С. 127-143].

Использованные источники:

1. Краснюк И.И., Михайлова Г. В. Фармацевтическая технология: Технология лекарственных форм: Учебник для студ. сред. проф. учеб, заведений. — М.: Издательский центр«Академия», 2004. — С. 464-468.

2. Пальцев А.И. Проблемы здоровья и болезни, диагностики и лечения с историко-философских позиций//Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2011. №9.- С. 87-89.

3. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения [электронный ресурс] URL: www.who.int/governance/eb/who constitution ru.pdf (дата обращения 29.10.2017).

4. Катрунов В.А., Фахрудинова Э.Р. Этико-философские проблемы медицины // Конфликты в современном мире: международное государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 2016.-С.244-248.

5. Кондратьев В.П. Философия и медицина: Учебное пособие /: Тул. Гос. Ун-т. - Тула, 2002.- С. 36

6. Пионтковский. И. А. Гуморальная патология//Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание. Том 6 [электронный ресурс] URL:

http: //бмэ. opr/index.php/ГУМОРАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ (дата обращения 27.10.17)

7. Шилинис Ю.А. Солидарная патология// Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ),под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание. Том23 [электронный ресурс] URL: http://бмэ.оргМех^/СОЛИДАРНАЯ ПАТОЛОГИЯ (дата обращения 27.10.17)

8. Пролыгина И.В. Гален о признаках и причинах болезни и здоровья [пер.] (2014). — ГАЛЕН, Медицинское искусство (I - XVIII), пер. и примеч. И.В. Пролыгиной, Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем 2 (2014). - С. 103-106.

9. Конвер С. История древней медицины . Вып.3. Медицина от смерти Гиппократа до Галена включительно. - Киев, 1888. - С. 919-931.

10.Лазебник Л.Б., Беляева В.С. Российские терапевты - М.: ПиАр-Медиа Групп, 2010. - С. 406.

11.Подойницын А. Философия болезни. 2013 [электронный ресурс] URL: https://www.proza.ru/2013/11/29/61 (дата обращения 2.11.2017).

12. Карпин В.А. Общая теория патологии: основания теории//Сиб.мед.журнал(Иркутск).2004.№8 (сообщение 1). - С. 20-21

13.Садовский В.Н. Основания общей теории систем - М.: Наука, 1974. - С. 279

14. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М.: Проспект 1998. - С. 568.

15.Беляев Г.В. Материальное единство мира// Всемирная энциклопедия : Философия / под ред. А.А. Грицанова - М.: АСТ, Мн.: соврем, литератор, 2001. - С. 615-616.

16.Гришечкина Н.В., Фахрудинова Э.Р. Трансформация опыта болезни и страдания в эпоху социальных медиа// Стратегия выживания в контексте биоэтики, философии и медицины. Кишинев, 2015. - С. 180-182.

17.Андриянова Е.А., Засыпкина Е.В., Чебан А.Г. Сестринская практика в контексте этического регулирования / Е.А. Андриянова, Е.В. Засыпкина, А.Г. Чебан // Биоэтика. 2011. № 1 (7). С. 28-31.

18.Чебан А.Г. Мартин Хайдеггер: стратегии господства / А.Г. Чебан // Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. - ООО «Издательство «Научная книга», 2006. С. 139-145.

19.Пашутин В.В. Курс общей и экспериментальной патологии.- СПб.,1885, т. 1. - С. 581

20.Гиппократ. Об искусстве//Гиппократ. Избранные книги. - Гос. изд-во биологической и медицинской литературы, 1936. - С. 127-143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.